Министерство образования Сахалинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Сахалинский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Операционные системы и среды
для профессий
среднего профессионального образования
09.02.06 Сетевое и системное администрирование
г. Оха
2020 год
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. № 1548 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.06 Сетевое и системное администрирование).
Организация-разработчик: ГБПОУ «СИТ»
Разработчик:
Линчевский А.С., преподаватель профессионального цикла ГБПОУ «СИТ»
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | Стр. |
1 | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2 | Структура и содержание учебной дисциплины | 7 |
3 | Условия реализации учебной дисциплины | 13 |
4 | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 16 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 Операционные системы и среды
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке и переподготовке работников в области организации и проведения работ по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию радиоэлектронных устройств систем связи по профессиям укрупненных специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Операционные системы и среды» принадлежит к общепрофессиональному циклу (ОП.00), связана с учебными дисциплинами:
ЕН.02 Дискретная математика,
ОП.02 Архитектура аппаратных средств,
ОП.03 Информационные технологии,
ОП.04 Основы алгоритмизации и программирования,
ОП.07 Экономика отрасли,
ОП.08 Основы проектирования баз данных,
ОП. 09 Стандартизация, сертификация и техническое документоведение,
ОП. 11 Инженерная компьютерная графика
ОП. 13 Технология физического уровня передачи данных
с профессиональными модулями:
ПМ.01 Выполнение работ по проектированию сетевой инфраструктуры,
ПМ.02 Организация сетевого администрирования,
ПМ.03 Эксплуатация объектов сетевой инфраструктуры,
ПМ.04 Управление сетевыми сервисами,
ПМ.07 Сопровождение модернизации сетевой инфраструктуры.
1.3. Цель и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники.
Работать в конкретной операционной системе.
Работать со стандартными программами операционной системы.
Устанавливать и сопровождать операционные системы.
Поддерживать приложения различных операционных систем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Состав и принципы работы операционных систем и сред.
Понятие, основные функции, типы операционных систем.
Машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью.
Машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов.
Принципы построения операционных систем.
Способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования.
Понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса.
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы общих и профессиональных компетенций:
Код | Наименование компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
ПК 3.1. | Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей. |
ПК 4.2. | Контролировать сетевую инфраструктуру с использованием инструментальных средств эксплуатации сетевых конфигураций. |
ПК 4.4. | Предоставлять согласованные с информационно-технологическими подразделениями сетевые сервисы и выполнять необходимые процедуры поддержки. |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 142 часов, в том числе:
обязательной учебной нагрузки обучающегося 110 часов;
самостоятельной работы обучающегося 32 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 142 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 110 |
в том числе: | |
практические занятия | 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 32 |
в том числе: подготовка сообщения, реферата или доклада заполнение и изучение таблиц создание таблиц выполнение индивидуальных дифференцированных заданий (в том числе исследовательских, проектных, творческих) составление кроссвордов составление глоссария по темам дисциплины формирование справочного материала по темам дисциплины подбор материала для подготовки к промежуточному и итоговому контролю работа с Интернет ресурсами | |
Итоговая аттестация в форме: ЭКЗАМЕН | |
Распределение часов, отводимое на освоение общеобразовательной дисциплины, по семестрам:
№ п/п | Нагрузка обучающегося | Номер семестра | Всего часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
09.02.06 Сетевое и системное администрирование |
1.1 | Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | | | 110 | | | | | | |
В том числе: | Занятий на уроках | | | 70 | | | | | | |
Практические занятия | | | 40 | | | | | | |
1.2 | Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающегося | | | 32 | | | | | | |
1.3 | Итоговая аттестация в форме экзамена | | | | | | | | | |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.01 Операционные системы и среды
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | История, назначение и функции операционных систем | 6 / 10 / 8 | |
Тема 1.1. История, назначение и функции операционных систем | Содержание учебного материала | | |
Понятие и назначение операционной системы. | 1 | 2 |
Виды операционных систем. Классификация ОС. | 1 | 2 |
История развития операционных систем | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 1 | | |
Составление справочной таблицы по теме «История развития операционных систем» | 2 | |
Параметры загрузки ОС. | 1 | 2 |
Конфигурация ОС. | 1 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 2 | | |
Составление справочной таблицы по теме «Сравнение операционных систем» | 2 | |
Интерфейсы операционных систем. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. | 2 | |
Утилиты и драйверы. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 1 | | |
Структура рабочего стола, мой компьютер, панель управления. Использование сервисных программ поддержки интерфейсов. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 2 | | |
Настройка рабочего стола. Настройка системы с помощью Панели управления. Настройка компьютерной системы | 2 | 3 |
Практическое занятие № 3 | | |
Работа со стандартными встроенными приложениями. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 4 | | |
Редактирование меню загрузки с помощью средства «Конфигурация системы». Контроль параметров автозагрузки программ. | 2 | 3 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 3 | | |
Описание параметров загрузки операционной системы на домашнем ПК | 2 | |
Раздел 2. | Архитектура операционной системы | 2 / 12 / 4 | |
Тема 2.1. Архитектура операционных систем | Содержание учебного материала | | |
Построение ОС. | 2 | 2 |
Монолитные системы. Многоуровневые системы. | 2 | 2 |
Обзор функций ОС: управление памятью, файлами, процессами, сетями, командными интерпретаторами, сервисы ОС, системные вызовы. | 2 | 2 |
Уровни абстракции ОС. Архитектура UNIX и MS-DOS | 2 | 2 |
Практическое занятие № 5 | | |
Диспетчер задач. | 2 | 3 |
Уровни абстракции ОС. ОС с архитектурой микроядра. | 2 | 2 |
Виртуальные машины. Цели проектирования и разработки ОС. Генерация ОС | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 4 | | |
Составить схемы «Структура системы MS DOS. Структура системы UNIX.» | 2 | |
Практическое занятие № 6 | | |
Инсталляция программного продукта «MS Virtual PC». Особенности работы. | 2 | 3 |
Раздел 3. | Общие сведения о процессах и потоках | 4 / 6 / 4 | |
Тема 3.1. Общие сведения о процессах и потоках | Содержание учебного материала | | |
Настройка параметров рабочей среды. | 1 | 2 |
Разделение времени, диалоговый режим. | 1 | 2 |
Практическое занятие № 7 | | |
Монитор ресурсов. Планировщик заданий. | 2 | 3 |
Модель процесса. Создание процесса. Завершение процесса. | 1 | 2 |
Иерархия процесса. Состояние процесса. Реализация процесса. | 1 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 5 | | |
Составление конспекта по теме «Общие сведения о процессах» | 2 | |
Применение потоков. Классификация потоков. Реализация потоков. | 1 | 2 |
Процессы и потоки в Windows. | 1 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 6 | | |
Составление конспекта по теме «Общие сведения о потоках» | 2 | |
Практическое занятие № 8 | | |
Процессы и потоки в Windows. | 2 | 3 |
Раздел 4. | Взаимодействие и планирование процессов | 2 / 6 / 2 | |
Тема 4.1. Взаимодействие и планирование процессов | Содержание учебного материала | | |
Взаимодействие между процессами | 2 | 2 |
Планирование процессов. | 2 | 2 |
Взаимоблокировка процессов | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 7 | | |
Составление конспекта по теме «Планирование процессов.» | 2 | |
Практическое занятие № 9 | | |
Управление процессами с помощью команд операционной системы для работы с процессами | 2 | 3 |
Раздел 5. | Управление памятью | 2 / 8 /2 | |
Тема 5.1. Управление памятью | Содержание учебного материала | | |
Абстрактная память. Виртуальная память. | 2 | 2 |
Управление реальной памятью. Управление виртуальной памятью. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 8 | | |
Составить схемы «Управление реальной памятью. Управление виртуальной памятью.» | 2 | |
Практическое занятие № 10 | | |
Исследование соотношения между представляемым и истинным объёмом занятой дисковой памяти. Изучение влияния количества файлов на время, необходимое для их копирования. | 2 | 3 |
Страничная организация памяти. Сегментная организация памяти | 1 | 2 |
Реализация смежного распределения памяти | 1 | 2 |
Реализация ассоциативной памяти страниц | 1 | 2 |
Реализация хешированных таблиц страниц | 1 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 9 | | |
Составить схемы «Реализация ассоциативной памяти страниц», «Реализация хешированных таблиц страниц» | 2 | |
Раздел 6. | Файловая система и ввод и вывод информации | 4 / 8 / 8 | |
Тема 6.1. Файловая система и ввод и вывод информации | Содержание учебного материала | | |
Файл, файловая система, каталог. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 11 | | |
Работа с программой «Файл-менеджер Проводник». Работа с файловыми системами и дисками. | 2 | 3 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 10 | | |
Работа с программой «Файл-менеджер Проводник» на домашнем ПК. | 2 | |
Файловые системы VFAT и FAT32. Файловые системы HPFS и NTFS. | 2 | 2 |
Модульность ОС. Совместимость ОС. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 11 | | |
Составление справочной таблицы по теме «Сравнение файловых систем» | 2 | |
Практическое занятие № 12 | | |
Исследование файловых систем и управления файлами в ОС Windows. | 2 | 3 |
Системы ввода-вывода. Ввод-вывод с прямым доступом к памяти (DMA) | 1 | 2 |
Программный интерфейс ввода-вывода. Жизненный цикл запроса на ввод-вывод. Программные уровни и функции ввода-вывода | 1 | 2 |
Практическое занятие № 13 | | |
Управление доступом к файловым ресурсам. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 14 | | |
Дефрагментация, архивирование и форматирование дисков | 2 | 3 |
Раздел 7. | Работа в операционных системах и средах | | |
Тема 7.1. Работа в операционных системах и средах | Содержание учебного материала | 4 / 10 / 8 | |
Планирование и установка операционной системы. Системные требования. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 12 | | |
Составление справочной таблицы по теме «Системные требования различных ОС». | 2 | |
Установка и настройка системы Windows 7. | 2 | 2 |
Установка параметров автоматического обновления системы. Установка новых устройств. | 2 | 2 |
Управление дисковыми ресурсами. Дисковые утилиты. | 2 | 2 |
Резервное копирование. Утилиты резервного копирования. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 13 | | |
Составление справочной таблицы по теме «Основные дисковые утилиты», «Утилиты резервного копирования.» | 2 | |
Практическое занятие № 15 | | |
Установка и настройка системы Windows 7. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 16 | | |
Установка параметров автоматического обновления системы. Установка новых устройств. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 17 | | |
Управление дисковыми ресурсами. Дисковые утилиты. | 2 | 3 |
Практическое занятие № 18 | | |
Резервное копирование. Утилиты резервного копирования. | 2 | 3 |
Тема 7.2. Обеспечение информационной безопасности | Содержание учебного материала | 6 / 10 / 4 | |
Безопасность в операционных системах. | 2 | 2 |
Основные типы угроз. Основные типы вредоносных программ. | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 14 | | |
Составление конспекта по теме «Основные типы вредоносных программ» | 2 | |
Практическое занятие № 19 | | |
Настройка системы безопасности. Распределение прав пользователя | 2 | 3 |
Основные средства защиты: брандмауэры, антивирусные технологии, электронная подпись программ | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 15 | | |
Составление реферата по теме «Основные типы антивирусных программ» | 2 | |
Установка и настройка антивирусных программ. | 2 | 2 |
Практическое занятие № 20 | | |
Анализ компьютера на наличие вредоносных программ | 2 | 3 |
Организация системы защиты информационного объекта | 2 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа № 16 | | |
Составление конспекта по теме «Организация системы защиты информационного объекта» | 2 | |
Итоговая аттестация | Экзамен | | |
| | 32 / 70 / 40 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы предполагает наличие лаборатории «Сетевое и системное администрирование»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
• Автоматизированные рабочие места по количеству обучающихся (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;)
• Автоматизированное рабочее место преподавателя (Процессор не ниже Core i3, оперативная память объемом не менее 4 Гб;)
• Проектор и экран;
• Маркерная доска;
• Программное обеспечение общего и профессионального назначения.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Батаев А.В., Налютин Н.Ю., Синицын С.В. Операционные системы и среды, Издание: 4-е изд. стер., Артикул издания: 104119200, .-М.: Издательский центр «Академия», Год выпуска: 2020
Дополнительные источники:
Гордеев, А.В. Операционные системы: Учебник для вузов. - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2015.- 416 с.: ил.
Олифер, В.Г. , Н.А. Олифер. Сетевые операционные системы: Учебник для вузов, - 2-е издание. - СПб.: Питер, 2015.- 669 с.: ил.
Партыка, Т.Л., Попов И.И. Операционные системы, среды и оболочки: учебное пособие Т.Л. Партыка, - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Форум, 2015.- 528 с.
Э.С.Спиридонов, М.С.Клыков и др. Практикум по операционным системам, Книжный дом «ЛИБРОКОМ», Москва, 2016
Карпов В.Е., Коньков К.А Основы операционных систем Издательство "Интуит.ру". 2011 г.– 2-е издание
Назаров С.В., Гудыно Л.П., Кириченко А.А. Операционные системы. Практикум 2010. 464 с.
Руссинович М., Соломон Д Внутреннее устройство Microsoft Windows: Windows Server 2003, Windows XP и Windows 2000 , Издательско-торговый дом "Русская редакция"; СПб.: Питер, 2010
Столлингс В. Операционные системы. М.: Вильямс, 2010. 848 с
Таненбаум Э. Современные операционные системы. СПб.: Питер, 2010. 1116 с.
Интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru (Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.).
www.school-collection.edu.ru (Федеральное хранилище Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы и дистанционное обучение в Национальном Открытом Университете «ИНТУИТ» по курсу «Информатика»).
https://iite.unesco.org/ru/ (Открытые электронные курсы Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО) по информационным технологиям).
www.megabook.ru (Мега энциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляются преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Формы и методы оценки |
Перечень знаний, осваиваемых в рамках дисциплины: Состав и принципы работы операционных систем и сред. Понятие, основные функции, типы операционных систем. Машинно-зависимые свойства операционных систем: обработку прерываний, планирование процессов, обслуживание ввода-вывода, управление виртуальной памятью. Машинно-независимые свойства операционных систем: работу с файлами, планирование заданий, распределение ресурсов. Принципы построения операционных систем. Способы организации поддержки устройств, драйверы оборудования. Понятие, функции и способы использования программного интерфейса операционной системы, виды пользовательского интерфейса. | Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения практических работ, устный индивидуальный опрос. Письменный опрос в форме тестирования |
Перечень умений, осваиваемых в рамках дисциплины: Использовать средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной техники. Работать в конкретной операционной системе. Работать со стандартными программами операционной системы. Устанавливать и сопровождать операционные системы. Поддерживать приложения различных операционных систем. | Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения практических работ, устный индивидуальный опрос. Письменный опрос в форме тестирования |