МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОБОСОБЛЕННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
«МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЛУГАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»
(ОП «МПК ЛГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОП.03 АНАТОМИЯ
специальность
49.02.01 Физическая культура
2021
Рассмотрено и согласовано
Цикловой комиссией преподавателей физической культуры специальности 49.02.01 Физическая культура
Протокол № 1 от « __ » сентября 2021 г.
Разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Луганской Народной Республики по специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденного приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 18.07.2018 г. № 694-од;
примерной программы общепрофессиональной учебной дисциплины по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 49.02.01 Физическая культура ОП.03 Анатомия, утвержденной приказом Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 19.06.2020 г. № 617-од.
Председатель цикловой комиссии
_____________ С.С. Кириленко
Заместитель директора по направлению работы
_____________ О.В. Хижняк
Составитель:
Ардашникова А.С., преподаватель, ОП «МПК ЛГПУ»
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК ______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа рассмотрена и согласована на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
Председатель ЦК _______________________
СОДЕРЖАНИЕ
| |
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
-
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 8 |
-
условия реализации учебной дисциплины | 17 |
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 19 |
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Анатомия
-
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Анатомия является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ГОС СПО ЛНР по специальности 49.02.01 Физическая культура в части основных видов профессиональной деятельности (ВПД):
преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам;
организация и проведение внеурочной работы и занятий по дополнительным образовательным программам в области физической культуры.
Рабочая программа учебной дисциплины по специальности СПО 49.02.01 Физическая культура может быть использована в профессиональном
обучении и дополнительном профессиональном образовании.
1.2. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
-
определять возрастные особенности строения организма человека;
-
применять знания по анатомии в профессиональной деятельности;
-
определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений;
-
отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой и спортом;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-
основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и человека;
-
строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;
-
основные закономерности роста и развития организма человека;
-
возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи;
-
анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам;
-
динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения;
-
способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков;
1.3. Использование часов вариативной части ППССЗ:
Использование часов вариативной части не предусмотрено.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
всего – 162 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающихся – 162 часа, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся –108 часов;
самостоятельной работы обучающихся – 54 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Место учебной дисциплины ОП.03 Анатомия в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональная дисциплины профессионального учебного цикла.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться следующие компетенции:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1. | Определять цели и задачи, планировать учебные занятия. |
ПК 1.2. | Проводить учебные занятия по физической культуре. |
ПК 1.3. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты учения. |
ПК 1.4. | Анализировать учебные занятия. |
ПК 2.1. | Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 2.2. | Проводить внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 2.4. | Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. |
ПК 2.5. | Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. |
ПК 3.2. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 3.3. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 3.4. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 12. | Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. |
3.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Тематический план учебной дисциплины ОП.03 Анатомия
Коды компетенций | Наименование разделов, тем | Всего, часов | Объем времени, отведенный на освоение учебной дисциплины |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающихся | Самостоятельная работа обучающихся |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект),часов | Всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект),часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1.1, 1.4, 2.1, 2.2 ОК 1-10,12 | Раздел 1. Введение. Анатомия как наука | 10 | 8 | 2 | | 2 | |
ПК 1.1, 1.4, 2.1, 2.2 ОК 1-10, 12 | Раздел 2. Основы клеточной теории | 16 | 12 | 4 | | 4 | |
ПК 1.1, 1.4, 2.1, 2.2 ОК 1-10, 12 | Раздел 3. Гистология | 15 | 10 | 2 | | 5 | |
ПК 1.1, 1.4, 2.1, 2.2 ОК 1-10, 12 | Раздел 4. Опорно-двигательный аппарат. Учение о костях и их соединениях | 20 | 14 | 4 | | 6 | |
ПК 1.1, 1.4, 2.1, 2.2 ОК 1-10, 12 | Раздел 5. Нервная система | 30 | 18 | 6 | | 12 | |
ПК 1.1, 1.4, 2.1, 2.2 ОК 1-10, 12 | Раздел 6. Анатомия сенсорных систем | 23 | 16 | 6 | | 7 | |
ПК 1.1, 1.4 2.1, 2.2 ОК 1-10, 12 | Раздел 7. Сердечно-сосудистая система | 18 | 12 | 6 | | 6 | |
ПК 1.1, 1.4, 2.1, 2.2 ОК 1-10, 12 | Раздел 8. Внутренние органы | 30 | 18 | 8 | | 12 | |
Промежуточная аттестация: | Экзамен |
Всего часов: | 162 | 108 | 38 | | 54 | |
3. 2. Рабочее тематическое содержание учебной дисциплины ОП.03 Анатомия
Наименование разделов и тем учебной дисциплины | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
Раздел 1. Введение. Анатомия как наука | 10 |
Тема 1.1. Введение. Анатомия как наука. | Содержание | 6 |
Предмет и задачи курса анатомии. Значение анатомических знаний в системе физкультурного образования. | 2 |
Методы анатомического исследования. Краткие исторические сведения о развитии анатомии. | 2 |
Основные анатомические понятия: организм, внешняя и внутренняя среда. Части, области, поверхности тела. Условные плоскости оси. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Введение в дисциплину. Основные анатомические понятия. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Реферат на выбор по теме: «История развития анатомии человека». «Гиппократ - выдающийся ученый Древней Греции». «Выдающийся ученый естествоиспытатель Аристотель, его вклад в развитие анатомии». «Андреас Везалий и его объективный метод наблюдения строения человеческого тела». «Леонардо да Винчи – родоначальник пластической анатомии». | 2 |
Раздел 2. Основы клеточной теории | 16 |
Тема 2.1. Основы клеточной теории | Содержание | 4 |
Основные понятия по теме «Цитология», «Гистология». Основные методы изучения клеток организма. | 2 |
Основные органоподобные образования клеток разных форм, величин. Учение о клетке. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Основы цитологии. Клетка. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Зарисовать фазы деления и дать краткую характеристику клеточному циклу | 2 |
Тема 2.2. Основные этапы индивидуального развития человеческого организма-онтогенеза | Содержание | 4 |
Онтогенез. Внутриутробный, перенатальный период. | 2 |
Внеутробный, или постнатальный период. Полный цикл индивидуального развития. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Основные этапы индивидуального развития | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Конспект: «Специфические клетки организма человека». | 2 |
Раздел 3. Гистология | 15 |
Тема 3.1. Организм и его составные элементы | Содержание | 8 |
Понятие «организм». Ткани, определение, классификация, функциональные различия. | 2 |
Эпителиальная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение. Соединительная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение. | 2 |
Мышечная ткань - расположение в организме, виды, функции, строение. Нервная ткань. Строение нейрона и виды. | 2 |
Система крови, её состав и функции | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Основы гистологии. Ткани. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 5 |
Составить таблицу по гистологии: «Ткани их классификация, анатомо-физиологическая характеристика». | 2 |
Реферат на тему по выбору: «Эпителиальные ткани» «Нервная ткань» «Соединительная ткани» «Резус-фактор, причины резус-конфликта» | 3 |
Раздел 4. Опорно-двигательный аппарат. Учение о костях и их соединениях | 20 |
Тема 4.1. Костная система. | Содержание | 6 |
Особенности скелета человека. Морфологические и функциональные характеристики непрерывных и прерывных соединений костей. | 2 |
Строение кости, как органа; химический состав костей. Рост костей в длину и толщину. Классификация костей. Виды соединения костей. | 2 |
Функциональная анатомия отдельных частей скелета. Скелет туловища. Скелет черепа. Скелет верхней и нижней конечности. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомо-физиологические особенности органов движения и опоры. Остеология. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Реферат «Заболевания ОДА» | 2 |
Тема 4.2. Мышечная система | Содержание | 4 |
Роль мышечной системы в организме. Механизмы мышечного сокращения и функциональные рабочие группы, выполняющие многочисленные функции | 2 |
Функциональная анатомия мышц отдельных областей тела человека: туловища, головы, верхней и нижней конечностей. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомия и физиология мышечной системы. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Составление таблицы: «Группы мышц» | 2 |
Реферат по теме: «Значение физической нагрузки на костно-мышечную систему». | 2 |
Раздел 5. Нервная система | 30 |
Тема 5.1. Центральная нервная система. | Содержание | 6 |
Классификация нервной системы человека. Общие принципы строения центральной нервной системы – серое вещество белое вещество. Синапс – понятие, виды. Понятие о медиаторах. Строение типичного химического синапса. | 2 |
Понятие о рефлексе. Классификация рефлексов. Спинной мозг, строение и функции | 2 |
Головной мозг, строение и функции. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Центральная нервная система. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Составление таблицы: «Сравнительная характеристика отделов головного мозга». | 2 |
Реферат по теме: «Кора головного мозга как центральный отдел органов чувств» | 2 |
Тема 5.2 Периферическая нервная система. | Содержание | 2 |
Спинномозговые нервы. Черепно-мозговые нервы. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Периферическая нервная система. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Реферат: «Заболевания нервной системы». | 2 |
Составление таблицы по теме: Возрастные особенности головного мозга | 2 |
Тема 5.3. Вегетативная нервная система | Содержание | 4 |
Классификация вегетативной нервной системы, области иннервации и функции вегетативной нервной системы. | 2 |
Симпатическая нервная система. Парасимпатическая нервная система | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Вегетативная нервная система. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Составление таблицы: «Морфофункциональные особенности симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы ». | 2 |
Изучение строения и функции вегетативной нервной системы. | 2 |
Раздел 6. Анатомия сенсорных систем | 23 |
Тема 6.1. Зрительная сенсорная система | Содержание | 4 |
Определение сенсорной системы, отделы анализатора. | 2 |
Понятие о строении глазного яблока и вспомогательного аппарата. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомия и физиология глаза. Зрительный анализатор. Методы исследования зрительного анализатора (Тест Рейнеке) | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
Реферат на выбор по теме: «Заболевания зрительной сенсорной системы» «Зрительный анализатор» «Цветовое зрение» | 3 |
Тема 6.2. Слуховая и вестибулярная сенсорная система | Содержание | 2 |
Орган слуха и равновесия, анатомическое строение, анатомо-физиологические основы слуховых ощущений. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомия и физиология уха. Слуховой анализатор. Методы исследования слухового анализатора. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Реферат на тему «Заболевания слуховой сенсорной системы» | 2 |
Тема 6.3. Двигательная, обонятельная, вкусовая сенсорные системы. Кожа. | Содержание | 4 |
Орган обоняния. Проводниковый и центральный отделы обонятельной сенсорной системы. | 2 |
Орган вкуса. Проводниковый и центральный отделы вкусовой сенсорной системы. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Кожа и ее производные. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
Реферат на выбор по теме: «Строение и функции кожи» «Заболевания кожи». | 2 |
Раздел 7. Сердечно-сосудистая система | 18 |
Тема 7.1. Сердечно-сосудистая система | Содержание | 2 |
Топография и строение сердца и кровеносных сосудов. Работа сердца. Круги кровообращения | 2 |
Практические занятия | 4 |
Заполнение электронной тетради: Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. | 2 |
Изучение по муляжам строения сердца. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 2 |
Реферат: «Заболевания сердечно-сосудистой системы». | 2 |
Тема 7.2. Лимфатическая система | Содержание | 4 |
Лимфообразование и состав лимфы. Лимфатические сосуды. | 2 |
Лимфатические узлы. Селезенка как кроветворный орган. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Кровь. Иммунная система. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся: | 4 |
Изучение строения и функции лимфатической системы. | 2 |
Реферат на выбор по теме: «Способы временной остановки наружного кровотечения», «Места прижатия артерий на протяжении» | 2 |
Раздел 8. Внутренние органы | 30 |
Тема 8.1. Система органов пищеварения. | Содержание | 2 |
Пищеварительный тракт и органы его составляющие: полость рта, язык, зубы, глотка, пищевод, желудок, тонкая и толстая кишка. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомо-физиологические особенности системы органов пищеварения. Роль витаминов в пищеварительной системе. | |
| 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Реферат на тему «Заболевания органов пищеварения» | 2 |
Работа с литературными источниками по теме: Возрастные особенности всех отделов пищеварительной системы | 2 |
Тема 8.2. Система органов дыхания | Содержание | 2 |
Строение и функции легких и воздухоносных органов. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомо-физиологические особенности системы органов дыхания. | 2 |
Тема 8.3. Мочеполовая система | Содержание | 4 |
Мочевая система, органы ее образующие. Строение и функции почек. | 2 |
Женские половые органы: классификация, строение, функции. Мужские половые органы: классификация, строение, функции. | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Анатомия и физиология мочевыделительной системы. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Реферат на тему «Заболевания выделительной системы» | 2 |
Заполнение сравнительной таблицы по теме: Возрастные особенности мужских и женских половых органов. | 2 |
Тема 8.4. Эндокринная система | Содержание | 2 |
Характеристика желез внутренней секреции. Гормоны | 2 |
Практические занятия | 2 |
Заполнение электронной тетради: Эндокринная система. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | 4 |
Составление таблицы «Виды эндокринных желез, гормоны, их функции» | 2 |
Реферат на выбор по теме: «Заболевания эндокринной системы», «Щитовидная железа, ее роль в организме», «Железы внутренней секреции, регулирующие норму сахара в крови», «Железы внутренней секреции: гипофиз, эпифиз и вилочковая железа. Их роль в организме». | 2 |
Промежуточная аттестация: | Экзамен | |
Всего часов: | 162 |
4.условия реализации учебной дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Анатомии». Подготовка внеаудиторной работы должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Анатомии»:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
микроскопы биологические;
таблицы и плакаты;
муляжи органов;
кости в наборе;
череп человека;
программное и учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Технические средства обучения:
компьютер с мультимедийным оборудованием.
4.2. Общие требования к организации образовательной деятельности
Освоение обучающимися учебной дисциплины должно проходить в условиях созданной образовательной среды как в образовательной организации (учреждении), так и в организациях, соответствующих профилю учебной дисциплины.
Преподавание учебной дисциплины должно носить практическую направленность. В процессе практических занятий обучающиеся закрепляют
и углубляют знания, приобретают необходимые профессиональные умения и навыки.
Изучение таких общепрофессиональных дисциплин как: «Безопасность жизнедеятельности» «Физиология с основами биохимии», должно предшествовать освоению профессиональных модулей или изучается параллельно.
Теоретические занятия должны проводиться в учебном кабинете «Анатомии», согласно ГОС СПО по специальности.
Текущий и промежуточный контроль обучения должен складываться из следующих компонентов:
текущий контроль: опрос обучающихся на занятиях, проведение тестирования, проверочных работ, оформление отчетов по практическим занятиям, заполнение рабочей тетради и т.д.
промежуточный контроль: экзамен.
4.3 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих реализацию ППССЗ по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.
4.4. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
-
Анатомия: учеб. пособие для СПО / В.А. Замараев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 268 с. – ( Серия: Профессиональное образование).
-
Анатомия и физиология человека. Практикум: учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / О. С. Никитина [и др.] ; под ред. В. А. Переверзева. – Минск: БГМУ, 2015. – 136 с Гурова О. А. «Анатомия человека» М., РУДН, 2010 г.
-
Атлас: анатомия и физиология человека: полное практическое пособие : все уровни и системы + 85 подробных иллюстраций / Г.Л. Билич, Е. Ю. Зигалова. - Москва: Эксмо, 2014. – 318 с.: ил.
-
Анатомия человека: [школьный путеводитель для среднего и старшего школьного возраста / С. Ю. Афонькин ; ил. Т. В. Канивец]. - Санкт-Петербург: Балтийская книжная компания, 2011. – 93 с.: цв. ил. - (Узнай мир. Земля и человек).
-
Анатомия. Физиология. Здоровье. Иллюстрированная энциклопедия / сост. П. М. Волцит; худож. Е. А. Журавлёв, Е. В. Шелкун — М.: Астрель, 2012. — 128 с., ил.
-
Рабочая тетрадь по дисциплине «Анатомия и физиология человека» / ГБОУ СПО НО «Арзамасский медицинский колледж» - Арзамас, 2015
Дополнительные источники:
7. Курепина М.М., Воккен Г.Г. Анатомия человека, - М.: Просвещение, 2010 г.
5.Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины ОП.03 АНАТОМИЯ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: -определить топографическое расположение и строение органов и частей тела; -определять возрастные особенности строения организма человека; - применять знания по анатомии в профессиональной деятельности; - определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся, отслеживать динамику изменений; - отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культуры и спортом | -определять антропометрические показатели, оценивать их с учетом возраста и пола обучающихся; -отслеживать динамику изменений; -отслеживать динамику изменений конституциональных особенностей организма в процессе занятий физической культурой; | Сравнение с эталоном Формализованное наблюдение Практические занятия Экзамен |
Знать: - основные положения и терминологию цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии и анатомии человека; - строение и функции систем органов здорового человека: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, дыхательной, покровной, выделительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами; - основные закономерности роста и развития организма человека; - возрастную морфологию, анатомо-физиологические особенности детей, подростков и молодежи; - анатомо-морфологические механизмы адаптации к физическим нагрузкам; - динамическую и функциональную анатомию систем обеспечения и регуляции движения; - способы коррекции функциональных нарушений у детей и подростков; | -определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; -определять возрастные особенности и строения организма детей, подростков и молодежи; -применять знания по анатомии в профессиональной деятельности; | -выполнение практических работ; -оценка результатов выполнения тестовых заданий; -выполнение проверочных работ; -оценка индивидуального опроса в устной форме; -оценка правильности -составления схем и таблиц; -защита рефератов; -оценка результатов в виде экзамена. |