СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах 2024

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (приказ Минобрнауки  России от  17 августа 2022 г. № 742)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах 2024»

Министерство образования, науки и молодежной политики

Краснодарского края

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»










рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы


ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах





Квалификация выпускника

на базе основного общего образования












Срок обучения 2023-2027 г.г.

Базовая подготовка

Очная форма обучения






Краснодар 2024 г.


ОДОБРЕНО

Научно-методическим советом

Протокол № _ от «__» августа 2024 г.


Утверждаю

Директор ГБПОУ КК

«Краснодарский педагогический колледж»

_____________ О.В. Решетняк

Протокол педсовета №___ от _____________




Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (приказ Минобрнауки России от 17 августа 2022 г. № 742), зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2022 № 70193;

Укрупнённая группа:

44.00.00 Образование и педагогические науки

44.02.02 Преподавание в начальных классах


Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»


Разработчики:

Ушакова В.С. – преподаватель естественнонаучных дисциплин



Согласовано

ЦМК математических и общих естественнонаучных дисциплин

Протокол № 1 от «___»______________2024 г.

Председатель ЦМК _________Н.А.Плутова



Рецензенты:



СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. Общая характеристика УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16





1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


1.1. Область применения рабочей программы:


Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах


1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:


Дисциплина ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


Цель дисциплины ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена: формирование у студентов систематизированных знаний в области строения и функционирования организма человека, процессов, протекающих в нем, механизмов деятельности организма на различных возрастных этапах.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


Код ОК


Уметь

Знать

ОК 01

распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части

определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы

выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить

структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях

основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте

методы работы в профессиональной и смежных сферах

порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники информации

выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска

оценивать практическую значимость результатов поиска

применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач

использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности

  • использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач

номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности

приемы структурирования информации

формат оформления результатов поиска информации

современные средства и устройства информатизации, порядок их применения

  • программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства

ОК 08


  • использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности;

пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для специальности.

  • роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

  • основы здорового образа жизни;

  • условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности;

средства профилактики перенапряжения.

ПК 1.2

- использовать различные методы и средства обучения для организации процесса обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами на основе здоровьесберегающих технологий;

- правила техники безопасности и санитарно-эпидемиологические требования при организации процесса обучения;

- правила охраны труда и требования к безопасности образовательной среды;

- современные образовательные технологии, в том числе здоровьесберегающие;

ПК 2.2

  • проектировать и реализовывать программы внеурочной деятельности в соответствии с санитарными нормами и правилами с использованием здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни обучающихся;

  • возможности современных средств и методов обучения для проектирования и реализации внеурочной деятельности в начальной школе на основе здоровьесберегающих технологий;







В результате освоения данной дисциплины у выпускника формируются компетенции:


Общие компетенции:

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и

информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;

ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;


Профессиональные компетенции:

ПК 1.2 Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нор-

мами и правилами;

ПК 2.2 Реализовывать программы внеурочной деятельности в соответствии с санитарными нормами и правилами








2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Всего

В т.ч. в форме практической подготовки

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72


Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64


в том числе:



практические занятия

43

43

Консультации

8


Промежуточная аттестация (форма, семестр)


Экзамен, 3 семестр




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

на базе основного общего образования




Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Осваиваемые компетенции

всего

В т.ч. в форме практич. подготовки

Раздел 1.

Введение в курс возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Организм как единое целое



6

3



Тема 1.1.

Введение в возрастную анатомию, физиологию и гигиену человека. Предмет, содержание и задачи дисциплины. Уровни организации живого

Содержание

2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Возрастная анатомия, физиология и гигиена, предмет и задачи курса, значение в развитии педагогики, психологии и других дисциплин

1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Органы и системы органов, их топографическое расположение. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека

1

1

Тема 1.2.

Основные закономерности роста и развития организма человека

Содержание

2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

Онтогенез, его периоды. Понятие роста и развития, их характерные особенности, связь с объективными законами биологических систем

1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов

1

1


Тема 1.3.

Методы возрастной анатомии и физиологии

Содержание

2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1.

Методы возрастной анатомии и физиологии. Общая характеристика методик антропометрических исследований детей


1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Определение антропометрических показателей для оценки физического развития детей младшего школьного возраста

1

1

Раздел 2.

Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков


44


31


Тема 2.1.

Нервная регуляция функций организма и ее возрастные особенности

Содержание

2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Нервная система, ее значение, общая характеристика. Рефлекс. Соматическая и вегетативная нервная система

1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Основные структуры нервной ткани: нейрон, нейроглия, их значение. Виды нейронов. Синапс. Раздражимость и возбудимость.

1

1

Тема 2.2.

Морфофункциональные особенности центральной нервной системы

Содержание

2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1.

Центральная нервная система. Головной мозг, его отделы, кора больших полушарий, локализация функций.

1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Спинной мозг, строение и функции. Исследование основных видов рефлексов человека

1

1

Тема 2.3.

Возрастные анатомо-физиологические особенности анализаторов

Содержание

4

3

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Общее строение анализатора. Строение и значение зрительной сенсорной системы, особенности развития у детей

1



В том числе практических занятий:

3

3

1

Строение глаза: оптическая система, аккомодация, цветоощущение, возрастные особенности зрительных реакций

1

1

2

Строение и развитие слухового анализатора у детей, его значение. Строение уха, возрастные особенности

1

1

3

Исследование физиологических характеристик зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие анализаторов

1

1

Тема 2.4.

Гигиена зрения и слуха

Содержание

2

2

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2


В том числе практических занятий:

2

2

1

Гигиена зрительной и слуховой сенсорной системы, ее значение при организации занятий в начальной школе

1

1

2

Разработка санитарно-гигиенических рекомендаций для родителей по профилактике нарушений зрения и слуха

1

1


Тема 2.5.

Возрастные анатомо-физиологические особенности опорно-двигательной системы



Содержание


4


3


ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Опорно-двигательная система, ее значение. Строение и свойства костной и мышечной ткани, ее виды.

1



В том числе практических занятий:

3

3

1

Строение и развитие костей, их виды. Типы соединения костей. Строение и значение сустава.

1

1

2

Строение скелета человека: позвоночник, грудная клетка, конечности, череп, возрастные особенности

1

1

3

Строение и работа мышц, развитие силы, скорости, выносливости и координации движений, влияние физической активности

1

1


Тема 2.6.

Профилактика нарушений опорно-двигательной системы


Содержание

2

2

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2


В том числе практических занятий:

2

2

1

Осанка, ее нарушения, профилактика. Плоскостопие. Гигиенические требования к изделиям для детей: мебель, ранцы, обувь, одежда.

1

1

2

Определение типа осанки и плоскостопия. Проведение комплекса упражнений для сохранения правильной осанки и свода стопы

1

1


Тема 2.7.

Внутренняя среда организма. Кровь


Содержание

4

3

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Внутренняя среда организма, ее состав и свойства. Гомеостаз. Лимфа и лимфообращение

1



В том числе практических занятий:

3

3

1

Кровь: функции, состав и физиологические свойства. Плазма крови

1

1

2

Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их функции

1

1

3

Свертываемость крови, группы крови, резус-фактор, переливание крови

1

1

Тема 2.8.

Возрастные анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Работа сердца


Содержание

4

3

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Общая схема кровообращения. Кровеносные сосуды, их виды. Строение сердца, возрастные особенности

1



В том числе практических занятий:

3

3

1

Работа сердца. Цикл сердечной деятельности, нервно-гуморальная регуляция работы сердца

1

1

2

Движение крови по сосудам. Пульс, кровяное давление, возрастные особенности, регуляция кровообращения

1

1

3

Определение АД и пульса в покое и после физической нагрузки. Тренировка сердца ребенка

1

1


Тема 2.9.

Иммунитет



Содержание


2


1


ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Понятие иммунитета. Виды иммунитета: специфический, неспецифический. Факторы иммунитета. Вакцинация

1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Органы иммунной системы. Лейкоциты. Причины и проявления сниженного иммунитета

1

1


Тема 2.10.

Возрастные анатомо-физиологические особенности дыхательной системы


Содержание

2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Общая характеристика и значение дыхательной системы. Воздухоносные пути, особенности строения.

1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Акты вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Типы дыхания в различные возрастные периоды

1

1

Тема 2.11.

Гигиена дыхания


Содержание

2

2

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2


В том числе практических занятий:

2

2

1

Основные гигиенические показатели воздушной среды. Микроклимат. Гигиена дыхания детей

1

1

2

Анализ микроклимата учебного кабинета

1

1

Тема 2.12.

Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы


Содержание

4

3

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Общая характеристика пищеварительной системы. Значение трудов И.П.Павлова по ее изучению

1



В том числе практических занятий:

3

3

1

Строение органов пищеварения: ротовая полость, зубы, желудок, кишечник. Пищеварительные железы.

1

1

2

Процесс пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Всасывание

1

1

3

Определение топографического расположения органов пищеварения, характеристика их возрастных особенностей

1

1

Тема 2.13

Обмен веществ и энергии


Содержание


2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Понятие обмена веществ, его этапы, виды. Витамины, классификация, роль в организме. Энергетический обмен.

1



В том числе практических занятий:

1

1


Составление и анализ суточного меню для детей младшего школьного возраста

1

1

Тема 2.14.

Гигиена питания


Содержание

2

2

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2


В том числе практических занятий:

2

2

1

Понятие здорового питания, его физиологические основы. Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений

1

1

2

Составление рекомендаций по рациональному питанию детей младшего школьного возраста

1

1

Тема 2.15.

Возрастные анатомо-физиологические особенности выделительной системы. Почки.

Содержание

2


ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Строение и функции органов мочевыделительной системы, ее возрастные особенности

1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Мочеобразование, его этапы, возрастные особенности. Развитие регуляторных механизмов произвольного мочеиспускания

1

1


Тема 2.16.

Кожа. Гигиена кожи


Содержание

2


ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2


В том числе практических занятий:

2

2

1

Значение и строение кожи, ее возрастные особенности. Особенности терморегуляции у детей

1

1

2

Личная гигиена детей и подростков. Профилактика кожных заболеваний, ожогов, отморожений. Принципы закаливания

1

1

Тема 2.17.

Возрастные анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы

Содержание

2


ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Общая характеристика репродуктивной системы, строение и функции ее органов.

1


2

Половое созревание. Понятие физиологической, психологической и социальной зрелости

1


Раздел 3.

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение




10



5



Тема 3.1.

Возрастные анатомо-физиологические особенности эндокринной системы

Содержание

2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Значение и общая характеристика эндокринной системы. Строение желез внутренней секреции, их общие признаки.

1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Значение гормонов, их физиологическая активность. Возрастные особенности эндокринной системы

1

1

Тема 3.2.

Высшая нервная деятельность детей и подростков


Содержание

2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Учение о высшей нервной деятельности. Рефлексы, их виды. Выработка условных рефлексов, их биологическое значение




В том числе практических занятий:

1

1

1

Торможение условных рефлексов, возрастные особенности. Динамический стереотип как основа привычек и навыков.

1

1

Тема 3.3.

Типологические особенности высшей нервной деятельности детей


Содержание

2

1

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Основные типы ВНД животных и человека, основные критерии для их определения. Пластичность типов ВНД

1



В том числе практических занятий:

1

1

1

Выявление типологических особенностей ВНД детей и подростков

1

1

Тема 3.4.

Психическая деятельность. Первая и вторая сигнальные системы

Содержание

4

2

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2

1

Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах, возрастные особенности их взаимодействия. Речь, ее функции и развитие

1


2

Физиологические основы памяти и внимания, их развитие у детей младшего школьного возраста. Физиология сна

1



В том числе практических занятий:

2

2

1

Физиологические основы утомления и переутомления, их признаки, особенности развития у детей, пути профилактики

1

1

2

Гигиенические требования к режиму дня. Анализ и гигиеническая оценка режима дня детей младшего школьного возраста.

1

1

Раздел 4.

Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в начальной школе


4

4


Тема 4.1.

Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях


Содержание


4

4

ОК 01

ОК 02

ОК 08

ПК 1.2

ПК 2.2


В том числе практических занятий:


4

4

1

Предмет и задачи гигиены детей. Принципы нормирования. Гигиенические требования к помещениям образовательной организации.

1

1

2

Нормативные документы, определяющие гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.


1

1


3

Особенности физической работоспособности и учет закономерности ее изменения при проектировании занятий по образовательным программам

1

1


4

Планирование мероприятий по профилактике заболеваний детей под руководством медицинского работника образовательной организации

1

1

Всего часов по дисциплине ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена


64

43


3. условия реализации программы учебной дисциплины


3.1. Материально-техническое обеспечение


Оборудование учебного кабинета:


Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа, телевизор, DVD-плеер

Таблицы: «Головной мозг», «Спинной мозг», «Строение нейрона», «Работа сердца», «Кровообращение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Скелет человека», «Эндокринные железы» и др.

Муляжи: скелета человека, отдельных костей.

Модели глаза, гортани, сердца, уха, головного мозга и др.

Натуральные пособия: кости (позвонки, трубчатые кости).

Микропрепараты.

Микроскопы, лупы.

Видеофильмы из серии «Тело человека», «Обыкновенное чудо», «Первые шаги», «Половое созревание», «Мозг человека», «Проходят годы» и др.





3.2. Учебно-методическое обеспечение


Рекомендуемая литература


Основная

Сапин М.Р., Сиваглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учр. сред. проф. образования – М.: Академия, 2020


Дополнительная


1.Айзман, Р. И., Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для педагогических специальностей) : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова, Я. Л. Завьялова. — Москва : КноРус, 2024. — 403 с. — ISBN 978-5-406-12440-6. — URL: https://book.ru/book/951551 — Текст : электронный.

2.Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 421 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14057-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531720

3.Кабанов, Н. А. Анатомия человека : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Кабанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 464 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10759-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517179

4.Цехмистренко, Т. А. Анатомия человека : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Цехмистренко, Д. К. Обухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 287 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15569-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520344


Электронные ресурсы:


Министерство Образования Федеральный портал «Российское образование»: http://edu.ru\

Научная электронная библиотека (НЭБ): http://www.elibrary.ru\

Российская электронная школа:

Состав крови. Постоянство внутренней среды организма

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2495/start/

Как наш организм защищается от инфекций.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1580/start/

Органы кровообращения. Работа сердца. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1581/start/

Движение крови по сосудам https://resh.edu.ru/subject/lesson/2489/start/

Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях https://resh.edu.ru/subject/lesson/2218/start/

Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/start/

Витамины https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/start/

Строение и функции выделительной системы https://resh.edu.ru/subject/lesson/2217/start/

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции организма

https://resh.edu.ru/subject/lesson/1582/start/

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru\

https://fcior.edu.ru/card/8962/nervnaya-regulyaciya-stroenie-i-znachenie-nervnoy-sistemy.html

Учительская газета [Электронный ресурс] – www.ug.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – http://window.edu.ru/window

Вестник образования [Электронный ресурс] – www.vestnik.edu.ru

Журнал СПО [Электронный ресурс] – www.portalspo.ru

Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы [Электронный ресурс] – http://forumpoipkro.forum24.ru

Тарасова А.П. Основные положения сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/534545

Центр образовательного законодательства [Электронный ресурс] – www.lexed.ru



4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знает:

  • основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

  • топографическое расположение органов и частей тела;

  • основные закономерности роста и развития организма человека;

  • методы возрастной анатомии и физиологии;

  • строение и функции систем органов здорового человека;

  • физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

  • возрастные анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста;

  • типологические особенности ВНД детей;

  • влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

  • основы гигиены;

  • гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

  • гигиенические требования к образовательному процессу в ДОО.

  • точно формулирует определения основных понятий анатомии, физиологии и гигиены человека;

  • описывает топографическое расположение органов и частей тела, используя понятия принятые в анатомии понятия;

  • характеризует основные закономерности роста и развития организма человека;

  • характеризует методы возрастной анатомии и физиологии с точки зрения применения в практической деятельности педагога ДОО;

  • описывает строение и функции систем органов здорового человека;

  • объясняет физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

  • дает характеристику возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей раннего и дошкольного возраста;

  • определяет типологические особенности ВНД детей;

  • описывает влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

  • характеризует принципы гигиены систем органов;

  • анализирует гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

дает описание гигиенических требований к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации в соответствии с нормативными документами.

  • устный опрос по темам,

  • проверочные;

  • анализ и оценка решения тестовых заданий;



Умеет:

  • определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

  • определять возрастные особенности строения организма детей;

  • использовать элементарные антропометрические исследования для оценки физического развития ребенка;

  • оценивать влияние факторов внешней среды на физиологические процессы организма человека;

  • определять типологические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков;

  • учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса;

  • применять знания о гигиене в практической деятельности;

  • проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей раннего и дошкольного возраста;

  • обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

  • точно показывает на муляжах и иллюстрациях, называет органы и части тела в соответствии с принятыми в анатомии названиями;

  • согласно возрастной периодизации объясняет возрастные особенности строения организма детей;

  • определяет с помощью соответствующего инструментария антропометрические показатели и оценивает их с учетом возраста и пола ребенка;

  • проводит анализ и оценку влияния факторов внешней среды на физиологические процессы организма человека с помощью простых методик;

  • анализирует и точно соотносит имеющиеся характеристики типов ВНД с имеющейся характеристикой ребенка;

  • оценивает особенности физической работоспособности ребенка в течение образовательного процесса;

  • демонстрируют умение применять знания о гигиене систем органов при разработке информационных материалов;

  • предлагает меры профилактического воздействия для детей дошкольного возраста;

  • составляют рекомендации по профилактике заболеваний детей

обеспечивает соблюдение гигиенических требований в группе согласно СанПиН при организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

оценка результатов выполнения практической работы


8