Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Квалификация выпускника
на базе основного общего образования
Срок обучения 2023-2027 г.г.
Базовая подготовка
Очная форма обучения
Краснодар 2024 г.
ОДОБРЕНО Научно-методическим советом Протокол № _ от «__» августа 2024 г. | Утверждаю Директор ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж» _____________ О.В. Решетняк Протокол педсовета №___ от _____________ |
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах (приказ Минобрнауки России от 17 августа 2022 г. № 742), зарегистрировано в Минюсте России 22.09.2022 № 70193;
Укрупнённая группа:
44.00.00 Образование и педагогические науки
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
Разработчики:
Ушакова В.С. – преподаватель естественнонаучных дисциплин
Согласовано
ЦМК математических и общих естественнонаучных дисциплин
Протокол № 1 от «___»______________2024 г.
Председатель ЦМК _________Н.А.Плутова
Рецензенты:
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
Общая характеристика УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
условия реализации программы учебной дисциплины | 14 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 16 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
1.1. Область применения рабочей программы:
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:
Дисциплина ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена является обязательной частью общепрофессионального цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель дисциплины ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена: формирование у студентов систематизированных знаний в области строения и функционирования организма человека, процессов, протекающих в нем, механизмов деятельности организма на различных возрастных этапах.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Код ОК | Уметь | Знать |
ОК 01 | распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте, анализировать и выделять её составные части определять этапы решения задачи, составлять план действия, реализовывать составленный план, определять необходимые ресурсы выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить структура плана для решения задач, алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях основные источники информации и ресурсы для решения задач и/или проблем в профессиональном и/или социальном контексте методы работы в профессиональной и смежных сферах порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
ОК 02 | определять задачи для поиска информации, планировать процесс поиска, выбирать необходимые источники информации выделять наиболее значимое в перечне информации, структурировать получаемую информацию, оформлять результаты поиска оценивать практическую значимость результатов поиска применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач использовать современное программное обеспечение в профессиональной деятельности | номенклатура информационных источников, применяемых в профессиональной деятельности приемы структурирования информации формат оформления результатов поиска информации современные средства и устройства информатизации, порядок их применения программное обеспечение в профессиональной деятельности, в том числе цифровые средства |
ОК 08 | использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для специальности. | роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения. |
ПК 1.2 | - использовать различные методы и средства обучения для организации процесса обучения обучающихся в соответствии с санитарными нормами и правилами на основе здоровьесберегающих технологий; | - правила техники безопасности и санитарно-эпидемиологические требования при организации процесса обучения; - правила охраны труда и требования к безопасности образовательной среды; - современные образовательные технологии, в том числе здоровьесберегающие; |
ПК 2.2 | проектировать и реализовывать программы внеурочной деятельности в соответствии с санитарными нормами и правилами с использованием здоровьесберегающих технологий для формирования здорового образа жизни обучающихся; | возможности современных средств и методов обучения для проектирования и реализации внеурочной деятельности в начальной школе на основе здоровьесберегающих технологий; |
В результате освоения данной дисциплины у выпускника формируются компетенции:
Общие компетенции:
ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и
информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности;
Профессиональные компетенции:
ПК 1.2 Организовывать процесс обучения обучающихся в соответствии с санитарными нор-
мами и правилами;
ПК 2.2 Реализовывать программы внеурочной деятельности в соответствии с санитарными нормами и правилами
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Всего | В т.ч. в форме практической подготовки |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 | |
в том числе: | | |
практические занятия | 43 | 43 |
Консультации | 8 | |
Промежуточная аттестация (форма, семестр) | Экзамен, 3 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
на базе основного общего образования
Наименование разделов и тем | | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Осваиваемые компетенции |
всего | В т.ч. в форме практич. подготовки |
Раздел 1. Введение в курс возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Организм как единое целое | | 6 | 3 | |
Тема 1.1. Введение в возрастную анатомию, физиологию и гигиену человека. Предмет, содержание и задачи дисциплины. Уровни организации живого | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Возрастная анатомия, физиология и гигиена, предмет и задачи курса, значение в развитии педагогики, психологии и других дисциплин | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Органы и системы органов, их топографическое расположение. Основные положения и терминология анатомии, физиологии и гигиены человека | 1 | 1 |
Тема 1.2. Основные закономерности роста и развития организма человека | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
| Онтогенез, его периоды. Понятие роста и развития, их характерные особенности, связь с объективными законами биологических систем | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Возрастная периодизация. Характеристика возрастных периодов | 1 | 1 |
Тема 1.3. Методы возрастной анатомии и физиологии | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1. | Методы возрастной анатомии и физиологии. Общая характеристика методик антропометрических исследований детей | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Определение антропометрических показателей для оценки физического развития детей младшего школьного возраста | 1 | 1 |
Раздел 2. Возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков | | 44 | 31 | |
Тема 2.1. Нервная регуляция функций организма и ее возрастные особенности | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Нервная система, ее значение, общая характеристика. Рефлекс. Соматическая и вегетативная нервная система | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Основные структуры нервной ткани: нейрон, нейроглия, их значение. Виды нейронов. Синапс. Раздражимость и возбудимость. | 1 | 1 |
Тема 2.2. Морфофункциональные особенности центральной нервной системы | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1. | Центральная нервная система. Головной мозг, его отделы, кора больших полушарий, локализация функций. | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Спинной мозг, строение и функции. Исследование основных видов рефлексов человека | 1 | 1 |
Тема 2.3. Возрастные анатомо-физиологические особенности анализаторов | Содержание | 4 | 3 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Общее строение анализатора. Строение и значение зрительной сенсорной системы, особенности развития у детей | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 3 | 3 |
1 | Строение глаза: оптическая система, аккомодация, цветоощущение, возрастные особенности зрительных реакций | 1 | 1 |
2 | Строение и развитие слухового анализатора у детей, его значение. Строение уха, возрастные особенности | 1 | 1 |
3 | Исследование физиологических характеристик зрительного и слухового анализаторов. Взаимодействие анализаторов | 1 | 1 |
Тема 2.4. Гигиена зрения и слуха | Содержание | 2 | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
| В том числе практических занятий: | 2 | 2 |
1 | Гигиена зрительной и слуховой сенсорной системы, ее значение при организации занятий в начальной школе | 1 | 1 |
2 | Разработка санитарно-гигиенических рекомендаций для родителей по профилактике нарушений зрения и слуха | 1 | 1 |
Тема 2.5. Возрастные анатомо-физиологические особенности опорно-двигательной системы | Содержание | 4 | 3 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Опорно-двигательная система, ее значение. Строение и свойства костной и мышечной ткани, ее виды. | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 3 | 3 |
1 | Строение и развитие костей, их виды. Типы соединения костей. Строение и значение сустава. | 1 | 1 |
2 | Строение скелета человека: позвоночник, грудная клетка, конечности, череп, возрастные особенности | 1 | 1 |
3 | Строение и работа мышц, развитие силы, скорости, выносливости и координации движений, влияние физической активности | 1 | 1 |
Тема 2.6. Профилактика нарушений опорно-двигательной системы | Содержание | 2 | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
| В том числе практических занятий: | 2 | 2 |
1 | Осанка, ее нарушения, профилактика. Плоскостопие. Гигиенические требования к изделиям для детей: мебель, ранцы, обувь, одежда. | 1 | 1 |
2 | Определение типа осанки и плоскостопия. Проведение комплекса упражнений для сохранения правильной осанки и свода стопы | 1 | 1 |
Тема 2.7. Внутренняя среда организма. Кровь | Содержание | 4 | 3 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Внутренняя среда организма, ее состав и свойства. Гомеостаз. Лимфа и лимфообращение | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 3 | 3 |
1 | Кровь: функции, состав и физиологические свойства. Плазма крови | 1 | 1 |
2 | Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их функции | 1 | 1 |
3 | Свертываемость крови, группы крови, резус-фактор, переливание крови | 1 | 1 |
Тема 2.8. Возрастные анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Работа сердца | Содержание | 4 | 3 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Общая схема кровообращения. Кровеносные сосуды, их виды. Строение сердца, возрастные особенности | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 3 | 3 |
1 | Работа сердца. Цикл сердечной деятельности, нервно-гуморальная регуляция работы сердца | 1 | 1 |
2 | Движение крови по сосудам. Пульс, кровяное давление, возрастные особенности, регуляция кровообращения | 1 | 1 |
3 | Определение АД и пульса в покое и после физической нагрузки. Тренировка сердца ребенка | 1 | 1 |
Тема 2.9. Иммунитет | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Понятие иммунитета. Виды иммунитета: специфический, неспецифический. Факторы иммунитета. Вакцинация | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Органы иммунной системы. Лейкоциты. Причины и проявления сниженного иммунитета | 1 | 1 |
Тема 2.10. Возрастные анатомо-физиологические особенности дыхательной системы | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Общая характеристика и значение дыхательной системы. Воздухоносные пути, особенности строения. | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Акты вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких. Типы дыхания в различные возрастные периоды | 1 | 1 |
Тема 2.11. Гигиена дыхания | Содержание | 2 | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
| В том числе практических занятий: | 2 | 2 |
1 | Основные гигиенические показатели воздушной среды. Микроклимат. Гигиена дыхания детей | 1 | 1 |
2 | Анализ микроклимата учебного кабинета | 1 | 1 |
Тема 2.12. Возрастные анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы | Содержание | 4 | 3 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Общая характеристика пищеварительной системы. Значение трудов И.П.Павлова по ее изучению | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 3 | 3 |
1 | Строение органов пищеварения: ротовая полость, зубы, желудок, кишечник. Пищеварительные железы. | 1 | 1 |
2 | Процесс пищеварения в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Всасывание | 1 | 1 |
3 | Определение топографического расположения органов пищеварения, характеристика их возрастных особенностей | 1 | 1 |
Тема 2.13 Обмен веществ и энергии | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Понятие обмена веществ, его этапы, виды. Витамины, классификация, роль в организме. Энергетический обмен. | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
| Составление и анализ суточного меню для детей младшего школьного возраста | 1 | 1 |
Тема 2.14. Гигиена питания | Содержание | 2 | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
| В том числе практических занятий: | 2 | 2 |
1 | Понятие здорового питания, его физиологические основы. Гигиена питания. Профилактика пищевых отравлений | 1 | 1 |
2 | Составление рекомендаций по рациональному питанию детей младшего школьного возраста | 1 | 1 |
Тема 2.15. Возрастные анатомо-физиологические особенности выделительной системы. Почки. | Содержание | 2 | | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Строение и функции органов мочевыделительной системы, ее возрастные особенности | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Мочеобразование, его этапы, возрастные особенности. Развитие регуляторных механизмов произвольного мочеиспускания | 1 | 1 |
Тема 2.16. Кожа. Гигиена кожи | Содержание | 2 | | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
| В том числе практических занятий: | 2 | 2 |
1 | Значение и строение кожи, ее возрастные особенности. Особенности терморегуляции у детей | 1 | 1 |
2 | Личная гигиена детей и подростков. Профилактика кожных заболеваний, ожогов, отморожений. Принципы закаливания | 1 | 1 |
Тема 2.17. Возрастные анатомо-физиологические особенности репродуктивной системы | Содержание | 2 | | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Общая характеристика репродуктивной системы, строение и функции ее органов. | 1 | |
2 | Половое созревание. Понятие физиологической, психологической и социальной зрелости | 1 | |
Раздел 3. Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение | | 10 | 5 | |
Тема 3.1. Возрастные анатомо-физиологические особенности эндокринной системы | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Значение и общая характеристика эндокринной системы. Строение желез внутренней секреции, их общие признаки. | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Значение гормонов, их физиологическая активность. Возрастные особенности эндокринной системы | 1 | 1 |
Тема 3.2. Высшая нервная деятельность детей и подростков | | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Учение о высшей нервной деятельности. Рефлексы, их виды. Выработка условных рефлексов, их биологическое значение | | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Торможение условных рефлексов, возрастные особенности. Динамический стереотип как основа привычек и навыков. | 1 | 1 |
Тема 3.3. Типологические особенности высшей нервной деятельности детей | Содержание | 2 | 1 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Основные типы ВНД животных и человека, основные критерии для их определения. Пластичность типов ВНД | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 1 | 1 |
1 | Выявление типологических особенностей ВНД детей и подростков | 1 | 1 |
Тема 3.4. Психическая деятельность. Первая и вторая сигнальные системы | Содержание | 4 | 2 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
1 | Учение И.П.Павлова о двух сигнальных системах, возрастные особенности их взаимодействия. Речь, ее функции и развитие | 1 | |
2 | Физиологические основы памяти и внимания, их развитие у детей младшего школьного возраста. Физиология сна | 1 | |
| В том числе практических занятий: | 2 | 2 |
1 | Физиологические основы утомления и переутомления, их признаки, особенности развития у детей, пути профилактики | 1 | 1 |
2 | Гигиенические требования к режиму дня. Анализ и гигиеническая оценка режима дня детей младшего школьного возраста. | 1 | 1 |
Раздел 4. Гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу в начальной школе | | 4 | 4 | |
Тема 4.1. Гигиенические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях | Содержание | 4 | 4 | ОК 01 ОК 02 ОК 08 ПК 1.2 ПК 2.2 |
| В том числе практических занятий: | 4 | 4 |
1 | Предмет и задачи гигиены детей. Принципы нормирования. Гигиенические требования к помещениям образовательной организации. | 1 | 1 |
2 | Нормативные документы, определяющие гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза. | 1 | 1 |
| 3 | Особенности физической работоспособности и учет закономерности ее изменения при проектировании занятий по образовательным программам | 1 | 1 |
| 4 | Планирование мероприятий по профилактике заболеваний детей под руководством медицинского работника образовательной организации | 1 | 1 |
Всего часов по дисциплине ОП.05 Возрастная анатомия, физиология и гигиена | 64 | 43 | |
3. условия реализации программы учебной дисциплины
3.1. Материально-техническое обеспечение
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения: компьютер, мультимедиа, телевизор, DVD-плеер
Таблицы: «Головной мозг», «Спинной мозг», «Строение нейрона», «Работа сердца», «Кровообращение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения», «Скелет человека», «Эндокринные железы» и др.
Муляжи: скелета человека, отдельных костей.
Модели глаза, гортани, сердца, уха, головного мозга и др.
Натуральные пособия: кости (позвонки, трубчатые кости).
Микропрепараты.
Микроскопы, лупы.
Видеофильмы из серии «Тело человека», «Обыкновенное чудо», «Первые шаги», «Половое созревание», «Мозг человека», «Проходят годы» и др.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература
Основная
Сапин М.Р., Сиваглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): учебник для студ. образоват. учр. сред. проф. образования – М.: Академия, 2020
Дополнительная
1.Айзман, Р. И., Возрастная анатомия, физиология и гигиена (для педагогических специальностей) : учебное пособие / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова, Я. Л. Завьялова. — Москва : КноРус, 2024. — 403 с. — ISBN 978-5-406-12440-6. — URL: https://book.ru/book/951551 — Текст : электронный.
2.Дробинская, А. О. Анатомия и физиология человека : учебник для среднего профессионального образования / А. О. Дробинская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 421 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-14057-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531720
3.Кабанов, Н. А. Анатомия человека : учебник для среднего профессионального образования / Н. А. Кабанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 464 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10759-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/517179
4.Цехмистренко, Т. А. Анатомия человека : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. А. Цехмистренко, Д. К. Обухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 287 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15569-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520344
Электронные ресурсы:
Министерство Образования Федеральный портал «Российское образование»: http://edu.ru\
Научная электронная библиотека (НЭБ): http://www.elibrary.ru\
Российская электронная школа:
Состав крови. Постоянство внутренней среды организма
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2495/start/
Как наш организм защищается от инфекций.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1580/start/
Органы кровообращения. Работа сердца. https://resh.edu.ru/subject/lesson/1581/start/
Движение крови по сосудам https://resh.edu.ru/subject/lesson/2489/start/
Строение органов дыхания. Газообмен в легких и тканях https://resh.edu.ru/subject/lesson/2218/start/
Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и кишечнике.
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2493/start/
Витамины https://resh.edu.ru/subject/lesson/2488/start/
Строение и функции выделительной системы https://resh.edu.ru/subject/lesson/2217/start/
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции организма
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1582/start/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru\
https://fcior.edu.ru/card/8962/nervnaya-regulyaciya-stroenie-i-znachenie-nervnoy-sistemy.html
Учительская газета [Электронный ресурс] – www.ug.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам [Электронный ресурс] – http://window.edu.ru/window
Вестник образования [Электронный ресурс] – www.vestnik.edu.ru
Журнал СПО [Электронный ресурс] – www.portalspo.ru
Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы [Электронный ресурс] – http://forumpoipkro.forum24.ru
Тарасова А.П. Основные положения сохранения здоровья младших школьников в учебном процессе [Электронный ресурс] – http://festival.1september.ru/articles/534545
Центр образовательного законодательства [Электронный ресурс] – www.lexed.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знает: основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека; топографическое расположение органов и частей тела; основные закономерности роста и развития организма человека; методы возрастной анатомии и физиологии; строение и функции систем органов здорового человека; физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; возрастные анатомо-физиологические особенности детей раннего и дошкольного возраста; типологические особенности ВНД детей; влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; основы гигиены; гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; | точно формулирует определения основных понятий анатомии, физиологии и гигиены человека; описывает топографическое расположение органов и частей тела, используя понятия принятые в анатомии понятия; характеризует основные закономерности роста и развития организма человека; характеризует методы возрастной анатомии и физиологии с точки зрения применения в практической деятельности педагога ДОО; описывает строение и функции систем органов здорового человека; объясняет физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека; дает характеристику возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей раннего и дошкольного возраста; определяет типологические особенности ВНД детей; описывает влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение; характеризует принципы гигиены систем органов; анализирует гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза; дает описание гигиенических требований к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации в соответствии с нормативными документами. | |
Умеет: определять топографическое расположение и строение органов и частей тела; определять возрастные особенности строения организма детей; использовать элементарные антропометрические исследования для оценки физического развития ребенка; оценивать влияние факторов внешней среды на физиологические процессы организма человека; определять типологические особенности высшей нервной деятельности детей и подростков; учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса; применять знания о гигиене в практической деятельности; проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей раннего и дошкольного возраста; обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. | точно показывает на муляжах и иллюстрациях, называет органы и части тела в соответствии с принятыми в анатомии названиями; согласно возрастной периодизации объясняет возрастные особенности строения организма детей; определяет с помощью соответствующего инструментария антропометрические показатели и оценивает их с учетом возраста и пола ребенка; проводит анализ и оценку влияния факторов внешней среды на физиологические процессы организма человека с помощью простых методик; анализирует и точно соотносит имеющиеся характеристики типов ВНД с имеющейся характеристикой ребенка; оценивает особенности физической работоспособности ребенка в течение образовательного процесса; демонстрируют умение применять знания о гигиене систем органов при разработке информационных материалов; предлагает меры профилактического воздействия для детей дошкольного возраста; составляют рекомендации по профилактике заболеваний детей обеспечивает соблюдение гигиенических требований в группе согласно СанПиН при организации обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста. | оценка результатов выполнения практической работы |
8