СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Содержание рабочей программы разработано с учетом получаемых специальностей СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Вельский индустриально-экономический колледж»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
| УТВЕРЖДАЮ Директор ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж» _____________ Н.В. Орлов «____»_____________2019 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
Оп. 09. Безопасность жизнедеятельности
Вельск
2019
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОП.09 Безопасность безопасности жизнедеятельности для специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( в промышленности) разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259, Примерной программой «Безопасность жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций. – М.: Академия, 2015.
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Автор:
Сударушкин Эдуард Владимирович, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании методической цикловой комиссии
_________________________________________
протокол № от « » 2019 года.
Председатель М(Ц)К ____________________
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации рабочей программы учебной
диСциплины 21
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины 26
5..ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЧАСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ |
28 |
6.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ |
31 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОП.09 Основы безопасности жизнедеятельности для специальности , 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в промышленности) разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259, Примерной программой «Безопасность жизнедеятнельности» для профессиональных образовательных организаций. – М.: Академия, 2015.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемых специальностей среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Общая характеристика учебной дисциплины
Дисциплина ОП. 09 Безопасность жизнедеятельности относится к обязательной части и входит в состав базового общепрофессионального цикла ППССЗ для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в промышленности)
Рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, практических работ, обобщающих уроков.
Приоритетными формами учебных занятий считаются комбиниро-ванные уроки, теоретические уроки с элементами практического занятия.
Формы организации учебного процесса по учебной дисциплине ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
Формы учебных занятий | Методы обучения | Технология |
Лекция | Объяснительно-иллюстративный | Мультимедийная |
Практическая работа | Поисковый | Игровая |
Теоретические уроки с элемен-тами практического занятия | Частично-поисковый | Здоровьесберегающая |
В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работой.
Исходя из принципов современного образования реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения и сотрудничества на уроке.
При реализации программы учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы сотрудничества: «преподаватель – студент», парная и групповая работа, что в свою очередь также влияет на формирование УУД.
Освоение курса сопровождается текущим и промежуточным контролем, включающими в себя тесты и проверочную работу по разделам.
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет, который включает в себя контрольный тест, охватывающий ключевые темы, термины курса.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональному циклу ППССЗ
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – вооружить будущих выпускников теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Результаты | Требования к результатам (по ФГОС СОО) | Планируемые результаты изучаемой дисциплины |
Личностные | 1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
| 1)развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; 2) готовность к служению Отечеству, его защите; 3)формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; 4) исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); 5)воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности; 6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
|
Метапред-метные | 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645) 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях. | 1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; 2) овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; 3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; 4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; 5)развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; 6)формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; 7) формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характер-ным признакам их появления, а также на основе анализа специаль-ной информации, получаемой из различных источников; 8) развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обосно-ванные решения и вырабатывать план действий в конкретной опас-ной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; 9)формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения; 10) развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях; 11) освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; 12) приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; 13) формирование установки на здоровый образ жизни; 14)развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; |
Предметные | 1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач; 4) сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; 5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ; 6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
| 1)сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора; 2)получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз; 3)сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения; 4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности; 5) освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 6) освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека; 7) развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 8) формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники; 9) развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 10) получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки; 11) освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе; 12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
|
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа
- самостоятельная работа обучающихся – 6 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 62 |
в том числе: |
|
практические занятия | 26 |
Самостоятельная работа студента (всего) | 6 |
|
|
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Гражданская оборона |
| 25 |
|
Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
Содержание учебного материала | 2 | репродуктивный |
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | |||
Тема 1.2. Организация гражданской обороны | Содержание учебного материала | 1 1 1 1 1 1 | репродуктивный |
1. Ядерное оружие. | |||
2. Химическое и биологическое оружие. | |||
3. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. | |||
4. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. | |||
5. Приборы радиационной и химической разведки и контроля. | |||
6. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. | |||
Практические занятия | 3 |
| |
1. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК. | |||
2. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. | |||
3. Приборы радиационной и химической разведки и контроля. | |||
Тема 1.3. Защита населения и территорий при стихийных бедствиях | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, сходе лавин, селях, оползнях | ознакомительный | ||
Практические занятия | 2 | ||
2. Отработка действий при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах, ураганах, бурях, грозах. | |||
Тема 1.4. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте
| Содержание учебного материала | 2 |
|
Практические занятия |
| ||
1. Отработка действий при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах). авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте. | ознакомительный
| ||
| |||
Тема 1.5. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на производственных объектах | Содержание учебного материала | 1 1 1 |
|
1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах. | репродуктивный | ||
2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах. | |||
3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамических опасных объектах. | |||
Практические занятия | 3 |
| |
1. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения. | |||
2. Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ. | |||
3. Отработка действий при возникновении радиационной аварии. | |||
Тема 1.6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке | Содержание учебного материала | 1 1 1 |
|
1. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков. | репродуктивный | ||
2. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником. | |||
3. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершённом теракте. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику | 1 |
| |
Раздел 2. Основы военной службы |
| 35 | |
Тема 2.1. Вооружённые Силы России на современном этапе | Содержание учебного материала | 1 1 1 1 | |
1. Состав и организационная структура Вооружённых Сил. | репродуктивный | ||
2. Виды Вооружённых Сил и рода войск. | |||
3. Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным составом. | |||
4. Порядок прохождения военной службы. | |||
Тема 2.2. Уставы Вооружённых Сил России | Содержание учебного материала | 1 1 1 1 |
|
1. Военная присяга. Боевое знамя воинской части. | репродуктивный | ||
2. Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих. | |||
3. Суточный наряд роты. | |||
4. Караульная служба. Обязанности и действия часового. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, Общевоинских уставов ВС РФ | 3 |
| |
Тема 2.3. Строевая подготовка | Содержание учебного материала | 1 | |
1. Строи и управления ими. | репродуктивный | ||
Практические занятия | 8 |
| |
1. Строевая стойка и повороты на месте.. | |||
2. Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте. | |||
3. Повороты в движении. | |||
4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | |||
5. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него. | |||
6. Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте. | |||
7. Построение и отработка движения походным строем. | |||
8. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. | |||
Тема 2.4. Огневая подготовка | Содержание учебного материала | 1 1 |
|
1. Материальная часть автомата Калашникова. | репродуктивный | ||
2. Подготовка автомата к стрельбе. Ведения огня из автомата. | |||
Практические занятия | 3 |
| |
1. Неполная разборка и сборкам автомата. | |||
2. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата. | |||
3. Принятие положение для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание. | |||
Тема 2.5. Медико-санитарная подготовка | Содержание учебного материала | 1 1 1 1 1 1 1 1 |
|
1. Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран. | ознакомительный | ||
2. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей. | репродуктивный
| ||
3. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания. | |||
4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током, ожогах | |||
5. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. | |||
9. Доврачебная помощь при клинической смерти. | |||
Практические занятия | 5 |
| |
1. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий. | |||
2. Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности. | |||
3. Наложение шины на место перелома, транспортировка поражённого. | |||
4. Отработка на тренажёре прекардиального удара и искусственного дыхания. | |||
5. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца. | |||
| Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, работа с учебником | 2 |
|
| Дифференцированный зачет | 2 |
|
Всего: | 68 |
|
Примерные темы рефератов (докладов) и индивидуальных проектов:
1. Анатомо-физиологические последствия воздействия опасных и вредных факторов окружающей среды на организм человека
2. Определение и классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) по характеру происхождения, масштабам последствий и причинам возникновения;
3. Чрезвычайные ситуации природного характера, риск возникновения которых существует в Среднем Поволжье
4. Техногенные катастрофы, риск возникновения которых существует в Самарской области;
5. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и их последствий, социальная защита пострадавших;
6. Предназначение, задачи, структура и режимы функционирования Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС);
7. Извержения вулканов. Характеристика. Предупредительные меры;
8. Определение и классификация вулканов, поражающие факторы вулканического извержения и последствия их действия;
9. Землетрясения. Основные понятия. Параметры, определяющие силу и характер землетрясения;
10. Стадии землетрясения, шкалы измерения и характеристика последствий в зависимости от магнитуды по шкале Рихтера;
11. Причины землетрясений. Возможные признаки приближающегося землетрясения;
12. Измерение силы землетрясений с помощью различных шкал. Последствия землетрясений в зависимости от их силы;
13. Действия человека при угрозе землетрясения, при внезапном землетрясении, после его окончания;
14. Оползни. Причины возникновения, признаки и возможные последствия оползней;
15. Порядок действий при оползнях. Профилактические мероприятия;
16. Сели. Причины возникновения, признаки и возможные последствия селей;
17. Порядок действий при селях. Профилактические мероприятия;
18. Снежные лавины. Причины возникновения, признаки и возможные последствия лавин;
19. Действия человека при угрозе схода лавины, при приближении лавины и при попадании в нее. Профилактические мероприятия;
20. Гидрологические чрезвычайные ситуации, их причины и разновидности. Последствия данных ЧС;
21. Действия человека при угрозе возникновения наводнения, в случае объявления эвакуации, при внезапном наводнении;
22. Цунами. Причины возникновения, основные особенности поражающего действия и признаки приближающегося цунами;
23. Действия человека при обнаружении признаков приближающегося цунами, при приближении волны и при попадании в волну;
24. Метеорологические чрезвычайные ситуации. Виды ветра. Измерение силы ветра с помощью шкалы Бофорта;
25. Ураганы, бури. Особенности и характер поражающего действия и возможные последствия.
26. Снежные и пыльные бури. Особенности действия человека при попадании в снежную или пыльную бурю;
27. Смерч. Особенности этого природного явления. Поведение человека при возникновении смерча;
28. Порядок действий при объявлении штормового предупреждения, при внезапном урагане и после его окончания;
29. Молнии. Виды молний и их поражающее действие;
30. Правила безопасного поведения человека во время грозы. Оказание первой помощи человеку, пострадавшему в результате удара молнии;
31. Разновидности лесного пожара и их особенности, способы и средства тушения лесных пожаров;
32. Торфяные пожары, их особенности, способы и средства тушения;
33. Степные пожары, их особенности, способы и средства тушения;
34. Причины и поражающие факторы пожаров и взрывов и их последствия для человека;
35. Средства тушения пожара и способы их применения, порядок действий при возникновении пожара, правила противопожарной безопасности, организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
36. Пожар на предприятии, в общественном здании, в детском учреждении, в жилом доме. Поражающие факторы пожара, средства и способы тушения пожаров, правила противопожарной безопасности;
37. Аварии на транспорте (автомобильном, железнодорожном, авиационном, метро). Причины. Правила поведения человека при угрозе или возникновении аварийной ситуации, меры предосторожности;
38. Первая медицинская помощь пострадавшим в транспортных авариях;
39. Общественный транспорт. Правила поведения при проезде в общественном транспорте. Действия в экстремальной ситуации при аварии (пожаре);
40. Аварии на железнодорожном транспорте. Правила поведения в вагоне поезда. Действия в экстремальной ситуации (пожар в вагоне);
41. Авиакатастрофы. Правила поведения при взлёте и посадке самолета. Действия в экстремальной ситуации – разгерметизация салона, возникновение пожара на борту самолёта, аварийная посадка на землю, на воду;
42. Катастрофы на водном транспорте. Действия в экстремальной ситуации (кораблекрушение). Высадка с судна на воду;
43. Аварии на радиационно-опасных объектах. Причины. Методы ликвидации. Поведение человека в данной ЧС. Защита населения от радиации;
44. Аварии на химически-опасных объектах. Причины. Методы ликвидации. Поведение человека в данной ЧС. Защита от АХОВ;
45. Аварии на химически- и радиационно-опасных объектах. Причины аварий, поражающие факторы, действия человека в случае возникновения подобных аварий;
46. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и водителя на дороге, пассажира железнодорожного, авиационного транспорта и метрополитена;
47. Виды радиационно-опасных (РОО) и химически-опасных (ХОО) объектов, причины, поражающие факторы и последствия техногенных аварий и катастроф с выбросом химических и радиоактивных веществ;
48. Определение радиоактивного излучения, экспозиционной, поглощенной и эквивалентной доз облучения, единицы измерения этих доз, величину безопасных, опасных и аварийных доз облучения, последствия их получения;
49. Порядок действий при возникновении угрозы аварии или при внезапной аварии на РОО и ХОО. Правила безопасного поведения на загрязненной радиоактивными или химическими веществами местности;
50. Виды защитных сооружений гражданской обороны и их назначение;
51. Виды и особенности оружия массового поражения (ядерного, химического и биологического), поражающие факторы;
52. Проблемы хранения и уничтожения химического оружия;
53. Биологическое оружие. Способы и признаки применения, пути проникновения, противоэпидемические мероприятия;
54. Специфика, способы применения ОМП. Новые виды оружия;
55. Способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях: сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; эвакуация и рассредоточение населения; порядок действий при объявленной эвакуации населения; защитные сооружения ГО;
56. Определения очага химического и очага ядерного поражения, понятия «отравляющие вещества» и классификацию отравляющих веществ по тактическому назначению, виды биологических средств поражения;
57. Средства индивидуальной защиты; действия населения и ГО после выхода из очага радиационного, химического или биологического поражения: санитарная обработка;
58. Сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, способы и средства защиты населения от последствий техногенных аварий и катастроф и от оружия массового поражения;
59. Определение, сущность и особенности понятий «эвакуация» и «рассредоточение», порядок действий при объявленной эвакуации населения;
60. Виды защитных сооружений ГО и их назначение, требования к защитным сооружениям ГО;
61. Санитарная обработка, дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, дератизация;
62. Сущность и классификацию ЧС социального характера, их возможные разновидности на территории РФ;
63. Духовная безопасность. Виды сект и их отличия от мировых религий. Способы воздействия сект на психику человека. Защита от сект воли и имущества человека;
64. Сущность современного религиозного экстремизма;
65. Терроризм. Основные террористические организации, их цели и задачи. Виды террористических воздействий и применяемые средства;
66. Террористический акт, взрыв на улице. Меры предупреждения и поведение человека в случае возникновения данной ЧС;
67. Истоки и характерные особенности современного терроризма, методы и средства, применяемые современными террористами, правила безопасного поведения при контакте с террористами;
68. Действия человека при обнаружении взрывного устройства и в случае возникновения теракта;
69. Правила безопасного поведения и способы защиты жизни и здоровья при массовых беспорядках;
70. Характеристика чрезвычайных ситуаций военного времени и их поражающих факторов;
71. Международное сотрудничество страны в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и охраны окружающей среды.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности» № 39
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
1.Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
2.Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
3.Респиратор Р-2
4.Ватно-марлевая повязка
5.Медицинская сумка в комплекте
6.Носилки санитарные
7.Аптечка индивидуальная (АИ-2)
8.Бинты марлевые
9.Бинты эластичные
10.Жгуты кровоостанавливающие резиновые
12.Индивидуальные перевязочные пакеты
13.Косынки перевязочные
14.Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
15.Шинный материал (металлически)
16.Учебные автоматы АК-74
17.Винтовки пневматические
18.Комплект плакатов по Гражданской обороне
19.Комплект плакатов по Основам военной службы
20.Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
21.Рентгенметр ДП-5В
22.Робот-тренажер
Технические средства обучения:
-мультимедиапроектор;
-телевизор, DVD
Комплект контрольно-измерительных материалов по текущему контролю
Комплект контрольно-измерительных материалов по промежуточной аттестации
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Для студентов
|
Для преподавателя
1)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2)Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
3)Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
4)Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
5)Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
6)Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
7)Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
8)Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
9)Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
10)Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
11)Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
12)Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
13)Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
14)Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
15)Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
16)Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
17)Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
18)Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
19)Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
20)Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
21)Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
22)Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).
23) Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.
24)Косолапова Н.В., Прокопенко Н. А., Побежимова Е.Л. Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.
25)Митяев А. Книга будущих командиров. — М., 2010.
26)Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М., 2013.
Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.
Справочники, энциклопедии
1)Изотова М.А., Царева Т.Б. Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008.
2)Ионина Н.А. 100 великих наград. — М., 2009.
3)Каменев А.И. Энциклопедия русского офицера. — М., 2008.
4)Каторин Ю. Ф. Танки: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2011.
5)Лубченков Ю.Н. Русские полководцы. — М., 2009.
Интернет-ресурсы
1)www.mchs.gov.ru (сайт МЧС РФ). www.mvd.ru (сайт МВД РФ). www.mil.ru (сайт Минобороны). www.fsb.ru (сайт ФСБ РФ).
2)www.dic.academic.ru (Академик. Словари и энциклопедии). 3)www.booksgid.com (Воо^ Gid. Электронная библиотека).
4)www.globalteka.ru/index.html (научных Глобалтека. Глобальная библиотека ресурсов).
5)www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам). 6)www.iprbookshop.ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
7)www.school.edu.ru/default.asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
8)www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www.pobediteli.ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). www. 9)monino. ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
10)www.simvolika.rsl.ru (Государственные символы России. История и реальность). www. militera. lib. ru (Военная литература).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; - применять первичные средства пожаротушения; - ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; - владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; - оказывать первую помощь пострадавшим. Усвоенные знания: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
| Формы контроля обучения: – домашние задания проблемного характера; – практические задания по работе с информацией, документами, литературой; – подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: – выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции; – делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; – осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; – работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучающиеся инвалиды и (или) обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивной учебной группе, изучая учебную дисциплину в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.
Таким образом, рабочая программа дисциплины ОУД.11 Биология адаптируется для инвалидов и лиц с ОВЗ в части методов обучения и форм контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей, информационного обеспечения обучения.
5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Выбор методов обучения, осуществляется преподавателем, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Метод обучения | Деятельность обучающихся |
Объяснительно-иллюстративное обучение | Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности |
Монологический метод | Наблюдение, слушание, запоминание; мысленное участие в решении учебной проблемы; выполнение действий по образцу |
Показательный метод | Слушание и наблюдение. Восприятие образца поиска путей решения проблем. Отработка умений постановки вопроса. |
Диалоговый метод | Активное участие в решении учебных проблем. Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем. |
Алгоритмический метод | Восприятие инструктажа по выполнению задания. Усвоение алгоритма и образца действий. Выполнение задания |
Обучение с опорой на поэтапное формирование действий | Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя» |
Проблемный метод | Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач |
Эвристический | Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы; Поиск путей решения проблем; Выдвижение и обоснование гипотез; Решение проблем |
Исследовательский метод | Активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации. Решение проблем |
5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения
5.2.1. Организация входного контроля
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока | Содержание входного контроля успеваемости | Формы и процедуры входного контроля успеваемости для инвалидов и лиц с ОВЗ |
№ 1-2 | определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала | устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа |
5.2.2. Организация текущего контроля успеваемости
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока | Содержание текущего контроля успеваемости | Формы и процедуры текущего контроля успеваемости для инвалидов и лиц с ОВЗ |
№3-35 | позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность | осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. |
5.2.3. Организация промежуточной аттестации
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока | Содержание промежуточной аттестации | Формы и процедуры промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ |
№ 36 | оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции | осуществляется в форме зачета. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
|
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Заболевания | Способы создание безбарьерной среды в ходе учебного занятия |
ДЦП | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре |
Артериально-венозная моноформация конуса спинного мозга, парапарез | В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре |
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени | Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. Освобождение от занятий по физической культуре |
Заболевание кишечника болезнь Крона | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты. Освобождение от занятий по физической культуре |
Ювенильный аккилозир, скацилоартрит | Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выплнения практических работ. Освобождение от занятий по физической культуре |
S-талассемия ср.ст.тяж | Освобождение от занятий по физической культуре |
Сахарный диабет | Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. Освобождение от занятий по физической культуре |
13