Приложение 6
Основы религиозных культур и светской этики
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Программа обеспечивает достижение определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. Планируемые результаты изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» разработаны по модулям, в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса.
Личностные
У обучающихся в процессе изучения курса произойдёт:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);
совместно с учителем составлять план решения задачи;
работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;
слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Предметные
Модуль «Основы православной культуры»
Ученик должен знать/понимать:
Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
Историю возникновения культуры;
Особенности и традиции религии;
Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);
излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;
знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;
устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;
строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;
договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций
Модуль «Основы светской этики»
В результате изучения модуля обучающийся должен:
Знать:
основные понятия светской этики;
значение этики в жизни человека;
образцы нравственности в культурах разных народов;
духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;
соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;
строить толерантные отношения в обществе;
применять полученные знания в социуме;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;
участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.
Содержание учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина. Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции.
Культура и религия. Что такое религия, какими бывают религии, какие религии распространены на территории нашей Родины.
Возникновение религий. Древнейшие верования. Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира. Как возникли христианство, ислам и буддизм.
Священные Книги религий мира. Когда впервые возникли священные книги. Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.
Хранители предания в религиях мира. Когда появились хранители предания, и кто такие жрецы. Знакомство с хранителями преданий в религиях мира.
Добро и зло. Знакомство с нравственными нормами бытия, развитие понятий о добре и зле.
Человек в религиозных традициях мира. Что делает верующий человек для общения с Богом.
Священные сооружения. Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Искусство в религиозной культуре. Какую роль играет искусство в разных религиозных верованиях. Знакомство с исторической иконописью.
История религий в России. Как на Руси выбирали новую веру и почему выбрали христианство. Какую роль сыграло православие в истории России. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую, протестантскую веру, ислам, буддизм, иудаизм.
Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Что такое обряды и ритуалы и как они возникли. Какими бывают обряды в разных религиях. Христианское искусство: иконы, фрески, церковное пение.
Паломничества и святыни. Что такое святыни. Что такое паломничество. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. С какими событиями жизни Иисуса Христа связаны христианские праздники. Что такое пост. Что такое Богоявление. Какой смысл несут праздники традиционных религий России.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Что общего существует в учениях всех религий. В чем состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве. Каково нравственное учение ислама. Что является основой поведения буддистов.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Что такое быть милосердие, взаимопомощь. Социальные проблемы общества.
Семья, семейные ценности. Почему в православии семью называют малой Церковью. Как должны жить люди в христианском браке. В чем состоит значение брака.
Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Как понимаются долг, свобода, ответственность и труд в разных религиях.
Любовь и уважение к Отечеству. Что такое государство. Объяснять, что означает быть гражданином. Права и обязанности граждан.
Подготовка и защита творческих проектов. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.
Модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.
Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры.
Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия.
Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.
Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий православной культуры
Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.
Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.
Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.
Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.
Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.
Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.
Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.
Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.
Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.
Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.
Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.
Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества
Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.
Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.
Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.
Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.
Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.
Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.
Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)
Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.
Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.
Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.
Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.
Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.
Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Итоговая презентация творческих проектов учащихся.
Модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.
Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Тематическое планирование по предмету
«Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
34 ч.
№ | Тема | Количество часов |
| Россия – наша Родина. | 1 |
| Культура и религия. | 2 |
| Возникновение религий. Древнейшие верования. | 1 |
| Возникновение религий. Религии мира и их основатели. | 1 |
| Священные книги религий мира: Веды, Авеста,Трипитака. | 2 |
| Хранители предания в религиях мира. | 1 |
| Проект «Хранители предания в религиях мира» | 1 |
| Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятия греха, раскаяния, покаяния. | 1 |
| Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. | 1 |
| Человек в религиозных традициях мира. | 1 |
| Священные сооружения. | 2 |
| Искусство в религиозной культуре. | 2 |
| История религий в России. | 1 |
| Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. | 2 |
| Паломничества и святыни. | 1 |
| Календари религий мира. Праздники в религиях мира. | 2 |
| Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. | 2 |
| Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. | 2 |
| Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. | 1 |
| Семья, семейные ценности. | 1 |
| Проект «Семья, семейные ценности» | 1 |
| Защита проектов «Семья, семейные ценности» | 1 |
| Долг, свобода, ответственность, учение и труд. | 1 |
| Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
| Повторение. Религия, мораль, ценности. | 2 |
Модуль «Основы православной культуры» 34 ч.
№ | Тема | Количество часов |
| Россия – наша Родина. | 1 |
| Культура и религия. | 1 |
| Человек и Бог в православии. | 1 |
| Православная молитва. | 1 |
| Библия и Евангелие. | 1 |
| Проповедь Христа. | 1 |
| Христос и Его крест. | 1 |
| Православное учение о человеке. | 1 |
| Пасха. | 1 |
| Совесть и раскаяние. | 1 |
| Заповеди. | 1 |
| Проект «Милосердие и сострадание» | 1 |
| Защита проектов. Обобщение по теме «Милость и сострадание». | 1 |
| Золотое правило этики. | 1 |
| Храм. | 1 |
| Икона. | 1 |
| Как христианство пришло на Русь. | 1 |
| Подвиг. | 1 |
| Заповеди блаженств. | 1 |
| Зачем творить добро? | 1 |
| Чудо в жизни христианина. | 1 |
| Православие о Божием суде. | 1 |
| Таинство Причастия. | 1 |
| Монастырь. | 1 |
| Отношение христианина к природе. | 1 |
| Христианская семья. | 1 |
| Защита Отечества. | 1 |
| Христианин в труде. | 1 |
| Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
| Проект «Православная культура». | 1 |
| Защита проектов. | 1 |
| Повторение. Православие. | 1 |
| Повторение. Что узнали? Чему научились? | 2 |
Модуль «Основы светской этики» 34 ч.
№ | Тема | Количество часов |
| Введение в предмет. | 1 |
| Россия – Родина моя. | 2 |
| Этика и этикет. | 2 |
| Вежливость. | 1 |
| Добро и зло. | 2 |
| Дружба и порядочность. | 2 |
| Честность и искренность. | 2 |
| Гордость и гордыня. | 2 |
| Обычаи и обряды русского народа. | 1 |
| Проект «Обычаи и обряды русского народа». | 1 |
| Защита проектов «Обычаи и обряды русского народа». | 1 |
| Терпение и труд. | 2 |
| Семья. | 2 |
| Семейные традиции. | 2 |
| Сердце матери. | 2 |
| Правила твоей жизни. | 2 |
| Праздники народов России. | 2 |
| Защитники Отечества. | 1 |
| Проект «Светская этика». | 1 |
| Защита проектов «Светская этика». | 1 |
| Повторение. Что узнали? Чему научились? | 1 |