СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОРКСЭ»

Приложение 6

Основы религиозных культур и светской этики

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»

Программа обеспечивает достижение определённых личностных, метапредметных и предметных результатов. Планируемые результаты изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» разработаны по модулям, в соответствии с особенностями структуры и содержания данного курса.


Личностные

У обучающихся в процессе изучения курса произойдёт:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему);

  • совместно с учителем составлять план решения задачи;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг;

  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов;

  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.);

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы;

  • слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;

  • договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Предметные

Модуль «Основы православной культуры»

Ученик должен знать/понимать:

  1. Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.

  2. Историю возникновения культуры;

  3. Особенности и традиции религии;

  4. Описание основных священных книг, праздников, святынь.

Уметь:

  1. Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;

  2. Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;

  3. Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

  4. Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  5. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

  6. Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;

  7. Готовить сообщения по выбранным темам.

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим);

  • излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества;

  • знать основные понятия религиозных культур, их особенности и традиции, историю их возникновения в мире и в России;

  • устанавливать взаимосвязи между определённой светской или религиозной культурой и поведением людей, мыслящих в её традициях;

  • строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

  • делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него;

  • договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций

Модуль «Основы светской этики»

В результате изучения модуля обучающийся должен:

Знать:

  • основные понятия светской этики;

  • значение этики в жизни человека;

  • образцы нравственности в культурах разных народов;

  • духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Уметь:

  • излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества;

  • соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов;

  • строить толерантные отношения в обществе;

  • применять полученные знания в социуме;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий;

  • участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам.

  1. Содержание учебного предмета

«Основы религиозных культур и светской этики»


Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина. Формирование представлений о понятиях Родина, государство, государственные символы, культурные традиции.

Культура и религия. Что такое религия, какими бывают религии, какие религии распространены на территории нашей Родины.

Возникновение религий. Древнейшие верования. Знакомство с представлениями и верованиями людей древнего мира. Как возникли христианство, ислам и буддизм.

Священные Книги религий мира. Когда впервые возникли священные книги. Формирование понятия «священные книги» через ознакомление с культовыми книгами мировых религий.

Хранители предания в религиях мира. Когда появились хранители предания, и кто такие жрецы. Знакомство с хранителями преданий в религиях мира.

Добро и зло. Знакомство с нравственными нормами бытия, развитие понятий о добре и зле.

Человек в религиозных традициях мира. Что делает верующий человек для общения с Богом.

Священные сооружения. Какими бывают священные сооружения и для чего они предназначены. Формирование понятия «священное сооружение» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Искусство в религиозной культуре. Какую роль играет искусство в разных религиозных верованиях. Знакомство с исторической иконописью.

История религий в России. Как на Руси выбирали новую веру и почему выбрали христианство. Какую роль сыграло православие в истории России. Какую роль в истории России сыграли люди, исповедующие католическую, протестантскую веру, ислам, буддизм, иудаизм.

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Что такое обряды и ритуалы и как они возникли. Какими бывают обряды в разных религиях. Христианское искусство: иконы, фрески, церковное пение.

Паломничества и святыни. Что такое святыни. Что такое паломничество. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. С какими событиями жизни Иисуса Христа связаны христианские праздники. Что такое пост. Что такое Богоявление. Какой смысл несут праздники традиционных религий России.

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Что общего существует в учениях всех религий. В чем состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве. Каково нравственное учение ислама. Что является основой поведения буддистов.

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Что такое быть милосердие, взаимопомощь. Социальные проблемы общества.

Семья, семейные ценности. Почему в православии семью называют малой Церковью. Как должны жить люди в христианском браке. В чем состоит значение брака.

Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Как понимаются долг, свобода, ответственность и труд в разных религиях.

Любовь и уважение к Отечеству. Что такое государство. Объяснять, что означает быть гражданином. Права и обязанности граждан.

Подготовка и защита творческих проектов. Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим). Излагать своё мнение по поводу значения светской и религиозной культуры в жизни отдельных людей и общества.


Модуль «Основы православной культуры»

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия. Знакомятся с историей возникновения и распространения  православной культуры.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей. Изучают основы духовной традиции православия.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия. Дают определения основных понятий  православной культуры

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста. Учатся  устанавливать взаимосвязь между религиозной  (православной) культурой и поведением людей.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое   неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов.    Выполнение праздничного проекта.

Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

    Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.


Модуль «Основы светской этики»

Россия – наша Родина. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.

Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.

Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.



  1. Тематическое планирование по предмету

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

34 ч.

Тема

Количество часов

Россия – наша Родина.

1

Культура и религия.

2

Возникновение религий. Древнейшие верования.

1

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

1

Священные книги религий мира: Веды, Авеста,Трипитака.

2

Хранители предания в религиях мира.

1

Проект «Хранители предания в религиях мира»

1

Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятия греха, раскаяния, покаяния.

1

Добро и зло. Понятия греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад.

1

Человек в религиозных традициях мира.

1

Священные сооружения.

2

Искусство в религиозной культуре.

2

История религий в России.

1

Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

2

Паломничества и святыни.

1

Календари религий мира. Праздники в религиях мира.

2

Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

2

Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

2

Социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

1

Семья, семейные ценности.

1

Проект «Семья, семейные ценности»

1

Защита проектов «Семья, семейные ценности»

1

Долг, свобода, ответственность, учение и труд.

1

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Повторение. Религия, мораль, ценности.

2

Модуль «Основы православной культуры»

34 ч.

Тема

Количество часов

Россия – наша Родина.

1

Культура и религия.

1

Человек и Бог в православии.

1

Православная молитва.

1

Библия и Евангелие.

1

Проповедь Христа.

1

Христос и Его крест.

1

Православное учение о человеке.

1

Пасха.

1

Совесть и раскаяние.

1

Заповеди.

1

Проект «Милосердие и сострадание»

1

Защита проектов. Обобщение по теме «Милость и сострадание».

1

Золотое правило этики.

1

Храм.

1

Икона.

1

Как христианство пришло на Русь.

1

Подвиг.

1

Заповеди блаженств.

1

Зачем творить добро?

1

Чудо в жизни христианина.

1

Православие о Божием суде.

1

Таинство Причастия.

1

Монастырь.

1

Отношение христианина к природе.

1

Христианская семья.

1

Защита Отечества.

1

Христианин в труде.

1

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Проект «Православная культура».

1

Защита проектов.

1

Повторение. Православие.

1

Повторение. Что узнали? Чему научились?

2

Модуль «Основы светской этики»

34 ч.

Тема

Количество часов

Введение в предмет.

1

Россия – Родина моя.

2

Этика и этикет.

2

Вежливость.

1

Добро и зло.

2

Дружба и порядочность.

2

Честность и искренность.

2

Гордость и гордыня.

2

Обычаи и обряды русского народа.

1

Проект «Обычаи и обряды русского народа».

1

Защита проектов «Обычаи и обряды русского народа».

1

Терпение и труд.

2

Семья.

2

Семейные традиции.

2

Сердце матери.

2

Правила твоей жизни.

2

Праздники народов России.

2

Защитники Отечества.

1

Проект «Светская этика».

1

Защита проектов «Светская этика».

1

Повторение. Что узнали? Чему научились?

1