Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большекуналейская средняя общеобразовательная школа имени Гуслякова Г.И.»
Рассмотрено на заседании МО. Руководитель: _________/_______________/ Протокол №__ от «___»_______________г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР: __________/________________/ «____»___________________г. | Утверждаю: Директор __________/_____________/ Приказ №___ от «___»_______________г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Орлята России»
(социальное направление)
1,4класс
Разработана: Филатовой Л.Л.,
учителем начальных классов,
первой квалификационной категории
с. Б-Куналей
2024 г.г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Орлята России» для учащихся 3 класса разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона № 304 от 31.07.2020г. «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся.
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Учебно-методического комплекса к Программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р;
СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
Основной образовательной программы НОО.
Плана внеурочной деятельности и календарного учебного графика МБОУ «БКСОШ им. Гуслякова Г.И.» на 2023-2024 уч. год
Место курса в учебном плане.
На реализацию программы «Орлята России» в 3 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
УМК:
Учебно-методический комплекс к программе развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России». Методические материалы / авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.
Воспитательный аспект.
Данная программа, задавая целевые ориентиры и требования к результатам программ воспитания образовательных учреждений, обеспечивает соответствие ФГОС, единство воспитательного пространства и его смыслов в образовательных учреждениях Российской Федерации, а также позволяет на основе российских базовых национальных ценностей выделить ценностные основания программы «Орлята России»: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.
Родина – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, дому, земле, людям, желание служить своему Отечеству тем делом, к которому есть призвание и быть полезным своей стране; формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности через уважение национальных традиций народов России, истории и культуры своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра, любви, верности, поддержки, сочувствия, взаимного уважения, возможность сохранения добрых семейных традиций с учётом национальных и религиозных принадлежностей.
Команда – содружество, искренность, уверенность в успехе; совместная деятельность в соответствии с нравственными нормами; умение отдавать своё время другому и бескорыстно приходить на помощь, желание добра и блага другому.
Природа – бережное и ответственное отношение к окружающей среде, природному наследию своей страны, осознание влияние людей на окружающую среду, понимание зависимости жизни людей от природы.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём; активность, любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные представления о многообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и объектов, о науке и научном знании.
Здоровье – равнение на чемпионов, ценность здорового образа жизни; безопасное поведение, как в быту, так и в информационной среде, принятие своей половой принадлежности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Целевые ориентиры результатов участия и освоения младшими школьниками содержания учебно - методического комплекса программы «Орлята России» определены в соответствии с ФГОС, основными направлениями воспитания, зафиксированными в Примерной рабочей программе воспитания и основываются на российских базовых национальных ценностях:
Личностные результаты:
Обучающийся научится:
-формировать основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формировать гуманистические и демократические ценностные ориентации,
-овладевать начальными навыками адаптации в динамично-изменяющемся и развивающемся мире;
Обучающийся получит возможность научиться:
- развитию самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
- формировать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формировать безопасный, здоровый образ жизни;
-мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальными духовным ценностям;
-формировать эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты
У ученика будут сформированы коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
владению методами поиска, переработки, хранения и передачи информации;
умению слушать собеседника и вести диалог;
умению излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умению договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
умению использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
-умению определять общую цель и пути ее достижения.
У ученика будут сформированы познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать и классифицировать объекты, явления по родовидовым признакам;
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
- Обучающийся получит возможность научиться:
работать с таблицами, картами, схемами;
- умению кодировать и декодировать информацию.
У ученика будут сформированы регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
планировать свою деятельность;
- осуществлять самонаблюдение и самооценку в процессе деятельности;
- Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать причины своего успеха/неуспеха
Предметные результаты
Обучающийся научится:
использовать действия с языковыми единицами для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
-применять математические знания для решения учебно-познавательных и учебно- практических задач;
- выполнять элементарные правила экологической грамотности, нравственного поведения в мире природы и людей,
- Обучающийся получит возможность научиться:
элементарным способам изучения природы и обществ(наблюдению, записи, измерению, опыту, сравнению, классификации и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) ;
устанавливатьивыявлятьпричинно-следственныесвязивокружающеммире;
практическим умениям и навыкам в различных видах художественной деятельности, а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- использовать приобретенные знания и умения для творческого решения несложных творческих, технологических и организационных задач.
Содержание курса внеурочной деятельности
Курс внеурочной деятельности представляет комплекс из 9-и занятий по 7-ми трекам.
1. Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда.
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих поручений.
2. Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание.
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается наличием различных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, конференций и т.п.
– в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается высокая мотивация и интерес к учёбе.
3. Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание
В рамках данного трека дети знакомятся с пониманием того, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека
«Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела.
4. Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться
к имеющемуся социальному опыту детей в любое время учебного года.
5. Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни.
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия в том числе позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
6. Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина.
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника.
7. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина.
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края.
Основная смысловая нагрузка трека:
Я – хранитель традиций своей семьи.
Мы (класс) – хранители своих достижений.
Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны.
Тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата |
| Старт программы -1ч. | | |
1 | Вводный «Орлятский урок» | 1 | 04.09 |
«Орлёнок – Лидер» |
1 | «Лидер – это…» | 1 | 11.09 |
2 | «Я могу быть лидером» | 1 | 11.09 |
3 | «В команде рождается лидер» | 1 | 18.09 |
4 | «КЛАССный выходной» | 1 | 18.09 |
5 | «От идеи – к делу» | 1 | 25.09 |
6 | КТД «Вместе мы сможем всё | 1 | 25.09 |
7-8 | «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» | 2 | 02.10 |
9 | «Мы дружный класс!» | 1 | 02.10 |
| «Орлёнок – Эрудит» |
1 | «Кто такой эрудит?» | 1 | 09.10 |
2 | «Я – эрудит, а это значит…» | 1 | 09.10 |
3 | «Игра – это полезно и интересно» | 1 | 16.10 |
4 | «Эрудит – это широкий кругозор» | 1 | 16.10 |
5 | «Твори! Выдумывай! Пробуй!» | 1 | 23.10 |
6 | КТД «Играй, учись и узнавай» | 1 | 23.10 |
7-8 | Встреча с эрудитом «Хотим всё знать!» | 2 | 13.11 13.11 |
9 | Итоги трека «На старте новых открытий» | 1 | 20.11 |
| «Орлёнок – Мастер» |
1 | «Мастер – это…» | 1 | 20.11 |
2 | «Россия мастеровая» | 1 | 27.11 |
3 | «Город мастеров» | 1 | 27.11 |
4 | «В гости к мастерам» | 1 | 04.12 |
5 | «От идеи – к делу!» | 1 | 04.12 |
6 | КТД «Мастер своего дела | 1 | 11.12 |
7-8 | Встреча с мастером «Мастер – это звучит гордо!» | 2 | 11.12 18.12 |
9 | «Путь в мастерство» – подводим итоги | 1 | 18.12 |
| Подведение промежуточных итогов |
1 | Игра по итогам 3 треков: «Орлёнок – Лидер» «Орлёнок – Эрудит» «Орлёнок – Мастер» | 1 | 25.12 |
| «Орлёнок – Доброволец» |
1 | «От слова – к делу» | 1 | 25.12 |
2 | «Спешить на помощь безвозмездно!» | 1 | 15.01 |
3 | КТД «Создай хорошее настроение» | 1 | 15.01 |
4 | «С заботой о старших» | 1 | 22.01 |
5 | Подготовка КТД «От идеи – к делу» | 1 | 22.01 |
6 | КТД «Подари улыбку миру!» | 1 | 29.01 |
7-8 | «Доброволец – это доброе сердце» | 2 | 29.01 05.02 |
9 | «Портрет добровольца» | 1 | 05.02 |
| «Орлёнок – Спортсмен» |
1 | «Движение – жизнь! | 1 | 12.02 |
2 | «Основы ЗОЖ» | 1 | 12.02 |
3 | «Мы гордимся нашими спортсменами» | 1 | 19.02 |
4 | «Сто затей для всех друзей» | 1 | 19.02 |
5 | КТД «Спортивное» | 1 | 26.02 |
6 | Спортивная игра «Книга рекордов» | 1 | 11.03 |
7-8 | «Встреча-подарок» | 2 | 11.03 18.03 |
9 | «Азбука здоровья» | 1 | 1.04 |
| «Орлёнок – Эколог» |
1 | «ЭКОЛОГиЯ» | 1 | 1.04 |
2 | «Страна экологии» | 1 | 8.04 |
3 | «Мой след на планете» | 1 | 8.04 |
4 | КТД «Знаю, умею, действую» | 1 | 15.04 |
5 | Экологический квест «Ключи природы» | 1 | 15.04 |
6 | Игра по станциям «Путешествие в природу» | 1 | 22.04 |
7-8 | Встреча с человеком, которого можно назвать настоящим экологом | 2 | 22.04 6.05 |
9 | «Шагая в будущее, помни о планете» | 1 | 6.05 |
| «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» |
1 | «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» | 1 | 13.05 |
2 | «Традиции моей страны» | 1 | 13.05 |
3 | Кодекс «Орлёнка – Хранителя» |
4 | «Знать, чтобы хранить» | 1 | 20.05 |
5 | КТД «История становится ближе» |
6 | КТД «Мы – хранители памяти» | 1 | 20.05 |
7-8 | «Расскажи мне о России» | 2 | 27.05 |
9 | «Мы – хранители» |
| Подведение итогов | |
1 | Подведение итогов участия в программе в текущем учебном году. | 1 | 27.05 |