МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Называевский аграрно-индустриальный техникум»
646110 Омская область, г. Называевск, ул. Ленина дом 133
«Рассмотрено» На заседании МК Протокол №__ МК Председатель ________/С.А. Ракитина/ «___» _________2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора _________/И.А. Краснолобова/ «___» _________2020 г. | «Утверждаю» Директор БПОУ «НАИТ» _______/С.Д. Скоробогатов/ «___» _________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
для специальности
35.02.07 Механизация сельского хозяйства
г. Называевск
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Организация-разработчик: Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Называевский аграрно-индустриальный техникум»
Разработчик: преподаватель Лазуткина Надежда Сергеевна
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-5 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6-9 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 10 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 11-12 |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Техник-механик должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основах формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные категории и понятия философии;
роль философии в жизни человека и общества;
основы философского учения о бытии;
сущность процесса познания;
основы научной, философской и религиозной картин мира;
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий
Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 72 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
контрольные работы | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет |
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование темы | Количе- ство занятий (часов) | Внеаудиторная самостоятельная работа (часов) | ВСЕГО (часов) |
1 | Введение | 1 | 1 | 2 |
2 | Предпосылки философии в Древней Индии | 2 | 2 | 4 |
3 | Предпосылки философии в Древнем Китае | 2 | 1 | 3 |
4 | Становление философии в Древней Греции | 2 | 2 | 4 |
5 | Философия Древнего Рима | 3 | 1 | 4 |
6 | Средневековая философия | 3 | 1 | 4 |
7 | Философия Нового времени | 2 | 1 | 3 |
8 | Философия XIX века | 3 | 1 | 4 |
9 | Философия XX века | 2 | 1 | 3 |
10 | Русская философия | 3 | 1 | 4 |
11 | Этапы и закономерности развития философии | 3 | 1 | 4 |
12 | Методы и внутренне строение философии | 2 | 1 | 3 |
13 | Происхождение и устройство мира | 2 | 2 | 4 |
14 | Человек и смысл его существования | 4 | 1 | 5 |
15 | Познание мира и истина | 4 | 1 | 5 |
16 | Этика и проблема свободы | 2 | 1 | 3 |
17 | Социальная философия | 2 | 1 | 3 |
18 | Философия и глобальные проблемы современности | 2 | 2 | 4 |
19 | Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии и ее место в духовной культуре | 2 | 2 | 4 |
20 | Дифференцированный зачет | 2 | | 2 |
| ИТОГО | 48 | 24 | 72 |
2.3. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся на занятии, внеаудиторная самостоятельная работа. | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Что такое философия? Основные понятия. | 1 | |
Раздел 1. История философии | | 22 | 1 |
Тема 1.1. Предпосылки философии в Древней Индии | Реинкарнация и карма. Единое и майя. Добро и зло. Веды и Упанишады | 2 | 1 |
Тема 1.2. Предпосылки философии в Древнем Китае | Философское представление о природе. Значение ритуала. Лао-цзы. Конфуций. Мо-цзы. Практическая работа №1 | 3 | 1 |
Тема 1.3. Становление философии в Древней Греции | Миф и осевое время. Сократ. Платон. Материя и форма. Законы логики. Скептики. | 2 | 1 |
Тема 1.4.Философия Древнего Рима | Лукреций. Стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. Секст Эмпирик | 2 | 1 |
Тема 1.5. Средневековая философия | Особенности средневековой философии. Августин. Мусульманская философия. Реалисты и номиналисты. Скептицизм. Значение средневековой философии. Практическая работа №2 | 3 | 1 |
Тема 1.6. Философия Нового времени | Эпоха Возрождения. Субъект и объект. Теория познания. Р. Декарт. Б. Спиноза. Г. Лейбниц. Ф. Бэкон., Дж. Локк., Д. Юм., И. Кант | 2 | 1 |
Тема 1.7. Философия XIX века | Законы диалектики. Материализм. Позитивизм. Воля к власти. Философия бессознательного. | 3 | 1 |
Тема 1.8. Философия XX века | Психоанализ. Неопозитивизм. Прагматизм. Скептицизм философии XX века | 2 | 1 |
Тема 1.9. Русская философия | Особенности русской философии. «Слово о законе и благодати». Эволюция русской идеи. Советская и постсоветская философия. Значение русской философии. | 3 | 1 |
Раздел 2. Основные разделы философии | | 23 | 1 |
Тема 2.1. Этапы и закономерности развития философии | Античность. Средние века, новое время, прогресс философии Практическая работа №3 | 3 | 1 |
Тема 2.2. Методы и внутренне строение философии | Формально-логический и диалектический методы. Прагматический метод. Системный подход и функциональный анализ. Специальные философские дисциплины. | 2 | 1 |
Тема 2.3. Происхождение и устройство мира | Что изучает онтология? Спор философов. | 2 | 1 |
Тема 2.4. Человек и смысл его существования | Что изучает философская антропология? Сходство человека с другими живыми существами и отличие от них. Потребности Человека. Философские представления о совершенном человеке. Смысл человеческого бытия. Практическая работа №4 | 4 | 1 |
Тема 2.5. Познание мира и истина | Что изучает гносеология? Античные концепции истины. Концепции истины Нового времени. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение истин в различных отраслях культуры | 4 | 1 |
Тема 2.6. Этика и проблема свободы | Киренаики и киники. Диоген. Аристипп. Этика Аристотеля. Этические проблемы развития науки и высоких технологий. Свобода и ответственность | 2 | 1 |
Тема 2.7. Социальная философия | Что изучает социальная философия? Идеальное государство как семья: Конфуций. Типы общества. ненаправленная динамика. Цикличное развитие цивилизаций. Направленное развитие. Общественный прогресс. | 2 | 1 |
Тема 2.8. Философия и глобальные проблемы современности | Проблема предотвращения термоядерной войны. Экологическая проблема. Глобальный экологический кризис. Экологическая философия. Практическая работа № 5 | 2 | 1 |
Тема 2.9. Отличие философии от науки, искусства, религии, идеологии и ее место в духовной культуре | Философия и наука, философия и искусство, религия, идеология, как синтез науки, искусства и религии. | 2 | 1 |
Дифференцированный зачет | | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа | подготовка сообщений, презентаций, рефератов, докладов, кроссвордов; | 24 | |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Философия».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по философии.
Технические средства обучения:
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Горелов А.А.Основы философии: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ А.А. Горелов. – 20-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 320 с.
Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФРА
– М, 2013. – 288 с. (Профессиональное образование)
Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для суд. сред. спец. учеб. заведений. – М.: Универсальная книга; Логос. 2013. – 286 с.
Дополнительные источники:
Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 337 с.
Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К».2008. – 172 с.
Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.пособие. – М.:Гардарики, 2003.-438 с.
Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений.- Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
Краткий философский словарь/под ред. А.П.Алексеева. – М.: РГ – Пресс. 2010. – 496 с.
Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ Пер. с англ. В.И.Кузнецова. – М.: Гуманитарно – издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста. | Измерение и оценка результатов освоения в рамках текущего контроля, методы: Проверочные работы; Самостоятельные работы. Измерение и оценка при промежуточной аттестации: дифференцированный зачет в виде тестирования. |
Знания: | |
основные категории и понятия философии; | Измерение и оценка результатов освоения в рамках текущего контроля, методы: тестирование Измерение и оценка при промежуточной аттестации: дифференцированный зачет в виде тестирования. |
роль философии в жизни человека и общества; | Измерение и оценка результатов освоения в рамках текущего контроля, методы: проверка самостоятельной работы. Измерение и оценка при промежуточной аттестации: дифференцированный зачет в виде тестирования. |
основы философского учения о бытии; | Измерение и оценка результатов освоения в рамках текущего контроля, методы: проверка самостоятельной работы. |
сущность процесса познания; | Измерение и оценка результатов освоения в рамках текущего контроля, методы: работа по индивидуальным проверочным заданиям. Измерение и оценка при промежуточной аттестации: дифференцированный зачет в виде тестирования. |
основы научной, философской и религиозной картин мира; | Измерение и оценка результатов освоения в рамках текущего контроля, методы: работа по индивидуальным проверочным заданиям. Измерение и оценка при промежуточной аттестации: дифференцированный зачет в виде тестирования. |
об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | Измерение и оценка результатов освоения в рамках текущего контроля, методы: устный опрос. Измерение и оценка при промежуточной аттестации: дифференцированный зачет в виде тестирования. |
о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Измерение и оценка результатов освоения в рамках текущего контроля, методы: устный опрос. Измерение и оценка при промежуточной аттестации: дифференцированный зачет в виде тестирования. |