СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного модуля "Основы финансовой грамотности" для 10-11 класса (профильных). Можно включать как отдельный модуль, при наличии часов - преподавать как отдельный предмет.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Основы финансовой грамотности"»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

города Севастополя

" Средняя общеобразовательная школа № 22 имени Н.А.Острякова"


Согласовано

Согласовано


Утверждено

Руководитель МО

Зам директора по УВР


Директор школы





/______________/

/________________


С.А.Мельник


"25"08.2017 г.

"25".08.2017 г.

25.08.2017 г.

25.08.2017 г.

пр. № 358




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебный модуль - основы финансовой грамотности

класс - 10-в

уровень - профильный

учитель - Смирнова Любовь Васильевна



Количество учебных часов в неделю - 1

Срок реализации рабочей программы – 2017-18 учебный год


ФИО автора и название примерной программы, на основе которой разработана рабочая программа – авторская программа учителя Смирновой Л.В.

______________________________________________________________


Название УМК - Чумаченко В.В., Горяев А.П. Учебное пособие «Основы финансовой грамотности», М.: «Просвещение», 2016;

Чумаченко В.В. Горяев А.П. Рабочая тетрадь «Основы финансовой грамотности», М.:, «Просвещение», 2016г.






Севастополь

2017







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

Обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов – финансовой грамотности в 10-11 классах.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.

Рабочая программа составлена в соответствии с УМК А. Чумаченко и В. Горяев « Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

3. Программой просвещения ЦБ РФ.

Изучение данного курса в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

  • актуализация дополнительного экономического образования школьников с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

  • повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации старшеклассников;

  • развитие финансово-экономического образа мышления; способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические и финансовые решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • формирование опыта рационального экономического поведения; освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

Задачи:

  • -усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интерпретации экономических данных и финансовой информации;

  • формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

  • развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

  • выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово - экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере, сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;

  • освоение технологии использования интерактивных обучающих программ в процессе обучения и для решения типичных экономических задач;

  • формирование информационной культуры школьников, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

  • освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

  • овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

  • формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

  • формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

  • воспитывать ответственность за экономические решения.

Описание места учебного курса в учебном плане

Настоящая программа предназначена для учащихся 10-11 классов.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) – 16 часов (второй семестр 2016-2017 учебного года) в 10бкл., 18 часов (первый семестр 2017-2018 учебного года) в 11б кл.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты

  • ученик овладеет понятиями: депозит, кредит, деньги, инвестиции и т.д.

  • Ученик научится:

  • выделять источники доходов семьи (реальные и номинальные) и основные виды расходов семьи;

  • составлять личный финансовый план;

  • правильно выбирать кредит, понимать что такое инвестиции и как из0бежать финансовых махинаций;

  • выявлять принципы организации и эффективного ведения домашнего хозяйства в условиях рыночной экономики;

  • определять роль и функции семьи в условиях экономического кризиса, безработицы. рассчитать бюджет семьи;


Метапредметные результаты – ученик научится:


  • проводить комплексный поиск социальной информации в источниках различных типов, классифицировать социальные источники по типу информации;

  • использовать при поиске и систематизации социальной информации методы электронной обработки, отражения информации в различных знаковых системах (текст, таблица, схема, график, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

  • различать в предлагаемой для анализа информации факты и мнения, объяснения, суждения и интерпретации;

работать в микрогруппах, учебных парах, презентовать результаты собственной деятельности

Личностными результаты - воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Содержание программы учебного модуля

«Основы финансовой грамотности» (16часов)

Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, экономики, права.

Раздел 1. Личное финансовое планирование

Человеческий капитал. Ваши активы и пассивы. Учет активов и пассивов. Доходы и расходы семьи. Составление личного финансового плана. Цели, способы достижения финансовых целей. Стратегия достижения финансовых целей.

Раздел 2. Депозит

Деньги. Функции денег – накопление. Депозит и его природа. Преимущества и недостатки депозита. Управление рисками по депозиту.

Раздел 3. Финансы и кредит.

Банковский кредит и его виды. Основные характеристики кредита. Выбор наиболее выгодного кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Раздел 4. Расчетно-кассовые операции.

Хранение, обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Дорожные чеки и банковские карты. Формы дистанционного банковского обслуживания. Мобильный банкинг.

Раздел 5. Страхование.

Понятие страхование. Участники страхования. Виды страхования. Использование страхования в повседневной жизни. Страховой полис.

Раздел 6. Инвестиции.

Понятие инвестиции. Как работают инвестиции. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Инвестиционный портфель.

Раздел 7. Пенсии.

Пенсия и ее виды. Пенсионная система Российской Федерации. Корпоративные пенсионные программы. Добровольные частные пенсии. Накопление и сбережение пенсий.

Раздел 8. Налоги.

Роль налогов в жизни человека и государства. Налоги и их виды. Налог на доходы физических лиц. Налоговая декларация. Налог на имущество.

Раздел 9. Финансовые махинации на финансовом рынке.

Махинации с банковскими картами. Махинации с кредитами. Махинации с инвестициями.

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы финансовой грамотности» ( составная часть предмета «Экономика») (10 класс)


Содержание курса: тема занятия

Кол-во часов

план

примечания

    1. Человеческий капитал

1



    1. Принятие решений

1



    1. Домашняя бухгалтерия: доходы и расходы

1



    1. Составление личного финансового плана

1



    1. Накопления и инфляция

1



    1. Как рассчитать свою инфляцию

1



    1. Что такое депозит

1



    1. Условия депозита

1



    1. Управление рисками по депозиту

1



    1. Что такое кредит

1



    1. Основные характеристики кредита

1



    1. Типичные ошибки при использовании кредита

1



    1. Хранение, обмен и перевод денег


1



    1. Различные виды платежных средств

1



    1. Формы дистанционного банковского обслуживания

1



    1. Итоговое тестирование

1







Календарно-тематическое планирование 11-б класс


Содержание курса: тема занятия

1



  1. Что такое страхование

1



  1. Виды страхования

1



  1. Страхование в повседневной жизни

1



  1. Кейс. Страхование жизни

1



  1. Для чего нужны инвестиции

1



  1. Как выбирать активы

1



  1. Инвестиционные предпочтения

1



  1. Типичные ошибки инвесторов

1



  1. Пенсионная система РФ

1



  1. Частные пенсионные фонды

1



  1. Как рассчитать налоги (НДФЛ)

1



  1. Налоговая декларация

1



  1. Финансовые махинации: махинации с банковскими кредитами

1



  1. Махинации с кредитами

1



  1. Махинации с инвестициями

1



  1. Тестирование по основам финграмотности

1




















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!