Рабочая программа курса «Основы социальной жизни» составлена на основе требований Стандарта ФГОС для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), В.В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва 2011 год, данная программа соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России и допущена Министерством образования РФ.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.
Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Таким образом, происходит повышение уровня обучаемости, а овладение материалом прошлых лет постоянно используется и закрепляется, переходя в прочные умения и навыки. Каждый раздел программы имеет свое продолжение с 5 по 9 класс, за исключением разделов «Экономика домашнего хозяйства» и «Профориентация и трудоустройство», которые изучаются в 8-9 классах. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий служба быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда.
6 класс | |
Достаточный уровень | Минимальный уровень |
культурно вести себя в театре, кино, музее, библиотеке, тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками. | культурно вести себя в театре, кино, музее, библиотеке, тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками. |
производить сухую и влажную уборку помещения, чистить электропылесосом ковры, чистить мебель, соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами. | производить сухую и влажную уборку помещения, соблюдать правила безопасной работы с химическими средствами |
выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, ориентироваться в расписании пригородных автобусов. | выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу, |
выбирать нужный товар, выяснить срок гарантии, оплатить, проверить чек и сдачу, хранить чек в течение гарантийного срока. | выбирать нужный товар, выяснить срок гарантии, оплатить, хранить чек в течение гарантийного срока. |
находить индекс почтового индекса по телефонному справочнику, записать адрес на конверте, составить текст телеграммы, заполнить телеграммный бланк, подсчитать стоимость. | записать адрес на конверте, составить текст телеграммы, |
записаться на прием к врачу, вызвать врача на дом, приобрести лекарства в аптеке. | вызвать врача на дом. |
обращаться к работникам ДК, правильно вести себя в детских учреждениях, соблюдать правила поведения в общественных местах | обращаться к работникам ДК, правильно вести себя в детских учреждениях, соблюдать правила поведения в общественных местах. |
№п/п | Название раздела | Краткое содержание раздела |
1 | Личная гигиена и здоровье | Здоровое и рациональное (сбалансированное) питание и его роль в укреплении здоровья. Значение физических упражнений в режиме дня. Негативное воздействие вредных факторов на организм человека (электромагнитные излучения от компьютера, сотового телефона, телевизора; повышенный уровень шума, вибрация; загазованность воздуха и т.д.). Негативное воздействие вредных веществ на здоровье человека; последующие поколения. Гигиенические правила для девушек. Средства личной гигиены
|
2 | Охрана здоровья | Виды медицинских учреждений: поликлиника, амбулатория, больница, диспансер. Функции основных врачей-специалистов.
|
3 | Жилище | Планировка жилища. Виды и назначение жилых комнат и нежилых помещений. Кухня. Нагревательные приборы и правила техники безопасности их использования. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности. Кухонная утварь. Виды кухонной посуды в зависимости от функционального назначения. Материалы для изготовления различных видов кухонной утвари; их свойства. Правила ухода за кухонной посудой в зависимости от материала, из которого они изготовлены. Столовые приборы: назначение, правила ухода. Санитарные нормы и правила содержания и ухода за кухонной утварью. Кухонная мебель. Виды кухонной мебели. Правила ухода и содержание. Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в зависимости от ее назначения. Размещение мебели в помещении с учетом от конкретных условий: размера и особых характеристик жилого помещения (освещенности, формы и т.д.). Составление элементарных дизайн-проектов жилых комнат.
Интерьер. Качества интерьера: функциональность, гигиеничность, эстетичность. Рациональная расстановка мебели в помещении в зависимости от функционального назначения комнаты, площади, наличия мебели. Композиция интерьера: расположение и соотношение составных частей интерьера: мебели, светильников, бытового оборудования, функциональных зон. Соблюдение требований к подбору занавесей, светильников и других деталей декора. Уход за жилищем. Сухая уборка: назначение, инвентарь, электробытовые приборы, средства бытовой химии. Влажная уборка: назначение, инвентарь, моющие и чистящие средства, электробытовые |
4 | Одежда и обувь | Одежда. Материалы, используемые для изготовления одежды (хлопок, шерсть, синтетика, лен, шелк, и пр.). Преимущества и недостатки разных видов тканей. Уход за одеждой. Виды повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Обувь. Выбор и покупка обуви в соответствии с ее назначением и размером. Соотношение размеров обуви в стандартах разных стран. Факторы, влияющие на выбор обуви: удобство (практичность) и эстетичность. Правила подбора обуви к одежде. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека.
|
5 | Питание | . Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив.
Завтрак. Молочные продукты для холодного завтрака. Простые и сложные бутерброды. Канапе. Приготовление бутербродов. Горячий завтрак. Каши. Виды круп. Хранение круп. Молочные каши: виды, составление рецептов, отбор необходимых продуктов. Приготовление молочных каш. Каши, приготовленные на воде. Каши быстрого приготовления. Блюда из яиц: яичница-глазунья, омлеты (омлеты простые и с добавками). Приготовление блюд из яиц. Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола. Приготовление блюд для завтрака. |
6 | Транспорт | Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Примерная стоимость проезда в вагонах разной комфортности. Формы приобретения билетов. Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Основные службы. Основные маршруты.
|
7 | Средства связи | Почта. Внутренняя и международная письменная корреспонденция (почтовые карточки, письма, бандероли). Категории почтовых отправлений: простые и регистрируемые (обыкновенные, заказные, с объявленной ценностью). Правила и стоимость отправления. Телефонная связь. Беспроводные средства персональной связи (мобильные телефоны сотовой связи, пейджеры и беспроводные стационарные радиотелефоны, спутниковая связь). Значение сотовой (мобильной) связи в жизни современного человека. Правила оплаты различных видов телефонной связи (проводной и беспроводной). Сотовые компании, тарифы. Интернет-связь. Электронная почта и ее преимущества. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной жизни. |
8 | Семья | Семейный досуг. Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров и т. д. Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций и др. Досуг как развитие постоянного интереса к какому либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д. Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. |
№ урока | Колво часов | Тема урока | дата |
1 | 1 | Вводный инструктаж по охране труда учащихся в кабинете СБО. | 1 четверть (18 ч) |
2-3 | 2 | Личная гигиена и здоровье– 6 часов Вводное занятие. Значение закаливания организма для общего состояния здоровья человека. Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур. | |
4-5 | 2 | Уход за ногами. Профилактика грибковых заболеваний | |
6 | 1 | Уход за руками, мытье и стрижка ногтей, уход за кожей рук | |
7 | 1 | Обобщающий урок. Тестирование. | |
8 | 1 | Одежда и обувь – 7 часов Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке: правила пришивания пуговиц. Практическая работа. | |
9 | 1 | Поддержание одежды в порядке: зашивание распоровшегося шва. Практическая работа. | |
10 | 1 | Правила и приемы ручной стирки из х\б тканей. | |
11 | 1 | Стирка изделий из х\б ткани вручную. Практическая работа. | |
12 | 1 | Утюг. Утюжка фартуков, косынок, носовых платков, салфеток. | |
13 | 1 | Утюжка изделий из х\б ткани. Практическая работа. | |
14 | 1 | Обобщение пройденной темы. Проверочная работа. | |
15 | 1 | Питание – 4 часов Гигиена приготовления пищи. | |
16 | 1 | Выбор продуктов. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи. | |
17 | 1 | Экскурсия в продуктовый магазин, наблюдение за выбором продуктов. | |
18 | 1 | Продукты первой необходимости. | |
19 | 1 | Питание – 10 часов Правила безопасной работы на кухне. Инструктаж по ТБ | 2 четверть (16 ч) |
20 | 1 | Приготовление пищи с минимум тепловой обработки на электроплите (бутерброды). | |
21 | 1 | Приготовление каши на воде. Практическая работа. | |
22 | 1 | Приготовление каши на молоке. Практическая работа. | |
23 | 1 | Заваривание чая. Практическая работа. | |
24 | 1 | Приготовление омлета. Практическая работа. | |
25 | 1 | Отваривание картофеля. Практическая работа. | |
26 | 1 | Сервировка стола к ужину. Практическая работа. | |
27 | 1 | Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. | |
28 | 1 | Обобщение пройденного материала. Проверочная работа. | |
29 | 1 | Семья – 2 часа Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность. | |
30 | 1 | Права и обязанности каждого члена семьи. | |
31 | 1 | Культура поведения – 4 часа Правила поведения в общественных местах: - в кинотеатре; - в музее; - в библиотеке. | |
32 | 1 | Правила поведения на дискотеке. Сюжетная игра. | |
33 | 1 | Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. | |
34 | 1 | Способы ведения разговора со старшими и сверстниками. | |
3 четверть (20 ч) |
35 | 1 | Жилище – 8 часов Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. | |
36 | 1 | Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. | |
37 | 1 | Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения. | |
38 | 1 | Уборка помещения. Практическая работа. | |
39 | 1 | Пылесос. Использование в уборке электропылесоса. | |
40 | 1 | Уборка помещения, мытьё зеркал, утепление окон. Практическая работа. | |
41 | 1 | Уход за мебелью, в зависимости от её покрытия (лак, полировка, мягкая обивка) .Практическая работа. | |
42 | 1 | Обобщение пройденной темы. Проверочная работа. | |
43 | 1 | Транспорт – 4 часа Городской транспорт. Оплата проезда на всех видах городского транспорта (разовый, проездной, проездной единый билет). | |
44 | 1 | Наиболее рациональные маршруты передвижения от дома до школы-интерната в разные точки села, в ближайшие населенные пункты. | |
45 | 1 | Автостанция. Пригородные автобусы. Расписание. Направления, зоны. Разовые и сезонные билеты. | |
46 | 1 | Обобщение пройденной темы. | |
47 | 1 | Торговля – 4 часа Магазины промышленных товаров и их отделы: ткань, обувь, одежда, галантерея, книги, хозяйственные и др. | |
48 | 1 | Экскурсия в магазин промышленных товаров, знакомство с отделами магазина и видами товаров, количеством и ценой продаваемой продукции, гарантийным сроком. | |
49 | 1 | Порядок приобретения товара, оплата. Хранение чека для возможности обмена товара, предусмотренного правилами торговли. Практическая работа. Приобретение доступного по цене товара (например, книгу, шариковую ручку т т.п.), проверка чека и сдачи. | |
50 | 1 | Обобщение пройденной темы. Тестирование. | |
51 | 1 | Средства связи – 6 часов Основные средства связи (почта, телеграф, телефон, компьютер), их назначение. Экскурсия на почту-телеграф. | |
52 | 1 | Почта. Виды почтовых отправлений (письмо, бандероль, посылка, денежный перевод, телеграмма.) | |
4 четверть (16 ч) |
53 | 1 | Виды писем (открытое, закрытое, простое, заказное, ценное с уведомлением); международные и на территории своего государства. Порядок отправления письма различного вида. Стоимость пересылки. | |
54 | 1 | Практическая работа. Написание адреса на почтовых конвертах, на открытках. | |
55 | 1 | Практическая работа. Составление текста письма и телеграммы. Отличие. | |
56 | 1 | Обобщение пройденной темы. Проверочная работа. | |
57 | 1 | Охрана здоровья– 5 часов Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды врачебной помощи: помощь на дому, «скорая помощь», амбулаторный прием, госпитализация. | |
58 | 1 | Виды медицинских учреждений: поликлиника, больница, диспансер, аптека, их назначение в оказании медицинской помощи. | |
59 | 1 | Экскурсия в аптеку для знакомства с отделами, с видом отпуска товара: по рецептам, без рецепта, готовых и на заказ лекарств и медицинского оборудования: термометр, пинцет и др. | |
60 | 1 | Работники медицинских учреждений: врачи, медицинские сестры, лаборанты, младший медицинский персонал, регистраторы и др. | |
61 | 1 | Обобщение пройденной темы. Проверочная работа. | |
62 | 1 | Учреждения, организации и предприятия – 7 часов Дошкольные учреждения – детские сады с ясельной группой и без нее. Экскурсия. | |
63 | 1 | Школа. Экскурсия в школу. | |
64 | 1 | Экскурсия в дом культуры. | |
65 | 1 | Экскурсия в дом культуры. | |
66 | 1 | Посещение сельской библиотеки. | |
67 | 1 | Посещение сельской библиотеки. | |
68 | 1 | Итоговое занятие за год. | |