Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы здорового питания»
3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы здорового питания» для 1-4 классов разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);
- Письма МО и Н РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего начального образования»;
- Приказа МО и Н РТ от 13.12.2010 № 10745/10 «Об организации внеурочной деятельности в 1-4 классах общеобразовательных учреждений в условиях реализации ФГОС НОО»;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ №7 г. Волгодонска;
- Положения о внеурочной деятельности;
- Авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. «Основы здорового питания»
В Конвенции о правах ребенка говорится, о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни.
Главная задача воспитания - сохранение физического, психического здоровья подрастающего поколения. Благополучие человека зависит от душевного и телесного здоровья, что напрямую связано с образом жизни, который ведёт человек.
Здоровый образ жизни – это такое поведение, стиль жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. И учить вести здоровый образ жизни нужно начинать в детстве.
Как показывают исследования специалистов, только 20% родителей знакомы с принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности правильного питания. Культура питания – это основа здорового образа жизни.
Реализация программы «Основы здорового питания» в начальной школе поможет укрепить и сохранить здоровье каждому ребенку. Направленность программы – внедрение в массы правила питания, его рациональное использование в семье, школе, сбалансированность питания, соблюдение режима питания; формирование личностной позиции учащихся по сохранению и укреплению здоровья; осознание каждым человеком социальной значимости его здоровья. Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д. Ученик может помогать маме на кухне, расставляя посуду на столе, и таким образом осваивать простейшие правила сервировки, т.е. получать реальное практическое значение.
Обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Значение имеет и учет традиций питания – все рекомендуемые в программе блюда и правила питания являются традиционными для российской кухни.
Для оценки эффективности программы будет проведено анкетирование детей и родителей, с целью выявления предпочтений продуктов в начале и в конце учебного года. Результаты покажут – изменился ли качественный и количественный состав продуктов ежедневного рациона питания детей.
Данная программа предусматривает пробуждение у детей интереса и к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов.
Цель программы:
создание условий для формирования представлений о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день, об основных принципах гигиены питания, о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания. Дать представление о необходимости и важности регулярного питания и соблюдение режима питания.
Задачи программы:
Создание условий для:
ознакомления обучающихся с необходимостью заботы о своём здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
овладения системой знаний о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;
приобретения опыта самостоятельной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
Создание условий для формирования у обучающихся:
конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах здорового образа жизни;
способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни;
чувства ответственности за своё здоровье.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности.
Общая характеристика программы
Педагогическим инструментом реализации поставленных целей в курсе «Основы здорового питания» является дидактическая система деятельностного метода. Суть её заключается в том, что педагог, используя систему дидактических принципов и технологию деятельностного метода, создаёт для обучающихся условия, в которых они не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебной деятельности. В результате школьники приобретают личный опыт познавательной деятельности и осваивают систему знаний по курсу «Основы здорового питания».
Одна из задач программы – формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Особенностями программы является:
интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний;
расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников;
наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности;
возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами.
В ходе реализации программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.
Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Формы обучения
В программе используются разнообразные формы проведения занятий. Формы занятий разнообразны: познавательные беседы, экскурсии, наблюдения, решение ситуативных задач по экологической тематике.
Основные требования к знаниям, умениям и системе ценностей учащихся к концу третьего года обучения
Личностными результатами освоения учащимися программы являются:
проявление познавательных интересов и активности в области здорового питания;
овладение установками, нормами и правилами правильного питания;
готовность и способность делать осознанный выбор здорового питания, в том числе ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные ценностно-смысловые установки обучающихся, формируемые средствами различных предметов в рамках программы «Разговор о правильном питании», в том числе развитие представления об адекватности питания, его соответствия росту, весу, возрасту, образу жизни человека.
Метапредметными результатами освоения программы являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний о правильном питании, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностных и социально значимых проблем здорового питания и воплощение найденных решений в практику;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области здорового питания;
Предметными результатами освоения программы являются:
рациональное использование учебной и дополнительной технологической информации для проектирования и создания личной траектории здорового питания;
оценка технологических свойств сырья и областей их применения;
владение методами чтения штрих-кодов на продуктах питания, приобретаемых в розничной торговле;
формирование представления о роли национальных кухонь в обеспечении полноценным питанием жителей той или иной местности.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
| Из чего состоит наша пища. | 12 |
| Питание – необходимое условие для жизни человека. | 11 |
| Полезные продукты. | 4 |
| Здоровая пища – залог здоровья. | 2 |
| Культура еды. | 3 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата проведения |
|
Из чего состоит наша пища. |
1 | Если хочешь быть здоров. | 1 | 06.09 |
2 | Из чего состоит наша пища? (Белки) | 1 | 13.09 |
3 | Из чего состоит наша пища? (Жиры) | 1 | 20.09 |
4 | Из чего состоит наша пища? (Углеводы) | 1 | 27.09 |
5 | Молоко и молочные продукты. | 1 | 04.10 |
6 | Что нужно есть в разное время года | 1 | 11.10 |
7 | Дары моря. Чем полезны рыбные блюда. | 1 | 18.10 |
8 | Как правильно питаться, если занимаешься спортом. | 1 | 25.10 |
9 | Где и как готовят пищу. | 1 | 08.11 |
10 | Какую пищу можно найти в лесу? (Ягоды) | 1 | 15.11 |
11 | Какую пищу можно найти в лесу? (Грибы) | 1 | 22.11 |
12 | Какую пищу можно найти в лесу? (Знакомство с ядовитыми грибами) | 1 | 29.11 |
Питание – необходимое условие для жизни человека. |
13 | Самые полезные продукты | 1 | 06.12 |
14 | Вредные продукты. | 1 | 13.12 |
15 | Режим дня. Режим питания. | 1 | 20.12 |
16 | Раздельное питание. Сюжетно-ролевые игры «Мы идем в магазин, «Разложи продукты». | 1 | 10.01 |
17 | Как правильно есть (гигиена питания) | 1 | 17.01 |
18 | Завтрак. Блюда из зерна. | 1 | 24.01 |
19 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? Чем полезна каша. | 1 | 31.01 |
20 | Обед. Составление меню. Секреты обеда. | 1 | 07.02 |
21 | Полдник. Значение полдника. | 1 | 14.02 |
22 | Пора ужинать. | 1 | 2102 |
23 | Проект. « Режим питания школьника». | 1 | 28.02 |
Полезные продукты. |
24 | Плох обед, если хлеба нет | 1 | 07.03 |
25 | Беседа «Хлеб – всему голова» | 1 | 14.03 |
26 | Викторина «Печка в русских сказках». | 1 | 21.03 |
27 | Что такое витамины. | 1 | 04.04 |
Здоровая пища – залог здоровья. |
28 | Где найти витамины весной. Витаминные салаты. | 1 | 11.04 |
29 | Меню спортсмена. | 1 | 18.04 |
Культура еды. |
30 | Напитки. Полезные и вредные напитки. | 1 | 25.04 |
31 | Название кухонных приборов и посуды. Как правильно накрыть стол. | 1 | 16.05 |
32 | Русская еда. Традиции русской кухни. Кухня народов мира. | 1 | 23.05 |