СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "ОТО и теория гравитации"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "ОТО и теория гравитации".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "ОТО и теория гравитации"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МУРМАНСКА «ГИМНАЗИЯ №3»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОТО И ТЕОРИЯ ГРАВИТАЦИИ»






Составила: учитель физики

Тарасова А. С.










Мурманск

2018

Содержание

  1. Пояснительная записка

3

  1. Содержание курса

5

  1. Учебно-тематический план

5

  1. Список литературы

8









































Пояснительная записка

Элективный курс «ОТО и теория гравитации» предназначен для учащихся 11х классов и рассчитан на один час в неделю. Настоящая программа является дополнительным материалом к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать теорию относительности и теорию гравитации, т.к. формирование системы знаний о Вселенной нельзя считать полноценным без изучения теории тяготения Ньютона и общей теории относительности Эйнштейна, которые позволили ответить на многие вопросы: В чем причина морских приливов? Каковы источники энергии звезд? Что такое гравитационное красное смещение? В чем заключается теория большого взрыва? Возможно ли создание машины времени?

Эти вопросы часто возникают у учащихся на занятиях по физике. Но программой предусматривается малое количество часов на теорию относительности. Поэтому большинство вопросов так и остаются без ответов.

В предложенной программе изучение материала начинается с элементарных идей о движении и заканчивается современными представлениями о видах взаимодействия во Вселенной, в частности, теорией суперструн. Также рассматриваются идеи, связанные с извлечением энергии из черных дыр, возможные методы их обнаружения, знакомство с объектами, которые являются кандидатами в черные дыры, а также современные гипотезы возникновения Вселенной.

Современная теоретическая физика началась с ньютоновского закона тяготения. Она описывает и объясняет различные сложные явления природы при помощи нескольких основных законов. Гравитация - одна из основных сил природы. Она вызывает множество астрономических явлений - от океанских приливов до расширения Вселенной. Ньютон описал гравитацию при помощи простого закона обратной пропорциональности квадрату расстояния. Эйнштейн увидел в ней нечто более глубокое, связывающее ее с пространством-временем.

В данной программе особое внимание сконцентрировано на астрономических явлениях, т.к. именно астрономия была и остается областью науки, где проверяется гравитация. Это движение планет, комет, и спутников, внутреннее строение и эволюция звезд, приливные эффекты на Земле и в двойных звездах, сверхплотные объекты, такие, как нейтронные звезды, черные и белые дыры, происхождение и эволюция Вселенной.

Программа элективного курса «ОТО и теория гравитации» направлена на развитие творческих способностей, формирование полного представления о физической картине мира.

Цель программы: сформировать у учащихся более полное представление о физической картине мира.

Задачи, решение которых предусматривается программой курса:

1. Формирование естественно-научной картины мира.

2. Расширение, углубление и обобщение знаний о строении Вселенной.

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей на основе ознакомления с современными достижениями науки и техники, связанными с изучением и применением гравитации.

  2. Формирование практических умений и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнение лабораторных работ, подготовка докладов, рефератов и других творческих работ, умение находить сведения в журналах и электронных источниках информации, анализировать полученные результаты и формировать выводы.

Для решения предложенных задач используются различные формы проведения занятий: урок, лабораторный практикум, компьютерный эксперимент, конференция.

Основные методы и приемы обучения: лекции, беседы, работа с печатными изданиями и Интернет.

При изучении тем используется индивидуальный подход к каждому учащемуся, дифференцированные задания творческого характера.

Контроль за усвоением знаний, умений, навыков осуществляется путем применения следующих форм: зачет, реферат, семинар.


Содержание курса (34 часа)

Глава 1. Принципы движения тел (6 часов)

Глава 2. Законы гравитации (5 часов)

Глава 3. Как найти силу гравитации? (4 часа)

Глава 4. Термоядерные реакторы в космосе. Солнце и гравитация (4 часа)

Глава 5. Жизнь в искривленном мире (3 часа)

Глава 6. Мир черных дыр (2 часа)

Глава 7. Черные дыры - космические генераторы энергии (3 часа)

Глава 8. Белые дыры — миф или реальность? (3 часа)

Глава 9. Расширяющаяся Вселенная (3 часа)


Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Принципы движения тел (6 часов)

Введение. Эта беспокойная Вселенная.

1

От Аристотеля до Галилея.

1

Законы движения И.Ньютона.

1

Семинар по решению задач на законы движения.

1

Л/р «Сравнение траектории движения тел в различных системах отсчета».

1

Л/р «Изучение движения тел под действием силы тяжести».

1

Законы гравитации (5 часов)

Основной смысл закона тяготения.

1

Движение планет.

1

Ньютоновская теория гравитации и движение в Солнечной системе.

1

Законы Кеплера. Обобщение, и уточнение Ньютоном законов Кеплера.

1

Успехи в применении закона тяготения.

1

Как найти силу гравитации? (4 часа)

Масса Земли. Опыты Генри Кавендиша. Сила тяготения вблизи поверхности Земли.

1

Гравитационная и инертная масса. Спутники и невесомость.

1

Гравитационные потенциальные барьеры.

1

Гравитационное поле. Скорость убегания планет и звезд во Вселенной.

1

Термоядерные реакторы в космосе. Солнце и гравитация (4 часа)

Почему Солнце светит? Гипотеза Кельвина-Гельмгольца.

1

Солнце как термоядерный реактор.

1

Гравитация как регулятор термоядерного синтеза.

1

Звездные катастрофы.

1

Жизнь в искривленном мире (3 часа)

От Ньютона к Эйнштейну. Общая теория относительности.

1

Неэвклидова геометрия.

1

Кривизна пространства-времени.

1

Мир черных дыр (2 часа)

Черная дыра в астрономии. Как образуются черные дыры. Гравитационный коллапс.

1

Гравитационное красное смещение, сингулярность пространства- времени.

1

Черные дыры - космические генераторы энергии (3 часа)

Физика черных дыр. Керровская черная дыра.

1

Проекты извлечения энергии черных дыр (механизм Пенроуза)

1

Сверхмассивные черные дыры.

1

Белые дыры — миф или реальность? (3 часа)

Могут ли черные дыры быть белыми?

1

Фиолетовое смещение от белых дыр.

1

Белые дыры как ускорители частиц. Нейтронные звезды.

1

Расширяющаяся Вселенная (4 часа)

Стационарная Вселенная в теории Ньютона.

1

Вселенная Эйнштейна.

1

Теории возникновения Вселенной.

1

Дифференцированный зачёт.

1




Список литературы

  1. Шапиро С., Тьюколски С. «Черные дыры, белые карлики и нейтронные звезды», - Мир, 1985 г.

  2. П. Девис «Случайная Вселенная. Издательство», - Мир, 1985 г.

  3. Физика. Справочник школьника и студента под. редакцией проф. Р.Гебеля, — М.:Дрофа, 2003 г.

  4. Е.П. Левитан «Астрономия» 11класс, - М.: Просвещение, 2000 г.

  5. Энциклопедический словарь юного техника/ сост. Б.В. Зубков, С.В. Чумаков, — М.: Педагогика, 1988 г.

  6. Энциклопедический словарь юного астронома/ сост. Н.П. Ептылев, — М.: Педагогика, 1986 г.