СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа ОУДП. 02 География предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности "43.02.11. Гостиничный сервис" и "43.02.10 Туризм".
Министерство образования Ставропольского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
| УТВЕРЖДАЮ И.О.Директора ГБПОУ КГМТ А.В. Прокопенко 30 августа 2019г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДП.02 География
г. Кисловодск, 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУДп.02 География разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. № 413 и примерной программой учебной дисциплины «География» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования, одобренной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г. по специальности 43.02.11. Гостиничный сервис, входящей в состав укрупненной группы 43.00.00. Сервис и туризм.
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Разработчик: Кочарова Елена Спартаковна – преподаватель высшей квалификационной категории
Рекомендована научно-методической комиссией преподавателей естественнонаучных и математических дисциплин государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Протокол заседания научно-методической комиссии № 1 от 30.08.2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
условия реализации учебной дисциплины
| 15 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ | 17 |
|
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУДБ.09 ГЕОГРАФИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины (рабочая программа) является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 43.02.11 Гостиничный сервис, входящей в состав укрупненной группы специальностей 43.00.00 Сервис и туризм для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения ППССЗ на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Рабочая программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.
Содержание рабочей программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.
Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
Программа обладает рядом особенностей:
– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;
– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;
– увеличен объем содержания по географии России;
– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;
– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.
Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.
Практические работы предложены в каждом разделе программы.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Рабочая программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.
Рабочая программа учебной дисциплины «География» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, практических работ, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в Математический и общий естественнонаучный учебный цикл
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППССЗ СПО по данному направлению подготовки:
Общие компетенции (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
· определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
· оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
· применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
· составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
· сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
· нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
· понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
· основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
· особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
· географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
· особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Вид учебной работы | Объем часов
|
Всего | |
Максимальная учебная нагрузка (всего)1 | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 140 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) в форме внеаудиторной самостоятельной работы | 70 |
Индивидуальный проект | 36 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ ОУДП.02 География
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 210 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 140 |
в том числе: | |
Практические занятия | 20 |
Контрольные работы | 9 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 70 |
Индивидуальный проект | 36 |
в том числе: | |
Внеаудиторная самостоятельная работа Т 1 Практическое значение источников географической информации Т 2. Обозначение на политической карте мира стран разного типа Т 3 Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов Т 4 Подготовка к семинару Т 5. Международное сотрудничество и его роль в развитии страны (на примере страны по выбору) Т 6. 1. Выявление культурных традиций разных народов Европы, их связь с природно-историческими факторами 2. Сбор информации и составление презентации по странам мира. 3. Составить визитную карточку региона. Т 7. Составление сводной таблицы по практической работе. Т 8 Примеры глобальных прогнозов и проектов. | 35
|
Индивидуальные творческие задания (презентации, проектная и исследовательская работа) Т 1 Способы и формы получения географической информации: Т 2 Государственное устройство стран мира. Т 3 Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Т 4 Природные ресурсы Земли, их виды. Т 5 Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. Т 6 Презентации по странам мира. Т 7 Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Т 8. Глобальные экологические проблемы.
| 35
|
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрена | -
|
Итоговая аттестация в форме Экзамена | 6 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОУДП.02 ГЕОГРАФИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
|
|
|
| |||
Тема 1. 1. Введение
| Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | География как наука. | 1 | ||||
2 | Роль и значение географии в системе наук. | 2 | ||||
3 | Традиционные методы географических исследований. | 2 | ||||
4 | Новые методы географических исследований. | 2 | ||||
Лабораторная работа | - |
| ||||
Практическое занятие | - | |||||
Контрольная работа № 1: «Входной контроль знаний». | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: повторение школьного курса географии | 2 | |||||
|
|
| ||||
Тема 1. Источники географической информации | Содержание учебного материала | 6 | ||||
1 | Географическая карта – особый источник информации о действительности. | 2 | ||||
2 | Виды географической информации. | 2 | ||||
3 | Статистические материалы. | 2 | ||||
4 | Другие способы и формы получения географической информации: использование космических снимков, моделирование. | 2 | ||||
5 | Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных. | 2 | ||||
6 | Международные сравнения. | 3 | ||||
Лабораторная работа: | - |
| ||||
Практическое занятие № 1: «Сопоставление географических карт различной тематики». | 1 | |||||
Контрольные работы: тестирование | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся «Практическое значение источников географической информации» | 5 | |||||
. |
|
| ||||
Тема 2 Политическая карта мира | Содержание учебного материала | 9 | ||||
1 | Современная политическая карта мира. | 1 | ||||
2 | Этапы формирования и современные особенности ПКМ. | 2 | ||||
3 | Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. | 2 | ||||
4 | Группировка стран по площади территории, по численности населения. Примеры стран. | 2 | ||||
5 | Типология стран по уровню социально - экономического развития. Примеры стран. | 2 | ||||
6 | Социальные показатели состояния развития стран мира. | 2 | ||||
7 | Доходы на душу населения в странах разных типов. | 2 | ||||
8 | Формы правления, типы государственного устройства стран мира. | 2 | ||||
9 | Обобщение по теме ПКМ |
| 3 | |||
Лабораторные работы |
|
| ||||
Практическое занятие № 2: «Характеристика государственного устройства стран мира». | 1 | |||||
Практическое занятие № 3: «Характеристика стран различной экономической типологии» | 1 | |||||
Практическое занятие № 4: «Нанесение на контурную карту мира крупнейших стран по площади и численности населения» | 1 | |||||
Контрольная работа: « Политическая карта мира» | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: «Обозначение на политической карте мира стран разного типа»
| 7 | |||||
Тема 3. География населения мира
| Содержание учебного материала | 16 |
| |||
1 | Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. | 1 | ||||
2 | Воспроизводство населения и его типы. | 2 | ||||
3 | Миграции населения и их основные направления. | 2 | ||||
4 | Структура населения | 2 | ||||
5 | Расовый, этнолингвистический состав населения. | 2 | ||||
6 | Религиозный состав населения. | 2 | ||||
7 | Демографическая политика в разных регионах и странах мира. | 2 | ||||
8 | Географические аспекты качества жизни населения. | 2 | ||||
9 | Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. | 3 | ||||
10 | Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов. | 2 | ||||
11 | Расселение населения. | 2 | ||||
12 | Специфика городских поселений. | 2 | ||||
13 | Специфика сельских поселений. | 2 | ||||
14 | Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. | 2 | ||||
15 | Города- миллионеры и мегалополисы | 2 | ||||
16 | Экологические проблемы больших городов | 2 | ||||
Лабораторные работы: | - |
| ||||
Практическое занятие № 5: «Оценка занятости населения в крупных странах и регионах мира». | 1 |
| ||||
Практическое занятие № 6: «Оценка трудовых ресурсов в крупных странах и регионах мира» | 1 |
| ||||
Контрольная работа: тестирование | 1 |
| ||||
Самостоятельная работа обучающихся Сообщения по темам: Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира. Составление обобщающих таблиц по темам:Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира. Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира. | 8 | |||||
Тема 4. География мировых природных ресурсов
| Содержание учебного материала | 9 |
| |||
1 | Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. | 1 | ||||
2 | Природные ресурсы Земли, их виды. | 2 | ||||
3 | Ресурсообеспеченность. | 2 | ||||
4 | География природных ресурсов Земли. | 2 | ||||
5 | Территориальные сочетания природных ресурсов. | 2 | ||||
6 | Основные типы природопользования. | 2 | ||||
7 | Экологические ресурсы территории. | 2 | ||||
8 | Источники загрязнения окружающей среды среды. | 2 | ||||
9 | Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. | 2 | ||||
Лабораторные работы: | - |
| ||||
Практическое занятие № 7: « Природно - ресурсный потенциал разных территорий» | 1 | |||||
Контрольная работа: География мировых природных ресурсов
| 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: Сообщения по темам: Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения. 1. Минеральные ресурсы 2. Топливные ресурсы 3. Земельные ресурсы 4. Ресурсы пресной воды 5. Лесные ресурсы 6 Ресурсы Мирового океана 7. Космические ресурсы 8 Рекреационные ресурсы
9.Типичные экологические проблемы для каждой группы природных ресурсов, возможные пути их решения
| 14 | |||||
Тема 5. География мирового хозяйства
| Содержание учебного материала | 20 |
| |||
1 | Мировое хозяйство. | 1 | ||||
2 | Отраслевая структура мирового хозяйства | 2 | ||||
3 | Территориальная структура мирового хозяйства. | 2 | ||||
4 | География отраслей первичной сферы мирового хозяйства. | 2 | ||||
5 | География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства. | 2 | ||||
6 | География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. | 2 | ||||
7 | Международное географическое разделение труда. | 2 | ||||
8 | Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы. | 2 | ||||
9 | Научно- технический прогресс и его современные особенности. | 2 | ||||
10 | Интернационализация производства и глобализация мировой экономики | 2 | ||||
11 | Транснациональные корпорации. | 2 | ||||
12 | Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. | 2 | ||||
13 | Внешние экономические связи – научно-техническое, производственное сотрудничество, | 2 | ||||
14 | Создание свободных экономических зон. | 2 | ||||
15 | Крупнейшие международные отраслевые союзы. | 2 | ||||
16 | Крупнейшие региональные союзы. | 2 | ||||
17 | Международная торговля – основные направления и структура. | 2 | ||||
18 | Современные особенности международной торговли товарами. |
| 2 | |||
19 | Главные центры мировой торговли. | 2 | ||||
20 | Тестирование по теме: «география населения мира» | 2 | ||||
Лабораторные работы: | - |
| ||||
Практическое занятие № 8: «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира». | 1 | |||||
Практическое занятие № 9: «География важнейших отраслей, их технологические особенности и факторы размещения». | 1 | |||||
Практическое занятие № 10: Определение основных направлений мировой торговли | 1 | |||||
Контрольная работа № 2: « Мировое хозяйство». | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: «Международное сотрудничество и его роль в развитии страны (на примере страны по выбору)»выполнение домашней работы Работа по контурным картам по темам:Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира. Подготовка сообщений по темам:Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства. Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа. Международный туризм в различных странах и регионах мира. | 10 | |||||
Тема 6 Регионы и страны мира
| Содержание учебного материала |
26 |
| |||
1 | Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. | 1 | ||||
2 | Место и роль Зарубежной Европы в мире. | 2 | ||||
3 | Особенности ЭГП региона. | 2 | ||||
4 | Характерные черты природно- ресурсного потенциала Зар. Европы. | 2 | ||||
5 | География населения и хозяйства Зарубежной Европы. | 2 | ||||
6 | Субрегионы Зарубежной Европы. | 2 | ||||
7 | Страны Зарубежной Европы. | 2 | ||||
8 | Общая характеристика Зарубежной Азии. | 2 | ||||
9 | Природно- ресурсный потенциал, население и хозяйство Зарубежной Азии. | 2 | ||||
10 | Субрегионы зарубежной Азии. | 2 | ||||
11 | Страны зарубежной Азии | 2 | ||||
12 | Общая характеристика Африки. | 2 | ||||
13 | Субрегионы Африки. | 2 | ||||
14 | Страны Африки | 2 | ||||
15 | Северная Америка. Особенности ЭГП региона. | 2 | ||||
16 | Страны Северной Америки | 2 | ||||
17 | США. | 2 | ||||
18 | Латинская Америка. | 2 | ||||
19 | Страны Латинской Америки. | 2 | ||||
20 | Бразилия. | 2 | ||||
21 | Австралия. | 2 | ||||
22 | Характеристика ЭГП Австралии | 2 | ||||
23 | Место и роль Океании в мире. | 2 | ||||
24 | Региональные и международные сравнения. | 3 | ||||
25 | Обобщение: «Регионы мира» | 3 | ||||
26 | Тестирование: «Регионы мира» | 2 | ||||
Лабораторные работы: | - |
| ||||
Практическое занятие № 11: « Составление сравнительной характеристики стран Зарубежной Европы». Практическое занятие № 12: «Составление сравнительной характеристики стран Зарубежной Азии». Практическое занятие № 13: «Составление сравнительной характеристики стран Африки». Практическое занятие № 14: «Составление сравнительной характеристики стран Латинской Америки». Практическое занятие № 15: «Составление экономико- географической характеристики Австралии» Практическое занятие № 16: «Составление комплексной экономико- географической характеристики стран» | 6 | |||||
Контрольная работа № 3: Регионы и страны мира | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся: 1. Выявление культурных традиций разных народов Европы, их связь с природно-историческими факторами 2. Сбор информации и составление презентации по странам мира. 3. Составить визитную карточку региона. Подготовка сообщений по темам: «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы и Азии. Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии. Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае. Особенности политической карты Африки. Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки. Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом». Географический рисунок хозяйства США. Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки. Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии. Составление кроссворда по теме: Страны, города и регионы мира. | 10 | |||||
Тема 7. Россия в современном мире | Содержание учебного материала | 13
|
| |||
1 | Россия на политической карте мира | 2 | ||||
2 | Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. | 2 | ||||
3 | Характеристика современного этапа развития хозяйства. | 2 | ||||
4 | Россия в мировом хозяйстве . | 2 | ||||
5 | Россия в международном географическом разделении труда. | 2 | ||||
6 | Участие разных регионов России в географическом разделении труда. | 2 | ||||
7 | Участие России в международной торговле. | 2 | ||||
8 | Формы внешних экономических связей России. | 2 | ||||
9 | Структура внешних экономических связей России. | 2 | ||||
10 | Внешние экономические связи России со странами СНГ; АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами | 2 | ||||
11 | География отраслей международной специализации России. | 2 | ||||
12 | Семинар. Россия в современном мире. | 3 | ||||
13 | Семинар. Россия в современном мире. | 3 | ||||
Лабораторная работа: |
| |||||
Практическое занятие № 17: «Определение направлений и структуры внешних экономических связей России». | 1 | |||||
Практическое занятие № 18: «Анализ особенностей современного геоэкономического положения России» | 1 | |||||
Контрольная работа: тестирование | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений по темам: Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.Работа по контурным картам: Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России. Подготовка к семинару. Составление сводной таблицы | 8 | |||||
Тема 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества
| Содержание учебного материала | 7 |
| |||
1 | Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. | 1 | ||||
2 | Глобальная проблема изменения климата | 2 | ||||
3 | Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные | 2 | ||||
4 | Пути решения Глобальных экологических проблем | 2 | ||||
5 | Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. | 2 | ||||
6 | Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли | 2 | ||||
7 | Семинар «Глобальные экологические проблемы» | 3 | ||||
Практическое занятие № 19: Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией. Практическое занятие № 20: «Оценка важнейших международных событий связанных с глобальными проблемами человечества». |
| |||||
Контрольная работа: Глобальные проблемы человечества. Итоговое тестирование | 1 1 | |||||
|
| |||||
Самостоятельная работа обучающихся «Привести примеры глобальных прогнозов. Подготовка практико ориентированных работ проектного характера и проектов. Подготовка к экзамену
| 6 |
| Экзамен | 6 |
| ||
Курсовой работа(проект) не предусмотрена | - |
| |||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) не предусмотрена | - | ||||
Всего | 210 |
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Важнейшие личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственных поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Важнейшие метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёт интересов; формировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Важнейшие предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУДП 02 География
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места по количеству обучающихся - комплект учебно-наглядных пособий «География»;
- Учебно - методические комплекты;
- Иллюстративные материалы;
- Банки тестовых заданий.
Технические средства обучения:
- Средства информационных и коммуникационных технологий (технические средства обучения);
- Цифровые образовательные ресурсы:
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. География (современный мир): Учебник / Н.Н. Петрова.
2015 М.: Форум, 2015. - 224 с.: ил.; 60x90 1/16. - (Профессиональное образование)
2. География мирового хозяйства: Учебное пособие / А.А. Паикидзе, А.М. Цветков, Т.С. Шмайдюк 2015
М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015- 256 с.
3. Экономическая география России: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова 2015
М.: ИНФРА-М, 2015. - 568 с
Электронно-библиотечная система Znanium.com
Дополнительные источники:
Учебники
1. Горохов, С. А. Общая экономическая, социальная и политическая география [Электронный ресурс]: 2015
2. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 271 с.учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «География», «Мировая экономика », направлению «Сервис и туризм» / С. А. Горохов, Н. Н. Роготень.
Пособия
1. Атлас «География 10 класс. Современный мир», Изд-во «Просвещение», 2018г.
2. Контурные карты «География 10 класс. Современный мир», Изд-во «Просвещение», 2018 г.
3. Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения. – М.: АРКТИ, 2017
Интернет – ресурсы.
1. www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/196.php.
2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7B005424-FBBA-3F09-69DD-0CD8ECA70F31/23729/?interface=electronic
3. www.rnmc.ru/matimage.php?sect=181&link=/products/cdrom/educational/197.php
4. http://www.nmg.ru/rubrs.asp?art_id=14150&rubr_id=32&page=1.
5. http://www.directmedia.ru/d_catalogue/about.phtml?id=530
6. http://www.directmedia.ru/d_catalogue/about.phtml?id=531
7. Электронная библиотека znanium.com
3.3. Образовательные технологии
3.3.1. В соответствии с ФГОС СПО в разделе VII. п.7.1. «Требования к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена» указано, что «при формировании ППССЗ образовательная организация должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся». 3.3.2 Используемые активные и интерактивные образовательные технологии:Вид занятия* | Используемые активные и интерактивные образовательные технологии |
ТО | Проблемная лекция, групповые дискуссии, лекция- провокация, уроки-соревнования, разбор конкретных ситуаций, метод «круглого стола», семинар, мультимедийная презентация, коллективное взаимообучение (работа в парах, в тройках, изменяемые тройки), разыгрывание ситуаций, проектная технология, технология витагенного обучения (актуализация жизненного опыта ,сравнение объектов, работа по сопоставлению объектов, группировка и классификация, рефлексия); интерактивные технологии обучения (постановка проблемы; дискуссия ,обсуждение проблемы в микрогруппах; эвристическая беседа; групповая работа с иллюстративным материалом); технология ситуационного обучения (анализ конкретных ситуаций; перенос усвоенных знаний в новую ситуацию); технология коллективного генерирования идей(-«Мозговой штурм»решение эвристических задач, планирование действий, рефлексия); технология ситуационного обучения (анализ конкретных ситуаций; перенос усвоенных знаний в новую ситуацию) |
ПР | Не предусмотрено |
ЛР | не предусмотрено |
СР | Работа в парах, в тройках, изменяемые тройки, разыгрывание ситуаций, проектная технология |
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Раздел 1. . Общая характеристика мира Тема 1.1.Источники географической информации Тема 1.2. Современная политическая карта мира Тема 1.3. География населения мира Тема 1.4. География мировых природных ресурсов Тема 1.5. География отраслей мирового хозяйства Студенты должны: иметь представление: - о роли и месте знаний по дисциплине в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. знать: - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований. - типологию стран, основанную на качественных признаках; - различия стран по уровню социально-экономического развития. - понятия: демография, воспроизводство, мониторинг, геоэкология, географическая среда, природопользование, научно-техническая революция, научно-технический прогресс; - численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, основные религиозные центры; проблемы современной урбанизации; - классификацию природных ресурсов; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. - факторы, влияющие на размещение производительных сил. уметь: - выявлять и объяснять географические особенности населения отдельных регионов (стран) мира и России на основе анализа статистических данных; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки демографических особенностей стран и регионов мира, тенденций их возможного развития; - выявления и объяснения географических аспектов размещения минеральных ресурсов; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета для правильной оценки ресурсообеспеченности стран и регионов мира; - выявления и объяснения географических аспектов международной специализации стран мира и регионов; - понимания географической специфики крупных регионов в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. Раздел 2. Регионы и страны мира Тема 2.1. Регионы и страны Зарубежной Европы Тема 2.2. Регионы и страны Зарубежной Азии Тема 2.3. Регионы и страны Африки Тема 2.4. Регионы и страны Америки Тема 2.5. Россия в современном мире Студенты должны: знать: - основные географические понятия и термины по теме; - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; - географические особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства регионов и отдельных стран мира, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда. - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда; уметь: - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических процессов и явлений в регионах мира и отдельных странах (Японии, Китай, Индии, США, ДР Конго, Австралии, Бразилии); - составлять комплексную географическую характеристику регионов и отдельных стран мира; - сопоставлять географические карты различной тематики. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. Раздел 3. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества- Тема 2.1. Глобальные проблемы человечества- тестовый контроль Тема 2.2. Зачет Студенты должны: знать: - основные географические понятия и термины (геоэкология, природопользование); - географические аспекты глобальных проблем человечества. уметь: - оценивать и объяснять степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - сопоставлять географические карты различной тематики. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; | - Тест, диагностические задания: опросы, тестирование;
- экспертная оценка на практическом занятии; устный опрос.
- экспертная оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;
- экспертная оценка результатов выполнения лабораторно-практических работ;
- Тестирование, устный опрос, защита, практико-ориентированных работ проектного характера
- экспертная оценка защиты реферата; - тестовый контроль;
- экспертная оценка защиты реферата; - экспертная оценка защиты презентации;
- тестовый контроль; -экспертная оценка результатов выполненения лабораторно-практических работ;
- экспертная оценка защиты презентации Тестирование, устный опрос, защита, практико-ориентированных работ проектного характера ; |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
| - обоснование выбора и применение методов и способов, необходимых для выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; - демонстрация умений организовывать собственную деятельность | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК.3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | -демонстрация умений решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях;
| Наблюдение за учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся |
ОК.4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - демонстрация умений находить и делать анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | -демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности; -факт участия в проектной деятельности | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК.6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | -демонстрация умений работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение; -демонстрация умений эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося. |
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
| -демонстрация умений профессионального и личностного развития, - планирование заниматься самообразованием, повышением квалификации. занятий профессионального и личностного развития,
| Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
1