Программа «Патриот»
по военно-патриотическому направлению
внеурочной деятельности младшего школьника
Автор программы: учитель начальных классов Пономарева Ольга Ивановна. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. (В.А.Сухомлинский).
Утеряв Родину и свои национальные корни, человек нередко теряет себя, своё лицо… (Академик Д.С.Лихачев. «Прошлое – будущему»)
Программа по военно-патриотическому направлению внеурочной деятельности младших школьников направлена на воспитание гражданина и патриота России.
Девальвация духовных ценностей оказала негативное влияние на формирование общественного сознания младших школьников. Всё более заметна утрата традиционно-российского патриотического чувства.
В этих условиях очевидна актуальность программы «Патриот», воспитывающая в младших школьниках внимание и уважение к защитникам Отечества, гордость за подвиги российских героев – защитников Родины, уважение к Вооруженным силам нашего Отечества.
В настоящее время в условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, так как это основы жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.
Одна из приоритетных задач образования РФ – воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.
Актуальность этой задачи в современных условиях подчеркнута в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной Правительством РФ декабре 2015 года. (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493
Цель Государственной программы патриотического воспитания: создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
2. Цель и задачи Программы «Патриот»
Идея Программы: сберечь себя для России и Россию для себя!
Цель патриотического воспитания: развитие системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников; воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества.
Задачи патриотического воспитания:
- углубление знаний учащихся о героических событиях отечественной истории, традициях Российской армии, достижениях нашей страны в областях науки, культуры, искусства;
- формирование знаний о прошлом нашей страны, родного края;
- формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;
- привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества;
- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- развитие общественной активности учащихся;
- воспитание у школьников сознательного отношения к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданности Отчизне, готовности к защите ее свободы и независимости, чувства личной ответственности за сохранение памятников истории и культуры.
3. Нормативно-правовая база Программы «Патриот»
1. Главной нормативной базой данной программы является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", утвержденной Правительством РФ в декабре 2015 года. (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493
2. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.12
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
4. Федеральный Закон от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ (ред. от 30.12.2012)
«О днях воинской славы и памятных датах России»
5. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»
4. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы школы и всех заинтересованных сторон в целях обеспечения влияния на процесс воспитания, консолидации и координации деятельности.
4. 1. Основополагающие принципы реализации Программы
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся:
принцип научности, гуманизма, демократизма;
принцип участия;
принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;
принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии учащихся;
принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания.
4. 2. Условия успешной реализации Программы
Обучение младших школьников по ФГОС НОО предполагает организацию различных кружков по военно-патриотическому направлению во внеурочной деятельности.
Данная Программа «Патриот» реализуется средствами кружка «Патриот».
Место в плане образовательного учреждения: занятия внеурочной деятельности в 1-4 классах по 1 часу в неделю (возможно 2 часа).
1- й класс – 1 час в неделю, 33 часа (66ч) за учебный год
2-й класс – 1 час в неделю, 34 часа (68ч) за учебный год
3-й класс – 1 час в неделю, 34 часа (68ч) за учебный год
4-й класс – 1 час в неделю, 34 часа (68ч) за учебный год
Программа по военно-патриотическому воспитанию разработана для младших школьников на период с 1-ого по 4-ый класс, т.е. на 4 года. Учитывая возрастные особенности младших школьников, предлагаемый материал подается от простого к более сложному. Изучается через различные нестандартные формы: игры, экскурсии, путешествия, просмотры фильмов, встречи с героями войны, труда, культуры и т.д.
Такая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своей страной, своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка программ, методических рекомендаций.
Целью работы является формирование осознанного отношения к ценностям Отечества, родного края: людям, природе, истории, культуре и выработка на этой основе жизненной позиции, позволяющей понимать принадлежность к своей стране, к родному краю.
СТРУКТУРА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Патриотическое убеждение
(получение знаний)
Патриотическое сознание
(отношение)
Патриотическая деятельность
(готовность поступать)



1 – 4 классы
3 – 4 классы
4 класс
Основными формами организации работы с детьми являются: беседы, работа в музее, экскурсии, просмотр фильмов, встречи с известными людьми, встречи с ветеранами войны, знакомство с историей и бытом русского народа, практикумы, лекции, симпозиумы-дискуссии, исторические журналы, конференции, семинарские занятия, занятия по защите социальных проектов, уроки мужества, уроки экскурсии, выпуски предметных газет, работа с детской книгой
Традиционными мероприятия патриотической направленности могут стать:
- Общешкольные линейки.
- Тематические уроки мужества:
"Присягают Родине сыны"
"Сталинградский котел"
"Времен связующая нить"
"Поклонимся Великим тем годам"
- Торжественные собрания.
- Вечера памяти
- тематические встречи:
"Встреча двух поколений"
"И помнит мир спасенный"
"Прадедушки и правнуки"
"Воинский подвиг глазами детей"
- Игры-путешествия по заставам: («Мудрая летопись времен», «Зарничка», «На привале» и др.)
- игры: в форме «Что? Где? Когда?» на тему «С.Н.Решетов – наш земляк»
в форме викторины «Его имя носит наша школа»
- Круглые столы (встреча с ветеранами Великой Отечественной войны).
- Научно-практические конференции (сообщения о Великой отечественной войне).
- Концерты, посвященные великим датам.
- Работа лекторских групп.
-Литературно-музыкальные композиции.
- Выставки: "Права ребенка", "Государственные праздники", "Ты - гражданин России".
- Пополнение экспозиции уголка боевой славы, т.е. поисковая деятельность.
Игровая деятельность освоения материала, включающая костюмы, элементы быта, музыку, предметы искусства, способствует погружению обучающихся в историческое время и позволяет более глубоко соприкоснуться с прошлым, почувствовать подвиг героев
Выступления ветеранов Великой Отечественной войны и других войн на уроках Мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей служат толчком к началу или активизации поисковой работы. В процессе поисковой работы ребята пополняют фонды музея и сами пополняют свои знания в непринужденной обстановке. Такая деятельность способствует заинтересованности в общении с другими ребятами, в желании поделиться увиденным и найденным. Приводит к тому, что ученики сами проводят экскурсии. Такая деятельность усиливает восприятие исторического материала, позволяет глубже прочувствовать связь времён, утверждает личную значимость каждого школьника в контексте истории.
Эффективным средством в системе патриотического воспитания является игровая деятельность, которая в последнее время активно используется во время проведения спортивного праздника "Зарница".
Военно-спортивная игра - это ролевая игра с элементами "военизации", в которой используется некоторые термины и понятия, применяемые в военном деле, организационной структуре армии и флота, в некоторых родах войск. Игра - выход в большую жизнь, осуществленные мечты, исполнение желаний.
Назначение в Почетный караул воспринимается обучающимися как великая честь и большое доверие. Они гордятся этим и соревнуются за право нести Вахту Памяти.
Одной из приоритетных форм работы по патриотическому воспитанию являются благотворительные акции:
"Руки сердечное тепло" (тимуровская работа).
"Открытка ветерану" (поздравление с праздниками 4 ноября, Новым годом, 23 февраля, 9 мая).
"Цветы на граните" (возложение цветов в дни праздников к памятным местам).
Одним из приоритетных направлений по патриотическому воспитанию является посещение музеев.
Хранилищем национальных традиций, обычаев, истории нашего народа являются школьный и районный краеведческий музеи. Материалы музеев поистине уникальны.
Музей - это достояние всех. Ребята, сталкиваясь с истоками самобытности нашего уголка, внутренне распрямляются, наполняются гордостью, узнавая богатейшую историю и культурные традиции родного края. Все, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их села, родного края, и государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где они родились и выросли, где жили их предки.
В музее проводятся экскурсии по следующим темам:
" Кардымово - мой родной поселок"
«Кардымовцы – Герои Советского Союза»
«С.Н. Решетов – его имя носит наша школа»
"История нашей школы"
"История детских организаций"
"Бабушкин сундучок"
"Воины - интернационалисты"
"Уголок русской избы"
"Археологические находки нашего края"
"История пионерского движения"
"Развитие письменности"
"От лучины до лампы".
Экскурсии по родному поселку, району позволяют:
- глубже познакомить воспитанников со своей "малой Родиной" улицами, жилыми домами и общественными зданиями, их назначением;
- научить детей ориентироваться на плане улицы, знать правила уличного движения, выполнять правила поведения на улице и общественных местах;
- расширять знания детей о профессиях работников социальной сферы, содержании и значимости их труда для жителей поселка;
- стимулировать у воспитанников интерес и любовь к своему поселку, заботу о его красоте, чистоте;
Важная часть - подведение итогов экскурсий. Дети должны делиться впечатлениями об экскурсии в форме сочинений, рисунков, отчетов.
Работа по изучению истории и социальной сферы поселка несомненно, помогает детям многое узнать, а главное - полюбить маленький уголок своей Родины.
На базе школьного музея необходимо планировать проведение внеклассных мероприятий, встречи с интересными людьми, выставки, викторины, отчеты знатоков-краеведов.
В ходе краеведческой деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Ребята ведут поисковую работу. Совместная деятельность помогает сплачивать коллектив, увлекая детей общим делом.
Таким образом, музейная педагогика открывает широкие интересы к Родине. Она таит огромные резервы повышения эффективности патриотического воспитания, так как не просто знакомит учащихся с теми или иными событиями, фактами, но и раскрывает славную историю родного края и всей страны через судьбы конкретных людей.
Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в нашей школе – среди учеников есть много детей других национальностей. Поэтому особенно важно в школе поддерживать и направлять интерес ребенка к людям других национальностей, рассказывать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда.
4.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ПАТРИОТ»
В содержании программы «Патриот» выделяются три основных блока:
Исторический блок решает задачи приобретения и углубления знаний по истории нашей страны.
Цели и задачи исторического блока:
показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить ребенка в активное познание своей Отчизны;
воспитать в школьниках высокую духовную нравственность: любовь к своей стране, к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым мыслям и чувствам;
воспитать гордость за героев нашей страны;
сформировать активную гражданскую позицию детей в социальной жизни общества;
оздоровить и физически закалить ребенка, способствовать пониманию им, сильные, ловкие, смелые – лучшие защитники Отечества, что эти качества – залог успеха в будущем.
В исторический блок включены несколько познавательных игр-путешествий по заставам: «Отечества достойные сыны», «Из истории государственных символов», «Зарничка», «Мы все хотим побывать на Луне», «Звезды Победы», «Все дети – художники», «Юный следопыт»
«Отечества достойные сыны» знакомит школьников с далеким прошлым нашей Родины, начиная с древней Руси до наших дней. 5 ч.
«Из истории государственных символов», знакомство с историей государственных символов. Период работы: декабрь, 2-3 часа.
Военно-спортивная игра «Зарничка», направлена на формирование личных качеств каждого школьника, необходимых защитнику Отечества. Игра «Зарничка» состоит из трёх этапов: І этап – спортивные соревнования «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена» - февраль, 1ч., май – 1 ч.; II этап – конкурс строя и песни «Равнение на знамёна», 2 ч; III этап – игра на местности «Служить России суждено тебе и мне», 2ч.
Познавательно-увлекательная игра «Мы все хотим побывать на Луне», посвященная первому полёту человека в космос, направлена на систематизацию знаний о космосе, знакомство с подвигом Ю.А.Гагарина. Период работы учитель определяет самостоятельно исходя из тематического планирования. На эту тему отводится 3 часа в год в апреле-месяце.
Познавательно-увлекательная игра «Звезды Победы», посвященная победе нашей страны над немецко-фашистскими захватчиками, оживляет страницы героических дней. Участники войны – ветераны, а также художественные и документальные фильмы, экскурсии по местам боевой славы расскажут школьникам об этих героических событиях. 1 класс:7- 8 ч., 2-4 классы – 7 ч.
Творческий раздел «Все дети – художники». В течение года отводится время для проведения занятий творческого характера. Такая работа планируется учителем самостоятельно в течение учебного года. 3-4 часа.
Оставшиеся часы распределяет учитель самостоятельно по разделу «Юный следопыт». Возможно это время отвести для проведения экскурсий. 1 – 4 классы: 5-6 часов.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие; верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Медиаобразовательный блок – выпуск стенгазет, информационных листков, боевых листков, оформление уголков, стендов, альбомов. Возможно проведение данной работы в виде конкурсов (3-4 классы).
Цель этой работы – информирование о деятельности поисково-исследовательского центра «Патриот».
К концу начального периода обучения ребенок должен открыть в себе ростки личности будущего Гражданина, разумного хозяина своего поселка, края, страны, планеты:
полюбить маленький уголок своей Родины,
быть внимательным к окружающему миру природы,
эмоционально реагировать на ситуации, связанные с ним,
иметь интерес и желание участвовать в экологической деятельности,
уметь контролировать и оценивать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающим и окружающему миру
знать обычаи и традиции русского народа, любить свой народ, талантливый и богатый умельцами, музыкантами, художниками.
4.4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса.
В результате освоения программы курса «Патриот» формируются:
Познавательные общеучебные действия
− умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществление синтеза как составление целого из частей;
- проведение сравнения и классификации по заданным критериям;
-установление причинно-следственныхсвязей в изучаемом круге явлений;
Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщение;
− умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, научной литературы, справочной литературы; Интернет-ресурс;
- запись(фиксация) выборочной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использование знаково-символических средств и схем для решения обозначенных задач или проблем.
Коммуникативные УУД
− умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
− умение выражать свои мысли;
− управление действиями партнера (оценка, коррекция);
− использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
− планирование своих действий в соответствии в поставленной задачей и условиями её выполнения;
- волевая саморегуляция;
− оценка;
− коррекция.
Личностные УУД
− знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
− осознание себя членом общества и государства, самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
− осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
− осознание ответственности за общее благополучие;
− развитие этических чувств;
− установка на здоровый образ жизни;
− самооценка.
В результате освоения курса обучающийся научится:
− понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; Родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
− ориентироваться в историческом времени;
− определять на карте границы и крупные города России;
− рассказывать о родной стране, родном крае;
− различать символы государства: флаг, герб, гимн России; флаг, герб Смоленской области; флаг Кардымовского района;
− уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
− уважительно относиться к защитникам Родины;
− читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
− различать художественную и научно-популярную литературу;
− анализировать ответы товарищей;
− осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащийся получит возможность научиться:
− понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, государственные и международные праздники;
− общечеловеческие проблемы и ценности;
− приводить примеры исторических и культурных памятников России (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
− различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
− анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
− на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
− уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего города, народу, России.
4.5. Направления деятельности, способствующие
реализации Программы
Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации данной Программы, являются:
Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном городе, области.
Гражданско-правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа
Примерное тематическое планирование по годам
1-й год обучения
Отечества достойные сыны | «Зарничка» | Из истории государст-венных символов | Мы все хотим побывать на Луне | Звезды Победы | Юный следопыт | Все дети – художники |
5 ч | 6 ч. | 3 ч. | 3 ч. | 7 ч. | 6 ч. | 3 ч. |
Час общения «Сыны Отечества. Защитники земли русской – Александр Невский» | Спортивные соревнования «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена» Февраль | Государственные символы России. | Беседа «Знает, каким он парнем?» в форме тематической презентации. | Беседа «Что мы знаем о войне?», просмотр отрывков из док.фильмов. | Встреча с ветеранами войны «Герои живут рядом» | Вводное занятие. Экскурсия в школьный музей. «Военная экспозиция» Рисование на тему «Дети против войны» |
Час общения «Сыны Отечества. Защитники земли русской – Дмитрий Донской» | Игра на местности «Служить России суждено тебе и мне – 1» | Государственные флаг и гимн России» | Игра-путешествие «Полетим на другие планеты» | Выставка краеведческих книг о войне. Знакомство с книгой «Победители». | Пешая экскурсия по поселку по воинским захоронениям п.Кардымово «Они погибли нас защищая» | Игра – путешествие в прошлое с элементами рисования. «На привале. Отдых в землянке» Октябрь |
Час общения «Сыны Отечества. Защитники земли русской – Александр Суворов» | Подготовка к конкурсу строя и песни «Равнение на знамёна» | Государственный герб России | Школьный музей . Конкурсная прграмма «Пионеры космоса» | Школьный музей. «Герои живут рядом. Её часто называют фронтовичкой. О Сулимовой М.В.» | Пешая экскурсия по поселку «Знакомство со зданиями, уцелевшими со времен Великой Отечественной войны» | Выпуск первого информационного листка. |
Познавательно-интеллектаульная игра-обобщение «Сыны Отечества. Защитники земли русской» | Конкурс строя и песни «Равнение на знамёна» | | Час общения «Кто они ГЕРОИ?» Знакомство с кардымовцами – Героями Советского Союза | Выездная экскурсия в д.Елагино к братской могиле, посвященная международному Дню памятников. АПРЕЛЬ | |
Детская библиотека. Видеорассказ «Непридуманные герои» (о детях войны) Май | Спортивные соревнования «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена» Май | Час мужества «Юные герои Кардымоского подполья» | Экскурсия в д.Соловьево «Поле Памяти» МАЙ |
| Игра на местности «Служить России суждено тебе и мне – 2» | Школьный музей. «Его имя носит наша школа» | Летний поход в д.Кривцы к памятному знаку погибшим односельчан |
Примерное тематическое планирование кружка «Патриот»
2 – год обучения
№ п/п | Тема занятия | Раздел ( и тема проведенного занятия) |
1. | Вводное занятие: «Кружок «Патриот». Повторение: что мы знаем и помним?» | Отечества достойные сыны (1 – й час) |
2. | Заочное путешествие по посёлку «Места родного посёлка, связанные с Великой Отечественной войной» по теме «История моего края в истории родной страны. Братская могила» | Юный следопыт (1-й час) |
3. | Час общения. «Что такое подвиг? Подвигу жить века» | Звезды Победы (1 час) |
4. | Заочное путешествие по посёлку «Места родного посёлка, связанные с Великой Отечественной войной» по теме «История моего края в истории родной страны. Место казни Кардымовских подпольщиков» | Юный следопыт (2-й час) |
5. | Заочное путешествие по посёлку «Места родного посёлка, связанные с Великой Отечественной войной» по теме «История моего края в истории родной страны. Подпольный госпиталь» | Юный следопыт (3-й час) |
6. | Поздравление ветерана Великой Отечественной войны Григорьевой А.И. с Днём освобождения Смоленщины (на дому). | Отечества достойные сыны (2 – й час) |
7. | Поздравление ветерана Великой Отечественной войны Антонова И.М. с Днём освобождения Смоленщины (на дому). | Отечества достойные сыны (3 – й час) |
8. | Заочное путешествие по посёлку «Места родного посёлка, связанные с Великой Отечественной войной» по теме «История моего края в истории родной страны. Здания посёлка, уцелевшие с 1941г.» | Юный следопыт (4-й час) |
9. | Наша Родина – Россия. | Из истории государственных символов. (1 – й час) |
10. | Праздничная программа, посвященная Дню освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков. Концерт лауреатов международных и региональных музыкальных исполнительских конкурсов, преподавателей и студентов Смоленской академии профессионального образования. | Хорошая песня всегда рядом (1 час) |
11. | Экскурсия в школьный музей по теме «Его имя носит наша школа» | Звезды Победы (2 – й час) |
12. | Встреча с Героем Советского Союза С.Н. Решетовым. | Восстановим связь поколений (1 – й час) |
13. | Час общения «История моего края в истории моей страны: «Кардымовцы – Герои Советского Союза» | Звезды Победы (3 – й час) |
14. | «Солдаты милосердия» - о медицинских сестрах Великой Отечественной войны. | Отечества достойные сыны (4 – й час) |
15. | Матерям – героям. Баллада о солдатской матери (ко Дню Матери») | Звезды Победы (4 – й час) |
16. | Час общения. «Великая история моей страны: монголо-татарское нашествие. Князь Александр Невский. Фильм С.Эйзенштейна «Александр Невский» | История государства Российского (1 - 2 часа) |
17 | Час общения. «Великая история моей страны: Александр Невский. Дмитрий Донской» |
18. | Символы государства. Гимн. | Из истории государственных символов. (2 – 4 часа) |
19. | Символы государства. Флаг. |
20. | Символы государства. Герб. |
21. | Час общения. «Великая история моей страны: Отечественная война 1812г.» | История государства Российского (3 - 4 часа) |
22. | Час общения. «Великая история моей страны: Великая Отечественная война» |
23. | Знакомство с историческими памятниками: «Памятник солдату, со спасенной девочкой на руках» | Отечества достойные сыны (5, 6,7,8,9 – й часы) |
24, 25, 26, 27 | Поздравление ветеранов Великой отечественной войны с праздником Великой Победы. |
28 | Летний поход по местам Боевой Славы | Юный следопыт (5-й час) |
29. | Летний поход по местам Боевой Славы | Юный следопыт (6-й час) |
30. | Летний поход по местам Боевой Славы | Юный следопыт (7-й час) |
31. | Концерт военной песни | Хорошая песня всегда рядом (2-й час) |
32-34 | Резервные уроки планируются в течение учебного года для незапланированных мероприятий: концерт, спектакль на военно-патриотическую тематику; встречи, походы и т.д. | |
3-й год обучения
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Примечание |
1 | Отечества достойные сыны | Введение. Отечества достойные сыны. Повторение. | |
2 | Отечества достойные сыны | «Сыны Отечества. Фёдор Савельевич Конь» | |
3 | Отечества достойные сыны | «Сыны Отечества. Защитники земли русской. Война с монголо-татарами» | |
4 5 6 7 | Юный следопыт | Пешая экскурсия по городу Смоленск в день освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков «Аллея Памяти» | |
Юный следопыт | Пешая экскурсия по городу Смоленск | |
Юный следопыт | Экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. – по залам музея. | |
Юный следопыт | Экскурсия в музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. – музей военной техники под открытым небом | |
8 | Все дети – художники | Просмотр фильма «Смоленское сражение» Рисование на тему «Техника в годы войны» | |
9 | Отечества достойные сыны | «Сыны Отечества. Защитники земли русской. Война с польскими захватчиками 1609-1611 г.г.» | |
10. 11. 12. | Отечества достойные сыны | «Сыны Отечества. Защитники земли русской. Павел Степанович Нахимов».. | |
Юный следопыт | Экскурсия в музей в городе Смоленске. | |
13. | Из истории государственных символов | Государственные символы России. Флаг. Флаг родного края. | |
14. | Из истории государственных символов | Государственные символы России. Герб. Герб родного края. | |
15 | Из истории государственных символов | Государственные символы России. Гимн. Гимн родного края. | |
16 | Звезды Победы | Великие полководцы России. М.И.Кутузов | |
17 | Звезды Победы | Великие полководцы России. Жуков | |
18 | Звезды Победы | Герои Советского Союза – смоляне. | |
19 | Звезды Победы | Кардымовцы – Герои Советского Союза. | |
20 21 22 | Отечества достойные сыны | Просмотр художественных фильмов о великой Отечественной войне | |
23 | Все дети – художники ( 3ч.) | Рисование на тему «Герои войны» | |
24 | Мы все хотим побывать на Луне | Юрий Алексеевич Гагарин – наш земляк. | |
25 | Мы все хотим побывать на Луне | Звездные братья. | |
26 | Мы все хотим побывать на Луне | Игра-соревнования «Мы все хотим летать!» | |
27 28 | «Зарничка» | Маршевые строевые песни. Разучивание. | |
29 | Все дети – художники | Выпуск информационного листка. | |
30 31 | «Зарничка» | Военно-спортивная игра на местности | |
32 33 34 | РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ | | |
4-й год обучения
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Примечание |
1 | Из истории государственных символов | Введение. Всероссийский урок Конституции: «Символы российской государственности» | |
2 | Из истории государственных символов | Всероссийский урок Конституции: практическая работа «Символы Российской государственности» | |
3 | Хорошая песня всегда рядом | Концерт патриотической песни, посвященный Дню освобождения Смоленщины. | |
4, 5, 6 | Юный следопыт | Акция «Восстановим связь поколений»: составление маршрута движения по поселку. Поздравление ветеранов Великой Отечественной войны с днем Освобождения родного края от немецко-фашистских захватчиков | |
7. | Все дети – художники | Выпуск информационного листка. С использованием компьютера. | |
8. | Отечества достойные сыны | Н.М Карамзин «История государства Российского», часть 1. | |
9. | Отечества достойные сыны | Н.М Карамзин «История государства Российского», часть 2. | |
10. | Отечества достойные сыны | Н.М Карамзин «История государства Российского», часть 3. | |
11. | Отечества достойные сыны | М.В. Ломоносов | Патриот |
12 | Из истории государственных символов | Государственные символы России. Флаг, герб, гимн Смоленской области. Символы Кардымовского района. | |
13 | Из истории государственных символов | Занятие – проект: герб и любимая песня нашей семьи. Традиции нашей семьи. | |
14 | Отечества достойные сыны | Алексей Маресьв | Патриот |
15 | Звезды Победы | Великие полководцы России. | Патриот - 2 |
16 | Отечества достойные сыны | Их имена навечно в памяти народной | |
17 | Люблю тебя, моя Россия!» | Проект: «Азбука юного Россиянина» | Патриот |
18 | Люблю тебя, моя Россия!» | Проект: «Азбука юного Россиянина» (продолжение) | |
19 | Люблю тебя, моя Россия!» | Проект: «Азбука юного Россиянина». Представление материала. | |
20 | Юный следопыт | Дни воинской славы России | Патриот - 3 |
21 | Юный следопыт | Занятие - проект «Дни воинской славы России» | |
22. | Юный следопыт | Занятие - проект «Дни воинской славы России» | |
23 | Юный следопыт | Государственные награды | |
24,25,26 | Отечества достойные сыны | Просмотр художественных фильмов о войне. Рисование на тему «Техника в годы войны» или «Ветераны второй мировой» | |
27 | Звезды Победы | «Георгиевская ленточка символ памяти Великой Победы 9 мая 1945 года». | Патриот - 3 |
28 | Мы все хотим побывать на Луне | Этот близкий и далекий космос | |
29 | Все дети – художники | Выпуск информационного листка. | |
30 31 | «Зарничка» | Военно-спортивная игра на местности | |
32 33 34 | РЕЗЕРВНЫЕ УРОКИ | | |