СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа педагога-психолога на 2021-22 учебный год

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа педагога-психолога содержит: пояснительную записку, прогнозируемые результаты, годовой план работы педагога - психолога, список используемой литературы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа педагога-психолога на 2021-22 учебный год»









СОДЕРЖАНИЕ



1.Пояснительная записка



2. Прогнозируемые результаты



3.Годовой план работы педагога – психолога



4.Литература































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Целью работы - психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса, создание условий для развития и успешного обучения детей.


В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении,

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения,

- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению,

-проводить психологическую диагностику сформированности универсальных учебных действий школьников с целью выявления трудностей в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками;

- профилактика школьной и социальной дезадаптации;

- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;

-повышение мотивации обучения у учащихся;

- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;

-формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

-формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;

-организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;

-организация работы с детьми категории «одаренные»;

-обеспечение условий для индивидуального развития детей с ОВЗ;

-разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.


Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психолого – педагогического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.

Основные циклы сопровождения:

  • готовность к обучению и адаптация в 1 классе;

  • переход в среднее звено;

  • подростковый кризис;

  • адаптация и профориентация в старшем звене.


Основные формы сопровождения:

-психолого-педагогическая диагностика

-коррекционно-развивающая работа

-консультирование и просвещение

-профилактическая работа

-методическая и аналитическая работа


Психолого-педагогическая диагностика

Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

Включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.

2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.

II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:

1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).

2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).

3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)


III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.

Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (2 четверть).

Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает личностное развитие, сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Личностное развитие обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД делятся на три основные группы:

1.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

2. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание;

- планирование;

- прогнозирование;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата;

- коррекция;

- оценка;

- волевая саморегуляция.

3. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения личностных качеств, сформированность универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.


Коррекционно –развивающая работа

Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:

1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.

2. Сучащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптациик обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.

3. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.

5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса,в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:

1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;

2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;

3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.


Консультирование и просвещение

Составляют три направления:

1. Работа с учащимися.

2. Работа с родителями.

3. Работа с учителями.

I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).

-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.

II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:

- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.

- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;

- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.

III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:

- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).

- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка

Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;

- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.


Профилактическая работа – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.


Методическое и аналитическое направление

1. Оформление документации:

  1. Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.

  2. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.

  3. Разработка, подготовка и проведение:

  • родительских собраний,

  • классных часов,

  • занятий с классными руководителями, учителями.

  1. Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.

  2. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.

  3. Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.

  4. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.

  5. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

  6. Составление выводов, рекомендаций, характеристик.

  7. Анализ научной и практической литературы.

  8. Работа над темой самообразования.


2. Оформление кабинета:

-приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;

-изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала

-оформление уголка психолога, стендов.


3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение; проведение открытых занятий.


А также составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.


 Основные виды работ:

-работа с родителями;

-работа с педагогами;

-работа с обучающимися

Педагог - психолог образовательного учреждения призвана содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.

Психологическое – педагогическое сопровождение охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.

Профилактическая работа с детьми проводится с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей. Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование детей (помощь в решении проблем).

Сопровождение педагогов направлено на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

Работа с родителями направлена на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений. Консультирование родителей по результатам диагностики.



В рамках данной программы проводится следующая работа:

1. Работа по подготовке детей к школьному обучению,

2.Работа по адаптации в 1, 5, 10 классах, а также с новичками в школе, и обучающимися, чей родной язык не является русский;

3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,

4.Работа с одаренными детьми,

5.Работа с детьми с ОВЗ,

4. Профориентационная работа,

5.Подготовка к итоговой аттестации,

6.Работа с родителями,

7.Работа с неблагополучными семьями,

8.Работа с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации







ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Диагностическая и коррекционно – развивающая работа

Младшее звено (7-10 лет):

• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;

• повышение уровня учебной мотивации;

• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;

• формирование положительного образа своего «Я»;

• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;

• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;

• положительные отношения со сверстниками и учителями.

Среднее звено (11-15 лет):

• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;

• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;

• осознание важности и смысла процесса обучения;

• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;

• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.

Старшее звено (16-18 лет):

• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;

• профессиональное и жизненное самоопределение;

• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;

• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;

• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;

• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;

• активная и позитивная жизненная позиция.


Консультирование

  • Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.

  • Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка


Просвещение

  • Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.


Методическая и аналитическая работа

  • Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.

ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

2021/22 учебный год



ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

Цель: выявить уровень готовности детей к школе; создание условий для развития необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.



мероприятие

участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

1.

Методика «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка» (цель: выявить уровень развития общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний; уровень развития психосоциальной зрелости ребенка).

дошкольники

февраль

2.

Методика Т. А. Нежновой «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению» (цель: выявить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению).


дошкольники

февраль

3.

Методика И. И. Аргинской «Бусы» (цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух).

дошкольники

февраль

4.

Методика Н. И. Гуткиной «Домик» (цель: выявить умеет ли ребенок копировать образец, выявить уровень развитости произвольного внимания).

дошкольники

февраль

5.

Методика «Собирание разрезанных картинок» (цель: определить уровень развития логического мышления).

дошкольники

февраль

6.

Анкетирование родителей (история развития ребенка)

Родители дошкольников

февраль

2.Консультационная и просветительская работа

1.

Мини –лекция «Что такое готовность к школе»

Родители дошкольников

январь

2.

Разработка и дача рекомендаций родителем по подготовке детей к школе.

Родители дошкольника

май

3. Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение групповых занятий по программе «Скоро в школу»

дошкольники

март-май

4.Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам психодиагностики






ПЛАН ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении; психолого – педагогическое сопровождение; определить уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся первого класса в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; скорректировать ход образовательного процесса по результатам мониторинга УУД.


1 класс

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика уровня адаптации к школьному обучению (октябрь)

2.Мониторинг сформированности УУД на конец учебного года (апрель)


1.1.

Анкетирование родителей первоклассников (цель: изучение процесса адаптации первоклассников, трудностей периода адаптации, личных особенностей ребенка и дальнейшая коррекция трудностей периода адаптации).

родители 1 класса

октябрь

1.2.

Методика Акатова Л. И. «Уровень учебной мотивации» (цель: выявить уровень развития учебной мотивации).

1 класс

октябрь

апрель

3.

Методика самооценки «Лесенка»

(составитель В.Г.Щур)

(цель: выявление уровня развития самооценки).

1 класс

октябрь

апрель

4.

Проективная методика Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. "Выбери нужное лицо".

(цель: диагностика уровня тревожности).

1 класс

октябрь

5.

Методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант» (цель: исследование ориентации в пространстве, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить, заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Оцениваемое УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действие по образцу и сохранять, заданную цель); умение контролировать свою деятельность.

1 класс

октябрь

апрель


6.

Методика Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления»

Субтест 1 «Осведомленность»

Субтест 2»Классификация» (цель: Субтест1 направлен на выявление осведомленности. Дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий.

Субтест 2 направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.

Оцениваемые УУД: познавательныеУУД)

1 класс

октябрь

апрель



7.

Методике Цукерман Г.А. «Рукавички» (цель: изучение сформированности кооперации, взаимодействия.Оцениваемые УУД: коммуникативные УУД).

1 класс

октябрь

апрель

8.

Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах

1 класс

октябрь


2.Консультационная и просветительская, профилактическая работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников



родители первоклассников

по запросу сентябрь-май


2.

Разработка и дача рекомендаций родителям первоклассников по преодолению трудностей периода адаптации; по улучшению прохождения процесса адаптации.

родители первоклассников

сентябрь

3.

Обеспечение практическими рекомендациями учителей гиперактивного ребенка

педагоги первоклассников

по необходимости

4.

Выступление на родительском собрании. Мини – лекция с элементами диагностики «Мой ребенок – первоклассник»

родители первоклассников.

1 четверть

5.

Внеурочная деятельность по программе «Учись учиться» Цель: формирование личностных,

коммуникативных,

регулятивных,

познавательных ууд).

первоклассники

В течение года

6.

Проведение развивающих групповых занятий по авторской программе «Я – первоклассник» с целью создания психолого – педагогических и социальных условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в школьной системе.

первоклассники

С 1 четверти (20 групповых занятий)

3.Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия собучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации

(Личностные

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные)

обучающиеся 1класса испытывающие трудности в адаптации

по необходимости

4.Аналитическая работа


Ноябрь по результатам диагностики

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении. Справка по адаптации первоклассников.



Май по результатам диагностики

Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении




2 класс

Мероприятия

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий



1.

Анкета для оценки уровня школьной мотивации по Н. Г. Лускановой (цель: выявить уровень развития учебной мотивации)

2 класс

сентябрь

апрель


2.

Методика О. С. Богдановой «Какой Я» (цель: выявление уровня развития самооценки, самоопределение).

2 класс

сентябрь

апрель


3.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Н.В. Кулешовой (цель: выявить нравственные представления учеников, выделение морального содержания действий и ситуаций).


2 класс

сентябрь

апрель


4.

Методика Л. А. Венгер «Рисование по точкам» (цель: выявить уровень ориентировки на заданную систему требований, умения сознательно контролировать свои действия - регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность).


2 класс

сентябрь

апрель


5.

Методика «Выделение существенных признаков» (с целью выявления уровня логического мышления.Оцениваемые УУД: познавательныеУУД)

2 класс

сентябрь

апрель


6.

Методика «Дорога к дому» (с целью выявление уровня сформированности действия по передаче информации.Оцениваемые УУД: коммуникативныеУУД)


2 класс

сентябрь

апрель


Консультационная и просветительская работа


1.

Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики.

Родители 2 класса

октябрь

май


2.

Внеурочная деятельность по программе «Учись учиться» Цель: формирование личностных,

коммуникативных,

регулятивных,

познавательных ууд).


2 класс

в течение года

3.

Психологическая программа «Отметки в гости к нам» (цель: развитие у детей способности к адекватному восприятию учебных отметок)


2 класс

4 четверть

Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия собучающимися, испытывающими трудности в обучении, общении.


2 класс

по необходимости

Аналитическая работа

1.

Обработка полученных данных


октябрь


2.

Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития


октябрь


3.

Заполнение протоколов и индивидуальных карт развития


октябрь




3 класс

мероприятия

участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий




1.

Выявить уровень школьной мотивации по методике Н. Г. Лускановой (цель: выявить уровень развития учебной мотивации. )

3 класс

сентябрь

май


2.

Выявить уровень развития самооценки по методике О. С. Богдановой «Какой Я» (самопознание и самоопределение)

3 класс

сентябрь

май


3.

Методика П. Я. Гальперина «Проба на внимание» (регулятивныеууд, метапредметныеууд)

3 класс

сентябрь

май


4.

Методика «Исследование способности к умозаключению»

(цель: выявить уровень развития способности к умозаключению.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, познавательные ууд).

3 класс

сентябрь

май


5.

Методика Г. А. Цукерман «Кто прав?» (коммуникативныеууд, метапредметныеууд)


3 класс

сентябрь

май


Консультационная и просветительская работа


1.

Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики.

Родители 3 класса

октябрь

май


2.

Внеурочная деятельность по программе «Учись учиться» Цель: формирование личностных,

коммуникативных,

регулятивных,

познавательных ууд).


3 класс

В течение года

3.

Рекомендации родителям «Как относится к оценкам ребенка»


сентябрь

Коррекционно – развивающая работа

1.



в течение года

Аналитическая работа

1.

Обработка полученных данных


октябрь

май


2.

Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития


октябрь

май


3.

Заполнение протоколов и индивидуальных карт развития


октябрь

май




4 класс

мероприятия

участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

Мониторинг сформированности УУД на начало и конец учебного года; готовность к обучению в основной школе.


1.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А. Д. Андреевой (цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева).


4 класс

сентябрь

апрель

2.

Выявить уровень развития самооценки по методике В. Г. Щур «Лесенка»

(Выявить уровень развития самооценки).

4 класс

сентябрь

апрель

3.

Методика Мюнстерберга (цель: изучение особенностей избирательности внимания.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, регулятивные ууд).

4 класс

сентябрь

апрель

4.

Методика «Исследование способности к умозаключению» (цель: выявить уровень развития способности к умозаключению.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, познавательные ууд).

4 класс

сентябрь

апрель

5.

Методика Ж. Пиаже «Ваза с яблоками» (цель: выявит уровень развития действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, коммуникативные ууд).


4 класс

сентябрь

апрель

Консультационная и просветительская работа


1.

Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики.

родители 4 класса

октябрь

май

2.

Внеурочная деятельность по программе «Учись учиться». Цель: формирование личностных,

коммуникативных,

регулятивных,

познавательных ууд).


4 класс

В течение годы

3.

Профилактическое групповое занятие «Впереди у нас 5 класс»

апрель


Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно – развивающие занятия направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

4 класс

по необходимости

Аналитическая работа

1.

Обработка полученных данных


октябрь

май

2.

Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития


октябрь

май

3.

Заполнение протоколов и индивидуальных карт развития


октябрь

май





ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯП


Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении; психолого – педагогическое сопровождение; получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.


5 класс

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки


Психолого – педагогическая диагностика адаптации обучающихся к новым условиям обучения (октябрь)

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в основной школе (апрель)


1.

Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской.

(цель:изучение процесса адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска).

педагоги пятиклассников

октябрь

2.

Анкетирование родителей

(цель: изучение периода адаптации, создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска).

родители пятиклассников

октябрь

3.

Тест школьной тревожности Филлипса

(цель:изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста).


пятиклассники

октябрь

4.

Вербальная диагностика самооценки личности (цель: определить уровень развития самооценки).

пятиклассники

апрель

5.

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5 классов (анкета М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина)

(цель: диагностика мотивации).

пятиклассники

октябрь

апрель

6.

Методика ГИТ субтест 1 (цель: определение уровня исполнение инструкций, выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, познавательные ууд).


пятиклассники

апрель

7.

Методика Любови Переслени, Татьяны Фокетовой «Определение уровня развития словесно – логического мышления»

(цель: определение уровня развития словесно – логического мышления.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, познавательные ууд).


пятиклассники

апрель

8.











Методика Дж. Морено «Социометрия» (цель: определение уровня развития коммуникативных навыков.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, коммуникативные ууд).

пятиклассники








октябрь

апрель

Консультационная и просветительская работа


1.

1.Родительское собрание с презентацией «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»



2.Дача рекомендаций родителям «Мой ребенок – пятиклассник»


3.Проведение индивидуальных и групповых консультаций

Предполагаемый результат:

содействие социально-психологической адаптации учащихся пятых классов к условиям обучения в средней школе.

родители пятиклассников















по плану классного руководителя



сентябрь




по запросу сентябрь – май










2.





Групповые и индивидуальные консультации с педагогами

«Трудности адаптационного периода»

«Психологические особенности младшего подросткового возраста».


Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе

педагоги работающие в 5 классе

в течение года




3.

Рекомендации пятиклассникам «Как готовить домашнее задание»

Предполагаемый результат: формирование навыков самоконтроля, самостоятельности.

обучающиеся 5 класса

сентябрь

Профилактическая работа

1.

Программа «Ты не один»


Предполагаемый результат:

содействие социально-психологической адаптации учащихся пятых классов к условиям обучения в средней школе.

(5 адаптационных встреч:«Значение пятого класса»; «Режим дня пятиклассника»; «Культура учебного труда»; «Мои учителя»; «Мои одноклассники», «Мир эмоций»; «Коллектив нашего класса»).

пятиклассники

сентябрь

Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающие занятия по программе «Психологическое развитие» с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации


Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны

пятиклассники, испытывающие трудности в период адаптации

по необходимости

со 2 четверти

Аналитическая работа

1.

Написание, заключений, справок.

Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении


ноябрь

май

2.

Заполнение протоколов и индивидуальных карт развития


май









ПЛАН РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ; РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА, КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА, АГРЕССИВНОСТИ

Цель: создание условий для формирования толерантности в школе и отношения к ней как к важнейшей ценности общества; развитие коммуникативных навыков; профилактика буллинга.



п/п

Мероприятие

Участники

Сроки проведения

1.

Психолого – педагогическая диагностика

1.1.

Проведение диагностики коммуникативной толерантности В.В.Бойко

обучающиеся основной школы

2 четверть

1.2.

Диагностика состояния агрессии у подростков.

Методика Басса - Дарки

обучающиеся основной школы

2 четверть

1.3.

Диагностика по методике Дж. Морено «Социометрический опрос»

Коллектив начальных классов, коллектив среднего звена

3 четверть

1.4.

Методика
«Личностный опросник Айзенка».

обучающиеся основной школы

4 четверть

2.

Профилактическая работа

2.1.

Привлечение детей из семей мигрантов, к мероприятиям по подготовке общешкольных и классных мероприятий.

дети из семей мигрантов

в течение года

2.2.

Часы общения для «новеньких» обучающихся «Давайте знакомиться», «Устав школы»

новенькие

по необходимости

2.3.

Рекомендации для педагогов и родителей по формированию коммуникативной компетентности детей

Родители

педагоги

1 четверть

2.4.

Беседа с элементами тренинга «Как правильно дружить»

3 класс

1 четверть

2.5.

Групповое занятие с элементами тренинга «Профилактика агрессивного поведения»

4 класс

1 четверть

2.6.

Психологическое занятие «Азбука вежливости»

5 класс

1 четверть

2.4.

16 ноября – день толерантности

2.4.1.

Занятие – путешествие в страну Толерантности «Вместе со Смешариками»

1 класс

2 четверть




16 ноября

2.4.2.

Групповое занятие «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»

2 класс

2.4.3.

Беседа «Доброта и равнодушие»


3 класс

2.4.4.

Групповое развивающее занятие «Толерантность»

4 класс

2.4.5.

Групповое занятие с элементами тренинга ««Толерантность – путь к миру»

5 класс

2.4.6.

Урок толерантности «О тех, кто рядом»

6 класс

2.4.7.

Групповое занятие «Под одну гребенку»

7 класс

2.4.8.

Беседа «Толерантная личность»

8 класс

2.4.9.

Психологическое занятие «Толерантность – интолерантность»


9 класс

2.5.

Групповое занятие «Дружбой дорожить умейте»

3 класс

3 четверть

2.6.

Развивающее занятие «Стратегия поведения в конфликтной ситуации»

6 класс

4 четверть

3.

Коррекционно – развивающая работа

3.1.





3.2.

Групповое занятие по нравственному развитию с презентацией

«Дружба и что мешает нам дружить?

Психологическое занятие «Толерантность – интолерантность»

1 класс





6 класс





1 четверть

3.3.

Коррекционно – развивающие занятия по сплочению коллектива.

классные коллективы младших школьников

по необходимости

3 четверть

3.4.

Программа по коррекции развитию коммуникативных компетенций подростков.

классные коллективы подростков

по необходимости

3 четверть

3.5.

Развивающее занятие «Мы к друзьям спешим на помощь»

2 класс

3 четверть

3.6.

Групповое развивающее занятие с элементами тренинга «Общение – наш путь к успеху»

7 класс

4 четверть

4.

Консультирование просвещение

4.1.

Консультация «Принципы общения»

Обучающиеся школы

3 четверть

5.

Аналитическая работа

5.1.

Заключение по результатам проведенной диагностики


октябрь

декабрь


5.2.

Написание психолого – педагогических характеристик на классные коллективы


1 полугодие





ПЛАН РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Цель: выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.


п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

1.

Мониторинг уровня тревожности обучающихся школы:

-Методика Р. Тэммл, М. Дорки «Выбери нужное лицо»

1 класс











ноябрь

2.

Методика Филлипса «Оценка уровня тревожности»

3-5 классы

ноябрь

3.

Методика Кондаша «Шкалы тревожности»

9 класс

январь


2.Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, педагогами, обучающимися



Все участники образовательного процесса

по запросу

сентябрь-май

2.

Рекомендации для родителей в форме буклетов «Правила взаимодействия с тревожными детьми»

Родители (законные представители) тревожных обучающихся

1 четверть

2 четверть

3.

Консультация для родителей (законных представителей)

«Детская тревожность:

причины, диагностика, помощь ребенку»

Родители

3 четверть

3.Коррекционно – развивающая работа

1.

Коррекционно-развивающая программа для подростков

(с высоким уровнем тревожности)

«Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе»

Подростки с высоким уровнем тревожности

по необходимости

2.

Индивидуальные занятия с элементами арт-террапии по преодолению страхов, коррекции тревожности

Младшие школьники с высоким уровнем тревожности

по необходимости, по результатам диагностики

4.Аналитическая работа

I этап

Ноябрь по результатам диагностики


II этап май по результатам диагностики





ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ

СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Цель:  создание условий и содействие развитию познавательной сферы обучающихся.


п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.Психолого – педагогическая диагностика

1.

Диагностика познавательных способностей (методика МЭДИС)

1 класс

в течение года

2.

Диагностика интеллектуального развития (методика Э. Ф. Замбицявичене)


2, 3 класс

в течение года

3.

Диагностика интеллектуального развития (методика ГИТ)

5 класс

в течение года

4.

Диагностика умственного развития (методика ШТУР)

8 класс

в течение года

5.

Диагностика развития внимания:

-методика «Запомни и расставь точки» (цель: выявить уровень развития объема внимания);

-методика Пьерона – Рузена «Расставь значки» (цель: диагностика уровня концентрации внимания);

-методика «Корректурная проба» (цель: диагностика уровня продуктивности внимания).

1 – 5 классы

3 четверть

Коррекционно – развивающая работа

1.

Программа индивидуальных развивающих занятий «Развитие познавательной сферы младшего школьника оставшегося на повторный год обучения»

обучающиеся начальных классов

по необходимости в течение года

2.

Программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий «Я могу учиться»

обучающиеся 5-6 классов оставшиеся на повторный курс обучения

по необходимости в течение года

3.

Групповое коррекционно – развивающее занятие «Использование поисковой деятельности, как мотивации для развития основных свойств внимания».

2 класс


4.

Развивающее занятие «Развиваем внимание»

3 класс

1 четверть

5.

Групповое развивающее занятие «День рождение ослика Иа»

1 класс

2 четверть

6.

Развивающее занятие «Память и внимание»

6 класс

2 четверть

7.

Коррекционно – развивающее занятие «Что значит быть внимательным?»

2 класс

3 четверть

8.

Развивающая программа с детьми младшего школьного возраста имеющими низкий уровень развития внимания «Развиваем внимание»

Дети, имеющие низкий уровень развития внимания

4 четверть

2. Консультационная и просветительская работа

1.

Индивидуальные консультации

«Интеллектуальные способности» по результатам диагностики

родители,

педагоги,

учащиеся

по запросу

2.






3.

Индивидуальные консультации

по результатам диагностики «Проблемы одаренных детей»




Рекомендации «Как помочь ребенку развить внимание»




Родители







в течение года

3.Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам диагностики


ноябрь

апрель

май





ПЛАН ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Цель: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях; активизация процесса профессионального самоопределения; актуализация в сознании самоопределяющегося субъекта необходимости осуществления правильного профессионального выбора; формирование значимости профессионального саморазвития и самореализации.


п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Первичная диагностика

Анкета «Изучение профессиональных намерений выпускника»


9 класс

2 четверть

2.

Методика изучения статусов профессиональной идентичности

9 класс

2 четверть

3.

Профдиагностика

Методика ДДО Климова,


9 класс

2 четверть

4.

Диагностика интересов, склонностей Методика Голомштока «Карта интересов»

9 класс

2 четверть

5.

Диагностика профессиональных склонностей (опросник Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной))

9 класс

2 четверть

6.

Беседа, рисунок «Кем я хочу стать в будущем»

начальные классы

2 четверть


7.

Диагностика типа темперамента по методике Айзенка

https://mozgius.ru/psihologiya/testy/test-ayzenka-na-temperament.html


9 класс

3 четверть

Консультационная и просветительская работа

1.

Проведение индивидуальных и групповых консультаций по профориентации

Родители

и педагоги обучающиеся школы

в течение года

2.

Профориентационный клуб «В поисках своего признания»

8- 9 классы

в течение года

3.

Участие в национальном проекте «Билет в будущее»

7-9 классы

в течение года

4.

В соответствии с реализацией федерального проекта «Успех каждого ребенка» участие в открытых уроках «ПроеКТОриЯ»

8-9 классы

в течение года

5.

Деловая игра «Моя профессия – мое любимое дело»

9 класс

1 четверть

6.

Психологическая игра «Все работы хороши»

8 класс

1 четверть

7.

Профориентационная игра «В мире профессий»

7 класс

1 четверть

8.

Игра – соревнование «Мир – профессий»

1 класс

2 четверть

9.

Дидактическая игра «Профессии»

2 класс

2 четверть

10.

Групповое занятие «Выбор профессии – первые шаги»

4 класс

3 четверть

11.

Групповое занятие «Как выбрать профессию»

8 класс

3 четверть

12.

Групповое занятие с игровыми элементами «Моя будущая профессия».

3 класс

4 четверть

13.

Беседа с просмотром видеоматериалов «Написание сочинения «Кем я хочу стать в будущем»

5 класс

4 четверть

14.

Групповое занятие с игровыми элементами по профориентации «Моя будущая профессия»

3 класс

4 четверть


Аналитическая работа


Заключение по результатам психодиагностики









ПЛАН ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Цель: психопрофилактика экзанаменационного стресса у выпускников при проведении выпукного государственного экзамена, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Диагностика самочувствия, активности и настроения. Методика САН

9 класс

январь

2.

Диагностика уровня тревожности «Шкалы социально –ситуационной тревоги Кондаша»

9 класс

январь

3.

Диагностика мотивационной направленности личности на достижение успеха. Методика Т. Элерса.

9 класс

январь

Консультационная и просветительская работа

1.

Программа

психолого-педагогического сопровождения подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

«Путь к успеху»


9 классы

2-е полугодие

2.

Групповая консультация «Как готовиться к экзаменам»

9 класс

3 четверть

3.

Консультирование обучающихся, родителей педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

Все участники образовательного процесса

В течение года

Коррекционно – развивающая работа


Индивидуальная коррекционно- развивающая работа на повышение устойчивости к воздействию к стрессовым факторам.

Учащиеся, имеющие высокий уровень тревожности, эмоциональную напряженность.

По необходимости

Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам психодиагностики



2.

Написание психолого – педагогических характеристик на выпускников









ПРОСВЕЩЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Цель: предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики

Родители

1 - 9 классов

В течение года по запросу

2.

Индивидуальные консультации по результатам диагностики

Обучающиеся школы

В течение года

3.

Выступление на родительском собрании. Мини – лекция с элементами диагностики «Мой ребенок – первоклассник»

Родители первоклассников

1 четверть

4.

Дача рекомендаций родителям первоклассников по преодолению трудностей периода адаптации; по улучшению прохождения процесса адаптации.

Родители первоклассников

1 четверть

5.

Родительское собрание с презентацией «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»

Родители пятиклассников

1 четверть

6.

Дача рекомендаций «Мой ребенок – пятиклассник»

Родители пятиклассников

1 четверть

7.

Рекомендации родителям по подготовке домашнего задания

Родители первоклассников

1 четверть

8.

Рекомендации родителям «Как относится к оценкам ребенка»

Родители 3 класса

1 четверть

9.

Разъяснительная работа с родителями о проведении социально – психологического тестирования, направленных на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Родители 7-9 классов

1 четверть

10.

Рекомендации родителям по профилактике табакокурения среди детей и подростков

Родители 7-9 классов

1 четверть

11.

Памятки «О детской агрессии»


Родители подростков, имеющие повышенный уровень агрессивности и враждебности

2 четверть

12.

Рекомендации «Правила взаимодействия с тревожными детьми»

Родители младших классов, чьи дети имеют высокий уровень тревожности

2 четверть

13.

Беседа с элементами диалога «Культура супружеских отношений»

8-9 классы

2 четверть

14.

Групповое занятие

«Что происходит с человеком в подростковом возрасте»

7 класс

2 четверть

15.

Беседа, буклеты «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?»


родители обучающихся

3 четверть

16.

Беседа «Распределение бюджета семьи»

8 класс

3 четверть

17.

Консультация для родителей (законных представителей)

«Детская тревожность:

причины, диагностика, помощь ребенку»


родители обучающихся

3 четверть

18.

Родительское собрание. Рекомендации родителям «Как помочь детям подготовиться к экзаменам»

родители выпускников

3 четверть

19.

Мини – лекция «Что такое готовность к школе»


Родители дошкольников

3 четверть

20.

Консультативная беседа «О готовности руки к письму»

Родители дошкольников

3 четверть

21.

Рекомендации «Как помочь ребенку развить внимание»

родители обучающихся

3 четверть

22.

Беседа «Формирование воли подростка»

родители обучающихся 6 класса

4 четверть

23.

Памятка для родителей «Золотые правила воспитания. Создание благоприятной семейной атмосферы»

семьи, где дети находятся в ТЖС

4 четверть

24.

Проблемное изложение с игровыми ситуациями «Особенности различных типов и видов семьи. Психолого – педагогические основания формирования культуры семейной жизни»

5-9 классы

4 четверть

25.

Развивающее занятие «Я – личность»

6 класс

4 четверть

26.

Групповое занятие «Характер человека»

7-8 класс

4 четверть

27.

Мини-лекция с демонстрацией презентации «Атмосфера жизни семьи, как фактор физического и психического здоровья ребенка»

Родители 6 класса

4 четверть




РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ


Цель: оказание помощи неблагополучной семье; оказание консультативной помощи специалистами школы родителю; гармонизация детско – родительских отношений.

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Выявление неблагополучных семей.

Составление карты неблагополучной семьи. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем.

Семьи обучающихся

сентябрь

2.

Обследование жилищных условий неблагополучной семьи.

Неблагополучные семьи

сентябрь

3.

Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.


Совет по профилактике

Классный руководитель

Участковый Инспектор

постоянно

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Методика «Какие вы родители»

Неблагополучные семьи

октябрь

2.

Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия

Неблагополучные семьи

ноябрь

Консультационная и просветительская работа

1.

Знакомство родителя с Уставом ОУ, Правилами поведения учащихся, единым требованиям в школе

Неблагополучные семьи

октябрь

2.

Индивидуальное консультирование родителей и ребёнка из неблагополучной семьи.


Неблагополучные семьи

постоянно

Профилактическая работа

1.

Беседа «Права, обязанности, ответственность родителей»

Неблагополучные семьи

1 четверть

2.

Буклеты «Об агрессии и наказании»

Неблагополучные семьи

2 четверть

3.

Беседа «Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).

Неблагополучные семьи

3 четверть

4.

Беседа «Профилактика правонарушений»

Неблагополучные семьи

3 четверть

5.

Индивидуальные консультации

Неблагополучные семьи

по запросу

по необходимости

Аналитическая работа


Составление банка данных о неблагополучных семьях


1 четверть





РАБОТА С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ


Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей склонных к отклоняющемуся поведению.

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Выявление и учет учащихся находящихся в ТЖС

Обучающиеся школы

сентябрь

2.

Изучение личных дел

Дети находящиеся в ТСЖ

В течение года

3.

Контроль над посещаемостью занятий детей находящихся в ТЖС

Дети находящиеся в ТСЖ

постоянно

Психолого – педагогическая диагностика

1.

Оформление индивидуально – диагностических карт на детей находящихся в ТСЖ

Дети находящиеся в ТСЖ

По мере необходимости

2.

Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения. 

Дети находящиеся в ТСЖ

В течение года

3.

Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение


Дети находящиеся в ТСЖ

В течение года

Консультационная и просветительская работа

1.

Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями.

Педагоги школы

В течение года

2.

Консультирование подростков (в том числе детей находящихся в ТСЖ), родителей и учителей (по запросам)

Все участники образовательного процесса

В течение года

3.

Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся.

родители

По мере необходимости

4.

Беседа «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи».

Дети, находящиеся в ТЖС

1 четверть

5.

Мини – лекция с элементами беседы «Алкоголь – враг здоровья»

Дети, находящиеся в ТЖС

2 четверть

6.

Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида.

Дети, находящиеся в ТЖС

В течение года

7.

Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма)

Дети, находящиеся в ТЖС

3 четверть

7.

Консультативная беседа «Провести летний отдых с пользой для здоровья»

Дети, находящиеся в ТЖС

В течение года

8.

Информирование ребенка об его правах и обязанностях

Дети, находящиеся в ТЖС

В течение года

Коррекционно – развивающая работа

1.

Проведение коррекционных занятий с детьми находящихся в ТЖС


по мере необходимости

Аналитическая работа

1.

Заключение по результатам диагностики


По завершении диагностики

2.

Заполнение карты личности детей находящихся в ТЖС


1 четверть





ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ


Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции; профилактика употребления наркотиков.


№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки проведения

1.

Диагностика

1.1.

Социально – психологическое тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

7-9 классы

1 четверть

1.2.

Проведение социологического исследования в рамках мониторинга наркоситуации в Курской области в 2021 году

9 класс

2 четверть

1.3.

Анкетирование «Отношение к наркотикам»

8 - 9 классы

3 четверть

2.

Профилактическая работа

2.1.

Круглый стол «Цена сомнительных удовольствий»

9 класс

1 четверть

2.2.

Групповое занятие по профилактике употребления ПАВ «Жизнь по собственному выбору»

8 класс

1 четверть

2.3.

Групповое занятие «Оружием знания – против наркомании»


7 класс

1 четверть

2.4.

Психологический тренинг «Мы выбираем жизнь! А вы?»

9 класс

2 четверть

2.5.

Беседа – тренинг «Мы выбираем жизнь»

8 класс

2 четверть

2.6.

Круглый стол «Быть ответственным, значит…»

7-9 классы

2 четверть

2.7.

«1 декабря – всемирный день борьбы со СПИДом»

Акция распространение буклетов, памяток «Можно ли уберечься от СПИДа?»

9 класс

1 декабря

2.8.

Информационно-просветительское занятие с элементами тренинга по профилактике употребления наркотиков

«Наркотики: мифы и реальность».

9 класс

3 четверть

2.9.

Антинаркотический клип «Самое ценное на земле – это жизнь!»

8 класс

3 четверть

2.10.

Беседа с просмотром видеоматериалов «Наркотик – знак беды»

9 класс

4 четверть

2.11.

Групповое занятие по профилактике ПАВ «Мой выбор»

7 класс

4 четверть





ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ


Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции; профилактика алкоголизма.


№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки проведения

1.

Диагностика

1.1.

Анкетирование «Отношение к алкоголю в семье»

родители (законные представители) обучающихся 6-9 классов

в течение года

1.2.

Анкетирование «Мое отношение к алкоголю»

6-9 классы, дети в ТЖС

в течение года

2.

Профилактическая работа

2.1.

Занятие по профилактике алкоголизма «Ты и алкоголь»

9 класс

1 четверть

2.2.

Тренинг по профилактике употребления подростками алкоголя «Скажи алкоголю НЕТ»

8 класс

1 четверть

2.3.

Групповое занятие «Формирование здорового образа жизни»


7 класс

1 четверть

2.4.

Час общения «Влияние алкоголя на организм»

6 класс

1 четверть

2.5.

Групповое занятие по профилактике алкоголизма

 среди несовершеннолетних

«Мое здоровье в моих руках»

9 класс

2 четверть

2.6.

Час общения   «Правда и ложь об алкоголе»

8 класс

2 четверть

2.7.

Занятие  с элементами тренинга «Ты и алкоголь»

7 класс

2 четверть

2.8.

Тренинг по профилактике употребления подростками алкоголя «Скажи алкоголю – НЕТ»

9 класс

3 четверть

2.9.

Профилактическое занятие «Алкоголь и алкоголизм»

8 класс

3 четверть

2.10.

Групповое занятие «Мы выбираем здоровый образ жизни»

7 класс

3 четверть

2.11.

Консультативная беседа «Что нужно знать ребенку об алкоголе».


5 класс, в том числе дети в ТСЖ

4 четверть



ПЛАН РАБОТЫ

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ


Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции; профилактика табакокурения.


№ п/п

Мероприятие

Участники

Сроки проведения

1.

Диагностика

1.1.

Анкетирование «Отношение к вредным привычкам в семье»


Родители 5-9 классов

1 четверть

1.2.

Анкетирование «Курение и дети»



2.

Профилактическая работа

2.1.

Рекомендации «Формирование здорового образа жизни»

5 – 9 классы

1 четверть

2.2.

Рекомендации родителям по профилактике табакокурения среди детей и подростков

Родители обучающихся школы

1 четверть


Групповое занятие с элементами тренинга «Курение как угроза»

5 класс

1 четверть

2.3.

Викторина «Я за здоровый образ жизни»

3-4 классы

2 четверть

2.4.

Игра – путешествие «Основы здорового образа жизни»

5 класс

2 четверть

2.5.

19 ноября Международный день отказа от курения.

Акция. Распространение буклетов «Курить – здоровью вредить»

5 - 9 классы

19 ноября

2.6.

Коррекционно – развивающее занятие «Курение – вредная привычка»

5 класс

3 четверть

2.7.

Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной "Сила слова или яд сквернословия»

5 класс

3 четверть

2.8.

Викторина «Мы за здоровый образ жизни»

3-4 классы

3 четверть


Психологический час общения «Береги здоровье смолоду»



2.9.

Мини – лекция с элементами беседы «Курить – это не модно»

6 класс

4 четверть

2.10.

Профилактическое занятие «31 мая - день отказа от курения» 31 мая День отказа от курения. Групповое занятие с элементами сказкотерапии «Мы против курения»

5 класс, в том числе дети в ТЖС

4 четверть





ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ


Цель: формирование устойчивых правовых знаний, обязанностей и ответственности у несовершеннолетних; профилактика правонарушений.

п/п

Мероприятие

Участники

Сроки

1.

Профилактическое занятие «Можно ли воровать?»

5 класс

1 четверть

2.

Занятие по профилактике правонарушений «Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением»

8 класс

1 четверть

3.

Мероприятия, посвященные Всероссийскому дню правовой помощи детям

3.1.

Памятки «Я имею право»

Памятки «Права и обязанности несовершеннолетних»

1-4 классы








20 ноября

3.2.

Памятки «Права и обязанности несовершеннолетних»

5-9 классы

3.3.

Групповое занятие с игровыми элементами «Азбука прав ребенка»


1-2 классы

3.4.

Просмотр фильма «Права и обязанности детей»

3 - 4 классы

3.5.

Беседа с элементами интерактивной игры

«Я имею право!»

5 -6 классы

3.6.

Правовая игра «Большие права маленького ребенка»

7 класс

3.7.

Правовая игра «Знание закона в цифрах»

8 класс

3.8.

Правовое занятие «Не только права, но и обязанности»

9 класс

4.

Групповое занятие «Человек и закон»

5 класс, дети в ТЖС

3 четверть

5.

Групповое занятие «Подросток и закон»

6 класс, дети в ТЖС

3четверть

6.

Урок – викторина «О правах и обязанностях детей»

1-4 классы

4 четверть

7.

Групповая консультация «О поведении в общественных местах»

5-9 классы

4 четверть



РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ


Цель - создание благоприятных условий для развития личности ребенка, предупреждение суицидальных намерений среди несовершеннолетних.


п/п

Мероприятие

Участники

Сроки проведения

1.

Психолого – педагогическая диагностика

1.1.

Сбор информации для создания банка данных учащихся с высоким уровнем тревожности и депрессии (диагностика тревожности)


обучающиеся школы

в течение года

1.2.

Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич

5-9 классы

3 четверть

1.3.

Тест на одиночество.

Методика субъективного ощущения одиночества

Д. Рассела и М. Фергюсона

5-9 классы

3 четверть

1.4.

Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности»

5-9 классы

3 четверть

1.5.

Методика Г. Айзенка направленная на выявление типа темперамента

5-9 классы

3 четверть

2.

Консультационная и просветительская работа

2.1.

Доведение до сведения учащихся и их родителей информацию о телефоне доверия служб способных оказать помощь в сложных ситуациях

обучающиеся школы, родители (законные представители) обучающихся

в течение года

2.2.

Профилактическое занятие для младших подростков с элементами тренинга «Эмоции и чувства»

5 класс

1 четверть

2.3.

Развивающее занятие «Самооценка»

6 класс, дети в ТЖС

1 четверть

2.4.

Групповое занятие с элементами тренинга «Я люблю…»

7 класс

1 четверть

2.5.

Групповое занятие «Жизнь как ценность»

8 класс

1 четверть

2.6.

Психологическое занятие «Быть уверенным»

9 класс

1 четверть

2.7.

Беседа «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом»

8 класс

2 четверть

2.8.

Рекомендации «Способы саморегуляции эмоционального состояния»

9 класс

2 четверть

2.9.

Конкурс рисунков на тему «Краски счастливой жизни».

3-4 классы

3 четверть

2.10.

Групповое занятие «Мир эмоций»

6 класс, дети в ТЖС

3 четверть

2.11.

Психологический час общения «Депрессия: давай поговорим»

7 класс

3 четверть

2.12.

Беседа по памятке «Что делать, если твоему другу плохо»

8 класс

3 четверть

2.13.

Психологический час общения «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом»

9 класс

3 четверть

2.14.

Тренинговое занятие «Создай свое настроение»

6-7 классы, дети в ТЖС

4 четверть

2.14.

Беседа с элементами диагностики «Разговор о жизненных ценностях»

8 класс

4 четверть

2.16.

17 мая – международный день детского телефона доверия

Психологический час общения «Помните, что выход есть», информационные памятки, листовки

обучающиеся школы, родители (законные представители) обучающихся

4 четверть

3.

Коррекционно – развивающая работа

3.1.

Проведение коррекционных занятий по необходимости

обучающиеся школы

по необходи-

мости

4.

Аналитическая работа

4.1.

Заключение по результатам диагностики


3 четверть

































ЛИТЕРАТУРА

    1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.

    2. Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.

    3. Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.

    4. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.

    5. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.

    6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.

    7. Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.

    8. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.

    9. Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.

    10. Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.

    11. Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

    12. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.

    13. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.

    14. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.

    15. Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.

    16. Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.

    17. Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.

    18. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.

    19. Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.

    20. Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.

    21. Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.

    22. Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

    23. Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.

    24. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.

    25. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.

    26. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.

    27. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.

    28. Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.

    29. Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.

    30. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.

    31. Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.

    32. Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.

    33. Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.

    34. Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.

    35. Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.

    36. Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.

    37. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.

    38. Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

    39. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.

    40. Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.

    41. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.

    42. Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.

    43. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.

    44. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.

    45. Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.






Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя общеобразовательная школа»



С. Васильевка

Конышевского района

Курской области

РФ







ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА











2020/21 учебный год