СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа педагога-психолога содержит: пояснительную записку, прогнозируемые результаты, годовой план работы педагога - психолога, список используемой литературы.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка
2. Прогнозируемые результаты
3.Годовой план работы педагога – психолога
4.Литература
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Целью работы - психолого – педагогическое сопровождение образовательного процесса, создание условий для развития и успешного обучения детей.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении,
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения,
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению,
-проводить психологическую диагностику сформированности универсальных учебных действий школьников с целью выявления трудностей в обучении, поведении и общении с педагогами и сверстниками;
- профилактика школьной и социальной дезадаптации;
- консультативная и информационная психологическая поддержка учащихся, родителей и педагогов;
-повышение мотивации обучения у учащихся;
- создание психологически комфортных условий для развития личности каждого ребенка;
-формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
-формирование у обучающихся установок на здоровый образ жизни;
-организация работы с учащимися и родителями по вопросам психологической подготовки к ГИА и ЕГЭ;
-организация работы с детьми категории «одаренные»;
-обеспечение условий для индивидуального развития детей с ОВЗ;
-разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Организация деятельности: программа рассчитана на 1 год психолого – педагогического сопровождения детей, посещающих школьное образовательное учреждение.
Основные циклы сопровождения:
готовность к обучению и адаптация в 1 классе;
переход в среднее звено;
подростковый кризис;
адаптация и профориентация в старшем звене.
Основные формы сопровождения:
-психолого-педагогическая диагностика
-коррекционно-развивающая работа
-консультирование и просвещение
-профилактическая работа
-методическая и аналитическая работа
Психолого-педагогическая диагностика
Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
Включает в себя известные методики, выявления особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований по возрастным ориентирам и требованиям общества (список методического инструментария прилагается).
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап диагностической работы (1 класс) – поступление ребенка в школу. В рамках этого этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка.
2. Повторная диагностика проводится по отношению к детям, показавшим чрезвычайно низкие результаты. Она направлена на выявление причин низких результатов.
II этап диагностической работы (1, 5, 10 класс) - адаптация к изменившимся условиям обучения. В рамках данного этапа предполагается:
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации детей к школе (1 класс – октябрь-ноябрь).
2. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено (5 класс – ноябрь-декабрь).
3. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение уровня адаптации десятиклассников при переходе в старшее звено (10 класс – декабрь)
III этап диагностической работы – констатирующая диагностика. В конце года с учащимися проводится индивидуальное психолого-педагогическое обследование, в результате которого определяется уровень и особенности психического развития, уровень адаптации к обучению.
Кроме того, в рамках диагностического блока в течение года проводится работа по изучению профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 9-11классов, по выявлению детей категории "одаренные", детей, имеющих трудности в обучении; проводится диагностика познавательных, личностных, эмоциональных особенностей учащихся (по запросу), диагностика психологической готовности к экзаменам (2 четверть).
Образовательные стандарты второго поколения дополняют традиционное содержание образование и обеспечивают преемственность образовательного процесса (дошкольное образование, начальная школа, средняя школа и после школьное образование). Программа обеспечивает личностное развитие, сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.
Личностное развитие обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на три основные группы:
1.Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
2. Регулятивные действия УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.
К ним относятся:
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата;
- коррекция;
- оценка;
- волевая саморегуляция.
3. Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения личностных качеств, сформированность универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
Коррекционно –развивающая работа
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
Развивающая работа осуществляется по следующим направлениям:
1. С первоклассниками, испытывающими трудности в обучении, в течение учебного года проводятся специально организованные (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка) развивающие занятия, направленные на формирование и развитие необходимых познавательных навыков и умений, личностных качеств и коммуникативных способностей. Занятия проводятся с использованием игровых упражнений, изобразительных средств, психогимнастики.
2. Сучащимися 1, 5 классов, испытывающими трудности в адаптациик обучению в школе и к изменившимся условиям обучения, проводится групповая и индивидуальная развивающая работа, направленная на создание необходимых условий для благоприятного вхождения ребенка в учебный процесс, принятие нового школьного статуса.
3. Учащиеся категории "одаренные" включаются в групповую и индивидуальную развивающую работу, направленную на развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
4. С учащимися 9 и 11 классов во втором учебном полугодии проводятся групповые занятия по психологической подготовке к экзаменам, направленные на формирование умения противостоять стрессу, навыков уверенного поведения.
5. В рамках работы по созданию благоприятных социально-психологических условий, способствующих максимальному развитию личностного и творческого потенциала всех участников образовательного процесса,в каждом школьном звене в течение года проводятся групповые (подгрупповые) развивающие занятия:
1) младшее звено (1-4 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; формирование навыков самосознания и эмпатии; успешной адаптации к школе; повышение самооценки ребенка; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снятие эмоционального напряжения; повышение уровня учебной мотивации;
2) среднее звено (5-8 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, самоконтроля, эмпатии; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; снижение школьной и личностной тревожности; повышение уровня учебной мотивации; формирование установок на здоровый образ жизни; развитие позитивного настроя в общении со сверстниками, стремление к сотрудничеству; формирование положительного образа своего «Я»;
3) старшее звено (9-11 класс): занятия направлены на развитие познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности; развитие самосознания, саморегуляции, личностного и профессионального самоопределения; развитие творческих способностей; создание благоприятной атмосферы в ученическом коллективе; формирование установок на здоровый образ жизни и саморазвитие.
Консультирование и просвещение
Составляют три направления:
1. Работа с учащимися.
2. Работа с родителями.
3. Работа с учителями.
I направление. Работа с учащимися включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учащихся для решения возникающих вопросов (обучение в школе, взаимоотношения в семье, с друзьями, учителями и одноклассниками, вопросы профориентации и самоопределения, сложные жизненные ситуации, стрессовые состояния).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической культуры учащихся, для решения возникающих вопросов (отношения в коллективе, подготовка к экзаменам).
-Просветительская работа включает в себя проведение занятий с элементами тренинга; дискуссий, круглых столов, лекций-бесед, презентаций с использованием ИКТ; оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- а также направлена на формирование навыков самопознания и самоконтроля, толерантности и навыков бесконфликтного общения; формирование мотивации на здоровый образ жизни, активную и позитивную жизненную позицию; организацию профориентации учащихся.
II направление. Работа с родителями заключается в проведении групповых и индивидуальных форм консультации:
- Групповые консультации (родительские собрания, лектории для родителей и т.д.) проводятся в течение учебного года по плану с целью психолого-педагогического просвещения родителей, формирования установки ответственности по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам родителей для решения возникающих вопросов (особенности детско-родительских взаимоотношений, поведения и развития ребёнка, взаимоотношений учитель – родитель – ребёнок), составлении рекомендаций и создание ситуации сотрудничества в вопросах воспитания и обучения ребенка.
- Просветительская работа заключается в проведении родительских собраний в форме лекций-бесед, деловых игр, тренингов; в оформлении информационного материала на стендах и в уголке психолога;
- направлена на повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
III направление. Работа с учителями включает в себя проведение индивидуальной и групповой форм консультации:
- Индивидуальные консультации проводятся в течение учебного года по запросам учителей для решения возникающих вопросов (особенности поведения ребёнка, взаимоотношения педагог – ребёнок).
- Групповые консультации проводятся в течение года с целью повышения уровня психологической компетенции учителей, создания единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка
Просветительская работа включает в себя выступления по теме педагогического совета; проведение лекций-бесед, тренинговых упражнений;
- направлена на повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактику синдрома профессионального выгорания.
Профилактическая работа – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Методическое и аналитическое направление
1. Оформление документации:
Пополнение базы данных по психологическому сопровождению учащихся различных категорий.
Обновление и пополнение базы диагностического инструментария.
Разработка, подготовка и проведение:
родительских собраний,
классных часов,
занятий с классными руководителями, учителями.
Разработка и реализация программ изучения психолого-социально-педагогического статуса учащихся на различных ступенях обучения и отнесенных к различным категориям.
Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий.
Разработка, подготовка и проведение групповых занятий с учащимися 1-4х классов в рамках реализации ФГОС начального образования.
Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных.
Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Составление выводов, рекомендаций, характеристик.
Анализ научной и практической литературы.
Работа над темой самообразования.
2. Оформление кабинета:
-приобретение учебных пособий, методик, развивающих программ;
-изготовление и приобретение наглядно-дидактического и демонстрационного материала
-оформление уголка психолога, стендов.
3. Участие и выступление в педагогических и методических советах, плановых и внеплановых совещаниях, родительских собраниях, посещение; проведение открытых занятий.
А также составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
Основные виды работ:
-работа с родителями;
-работа с педагогами;
-работа с обучающимися
Педагог - психолог образовательного учреждения призвана содействовать полноценному развитию обучающихся на всех возрастных этапах. Создание у них позитивной мотивации к обучению, а также определение психологических причин нарушения личностного и социального развития и профилактики возникновения подобных нарушений.
Психологическое – педагогическое сопровождение охватывает всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей и педагогов.
Профилактическая работа с детьми проводится с целью формирования у учащихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей. Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы. Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Консультирование детей (помощь в решении проблем).
Сопровождение педагогов направлено на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.
Работа с родителями направлена на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода адаптации, тактикой общения и помощи детям. Выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений. Консультирование родителей по результатам диагностики.
В рамках данной программы проводится следующая работа:
1. Работа по подготовке детей к школьному обучению,
2.Работа по адаптации в 1, 5, 10 классах, а также с новичками в школе, и обучающимися, чей родной язык не является русский;
3.Работа с обучающимися при переходе с начальной школы в среднее звено,
4.Работа с одаренными детьми,
5.Работа с детьми с ОВЗ,
4. Профориентационная работа,
5.Подготовка к итоговой аттестации,
6.Работа с родителями,
7.Работа с неблагополучными семьями,
8.Работа с детьми, находящимися в тяжелой жизненной ситуации
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Диагностическая и коррекционно – развивающая работа
Младшее звено (7-10 лет):
• успешная адаптация, принятие статуса школьника в 1 классе;
• повышение уровня учебной мотивации;
• базовые способности к самопознанию и познанию других;
• способности к рефлексии собственного поведения и мотивов поступков;
• формирование положительного образа своего «Я»;
• формирование произвольности психических процессов, самоконтроля;
• положительное отношение к самому процессу обучения и познания;
• положительные отношения со сверстниками и учителями.
Среднее звено (11-15 лет):
• способности и стремление к самопознанию и познанию других;
• высокий уровень развития самоконтроля, самодисциплины;
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• адекватная самооценка и целостное осознание своего «Я»;
• стремление к сотрудничеству со сверстниками, уважительное отношение ко всем людям и к себе;
• осознание важности и смысла процесса обучения;
• стремление к творческому и интеллектуальному саморазвитию;
• осознанное отношение к своему образу жизни, стремление к здоровому образу жизни.
Старшее звено (16-18 лет):
• способности к проявлению инициативы и способности принять за нее ответственность на себя;
• профессиональное и жизненное самоопределение;
• умение предотвращать и разрешать межличностные конфликты;
• стремление к самопознанию и саморазвитию как неотъемлемой части жизни;
• стремление и умение справляться с возникающими стрессовыми состояниями, негативными переживаниями;
• психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь;
• активная и позитивная жизненная позиция.
Консультирование
Информирование учителей и родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей.
Ситуация сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка
Просвещение
Повышение психологической культуры учащихся, родителей, учителей.
Методическая и аналитическая работа
Методическое и материально-техническое обеспечение процесса психологического сопровождения.
ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
2021/22 учебный год
ПЛАН РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
Цель: выявить уровень готовности детей к школе; создание условий для развития необходимых познавательных процессов, а также личностных и мотивационно-потребностных черт, определяющих психологическую готовность к школе.
№ | мероприятие | участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Методика «Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка» (цель: выявить уровень развития общей ориентации детей в окружающем мире и запас бытовых знаний; уровень развития психосоциальной зрелости ребенка). | дошкольники | февраль |
2. | Методика Т. А. Нежновой «Диагностика готовности ребенка к школьному обучению» (цель: выявить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению).
| дошкольники | февраль |
3. | Методика И. И. Аргинской «Бусы» (цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух). | дошкольники | февраль |
4. | Методика Н. И. Гуткиной «Домик» (цель: выявить умеет ли ребенок копировать образец, выявить уровень развитости произвольного внимания). | дошкольники | февраль |
5. | Методика «Собирание разрезанных картинок» (цель: определить уровень развития логического мышления). | дошкольники | февраль |
6. | Анкетирование родителей (история развития ребенка) | Родители дошкольников | февраль |
2.Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Мини –лекция «Что такое готовность к школе» | Родители дошкольников | январь |
2. | Разработка и дача рекомендаций родителем по подготовке детей к школе. | Родители дошкольника | май |
3. Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Проведение групповых занятий по программе «Скоро в школу» | дошкольники | март-май |
4.Аналитическая работа | |||
1. | Заключение по результатам психодиагностики |
|
|
ПЛАН ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении; психолого – педагогическое сопровождение; определить уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся первого класса в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; скорректировать ход образовательного процесса по результатам мониторинга УУД.
1 класс
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика уровня адаптации к школьному обучению (октябрь) 2.Мониторинг сформированности УУД на конец учебного года (апрель)
| |||
1.1. | Анкетирование родителей первоклассников (цель: изучение процесса адаптации первоклассников, трудностей периода адаптации, личных особенностей ребенка и дальнейшая коррекция трудностей периода адаптации). | родители 1 класса | октябрь |
1.2. | Методика Акатова Л. И. «Уровень учебной мотивации» (цель: выявить уровень развития учебной мотивации). | 1 класс | октябрь апрель |
3. | Методика самооценки «Лесенка» (составитель В.Г.Щур) (цель: выявление уровня развития самооценки). | 1 класс | октябрь апрель |
4. | Проективная методика Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. "Выбери нужное лицо". (цель: диагностика уровня тревожности). | 1 класс | октябрь |
5. | Методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант» (цель: исследование ориентации в пространстве, умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить, заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого. Оцениваемое УУД: регулятивные действия планирования (умение совершать действие по образцу и сохранять, заданную цель); умение контролировать свою деятельность. | 1 класс | октябрь апрель
|
6. | Методика Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления» Субтест 1 «Осведомленность» Субтест 2»Классификация» (цель: Субтест1 направлен на выявление осведомленности. Дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. Субтест 2 направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию. Оцениваемые УУД: познавательныеУУД) | 1 класс | октябрь апрель
|
7. | Методике Цукерман Г.А. «Рукавички» (цель: изучение сформированности кооперации, взаимодействия.Оцениваемые УУД: коммуникативные УУД). | 1 класс | октябрь апрель |
8. | Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах | 1 класс | октябрь |
| |||
2.Консультационная и просветительская, профилактическая работа | |||
1. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников
| родители первоклассников | по запросу сентябрь-май
|
2. | Разработка и дача рекомендаций родителям первоклассников по преодолению трудностей периода адаптации; по улучшению прохождения процесса адаптации. | родители первоклассников | сентябрь |
3. | Обеспечение практическими рекомендациями учителей гиперактивного ребенка | педагоги первоклассников | по необходимости |
4. | Выступление на родительском собрании. Мини – лекция с элементами диагностики «Мой ребенок – первоклассник» | родители первоклассников. | 1 четверть |
5. | Внеурочная деятельность по программе «Учись учиться» Цель: формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных ууд). | первоклассники | В течение года |
6. | Проведение развивающих групповых занятий по авторской программе «Я – первоклассник» с целью создания психолого – педагогических и социальных условий, позволяющих ребенку успешно адаптироваться в школьной системе. | первоклассники | С 1 четверти (20 групповых занятий) |
3.Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Коррекционно-развивающие занятия собучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации (Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные) | обучающиеся 1класса испытывающие трудности в адаптации | по необходимости |
4.Аналитическая работа | |||
Ноябрь по результатам диагностики Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении. Справка по адаптации первоклассников.
| |||
Май по результатам диагностики Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении
|
2 класс
№ | Мероприятия | Участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика Мониторинг сформированности универсальных учебных действий
| |||
1. | Анкета для оценки уровня школьной мотивации по Н. Г. Лускановой (цель: выявить уровень развития учебной мотивации) | 2 класс | сентябрь апрель
|
2. | Методика О. С. Богдановой «Какой Я» (цель: выявление уровня развития самооценки, самоопределение). | 2 класс | сентябрь апрель
|
3. | Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» Н.В. Кулешовой (цель: выявить нравственные представления учеников, выделение морального содержания действий и ситуаций).
| 2 класс | сентябрь апрель
|
4. | Методика Л. А. Венгер «Рисование по точкам» (цель: выявить уровень ориентировки на заданную систему требований, умения сознательно контролировать свои действия - регулятивные УУД, умение контролировать свою деятельность).
| 2 класс | сентябрь апрель
|
5. | Методика «Выделение существенных признаков» (с целью выявления уровня логического мышления.Оцениваемые УУД: познавательныеУУД) | 2 класс | сентябрь апрель
|
6. | Методика «Дорога к дому» (с целью выявление уровня сформированности действия по передаче информации.Оцениваемые УУД: коммуникативныеУУД)
| 2 класс | сентябрь апрель
|
Консультационная и просветительская работа
| |||
1. | Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики. | Родители 2 класса | октябрь май
|
2. | Внеурочная деятельность по программе «Учись учиться» Цель: формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных ууд).
| 2 класс | в течение года |
3. | Психологическая программа «Отметки в гости к нам» (цель: развитие у детей способности к адекватному восприятию учебных отметок)
| 2 класс | 4 четверть |
Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Коррекционно-развивающие занятия собучающимися, испытывающими трудности в обучении, общении.
| 2 класс | по необходимости |
Аналитическая работа | |||
1. | Обработка полученных данных |
| октябрь
|
2. | Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития |
| октябрь
|
3. | Заполнение протоколов и индивидуальных карт развития |
| октябрь
|
3 класс
№ | мероприятия | участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика Мониторинг сформированности универсальных учебных действий
| |||
1. | Выявить уровень школьной мотивации по методике Н. Г. Лускановой (цель: выявить уровень развития учебной мотивации. ) | 3 класс | сентябрь май
|
2. | Выявить уровень развития самооценки по методике О. С. Богдановой «Какой Я» (самопознание и самоопределение) | 3 класс | сентябрь май
|
3. | Методика П. Я. Гальперина «Проба на внимание» (регулятивныеууд, метапредметныеууд) | 3 класс | сентябрь май
|
4. | Методика «Исследование способности к умозаключению» (цель: выявить уровень развития способности к умозаключению.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, познавательные ууд). | 3 класс | сентябрь май
|
5. | Методика Г. А. Цукерман «Кто прав?» (коммуникативныеууд, метапредметныеууд)
| 3 класс | сентябрь май
|
Консультационная и просветительская работа
| |||
1. | Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики. | Родители 3 класса | октябрь май
|
2. | Внеурочная деятельность по программе «Учись учиться» Цель: формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных ууд).
| 3 класс | В течение года |
3. | Рекомендации родителям «Как относится к оценкам ребенка» |
| сентябрь |
Коррекционно – развивающая работа | |||
1. |
|
| в течение года |
Аналитическая работа | |||
1. | Обработка полученных данных |
| октябрь май
|
2. | Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития |
| октябрь май
|
3. | Заполнение протоколов и индивидуальных карт развития |
| октябрь май
|
4 класс
№ | мероприятия | участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика Мониторинг сформированности УУД на начало и конец учебного года; готовность к обучению в основной школе.
| |||
1. | Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению А. Д. Андреевой (цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева).
| 4 класс | сентябрь апрель |
2. | Выявить уровень развития самооценки по методике В. Г. Щур «Лесенка» (Выявить уровень развития самооценки). | 4 класс | сентябрь апрель |
3. | Методика Мюнстерберга (цель: изучение особенностей избирательности внимания.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, регулятивные ууд). | 4 класс | сентябрь апрель |
4. | Методика «Исследование способности к умозаключению» (цель: выявить уровень развития способности к умозаключению.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, познавательные ууд). | 4 класс | сентябрь апрель |
5. | Методика Ж. Пиаже «Ваза с яблоками» (цель: выявит уровень развития действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера).Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, коммуникативные ууд).
| 4 класс | сентябрь апрель |
Консультационная и просветительская работа
| |||
1. | Разработка рекомендаций для родителей по результатам диагностики. | родители 4 класса | октябрь май |
2. | Внеурочная деятельность по программе «Учись учиться». Цель: формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных ууд).
| 4 класс | В течение годы |
3. | Профилактическое групповое занятие «Впереди у нас 5 класс» | апрель |
|
Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Коррекционно – развивающие занятия направленные на развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. | 4 класс | по необходимости |
Аналитическая работа | |||
1. | Обработка полученных данных |
| октябрь май |
2. | Составление психолого – педагогического заключения и прогноза развития |
| октябрь май |
3. | Заполнение протоколов и индивидуальных карт развития |
| октябрь май |
ПЛАН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯП
Цель: создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении; психолого – педагогическое сопровождение; получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
5 класс
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
Психолого – педагогическая диагностика адаптации обучающихся к новым условиям обучения (октябрь) Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в основной школе (апрель)
| |||
1. | Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровской. (цель:изучение процесса адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска). | педагоги пятиклассников | октябрь |
2. | Анкетирование родителей (цель: изучение периода адаптации, создание условий для успешной адаптации учащихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление школьных факторов риска). | родители пятиклассников | октябрь |
3. | Тест школьной тревожности Филлипса (цель:изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста).
| пятиклассники | октябрь |
4. | Вербальная диагностика самооценки личности (цель: определить уровень развития самооценки). | пятиклассники | апрель |
5. | Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5 классов (анкета М. И. Лукьянова, Н. В. Калинина) (цель: диагностика мотивации). | пятиклассники | октябрь апрель |
6. | Методика ГИТ субтест 1 (цель: определение уровня исполнение инструкций, выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, познавательные ууд).
| пятиклассники | апрель |
7. | Методика Любови Переслени, Татьяны Фокетовой «Определение уровня развития словесно – логического мышления» (цель: определение уровня развития словесно – логического мышления.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, познавательные ууд).
| пятиклассники | апрель |
8.
| Методика Дж. Морено «Социометрия» (цель: определение уровня развития коммуникативных навыков.Оцениваемое УУД: метапредметныеууд, коммуникативные ууд). | пятиклассники
| октябрь апрель |
Консультационная и просветительская работа
| |||
1. | 1.Родительское собрание с презентацией «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы»
2.Дача рекомендаций родителям «Мой ребенок – пятиклассник»
3.Проведение индивидуальных и групповых консультаций Предполагаемый результат: содействие социально-психологической адаптации учащихся пятых классов к условиям обучения в средней школе. | родители пятиклассников
| по плану классного руководителя
сентябрь
по запросу сентябрь – май
|
|
|
|
|
2.
| Групповые и индивидуальные консультации с педагогами «Трудности адаптационного периода» «Психологические особенности младшего подросткового возраста».
Предполагаемый результат: повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе | педагоги работающие в 5 классе | в течение года
|
3. | Рекомендации пятиклассникам «Как готовить домашнее задание» Предполагаемый результат: формирование навыков самоконтроля, самостоятельности. | обучающиеся 5 класса | сентябрь |
Профилактическая работа | |||
1. | Программа «Ты не один»
Предполагаемый результат: содействие социально-психологической адаптации учащихся пятых классов к условиям обучения в средней школе. (5 адаптационных встреч:«Значение пятого класса»; «Режим дня пятиклассника»; «Культура учебного труда»; «Мои учителя»; «Мои одноклассники», «Мир эмоций»; «Коллектив нашего класса»). | пятиклассники | сентябрь |
Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Коррекционно-развивающие занятия по программе «Психологическое развитие» с обучающимися, испытывающими временные трудности периода адаптации
Предполагаемый результат: снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны | пятиклассники, испытывающие трудности в период адаптации | по необходимости со 2 четверти |
Аналитическая работа | |||
1. | Написание, заключений, справок. Предполагаемый результат: анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении |
| ноябрь май |
2. | Заполнение протоколов и индивидуальных карт развития |
| май |
ПЛАН РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ И АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ РОДНЫМ; РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВА, КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА, АГРЕССИВНОСТИ
Цель: создание условий для формирования толерантности в школе и отношения к ней как к важнейшей ценности общества; развитие коммуникативных навыков; профилактика буллинга.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки проведения |
1. | Психолого – педагогическая диагностика | ||
1.1. | Проведение диагностики коммуникативной толерантности В.В.Бойко | обучающиеся основной школы | 2 четверть |
1.2. | Диагностика состояния агрессии у подростков. Методика Басса - Дарки | обучающиеся основной школы | 2 четверть |
1.3. | Диагностика по методике Дж. Морено «Социометрический опрос» | Коллектив начальных классов, коллектив среднего звена | 3 четверть |
1.4. | Методика | обучающиеся основной школы | 4 четверть |
2. | Профилактическая работа | ||
2.1. | Привлечение детей из семей мигрантов, к мероприятиям по подготовке общешкольных и классных мероприятий. | дети из семей мигрантов | в течение года |
2.2. | Часы общения для «новеньких» обучающихся «Давайте знакомиться», «Устав школы» | новенькие | по необходимости |
2.3. | Рекомендации для педагогов и родителей по формированию коммуникативной компетентности детей | Родители педагоги | 1 четверть |
2.4. | Беседа с элементами тренинга «Как правильно дружить» | 3 класс | 1 четверть |
2.5. | Групповое занятие с элементами тренинга «Профилактика агрессивного поведения» | 4 класс | 1 четверть |
2.6. | Психологическое занятие «Азбука вежливости» | 5 класс | 1 четверть |
2.4. | 16 ноября – день толерантности | ||
2.4.1. | Занятие – путешествие в страну Толерантности «Вместе со Смешариками» | 1 класс | 2 четверть
16 ноября |
2.4.2. | Групповое занятие «Все люди отличаются друг от друга своими качествами» | 2 класс | |
2.4.3. | Беседа «Доброта и равнодушие»
| 3 класс | |
2.4.4. | Групповое развивающее занятие «Толерантность» | 4 класс | |
2.4.5. | Групповое занятие с элементами тренинга ««Толерантность – путь к миру» | 5 класс | |
2.4.6. | Урок толерантности «О тех, кто рядом» | 6 класс | |
2.4.7. | Групповое занятие «Под одну гребенку» | 7 класс | |
2.4.8. | Беседа «Толерантная личность» | 8 класс | |
2.4.9. | Психологическое занятие «Толерантность – интолерантность»
| 9 класс | |
2.5. | Групповое занятие «Дружбой дорожить умейте» | 3 класс | 3 четверть |
2.6. | Развивающее занятие «Стратегия поведения в конфликтной ситуации» | 6 класс | 4 четверть |
3. | Коррекционно – развивающая работа | ||
3.1.
3.2. | Групповое занятие по нравственному развитию с презентацией «Дружба и что мешает нам дружить? Психологическое занятие «Толерантность – интолерантность» | 1 класс
6 класс
| 1 четверть |
3.3. | Коррекционно – развивающие занятия по сплочению коллектива. | классные коллективы младших школьников по необходимости | 3 четверть |
3.4. | Программа по коррекции развитию коммуникативных компетенций подростков. | классные коллективы подростков по необходимости | 3 четверть |
3.5. | Развивающее занятие «Мы к друзьям спешим на помощь» | 2 класс | 3 четверть |
3.6. | Групповое развивающее занятие с элементами тренинга «Общение – наш путь к успеху» | 7 класс | 4 четверть |
4. | Консультирование просвещение | ||
4.1. | Консультация «Принципы общения» | Обучающиеся школы | 3 четверть |
5. | Аналитическая работа | ||
5.1. | Заключение по результатам проведенной диагностики |
| октябрь декабрь
|
5.2. | Написание психолого – педагогических характеристик на классные коллективы |
| 1 полугодие |
ПЛАН РАБОТЫ С ТРЕВОЖНЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Цель: выявить тревожных обучающихся, содействие в преодолении страхов, снятие тревожности.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1.Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Мониторинг уровня тревожности обучающихся школы: -Методика Р. Тэммл, М. Дорки «Выбери нужное лицо» | 1 класс
| ноябрь |
2. | Методика Филлипса «Оценка уровня тревожности» | 3-5 классы | ноябрь |
3. | Методика Кондаша «Шкалы тревожности» | 9 класс | январь |
| |||
2.Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций с родителями, педагогами, обучающимися
| Все участники образовательного процесса | по запросу сентябрь-май |
2. | Рекомендации для родителей в форме буклетов «Правила взаимодействия с тревожными детьми» | Родители (законные представители) тревожных обучающихся | 1 четверть 2 четверть |
3. | Консультация для родителей (законных представителей) «Детская тревожность: причины, диагностика, помощь ребенку» | Родители | 3 четверть |
3.Коррекционно – развивающая работа | |||
1. | Коррекционно-развивающая программа для подростков (с высоким уровнем тревожности) «Развитие навыков общения и позитивного отношения к себе» | Подростки с высоким уровнем тревожности | по необходимости |
2. | Индивидуальные занятия с элементами арт-террапии по преодолению страхов, коррекции тревожности | Младшие школьники с высоким уровнем тревожности | по необходимости, по результатам диагностики |
4.Аналитическая работа | |||
I этап Ноябрь по результатам диагностики
| |||
II этап май по результатам диагностики
|
ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель: создание условий и содействие развитию познавательной сферы обучающихся.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки | |
1.Психолого – педагогическая диагностика | ||||
1. | Диагностика познавательных способностей (методика МЭДИС) | 1 класс | в течение года | |
2. | Диагностика интеллектуального развития (методика Э. Ф. Замбицявичене)
| 2, 3 класс | в течение года | |
3. | Диагностика интеллектуального развития (методика ГИТ) | 5 класс | в течение года | |
4. | Диагностика умственного развития (методика ШТУР) | 8 класс | в течение года | |
5. | Диагностика развития внимания: -методика «Запомни и расставь точки» (цель: выявить уровень развития объема внимания); -методика Пьерона – Рузена «Расставь значки» (цель: диагностика уровня концентрации внимания); -методика «Корректурная проба» (цель: диагностика уровня продуктивности внимания). | 1 – 5 классы | 3 четверть | |
Коррекционно – развивающая работа | ||||
1. | Программа индивидуальных развивающих занятий «Развитие познавательной сферы младшего школьника оставшегося на повторный год обучения» | обучающиеся начальных классов | по необходимости в течение года | |
2. | Программа индивидуальных коррекционно - развивающих занятий «Я могу учиться» | обучающиеся 5-6 классов оставшиеся на повторный курс обучения | по необходимости в течение года | |
3. | Групповое коррекционно – развивающее занятие «Использование поисковой деятельности, как мотивации для развития основных свойств внимания». | 2 класс |
| |
4. | Развивающее занятие «Развиваем внимание» | 3 класс | 1 четверть | |
5. | Групповое развивающее занятие «День рождение ослика Иа» | 1 класс | 2 четверть | |
6. | Развивающее занятие «Память и внимание» | 6 класс | 2 четверть | |
7. | Коррекционно – развивающее занятие «Что значит быть внимательным?» | 2 класс | 3 четверть | |
8. | Развивающая программа с детьми младшего школьного возраста имеющими низкий уровень развития внимания «Развиваем внимание» | Дети, имеющие низкий уровень развития внимания | 4 четверть | |
2. Консультационная и просветительская работа | ||||
1. | Индивидуальные консультации «Интеллектуальные способности» по результатам диагностики | родители, педагоги, учащиеся | по запросу | |
2.
3. | Индивидуальные консультации по результатам диагностики «Проблемы одаренных детей»
Рекомендации «Как помочь ребенку развить внимание»
| Родители
| в течение года | |
3.Аналитическая работа | ||||
1. | Заключение по результатам диагностики |
| ноябрь апрель май |
ПЛАН ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель: психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в современных условиях; активизация процесса профессионального самоопределения; актуализация в сознании самоопределяющегося субъекта необходимости осуществления правильного профессионального выбора; формирование значимости профессионального саморазвития и самореализации.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Первичная диагностика Анкета «Изучение профессиональных намерений выпускника»
| 9 класс | 2 четверть |
2. | Методика изучения статусов профессиональной идентичности | 9 класс | 2 четверть |
3. | Профдиагностика Методика ДДО Климова,
| 9 класс | 2 четверть |
4. | Диагностика интересов, склонностей Методика Голомштока «Карта интересов» | 9 класс | 2 четверть |
5. | Диагностика профессиональных склонностей (опросник Л. Йовайши (модификация Г. В. Резапкиной)) | 9 класс | 2 четверть |
6. | Беседа, рисунок «Кем я хочу стать в будущем» | начальные классы | 2 четверть |
| |||
7. | Диагностика типа темперамента по методике Айзенка https://mozgius.ru/psihologiya/testy/test-ayzenka-na-temperament.html
| 9 класс | 3 четверть |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Проведение индивидуальных и групповых консультаций по профориентации | Родители и педагоги обучающиеся школы | в течение года |
2. | Профориентационный клуб «В поисках своего признания» | 8- 9 классы | в течение года |
3. | Участие в национальном проекте «Билет в будущее» | 7-9 классы | в течение года |
4. | В соответствии с реализацией федерального проекта «Успех каждого ребенка» участие в открытых уроках «ПроеКТОриЯ» | 8-9 классы | в течение года |
5. | Деловая игра «Моя профессия – мое любимое дело» | 9 класс | 1 четверть |
6. | Психологическая игра «Все работы хороши» | 8 класс | 1 четверть |
7. | Профориентационная игра «В мире профессий» | 7 класс | 1 четверть |
8. | Игра – соревнование «Мир – профессий» | 1 класс | 2 четверть |
9. | Дидактическая игра «Профессии» | 2 класс | 2 четверть |
10. | Групповое занятие «Выбор профессии – первые шаги» | 4 класс | 3 четверть |
11. | Групповое занятие «Как выбрать профессию» | 8 класс | 3 четверть |
12. | Групповое занятие с игровыми элементами «Моя будущая профессия». | 3 класс | 4 четверть |
13. | Беседа с просмотром видеоматериалов «Написание сочинения «Кем я хочу стать в будущем» | 5 класс | 4 четверть |
14. | Групповое занятие с игровыми элементами по профориентации «Моя будущая профессия» | 3 класс | 4 четверть |
| Аналитическая работа | ||
| Заключение по результатам психодиагностики |
|
|
ПЛАН ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
Цель: психопрофилактика экзанаменационного стресса у выпускников при проведении выпукного государственного экзамена, повышение устойчивости к воздействию стрессовых факторов.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Диагностика самочувствия, активности и настроения. Методика САН | 9 класс | январь |
2. | Диагностика уровня тревожности «Шкалы социально –ситуационной тревоги Кондаша» | 9 класс | январь |
3. | Диагностика мотивационной направленности личности на достижение успеха. Методика Т. Элерса. | 9 класс | январь |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Программа психолого-педагогического сопровождения подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации «Путь к успеху»
| 9 классы | 2-е полугодие |
2. | Групповая консультация «Как готовиться к экзаменам» | 9 класс | 3 четверть |
3. | Консультирование обучающихся, родителей педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям. | Все участники образовательного процесса | В течение года |
Коррекционно – развивающая работа | |||
| Индивидуальная коррекционно- развивающая работа на повышение устойчивости к воздействию к стрессовым факторам. | Учащиеся, имеющие высокий уровень тревожности, эмоциональную напряженность. | По необходимости |
Аналитическая работа | |||
1. | Заключение по результатам психодиагностики |
|
|
2. | Написание психолого – педагогических характеристик на выпускников |
|
|
ПРОСВЕЩЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Цель: предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Индивидуальные консультации по результатам диагностики | Родители 1 - 9 классов | В течение года по запросу |
2. | Индивидуальные консультации по результатам диагностики | Обучающиеся школы | В течение года |
3. | Выступление на родительском собрании. Мини – лекция с элементами диагностики «Мой ребенок – первоклассник» | Родители первоклассников | 1 четверть |
4. | Дача рекомендаций родителям первоклассников по преодолению трудностей периода адаптации; по улучшению прохождения процесса адаптации. | Родители первоклассников | 1 четверть |
5. | Родительское собрание с презентацией «Адаптация пятиклассников к новым условиям учебы» | Родители пятиклассников | 1 четверть |
6. | Дача рекомендаций «Мой ребенок – пятиклассник» | Родители пятиклассников | 1 четверть |
7. | Рекомендации родителям по подготовке домашнего задания | Родители первоклассников | 1 четверть |
8. | Рекомендации родителям «Как относится к оценкам ребенка» | Родители 3 класса | 1 четверть |
9. | Разъяснительная работа с родителями о проведении социально – психологического тестирования, направленных на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. | Родители 7-9 классов | 1 четверть |
10. | Рекомендации родителям по профилактике табакокурения среди детей и подростков | Родители 7-9 классов | 1 четверть |
11. | Памятки «О детской агрессии»
| Родители подростков, имеющие повышенный уровень агрессивности и враждебности | 2 четверть |
12. | Рекомендации «Правила взаимодействия с тревожными детьми» | Родители младших классов, чьи дети имеют высокий уровень тревожности | 2 четверть |
13. | Беседа с элементами диалога «Культура супружеских отношений» | 8-9 классы | 2 четверть |
14. | Групповое занятие «Что происходит с человеком в подростковом возрасте» | 7 класс | 2 четверть |
15. | Беседа, буклеты «Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?»
| родители обучающихся | 3 четверть |
16. | Беседа «Распределение бюджета семьи» | 8 класс | 3 четверть |
17. | Консультация для родителей (законных представителей) «Детская тревожность: причины, диагностика, помощь ребенку»
| родители обучающихся | 3 четверть |
18. | Родительское собрание. Рекомендации родителям «Как помочь детям подготовиться к экзаменам» | родители выпускников | 3 четверть |
19. | Мини – лекция «Что такое готовность к школе»
| Родители дошкольников | 3 четверть |
20. | Консультативная беседа «О готовности руки к письму» | Родители дошкольников | 3 четверть |
21. | Рекомендации «Как помочь ребенку развить внимание» | родители обучающихся | 3 четверть |
22. | Беседа «Формирование воли подростка» | родители обучающихся 6 класса | 4 четверть |
23. | Памятка для родителей «Золотые правила воспитания. Создание благоприятной семейной атмосферы» | семьи, где дети находятся в ТЖС | 4 четверть |
24. | Проблемное изложение с игровыми ситуациями «Особенности различных типов и видов семьи. Психолого – педагогические основания формирования культуры семейной жизни» | 5-9 классы | 4 четверть |
25. | Развивающее занятие «Я – личность» | 6 класс | 4 четверть |
26. | Групповое занятие «Характер человека» | 7-8 класс | 4 четверть |
27. | Мини-лекция с демонстрацией презентации «Атмосфера жизни семьи, как фактор физического и психического здоровья ребенка» | Родители 6 класса | 4 четверть |
РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
Цель: оказание помощи неблагополучной семье; оказание консультативной помощи специалистами школы родителю; гармонизация детско – родительских отношений.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Выявление неблагополучных семей. Составление карты неблагополучной семьи. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем. | Семьи обучающихся | сентябрь |
2. | Обследование жилищных условий неблагополучной семьи. | Неблагополучные семьи | сентябрь |
3. | Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями.
| Совет по профилактике Классный руководитель Участковый Инспектор | постоянно |
Психолого – педагогическая диагностика | |||
1. | Методика «Какие вы родители» | Неблагополучные семьи | октябрь |
2. | Анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия | Неблагополучные семьи | ноябрь |
Консультационная и просветительская работа | |||
1. | Знакомство родителя с Уставом ОУ, Правилами поведения учащихся, единым требованиям в школе | Неблагополучные семьи | октябрь |
2. | Индивидуальное консультирование родителей и ребёнка из неблагополучной семьи.
| Неблагополучные семьи | постоянно |
Профилактическая работа | |||
1. | Беседа «Права, обязанности, ответственность родителей» | Неблагополучные семьи | 1 четверть |
2. | Буклеты «Об агрессии и наказании» | Неблагополучные семьи | 2 четверть |
3. | Беседа «Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников). | Неблагополучные семьи | 3 четверть |
4. | Беседа «Профилактика правонарушений» | Неблагополучные семьи | 3 четверть |
5. | Индивидуальные консультации | Неблагополучные семьи | по запросу по необходимости |
Аналитическая работа | |||
| Составление банка данных о неблагополучных семьях |
| 1 четверть |
РАБОТА С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Цель - формирование условий равных возможностей для всех обучающихся, гармонизация личности детей склонных к отклоняющемуся поведению.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки | |
1. | Выявление и учет учащихся находящихся в ТЖС | Обучающиеся школы | сентябрь | |
2. | Изучение личных дел | Дети находящиеся в ТСЖ | В течение года | |
3. | Контроль над посещаемостью занятий детей находящихся в ТЖС | Дети находящиеся в ТСЖ | постоянно | |
Психолого – педагогическая диагностика | ||||
1. | Оформление индивидуально – диагностических карт на детей находящихся в ТСЖ | Дети находящиеся в ТСЖ | По мере необходимости | |
2. | Изучение индивидуальных особенностей развития детей, с признаками отклоняющегося поведения. | Дети находящиеся в ТСЖ | В течение года | |
3. | Изучение интересов и склонностей учащихся через тестирование, анкетирование и наблюдение
| Дети находящиеся в ТСЖ | В течение года | |
Консультационная и просветительская работа | ||||
1. | Разработка рекомендаций для педагогического коллектива в работе с «трудными» детьми их семьями. | Педагоги школы | В течение года | |
2. | Консультирование подростков (в том числе детей находящихся в ТСЖ), родителей и учителей (по запросам) | Все участники образовательного процесса | В течение года | |
3. | Рекомендации родителями вновь прибывших учащихся. | родители | По мере необходимости | |
4. | Беседа «Профилактика злоупотребления наркотиками, алкоголем и другими психоактивными веществами среди подростков и молодёжи». | Дети, находящиеся в ТЖС | 1 четверть | |
5. | Мини – лекция с элементами беседы «Алкоголь – враг здоровья» | Дети, находящиеся в ТЖС | 2 четверть | |
6. | Консультации с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, по предупреждению случаев детского суицида. | Дети, находящиеся в ТЖС | В течение года | |
7. | Организация бесед (формирование здорового образа жизни, привитие санитарно-гигиенических навыков, половозрастные особенности развития, профилактика наркомании, курения, алкоголизма) | Дети, находящиеся в ТЖС | 3 четверть | |
7. | Консультативная беседа «Провести летний отдых с пользой для здоровья» | Дети, находящиеся в ТЖС | В течение года | |
8. | Информирование ребенка об его правах и обязанностях | Дети, находящиеся в ТЖС | В течение года | |
Коррекционно – развивающая работа | ||||
1. | Проведение коррекционных занятий с детьми находящихся в ТЖС |
| по мере необходимости | |
Аналитическая работа | ||||
1. | Заключение по результатам диагностики |
| По завершении диагностики | |
2. | Заполнение карты личности детей находящихся в ТЖС |
| 1 четверть |
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции; профилактика употребления наркотиков.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки проведения |
1. | Диагностика | ||
1.1. | Социально – психологическое тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ. | 7-9 классы | 1 четверть |
1.2. | Проведение социологического исследования в рамках мониторинга наркоситуации в Курской области в 2021 году | 9 класс | 2 четверть |
1.3. | Анкетирование «Отношение к наркотикам» | 8 - 9 классы | 3 четверть |
2. | Профилактическая работа | ||
2.1. | Круглый стол «Цена сомнительных удовольствий» | 9 класс | 1 четверть |
2.2. | Групповое занятие по профилактике употребления ПАВ «Жизнь по собственному выбору» | 8 класс | 1 четверть |
2.3. | Групповое занятие «Оружием знания – против наркомании»
| 7 класс | 1 четверть |
2.4. | Психологический тренинг «Мы выбираем жизнь! А вы?» | 9 класс | 2 четверть |
2.5. | Беседа – тренинг «Мы выбираем жизнь» | 8 класс | 2 четверть |
2.6. | Круглый стол «Быть ответственным, значит…» | 7-9 классы | 2 четверть |
2.7. | «1 декабря – всемирный день борьбы со СПИДом» Акция распространение буклетов, памяток «Можно ли уберечься от СПИДа?» | 9 класс | 1 декабря |
2.8. | Информационно-просветительское занятие с элементами тренинга по профилактике употребления наркотиков «Наркотики: мифы и реальность». | 9 класс | 3 четверть |
2.9. | Антинаркотический клип «Самое ценное на земле – это жизнь!» | 8 класс | 3 четверть |
2.10. | Беседа с просмотром видеоматериалов «Наркотик – знак беды» | 9 класс | 4 четверть |
2.11. | Групповое занятие по профилактике ПАВ «Мой выбор» | 7 класс | 4 четверть |
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ
Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции; профилактика алкоголизма.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки проведения |
1. | Диагностика | ||
1.1. | Анкетирование «Отношение к алкоголю в семье» | родители (законные представители) обучающихся 6-9 классов | в течение года |
1.2. | Анкетирование «Мое отношение к алкоголю» | 6-9 классы, дети в ТЖС | в течение года |
2. | Профилактическая работа | ||
2.1. | Занятие по профилактике алкоголизма «Ты и алкоголь» | 9 класс | 1 четверть |
2.2. | Тренинг по профилактике употребления подростками алкоголя «Скажи алкоголю НЕТ» | 8 класс | 1 четверть |
2.3. | Групповое занятие «Формирование здорового образа жизни»
| 7 класс | 1 четверть |
2.4. | Час общения «Влияние алкоголя на организм» | 6 класс | 1 четверть |
2.5. | Групповое занятие по профилактике алкоголизма среди несовершеннолетних «Мое здоровье в моих руках» | 9 класс | 2 четверть |
2.6. | Час общения «Правда и ложь об алкоголе» | 8 класс | 2 четверть |
2.7. | Занятие с элементами тренинга «Ты и алкоголь» | 7 класс | 2 четверть |
2.8. | Тренинг по профилактике употребления подростками алкоголя «Скажи алкоголю – НЕТ» | 9 класс | 3 четверть |
2.9. | Профилактическое занятие «Алкоголь и алкоголизм» | 8 класс | 3 четверть |
2.10. | Групповое занятие «Мы выбираем здоровый образ жизни» | 7 класс | 3 четверть |
2.11. | Консультативная беседа «Что нужно знать ребенку об алкоголе».
| 5 класс, в том числе дети в ТСЖ | 4 четверть |
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ
Цель - формирование мотивации к здоровому образу жизни, систематизация и обобщение знаний школьников о здоровом образе жизни; формирование активной жизненной позиции; профилактика табакокурения.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки проведения |
1. | Диагностика | ||
1.1. | Анкетирование «Отношение к вредным привычкам в семье»
| Родители 5-9 классов | 1 четверть |
1.2. | Анкетирование «Курение и дети» |
|
|
2. | Профилактическая работа | ||
2.1. | Рекомендации «Формирование здорового образа жизни» | 5 – 9 классы | 1 четверть |
2.2. | Рекомендации родителям по профилактике табакокурения среди детей и подростков | Родители обучающихся школы | 1 четверть |
| Групповое занятие с элементами тренинга «Курение как угроза» | 5 класс | 1 четверть |
2.3. | Викторина «Я за здоровый образ жизни» | 3-4 классы | 2 четверть |
2.4. | Игра – путешествие «Основы здорового образа жизни» | 5 класс | 2 четверть |
2.5. | 19 ноября Международный день отказа от курения. Акция. Распространение буклетов «Курить – здоровью вредить» | 5 - 9 классы | 19 ноября |
2.6. | Коррекционно – развивающее занятие «Курение – вредная привычка» | 5 класс | 3 четверть |
2.7. | Беседа с элементами тренинга и интерактивной викториной "Сила слова или яд сквернословия» | 5 класс | 3 четверть |
2.8. | Викторина «Мы за здоровый образ жизни» | 3-4 классы | 3 четверть |
| Психологический час общения «Береги здоровье смолоду» |
|
|
2.9. | Мини – лекция с элементами беседы «Курить – это не модно» | 6 класс | 4 четверть |
2.10. | Профилактическое занятие «31 мая - день отказа от курения» 31 мая День отказа от курения. Групповое занятие с элементами сказкотерапии «Мы против курения» | 5 класс, в том числе дети в ТЖС | 4 четверть |
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Цель: формирование устойчивых правовых знаний, обязанностей и ответственности у несовершеннолетних; профилактика правонарушений.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки |
1. | Профилактическое занятие «Можно ли воровать?» | 5 класс | 1 четверть |
2. | Занятие по профилактике правонарушений «Граница между детской шалостью и серьезным правонарушением» | 8 класс | 1 четверть |
3. | Мероприятия, посвященные Всероссийскому дню правовой помощи детям | ||
3.1. | Памятки «Я имею право» Памятки «Права и обязанности несовершеннолетних» | 1-4 классы |
20 ноября |
3.2. | Памятки «Права и обязанности несовершеннолетних» | 5-9 классы | |
3.3. | Групповое занятие с игровыми элементами «Азбука прав ребенка»
| 1-2 классы | |
3.4. | Просмотр фильма «Права и обязанности детей» | 3 - 4 классы | |
3.5. | Беседа с элементами интерактивной игры «Я имею право!» | 5 -6 классы | |
3.6. | Правовая игра «Большие права маленького ребенка» | 7 класс | |
3.7. | Правовая игра «Знание закона в цифрах» | 8 класс | |
3.8. | Правовое занятие «Не только права, но и обязанности» | 9 класс | |
4. | Групповое занятие «Человек и закон» | 5 класс, дети в ТЖС | 3 четверть |
5. | Групповое занятие «Подросток и закон» | 6 класс, дети в ТЖС | 3четверть |
6. | Урок – викторина «О правах и обязанностях детей» | 1-4 классы | 4 четверть |
7. | Групповая консультация «О поведении в общественных местах» | 5-9 классы | 4 четверть |
РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Цель - создание благоприятных условий для развития личности ребенка, предупреждение суицидальных намерений среди несовершеннолетних.
№ п/п | Мероприятие | Участники | Сроки проведения |
1. | Психолого – педагогическая диагностика | ||
1.1. | Сбор информации для создания банка данных учащихся с высоким уровнем тревожности и депрессии (диагностика тревожности)
| обучающиеся школы | в течение года |
1.2. | Тест выявления суицидального риска у детей А.А. Кучер, В.П. Костюкевич | 5-9 классы | 3 четверть |
1.3. | Тест на одиночество. Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона | 5-9 классы | 3 четверть |
1.4. | Опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний личности» | 5-9 классы | 3 четверть |
1.5. | Методика Г. Айзенка направленная на выявление типа темперамента | 5-9 классы | 3 четверть |
2. | Консультационная и просветительская работа | ||
2.1. | Доведение до сведения учащихся и их родителей информацию о телефоне доверия служб способных оказать помощь в сложных ситуациях | обучающиеся школы, родители (законные представители) обучающихся | в течение года |
2.2. | Профилактическое занятие для младших подростков с элементами тренинга «Эмоции и чувства» | 5 класс | 1 четверть |
2.3. | Развивающее занятие «Самооценка» | 6 класс, дети в ТЖС | 1 четверть |
2.4. | Групповое занятие с элементами тренинга «Я люблю…» | 7 класс | 1 четверть |
2.5. | Групповое занятие «Жизнь как ценность» | 8 класс | 1 четверть |
2.6. | Психологическое занятие «Быть уверенным» | 9 класс | 1 четверть |
2.7. | Беседа «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» | 8 класс | 2 четверть |
2.8. | Рекомендации «Способы саморегуляции эмоционального состояния» | 9 класс | 2 четверть |
2.9. | Конкурс рисунков на тему «Краски счастливой жизни». | 3-4 классы | 3 четверть |
2.10. | Групповое занятие «Мир эмоций» | 6 класс, дети в ТЖС | 3 четверть |
2.11. | Психологический час общения «Депрессия: давай поговорим» | 7 класс | 3 четверть |
2.12. | Беседа по памятке «Что делать, если твоему другу плохо» | 8 класс | 3 четверть |
2.13. | Психологический час общения «Стресс в жизни человека. Способы борьбы со стрессом» | 9 класс | 3 четверть |
2.14. | Тренинговое занятие «Создай свое настроение» | 6-7 классы, дети в ТЖС | 4 четверть |
2.14. | Беседа с элементами диагностики «Разговор о жизненных ценностях» | 8 класс | 4 четверть |
2.16. | 17 мая – международный день детского телефона доверия Психологический час общения «Помните, что выход есть», информационные памятки, листовки | обучающиеся школы, родители (законные представители) обучающихся | 4 четверть |
3. | Коррекционно – развивающая работа | ||
3.1. | Проведение коррекционных занятий по необходимости | обучающиеся школы | по необходи- мости |
4. | Аналитическая работа | ||
4.1. | Заключение по результатам диагностики |
| 3 четверть |
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 1997.
Асмолова А.Г., Солдатова Г.У., Макарчук А.В. Искусство жить с непохожими людьми: психотехники толерантности. – МО.: Московия, 2009.
Бардиер Г., Никольская И. Что касается меня… Сомнения и переживания самых младших школьников. – СПб.: Речь, 2005.
Бархаев Б.П. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2009.
Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности. – СПб.: Речь, 2005.
Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2006.
Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб.: Речь, 2008.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997.
Богатырева Т.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет). – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Бодалев А.А., Столин В.Р. Общая психодиагностика. – М.: ИМУ, 1987.
Бубличенко М.М. Я никому ничего не должен! Тренинги по обретению внутренней свободы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться (книга для родителей и учителей). – СПб.: Союз, 2000.
Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М: Академический проект, 2005.
Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – СПб.: Сфера, 1994.
Гильбух Ю.З. Учебная деятельность младшего школьника: диагностика и коррекция. – Киев: Випол, 1993.
Гладкая И.В. Диагностические методики предпрофильной подготовки. – СПб.: КАРО, 2006.
Грабенко Т. Сказка – основа спасения. – СПб.: Речь, 2011.
Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – М., СПб.: Питер, 2008.
Гурьянова Ю. Готовимся к школе. Интенсивный курс: тесты, игры, упражнения. – М.: РИПОЛ классик, 2008.
Гусева Е.А., Атаманюк Г.Н. Методическое пособие для психологов школ. Психологический анализ уроков. – М.: 2010.
Данилова Е.Е., Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологии. – М.: Академия, 2000.
Демидова И.В. Рабочая книга психолога в старших классах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.
Деркач А.А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности. – М.: Красная площадь, 1996.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы. – М.: Академия, 1995.
Дубровина И.В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. – М.: Академия, 2000.
Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
Калашников А.И. Наука побеждать. Тренинги лидерства и преодоления конфликтов. – СПб.: Речь, 2008.
Кунигель Т.В. Тренинг «Активация внутренних ресурсов подростка». – СПб.: Речь, 2006.
Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М.: Академия, 2001.
Лидерс А.Г. Групповой психологический тренинг со старшеклассниками и студентами. – М.: Этерна, 2009.
Макеева Т.Г. Диагностика развития старшеклассников: психологические тесты. – Ростов-на-Дону, 2009.
Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. – СПб.: Речь, 2007.
Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007.
Министерство образования и науки РФ. Профилактика злоупотребления ПАВ. – М.: Академия, 2001.
Некрасова Заряна и Нина. Перестаньте детей воспитывать – помогите им расти. – М.: София, 2010.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 1996.
Овчарова Р.В. Тренинги формирования осознанного родительства. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2004.
Павлов И.В. Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия. – СПб.: Речь, 2008.
Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ.
Прохоров А.О. Методики диагностики и измерения психических состояний личности. – М.: ПЕРСЭ, 2004.
Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. – М.: РПА, 1995.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 класс). – М.: ВАКО, 2006.
Роговик Л. Танцевально-психомоторный тренинг: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Васильевская средняя общеобразовательная школа»
С. Васильевка
Конышевского района
Курской области
РФ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА
2020/21 учебный год