Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1 имени кавалера орденов Мужества Ильичева И.Е.»
Программа
психологического сопровождения
пришкольного лагеря
с дневным пребыванием детей
«Антошка»
Составитель:
Сувашбаева Гульсина Аликовна
педагог-психолог
С. Плешаново, 2025г.
Пояснительная записка.
Летние каникулы - это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право сам, а его содержание и организация - актуальная жизненная проблема, в решении которой неоценима помощь взрослых, и прежде всего, педагогов.
В условиях, когда состояние здоровья детей вызывает серьезные опасения (уменьшается процент здоровых детей, растет число детей с хроническими заболеваниями), организация их оздоровления приобретает первостепенное значение.
Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, способствует социально- психологической грамотности педагогов.
Объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом деятельности являются ситуации развития ребенка как система отношений: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками) и с самим собой.
На базе нашей школы функционирует лагерь с дневным пребыванием детей
« Антошка». Эту деятельность осуществляют начальник лагеря, воспитатели (преподаватели), педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, медицинский работник, учитель физкультуры, а так же для обеспечения работы пришкольного лагеря используется школьная библиотека.
Виды деятельности по психолого-педагогическому сопровождению
Диагностика (индивидуальная и групповая)
Консультирование (индивидуальное и групповое)
Развивающая работа (индивидуальная и групповая)
Коррекционная работа
Психологическое просвещение
Формы и методы работы
Познавательно-развлекательные игры
Развивающие игры
Ролевые игры
Беседы
Психологический тренинг
Конструирование, рисование
Музотерапия, сказкотерапия
Предполагаемый результат.
В результате реализации данной программы предполагается сформировать индивидуальность каждого ребенка, ориентируясь на норму развития в соответствующем возрасте.
содействие в адаптации детей к новым условиям (разновозрастные группы, временный детский коллектив);
вероятность возникновения конфликтных ситуаций;
наличие детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.д);
напряженные условия работы, способствующие повышению риска эмоционального выгорания воспитателей.
Поэтому целью работы психологической службы пришкольного лагеря «Мы вместе» является создание условий, способствующих снятию психо-эмоционального напряжения, как детского коллектива, так и педагогического коллектива, а также развитие индивидуальности ребенка.
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:
оказание помощи в создании благоприятного климата в детском коллективе как основного фактора адаптации в условиях лагеря;
содействие снятию эмоционального напряжения;
способствование построению эффективного взаимодействия детей и педагогов;
формирование осознанного отношения ребёнка к собственному здоровью как к ценности;
изучение психофизиологического состояния детей.
Основным адресатом реализации данной программы являются дети, отдыхающие в пришкольном лагере. Непосредственными адресатами остаются родители данных детей, а так же воспитатели, работающие на отрядах.
Программа рассчитана на одну смену пришкольного лагеря. Занятия проводятся ежедневно (1 занятие с отрядом в неделю).
Продолжительность занятий с отрядом 25-30 минут.
Занятия проводятся в кабинете психолога. А также психолог приходит в отряды, для проведения мини-игр.
Для реализации обозначенных выше целей и задач работа психолога проводится по четырем основным направлениям:
- диагностическому;
- коррекционно-развивающему;
- консультативному;
- профилактическому.
Совместно с психологом воспитатель в рамках отрядных мероприятий может организовать психологические тренинги и консультации; провести беседы, игровые коррекционные занятия, психологические мастерские, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков ребенка, формирование уверенности в себе.
Психолог может дать квалифицированные рекомендации воспитателю о поведенческих особенностях членов отряда, что поможет организовать индивидуальную работу с детьми.
Характеристика деятельности по каждому из направлений:
1. Диагностическая работа проводится в организационный период, основной и заключительный. Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха проводится в достаточно короткий срок (2-3 день лагерной смены) – время адаптации. Задача педагога – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:
* неустойчивым общественным мнением;
* адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
* демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
* оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.
Основной период (первая половина 4-10 день, вторая половина 11-16 день)в целом – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.
Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:
* степень деятельностной активности детей;
* дифференциация деятельностных потребностей детей;
* выявление формальных и неформальных лидеров;
* выявление степени сформированности временного детского коллектива, установление коммуникативного потенциала отряда;
* выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.).
Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:
* выявленностью общих интересов;
* необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
*повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.
На протяжении всей смены дети заполняют карту отдыхающего, где ежедневно отмечают свое настроение и составляют рейтинг мероприятий. Также были разработаны бланки анкет для детей с целью изучения их эмоционального состояния на начало и конец лагерной смены, и анкета для родителей с целью изучения удовлетворенности организацией летнего отдыха детей.
2. Коррекционно-развивающая деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми.
В работе с детьми педагогом-психологом используются следующие формы и методы:
игровые занятия с элементами тренинга;
сказкотерапия;
игротерапия;
арттерапия;
ароматерапии;
музыкатерапии;
релаксационные упражнения.
3. Консультативное направление деятельности педагога-психолога способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как педагогического коллектива лагеря, в том числе и администрации, так и родителей учащихся.
4. В рамках профилактического направления деятельности, психологической службой пришкольного лагеря проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения, а также организуется «почта доверия», с целью сохранения психологического здоровья.
Ожидаемые результаты
Укрепление психического здоровья воспитанников.
Адаптированность к условиям пришкольного лагеря.
Стабилизация эмоционального состояния.
Сформированность навыков эффективного взаимодействия детей и педагогов.
Сформированность осознанного отношения к здоровью.
План работы педагога-психолога в летнем пришкольном лагере
№ п/п | Содержание деятельности | Адресат | Сроки реализации |
1 | Входная групповая диагностика (анкетирование) | 1-5 отряды | 2-3 день смены |
2 | Игры на сплочение: «Скала» «Узелки» «Электрическая цепь» «Коллективный счет» «Ужасный секрет» «Бурундуки» «Квадрат» «Переправа» | Дети | На протяжении смены |
3 | Индивидуальная диагностика | Дети | На протяжении смены, по запросу |
4 | Игровой тренинг «Кораблекрушение» | 1 отряд 2 отряд 3 отряд 4 отряд 5 отряд | 3.06 4.06 5.06 3.06 4.06 |
5 | Релаксационное занятие «Звуки природы» | 1 отряд 2 отряд 3 отряд 4 отряд 5 отряд | 10.06 11.06 12.06 10.06 11.06 |
6 | Развивающее занятие «Путешествие в Тилимилитрямдию» | 1 отряд 2 отряд 3 отряд 4 отряд 5 отряд | 17.06 18.06 19.06 17.06 18.06 |
7 | Рисунок «Я и лагерь» | 1 отряд 2 отряд 3 отряд 4 отряд 5 отряд | |
Рисунок «Что мне запомнилось в лагере» | |
Упражнение «Королевство внутреннего мира» (арт) | 2-5 день |
Упражнение «Мое имя» (самопрезентация) | |
8 | Развивающее занятие «Что такое хорошо и что такое плохо» | 1 отряд 2 отряд 3 отряд 4 отряд 5 отряд | 9-11 день |
9 | Почта доверия «Рука в руке» | Дети, родители, педагоги | На протяжении смены |
10 | Повторная диагностика (анкетирование на выходе) | 1 отряд 2 отряд 3 отряд 4 отряд 5 отряд | 17-18 день |
11 | Консультации, индивидуальные беседы | Дети, родители, педагоги | На протяжении смены |