Министерство здравоохранения Челябинской области
ГБПОУ «Саткинский медицинский техникум»
Рассмотрено на заседании цикловой предметной комиссии УТВЕРЖДАЮ
и рекомендовано к утверждению заместитель директора по УР
Председатель цикловой комиссии
___________________________ ____________________
«____»______________2018г «_____»____________2018г
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
на 2018 – 2019 учебного года
ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях
МДК 03.01. Основы реаниматологии
Преподаватель: Васильева А.Т. Рюмина С.Н. Глушкова Т.К. Галимова Т.Ю.
Курс IV
Специальность: 34.02.01.Сестринское дело
№ | Распределение учебного времени | Максимальное количество часов | Обязательная учебная нагрузка | Самостоятельная работа | Практика |
Всего | В т.ч. лабораторные работы и практические занятия | В т.ч. курсовые работы | Учебная практика | Производственная практика |
1 | Всего часов по учебному плану | 180 | 96 | 64 | - | 48 | - | 36 |
2 | Запланировано на I семестр | 180 | 96 | 64 | - | 48 | - | 36 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01. Основы реаниматологии - является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01. «Сестринское дело» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК. 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК. 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК. 3.3.Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Рабочая программа ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01. Основы реаниматологии может быть использована при реализации программы дополнительного профессионального образования по специальности 34.02.01. Сестринское дело в соответствии с вышеперечисленными компетенциями.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями в ходе освоения профессионального модуля студент должен:
иметь практический опыт:
– оказания неотложной помощи при неотложных состояниях;
уметь:
– проводить мероприятия по восстановлению и поддержанию жизнедеятельности организма при неотложных состояниях самостоятельно и в бригаде;
– оказывать помощь при воздействии на организм токсических и ядовитых веществ самостоятельно и в бригаде;
– проводить мероприятия по защите пациентов от негативных воздействий при чрезвычайных ситуациях
действовать в составе сортировочной бригады.
знать:
– причины, стадии и клинические проявления терминальных состояний;
– алгоритмы оказания медицинской помощи при неотложных состояниях;
– классификацию и характеристику чрезвычайных ситуаций;
– правила работы лечебно-профилактического учреждения в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 30 часов, включая:
–обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося –20 часов, теория 12 часов, практика 8 часов.
– самостоятельной работы обучающегося–10 часов;
– курсовая работа –нет;
– учебной и производственной практики – нет.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ
Результатом освоения программы ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01. Основы реаниматологии – является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК.3.1. | Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах. |
ПК.3.2. | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
ПК.3.3. | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
3. условия реализации ПМ.03 ОКАЗАНИЕ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЯХ
МДК 03.01. ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Учебные кабинеты доклинической и клинической практики основ реаниматологии, терапевтических и хирургических дисциплин.
Оборудование учебных кабинетов:
1.Мебель и стационарное учебное оборудование:
– доска учебная;
– стол для преподавателя;
– столы для студентов;
– стул для преподавателя;
– стулья для студентов;
– шкаф книжный;
– шкафы для хранения наглядных пособий;
– шкафы для хранения учебно-методических комплексов и дидактических материалов;
– информационный стенд для студента;
– компьютерные столы и кресла для преподавателя и студентов.
2.Мебель и медицинское оборудование:
– кровать функциональная с постельными принадлежностями;
– кушетка;
– прикроватная тумбочка;
– стойка для системы внутривенных вливаний;
– стол манипуляционный;
– шкаф медицинский.
3.Инструктивно-нормативная документация:
– Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (общие и профессиональные компетенции);
– законы Российской Федерации об образовании, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины;
– инструкции по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с профилем кабинета;
– перечень материально-технического и учебно-методического оснащения кабинета.
4.Учебно-программная документация:
– примерные программы по дисциплинам модуля;
– рабочие программы по дисциплинам модуля;
– календарно-тематические планы;
5.Учебно-методическая документация:
– учебно-методические комплексы и дидактический материал по разделам и темам модуля;
– учебно-методические пособия управляющего типа;
– методические пособия для самоподготовки студентов;
– учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе;
– сборник тестовых заданий и задач;
– схема учебной сестринской истории болезни;
– методические учебные материалы (на электронных носителях);
– учебная и справочная литература;
– компьютерные программы (обучающие, контролирующие);
– электронные учебники (учебные пособия) по разделам и темам модуля;
– сборник рекомендуемых курсовых работ по завершению модуля;
– материалы для промежуточной аттестации студентов и итоговой государственной аттестации выпускников по профессиональному модулю специальности 34.02.01. «Сестринское дело».
6.Аппаратура, приборы, технические средства обучения:
– тонометр;
– фонендоскоп;
– компьютеры для преподавателя и студентов;
– мультимедийный проектор;
– интерактивная доска;
7.Наглядные пособия:
– таблицы, стенды, микростенды, схемы, рисунки;
– фантомы, муляжи;
– наборы и аннотации лекарственных препаратов;
– видеофильмы;
– электронные презентации по темам;
– электрокардиограммы;
– результаты лабораторных исследований(в норме и при патологии).
8.Медицинский инструментарий и предметы ухода за пациентом.
9.Лекарственные препараты и медикаменты.
10.Аптечка для оказания первой помощи студентам и сотрудникам.
11.Информационно-методический уголок:
-график проведения обязательных контрольных работ;
-перечень обязательных манипуляций;
– график отработок пропущенных занятий;
– виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
– перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
– образцы ведения дневника практических занятий, технологической практики;
– инструкция по технике безопасности;
– инструкция по пожарной безопасности;
– вопросы к семинарам;
– список обязательной и дополнительной литературы;
– информация по работе предметного кружка и др.
Кабинет терапевтических дисциплин
1.Аппаратура, приборы:
– аппарат Боброва, ингаляторы карманные, пикфлоуметр, небулайзер (в отделениях стационара), шприц-ручка с картриджами, электрокардиограф портативный, глюкотесты, ЭКГ-аппарат.
2.Наглядные пособия:
– фантомы и муляжи - накладка на резинках для отработки навыка в/в инъекций, фантом головы, фантом головы с желудком, фантом промежности (мужской, женский), фантом многофункциональный, фантом руки, фантом таза для постановки клизмы, фантом ягодиц для в/м инъекций, муляжи, изображающие отдельные патологические симптомы и др.;
– электрокардиограммы и записи с результатами других функциональных исследований;
– аудиокассеты с записью перкуторных и аускультативных данных (в норме и при патологии).
3.Медицинская документация.
4.Лекарственные препараты и медикаменты:
– наборы медикаментов, применяемые при лечении пациентов терапевтического профиля.
Кабинет детских болезней
1.Аппаратура, приборы:
– весы медицинские, весы медицинские для взвешивания детей, кювез, ростомер вертикальный, ростомер для новорожденного.
2.Наглядные пособия:
– фантомы и муляжи:-кукла-фантом Новорожденный ребенок», фантом головы, фантом таза для клизм, фантом руки для внутривенного вливания.
3.Медицинская документация:
– история развития новорожденного, история развития ребенка, карта профилактических прививок, контрольная карта диспансерного наблюдения, медицинское свидетельство о рождении.
4.Лекарственные препараты и медикаменты:
– наборы медикаментов, применяемые в педиатрии.
Кабинет реаниматологии
Фантомы и муляжи:
– фантом для катетеризации мочевого пузыря у женщин;
– фантом для катетеризации мочевого пузыря у мужчин;
– фантом руки (в/в вливание);
– фантом ягодиц для в/м инъекций;
– фантом для постановки клизм;
– фантом для промывания желудка;
– фантом головы;
– фантом для проведения элементарной реанимации (искусственной вентиляции легких непрямого массажа сердца);
Медицинский инструментарий:
– воздуховоды различных модификаций;
– груша для раздувания манжеток интубационных трубок;
– жгут резиновый;
– зажим;
– зонд желудочный;
– игла инъекционная;
– интубационные трубки;
– капельницы одноразовые всех модификаций;
– катетер резиновый;
– крафт-пакеты;
– лабораторная посуда;
– маски наркозные;
– мешок "Амбу";
– набор игл для катетеризации центральных вен;
– наборы для определения группы, крови и совместимости;
– ножницы;
– пилочки для ампул;
– инцет анатомический;
– подключичные катетеры всех размеров;
– проводник для интубационных трубок;
– роторасширитель;
– сумка медицинская;
– цапки для белья;
– шпатель;
– шприцы одноразовые всех емкостей;
– языкодержатель.
Предметы ухода за пациентом:
– клеенка медицинска;
– компрессная бумага;
– круг подкладной;
– кружка Эсмарха;
– лейкопластырь;
– лоток почкообразный;
– мыло;
– пакет перевязочный;
– перевязочный материал;
– перчатки резиновые;
– поильник;
– полотенце;
– постельное белье;
– пузырь для льда;
– судно;
– термометры и др.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная:
1. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе [Электронный ресурс]: учебник / А. Л. Вёрткин, Л. А. Алексанян, М. В. Балабанова и др.; под ред. А. Л. Вёрткина. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970435793.html Авторы А.Л. Вёрткин, Л.А. Алексанян, М.В. Балабанова
2. Основы реаниматологии [Электронный ресурс]: учебник / Сумин С.А., Окунская Т.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970433645.html Авторы Сумин С.А., Окунская Т.В.
3. Первая помощь при травмах и заболеваниях [Электронный ресурс] / Демичев С.В. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970417744.html Авторы Демичев С.В.
4. Сестринское дело в хирургии [Электронный ресурс]: учебное пособие / Стецюк В.Г. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970434611.html Авторы Стецюк В.Г.
Дополнительная:
1. Библиография. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела" [Электронный ресурс]: учеб. пос. / Мухина С.А., Тарновская И.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970437551.html Авторы Мухина С.А., Тарновская И.И.
2. Медицинские манипуляции [Электронный ресурс] / Марк Стоунхэм, Джон Вэстбрук. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - http://www.medcollegelib.ru/book/IGTR0001.html
Авторы Марк Стоунхэм, Джон Вэстбрук.
3. Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. В. Широкова и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970432563.html Авторы Широкова Н.В., Островская И.В., Клюйкова И.Н., Морозова Н.А., Морозова Г.И., Гусева И.А.
4. Скорая медицинская помощь. Руководство для фельдшеров [Электронный ресурс] / Верткин А.Л. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. –
http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970419571.html Авторы Верткин А.Л.
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Разделы | Тема лекции | Всего обязатаудиторная нагрузка | № лекции | Теория часы | Тема практического занятия | № практики | Практика часы | Самостоятельная работа | Максимальная учебная нагрузка |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
МДК 03.01. Основы реаниматологии | | | | | | | | | |
Тема:1.1.Общие вопросы реаниматологии при неотложных состояниях | | 32 | | 12 | | | 20 | 16 | 48 |
Реаниматология, интенсивная терапия, анестезиология – новые медицинские специальности, их основные принципы. История развития реаниматологии. | | 1. | 2 | Реаниматология, интенсивная терапия, анестезиология – новые медицинские специальности, их основные принципы. История развития реаниматологии. | 1. | 4 | 3 | 9 |
Понятие «терминальное состояние». Виды и клинические проявления терминальных состояний. Остановка кровообращения: причины, признаки. Остановка дыхания: причины, признаки. | | 2. | 2 | Понятие «терминальное состояние». Виды и клинические проявления терминальных состояний. Остановка кровообращения: причины, признаки. Остановка дыхания: причины, признаки. | 2. | 4 | 3 | 9 |
Клиническая смерть, признаки, факторы, влияющие на длительность клинической смерти. | | 3. | 2 | Клиническая смерть. Биологическая смерть. Понятие о социальной смерти, смерть мозга. | 3. | 4 | 4 | 12 |
Биологическая смерть, признаки. Внезапная смерть у детей. Понятие о социальной смерти, смерть мозга. | | 4. | 2 | | | | | |
Сердечно-легочная и церебральная | | 5. | 2 | Сердечно-легочная и церебральная реанимация. | 4. | 4 | 3 | 9 |
реанимация. | | | |
Нарушения процессов обмена. Инфузионная терапия. | | 6. | 2 | Нарушения процессов обмена. Инфузионная терапия. | 5. | 4 | 3 | 9 |
Тема: | | 24 | | 8 | | | 16 | 12 | 36 |
1.2.Оказание неотложной помощи при внутренних болезнях | Неотложная помощь при стенокардии, инфаркте миокарда. | | 1. | 2 | Неотложная помощь при стенокардии, инфаркте миокарда. | 1. | 4 | 3 | 9 |
Неотложная помощь при острой правожелудочковой недостаточности, острой левожелудочковой недостаточности (сердечная астма, отек легких). | | 2. | 2 | Неотложная помощь при острой правожелудочковой недостаточности, острой левожелудочковой недостаточности (сердечная астма, отек легких). | 2. | 4 | 3 | 9 |
| Неотложная помощь при гипертонических кризах. Неотложная помощь при ТЭЛА. | | 3. | 2 | Неотложная помощь при гипертонических кризах. Неотложная помощь при ТЭЛА. | 3. | 4 | 3 | 9 |
| Неотложная помощь при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок). | | 4. | 2 | Неотложная помощь при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок). | 4. | 4 | 3 | 9 |
Тема: | | 20 | | 8 | | | 12 | 9 | 27 |
1.3.Неотложные состояния в хирургии и травматологии | Неотложная помощь и тактика медсестры при ранениях, кровотечениях, термических повреждениях. | | 1. | 2 | Неотложная помощь и тактика медсестры при ранениях, кровотечениях, термических повреждениях. | 1. | 4 | 3 | 9 |
| Неотложная помощь и тактика медсестры при закрытых механических повреждениях | | 2. | 2 | Неотложная помощь и тактика медсестры при закрытых механических повреждениях | 2. | 4 | 3 | 9 |
| Неотложная помощь и тактика медсестры при синдроме «острого живота» | | 3. | 2 | Неотложная помощь и тактика медсестры при синдроме «острого живота» | 3. | 4 | 3 | 9 |
| Неотложная помощь и тактика медсестры при шоках различного генеза | | 4. | 2 | Неотложная помощь и тактика медсестры при шоках различного генеза | | | | |
Тема: | | 6 | | 2 | | | 4 | 3 | 9 |
1.4.Оказания неотложной помощи при отравлениях | Диагностика и принципы оказания медицинской помощи при воздействии ядов и острых отравлениях на догоспитальном этапе. | | 1. | 2 | Диагностика и принципы оказания медицинской помощи при воздействии ядов и острых отравлениях на догоспитальном этапе. | 1. | 4 | 3 | 9 |
Тема: | | 14 | | 2 | | | 12 | 7 | 21 |
1.5. Оказание неотложной помощи детям | Сестринская помощь при неотложных состояниях у детей. Терминальные состояния и CJIPу новорожденных. | | 1. | 2 | Гипертермический синдром | 1. | 4 | 3 | 9 |
Сестринская помощь при судорожном синдроме. | 2. | 4 | 2 | 6 |
Терминальные состояния и CJIPу новорожденных. | 3. | 4 | 2 | 6 |
| | | | | | | | | |