Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кочневская средняя общеобразовательная школа
Татарского района
«Согласовано» Заместитель директора МБОУ Кочневской СОШ по УВР Грязнова О.М. /__________/ 26 августа 2017г. | «Рассмотрено» На заседании педагогического совета Протокол №1 от 31.08.2017г. | «Утверждаю» Директор МБОУ Кочневской СОШ Юрьева Р.Р. /____________/ Приказ № 104___ от 31августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «АДАПТИВНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА»
ДЛЯ 2 КЛАССА
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочую учебную программу
составил(а)
Самойлов Михаил Михайлович,
учитель ОБЖ
первой квалификационной категории
2017 год
с Кочневка
Структура программы по предметам предусматривает следующие разделы:
Пояснительная записка;
Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Описание места учебного предмета в учебном плане;
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета;
Содержание учебного предмета;
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности;
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы
Программа обучения составлена в соответствии с нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
-Приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 19.12.2014г. №1599 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-В соответствии с АООП образовательной организации;
-Планируемыми результатами освоения обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы;
- Приказом Министерства образования и науки Российской федерации № 581 от 20. 06. 2017 г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»
- Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1 – 4 класс/ Под редакцией В.В. Воронковой– Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2013 г.
- Учебным планом СКО школы-интерната VIII вида на 2017-2018 учебный год;
Цель программы: коррекция дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработка жизненно необходимых двигательных умений и навыков глубоко умственно отсталых учащихся.
Задачи программы:
учить простейшим исходным положениям при выполнении общеразвивающих упражнений и движений в различных пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
учить навыкам правильного дыхания (по показу учителя);
учить выполнению простейших заданий по словесной инструкции учителя;
учить ходить и бегать;
учить упражнениям на различные группы мышц (мышцы шеи, рук, пальцев);
прививать навыки координации движения, толчка двумя ногами в различных видах прыжков;
обучать мягкому приземлению в прыжках;
учить прыжку толчком одной ноги и приземлению на две ноги;
учить правильному захвату различных по величине предметов, передаче и переноске их;
учить метаниям, броскам и ловле мяча;
учить ходить в заданном ритме под хлопки, счет, музыку;
учить выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
учить сохранению равновесия при движении по гимнастической скамейке;
учить преодолению простейших препятствий;
учить переноске различных грузов и коллективным действиям в переноске тяжелых вещей;
учить целенаправленным действиям под руководством учителя в подвижных играх.
2. Общая характеристика учебного предмета с учётом особенностей его освоения учащимися;
Занятия физической культурой должны быть направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепления здоровья и выработку жизненно необходимых умений и навыков.
Строевые упражнения: построение с помощью учителя в круг, по одному, повороты по ориентирам.
Общеразвивающие упражнения: основные положения и движения рук, ног, туловища и головы.
Упражнения для формирования правильной осанки: стоя спиной к стене, касаясь её затылком, спиной, ягодицами и пятками, поднимание рук в стороны и вверх, приседания; стоя у стены в том же положении, отойти от стены и вернуться к ней, сохраняя начальное положение; опираясь правой (левой) рукой о рейку гимнастической стенки (на высоте плеч), другая рука на поясе, поднимание левой (правой) ноги вперед, в сторону, назад; перекаты с пяток на носки и обратно, стоя серединой стопы на гимнастической палке (канате); ходьба на пятках, ходьба на носках (ноги прямые), на наружных сторонах стопы (пальцы внутрь).
Упражнения для развития и коррекции общей и мелкой моторики: упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, набивными мячами, обручем, скакалкой, шнуром, флажками, лестницей, скамейкой из различных исходных положений; пальчиковая гимнастика.
Координационные упражнения: смыкание, размыкание; построение в колонну, шеренгу, повороты на месте; основные положения туловища (стоя, сидя, лежа), рук и ног; выполнение упражнений на месте и в движении; сочетание движений ног, туловища со одноименными и разноименными движениями рук; комплексы ОРУ различной координационной сложности.
Основные движения: ходьба, бег, прыжки, ползание и лазание, равновесие.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по адаптивной физкультуре в соответствии ОБУП и Учебным планом СКО школы – интернат VIII вида рассчитана на 34 учебных недели (68 часов, по 2 часа в неделю)
Распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов по рабочей программе осуществляется следующим образом:
Тема | Количество часов |
Упражнения на дыхание. | 6 |
Основные положения и движения. | 8 |
Упражнения на формирование правильной осанки. | 4 |
Ритмические упражнения. | 10 |
Ходьба и бег. | 8 |
Прыжки. | 8 |
Броски, ловля, передача предметов, переноска грузов. | 8 |
Лазание, перелезание, подлезание. | 4 |
Упражнения на равновесие. | 4 |
Игры | 8 |
Итого | 68 часов |
Планирование коррекционной работы
по адаптивной физкультуре во 2 классе:
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти:
-развитие зрительного восприятия при выполнении упражнений с гимнастическими палками, большими мячами.
- коррекция устойчивости внимания;
2. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти:
- развитие слухового восприятия на задания со слов учителя;
3. Развитие импрессивной речи:
- формирование умений слушать речь учителя;
- развитие умения выполнять определенные задания, упражнения;
4. Развитие пластичности и гибкости:
- через общеразвивающие упражнения;
5. Коррекция мышления.
- совершенствовать навыки и умения полученные ранее;
- соблюдения правил техники безопасности;
7. Коррекция и развитие двигательной активности:
-бег и ходьба;
- чередование бега с ходьбой.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Возможные личностные результаты освоения программы по адаптивной физкультуре во 2 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
Основы персональной идентичности: осознание своей принадлежности определённому полу, осознание себя как «Я» - обучающий (ая)ся.
Социально - эмоциональное участие в процессе общения и игровой деятельности
Проявление этических чувств (доброта, отзывчивость, вежливость).
Осознание обучающегося важности безопасного поведения.
Овладение начальными навыками адаптации в образовательной организации, в классном коллективе.
Личностные результаты обучения осуществляются в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий.
Баллы:
7-«выполняет действие самостоятельно»,
6- «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
5- «выполняет действие по образцу»,
4- «выполняет действие с частичной физической помощью»,
3- «выполняет действие со значительной физической помощью»,
2 «узнаёт объект», действие не выполняет
1- «не всегда узнаёт объект», действие не выполняет
0- « не узнаёт объект», действие не выполняет
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Оценка выявления предметных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:
0 – не выполняет/ не понимает не узнаёт объект
1 – выполняет с помощью учителя/ не всегда понимает, не всегда узнает объект.
2 – выполняет по инструкции по образцу;
3 – выполняет самостоятельно/ понимает, узнаёт объект.
Возможные предметные результаты освоение АООП:
знать/понимать
важность, необходимость занятий физической культурой для укрепления и поддержания здоровья.
выполнять упражнения на выработку правильного дыхания (по показу учителя);
выполнять простейшие задания по словесной инструкции учителя;
выполнять простейшие упражнения в определенном ритме;
выполнять простейшие упражнения на равновесие;
выполнять простейшие упражнения на броски и ловлю с мячом и гимнастической палкой;
выполнять простейшие упражнения на лазание, подлезание, перелезание;
выполнять простейшие упражнения, связанные с ходьбой, бегом, прыжками;
играть в игры по инструкции педагога.
5.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА,
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Упражнения на дыхание.
Правильное дыхание в ходьбе с имитацией.
Основные положения и движения.
Вращение головой. Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа.
Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, затем на другой. Выделение пальцев. Круговые движения кистью.
Движение рук из данных положений. Наклоны. Движения прямой ногой.
Выполнение движений по командам с показом направления учителем
Упражнения на формирование правильной осанки.
Принятие правильной осанки, стоя и сидя по инструкции и при контроле учителя. Стойка у вертикальной плоскости.
Ходьба с сохранением правильной осанки, руки за спину.
Ритмические упражнения.
Прохлопывание простого ритмического рисунка.
Ходьба и бег
Ходьба по кругу. Ходьба на носках. Ходьба с различным положением рук: на поясе, за голову. Ходьба по кругу, взявшись за руки, быстрый и медленный бег по подражанию
Прыжки.
Прыжки на двух ногах с передвижением вперед, с доставанием предмета. Спрыгивание с высоты
Броски, ловля, передача предметов, переноска грузов.
Элементарные движения руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча в руках. Передача мяча из руки в руку.
Лазание, перелезание, подлезание.
Ходьба по начерченной линии. Ходьба по доске, положенной на пол. Стойка на носках – две–три секунды. Стойка на одной ноге, руки на пояс.
Упражнения на равновесие.
Ходьба по гимнастической скамейке с предметом.
Поворот кругом переступанием на гимнастической скамейке.
Расхождение при встрече вдвоем на полосе, шириной 20-30 см.
Игры
«Пузырь» - перестроение из тесного круга в широкий, взявшись за руки. «Сделай фигуру» , «Вот так поза », «Поймай комара». «Лошадки».
6. Тематическое планирование.
№ урока | Разделы, темы программы | Количество часов | Дата | Вид деятельности | Оборудование | Словарь |
| Упражнения на дыхание | 6ч. | | Практический показ, упражнения в правильном дыхании, работа с иллюстрациями | | |
1 | Правильное дыхание в ходьбе с имитацией: «Паровоз» - чу, чу, чу – выдох. «Самолет» – у, у, у – выдох. «Жук» – ж – ж – ж – выдох. | 2 | | Картинки, иллюстрации, | дыхание |
2 | Правильное дыхание в ходьбе с имитацией: из положения стоя: «Гуси», «Дровосеки», «Косари», | 2 | | игрушки | |
3 | Глубокий вдох через нос и выдох через рот «Сдуваем шарик», «Насос» | 2 | | Презентации по артикуляц. гимнастике | вдох выдох |
| Основные положения и движения | 8ч. | | Показ учителем, отработка правильности выполнения движений и упражнений | | |
4 | Вращение головой – «колобок». Поочередное и одновременное сгибание пальцев в кулак и разгибание с изменением темпа. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке, затем на другой | 2 | | Картинки, иллюстрации | вращение сгибание разгибание |
6 | Выделение пальцев. Круговые движения кистью. Положение рук: вперед, вверх, в стороны, на пояс, перед грудью, за голову, к плечам – движение рук из данных положений | 2 | | | рука кисть |
7 | Помахивание руками, отведенными в стороны, «Птицы летят, машут крыльями». Наклоны вперед с поворотами. Наклоны в стороны – «Насос» | 2 | | | Наклон поворот |
8 | Движения прямой ногой: вперед, в стороны, назад, с касанием пола носком, затем пяткой. Поднимание на носки и перекат на пятки. Приседания на полной ступне, ноги на ширине плеч. Выполнение движений по командам с показом направления учителем: «Встать!», «Сесть!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!» | 2 | | | ступня вперёд в стороны присесть |
| Упражнения на формирование правильной осанки | 4ч. | | | |
9 | Принять правильную осанку стоя и сидя по инструкции и при контроле учителя. Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке до 5-7 сек | 2 | | | Обучающие инструкции в картинках, средства альтернативной коммуникации | осанка |
10 | Ходьба с сохранением правильной осанки, руки за спину | 2 | | | |
Ритмичные упражнения 10ч. |
11 | Прохлопывание простого ритмического рисунка | 1 | | Показ учителем, упражнения в правильном выполнении | Картинки Таблицы презентации | Прохлопать протопать |
12 | Выполнение упражнения в медленном темпе | 1 | | | |
13 | Протопывание заданного ритмического рисунка | 1 | | | |
14 | Прохлопывание ритмического рисунка знакомой попевкой | 1 | | | |
15 | Прохлопывание и протопывание заданного ритмического рисунка | 2 | | | | |
16 | Передача ритмического рисунка на барабане | 2 | | Показ учителем, выполнение по образцу | предметные картинки | барабан |
17 | Выполнение имитационных упражнений. Повадки животных | 2 | | повадки |
| Ходьба и бег | 8ч. | | Упражнения для концентрации внимания, слушание, повторение, актуализация | | |
18 | Ходьба по кругу. Ходьба на носках. | 2 | | | |
19 | Ходьба с различным положением рук: на поясе, за голову | 2 | | | |
20 | Ходьба по кругу, взявшись за руки, быстрый и медленный бег по подражанию | 2 | | | |
21 | Чередование бега с ходьбой | 2 | | | |
| Броски, ловля, передача предметов, переноска грузов | 8ч. | | | |
22 | Элементарные движения руками, ногами, туловищем с удерживанием мяча в руках. Передача мяча из руки в руку | 2 | | Показ учителем, отработка правильности выполнения | Мячи разного размера | бросок удержание передача |
23 | Помахивание флажками над головой и в ходьбе. Наклоны туловища вперед и приседание с опусканием флажков на пол | 2 | | флажки | помахивание наклоны приседание |
24 | Броски и ловля мяча от учителя к ученику. Передача большого мяча в колонне | 2 | | мячи | |
25 | Переноска 3-4 гимнастических палок, двух мячей, флажков и других мелких предметов | 2 | | Концентрация, удержание, стабилизация внимания. Слушание, повторение с использованием АСК, показывание, узнавание | Гимнастические палки, флажки, мячи | переноска мяч флажок |
| Лазание, перелезание, подлезание | 4ч. | | | |
26 | Ходьба по начерченной линии. Ходьба по доске, положенной на пол | 2 | | | |
27 | Стойка на носках – две–три секунды. Стойка на одной ноге, руки на пояс | 2 | | | | Носки пятки |
| Упражнения на равновесие | 4ч. | | Показ учителем, совместное выполнение | сюжетные картинки гимнастическая скамейка | |
28 | Ходьба по гимнастической скамейке с предметом | 2 | | Скамейка поворот |
29 | Поворот кругом переступанием на гимнастической скамейке | 2 | | | | |
| Игры | 8ч. | | | | |
30 | «Сделай фигуру» («Вот так поза»). Во время бега по команде замереть в различных позах | 2 | | Обучения приёмам правильного выполнения | | фигура |
31 | «Поймай комара». У учителя палочка с веревочкой, на конце которой картонный комар. Учитель двигает палочкой. Игроки подпрыгивают, стараясь поймать комара | 2 | | Объяснение, показ учителем, отработка действий и движений | Палочка, верёвочка | комар |
32 | «Лошадки» - лошадка, кучер – бег парами | 2 | | Объяснение, показ учителем, отработка действий и движений | Слайды презентации | Кучер лошадка |
33 | «Ходит курочка – наседка» | 2 | | Объяснение, показ учителем, отработка действий и движений | | |
| Итого: | 68ч. | | | | |
7.Описание материально- технического обеспечения образовательной деятельности
Дополнительные учебные пособия для учителей
«Развивающие и обучающие игры» С. О. Чебаева. Москва «Астрель» 2010 г.
Методика физического воспитания М. « Просвещение» 1980г.
А.Н.Смирнов «Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе» М. Просвещение1980.
Материально-техническое обеспечение
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Печатные пособия |
Таблицы по темам | 1 | |
Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе | 2 |
Технические средства обучения |
Магнитная классная доска. | 1 | |
Ноутбук. | 1 | |
Сканер . | 1 | |
Принтер струйный чёрно-белый. | 1 | |
Игры и игрушки |
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.). | 3 | |
Настольные развивающие игры | 5 | |
Оборудование зала для занятий адаптивной физкультурой |
Скамейка гимнастическая | 4 | |
Палка гимнастическая | 5 | |
Мячи разных размеров | 6 | |