СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по адаптивной физкультуре

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по адаптивной физкультуре»


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Архангельской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1в класс





Учитель: Корельский Д.В.


РАССМОТРЕНО:

руководитель ПЦК

начальных классов

______________

О.Ю. Пермиловская


СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по УВР

____________Н.Б. Шляхтина

_____________

(дата)


УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГБОУ АО «СКОШ №5»

____________М.Н. Пинаевская








Новодвинск
2024 – 2025 учебный год




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«адаптивная Физическая культура»

1 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Адаптивная физическая культура» разработана на основе:

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России
от 19.12.2014 N 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Рабочая программа составлена с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

Физическая культура является составной частью образовательного процесса обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Она решает образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие и лечебно-оздоровительные задачи. Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно, и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся
к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.

Цель обучения — формирование разносторонне физически развитой личности с умственной отсталостью в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.

Задачи обучения:

- Коррекция нарушений физического развития;

- Формирование двигательных умений и навыков;

- Развитие двигательных способностей в процессе обучения;

- Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

- Раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;

- Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

- Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

- Поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;

- Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

- Воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;

- Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, навыков культурного поведения.



Общая характеристика учебного предмета

Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре Многие дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью большую часть времени проводят дома, где в основном лишены движений, которые необходимы для нормального физического развития, для укрепления здоровья, для приобретения жизненно важных знаний, умений, физических качеств. В процессе двигательной деятельности (на занятиях по физкультуре) ребенок обогащает знания о физическом упражнении, о возможностях управления собственным телом, о роли движения в его жизни. Нормализация физического состояния - один из важнейших аспектов социализации умственно отсталого ребенка. Физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению, качественные и количественные характеристики двигательной деятельности учащихся чрезвычайно вариативны. В основу обучения положена система простейших физических упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления, нарушения памяти и внимания обуславливает чрезвычайную медлительность образования униях двигательных навыков. При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.

Место учебного предмета в учебном плане

Класс

1

3б класс

1а-3а

3-4а-5

Количество часов в неделю

2

2

3

3

Количество часов

68

68

102

102



Планируемые результаты освоения учебного предмета «Адаптивная физкультура»

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,
с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Возможные личностные результаты освоения учебного предмета

1. основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2. социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3. формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4. формирование уважительного отношения к окружающим;
5. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6. освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7. развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10. развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов

и находить выходы из спорных ситуаций;
11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты освоения учебного предмета


1. правильное выполнение упражнений;
2. расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья;
3. формирование элементарных знаний анатомии человека, о законах жизнедеятельности организма человека, о физиологическом
и психологическом воздействии тех или иных упражнений;
4. Знакомство со специальной терминологии физических упражнений. Обучение специальной терминологии физических упражнений;
5. Обучение и применение дыхательной гимнастики.


Формирование базовых учебных действий
1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения:
направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени,
от начала до конца,
с заданными качественными параметрами.
4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.


Содержание учебного предмета «Адаптивная физкультура»


Программа предполагает работу по следующим разделам: «Теоретические сведения», «Коррекционные подвижные игры», «Физическая подготовка», «Лыжная подготовка/снегоступинг»

Теоретические сведения

Название исходных положений физических упражнений, название упражнений, физиологическая значимость упражнений.

Название спортивного инвентаря (гимнастическая стенка, гимнастическая скамейка, набивной мяч и т.п.).

Части скелета человека, названия суставов, основные мышечные группы (мышцы туловища, мышцы спины, мышцы передней и задней поверхности бедра и т.п.).

Коррекционные подвижные игры.

Элементы спортивных игр и спортивных упражнений. Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола). Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в кольцо двумя руками. Волейбол. Узнавание волейбольного мяча. Подача волейбольного мяча сверху (снизу). Прием волейбольного мяча сверху (снизу). Игра в паре без сетки (через сетку). Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча ногой. Бадминтон. Узнавание (различение) инвентаря для бадминтона. Удар по волану: нижняя (верхняя) подача. Отбивание волана снизу (сверху). Игра в паре. Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз». Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки через кирпичики, лазание по туннелю, бег, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры «Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросай-ка». Соблюдение правил игры «Быстрые санки». Соблюдение последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».

Лыжная подготовка. Снегоступинг.

Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки). Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега. Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным шагом.

Физическая подготовка.

Построения и перестроения.

Принятие исходного положения для построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.

Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Дыхательные упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке. Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные (поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя», «лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх, вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты, круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе». Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо (влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях. Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны, круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные (одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых (согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой (узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной) поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с предметами (препятствиями). Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед, отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.

Ходьба и бег.

Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприсиде, приседе. Ходьба в умеренном (медленном, быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).

Прыжки.

Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.

Ползание, подлезание, лазание, перелезание.

Ползание на животе, на четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках. Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной гимнастической скамейке вверх (вниз), через препятствия, по гимнастической сетке вправо (влево),
по канату. Вис на канате, рейке. Перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.

Передача предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в цель (на дальность). Перенос груза.





1 класс


Физическая подготовка.

Физическая подготовка. Построения и перестроения. Ходьба и бег с изменением направления и темпа. Основные положения

и движения головы, рук, туловища и ног. Равновесие. Прыжки в длину с места, вверх. Упражнения с мячами, гимнастическими палками, фитболами, скакалками. Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Передвижение (перемещение) в пространстве. Метание

в горизонтальную и вертикальную цель, на дальность. Захват и переноска предметов. Броски, ловля и передача мяча. Преодоление препятствий. Общеразвивающие и корригирующие упражнения. Развитие физических качеств.
Оздоровительная и корригирующая гимнастика.

Общеразвивающие упражнения: без предметов, в расслаблении мышц, на осанку, на дыхание

Общеразвивающие упражнения с предметами: малыми мячами, гимнастическими палками, со скакалками.

Ритмические упражнения. Похлопывание простого ритмического рисунка. Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки.
Коррекционные подвижные игры.

С элементами общеразвивающих упражнений: «Повторяй за мной», «Пойдешь гулять», «Поезд», «На праздник».

С бросанием, ловлей и метанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит»

Для ходьбы: «Возьми флажок», «Пойдем в гости»

С бегом и прыжками: «У медведя во бору», «Кто быстрее», «Пустое место».


Учебно-методический комплекс


Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает:

- дидактический материал: изображения (фото) спортивного инвентаря; туристического инвентаря;

- спортивный инвентарь: маты, фитболы, медицинболы, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, скакалки, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, лыжи, лыжные палки, снегоступы, бочче, дартс.

- технические средства: тренажеры, самокаты, шкафы для хранения спортивного инвентаря, стулья, стол.












Тематическое планирование. Адаптивная физическая культура

1 класс

2 часа в неделю. Всего: 68 часов

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата


Календ.

Факт.

Правила поведения в спортивном зале и на уроках АФК.

1

2.09


Упражнения для формирования правильной осанки

1

5.09


Дыхательные упражнения

1

9.09


Основные положения и движения (по подражанию).

1

12.09


Основные положения и движения рук: вперед, в стороны, вверх, вниз, на пояс.

1

16.09


Построение перестроение. Построение в колонну по

одному.

1

19.09


Дыхательные упражнения. Правильное дыхание в ходьбе с имитацией.

1

23.09


Построение в шеренгу. Разновидности ходьбы

1

26.09


Построение в шеренгу. Разновидности ходьбы. Прыжки.

1

30.09


Медленный бег. Игра «С кочки на кочку»

1

3.10


Ходьба по «коридору» между двумя скамейками

1

7.10


Ходьба под счет. Ходьба в колонне парами, по одному, по кругу.

1

10.10


Построение и перестроения, построение в колонну по

одному с помощью учителя

1

14.10


Построение в одну шеренгу, ходьба по линии на носках и пятках, ходьба с различными положениями рук

1

17.10


Медленный бег. Игра «С кочки на кочку»

1

21.10


Ходьба по «коридору» между двумя скамейками или

булавами.

1



Построение и перестроение

1



Ходьба. Бег с предметами. Упражнения с обручами.

1



Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра

«Иголочка и ниточка».

1



Лазание и перелазание. Перешагивание через

гимнастическую палку.

1



Ходьба. Бег. Ходьба по гимнастической скамейке.

1



Лазание по наклонной гимнастической скамейке. Игра

«Иголочка и ниточка».

1



Ходьба. Бег. Перестроение по звеньям, по заранее

установленным местам.

1



Лазание вверх и вниз по гимнастической стенке с

помощью учителя.

1



Ходьба. Бег с предметами. Упражнения с обручами.

1



Лазание по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях.

1



Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

1



Упражнение на формирование правильной осанки.

1



Ходьба. Бег. Ходьба по линии нарисованной на полу.

1



Лазание и перелезание. Перешагивание через

гимнастическую палку.

1



Профилактика плоскостопия. Медленный бег.

Упражнения на полу.

1



Ходьба. Бег с предметами. Лазание вверх и вниз по

гимнастической стенке с помощью учителя

1



Общеразвивающие и корригирующие упражнения: упр. С мячами, упр. с предметами.

1



Бег с ускорением. Ходьба с высоким подниманием бедра

1



Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с

продвижением в перед.

1



Коррекционные подвижные игры

Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

1



Игры на развитие внимания

1



Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

1



Игры на развитие внимания: Два мороза», «У ребят порядок строгий», «Стань правильно»

1



Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Метко в цель», «Мяч соседу».

1



Игры на развитие внимания: «Два мороза», «У ребят порядок строгий». «Стань правильно»

1



Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Метко в цель», «Мяч соседу».

1



Игры на развитие внимания.

1



Эстафеты с мячами. Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Метко в цель», «Мяч соседу».

1



Игра «Бросай-ка, «Море волнуется раз», «Съедобное - несъедобное».

1



Перелезание через препятствие высотой до 70см.

Пролезание через обруч стоявший вертикально.

1



Упражнение на развитие мышц спины, брюшного пресса: в положении лежа, сидя, стоя.

1



Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Метко в цель», «Мяч соседу»

1



Игры на развитие внимания

1



Прыжки на месте на двух ногах слегка продвигаясь вперед. Игра «Болото».

1



Упражнения: прыжки на месте с мячом в руках

1



Прыжки на двух ногах на месте с поворотами.

1



Упражнение на развитие мышц спины, брюшного пресса: в положении лежа, сидя, стоя.

1



Развитие скоростно-силовых способностей

1



Метание теннисного мяча

1



Метание малого мяча в цель 3-4метров

1



Броски малого мяча в стену. Подвижная игра «Два

мороза»

1



Построение и перестроения, построение в колонну по одному с помощью учителя

1



Бег с изменением направления, ритма и темпа.

1



Обычный бег. П/и «Пойдем на прогулку»

1



Бег в заданном коридоре. Бег 30м. П\И «Воробьи и

вороны»

1



Упражнение на развитие мышц спины, брюшного пресса: в положении лежа, сидя, стоя.

1



Игры на развитие внимания

1



Игры с метанием, передачей и ловлей мяча

1



Игры на развитие внимания: Два мороза», «У ребят порядок строгий», «Стань правильно»

1



Игры с метанием, передачей и ловлей мяча: «Метко в цель», «Мяч соседу».

1



Медленный бег. Изменение темпа бега.

1



Ходьба. Бег с предметами. Упражнения с обручами.

1