Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Адыгейский язык
Класс: 3«В»
Учитель, квалификация, педагогический стаж: Тлеуж Сулима Султановна,
учитель начальных классов, стаж – 6 лет
Учебный год: 2018-2019
Количество часов по учебному плану: всего 70 часов в год;
в неделю 2 часа.
Рабочая программа по Адыгейскому языку 1-4 класса составлена по авторской программе В.П.Канакина
Учебник: адыгейский язык 3 класс (В.П.Канакина, В.Г. Горецкий) Москва, «Просвещение», 2013г.
Рабочую программу составила: Тлеуж С.С.
(подпись и расшифровка подписи)
Населенный пункт: аул Тахтамукай
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт;
Примерная программа начального/основного общего образования по адыгейскому языку(2019год). В связи с тем, что адыгейский язык обязательный в примерную программу были внесены следующие изменения:
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов (по 2 часа в неделю) по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа составлена с учетом логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических умений и навыков учащихся, необходимых для формирования языковой и коммуникационной компетентности обучающихся.
Программа по адыгейскому языку МБОУ «СШ № 1» разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД и предназначена для достижения планируемых результатов обучения.
Общей целью курса адыгейского языка в 3 классе является формирование у младших школьников первоначальных умений и навыков владения адыгейским языком как средством общения в устной и письменной форме и развитие их интеллектуальных способностей, создание предпосылок для дальнейшего использования адыгейского языка как язык общения, а также воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Согласно учебному плану МБОУ «СШ №1» на 2018 – 2019 учебный год на изучение адыгейского языка в 3 классе отводится 70 учебных часов в году. Адыгейский язык изучается в течение четырех четвертей. Адыгейский язык изучается в следующем режиме:
I учебный период | 2 часа в неделю |
II учебный период | 2 часа в неделю |
III учебный период | 2 часа в неделю |
IV учебный период | 2 часа в неделю |
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, в том числе для проведения:
контрольных работ | 2 ч |
лабораторных работ | - |
практических работ | - |
творческих работ | 4 ч |
Экскурсий | 2ч |
Проектов | - |
исследований | - |
Общая характеристика учебного предмета.
Практическую направленность обучения определяет компетентный подход, реализация которого призвана сформировать у учащихся 3 класса коммуникативную, языковую, лингвистическую и культуроведческую компетенции.
Программа по адыгейскому языку предусматривает в 3 классе взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) на основе усвоения содержания учебного материала и активизации речевой деятельности.
Данный УМК по адыгейскому языку для 3 класса общеобразовательных учреждений включает:
Учебник
Рабочую тетрадь
УМК создан в соответствии с требованиями, которые сформулированы в стандарте начального общего образования по адыгейскому языку и авторской программе курса адыгейского языка к УМК для 1-4 классов общеобразовательных учреждений автора Каратабан А.Ю.
Обучение адыгейскому языку предполагает развитие и совершенствование коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, а также развитие учебно-познавательной компетенций.
Коммуникативная компетенция развивается в соответствии с отобранными для каждой ступени обучения темами, проблемами и ситуациями общения.
Адыгейский язык как предмет расширяет спектр социокультурных знаний и умений учащихся с учетом их интересов и возрастных особенностей на разных этапах обучения. На разных этапах обучения формируются представления учащихся о республике, об их традициях и культуре, основных достопримечательностях, образе жизни людей. Целенаправленно формируются умения представлять свою страну, её культуру средствами адыгейского языка в условиях межкультурного общения. Предмет развивает специальные учебные умения, такие, как умение пользоваться двуязычным словарём.
Специфика адыгейского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение адыгейского языка сочетается с обучением чтению и получением первоначального литературного образования.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием букв адыгейского алфавита, учатся соединять их друг с другом, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях.
Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения у учащихся развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами адыгейского правописания (без введения терминологии).
Цели:
Изучение адыгейского языка в школе направлено на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырёх видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), умений планировать своё речевое и не речевое поведение.
Языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения, развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях.
Учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению адыгейским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.
Развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному изучению адыгейского языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию адыгейского языка в других областях знаний.
Ведущее место занимает работа по формированию и развитию умений и навыков общения. Развитие устной речи должно быть в центре внимания учащихся при обучении как чтению, так и письму, при сообщении сведений по грамматике, при выполнении упражнений на построение связных текстов.
На каждом уроке дети должны как можно больше говорить: задавать вопросы и отвечать на них, рассказывать о себе, разговаривать друг с другом, с учителем по заданной интенции, пересказать содержание прочитанного.
Важна систематическая работа над словом, его значением, произношением и правописанием. Необходимо учить детей строить повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Самостоятельно составлять предложения на предложенную тему, по картине.
Изучение адыгейского языка в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам, формирование универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация);
• формирование умения общаться на адыгейском языке с учетом речевых возможностей, потребностей младших школьников;
• развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению адыгейского языка;
• воспитание дружелюбного отношения к представителям другого народа; воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
• приобщение к новому социальному опыту с использованием адыгейского языка: знакомство с детским стихотворным и сказочным фольклором.
Для достижения поставленных целей изучения адыгейского языка в 3 классе необходимо решение следующих практических задач:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике адыгейского языка;
овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объёма;
воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к адыгейскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Адыгейский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что адыгейский язык является государственным языком Республики Адыгея, родным языком адыгского народа. Изучение адыгейского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения адыгейского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к адыгейскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках адыгейского языка ученики получают начальное представление о нормах адыгейского литературного языка и правилах речевого этикета.
Адыгейский язык является для учащихся средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении адыгейского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Место учебного предмета в учебном плане
Программа составлена в соответствии с базисными учебными планами для общеобразовательных учреждений с адыгейским языком обучения. Изучения адыгейского языка рассчитано на 70 часов.
Адыгейский язык как учебный предмет наряду с русским языком и литературой входит в образовательную область «Филология», закладывая основы филологического образования и формируя коммуникативную культуру школьника.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:
осознание роли адыгейского языка как государственного языка РА, как средство общения и как инструмент познания окружающей деятельности;
осознание себя жителем Адыгеи, чувство ответственности за сохранение её языка;
осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своему языку, выражающееся в интересе к его языку, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях своей республики;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Адыгеи;
уважение к истории и культуре всех народов Адыгеи на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств.
Метапредметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей языка;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
умении и навыки произносить слова, слоги, звуки и звукосочетания, строить предложения;
способность к общению на адыгейском языке на уровне возрастных интересов в школе и вне школы.
умение с помощью учителя и самостоятельно выполнять письменные работы обучающего и контрольного характера, соблюдая изученные правила.
умение составлять диалог на заданную тему, давать ответы на вопросы, стимулировать начало и продолжение диалога;
способность общаться на изучающем языке.
Предметными результатами изучения предмета «Адыгейский язык» являются:
умение и навыки аудирования; восприятие речи на слух и понимание основного содержания;
усвоение первоначальных сведений о языке;
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, говорить, фиксировать, проводить исследования языка; выделять характерные особенности языка; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
овладение основами грамотности, элементарными правилами адыгейского языка;
понимание роли и значения родного языка в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящее Республики Адыгея, в истории и культуре России;
Технология обучения:
деятельностно-компетентностный подход;
дидактическая система развивающего обучения А.Ю.Каратабан.
Методические особенности изучения предмета:
Адыгейский язык как учебный предмет характеризуется:
межпредметностью (например, литературы, искусства, окружающего мира, математики и др.);
многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Владение адыгейским языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного мира.
Адыгейский язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.
Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению адыгейскому языку.
Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре изучаемого языка, лучшее осознание своей культуры, умение ее представить средствами адыгейского языка, включение школьников в диалог культур.
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная.
Содержание адыгейского языка
В 3 классе в школе с адыгейским языком обучения:
На устный курс адыгейского языка в 3 классе отводится 70 часов.
Слова и грамматические конструкции в предложениях усваиваются в процессе речевой деятельности (беседы по наглядному дидактическому материалу, проведение различных игр на уроке, так и во время прогулок и экскурсий, заучивание стихотворных отрывков, составление связных текстов по картинкам.
Обучение адыгейской грамоте предполагает:
Усвоение звукового состава слова и его значения, различие гласных и согласных, звуков и букв, слова и предложения;
Умение вести диалог с использованием вопросительных и побудительных реплик-стимулов, реплик-реакций;
Составление кратких рассказов-ответов по картинкам;
Первоначальные навыки чтения и письма.
Развитие устной и письменной речи предполагает:
Умений и навыков произносить звуки, звукосочетания и слоги, воспринимать и понимать адыгейскую речь на слух;
Умения вести диалог;
Умения правильно, осознанно, выразительно читать текст;
Умения выполнять письменные работы обучающего характера.
Устный курс.
Материал для формирования коммуникативной компетенции.
Темы и ситуации общения. Наиболее употребительные темы: семейно-бытовая, тема каждого этапа задаются для обозначения общих явлений окружающей действительности, по поводу которых может создаться или восприниматься текст на адыгейском языке.
Языковой материал, соотносимый с выделенными темами и ситуациями, представлен по уровням языка: лексика, фонетика, грамматика. Поэтапное усвоение лексических единиц в соответствии с изучаемыми темами и ситуациями.
Текстовый материал. Учебные тексты игрового, семейно-бытового и познавательного характера. Художественные тексты (небольшие стихи, сказки, рассказы, рифмовки) по изученным темам и ситуациям.
Материал для формирования культуроведческой компетенции:
Адыгейские имена; Имена и отчества; Национальные имена; Национальные игры и игры детей разных народов.
Обучение адыгейской грамоте.
Материал для формирования коммуникативной компетенции.
Сферы общения: учебная, семейно-бытовая, научная, игровая.
Темы: Семья. Дом. Животные. Школа. Республика. Символы. Природа. Времена года. Овощи и фрукты. Материал для формирования языковой компетенции.
Лексика: слово и его значение. Повторение и активизация слов по изученным темам.
Фонетика и орфоэпия: различие на слух, правильное произношение и написание сложных букв.
Грамматика: части речи.
Текстовый материал.
Тексты семейно-бытового характера и по изученным темам. Небольшие стихи, сказки, рассказы, рифмовки.
Материал для формирования культуроведческой компетенции:
Адыгейский речевой этикет за столом;
Адыгейские названия городов и аулов;
Домашние животные;
Развитие устной и письменной речи.
Материал для формирования коммуникативной компетенции.
Сферы общения6 игровая, семейно- бытовая, учебная. Темы и ситуации общения: Дом. Семья. Знакомство. Школа: урок, перемена, каникулы. Республика. Символы.Времена года. Дни недели. Игрушки.
Материал для формирования языковой компетенции.
Активизация и повторение слов по изученным темам и ситуациям. Произношение всех звуков адыгейского языка. Вопрос- ответ- вопрос.
Текстовый материал.
Учебно-позновательные тексты из сказок и произведений детских писателей. Стихи и песни, посвященные праздникам.
Материал для формирования культуроведческой компетенции:
Типологические близкие сказки на адыгейским и русском языках;
Адыгейские национальные сувениры;
Праздники Республики Адыгея;
Обычаи и традиции народов Адыгеи.
Предметное содержание речи
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (70 часов)
Предметное содержание речи
Знакомство. Моя семья и я (члены семьи, их возраст, внешность, их профессии). Любимое домашнее животное. Мой дом/квартира/комната. Праздники: день рождения, Новый год. Игрушки. Мои друзья (имя, возраст, внешность, характер, увлечения, семья). Республика Адыгея. символы республики.
Речевые умения
Говорение. Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения: диалог этикетного характера -уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, поздравить и поблагодарить за поздравление, извиниться; диалог-расспрос- уметь задавать вопросы: кто? что? Объем диалогического высказывания -3-4 реплики с каждой стороны.
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка.
Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания - 5-6 фразы.
Слушание (аудирование). Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных сказок, рассказов (с опорой на иллюстрацию, языковую догадку).
Чтение. Чтение вслух небольших текстов, построенных на изученном языковом материале; соблюдение правильного ударения в словах, фразах, интонации в целом. Чтение про себя и понимание
текстов, содержащих только изученный материал. Использование двуязычного словаря учебника. Объем текстов - примерно 60 слов (без учета артиклей).
Письмо и письменная речь. Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него
слов.
Языковые знания и навыки (практическое усвоение)
Графика и орфография. Все буквы адыгейского алфавита, основные буквосочетания; звукобуквенные соответствия, знаки транскрипции. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.
Фонетическая сторона речи. Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний адыгейского языка. Соблюдение норм произношения: долготы и краткости гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах), членение предложений на смысловые группы. Ритмико-интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительных (общий и специальный вопрос) предложений.
Лексическая сторона речи. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 200 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру адыгоговорящих.
Грамматическая сторона речи. Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопрос, вопросительные слова: кто,что. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Предложения с простым глагольным сказуемым. составным именным и составным глагольным сказуемым. Правильные и неправильные глаголы .
Существительные в единственном и множественном числе Прилагательные. Глагол. Местоимения: Количественные числительные до 50
Учебно-тематический план в 3 классе
№ | Тема | Кол-во часов | Период изучения |
1 | Первый день сентября. | 1 | 05.09.18 г |
2 | У нас закончились каникулы. Гласные буквы. | 1 | 07.09.18 г |
3 | Деятельность человека. Согласные буквы Д, дж, дз | 1 | 12.09.18 г |
4 | Прилежные ученики. Согласные буквы Ш,шъ | 1 | 14.09.18 г |
5 | Рассказываем, где находятся предметы. Приставки те-, дэ- | 1 | 19.09.18 г |
6 | Предметы в пространстве. | 1 | 21.09.18 г |
7 | Наши учебные предметы. Согласные буквы Ч, чъ, ч1. | 1 | 26.09.18 г |
8 | Чем мы занимаемся на уроках. | 1 | 28.09.18 г |
9 | Наши учителя. Согласные буквы К, къ, к1. | 1 | 03.10.18 г |
10 | Книга- ключ к знаниям. | 1 | 10.10.18 г |
11 | Лишних знаний не бывает. | 1 | 12.10.18 г |
12 | Контрольная работа. Школа. | 1 | 17.10.18 г |
13 | Школа. Работа над ошибками. | 1 | 19.10.18 г |
14 | Приставки, обозначающие родственные отношения. Согласные буквы Х, хъ, | 1 | 24.10.18 г |
15 | Близкие, родные люди. | 1 | 26.10.18 г |
16 | Положительные качества моих родных. | 1 | |
17 | Рассказываю о родных. Двухзначные буквы Ж, жъ, | 1 | |
18 | Беседа Самириной бабушки и Алены. Двухзначная буква Ш1у. | 1 | |
19 | Сэтэнай пришло письмо. | 1 | |
20 | Еще одна семейная фотография. | 1 | |
21 | Моя сестренка. Двухзначные буквы Ц, ц1,цу. | 1 | |
22 | Уборка. | 1 | |
23 | Мы стираем одежду. Двухзначные буквы Г, гу, гъ | 1 | |
24 | Мы моем. Мы моем посуду. | 1 | |
25 | Трудолюбивы и опрятны. | 1 | |
26 | Содержим домашних птиц. | 1 | |
27 | Мы содержим домашних животных. | 1 | |
28 | Мой дед живет в деревне. Двухзначные буквы Л, л1, лъ. | 1 | |
29 | Джафар Чуяко «Угадай». | 1 | |
30 | Животные. | 1 | |
31 | Самостоятельная работа. Проверь себя. Животные. | 1 | |
32-33 | Урок-проект «Открытка для мамы (бабушки, папы, дедушки). | 2 | |
34 | Давайте поиграем. | 1 | |
35 | Счет предметов до 10. | 1 | |
36 | Счет предметов по порядку до 10. | 1 | |
37 | Счет предметов до 30 | 1 | |
38 | Рассказ о моем кабинете. | 1 | |
39 | Считаем предметы до 50. | 1 | |
40 | Киримизе Жанэ «Считалка». | 1 | |
41 | Закрепление счета до 50. | 1 | |
42 | Контрольная работа. Счет до 50. | 1 | |
43 | Счет. Работа над ошибками. | 1 | |
44-45 | Презентация своего класса. | 2 | |
46 | Времена суток. | 1 | |
47 | Когда что делаем? | 1 | |
48 | Дни недели. | 1 | |
49 | Время на часах. | 1 | |
50 | Вспомни изученное. | 1 | |
51 | Называем время на часах. | 1 | |
52 | Контрольная работа. Время. Дни недели. | 1 | |
53 | Дни недели. Время. Работа над ошибками. | 1 | |
54 | Учим загадки. | 1 | |
55 | Разучиваем песенку «Часы». | 1 | |
56 | Месяцы в году. | 1 | |
57 | Значение названий месяцев. | 1 | |
58 | Времена года. | 1 | |
59 | Мирза Дзепш «К нам пришел Новый год» | 1 | |
60 | Хамид Беретарь «Весна -моя радость». | 1 | |
61 | Лето. | 1 | |
62 | Осень. | 1 | |
63 | Повторение времен года. | 1 | |
64 | Времена года. | 1 | |
65 | Контрольная работа по теме «Времена года». | 1 | |
66 | Приветствие зависит от возраста. Работа над ошибками. | 1 | |
67 | Приветствие в разное время суток. | 1 | |
68 | Прошел еще один учебный год. Повторение | 1 | |
69 | Резерв | | |
70 | Резерв | | |