Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Успеновки
Рассмотрено на заседании МО учителей предметного цикла Протокол №_____от «____ » ___________2018 года Руководитель МО ___________ Наполова И.А. | Согласовано Зам. директора по УВР __________ Литус Н.Е. «____»___________ 2018 года | Утверждено Директор МОАУ СОШ с. Успеновки _________ И.А.Шапорина. Приказ № ________ «____» ____________ 2018 года |
Рабочая программа
на 2017-2018 учебный год
по алгебре
Класс: 9
Учитель: И.А.Шульга,
1 квалификационная категория.
Составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009. – с. 22-26)
к учебнику «Алгебра 9. Ю.Н. Макарычев, и др., под редакцией С.А. Теляковского» (базовый уровень).
количество 3 часа в неделю количество часов в год 102
2018г
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.Приказа образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями).
3.Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении санПин2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г
4.Письма Минобрнауки России от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
5.Приказа Министерства образования и науки РФ №253 от 31 марта2014 года «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
6.Образовательнаой программы основного общего образования МОАУ СОШ с.Успеновки 2017-2022 учебный год.
7.Учебного плана МОАУ СОШ с.Успеновки 2018-2019 учебный год
8.Положения о структуре, порядке и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОАУ СОШ с.Успеновки, реализующей программы общего образования № 4 от 23.05.2018г
9.Примерной программы основного общего образования по алгебре Н.Г. Миндюк (М.: Просвещение, 2012) к учебнику Ю.Н. Макарычева, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешкова и др. (М.: Просвещение, 2016).
Рабочая программа, согласно учебного плана, рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), из них контрольных работ 6. При реализации рабочей программы использовался учебник: «Алгебра»: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2017 г
Цели:
- продолжить овладевать системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- продолжить интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- продолжить формировать представление об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
-продолжить воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Задачи
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. В направлении личностного развития:
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
2. В метапредметном направлении:
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
• первоначальные представления об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов.
3. В предметном направлении:
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
- решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
- решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы, решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
- распознавать арифметические и геометрические прогрессии;
- решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
-вычислять средние значения результатов измерений;
-находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
- находить вероятности случайных событий в простейших случаях;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание программы
1. Квадратичная функция (22часа)
Функция. Область определения и область значений функции. Свойства функций.
Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители.
Квадратичная функция и ее график. Функция у = х. Корень п-ой степени. Контрольная работа №1 по теме «Квадратичная функция».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, тестовые задания, анализ графиков, выполнение работ практикума
2. Уравнения и неравенства с одной переменной(14 часов)
Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной Решение неравенств методом интервалов. Контрольная работа № 2 по теме: «Уравнения и неравенства с одной переменной».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, тестовые задания,тренажеры, контрольные листы «Заполни пропуски».
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными(17 часов)
Уравнения с двумя переменными и его график. Графический способ решения систем уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными. Контрольная работа № 3 по теме: « Уравнения и неравенства с двумя переменными».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, тестовые задания,тренажеры, контрольные листы.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессия(15 часов)
Последовательности. Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии. Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы первых п членов геометрическойпрогрессии. Контрольная работа № 4 по теме: «Арифметическая прогрессия». Контрольная работа № 5 по теме: «Геометрическая прогрессия».
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа; фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, тестовые задания,решение количественных и качественных задач,выполнение работ практикума,работа с раздаточным материалом.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)
Примеры комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, тестовые задания, выполнение работ практикума, работа с раздаточным материалом.
6. Повторение (22 часа)
Итоговая контрольная работа.
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа;
фронтальная работа; групповая форма работы.
Основные виды учебной деятельности: устные упражнения, самостоятельные работы, тестовые задания, выполнение работ практикума, работа с раздаточным материалом.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов | Контрольных работ |
2 | Квадратичная функция | 22 | 2 |
3 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 1 |
4 | Уравнения и неравенства с двумя переменными и их системы | 17 | 1 |
5 | Прогрессии | 15 | 2 |
6 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 1 |
| Повторение. Решение задач по курсу алгебры 7-9 | 21 | |
| Итого | 102 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Квадратичная функция(22 часа) |
Функция и ее свойства(5ч) |
-
| п.1. Функция. | 1 | | |
-
| п.1. Область определения и область значений функции. | 1 | | |
-
| п.2. Свойства функций. | 1 | | |
-
| п.2. Свойства функций. | 1 | | |
-
| п.2. Свойства функций. | 1 | | |
Квадратный трехчлен(5ч) |
-
| п.3. Квадратный трёхчлен и его корни. | 1 | | |
-
| П.3Квадратный трёхчлен и его корни. | 1 | | |
-
| п.4. Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 1 | | |
-
| п.4. Разложение квадратного трёхчлена на множители. | 1 | | |
-
| Контрольная работа № 1 «Функции и их свойства. Квадратный трёхчлен». | 1 | | |
Квадратичная функция и ее свойства(8ч) |
14. | п.5. Функция y=ax2, её график и свойства. | 1 | | |
15. | п.5. Функция y=ax2, её график и свойства. | 1 | | |
16. | п.6. Графики функций y=ax2 + n и y=a(x-m)2 . | 1 | | |
18. | п.6. Графики функций y=ax2 + n и y=a(x-m)2 . | 1 | | |
19. | п.7. Построение графика квадратичной функции. | 1 | | |
20. | п.7. Построение графика квадратичной функции. | 1 | | |
21. | п.7. Построение графика квадратичной функции. | 1 | | |
-
| Обобщение по теме «Квадратичная функция» | 1 | | |
Степенная функция .Корень н-ой степени (3 ч) |
22. | п.8. Функция y=xn | 1 | | |
23. | п.9. Корень n-й степени. | 1 | | |
24. | п.9. Корень n-й степени. | 1 | | |
25. | Контрольная работа № 2 «Квадратичная функция и её график». | 1 | | |
Глава2.Уравнения и неравенства с одной переменной(14 ч) |
Уравнения с одной переменной(8 ч) |
26. | п.12. Целое уравнение и его корни. | 1 | | |
27. | п.12. Целое уравнение и его корни. | 1 | | |
28. | П.12.уравнения ,приводимые к квадратным. | 1 | | |
29 | п.12. уравнения ,приводимые к квадратным | 1 | | |
-
| п.12.уравнения ,приводимые к квадратным | 1 | | |
30 | п.13. Дробные рациональные уравнения. | 1 | | |
31. | п.13. Дробные рациональные уравнения. | 1 | | |
32. | п.13. Дробные рациональные уравнения. | 1 | | |
Неравенства с одной переменной(5ч) |
34. | п.14. Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | | |
35. | п.14. Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | | |
37. | п.15. Решение неравенств методом интервалов. | 1 | | |
38. | п.15. Решение неравенств методом интервалов. | 1 | | |
-
| Обобщение по теме «Неравенства» | 1 | | |
39. | Контрольная работа №3 «Уравнения и неравенства с одной переменной». | 1 | | |
Глава3.Уравнения и неравенства с двумя переменными(17 ч) |
Уравнения с двумя переменными и их системы(12 ч) |
40. | п.17. Уравнение с двумя переменными и его график. | 1 | | |
41. | п.17. Уравнение с двумя переменными и его график. | 1 | | |
42. | п.18. Графический способ решения систем уравнений. | 1 | | |
43. | п.18. Графический способ решения систем уравнений. | 1 | | |
44. | п.19. Решение систем уравнений второй степени. | 1 | | |
47. | п.19. Решение систем уравнений второй степени. | 1 | | |
48. | п.19. Решение систем уравнений второй степени. | 1 | | |
49. | п.19. Решение систем уравнений второй степени. | 1 | | |
50. | п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | | |
51. | п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | | |
52. | п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | | |
53. | п.20. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | | |
Неравенства с двумя переменными и их системы(4ч) |
54. | п.21. Неравенства с двумя переменными. | 1 | | |
55. | п.21. Неравенства с двумя переменными. | 1 | | |
56. | п.22. Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | | |
57. | п.22. Системы неравенств с двумя переменными. | 1 | | |
58. | Контрольная работа № 4 "Уравнения и неравенства с двумя переменными". | 1 | | |
Глава 4.Арифметическая и геометрическая прогрессии(15ч) |
| Арифметическая прогрессия(7ч) |
60 | п.24. Последовательности | 1 | | |
-
| п.25. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | | |
61. | п.25. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | | |
-
| п.25. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии | 1 | | |
62. | п.26. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | | |
63. | п.26. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | | |
64. | п.26. Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | | |
66. | Контрольная работа №5 "Арифметическая прогрессия". | 1 | | |
Геометрическая прогрессия(6ч) |
67. | п.27. Определение геометрической прогрессии. | 1 | | |
68-72. | П.27.Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | | |
73. | п.27Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | | |
74. | п.28. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | | |
75. | п.28. Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | | |
76. | Бесконечная геометрическая прогрессия. | 1 | | |
78. | Контрольная работа № 6 "Геометрическая прогрессия". | 1 | | |
Глава 5.Элементы комбинаторики и теории вероятностей (4 ч) |
Элементы комбинаторики(9ч) |
79. | п.30. Примеры комбинаторных задач. | 1 | | |
80. | п.30. Решение комбинаторных задач. | 1 | | |
81. | п.31. Перестановки. | 1 | | |
82. | п.31. Перестановки. | 1 | | |
83. | п.32. Размещения. | 1 | | |
84. | п.32. Размещения. | 1 | | |
85. | п.33. Сочетания. | 1 | | |
86. | п.33. Сочетания. | 1 | | |
87. | п.33. Сочетания. | | | |
Начальные сведения из теории вероятностей(4ч) |
88. | п.34. Относительная частота случайного события. | 1 | | |
-
| п.34. Относительная частота случайного события | 1 | | |
89. | п.35. Вероятность равновозможных событий. | 1 | | |
90. | п.35. Вероятность равновозможных событий. | 1 | | |
91. | Контрольная работа № 7 "Элементы комбинаторики и теории вероятности" | 1 | | |
83-85 | Повторение. Тождественное преобразование алгебраических выражений. | 3 | | |
86-88 | Повторение. Решение уравнений. | 3 | | |
89-90 | Повторение. Решение систем уравнений. | 2 | | |
91-93 | Повторение. Решение текстовых задач. | 3 | | |
94-96 | Повторение. Решение неравенств и их систем. | 3 | | |
97-98 | Повторение. Прогрессии. | 2 | | |
99-100 | Повторение. Функции и их свойства. | 2 | | |
101-102 | Итоговая контрольная работа. | 2 | | |