МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ПОДЫВОТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Севского района Брянской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
АЛГЕБРА
основного общего образования
9 класс
(2019 - 2020 учебный год)
Составитель:
Мищенко Светлана Васильевна
учитель математики и физики
1категория
с.Подывотье
2019г.
Планируемые результаты изучения алгебры в 9 классе
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родо-видовых связей;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетентности);
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
уметь работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию.
владеть базовыми понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах , формировать представления о статических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения. - уметь выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах.
уметь пользоваться изученными математическими формулами. - знать основные способы представления и анализа статистических данных; уметь решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов. - уметь применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Квадратичная функция:
строить график квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной;
выполнять простейшие преобразования графиков функций;
находить область определения и область значений функции, промежутки знакопостоянства, промежутки возрастания и убывания функций, наибольшее и наименьшее значения, точки пересечения графика квадратичной функции с осями координат, нули функции;
находить значения функций, заданных формулой, таблицей, графиком; решать обратную задачу;
решать квадратные уравнения, определять знаки корней;
выполнять разложение квадратного трехчлена на множители;
решать квадратное неравенство методом интервалов.
Уравнения и неравенства с одной переменной:
решать целые уравнения методом введения новой переменной; разложением на множители и графическим способом;
решать системы двух уравнений с двумя переменными графическим способом.
Уравнения и неравенства с двумя переменными:
решать уравнения с двумя переменными способом подстановки и сложения;
решать задачи на совместную работу, на движение и другие составлением систем уравнений.
Прогрессии:
понимать значения терминов «член последовательности», «номер члена последовательности»;
находить разность арифметической прогрессии, сумму n первых членов арифметической прогрессии и любой член арифметической прогрессии;
вычислять любой член геометрической прогрессии по формуле, знать свойства членов геометрической прогрессии, находить сумму n первых членов геометрической прогрессии;
выявлять, какая последовательность является арифметической (геометрической), если да, то находить d (q);
5. применять различные способы | задания | арифметической | и |
геометрической прогрессий при | решении | задач (особенно | при |
решении «жизненных» — компетентностных задач);
Степень с рациональным показателем:
строить график функции у = хn, знать свойства степенной функции с натуральным показателем, уметь решать уравнения хn = а при четных и нечетных значениях n;
выполнять простейшие преобразования и вычисления выражений, содержащих корни, применяя определение и изученные свойства арифметического корня n-й степени;
выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих степени с дробным показателем, используя при этом изученные свойства степеней с рациональным показателем.
Элементы статистики и теории вероятностей:
решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций путем перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
В результатеизучения курса 9 класса
Обучающийся научится:
Алгебра
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой;
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций (у=кх, где к
0, у=кх+b, у=х2, у=х3, у =
, у=
), строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики,
статистики и теории вероятностей
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, вычислять средние значения результатов измерений;
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений;
записи математических утверждений, доказательств;
анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;
понимания статистических утверждений.
Содержание учебного предмета
Свойства функций. Квадратичная функция (22 часа)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов. Четная и нечетная функция. Функция у = хn.Определение корня n-й степени. Вычисление корней n -й степени.
Уравнения и неравенства с одной переменной (14 часов)
Целые уравнения. Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.
Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 часов)
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Прогрессии (15 часов)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых n членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 часов)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Повторение(21 часов)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс алгебры основной общеобразовательной школы и подготовка к ГИА.
Учебно – тематический план
3 ч в неделю, всего 102 ч
№ темы | Наименование раздела | Всего часов | В том числе |
Форма контроля | Практические, лабораторные, контрольные, творческие работы |
1 | Повторение курса 8 класса | 3 | | |
2 | Свойства функций. Квадратичная функция | 22 | Тестирование, с/р | 2 |
3 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | Тестирование, с/р | 1 |
4 | Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 17 | Тестирование, с/р | 1 | |
5 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 15 | Тестирование, с/р | 2 |
6 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 13 | Тестирование, с/р | 1 | |
7 | Итоговое повторение | 18 | Тестирование, с/р | 1 |
| Всего | 102 | | |
В соответствии с условиями работы МБОУ – Подывотская СОШ, годовым календарным учебным графиком работы на 2019 – 2020 учебный год (каникулы: осенние: 30.10 – 06.11, зимние: 27.12 – 08.01. весенние: 23.03 – 31.03; праздничные дни: 24.02, 09.03, 01. – 04.05, 09 – 12.05.4 окончание учебного года – 24.05 – 9 – 11 кл., 31.05 – 5 – 8 кл.) данный курс изучается в объеме 96 ч в год.
Объединены темы уроков: №№ 43 – 44(1ч вместо 2ч). 74 – 75 ( 1 ч вместо 2 ч),76 – 77(1ч вместо 2ч),78 – 79(1ч вместо 2ч),93 – 94(1ч вместо 2ч),97 – 98(1ч вместо 2ч).
Тематическое планирование
№ урока | Название раздела | Тема урока | Ко ли че ство ча сов | Дата | Корректировка |
План | Факт |
| Повторение курса 8 класса | | 3 | | | |
1 | | Решение дробных рациональных уравнений | 1 | 2.09 | | |
2 | | Числовые неравенства и их свойства | 1 | 3 | | |
3 | | Степень и ее свойства | 1 | 5 | | |
| Квадратичная функция. | | 22 | | | |
4 | | Функция. Область определения и область значения функции. | 1 | 9 | | |
5 | | Функция. Область определения и область значения функции. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч). | 1 | 10 | | |
6 | | Свойства функций. | 1 | 12 | | |
7 | | Свойства функций. | 1 | 16 | | |
8 | | Свойства функций. Самостоятельная работа (0,5ч;тесты). | 1 | 17 | | |
9 | | Квадратный трехчлен и его корни. | 1 | 19 | | |
10 | | Квадратный трехчлен и его корни. | 1 | 23 | | |
11 | | Разложение квадратного трехчлена на множители. | 1 | 24 | | |
12 | | Разложение квадратного трехчлена на множители. Подготовка к контрольной работе | 1 | 26 | | |
13 | | Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен» | 1 | 30 | | |
14 | | Работа над ошибками. Функция y=ax2 , ее график и свойства | 1 | 1.10 | | |
15 | | Функция y=ax2 , ее график и свойства. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч). | 1 | 3 | | |
16 | | Графики функций и . | 1 | 7 | | |
17 | | Графики функций и . | 1 | 8 | | |
18 | | Графики функций и . Самостоятельная работа (0,5ч;тесты). | 1 | 10 | | |
19 | | Построение графика квадратичной функции. | 1 | 14 | | |
20 | | Построение графика квадратичной функции. | 1 | 15 | | |
21 | | Построение графика квадратичной функции. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч). | 1 | 17 | | |
22 | | Функция у=хп | 1 | 21 | | |
23 | | Корень п-ой степени. Дробно-линейная функция и ее график | 1 | 22 | | |
24 | | Степень с рациональным показателем. Подготовка к контрольной работе | 1 | 24 | | |
25 | | Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция. Степенная функция» | 1 | 28 | | |
| Уравнения и неравенства с одной переменной | | 14 | | | |
26 | | Работа над ошибками. Целое уравнение и его корни | 1 | 29 | | |
27 | | Целое уравнение и его корни | 1 | 7.11 | | |
28 | | Целое уравнение и его корни Самостоятельная работа (0,5ч;тесты). . | 1 | 11 | | |
29 | | Дробные рациональные уравнения | 1 | 12 | | |
30 | | Дробные рациональные уравнения | 1 | 14 | | |
31 | | Дробные рациональные уравнения. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч). | 1 | 18 | | |
32 | | Дробные рациональные уравнения | 1 | 19 | | |
33 | | Дробные рациональные уравнения. Самостоятельная работа (1ч;тесты). | 1 | 21 | | |
34 | | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | 25 | | |
35 | | Решение неравенств второй степени с одной переменной | 1 | 26 | | |
36 | | Решение неравенств методом интервалов | 1 | 28 | | |
37 | | Решение неравенств методом интервалов. Самостоятельная работа (0,5ч;тесты). | 1 | 2.12 | | |
38 | | Некоторые приемы решения целых уравнений. Подготовка к контрольной работе | 1 | 3 | | |
39 | | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 1 | 5 | | |
| Уравнения и неравенства с двумя переменными | | 17 | | | |
40 | | Работа над ошибками. Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | 9 | | |
41 | | Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | 10 | | |
42 | | Графический способ решения систем уравнений | 1 | 12 | | |
43 | | Графический способ решения систем уравнений | 1 | 16 | | |
44 | | Графический способ решения систем уравнений | 1 | | | |
45 | | Графический способ решения систем уравнений Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч). | 1 | 17 | | |
46 | | Решение систем уравнений второй степени | 1 | 19 | | |
47 | | Решение систем уравнений второй степени | 1 | 23 | | |
48 | | Решение систем уравнений второй степени | 1 | 24 | | |
49 | | Решение систем уравнений второй степени. Самостоятельная работа (индивидуальные задания; 0,5ч). | 1 | 26 | | |
50 | | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 1 | 9.01 | | |
51 | | Неравенства с двумя переменными | 1 | 13 | | |
52 | | Неравенства с двумя переменными | 1 | 14 | | |
53 | | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | 16 | | |
54 | | Системы неравенств с двумя переменными | 1 | 20 | | |
55 | | Некоторые приемы решения систем уравнений с двумя переменными. Подготовка к контрольной работе | 1 | 21 | | |
56 | | Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 1 | 23 | | |
| | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | | | |
57 | | Работа над ошибками. Последовательности | 1 | 27 | | |
58 | | Последовательности | | 28 | | |
59 | | Определение арифметической прогрессии Формула n-го члена арифметической прогрессии | 1 | 30 | | |
60 | | Определение арифметической прогрессии Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | 3.02 | | |
61 | | Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. | 1 | 4 | | |
62 | | Арифметическая прогрессия. Самостоятельная работа (0,5ч;тесты). | 1 | 6 | | |
63 | | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | 1 | 10 | | |
64 | | Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия» | 1 | 11 | | |
65 | | Работа над ошибками. Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 1 | 13 | | |
66 | | Определение геометрической прогрессии. Формула n-го члена геометрической прогрессии | 1 | 17 | | |
67 | | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии | 1 | 18 | | |
68 | | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии | 1 | 20 | | |
69 | | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. Самостоятельная работа (1ч;тесты). | 1 | 25 | | |
70 | | Обобщающий урок. Метод математической индукции. Подготовка к контрольной работе | 1 | 27 | | |
71 | | Контрольная работа № 6 по теме «Геометрическая прогрессия» | 1 | 2.03 | | |
| | Элементы комбинаторики и теории вероятности. | 13 | | | |
72 | | Работа над ошибками. Примеры комбинаторных задач | 1 | 3 | | |
73 | | Примеры комбинаторных задач. | 1 | 5 | | |
74 | | Перестановки | 1 | 10 | | |
75 | | Перестановки | 1 | | | |
76 | | Размещения | 1 | 12 | | |
77 | | Размещения | 1 | | | |
78 | | Сочетания | 1 | 16 | | |
79 | | Сочетания | 1 | | | |
80 | | Перестановки. Размещения. Сочетания. Самостоятельная работа (1ч;тесты). | 1 | 17 | | |
81 | | Относительная частота случайного события | 1 | 19 | | |
82 | | Вероятность равновозможных событий | 1 | 2.04 | | |
83 | | Обобщающий урок. Сложение и умножение вероятностей. Подготовка к контрольной работе | 1 | 6 | | |
84 | | Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 1 | 7 | | |
| | Повторение | 18 | | | |
85 | | Работа над ошибками. Функции и их свойства. | 1 | 9 | | |
86 | | Функции и их свойства. Подготовка к ГИА | 1 | 13 | | |
87 | | Функции и их свойства. Подготовка к ГИА | 1 | 14 | | |
88 | | Квадратный трёхчлен. Подготовка к ГИА. Самостоятельная работа (0,5ч;тесты). | 1 | 16 | | |
89 | | Квадратичная функция и её график. Подготовка к ГИА | 1 | 20 | | |
90 | | Квадратичная функция и её график. Подготовка к ГИА | 1 | 21 | | |
91 | | Степенная функция. Корень п-ой степени. Подготовка к ГИА | 1 | 23 | | |
92 | | Степенная функция. Корень п-ой степени. Подготовка к ГИА. Самостоятельная работа (0,5ч;тесты). | 1 | 27 | | |
93 | | Уравнения и неравенства с одной переменной. Подготовка ГИА | 1 | 28 | | |
94 | | Уравнения и неравенства с одной переменной. Подготовка к ГИА | 1 | | | |
95 | | Уравнения и неравенства с двумя переменными. Подготовка к ГИА | 1 | 30 | | |
96 | | Уравнения и неравенства с двумя переменными. Подготовка к ГИА. Самостоятельная работа (0,5ч;тесты). | 1 | 7.05 | | |
97 | | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Подготовка к ГИА | 1 | 12 | | |
98 | | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Подготовка к ГИА | 1 | | | |
99 | | Арифметическая и геометрическая прогрессии. Подготовка к ГИА Самостоятельная работа (0,5ч;тесты). . | 1 | 14 | | |
100 | | Элементы комбинаторики и теории вероятностей. Подготовка к ГИА | 1 | 18 | | |
101 | | Итоговая контрольная работа | 1 | 19 | | |
102 | | Итоговый урок | 1 | 21 | | |