Рабочая программа предмета «Алгебра и начала анализа» для 10 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ МОиН РФ от 31.12.2015 № 1577, приказ от 17.12.2010 №1897) на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Левженская СОШ».
Предмет «Алгебра и начала анализа» изучается в 10 классе в качестве обязательного предмета в общем объеме 102 ч (при 34 неделях учебного года).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения математики ученик должен:
понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
- вероятностный характер различных процессов окружающего мира;
уметь:
- выполнять арифметические действия, сочетая письменные и устные приемы, находить значение корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, тригонометрических выражений, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства;
- пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции и находить значения этих выражений;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, при необходимости используя справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику поведение и свойства функции;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
- решать уравнения, системы уравнений, используя свойства функций
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания
курса алгебры 10 класса
Личностные результаты:
1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки;
2. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как к условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
4. осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношений к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
5. умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
6. умение управлять своей познавательной деятельностью;
7. умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
1. умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;
2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3. умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания;
4. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
5. формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
6. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
7. формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
8. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
10. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
11. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
12. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
1. осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2. представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
3. умения описывать явления реального мира на математическом языке; представления о математических понятиях и математических моделях как о важнейшем инструментарии, позволяющим описывать и изучать разные процессы и явления;
4. представление об основных понятиях, идеях и методах алгебры и математического анализа;
5. представление о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умение находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
6. владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
7. практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению задач, предполагающие умения:
выполнять вычисления с действительными числами;
решать рациональные, иррациональные, показательные, степенные и тригонометрические уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений и неравенств;
использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создание соответствующих математических моделей;
выполнять тождественные преобразования рациональных, иррациональных, степенных, показательных и тригонометрических выражений;
выполнять операции над множествами;
исследовать функции с помощью производной и стоить их график;
проводить вычисления статистических характеристик, вычислять приближенные вычисления;
решать комбинаторные задачи
8. владеть навыками использования компьютерных программ при решении математических задач ,
9)формировать функциональную математическую грамотность: уметь распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.
Содержание учебного предмета Повторение курса 7 -9 класса (3ч)
Числовые и буквенные выражения. Упрощение выражений. Уравнения. Системы уравнений. Неравенства. Элементарные функции.
1.Действительные числа (12 ч)
Целые и рациональные числа. Действительные числа. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия. Арифметический корень натуральной степени. Степень с рациональным и действительным показателями.
Основные цели: формирование представлений о натуральных, целых числах, о признаках делимости, простых и составных числах, о рациональных числах, о периоде, о периодической дроби, о действительных числах, об иррациональных числах, о бесконечной десятичной периодической дроби, о модуле действительного числа; формирование умений определять бесконечно убывающую геометрическую прогрессию, вычислять по формуле сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии; овладение умением извлечения корня п-й степени и применение свойств арифметического корня натуральной степени; овладение навыками решения иррациональных уравнений, используя различные методы решения иррациональных уравнений и свойств степени с любым целочисленным показателем.
В результате изучения темы учащиеся должны:
знать: понятие рационального числа, бесконечной десятичной периодической дроби; определение корня п-й степени, его свойства; свойства степени с рациональным показателем;
уметь: приводить примеры, определять понятия, подбирать аргументы, формулировать выводы, приводить доказательства, развёрнуто обосновывать суждения; представлять бесконечную периодическую дробь в виде обыкновенной дроби; находить сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии; выполнять преобразования выражений, содержащих радикалы; решать простейшие уравнения, содержащие корни п-й степени; находить значения степени с рациональным показателем.
2.Степенная функция (13 ч)
Степенная функция, её свойства и график. Равносильные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения.
Основные цели: формирование представлений о степенной функции, о монотонной функции; формирование умений выполнять преобразование данного уравнения в уравнение-следствие, расширения области определения, проверки корней; овладение умением решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат обеих частей уравнения, проверки корней уравнения; выполнять равносильные преобразования уравнения и определять неравносильные преобразования уравнения.
В результате изучения темы учащиеся должны:
знать: свойства функций; схему исследования функции; определение степенной функции; понятие иррационально уравнения;
уметь: строить графики степенных функций при различных значениях показателя; исследовать функцию по схеме (описывать свойства функции, находить наибольшие и наименьшие значения); решать простейшие уравнения и неравенства стандартными методами; изображать множество решений неравенств с одной переменной; приводить примеры, обосновывать суждения, подбирать аргументы, формулировать выводы; решать рациональные уравнения, применяя формулы сокращённого умножения при их упрощении; решать иррациональные уравнения; составлять математические модели реальных ситуаций; давать оценку информации, фактам, процесса, определять их актуальность.
3.Показательная функция (11 ч)
Показательная функция, её свойства и график. Показательные уравнения. Показательные неравенства. Системы показательных уравнений и неравенств.
Основные цели: формирование понятий о показательной функции, о степени с произвольным действительным показателем, о свойствах показательной функции, о графике функции, о симметрии относительно оси ординат, об экспоненте; формирование умения решать показательные уравнения различными методами: уравниванием показателей, введением новой переменной; овладение умением решать показательные неравенства различными методами,
используя свойства равносильности неравенств; овладение навыками решения систем показательных уравнений и неравенств методом замены переменных, методом подстановки.
В результате изучения темы учащиеся должны:
знать: определение показательной функции и её свойства; методы решения показательных уравнений и неравенств и их систем;
уметь: определять значения показательной функции по значению её аргумента при различных способах задания функции; строить график показательной функции; проводить описание свойств функции; использовать график показательной функции для решения уравнений и неравенств графическим методом; решать простейшие показательные уравнения и их системы; решать показательные уравнения, применяя комбинацию нескольких алгоритмов; решать простейшие показательные неравенства и их системы; решать показательные неравенства, применяя комбинацию нескольких алгоритмов; самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию; предвидеть возможные последствия своих действий.
4.Логарифмическая функция (18 ч)
Логарифмы. Свойства логарифмов. Десятичные и натуральные логарифмы. Логарифмическая функция, её свойства и график. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства.
Основные цели: формирование представлений о логарифме, об основании логарифма, о логарифмировании, о десятичном логарифме, о натуральном логарифме, о формуле перехода от логарифма с одним основанием к логарифму с другим основанием; формирование умения применять свойства логарифмов: логарифм произведения, логарифм частного, логарифм степени, при упрощении выражений, содержащих логарифмы; овладение умением решать логарифмические уравнения; переходя к равносильному логарифмическому уравнению, метод потенцирования, метод введения новой переменной, овладение навыками решения логарифмических неравенств.
В результате изучения темы учащиеся должны:
знать: понятие логарифма, основное логарифмическое тождество и свойства логарифмов; формулу перехода; определение логарифмической функции и её свойства; понятие логарифмического уравнения и неравенства; методы решения логарифмических уравнений; алгоритм решения логарифмических неравенств;
уметь: устанавливать связь между степенью и логарифмом; вычислять логарифм числа по определению; применять свойства логарифмов; выражать данный логарифм через десятичный и натуральный; применять определение логарифмической функции, её свойства в зависимости от основания; определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции; решать простейшие логарифмические уравнения, их системы; применять различные методы для решения логарифмических уравнений; решать простейшие логарифмические неравенства.
5. Тригонометрические формулы (22 ч)
Радианная мера угла. Поворот точки вокруг начала координат. Определение синуса, косинуса и тангенса. Знаки синуса, косинуса и тангенса. Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. Тригонометрические тождества. Синус, косинус и тангенс углов α и α. Формулы сложения.. синус, косинус и тангенс двойного угла.. Формулы приведения. Сумма и разность синусов. Сумма и разность косинусов.
Основные цели: формирование представлений о радианной мере угла, о переводе радианной меры в градусную и наоборот, градусной - в радианную; о числовой окружности на координатной плоскости; о синусе, косинусе, тангенсе, котангенсе, их свойствах; о четвертях окружности; формирование умений упрощать тригонометрические выражения одного аргумента; доказывать тождества; выполнять преобразование выражений посредством тождественных преобразований; овладение умением применять формулы синуса и косинуса суммы и разности, формулы двойного угла для упрощения выражений; овладение навыками использования формул приведения и формул преобразования суммы тригонометрических функций в произведение.
В результате изучения темы учащиеся должны:
знать: понятия синуса, косинуса, тангенса, котангенса произвольного угла; радианной меры угла; как определять знаки синуса, косинуса и тангенса простого аргумента по четвертям;
основные тригонометрические тождества; доказательство основных тригонометрических тождеств; формулы синуса, косинуса суммы и разности двух углов; формулы двойного угла; вывод формул приведения;
уметь: выражать радианную меру угла в градусах и наоборот; вычислять синус, косинус, тангенс и котангенс угла; используя числовую окружность определять синус, косинус, тангенс, котангенс произвольного угла; определять знаки синуса, косинуса, тангенса, котангенса по четвертям; выполнять преобразование простых тригонометрических выражений; упрощать выражения с применением тригонометрических формул; объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; работать с учебником, отбирать и структурировать материал; пользоваться энциклопедией, справочной литературой; предвидеть возможные последствия своих действий.
6. Тригонометрические уравнения (17 ч)
Уравнение cos x = a. Уравнение sin x = a. Уравнение tg x = a. Решение тригонометрических уравнений.
Основные цели: формирование представлений о решении тригонометрических уравнений на числовой окружности, об арккосинусе, арксинусе, арктангенсе, арккотангенсе числа; формирование умений решения простейших тригонометрических уравнений, однородных тригонометрических уравнений; овладение умением решать тригонометрические уравнения методом введения новой переменной, методом разложения на множители; расширение и обобщение сведений о видах тригонометрических уравнений.
В результате изучения темы учащиеся должны:
знать: определение арккосинуса, арксинуса, арктангенса и формулы для решения простейших тригонометрических уравнений; методы решения тригонометрических уравнений;
уметь: решать простейшие тригонометрические уравнения по формулам; решать квадратные уравнения относительно sin, cos, tg и ctg; определять однородные уравнения первой и второй степени и решать их по алгоритму, сводя к квадратным; применять метод введения новой переменной, метод разложения на множители при решении тригонометрических уравнений; аргументировано отвечать на поставленные вопросы; осмысливать ошибки и устранять их; самостоятельно искать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.
7. Повторение курса алгебры 10 класса ( 6 ч)
Степенная, показательная и логарифмическая функции. Решение показательных, степенных и логарифмических уравнений. Решение показательных, степенных и логарифмических неравенств. Тригонометрические формулы. Тригонометрические тождества. Решение тригонометрических уравнений. Решение систем показательных и логарифмических уравнений. Текстовые задачи на проценты, движение.
Основные цели: обобщить и систематизировать курс алгебры и начала анализа за 10 класс, решая тестовые задания по сборникам тренировочных заданий по подготовке к ЕГЭ; создать условия для плодотворного участия в работе в группе; формировать умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Макс. нагрузка учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольная работа, ч. | Экскурсии, ч. | Проектная работа | Самостоятельная работа, ч. |
| Повторение | 3 | 2 | | 1 | | | |
1 | Глава I. Действительные числа | 12 | 8 | - | 1 | - | - | 3 |
2 | Глава II . Степенная функция | 13 | 9 | - | 1 | - | - | 3 |
3 | Глава III. Показательная функция | 11 | 8 | - | 1 | | | 2 |
4 | Глава IV. Логарифмическая функция | 18 | 12 | - | 1 | | | 5 |
5 | Глава V. Тригонометрические формулы | 22 | 17 | - | 1 | - | - | 4 |
6 | Глава VI. Тригонометрические уравнения | 17 | 12 | - | 1 | - | - | 4 |
7 | Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа | 6 | 4 | | 1 | - | - | 1 |
9 | Итого | 102 | 72 | - | 8 | - | - | 22 |
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| | | план | факт |
| Повторение курса 7 -9 класса | 3 | | |
1 | Числовые и буквенные выражения. Упрощение выражений | 1 | | |
2 | Уравнения. Системы уравнений. Неравенства. | 1 | | |
3 | Входная контрольная работа. | 1 | | |
| Глава 1. Действительные числа | 12 | | |
4 | Анализ контрольной работы. Целые и рациональные числа | 1 | | |
5 | Действительные числа | 1 | | |
6 | Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия | 1 | | |
7 | Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Решение практико -ориентированных задач. | 1 | | |
8 | Арифметический корень натуральной степени | 1 | | |
9 | Свойства арифметического корня натуральной степени | | | |
10 | Свойства арифметического корня натуральной степени | 1 | | |
11 | Степень с рациональным показателем | 1 | | |
12 | Степень с действительным показателем | 1 | | |
13 | Степень с рациональным и действительным показателем. Упрощение выражений. | 1 | | |
14 | Урок обобщения по теме «Действительные числа» | | | |
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Действительные числа» | 1 | | |
| Глава 2. Степенная функция | 13 | | |
16 | Анализ контрольной работы. Степенная функции, её свойства и график. | 1 | | |
17 | Свойства степенной функции. | 1 | | |
18 | Построение графиков степенных функций | 1 | | |
19 | Взаимно-обратные функции. Графики функций. | 1 | | |
20 | Равносильные уравнения. | 1 | | |
21 | Равносильные неравенства | 1 | | |
22 | Иррациональные уравнения | 1 | | |
23 | Решение иррациональных уравнений. | 1 | | |
24 | Иррациональные неравенства | 1 | | |
25 | Иррациональные неравенства | 1 | | |
26 | Решение иррациональных неравенств | 1 | | |
27 | Урок обобщения по теме «Степенная функция» | 1 | | |
28 | Контрольная работа № 2 по теме «Степенная функция» | 1 | | |
| Глава 3. Показательная функция | 11 | | |
29 | Анализ контрольной работы. Показательная функция, её свойства и график. | 1 | | |
30 | Свойства показательной функции. | 1 | | |
31 | Показательные уравнения. | 1 | | |
32 | Способы решения показательных уравнений. | 1 | | |
33 | Показательные уравнения. | 1 | | |
34 | Показательные неравенства. | 1 | | |
35 | Решение показательных неравенств | 1 | | |
36 | Системы показательных уравнений и неравенств | 1 | | |
37 | Системы показательных уравнений и неравенств | 1 | | |
38 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Показательная функция» | 1 | | |
39 | Контрольная работа № 3 по теме «Показательная функция» | 1 | | |
| Глава 4. Логарифмическая функция | 18 | | |
40 | Логарифмы. | 1 | | |
41 | Основное логарифмическое тождество | 1 | | |
42 | Свойства логарифмов. | 1 | | |
43 | Нахождение значений логарифмов | 1 | | |
44 | Десятичные и натуральные логарифмы. | 1 | | |
45 | Десятичные и натуральные логарифмы. Формула перехода. | 1 | | |
46 | Решение простейших логарифмических уравнений | 1 | | |
47 | Логарифмическая функция, её свойства и график. | 1 | | |
48 | Свойства логарифмической функция | 1 | | |
49 | Логарифмические уравнения. | 1 | | |
50 | Методы решения логарифмических уравнений. | 1 | | |
51 | Решение логарифмических уравнений | 1 | | |
52 | Логарифмические неравенства | 1 | | |
53 | Решение логарифмических неравенств | 1 | | |
54 | Решение логарифмических неравенств. | 1 | | |
55 | Системы логарифмических уравнений и неравенств. | 1 | | |
56 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Логарифмическая функция» | 1 | | |
57 | Контрольная работа № 4 по теме «Логарифмическая функция» | 1 | | |
| Глава 5. Тригонометрические формулы | 22 | | |
58 | Радианная мера угла . | 1 | | |
59 | Поворот точки вокруг начала координат. | 1 | | |
60 | Единичная окружность. Поворот точки вокруг начала координат | 1 | | |
61 | Определение синуса, косинуса и тангенса угла | 1 | | |
62 | Таблица значений синуса, косинуса и тангенса угла | 1 | | |
63 | Знаки синуса, косинуса и тангенса угла. | 1 | | |
64 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. | 1 | | |
65 | Зависимость между синусом, косинусом и тангенсом одного и того же угла. | 1 | | |
66 | Тригонометрические тождества. | 1 | | |
67 | Доказательство тригонометрических тождеств. | 1 | | |
68 | Синус, косинус и тангенс углов а и -а | 1 | | |
69 | Формулы сложения. | 1 | | |
70 | Упрощение тригонометрических выражений. | 1 | | |
71 | Синус, косинус и тангенс двойного угла. | 1 | | |
72 | Синус, косинус и тангенс двойного угла. Решение задач ЕГЭ. | 1 | | |
73 | Синус, косинус и тангенс половинного угла. | 1 | | |
74 | Формулы приведения. | 1 | | |
75 | Нахождение значений тригонометрических выражений. | 1 | | |
76 | Сумма и разность синусов. | 1 | | |
77 | Сумма и разность косинусов. | 1 | | |
78 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Тригонометрические формулы» | 1 | | |
79 | Контрольная работа № 5 по теме «Тригонометрические Формулы» | 1 | | |
| Глава 6. Тригонометрические уравнения | 17 | | |
80 | Анализ контрольной работы.Уравнение cos х = а | 1 | | |
81 | Решение простейших уравнений cos х = а | 1 | | |
82 | Нахождение корней уравнения на отрезке | 1 | | |
83 | Решение уравнений вида sin х = а. | 1 | | |
84 | Решение тригонометрических уравнений | 1 | | |
85 | Решение уравнений вида sin х = а на отрезке. | 1 | | |
86 | Уравнение tg х = а. | 1 | | |
87 | Решение уравнений tg х = а. | 1 | | |
88 | Тригонометрические уравнения, сводящиеся к алгебраическим. | 1 | | |
89 | Уравнения, сводящиеся к квадратным | 1 | | |
90 | Уравнения, однородные относительно sin х и cosх | 1 | | |
91 | Методы замены неизвестного и разложения на множители | 1 | | |
92 | Различные приёмы решения тригонометрических уравнений. Решение уравнений ЕГЭ | 1 | | |
93 | Примеры решения простейших тригонометрических неравенств. | 1 | | |
94 | Решения простейших тригонометрических неравенств. | 1 | | |
95 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме Тригонометрические уравнеия» | 1 | | |
96 | Контрольная работа № 6 по теме «Тригонометрические уравнения» | 1 | | |
| Повторение | 6 | | |
97 | Анализ контрольной работы .Повторение. Степенная функция. Решение задач EГЭ | 1 | | |
98 | Повторение. Показательная функция. Решение практико-ориентированных задач . | 1 | | |
99 | Повторение. Логарифмическая функция. Решение задач задач EГЭ | 1 | | |
100 | Повторение. Тригонометрические формулы. Решение задач EГЭ | 1 | | |
101 | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
102 | Итоговый урок Решение практико-ориентированных задач. | 1 | | |