Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Математика (алгебра) – 11» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413) С изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з)
Преподавание данного курса осуществляется по программе, Алгебра и начала математического анализа. Сборник рабочих программ. 10—11 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций : базовый и углубл. уровни / [сост. Т. А. Бурмистрова]. —2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2018. — 143 с.
Учебник для кл. общеобразоват. учреждений /Ш.А.Алимов, Ю. М. Колягин, М.В.Ткачева и др. «Алгебра и начала математического анализа, 11 класс (базовый уровень), 2020.
Количество часов в неделю - 3ч., общее количество часов в соответствии с учебным планом - 102 ч. в год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение алгебры и начал математического анализа в старшей школе даёт возможность достижения обучающимися следующих результатов.
Личностные:
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
2) готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
5) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества;
6) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
7) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные
Базовый уровень
Предметные результаты освоения интегрированного курса математики ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путём освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе, а предметные результаты освоения курса алгебры и начал математического анализа на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Они предполагают:
1) сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира;
2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
4) владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
5) сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа;
6) сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; сформированность умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
7) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций;
при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В результате изучения алгебры и начала математического анализа обучающийся научится:
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
Обучающийся получит возможность:
решать жизненно практические задачи;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах;
аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения
информации;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.
узнать значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
узнать значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития возникновения и развития алгебры;
применять универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения математики в старшей школе ученик должен
знать/понимать:
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
Алгебра
уметь
- выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приемы, применение вычислительных устройств; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- проводить по известным формулам и правилам преобразования буквенных выражений, включающих степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: практических расчетов по формулам, включая формулы, содержащие степени, радикалы, логарифмы и тригонометрические функции, используя при необходимости справочные материалы и простейшие вычислительные устройства;
Функции и графики
уметь
- определять значение функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- строить графики изученных функций;
- описывать по графику поведение и свойства функций, находить по графику функции наибольшие и наименьшие значения;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: описания с помощью функций различных зависимостей, представления их графически, интерпретации графиков;
Начала математического анализа
уметь
- вычислять производные и первообразные элементарных функций, используя справочные материалы;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: решения прикладных задач, в том числе социально-экономических и физических, на наибольшие и наименьшие значения.
Уравнения и неравенства
уметь
- решать рациональные, показательные и логарифмические уравнения и неравенства, простейшие иррациональные и тригонометрические уравнения, их системы;
- составлять уравнения по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: построения и исследования простейших математических моделей;
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей
уметь
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; анализа информации статистического характера.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
сдачи ЕГЭ с целью поступления учащихся в высшие учебные заведения;
выполнения расчетов по формулам, для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами, при исследовании несложных практических ситуаций;
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Содержание обучения
алгебры и начал математического анализа
1. Тригонометрические функции. (16 часов )
Область определения и множество значений тригонометрических функций. Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций. Свойства функции y = cosx и ее график .Свойства функции y = sinx и ее график. Свойства функции y = tgx и ее график. Обратные тригонометрические функции.
Основная цель – изучить свойства тригонометрических функций, научить учащихся применять эти свойства при решении уравнений и неравенств;обобщить исистематизировать знания об исследовании функций элементарными методами; научить строить графики тригонометрических функций, используя различные приемы построенияграфиков.
2. Производная и ее геометрический смысл( 18 часов )
Предел последовательности. Предел функции. Непрерывность функции. Определение производной. Правила дифференцирования. Производная степенной функции. Производные элементарных функций. Геометрический смысл производной.
Основная цель– ввести понятие предела последовательности, предела функции, производной; научить находить производные с помощью формул дифференцирования; научить находить уравнение касательной к графику функции, решать практические задачи на применение понятия производной.
3. Применение производной к исследованию функций( 12 часов )
Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Производная второго порядка, выпуклость и точка перегиба. Построение графиков функций.
Основная цель – показать возможности производной в исследовании свойств функций и построении их графиков.
4. Интеграл ( 10 часов )
Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление. Вычисление площадей фигур с помощью интегралов. Применение интегралов для решения физических задач. Простейшие дифференциальные уравнения.
Основная цель – ознакомить с понятием интеграла и интегрированием как операций, обратной дифференцированию; научить находить площадь криволинейной трапеции, решать простейшие физические задачи с помощью интеграла.
5. Комбинаторика( 9 часов )
Математическая индукция. Правило произведения. Размещения повторениями. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Основная цель – развить комбинаторное мышление учащихся; ознакомить с теорией соединений; обосновать формулу бинома Ньютона.
6. Элементы теории вероятностей (7 часов )
Вероятность события. Сложение вероятностей. Условная вероятность. Независимость событий. Формула Бернулли.
Основная цель – сформировать понятие вероятности случайного независимого события; научить решать задачи на применение теоремы о вероятности суммы двух несовместных событий и на нахождение вероятности произведения двух независимых событий.
7. Глава XIII. Статистика, 8 ч
Случайные величины
Центральные тенденции
Меры разброса
8. Повторение (20 часов )
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
по программе | фактически |
| Повторение | 0 | 2 |
1 | Глава VII. Тригонометрические функции | 14 | 16 |
2 | Глава VIII. Производная и её геометрический смысл | 16 | 16 |
3 | Глава IХ. Применение производной к исследованию функций | 12 | 13 |
4 | Глава Х. Интеграл | 10 | 10 |
5 | Глава ХI. Комбинаторика | 10 | 9 |
6 | Глава XII. Элементы теории вероятностей | 11 | 8 |
7 | Глава XIII. Статистика | 8 | 8 |
8 | Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа | 21 | 20 |
| Итого | 102 | 102 |
Тематическое планирование
по предмету «Алгебра и начала математического анализа»
Технологии обучения (или их элементы):
ИКТ
игровая технология
проектная технология
учебно-исследовательская технология
проблемно-диалоговая технология
обучение в сотрудничестве
Типы уроков:
Урок усвоения новых знаний
Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Урок применения метапредметных и предметных знаний
Урок обобщения и систематизации предметных знаний
Урок повторения предметных знаний (Урок-практикум)
Контрольный урок
Коррекционный урок
Комбинированный урок
Учебная экскурсия
Урок решения практических, проектных задач
Формы обучения: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная.
Формы контроля: текущий и итоговый.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата проведения |
Планируемая | Факт. |
Повторение (2 ч) |
| Повторение. Тригонометрические уравнения | | |
| Методы решения тригонометрических уравнений | | |
Глава VII. Тригонометрические функции (16 ч) |
| Область определения и множество значений тригонометрических функций | | |
| Решение задач на нахождение области определения и множества значений тригонометрических функций | | |
| Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций | | |
| Задачи на нахождение чётности и нечётности функции, нахождение её области определения и множества значений | | |
| Свойства функции y = cos x и ее график | | |
| Определение свойств функции y = cos x по её графику | | |
| Графический способ решения тригонометрических уравнений | | |
| Свойства функции y = sinx и ее график | | |
| Решение тригонометрических уравнений с помощью графика функции | | |
| Входная контрольная работа | | |
| Свойства функции y = tgx и ее график | | |
| Свойства функции y =ctgx и ее график | | |
| Построение графиков тригонометрических функций | | |
| Обратные тригонометрические функции | | |
| Обобщающий урок по теме: «Тригонометрические функции». | | |
| Контрольная работа №1. Тригонометрические функции. | | |
Глава VIII. Производная и её геометрический смысл (16 ч) |
| Лекция «Предел последовательности» | | |
| Непрерывность функции | | |
| Определение производной | | |
| Решение задач на нахождение производной простейших функций | | |
| Правила дифференцирования | | |
| Дифференцирование суммы, разности, произведения, частного | | |
| Правила дифференцирования. Решение задач ЕГЭ | | |
| Производная степенной функции | | |
| Производная степенной функции. Решение задач ЕГЭ | | |
| Производные элементарных функций. Решение задач ЕГЭ | | |
| Производная элементарных функций сложного аргумента | | |
| Решение задач с применение правил дифференцирования и формул для производных | | |
| Геометрический смысл производной. Угловой коэффициент к прямой | | |
| Уравнение касательной к графику функции | | |
| Обобщающий урок по теме: «Производная и ее геометрический смысл» | | |
| Контрольная работа №2. Производная и ее геометрический смысл. | | |
| Глава IX. Применение производной к исследованию функции (13 ч) | | |
| Лекция « Применение производной к исследованию функции». Возрастание и убывание функции | | |
| Контрольная работа за первое полугодие. | | |
| Построение графика непрерывной функции | | |
| Экстремумы функции | | |
| Нахождение экстремума функции | | |
| Наибольшее и наименьшее значение функции | | |
| Нахождение наибольшего и наименьшего значения функции | | |
| Производная второго порядка, выпуклость и точки перегиба | | |
| Построение графиков функций | | |
| Применение производной к построению графиков функций | | |
| Нахождение точек максимума и минимума. Решение задач ЕГЭ | | |
| Обобщающий урок по теме: «Применение производной к исследованию функции» | | |
| Контрольная работа №3. Применение производной к исследованию функции. | | |
| Глава X. Интеграл (10 ч) | | |
| Лекция «Первообразная и интеграл». Первообразная | | |
| Нахождение первообразной для функции | | |
| Правила нахождения первообразных | | |
| Решение задач на нахождение первообразных | | |
| Площадь криволинейной трапеции. Интеграл и его вычисление | | |
| Нахождение площади криволинейной трапеции | | |
| Применение интегралов для решения физических задач | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Первообразная и интеграл» | | |
| Обобщающий урок по теме: «Первообразная и интеграл» | | |
| Контрольная работа №4. Первообразная и интеграл. | | |
| Глава XI. Комбинаторика (9 ч) | | |
| Правило произведения. Размещения с повторениями | | |
| Перестановки | | |
| Перестановки. Решение задач ЕГЭ | | |
| Размещения без повторений | | |
| Сочетания и их свойства | | |
| Бином Ньютона | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Комбинаторика» Решение задач ЕГЭ | | |
| Обобщающий урок по теме: «Комбинаторика» | | |
| Контрольная работа №5. Комбинаторика. | | |
| Глава XII. Элементы теории вероятностей (9 ч) | | |
| События | | |
| Вероятность событий | | |
| Вероятность событий. Решение задач ЕГЭ | | |
| Сложение вероятностей | | |
| Сложение вероятностей. Решение задач ЕГЭ | | |
| Вероятность произведения независимых событий | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементы теории вероятностей» | | |
| Обобщающий урок по теме: «Элементы теории вероятностей» | | |
| Контрольная работа №6. Элементы теории вероятностей. | | |
Глава XIII. Статистика (8 ч) |
| Случайные величины | | |
| Случайные величины | | |
| Центральные тенденции | | |
| Центральные тенденции | | |
| Меры разброса | | |
| Меры разброса | | |
| Обобщение и систематизация знаний по теме «Статистика» | | |
| Контрольная работа №7 .Статистика | | |
Итоговое повторение курса алгебры и начал математического анализа. Подготовка к ЕГЭ (19 ч) |
| Повторение. Степени и корни | | |
| Преобразование буквенных выражений, включающих степени | | |
| Показательная функция. Показательные уравнения. | | |
| Итоговая контрольная работа | | |
| Логарифмические функции и уравнения | | |
| Логарифмические и показательные неравенства | | |
| Уравнения и неравенства | | |
| Системы уравнений | | |
| Системы неравенств | | |
| Тригонометрические функции и уравнения | | |
| Тригонометрические неравенства | | |
| Производная | | |
| Решение задач на нахождение производной | | |
| Интеграл. Решение задач на нахождение первообразных. | | |
| Решение задач практической направленности | | |
| Решение задач практической направленности | | |
| Элементы теории вероятностей | | |
| Решение текстовых задач. | | |
| Решение заданий ЕГЭ. | | |