СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по анатомии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программам предназначена для студентов заочной формы обучения по специальности "Дошкольное образование"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по анатомии»



Государственное управление образования Псковской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Псковской области

«Опочецкий индустриально-педагогический колледж»






«Утверждаю»

Зам. директора по учебной работе

________________ Забейда Л.Е.

«___» _________ 2018 год.










Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОП.03 « Возрастная анатомия, физиология и гигиена»


















г. Опочка, 2018 год


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование».




Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж».





Разработчик:


Константинова Светлана Михайловна, преподаватель Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Псковской области « Опочецкий индустриально-педагогический колледж».








Программа рассмотрена на заседании кафедры математических, естественно-научных дисциплин и продуктивных видов деятельности










Протокол №7 от 31.08. 2018года


Зав. кафедрой ________________Константинова С.М.










СОДЕРЖАНИЕ



стр.
  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

14
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15




1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 44.02.01 Дошкольное образование


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке по специальности 44.02.01 Дошкольное образование; в дополнительной подготовке на курсах повышения квалификации воспитателей дошкольных образовательных учреждений.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

является общепрофессиональной дисциплиной


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать фактора внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе, при организации обучения и воспитания дошкольников;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.


2.2 Студент должен обладать следующими компетенциями ( общими и профессиональными).


Профессиональные и общие компетенции

Показатели оценки результата


ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

















ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
























ПК 1.1Определять цели и задачи, планировать мероприятия образовательной деятельности в ДОУ.
















ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.














ПК1.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.







ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.









ПК 2.1.Определять цели и задачи воспитательной и образовательной деятельности и общение, планировать воспитательные занятия занятия.











ПК2.2Проводить внеурочные занятия.














ПК2.3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности.









ПК 2.4. Организовывать общение детей.







ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).








ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.








ПК 3.1.Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.







ПК 3.2 Определять цели и задачи, планировать воспитательную работу.







ПК 3.3. Проводить воспитательные мероприятия.



ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.






ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.



ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.



Ясность и аргументированность в определении рисков, предвидении сценариев развития нестандартных ситуаций.

Точность и скорость оценки нестандартных ситуаций.

Обоснованность принятого решения в нестандартных ситуациях.

Ответственность за результаты собственной деятельности в нестандартных ситуациях.

Адекватность выбора средств, методов, форм, технологий в нестандартных ситуациях.

Самоконтроль в оценке рисков, принятии решения в нестандартных ситуациях.

Своевременность осуществления контроля, оценки и коррекции деятельности в нестандартных ситуациях



Своевременность определения рисков

предугадывания опасных для жизни и здоровья детей.

Оптимальность выбора форм и методов профилактики травматизма, обеспечения охраны жизни и здоровья детей.

Соблюдение требований безопасности жизнедеятельности, охраны жизни и здоровья детей при организации педагогического процесса.

Своевременность инструктирования по технике безопасности при выполнении любых видов работ.

Соблюдение СН и П, СанПин при организации педагогического процесса


умение определять цели и задачи образовательной деятельности, грамотная разработка конспектов занятий с учетом возрастных особенностей детей.


- знание основных методов и средств обучения по данному предмету в ДОУ.



формирование и использование данных знаний по заданным параметрам в ходе рефлексивной оценки результатов обучения и воспитания детей.



- Знание методик проведения занятий с использованием здоровьесберегающих методик детей дошкольного возраста и особенностей индивидуального развития детей.




умение оценивать результаты деятельности детей на основе их индивидуального развития анатомо-морфологических особенностей.



-Понимание необходимости этих знаний при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

-Приведение примеров возможного использования знаний по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности

-Подразделение факторов внешней среды на положительно влияющие на функционирование и развитие органов человека в детском возрасте и оказывающие отрицательное воздействие на организм;

-Называние этих факторов;

-Демонстрирование готовности использовать положительные факторы с целью улучшения развития органов человека в детском возрасте, использование здоровьесберегающих технологий;



-Понимание необходимости и значимости мероприятий по профилактике заболеваний детей;

- проведение разъяснительной работы среди детей и родителей по профилактике заболеваний детей;

- организовывание детей для проведения профилактических мероприятий



-Понимание необходимости и значимости соблюдения гигиенических требований при организации обучения дошкольников;

- соблюдение гигиенических правил и норм: Правила проветривания помещений. Правила расстановки мебели. Правила подбора мебели и рассаживания детей. Гигиенические требования к освещенности. -Оценивание соблюдаемых гигиенических требований в помещении ДОУ при организации обучения дошкольников;



-Установление видов деятельности, требующих различных физических и умственных усилий( «трудные» и « легкие»);

-Использование «кривой работоспособности» при составлении планов различных видов занятий



-Создание и ведение словаря терминов;

- Понимание основных положений и терминов;



-Понимание особенностей роста и развития

детей;

-Понимание гетерохронности, непрерывности и гармоничности развития;

-Понимание возрастно-половых особенностей развития, акселерации, ретардации, реактивности и резистентности организма

-Понимания влияния условий жизни на рост и развитие детей

- Представление о сроках и видах антропометрических измерений;

-Понимание значения и необходимости проведения антропометрических измерений.



-Усвоение особенностей строения и функций организма человека;

Проведение самонаблюдений и оценка функций собственного организма;



-Понимание основных процессов жизнедеятельности;

- Формирование понимания необходимости этих знаний для сознательного участия в работе по охране здоровья детей и созданию оптимальных условий для их всестороннего развития;



-Формирование понимания основных биологических закономерностей развития организма детей;

-Использование этих знаний для рациональной организации всей учебно-воспитательной работы с детьми и анализа педагогических процессов и явлений;





-Понимание процессов физиологического созревания и развития ребёнка;

-Учёт влияния социальных факторов и факторов внешней среды на развитие ребёнка, психическую работоспособность и поведение;



-Понимание сущности гигиены детей и подростков как науки;

-Понимание необходимости учёта воздействующих факторов окружающей среды и социальных факторов на организм ребёнка в связи с изменяющимися функциональными возможностями;

-Понимание возрастных особенностей гигиены отдельных систем органов;



-Понимание сущности здоровья и факторов, влияющих на его сохранение;

-Усвоение признаков здоровья;

-Понимание гигиенических норм и правил необходимых для укрепления и поддержания здоровья;

-Проявление готовности распространения знаний о способах сохранения здоровья и мерах по охране здоровья;



-Усвоение сути профилактики инфекционных заболеваний;

-Проявление готовности распространения знаний о мерах профилактики инфекционных заболеваний, видах профилактики этих заболеваний, а также о некоторых особенностях течения этих заболеваний у детей



-Понимание значения обеспечения оптимальных гигиенических условий организации учебно-воспитательного процесса: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; количество уроков в течение дня, недели и их оптимальное соотношение; оптимальные условия для учёбы и отдыха;

-Понимание значения гигиенических требований к земельному участку и зданию учебного заведения, планированию учебных помещений, санитарно-техническому благоустройству помещений учебного заведения, а также требований к учебной мебели, её маркировки

выявление соответствия образовательного пространства возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.


обоснование выбора педагогической и методической литературы в области начального общего образования;

- умение аргументировать выбор способов решения педагогических проблем;

- выявления соответствия целей, содержания, методов и средств обучения выбранной образовательной технологии






1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 109 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 16 часов;

самостоятельной работы обучающегося 93 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

109

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

16

в том числе:


лабораторные занятия

-

практические занятия

4

контрольные работы

-

курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

93

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

-

другие виды работ

-

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения


1

2

3

4

Раздел 1.

Многофункциональная организация человека и его развитие.


19



Тема 1.1.

Введение в предмет и его роль на современном этапе. Уровни организации живой системы.

Содержание учебного материала

1


1

2


3

4

5

6

7

8

Определение содержания анатомии, физиологии и гигиены.

Роль этих наук в решении задач, поставленных реформой дошкольных образовательных учреждений.

Связь анатомии с другими науками.

Закономерности роста и развития организма человека.

Понятия об уровнях организации (клеточном, органном, системном, тканевом).

Клетка – структурная и функциональная единица организации живого организма.

Ткани и их классификация.

Определение онтогенеза, генотип и фенотип.

2

2


2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Связь анатомии, физиологии и гигиены с другими науками (поиск информации из интернет- источников, периодических изданий и других источников информации).

  2. Составление тематического тезауруса по классификации основных групп тканей.

  3. Составление конспекта по основным особенностям строения живой клетки(с описанием практической направленности органоидов клетки).

  4. Периодизация онтогенеза, его критерии(поиск информации из интернет источников, периодических изданий и других источников информации).

  5. Выполнение практического задания об изменениях с возрастом показателей физического развития(массы тела, окружности грудной клетки, длины и пропорций тела) у дошкольников разных возрастных периодов.

  6. Ответы на контрольные вопросы по теме.

18





Раздел 2.

Строение, функции и гигиены нервной и двигательной системы


47


Тема 2.1.

Нервная система и основы учения о высшей нервной деятельности человека.






Содержание учебного материала

4


1

2


3

4

5

6

7

8

9

10

11

Значение нервной системы. Общий план строения нервной системы.

Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Торможение в ЦНС, его виды и механизм.

Головной мозг.

Вегетативная нервная система , ее строение и функции.

Основная характеристика спинного мозга.

Теория высшей нервной деятельности. Условные и безусловные рефлексы.

Рефлекторная теория поведения.

Развитие речи у детей.

Типологические особенности ВНД у детей дошкольного возраста.

Гигиена учебной, трудовой деятельности дошкольников.

Нарушения ВНД у детей дошкольного возраста.

2

2


2

2

2

2

2

2

2

2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия


-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление тематического тезауруса по основным понятиям центральной и вегетативной нервной системы.

2. Написание рефератов по следующей тематике:

- общий план строения нервной системы;

- головной мозг, его топографические особенности;

- анатомия спинного мозга;

- анатомия периферической и вегетативной нервной системы;

- торможение в ЦНС и его виды;

- возрастные особенности рефлекторной деятельности организма;

- основные свойства нервных волокон.

- характеристика условных и безусловных рефлексов;

- рефлекторная теория поведения;

- физиология сна и сновидений;

- развитие речи у детей (сенсорной и моторной);

- типологические особенности ВНД у детей;

- гигиенические требования к организации сна и бодрствования дошкольников;

3. Составление тематического тезауруса по основным понятиям темы: « Особенности ВНД у детей дошкольного возраста»;

4. Составление конспектов по следующей тематике:

- динамические стереотипы и его особенности в дошкольном возрасте;

- основные положения рефлекторной теории поведения;

- роль торможения в процессах ВНД у детей дошкольного возраста;

5. Составление практических рекомендаций родителям детей среднего и старшего дошкольного возраста в виде санитарных бюллетеней по следующей тематике:

- гигиеническая организация дня дошкольника;

- способы увеличения двигательной активности детей дома;

- гигиенические требования к организации сна дошкольников.

13

Тема 2.2.

Сенсорные системы








Содержание учебного материала

2


1.

2


3

4

5

6

7

8


9


Определение сенсорных систем, их классификация.

Зрительная и сенсорная система.

Возрастные особенности зрительных рефлекторных реакций.

Гигиена зрения дошкольников.

Слуховая сенсорная система.

Гигиена слуха школьника.

Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и

вестибулярной сенсорных систем.

Особенности функционирования и развития сенсорных систем у детей дошкольного возраста.


2

3

2

2

2

2

2

2


2


Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям сенсорных систем организма (слухового; зрительного; обонятельного; кожного; вкусового).

  2. Составление практических рекомендаций в виде санитарных бюллетеней по следующей тематике:

- гигиена зрения и слуха у детей дошкольного возраста;

- профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста;

- гигиенические требования к естественному и искусственному освещению в помещениях ДОУ;

- гигиена кожи детей дошкольного возраста

3.Составление конспектов по следующей тематике:

- особенности развития зрительного и слухового анализаторов в дошкольном возрасте;

- классификация сенсорных систем;

- особенности развития зрительных рефлекторных реакций у детей;

- особенности строения и функционирования кожного анализатора в детском возрасте.

4. поиск информации из интернет источников, дополнительной литературы по вопросам темы;

- значение сенсорных систем в детском возрасте;

- общий план строения сенсорных систем действительности.

16

Тема 2.3.

Опорно-двигательный аппарат














Содержание учебного материала

1


2

2

2

2

2

2

2


2


1

2

3

4

5

6

7


8

Строение опорно-двигательного аппарата и его значение.

Химический состав и строение костей, их соединений.

Строение скелета головы, туловища, конечностей.

Строение скелетных мышц.

Возрастные особенности двигательной функциональной системы.

Потребность детей в движении.

Влияние физической культурных занятий на развитие двигательных навыков дошкольников.

Гигиеническая организация трудового обучения детей дошкольного возраста.

Лабораторные работы

-


Практические занятия

Изучение возрастных особенностей функционирования двигательных систем в дошкольном возрасте.

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям строения опорно-двигательного аппарата;

  2. Написание рефератов по следующей тематике:

- анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата;

- классификация и структурная физиология скелетных мышц;

- возрастные особенности двигательной функциональной системы у дошкольников;

- возрастные особенности формирования скелета туловища, конечностей, черепа в дошкольном возрасте;

- формирование осанки в дошкольном возрасте;

- влияние физкультурных упражнений на развитие двигательных навыков дошкольников;

- гигиенические требования к организации трудового обучения детей в ДОУ.

3. Составление практических рекомендаций ( в виде оформленных сан. бюллетеней) по следующим тематическим направлениям:

- физиолога – гигиенические требования к формированию осанки в дошкольном возрасте;

- профилактика травматизма в ДОУ;

- профилактика сколиоза в детском возрасте;

- профилактика плоскостопия в детском возрасте;

- гигиеническая организация физкультурных занятий в ДОУ;

4. Поиск информации из интернет источников и дополнительной литературы по теме:

- изменение функциональных показателей деятельности скелетных мышц в дошкольном возрасте.

10

Раздел 3

Вегетативная физиология


38


Тема 3.1

Понятие об обмене веществ и энергии в организме. Внутренняя секреция организма.

Содержание учебного материала

-


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10


11

12

Значение обмена веществ в организме.

Обмен белков, жировой обмен, обмен углеводов.

Рефлекторная регуляция обмена веществ.

Витамины. Обмен минеральных веществ.

Водный обмен и его значение.

Возрастные особенности обмена веществ дошкольном возрасте.

Понятие об эндокринных железах и гормонах.

Значение и структура гормонов. Взаимодействие желез внутренней секреции.

Гипофиз. Щитовидная железа. Половые железы, их внутренняя функция.

Влияние околощитовидных желез на обмен кальция и фосфора. Надпочечник. Поджелудочная железа.

Вилочковая железа.

Возрастные особенности эндокринной системы в дошкольном возрасте.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2


2

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

Составление калорической стоимости питательных веществ в сбалансированном питании дошкольников различных возрастных групп.

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы: «Обмен веществ и энергии», « Эндокринная система».

  2. Поиск информации из интернет источников, периодических изданий и дополнительной литературы по темам:

- взаимодействие желез внутренней секреции на основе нервной и гуморальной регуляции;

- особенности водно-солевого обмена в детском возрасте;

  1. Написание рефератов по следующей тематике:

- гипофиз, его роль в регуляции роста и деятельности желез внутренней секреции;

- щитовидная железа, ее влияние на физическое и умственное развитие организма;

- влияние половых желез на рост и развитие детей и подростков;

- физиологическая роль надпочечников;

- вилочковая железа, ее влияние на организм.

- роль эпифиза в формировании обменных процессов подрастающего организма.

4. Написание конспектов по следующей тематике:

- классификация гормонов во внутренней секреции организма;

- развитие желез внутренней секреции в дошкольном возрасте.

5. Составление практических рекомендаций ( в виде опорных конспектов) по следующей тематике:

- потребность организма дошкольника в белках, жирах, углеводах;

- методика проведения непрямой калориметрии;

- особенности энергообеспечения в дошкольном возрасте.

6

Тема 3.2.

Кровь




















Тема 3.3

Дыхание

Содержание учебного материала

1



2

2

2

2

2

2

2


1


2

3

4

5

6

7

Значение и состав крови.

Иммунные свойства крови. Группы крови.

Возрастные особенности кроветворения.

Система кровообращения.

Функции и строение сердца.

Особенности функционирования сосудов. Регуляция кровообращения.

Возрастные особенности движения крови по сосудам.

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы: «Кровь. Сердечно-сосудистая система».

  2. Возрастные особенности иммунных реакций и состава плазмы(поиск информации из интернет- источников, периодических изданий).

  3. Написание конспектов по следующей тематике:

- возрастные особенности движения крови по сосудам.

- особенности кроветворения у детей дошкольного возраста;

- особенности исследования функционального состояния сердечно-сосудистой системы в дошкольном возрасте.

5

Тема 3.3.

Дыхание





Содержание учебного материала

11



2

2

2

2

2

2


1

2

3

4

5

6

Значение дыхание.

Строения дыхательного аппарата. Перенос газов кровью.

Регуляция дыхания.

Особенности дыхания у детей разного возраста и пола.

Гигиена дыхания.

Возрастные особенности регуляции дыхания в дошкольном возрасте.

1

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы: «Дыхание».

  2. Написание рефератов по следующей тематике:

- регуляция дыхания у детей дошкольного возраста;

- особенности дыхания детей разного возраста и пола;

- половые отличия типов дыхания;

- воспитание навыков правильного дыхания у детей и подростков;

- понятие о воздушном микроклимате в ДОУ;

- анатомо – морфологические особенности дыхательной системы у дошкольников;

- возрастные особенности регуляции дыхания;

- вредное влияние неправильной осанки на функционирование дыхательной системы.

3 . Составление практических рекомендаций родителям детей дошкольного возраста в виде санитарных бюллетеней по следующей тематике:

- гигиена воздушной среды дома;

- гигиена дыхания для детей дошкольного возраста;

4. Составлени6е конспектов по следующим тематическим направлениям:

- комплекс дыхательных упражнений для формирования правильного дыхания у дошкольников;

- физиология дыхательных путей в дошкольном возрасте.

10

Тема 3.4

Пищеварение и выделение

Содержание учебного материала

1




2

2

2

2

2

2

2

2


1

2

3

4

5

6

7

8

Значение и строение органов пищеварения.

Секреторная функция пищеварительных желез.

Пищеварение в полости рта, желудка, толстом и тонком кишечнике.

Защитная функция печени.

Гигиена и режим питания дошкольников.

Гигиенические требования к организации питания.

Значение и строение органов выделения.

Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения.

Лабораторная работа

-


Практические занятия

Значение и строение органов выделения. Нервная и гуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения.


1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям тем: «Пищеварение» и «Выделение».

  2. Составление практических рекомендаций (в виде оформленных сан.бюллетеней) по следующей тематике;

- физиологические аспекты питания дошкольников разных возрастных групп;

- состав основных групп пищевых продуктов с их энергетической ценностью для питания детей дошкольного возраста;

- физиология режима питания дошкольников;

- гигиенические требования к организации питания дошкольника дома;

- витамины в питании детей;

- физиологические аспекты составления меню полноценного, сбалансированного питания дошкольников с учетом их обменных реакций в организме.

3. Составление конспектов по следующим темам:

- секреторная функция пищеварительных желез подрастающего организма;

- физиология пищеварения в раннем дошкольном возрасте;

- нервная и гуморальная регуляция мочеобразования и мочевыделения в дошкольном возрасте.

- значение трудов И.П.Павлова в создании учения о функциях органов пищеварения.

4. Написание рефератов по следующей тематике:

- санитарные требования к продуктам и приготовлению пищи в ДОУ;

- первая доврачебная помощь

- воспитание у дошкольников правильного отношения к еде и приему пищи;

- пищевые отравления и их профилактика;

- значение и строение органов выделения.

6

Тема 3.5.

Кожа. Закаливание организма.

Содержание учебного материала

1



2

2

2

2

2


1


2

3

4

5

Строение и значение кожи человека.

Возрастные особенности строения кожи.

Роль кожи в закаливании организма. Закаливание.

Факторы и правила закаливания организма у детей и подростков.

Гигиена кожи.

Лабораторная работа

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление тематического тезауруса по основным физиологическим понятиям темы.

- кожа. Закаливание организма.

  1. Составление практических рекомендаций (в виде сан. – бюллетеней) по следующей тематике:

- основные факторы закаливания;

- особенности закаливания дошкольников разных возрастных групп в ДОУ;

- правила закаливания дошкольников дома и в ДОУ;

- гигиена кожи дошкольников;

- гигиена одежды и обуви дошкольников;

- профилактика кожных заболеваний у дошкольников;

- оказание первой помощи при различных повреждениях кожи.

3 Составление конспектов по следующей тематике:

- физиологические особенности строения основных отделов кожи;

- функции основных отделов кожи.

5

Раздел 4.

Гигиеническое воспитание

и санитарно – просветительная работа.


5


Тема 4.1.

Методы гигиенического воспитания и формы санитарно – просветительной работы.

Содержание учебного материала

-


1


2

3

4

Привитие детям дошкольного возраста гигиенических навыков.

Санитарно – просветительная работа с дошкольниками, родителями,

Персоналом ДОУ.

Гигиеническое воспитание дошкольников (привитие навыков здорового образа жизни).


2

2

2

2

Лабораторная работа

-


Практические занятия

Гигиеническое воспитание дошкольников ( привитие навыков здорового образа жизни).

1

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Составление практических рекомендаций родителям детей дошкольного возраста (в виде оформленных сан.бюллетеней) по следующей тематике;

- гигиенические навыки умывания дошкольников;

- понятие о здоровом образе жизни ребенка;

- понятие о правильном питании детей;

- охрана здоровья детей в ДОУ;

- личная гигиена дошкольника.

  1. Написание конспектов по следующей тематике

- санитарно-просветительная работа в ДОУ, ее задачи и методы;

- тематика родительских собраний по ЗОЖ.

3. Поиск информации из интернет источников и дополнительной литературы по теме:

- особенности гигиенического воспитания дошкольников разных возрастных групп.

4

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-


Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

Всего:

109


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета анатомии, физиологии и гигиены.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методических и учебно-наглядных пособий: основной учебник или учебное пособие, атлас по анатомии человека.

Технические средства обучения:

- аудио – видеомагнитофоны;

- телевизор и ДVД – проигрыватель.



Комплекты наглядного материала:

 Комплект 1:

- скелет человека и микроскопическое строение костей;

- кости черепа;

- грудная клетка, соединения ребер с грудиной и с позвоночным столбом;

- кости верхней конечности;

- соединения костей верхней конечности.

  Комплект 2:

- классификация костей и их соединения;

- позвоночный столб,  позвонки и их соединения;

- кости нижней конечности;

- соединения костей нижней конечности;

- таз и тазовые кости.

 Комплект 3:

- скелетные мышцы человека;

- мимические и жевательные мышцы человека;

- поверхностные и глубокие мышцы человека;

- мышцы верхней конечности;

- мышцы нижней конечности.

  Комплект 4:

- классификация и микроскопическое строение скелетных мышц;

- поверхностные и глубокие мышцы спины;

- поверхностные и глубокие мышцы груди, диафрагма;

- мышцы живота, паховый канал;

- мышцы таза.

Информационно-методическое обеспечение

№ п/п

Перечень

1

УМК по дисциплине


Информационно-библиотечный каталог, 2016 год.


Набор "Таблицы по Анатомии и Физиологии человека" (37 таблиц) Изд. "Просвещение", М.,2010г, под ред. А.Н. Кабанова и В.А. Беляева.

4.

Набор объемных схем "Структуры головного мозга человека" (14 моделей) Изд. "Просвещение", СПб.,2011г, под ред. Л.Ф. Гаврилова.

5.

Набор муляжей (М - 1:1) - полушария головного мозга человека, череп человека (разборный).

6.

Микропрепараты нервной ткани – демонстрация нейронов ЦНС, знакомство с методами окраски гистологических препаратов .ервной ткани



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Медицина, 2011. – 218 с.

  2. Гуминский А.А. Анатомия и физиология детского организма с основами школьной гигиены. М.: Академия, 2009. - 183 с.

  3. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма: учеб. пособие.- 4 изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2014. – 268 с.

  4. Петришина О.Л., Понова Е.П. Анатомия, физиология и гигиена детей младшего школьного возраста: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. О.Л. Петришина. – М.: Академия, 2014. – 368 с.

  5. Рохлов В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека: учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2013. – 87 с.

  6. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека.- 4 изд. - М.: Академия, 2012150 с.


Дополнительные источники:

  1. Голубев В.В., Голубев С.В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста.- М.: Академия, 2011. – 160 с.

  2. Гшинекин А.А., Леонтьева Н.Н., Тушина Л.П. Руководство к выполнению лабораторных заданий по возрастной физиологии. – М.: Академия, 2009. – 80 с.

  3. Соковня – Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2015. – 150 с.

  4. Тушина Л.П. Анатомия и физиология детского организма. – М.: Академия, 2014. – 250 с.

  5. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека. – М.: Академия, 2015. – 306 с.

  6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка – подросток – женщина. – М.: Академия, 2014. – 86 с.

  7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик – подросток – юноша. – М.: Академия, 2012. – 126 с.

  8. Яковлев Е.Л. Нормальная анатомия человека. – М.: Академия, 2016 – 270 с.

  9. Яшинский В.Л. Анатомия, физиология человека с возрастными особенностями детского организма. – М.: Академия, 2014 – 270 с.


Интернет – ресурсы.

1. www.prosv.ru/Attachmtnt.aspx?Id=9835 (УМК «Школа России»)

2.http://standart.edu.ru/catalog.aspx?Catalogld=223 (сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»)

3. http:// www. Shool.edu.ru –Российский образовательный портал

4. http://www:ptdlib.ru/- педагогическая библиотека

5. http://www:inter-pedagodika/ru- сайт создан для преподавателей, родителей и студентов.


По состоянию на 31 08.2018 г.



  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины.


Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, cамостоятельной работы, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:


Определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

Оценка выполнения практического задания;

Тестирование;

Защита рефератов.

Применять знания по анатомии, физиологии и гигиены при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности.

Анализ и оценка результатов тестирования;

Защита проектов, рефератов,

сан. бюллетеней;


Оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияние на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте.

Анализ и оценка результатов тестирования;

Защита проектов, рефератов,

сан. бюллетеней;


Проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактики заболеваний у детей.

Оценка выполнения практического задания;

Защита проектов, рефератов,

сан. бюллетеней;

Обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе, при организации обучения и воспитания дошкольников.

Оценка выполнения практического задания;

Выпуск и защита сан. бюллетеней.

Знания:


Основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека.

Анализ и оценка результатов тестирования;


Основные закономерности роста и развития организма человека.

Анализ и оценка результатов тестирования;

Защита рефератов.

Защита проектов.

Строение и функции систем органов здорового человека.

Анализ и оценка результатов тестирования;

Защита рефератов;

Защита проектов.

Физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека.

Оценка выполнения практического задания;

Анализ и оценка результатов тестирования;

Защита рефератов;

Защита проектов.

Возрастные анатомо – физиологические особенности детей.

Оценка выполнения практического задания;

Анализ и оценка результатов тестирования;

Защита рефератов;

Влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение.

Оценка выполнения практического задания.

Защита рефератов.

Выпуск и защита санитарных бюллетеней.

Основы гигиены детей.

Оценка выполнения практического задания.

Защита рефератов.

Выпуск и защита санитарных бюллетеней.

Гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза.

Защита рефератов.

Семинар.

Оценка выполнения практического задания.

Выпуск и защита санитарных бюллетеней.

Основы профилактики инфекционных заболеваний

Защита рефератов.

Защита санитарных бюллетеней.

Семинар.

Оценка выполнения практического задания.

Анализ и оценка результатов тестирования;

Гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольного образовательного учреждения.

Защита рефератов.

Оценка выполнения практического задания.

Семинар.




7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!