СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по английскому языку 9 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по английскому языку 9 класс.»

Предмет

Английский язык

Класс

Учитель

Ануфриева Людмила Георгиевна

Срок реализации программы

1 год

Место в учебном плане ОО

ФКГОС (9 классы)

Федеральный компонент: __102___ ч.

Национально-региональный компонент: __10___ ч. (10 % от общего кол-ва часов)

Компонент образовательного учреждения: _____ ч.

Итого: количество часов в неделю _3____, в год _102_____

УМК

Обучение ведется по учебно-методическому комплекту, который состоит из:

1. Рабочей программы. Английский язык. 5—9 классы : учебно-методическое пособие / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, Н. В. Языкова, Е. А. Колесникова. — 2-е изд., стереотип . — М. : Дрофа, 2015.

2.Учебник: Английский язык.9кл.: в 2 ч :учебник / О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, К.М.Баранова.-- 3-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2016.

Цели и задачи

В соответствии с программой обучение английскому языку в 9 классе должно обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей.

Практическая цель:

  • Научить учащихся общению на английском языке (аудированию, говорению, чтению и письму) на межкультурном уровне.

Воспитательная цель:

  • Осуществлять нравственное воспитание.

  • Формировать навыки и умения интеллектуального труда.

  • Воспитывать интерес к иноязычной культуре.

Реализация воспитательной цели осуществляется в ходе учебного процесса, она 6заключается в развитии умственных способностей учащихся, в формировании морально-этических качеств личности.

Основными задачами курса являются:

– формирование языковой догадки;

– развитие умений работать с книгой, словарем и справочным материалом;

– формирование навыков самостоятельной работы;

– формирование навыков коммуникативной речевой деятельности для общения;

– формирование умений воспринимать на слух и понимать короткие тексты;

– развитие навыков и умений письменно оформить и передать информацию, написать личное письмо;

– формирование моральных ценностей;

– расширение картины мира за счет приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка;

– формирование положительного отношения к иностранному языку, культуре страны изучаемого языка;

– формирование ценностных ориентаций;

– формирование потребности пользоваться иностранным языком как средством общения в современном мире.

Образовательная цель:

  • Расширять кругозор и повышать общую культуру учащихся.

  • Приобщать к иноязычной культуре.

  • Расширять филологический кругозор.

Образовательная цель заключается в использовании информации, полученной в процессе обучения иностранному языку, для накопления знаний об окружающем мире и для расширения кругозора учащихся. Образовательная цель заключается в развитии у школьников коммуникативной компетенции в совокупности её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной.

Речевая компетенция предполагает развитие коммуникативных умений в 4-х основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении, письме.

Языковая компетенция заключается в овладении новыми языковыми средствами общения (фонетическими, лексическими, грамматическими, орфографическими) в соответствии с тематикой, проблематикой и ситуациями общения, отобранными для 8 класса основной школы; расширении базовых знаний о системе изучаемого языка, разных способах выражения мысли на родном и английском языках.

Социокультурная компетенция  предполагает знакомство с основными сведениями о спорте Британии: истории олимпийских игр,о знаменитых спортсменах , истории развлечений ,пантомимы ,кино и театра, биографии Шекспира и его литературные произведения; великие исторические личности, выдающиеся и известные люди.

Лингвострановедческая компетенция предполагает знакомство с  особенностями жизни, культуры, истории Великобритании.

Компенсаторная компетенция связана с развитием умений выходить из положения в условиях дефицита языковых и речевых средств при получении и передаче информации

Развивающая цель:

  • Развивать интеллектуальную, эмоциональную и мотивационные сферы личности учащегося.

Развивающая цель обучения заключается в развитии познавательных способностей учеников.

Общая характеристика учебного предмета


Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Иностранный язык как учебный предмет характеризуется: – межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); – многоуровневостью (с одной стороны, необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическими, грамматическими, фонетическими, с другой – умениями в четырех видах речевой 5 деятельности); – полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знаний).

Основные образовательные технологии

Технология дифференцированного обучения, направленная на развитие и саморазвитие личности обучающихся. Информационные. Проектные. Технологии личностно-ориентированного образования. Здоровьесберегающие технологии. Тестовые технологии.



Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения английского языка в 9 классе учащиеся должны

Знать/понимать:

• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний) в соответствии с предметным содержанием речи, предусмотренным программой для этого этапа, основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);

• особенности структуры простых (утвердительных, восклицательных, побудительных) и

сложных предложений английского языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;

• признаки изученных грамматических явлений (видовременных форм глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);

• основные нормы речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), принятые в стране изучаемого языка;

• культура Великобритании, США (образ жизни, быт, обычаи, традиции, праздники, всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировые культуры), сходства и различия в традициях своей страны и стран изучаемого языка.


Учащиеся должны уметь:


в области говорения

• начинать, поддерживать разговор, деликатно выходить из разговора, заканчивать общение; поздравлять, выражать пожелания и реагировать на них; выражать благодарность, вежливо переспрашивать, отказываться, соглашаться;

• запрашивать и сообщать фактическую информацию («кто?», «что?», «где?», «когда?»,

«куда?», «как?», «с кем?», «почему?»), переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего;

• обращаться с просьбой и выражать готовность/отказ ее выполнить; давать совет и принимать/не принимать его; приглашать к действию/взаимодействию и соглашаться/не

соглашаться принять в нем участие;

• выражать свою точку зрения, выражать согласие/несогласие с мнением партнера; высказывать одобрение/неодобрение относительно мнения партнера;

• высказываться о фактах и событиях, используя такие типы речи, как повествование, сообщение, описание;

• излагать основное содержание прочитанного с опорой на текст;

• высказывать свое мнение в связи с прочитанным и прослушанным текстом;

• делать сообщения по результатам проведенной проектной работы;


в области аудирования

• понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к различным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему и факты сообщения, вычленять смысловые вехи; выделять главное, опуская второстепенное;

• выборочно понимать нужную или интересующую информацию в сообщениях прагматического характера с опорой на языковую догадку, контекст;


в области чтения

• читать и понимать основное содержание аутентичных художественных и научно-популярных текстов (определять тему, основную мысль, причинно-следственные связи в тексте, кратко и логично излагать его содержание, оценивать прочитанное, сопоставлять факты в культурах);

• читать с полным пониманием несложные аутентичные тексты, ориентированные на предметное содержание речи на этом этапе, на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного анализа, использования словаря; кратко излагать содержание прочитанного; выражать свое мнение, соотносить со своим опытом;

• читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов);

в области письма и письменной речи

• делать выписки из текста;

• составлять план текста;

• писать поздравления с праздниками, выражать пожелания (объемом до 30 слов, включая

адрес);

• заполнять анкеты, бланки, указывая имя, фамилию, пол, возраст, гражданство, адрес;

• писать личное письмо с опорой на образец (расспрашивать адресата о его жизни, здоровье, делах, сообщать то же о себе, своей семье, друзьях, событиях жизни и делах, выражать просьбу и благодарность в соответствии с нормами, принятыми в англоязычных странах).

Учащиеся также должны быть в состоянии в конце второго этапа обучения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка;

• создания целостной картины поликультурного мира, осознания места и роли родного языка и изучаемого иностранного языка в этом мире;

• приобщения к ценностям мировой культуры через иноязычные источники информации (в том числе мультимедийные);

• ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.


Содержание курса«Английский язык»


Тема 1. СМИ (24ч.)

Средства массовой информации. Телевизионные программы .Корпорация Би-Би-Си .Телевидение в учебном процессе. Выбор телеканалов для просмотра. Современное телевидение , Интернет. Общение с помощью бумажных и электронных писем

Требования к уровню подготовки учащихся:

Отвечать на вопросы о популярных СМИ, проводить опрос среди одноклассников, определяя их любимые телепередачи ,использовать в речи пассивный залог ,переводить предложения с английского на русский, читать тексты и соотносить их с содержанием заголовков, дополнять предложения верными предлогами, глагольными формами, лексическими единицами, составлять развернутые монологические высказывания о летних каникулах, о телевидении ,о телевизионных программах на основе плана, воспринимать вслух тексты разного типа и диалоги с различной глубиной понимания, употреблять в речи новые лексические единицы, усвоить особенности употребления неисчисляемых имен существительных ,высказываться о телепрограммах ,аргументируя свою тоску зрения ,участвовать в диалоге -обмене мнениями ,догадываться о содержании текста на основе ключевых слов ,определять тему текста для чтения и подбирать к нему заголовок, составлять развернутые диалоги на основе диалога -образца ,высказывать свое мнение о современном телевидении на основе информации текста для чтения ,использовать префиксы un -,non -,in -.im -.il -,ir -для образования новых слов, составлять свободное монологическое высказывание о своем отношении к интернету ,усвоить особенности образования форм множественного числа слов medium. datum и использовать их в речи ,овладеть языковыми средствами, позволяющими вежливо поправить собеседника и высказать свою точку в ходе диалога ,используя их в речи ,овладеть правилами оформления личного письма и использовать их при написании собственных писем, участвовать в дискуссиях о достоинствах и недостатках Интернета как средства массовой информации ,писать диктант на лексический материал блока ,выполнять проектное задания ,самостоятельно оценивать свои учебные достижения, выполнять задания ,приближенные к формату ГИА

Тема 2. Печатные издания (24ч.)


Сетевой жаргон Weblish .Предпочтения в чтении. Посещение библиотеки. Музей Шерлок Холмса. Самые известные библиотеки мира. литературные жанры .Карманные деньги . Британская пресса . Различные журналы .Журналистика . Творчество Джоан Роулинг . Электронные книги . Энциклопедия "Британника".

Требования к уровню подготовки учащихся:

Участвовать в дискуссии о целесообразности использования сетевого жаргона Weblish . отвечать на вопросы о своих предпочтениях в чтении , использовать новые лексические единицы в речи , соблюдать нормы произношения при чтении , применять социокультурные знания об английских и американских писателях и их произведениях ,использовать в речи синонимы , дополнять предложения верными предлогами, глагольными формами лексическими единицами ,догадываться о содержании текста для чтения ,опираясь на ключевые слова, воспринимать вслух тексты разного типа и диалоги с различной глубиной понимания , составлять развернутое монологическое высказывание о посещении библиотеки ,о журнале который они хотели бы издавать на основе плана , о любимой книге на основе вопросов ,догадываться о значениях незнакомых слов по словообразовательным элементам , читать текст и соотносить имеющиеся утверждения с его содержанием писать личное письмо в формате приближенном к ГИА, воспринимать на слух тексты разного типа и диалоги с различной глубиной понимания , анализировать информацию, сопоставлять факты , отвечать на вопросы о различных литературных жанрах ,о журналистах и журналистике , усвоить особенности значений слов to print ,to type ,to publish, неопределенное местоимение one ,лексические единицы to pull, to push и использовать их в речи ,читать текст и соотносить его содержание с заголовками ,догадываться о значении неизвестных слов на основе контекста . использовать в речи participle I и participle II,составлять развернутые монологические высказывания о британской прессе на основе плана ,иметь представление об особенностях заголовков статей в английских газетах ,использовать новые фразовые глаголы ,омонимы to lie(лгать ) и to lie (лежать ) ,суффиксы-ly , -ous , -mеnt ,конструкцией с глаголом to mind , усвоить речевые клише и штампы в телефонных разговорах , использовать их в диалогах , составлять план текста для чтения , использовать идиомы, участвовать в диалоге -обмене мнениями об электронных книгах ,ознакомиться со старейшей энциклопедией " Британника", писать лексический диктант ,самостоятельно оценивать свои знания , выполнять задания приближенные к формату ГИА.

Тема 3. Наука и технология (27ч.)

Известные ученые. Термины "Наука " и "Техника".Важные науки. Индустриальная революция. История развития техники. Орудия труда и современные бытовые приборы .Наука и медицина .Нил Амстронг .Исследования космоса.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Выражать мнения о новогодних подарках, ознакомиться с некоторыми знаменательными событиями российской и мировой истории ,знаменитыми учеными и их открытиями, с новыми лексическими единицами по теме и употреблять их в речи, с понятиями «наука» и «техника»,объектно- предметными областями некоторых наук ,соблюдать нормы произношения при чтении новых слов и словосочетаний ,читать и воспринимать вслух тексты разного типа и диалоги с различной глубиной проникновения в их содержание, выразительно читать отрывки из текстов, составлять развернутое монологические высказывания о науке и технике , об истории космоса о знаменитом космонавте опираясь на содержание текста для чтения и предложенный план, использовать глагольную форму «герундий» в своих высказываниях, усвоить особенности звуковых форм существительного use и глагола to use,составлять развернутые монологические высказывания об индустриальной революции на основе информации из текста ,использовать материал текстов для чтения в целях построения собственных высказываний об одном из этапов развития техники, использовать артикль с существительными, обозначающими класс предметов или людей, усвоить разницу значений слов to invent и to discover,участвовать в диалоге –обмене мнениями о важности научных открытии для развитии медицины ,о достоинствах и недостатках мобильных телефонов ,о целесообразности инвестирования в исследование космоса ,употреблять неопределенный артикль со словами , обозначающими уникальные объекты и явления, использовать новые фразовые глаголы в речи , различные способы выражения сомнения ,уверенности в своих высказываниях, английские идиомы, обозначающими небесные тела, писать лексический диктант ,самостоятельно оценивать свои знания , выполнять задания приближенные к формату ГИА.

Тема4. Быть подростком(27ч.)

Поведение подростков в школе и дома. Проблема карманных денег .Работа для подростков. Творчество Джерома Дэвида Сэлинджера. Проблема отцов и детей .Проблема расизма .Проблема эмиграции. Подростки и азартные игры. Детские молодежные организации в России и других странах. Легко ли быть подростком.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Отвечать на вопросы о подростком возрасте ,участвовать в обсуждении о своих планов на будущее , о том стоит ли подросткам подрабатывать , о проблеме расизма .используя информацию из текста , о стрессах в жизни подростка, об опасности азартных игор , пользе молодежных организаций . воспринимать на слух тексты разного типа и диалоги с различной глубиной понимания ,использовать инфинитив в речи ,существительные couple и pair ,наречия anyway ,структуру complex object ,суффикс -ive для образования новых слов, новые фразовые глаголы to get ,идиоматические выражения со словом friend ,субстантивированные прилагательные в речи , конструкцию to be used to doing something и used to do something , определенного артикля с субстантивированными прилагательными , усвоить новые лексические единицы по теме и употреблять их в речи ,соблюдать нормы произношения при чтении новых слов, словосочетаний ,соотносить содержание текстов для аудирования с имеющимися утверждениями , лексические единицы с их дефинициями , читать и обсуждать аутентичный текст из книги известного американского писателя Джерома Дэвида Сэлинджера и ознакомиться с его произведениями ,находить в тексте английские эквиваленты словосочетаний на русском языке ,составлять свободные монологические высказывания о подходящей для современного ребенка работе ,свое досье на основе образца , микро монологи ,комментируя и расширяя материал текста , развернутые монологические высказывания о различных аспектах жизни современного подростков с опорой на план ,иметь представление об американском варианте английского языка, участвовать в неподготовленном комбинированном диалоге ,неподготовленном диалоге -расспросе ,писать личное письмо другу ,обращая внимание на то ,какую информацию письмо должно содержать , как располагаются отдельные части письма , писать диктант на лексический материал блока , выполнять проектное задание . самостоятельно оценивать свои учебные достижения ,выполнять задания приближенные к формату ГИА.



Тематическое планирование


п/п

Раздел, тема

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Домашнее задание

1

Тема 1. СМИ

Введение и первичная активизация ЛЕ по теме «СМИ»

1

04.09


2


Страдательный залог в настоящем продолженном времени: формы и значения

1

06.09


3


Аудирование по теме «СМИ» с извлечением необходимой информации

1

08.09


4


Ознакомительное чтение по теме «СМИ»

1

11.09


5


Страдательный залог в настоящем продолженном и в прошедшем продолженном времени: сравнительный анализ

1

13.09


6


чтение по теме Просмотровое «Телевидение»

1

15.09


7


Фразовый глагол «turn»: употребление в речи

1

18.09


8


Страдательный залог в прошедшем завершенном времени

1

20.09


9


Страдательный залог в настоящем завершенном и в прошедшем завершенном времени: сравнительный анализ

1

22.09


10


Введение и первичная активизация ЛЕ по теме «Интернет в современном мире»

1

25.09


11


Любимая телепередача

1

27.09


12


Современное телевидение

1

29.09


13


Британское телевидение

1

02.10


14


Словообразование: префиксы,

1

04.10


15


Интернет в моей жизни

1

06.10


16


Телевидение сегодня»

1

09.10


17


Написание личного письма по теме «СМИ»

1

11.10


18


Компьютерный язык

1

13.10


19


Плюсы и минусы Интернета

1

16.10


20


Аудирование по теме «Новости»

1

18.10


21


Роль интернета и телевидения в образовании

1

20.10


22


Дети и компьютеры

1

23.10


23


Систематизация и обобщение знаний по теме «СМИ»

1

25.10


24


Краткое сообщение по теме «СМИ

1

27.10


25

Тема 2. Печатные издания

Введение ЛЕ по теме «Печатные издания»

1

30.10


26


Ознакомительное чтение по теме «Печатные издания»

1

08.11


27


Знаменитые библиотеки мира

1

10.11


28


Слова-синонимы: употребление в речи

1

13.11


29


Аудирование по теме «Книги» с

1

15.11


30


Диалог-расспрос по теме «Книги»

1

17.11


31


Неопределенное местоимение “one”

1

20.11


32


Пресса

1

22.11


33


Причастие первое: правила употребления

1

24.11


34


Причастие второе: правила употребления

1

27.11


35


Первые печатные издания

1

29.11


36


Причастие первое и второе

1

01.12


37


Фразовый глагол «look»:

1

04.12


38


Печатные издания

1

06.12


39


Структуры с причастием первым

1

08.12


40


Глагол «lie»: употребление на письме

1

11.12


41


Книги для детей

1

13.12


42


Образование имён прилагательных при помощи суффиксов –ly и –ous

1

15.12


43


Журналисты и журналистика

1

18.12


44


Английские и американские писатели

1

20.12


45


Конструкция с Ving после глагола «mind»

1

22.12


46


Идиомы: употребление в речи

1

25.12


47


Систематизация и обобщение знаний по теме «Печатные издания»

1

27.12


48


Краткое сообщение по теме «Электронные книги

1

29.12


49

Тема 3 Наука и технология

Введение ЛЕ по теме «Наука и технология»

1

15.01


50


Наука и технология

1

17.01


51


Герундий после глаголов с предлогами

1

19.01


52


Глагол и существительное «use»:

1

22.01


53


Промышленная революция

1

24.01


54


История технологий

1

26.01


55


Герундий и глаголы с предлогами:

1

29.01


56


Инструменты и приспособления

1

31.01


57


Определенный и неопределенный артикли

1

01.02


58


Глаголы «invent» и «discover»:

1

02.02


59


Образование глаголов при помощи префикса –en

1

05.02


60


История технологий

1

07.02


61


Научные изобретения

1

09.02


62


Инфинитив: правила употребления

1

12.02


63


Артикли с объектами и явлениями

1

14.02


64


Фразовый глагол «to break»:

1

16.02


65


Исследование космоса

1

19.02


66


Модальные глаголы в значении «возможность»

1

21.02


67


Плюсы и минусы мобильных телефонов

1

23.02


68


Исследование космоса

1

28.02


69


Идиомы, обозначающие небесные тела

1

02.03


70


Написание личного письма по теме «Наука и технология»

1

05.03


71


Просмотровое чтение по теме «Метро»

1

07.03


72


Передача содержания по теме «Изобретение»

1

09.03


73


Важное изобретение

1

12.03


74


Систематизация и обобщение знаний по теме «Наука и технология»

1

14.03


75


Краткое сообщение по теме «Изобретение века

1

16.03


76

Тема 4 Быть подростком

Введение ЛЕ по теме «Быть подростком».

1

19.03


77


Употребление инфинитива после некоторых глаголов

1

21.03


78


Употребление герундия после некоторых глаголов

1

02.04


79


Существительные «couple» и «pair»

1

04.04


80


Изучающее чтение по теме «Быть подростком»

1

06.04


81


Сложное дополнение: правила употребления

1

09.04


82


Передача содержания прочитанного по теме «Быть подростком»

1

11.04


83


Аудирование по теме «Быть подростком»

1

13.04


84


Употребление сложного дополнения

1

16.04


85


Передача содержания прослушанного по теме «Быть подростком»

1

18.04


86


Подростки и родители

1

20.04


87


Введение ЛЕ по теме «Подростки и расизм»

1

23.04


88


Изучающее чтение по теме «Расизм»

1

25.04


89


Образование имён прилагательных при помощи суффикса –ive

1

27.04


90


Составление диалога-расспроса по теме «Быть подростком»

1

30.04


91


Употребление сложного дополнения после глаголов «to let» и «to make»

1

02.05


92


Фразовый глагол «to get»

1

04.05


93


Молодёжные движения и организации

1



94


Структуры с глаголами «to be» и «to get»

1

07.05


95


Проблемы подростков

1

09.05


96


Монологические высказывания «Проблемы подростков»

1

11.05


97


Передача содержания прослушанного по теме «Проблемы подростков»

1

14.05


98


Активизация ЛЕ по теме «Быть подростком»

1

16.05


99


Написание личного письма по теме «Быть подростком»

1

18.05


100


Краткое сообщение по теме «Быть подростком»

1

21.05


101


Систематизация и обобщение знаний по теме «Быть подростком»

1

23.05


102


Систематизация и обобщение знаний за курс 9 класс

1

25.05






Реализация НРК по предмету (10% от общего количества часов)


урока

Тема

Содержание НРК

4

СМИ

СМИ Бурятии

11

СМИ

Телевидение в Бурятии

12

СМИ

Популярные СМИ Бурятии

33

Печатные издания

Пресса в Бурятии

45

Печатные издания

Знаменитые писатели Бурятии

51

Наука и техника

Наука в Бурятии

75

Наука и техника

Научные изобретения в Бурятии

86

Быть подростком

Проблемы подростков в Бурятии

93

Быть подростком

Молодежные организации в Бурятии

100

Быть подростком

Быть подростком в Бурятии