СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  рабочая  программа  составлена  из  расчета  0,5 часа  по  учебнику  В.М. Чаругина

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36 им. И.Ф. Артамонова

городского округа г. Воронеж

«Согласовано»

на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла.

Руководитель кафедры И.А. Тесленко

Протокол № 1 от «30» августа 2018 г.



«Утверждаю»

директор МБОУ СОШ № 36

А.И. Подгорная

«31» августа 2018г Приказ № 212

Рабочая программа

по астрономии

для 10 «А» класса на 2018-2019 учебный год



Учитель ВКК – Мягкова Л.В.



Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по астрономии для общеобразовательных школ.

Линия УМК «Астрономия», В.М. Чаругин





2018

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 36. За основу рабочей программы взята программа курса астрономии автора-составителя В.М. Чаругина «Астрономия 10-11 классы: программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.М. Чаругина» – М.: Просвещение, 2018. – 144с.;

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение астрономии в объеме 0,5 часа в неделю.

Изучение физики на ступени основного общего образования направленно на достижение следующих целей:

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

формирование научного мировоззрения;

формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Задачи обучения:

• понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

• познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

• получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

• осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;

• ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики; выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.


2. Содержание тем учебного предмета.


10 класс

(17 часов, 0,5 часа в неделю)



Глава 1. Введение в астрономию


Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения.

Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.

Глава 2. Астрометрия

Звёздное небо и видимое движение небесных светил

Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и

предсказания затмений. Время и календарь Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их

согласования Юлианский и григорианский календари.

Глава 3. Небесная механика

Гелиоцентрическая система мира

Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.

Законы Кеплера

Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Космические скорости

Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.

Межпланетные перелёты

Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Луна и её влияние на Землю

Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Глава 4. Строение солнечной системы

Современные представления о Солнечной системе.

Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.

Планета Земля

Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.

Планеты земной группы

Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.

Планеты-гиганты

Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.

Планеты-карлики и их свойства.

Малые тела Солнечной системы

Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.

Метеоры и метеориты

Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.

Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия

Методы астрофизических исследований

Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.





3. Учебно-тематический план.

Основные разделы.

п/п

Наименование разделов

Количество часов по программе

Количество часов по плану

Кол-во

уроков

Кол-во

уроков

1

Глава 1. Введение в астрономию

1

1

2

Глава 2. Астрометрия

5

5

3

Глава 3. Небесная механика

3

3

4

Глава 4. Строение солнечной системы

7

7

5

Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия

1

1






4. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся


Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.

Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.

Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.

Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.

Оценка «1» ― ответ, решение задачи или результат работы с картой отсутствуют.



Критерии оценивания тестового контроля:

Оценка «1» - от 10 до 20 % правильно выполненных заданий.

Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.

Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.

Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.

Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.





Оценка самостоятельных и контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу,  выполненную  полностью без ошибок  и недочётов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок,  одной  негрубой  ошибки   и трех недочётов,  при   наличии 4   -  5 недочётов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок:

Грубые ошибки

  1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.

  2. Неумение выделять в ответе главное.

  3. Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.

  4. Небрежное отношение к оборудованию.

Негрубые ошибки

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.

Недочеты

  1. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.

  2. Орфографические и пунктуационные ошибки.




5. Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.


6. Перечень учебно-методического обеспечения:


Б.А. Воронцов-Вельяминов. Астрономия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с. 2.

Астрономия: Атлас для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ, 1996.

Школьный астрономический календарь на 2017/2018 учебный год. М.: ДРОФА, 2017

Ридлат Я. Астрономия. Полная энциклопедия. М.:АСТ, 2007

В.М. Чаругин Учебник астрономии для общеобразовательных организаций 10-11 классы, М.: Просвещение,2018.











Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Вид и формы контроля

Наглядные пособия, ТСО, ИКТ

Проектирование, индивидуальные задания для учащихся

По плану

Фактически

1

2

3

4

5

6

7

Глава 1,2. Введение в астрономию 1ч

Введение в астрономию.


1



текущий.

Схема, презентация

ПКЗН


Глава 2. Астрометрия 5ч

Звездное небо.

1



текущий

Демонстрационный материал.

Модель небесной сферы

ИДЗ

Небесные координаты.

1



текущий

Мультимедийная презентация

ИДЗ

Видимое движение планет и Солнца





Презентация


Движения Луны и затмения





Презентация


Время и календарь





Презентация


Глава 3. Небесная механика 3ч

7.

Система мира


1



текущий

Мультимедийная презентация


8.

Законы Кеплера движения планет

1



текущий

Мультимедийная презентация


9.

Космические скорости и межпланетные перелеты

1




Презентация


Глава 4. Строение Солнечной системы 7ч

10.

Современные представления о строении и составе Солнечной системы.

1



текущий

Мультимедийная презентация, оборудование, плакат,

презентация

ИДЗ

11.

Планета Земля

1



текущий

Презентация.

ИДЗ

12.

Луна и ее влияние на Землю

1



промежуточныйтестирование

Раздаточный материал.


13.

Планеты земной группы

1



текущий.

Презентация


14.

Планеты-гиганты

1



текущий.

Презентация


15.

Малые тела Солнечной системы

1



текущий.

Презентация


16.

Современные представления о происхождении Солнечной системы

1




Презентация


Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия 1 ч

17.

Методы астрофизических

исследований.

1



текущий.

Презентация Демонстрация