Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 им. И.Ф. Артамонова
городского округа г. Воронеж
«Согласовано» на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла. Руководитель кафедры И.А. Тесленко Протокол № 1 от «30» августа 2018 г. | | «Утверждаю» директор МБОУ СОШ № 36 А.И. Подгорная «31» августа 2018г Приказ № 212 |
Рабочая программа
по астрономии
для 10 «А» класса на 2018-2019 учебный год
Учитель ВКК – Мягкова Л.В.
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по астрономии для общеобразовательных школ.
Линия УМК «Астрономия», В.М. Чаругин
2018
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ СОШ № 36. За основу рабочей программы взята программа курса астрономии автора-составителя В.М. Чаругина «Астрономия 10-11 классы: программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.М. Чаругина» – М.: Просвещение, 2018. – 144с.;
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа для 10-го класса предусматривает обучение астрономии в объеме 0,5 часа в неделю.
Изучение физики на ступени основного общего образования направленно на достижение следующих целей:
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;
приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
формирование научного мировоззрения;
формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Задачи обучения:
• понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
• познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
• получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
• осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
• ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики; выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
2. Содержание тем учебного предмета.
10 класс
(17 часов, 0,5 часа в неделю)
Глава 1. Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, и современные наблюдения.
Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселенная расширяется. Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Глава 2. Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил
Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение. Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат. Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца по эклиптике.
Движение Луны и затмения Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и
предсказания затмений. Время и календарь Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного и солнечного календаря, проблемы их
согласования Юлианский и григорианский календари.
Глава 3. Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира
Представления о строении Солнечной системы в античные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них, парсек.
Законы Кеплера
Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости
Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.
Межпланетные перелёты
Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю
Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Глава 4. Строение солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.
Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты-гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля
Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы
Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса и Деймоса.
Планеты-гиганты
Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства.
Малые тела Солнечной системы
Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.
Метеоры и метеориты
Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия
Методы астрофизических исследований
Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
3. Учебно-тематический план.
Основные разделы.
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов по программе | Количество часов по плану |
Кол-во уроков | Кол-во уроков |
1 | Глава 1. Введение в астрономию | 1 | 1 |
2 | Глава 2. Астрометрия | 5 | 5 |
3 | Глава 3. Небесная механика | 3 | 3 |
4 | Глава 4. Строение солнечной системы | 7 | 7 |
5 | Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия | 1 | 1 |
4. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся
Оценка «5» ― ответ полный, самостоятельный правильный, изложен литературным языком в определенной логической последовательности. Ученик знает основные понятия и умеет ими оперировать при решении задач.
Оценка «4» ― ответ удовлетворяет вышеназванным требованиям, но содержит неточности в изложении фактов, определении понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач. Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы.
Оценка «3» ― ответ в основном верный, но допущены неточности: учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий или непоследовательности изложения материала; затрудняется в показе объектов на звездной карте, решении качественных и количественных задач.
Оценка «2» ― ответ неправильный, показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, звездной картой, решать задачи.
Оценка «1» ― ответ, решение задачи или результат работы с картой отсутствуют.
Критерии оценивания тестового контроля:
Оценка «1» - от 10 до 20 % правильно выполненных заданий.
Оценка «2» - от 21 до 30 % правильно выполненных заданий.
Оценка «3» - 31 – 50 % правильно выполненных заданий.
Оценка «4» – 51 – 85 % правильно выполненных заданий.
Оценка «5» – от 86 до 100 % правильно выполненных заданий.
Оценка самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы. Перечень ошибок:
Грубые ошибки
Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов.
Неумение выделять в ответе главное.
Неумение применять знания для решения задач; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения.
Небрежное отношение к оборудованию.
Негрубые ошибки
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей.
Недочеты
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
5. Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
6. Перечень учебно-методического обеспечения:
Б.А. Воронцов-Вельяминов. Астрономия: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 160 с. 2.
Астрономия: Атлас для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ, 1996.
Школьный астрономический календарь на 2017/2018 учебный год. М.: ДРОФА, 2017
Ридлат Я. Астрономия. Полная энциклопедия. М.:АСТ, 2007
В.М. Чаругин Учебник астрономии для общеобразовательных организаций 10-11 классы, М.: Просвещение,2018.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Календарные сроки | Вид и формы контроля | Наглядные пособия, ТСО, ИКТ | Проектирование, индивидуальные задания для учащихся |
По плану | Фактически |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Глава 1,2. Введение в астрономию 1ч |
-
| Введение в астрономию. | 1 | | | текущий. | Схема, презентация ПКЗН | |
Глава 2. Астрометрия 5ч |
-
| Звездное небо. | 1 | | | текущий | Демонстрационный материал. Модель небесной сферы | ИДЗ |
-
| Небесные координаты. | 1 | | | текущий | Мультимедийная презентация | ИДЗ |
-
| Видимое движение планет и Солнца | | | | | Презентация | |
-
| Движения Луны и затмения | | | | | Презентация | |
-
| Время и календарь | | | | | Презентация | |
Глава 3. Небесная механика 3ч |
7. | Система мира | 1 | | | текущий | Мультимедийная презентация | |
8. | Законы Кеплера движения планет | 1 | | | текущий | Мультимедийная презентация | |
9. | Космические скорости и межпланетные перелеты | 1 | | | | Презентация | |
Глава 4. Строение Солнечной системы 7ч |
10. | Современные представления о строении и составе Солнечной системы. | 1 | | | текущий | Мультимедийная презентация, оборудование, плакат, презентация | ИДЗ |
11. | Планета Земля | 1 | | | текущий | Презентация. | ИДЗ |
12. | Луна и ее влияние на Землю | 1 | | | промежуточныйтестирование | Раздаточный материал. | |
13. | Планеты земной группы | 1 | | | текущий. | Презентация | |
14. | Планеты-гиганты | 1 | | | текущий. | Презентация | |
15. | Малые тела Солнечной системы | 1 | | | текущий. | Презентация | |
16. | Современные представления о происхождении Солнечной системы | 1 | | | | Презентация | |
Глава 5. Астрофизика и звездная астрономия 1 ч |
17. | Методы астрофизических исследований. | 1 | | | текущий. | Презентация Демонстрация | |