СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 10 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа №3 имени Синяка Федора Васильевича»

(МБОУ «Школа №3»)



«Рассмотрено»

На заседании

методического совета

МБОУ «Школа №3»

от _____2021 года №__

__________/__________


«Согласовано»

Заместитель директора

по УВР

___________/_________

___ ________ 2021 года

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Школа №3»

Приказ от ____________№___

________________Ж.А. Семак





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

астрономия

2021–2022 учебный год





Уровень среднего общего образования: 10 класс

Количество часов в неделю: 1

Учитель: кандидат технических наук, доцент Чирков В.К.





Программа разработана на основе:


Программы по астрономии для 10 класса. Базовый уровень.; Авторской рабочей программы по астрономии для 10-11 класса (базовый уровень) под ред. В.М.Чаругина.



2021 год



Пояснительная записка

Настоящая рабочая учебная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12 2012 г. № 273-ФЗ);

  • Закон «Об образовании в Ростовской области» (от 14.11.2013 г. №26-ЗС);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897);

  • Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»

  • Программа: Астрономия. Базовый уровень. 10 класс: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. – М.: Дрофа, 2018.

  • Учебный план МБОУ «Школа №3» на 2021/2022 учебный год.

При составлении данной рабочей программы за основу взяты:

  1. Программа по астрономии для 10 класса. Базовый уровень.

  2. Авторская рабочая программа (Астрономия. Методическое пособие для 10-11 классов. Базовый уровень. // Под ред. В.М.Чаругина – М.: Просвещение, 2018.);

  3. УМК «Сферы» по астрономии для 10-11 классов. В.М.Чаругин. Базовый уровень.



Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники:


[1] Чаругин, В.М. Астрономия. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2018.



Целью данной программы является: освоение знаний о небесных телах и системах, овладение умениями исследования небесной сферы, развитие и воспитание учащихся, применение физических навыков в повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками.

Астрономия занимает особое место в системе естественно-научных знаний, так как она затрагивает глубинные вопросы существования человека в окружающем мире и в ней концентрируются основные противоречия между бытием человека и его сознанием. На протяжении тысячелетий астрономия шагала в ногу с философией и религией, информацией, почерпнутой из наблюдений звёздного неба, питала внутренний мир человека, его религиозные представления об окружающем мире. Во всех древних философских школах астрономия занимала ведущее место. Так как астрономия не затрагивала непосредственно условия жизни и деятельности человека, то потребность в ней возникала на более высоком уровне умственного и духовного развития человека, и поэтому, она была доступна пониманию узкого круга образованных людей.

Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Достаточно вспомнить механику, математический анализ, развитые Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом зиждутся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология.

В задачи обучения астрономии входят:

  • развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять астрономические явления;

  • овладение школьными знаниями о физической природе небесных тел и систем, строении и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • усвоение школьниками идей о принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира;

  • формирование познавательного интереса к фи­зике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолже­нию образования и сознательному выбору профессии.

  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

  • формирование научного мировоззрения;

  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.


По учебному плану МБОУ «Школа №3» 2021/2022 учебного года на изучение предмета в 10 классе базового уровня отводится 35 часов в год (по 1 часу в неделю). Согласно календарному учебному графику на 2021/2022 учебный год:


Класс

Кол-во часов

10А

34


Недостающий один час будет восстановлен за счет уплотнения темы «Обобщающее повторение».















1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:


  • ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

  • готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.

  • Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

  • гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;

  • признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

  • интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;

  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

  • готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных     ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

  • эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.


Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:

  • ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

  • положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.


Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

  • уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,

  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

  • готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

  • потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;

  • готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.


Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:

  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.


Метапредметные результаты:


Познавательные:

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.




Регулятивные: 

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Коммуникативные:

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты:


Введение в Астрономию

Выпускник на базовом уровне научится:

  • воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой, математикой и другими науками;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа;


Астрометрия и небесная механика

Выпускник на базовом уровне научится:

  • воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

  • воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

  • воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

  • вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

  • формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего уточненного) закона Кеплера;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

  • объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

  • применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.


Астрофизика и звёздная астрономия

Выпускник на базовом уровне научится:

  • определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

  • характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

  • описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к

  • поверхности;

  • объяснять механизм возникновения на Солнц грануляции и пятен;

  • описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

  • вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

  • называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

  • сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

  • объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

  • описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

  • оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • описывать этапы формирования и эволюции звезды;

  • характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.


Строение Солнечной системы

Выпускник на базовом уровне научится:

  • описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

  • объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.


Наша галактика и Вселенная

Выпускник на базовом уровне научится:

  • объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

  • характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

  • определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

  • распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

  • сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

  • обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

  • формулировать закон Хаббла;

  • определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

  • оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

  • интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее

  • расширения — Большого взрыва;

  • интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще

  • неизвестна.


Современные проблемы во Вселенной

Выпускник на базовом уровне научится:

  • систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной;



Общие предметные результаты освоения программы:


Выпускник на базовом уровне научится:

  • соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

  • самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;

  • сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;

  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

  • определять несколько путей достижения поставленной цели;

  • выбирать оптимальный путь достижения цели, учитывая эффективность расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;

  • задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;

  • оценивать последствия достижения поставленной цели в учебной деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.

  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;

  • распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

  • использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;

  • осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

  • искать и находить обобщенные способы решения задач;

  • приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;

  • анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;

  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск

  • возможности широкого переноса средств и способов действия;

  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно;

  • ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться);

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.);

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;

  • координировать и выполнять работу в условиях виртуального взаимодействия (или сочетания реального и виртуального);

  • согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом/решением;

  • представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;


Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;

  • точно и емко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений;

  • анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их безопасного использования в повседневной жизни;

  • использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.










2. Содержание учебного предмета


Содержание

раздела

Формы организации учебных занятий

Основные виды учебной деятельности

Раздел 1. Введение в астрономию (1 час)

Введение: Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной, её структура и масштабы. Далёкие глубины Вселенной.

Лекции с элементами беседы. Устный опрос.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Выполнение домашних заданий.

Раздел 2. Астрометрия (5 часов)

Звездное небо: Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария.

Небесные координаты: Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат.

Видимое движение планет и Солнца: Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное движение Солнца по эклиптике.

Движение Луны и затмения: Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений.

Время и календарь: Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь.

Лекции с элементами беседы. Практикум по

решению задач.

Устный опрос.


Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Исследование суточного видимого движения Солнца.

Построение графических моделей небесной сферы.
Работа с компьютерными приложениями для отображения звездного неба. Решение количественных и качественных задач. Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Выполнение домашних заданий.

Раздел 3. Небесная механика (3 часа)

Системы мира: геоцентрическая и гелиоцентрическая.

Законы Кеплера: I, II и III.

Космические скорости и межпланетные перелёты.

Лекции с элементами беседы. Практикум по

решению задач.

Устный опрос.


Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Решение количественных и качественных задач. Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Выполнение домашних заданий.



Раздел 4. Солнечная система (7 часов)

Строение солнечной системы: современные представления об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта.

Планета Земля: Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли.

Луна и её влияние на Землю:
Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и движение точки весеннего равноденствия.

Планеты земной группы:
Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами.

Планеты-гиганты и Планеты-карлики: Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики.

Малые тела Солнечной системы: Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов.

Происхождение Солнечной системы: современные представления и теории.

Лекции с элементами беседы. Устный опрос.


Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Выполнение домашних заданий.

Раздел 5. Астрофизика и звёздная астрономия (7 часов)

Методы астрофизических исследований: Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры.

Солнце: Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли.

Внутреннее строение Солнца: Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино.

Звёзды: Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр–светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики.

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры, двойные и переменные звёзды: Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтринные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них.

Новые и сверхновые звёзды:
Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд.

Эволюция звёзд: Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двоичной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений.

Лекции с элементами беседы. Практикум по

решению задач.

Устный опрос.


Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Построение хода лучей в телескопах. Наблюдение и объяснение свечения звезд. Построение диаграммы Герцшпрунга-Рессела.
Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Выполнение домашних заданий.








Раздел 6. Млечный путь – наша галактика (3 часа)

Газ и пыль в Галактике:

Как образуются отражательные туманности. Почему светятся диффузные туманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.

Звёздные скопления:

Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике.

Чёрная дыра в центре Млечного Пути: Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд. Космические лучи.

Лекции с элементами беседы.

Устный опрос.


Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Выполнение домашних заданий.

Раздел 7. Галактики и Вселенная (5 часов)

Классификация галактик:
Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них.

Активные галактики и квазары:

Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр в них.

Скопления галактик:

Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактик и скоплений во Вселенной.

Лекции с элементами беседы. Практикум по

решению задач.

Устный опрос.


Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Определение скорости удаления галактик по их спектрам.

Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Выполнение домашних заданий.



Космология: Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Модель «горячей Вселенной»:
Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной.



Раздел 8. Современные проблемы астрономии (2 часа)

Вселенная и тёмная энергия:
Вклад тёмноӗ материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания.

Поиск жизни и разума во Вселенной:
Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им.

Лекции с элементами беседы. Практикум по

решению задач.

Устный опрос.


Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах.

Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Выполнение домашних заданий.

Раздел 9. Обобщающее повторение (2 часа)

Естественнонаучная картина мира, резерв.

Лекции с элементами беседы.

Устный опрос.

Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником.

Устный ответ. Слушание и анализ выступлений своих товарищей.












3. Календарно-тематическое планирование по астрономии

10 класс 2021-2022 учебный год

35 часов, 1 час в неделю


п.п.

Тема

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт


ВВЕДЕНИЕ В АСТРОНОМИЮ (1 час)

1

Введение

1

1.09



АСТРОМЕТРИЯ (5 часов)

2

Звёздное небо.

1

8.09


3

Небесные координаты.

1

15.09


4

Видимое движение планет и Солнца.

1

22.09


5

Движение Луны и затмения.

1

29.09


6

Время и календарь.

1

6.10



НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА (3 часа)

7

Системы мира.

1

13.10


8

Законы Кеплера.

1

20.10


9

Космические скорости и межпланетные перелёты.

1

27.10



СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА (7 часов)

10

Строение солнечной системы.

1

10.11


11

Планета Земля.

1

17.11


12

Луна и её влияние на Землю.

1

24.11


13

Планеты земной группы.

1

1.12


14

Планеты-гиганты и Планеты-карлики.

1

8.12


15

Малые тела Солнечной системы.

1

15.12


16

Происхождение Солнечной системы.

1

22.12



АСТРОФИЗИКА И ЗВЁЗДНАЯ АСТРОНОМИЯ (7 часов)

17

Методы астрофизических исследований.

1

29.12


18

Солнце.

1

12.01


19

Внутреннее строение Солнца.

1

19.01


20

Звёзды.

1

26.01


21

Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры, двойные и переменные звёзды.

1

2.02


22

Новые и сверхновые звёзды.

1

9.02


23

Эволюция звёзд.

1

16.02



МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ – НАША ГАЛАКТИКА (3 часа)

24

Газ и пыль в Галактике

1

2.03


25

Звёздные скопления

1

9.03


26

Чёрная дыра в центре Млечного Пути

1

16.03



ГАЛАКТИКИ И ВСЕЛЕННАЯ (5 часов)

27

Классификация галактик.

1

6.04


28

Активные галактики и квазары.

1

13.04


29

Скопления галактик.

1

20.04


30

Космология.

1

27.04


31

Модель «горячей Вселенной».

1

4.05



СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АСТРОНОМИИ (2 часа)

32

Вселенная и тёмная энергия.

1

11.05


33

Поиск жизни и разума во Вселенной.

1

18.05



ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 часа)

34

Естественнонаучная картина мира, резерв

1

25.05


35

Естественнонаучная картина мира, резерв

1