Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация
Пухляковская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Вениаминовича Калинина
(МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина)
| | УТВЕРЖДАЮ: директор _______________(Д.В. Заберов) Приказ № 121 от «28» августа 2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа по предмету
Астрономия |
наименование предмета по учебному плану |
Уровень образования: | среднее общее образование |
| |
Классы: | 10-11 |
| |
Количество часов, всего: | 34 |
| |
Учитель: | Клопотовская Тамара Александровна |
| |
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута среднего (полного) общего образования по астрономии (базовый уровень) от 17.05.2012 № 413(ред.от 29.06.2017) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), основной образовательной программой среднего общего образования МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина, учебного плана (приказ МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина № 109 от 27.08.2020г.),
2020-2021 учебный год
Р АССМОТРЕНА на заседании методического объединения | наименование методического объединения по приказу | Протокол № _____ от «___»___________2020 г. Председатель методического объединения ________________(_______________) | | СОГЛАСОВАНА: заместитель директора по учебной работе _______________(А.В. Папина) от «___»___________2020 г. |
АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Рабочая программа по астрономии |
Адресность программы | Программа адресована обучающимся 10-11 класса МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина |
Разработчик программы | Клопотовская Тамара Александровна, учитель |
УМК «Астрономия | . Учебник «Астрономия. Базовый уровень 10-. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута Москва .Дрофа 2020г |
Место предмета в учебном плане | В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на изучение астрономии в 10-11 классе 0,5 часа в неделю (34 часа за 2 года). |
Внесенные изменения и их обоснование | - |
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4
1.1 Личностные результаты: 4
1.2.Метапредметные результаты: 4
1.3.Предметные результаты: 4
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10
3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам и годам изучения 10
3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «геометрия», 11 класс 11
4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ 13
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.1 Личностные результаты:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, коммуникативной и др.);
сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
1.2.Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3.Предметные результаты:
Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии» позволяют:
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.
Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы» позволяют:
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.
Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:
определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:
объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
равнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.
Предметные результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в лицее является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление о:
философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
истории науки;
новейших разработках в области науки и технологий;
правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (меж предметные задачи);
использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнпознавательных задач;
использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные УУД:
1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно по данной теме.
2. Составление плана и последовательности действий в решении задач.
3. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план решения задач и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
4. Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения темы.
5. Волевая само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
2. Поиск и выделение необходимой информации.
3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
4. Смысловое чтение как осмысление цели чтения.
5. Умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.
6. Способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Коммуникативные УУД:
1. Сознательная ориентация обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
2. Умение интегрироваться в группу сверстников при работе в группах.
3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при изучении темы.
4. Умение использовать адекватные языковые средства.
5. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
астрономии 10-11 классов :
Введение (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Строение Солнечной системы (7 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы (8 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.
Строение и эволюция Вселенной (7 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам и годам изучения
№ | Тема | Количество часов |
Всего | в том числе: |
Лабораторные Работы | Контрольные Работы |
| 10 класс | | | |
1 | Введение | 2 | | Тест |
2 | Практические основы астрономии. | 5 | 0 | 1 |
3 | Строение Солнечной системы. | 7 | 1 | 1 |
4 | Природа тел Солнечной системы. | 3 | 0 | 1 |
| Всего | 17 | 0 | 3 |
| 11 класс | | | |
1 | Природа тел Солнечной системы | 4 | 1 | 1 |
2 | Солнце и звезды. | 6 | 0 | 2 |
3 | Строение и эволюция Вселенной. | 7 | 0 | 1 |
Всего | 34 | 1 | 4 |
3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «геометрия», 11 класс
№ урока | Дата | Кол-во часов | Тема урока |
план | Факт |
Тема 1. Введение 2 часа |
| 9.09 | | 1 | Предмет астрономии |
| 23.09 | | 1 | Наблюдения- основа астрономии |
Тема 2. Практические основы астрономии. 5 часов |
| 7.10 | | 1 | Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты. |
| 21.10 | | 1 | Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное движение Солнца. Эклиптика. |
| 18.11 | | 1 | Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны |
| 2.12 | | 1 | Время и календарь. |
| 16.12 | | 1 | КР №1 «Практические основы астрономии» |
Тема 3. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч) |
| 30.12 | | 1 | Развитие представлений о строении мира |
| 20.01 | | 1 | Конфигурации планет. Синодический период |
| 3.02 | | 1 | Законы движения планет Солнечной системы. |
| 17.02 | | 1 | Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. ПР №1 с планом Солнечной системы. |
| 3.03 | | 1 | Открытие и применение закона всемирного тяготения. |
| 17.03 | | 1 | Движение искусственных спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной системе |
| 7.04 | | 1 | КР №2 «Строение Солнечной системы» |
Тема 4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (3 ч) |
| 21..04 | | 1 | Общие характеристики планет |
| 5.05 | | 1 | Система Земля и Луна, Планеты земной группы. |
| 19.05 | | 1 | Итоговая КР |
11 класс |
Природа тел Солнечной системы (4 часа) |
| | | 1 | Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. |
| | | 1 | Земля и Луна - двойная планета. |
| | | 1 | Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Метеоры, болиды, метеориты. |
| | | 1 | Контрольная работа |
Солнце и звезды (6 часов) |
| | | 1 | Солнечная активность и её влияние на Землю. |
| | | 1 | Физическая природа звезд. Переменные и нестационарные звезды. |
| | | 1 | Контрольная работа |
| | | 1 | Эволюция звезд. |
| | | 1 | Проверочная работа «Солнце и Солнечная система». |
| | | 1 | Контрольная работа |
Строение и эволюция Вселенной. 7 часов |
| | | | Наша Галактика. |
| | | | Наша Галактика |
| | | | Другие звездные системы – галактики. |
| | | | Космология начала ХХ века. |
| | | | Основы современной космологии. |
| | | | Основы современной космологии |
| | | | Контрольная работа |
Всего, часов: | 34 | |
4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ
№ урока | Дата | Тема урока | Причина и способ корректировки |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |