СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии 10 класс

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с УМК Воронцова-Вельямива Астрономия .Базовый уровень 10-11 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии 10 класс»

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация

Пухляковская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия Вениаминовича Калинина

(МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина)




УТВЕРЖДАЮ:

директор



_______________(Д.В. Заберов)

Приказ № 121

от «28» августа 2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММа по предмету


Астрономия

наименование предмета по учебному плану


Уровень образования:

среднее общее образование



Классы:

10-11



Количество часов, всего:

34




Учитель:

Клопотовская Тамара Александровна






Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута среднего (полного) общего образования по астрономии (базовый уровень) от 17.05.2012 № 413(ред.от 29.06.2017) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»), основной образовательной программой среднего общего образования МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина, учебного плана (приказ МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина № 109 от 27.08.2020г.),






2020-2021 учебный год

Р АССМОТРЕНА

на заседании

методического объединения


наименование методического объединения по приказу


Протокол № _____

от «___»___________2020 г.

Председатель

методического объединения

________________(_______________)


СОГЛАСОВАНА:

заместитель директора

по учебной работе



_______________(А.В. Папина)


от «___»___________2020 г.


АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Наименование программы

Рабочая программа по астрономии

Адресность программы

Программа адресована обучающимся 10-11 класса МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина

Разработчик программы

Клопотовская Тамара Александровна, учитель

УМК «Астрономия

. Учебник «Астрономия. Базовый уровень 10-. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута Москва .Дрофа 2020г

Место предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОО ПСОШ им. А.В. Калинина на изучение астрономии в 10-11 классе 0,5 часа в неделю (34 часа за 2 года).

Внесенные изменения и их обоснование

-























СОДЕРЖАНИЕ



1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 4

1.1 Личностные результаты: 4

1.2.Метапредметные результаты: 4

1.3.Предметные результаты: 4

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 8

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10

3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам и годам изучения 10

3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «геометрия», 11 класс 11

4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ 13
















1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


1.1 Личностные результаты:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  2. сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, коммуникативной и др.);

  3. сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

  4. готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

1.2.Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и

  2. второстепенные задачи;

  3. умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;

  4. владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

  5. готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  6. умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  7. владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;

  8. владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

1.3.Предметные результаты:

Предметные результаты изучения темы «Практические основы астрономии» позволяют:

  1. воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

  2. объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

  3. объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

  4. применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Предметные результаты изучения темы «Строение Солнечной системы» позволяют:

  1. воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

  2. воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

  3. вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по угловым размерам и расстоянию;

  4. формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

  5. описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

  6. объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

  7. характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

Предметные результаты изучения темы «Природа тел Солнечной системы» позволяют:

  1. формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

  2. определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеоры, болиды, метеориты);

  3. описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

  4. перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

  5. проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

  6. объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

  7. описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

  8. характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

  9. описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

  10. описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

  11. объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Предметные результаты освоения темы «Солнце и звезды» позволяют:

  1. определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

  2. характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

  3. описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

  4. объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

  5. описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

  6. вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

  7. называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;

  8. сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

  9. объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

  10. описывать механизм вспышек новых и сверхновых;

  11. оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

  12. описывать этапы формирования и эволюции звезды;

  13. характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Предметные результаты изучения темы «Строение и эволюция Вселенной» позволяют:

  1. объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

  2. характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

  3. определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период — светимость»;

  4. распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

  5. равнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

  6. обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

  7. формулировать закон Хаббла;

  8. определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;

  9. оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

  10. интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы горячей Вселенной;

  11. классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения — Большого взрыва;

  12. интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой еще неизвестна.

Предметные результаты «Жизнь и разум во Вселенной» позволяют:

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в лицее является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление о:

  • философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;

  • таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;

  • том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;

  • истории науки;

  • новейших разработках в области науки и технологий;

  • правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);

  • деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).

Выпускник сможет:

  • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (меж предметные задачи);

  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнпознавательных задач;

  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;

  • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;

  • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;

  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;

  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;

  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;

  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;

  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;

  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;

  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);

  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

1. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно по данной теме.

2. Составление плана и последовательности действий в решении задач.

3. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план решения задач и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

4. Оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения темы.

5. Волевая само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

2. Поиск и выделение необходимой информации.

3. Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4. Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

5. Умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи.

6. Способность и умение обучающихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

Коммуникативные УУД:

1. Сознательная ориентация обучающихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

2. Умение интегрироваться в группу сверстников при работе в группах.

3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми при изучении темы.

4. Умение использовать адекватные языковые средства.

5. Умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

астрономии 10-11 классов :

Введение (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Строение и эволюция Вселенной (7 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3.1. Объем изучаемого материала и его распределение по темам и годам изучения



Тема

Количество часов

Всего

в том числе:

Лабораторные

Работы

Контрольные

Работы


10 класс




1

Введение

2


Тест

2

Практические основы астрономии.

5

0

1

3

Строение Солнечной системы.

7

1

1

4

Природа тел Солнечной системы.

3

0

1


Всего

17

0

3


11 класс




1

Природа тел Солнечной системы

4

1

1

2

Солнце и звезды.

6

0

2

3

Строение и эволюция Вселенной.

7

0

1

Всего

34

1

4

3.2. Календарно-тематический план учебного предмета «геометрия», 11 класс


урока

Дата

Кол-во

часов

Тема урока

план

Факт

Тема 1. Введение 2 часа

9.09


1

Предмет астрономии

23.09


1

Наблюдения- основа астрономии

Тема 2. Практические основы астрономии. 5 часов

7.10


1

Звезды и созвездия. Небесные координаты и звездные карты.

21.10


1

Видимое движение звезд на различных географических широтах. Годичное движение Солнца. Эклиптика.

18.11


1

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны

2.12


1

Время и календарь.

16.12


1

КР №1 «Практические основы астрономии»

Тема 3. СТРОЕНИЕ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (7 ч)

30.12


1

Развитие представлений о строении мира

20.01


1

Конфигурации планет. Синодический период

3.02


1

Законы движения планет Солнечной системы.

17.02


1

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. ПР №1 с планом Солнечной системы.

3.03


1

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

17.03


1

Движение искусственных спутников, космических аппаратов (КА) в Солнечной системе

7.04


1

КР №2 «Строение Солнечной системы»

Тема 4. ПРИРОДА ТЕЛ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ (3 ч)

21..04


1

Общие характеристики планет

5.05


1

Система Земля и Луна, Планеты земной группы.

19.05


1

Итоговая КР

11 класс

Природа тел Солнечной системы (4 часа)




1

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.



1

Земля и Луна - двойная планета.



1

Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Метеоры, болиды, метеориты.



1

Контрольная работа

Солнце и звезды (6 часов)



1

Солнечная активность и её влияние на Землю.



1

Физическая природа звезд. Переменные и нестационарные звезды.



1

Контрольная работа



1

Эволюция звезд.



1

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».



1

Контрольная работа

Строение и эволюция Вселенной. 7 часов




Наша Галактика.




Наша Галактика




Другие звездные системы – галактики.




Космология начала ХХ века.




Основы современной космологии.




Основы современной космологии




Контрольная работа

Всего, часов:

34






4. ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ


урока

Дата

Тема урока

Причина и способ корректировки

план

факт