СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предназначена для очно-заочной школы выпускного класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по астрономии»



Казенное общеобразовательное учреждение Омской области«Средняя школа № 1 (очно-заочная)»


«Рассмотрено» Руководитель МО _______/_________

Протокол №

от « »_________20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора ________/_________


« »___________20___г

«Утверждено» Директор школы

________/_________

Приказ №_____

от « »________20___г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по учебному предмету «Астрономия»

_____________________________________


12 класс

_________________________


на 2017 – 2018 учебный год




Составители программы:

учитель физики высшей категории Деменкова Н.В.

учитель физики высшей категории Шабалина Л.Н.



г. Омск –2017


Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Наряду с другими учебными предметами её изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся.

Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Механика, математический анализ развиты Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом строятся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология. Астрономия пронизывает и лежать в основе современного естествознания.

Цели изучения астрономии

Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;
  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
  • формирование научного мировоззрения;
  • формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Рабочая программа по астрономии составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” с изменениями и дополнениями).Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. №1089».

  2. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 года № ТС-194/08. «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».

  3. Учебного плана КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» на 2017-2018 учебный год, разработанного на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования Российской федерации (приказ № 1312 от 09. 03. 2004г.).

  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 с изменениями). Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  5. Примерная рабочая программа «Астрономия». Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. 32 с. — (Сферы 1-11), (под редакцией В.М. Чаругина).

Место предмета в учебном плане и изменения, внесенные в авторскую программу

В связи с изменениями, внесенными в федеральный компонент государственного образовательного стандарта от 07 июня 2017г. № 506, вводится предмет «Астрономия». На основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 изучение учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.В учебный план КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» на 2017-2018 учебный год введен учебный предмет «Астрономия» в 12 классе. КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» перераспределила часы внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки (с учётом утверждённых постановлением Главного санитарного врача от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"). Обучение в школе осуществляется в очно-заочной форме, которая предполагает сокращение аудиторных часов в учебном плане и изучение отдельных тем учебного предмета «Астрономия» самостоятельно. Контроль изученного материала выносится на зачет. Аудиторные часы реализуются за счет часов, отведенных на изучение темы «Строение и эволюция Вселенной» в учебном предмете «Физика».

Рабочая программа по астрономии составлена на уровень среднего общего образования на основании Примерной рабочей программы «Астрономия», опубликованной в методическом пособии под редакцией В.М. Чаругина. В пособии даны рекомендации по изучению тем, составляющих содержание курса астрономии базового уровня. Содержание курса реализуется за 36 часов из расчёта 1 ч в неделю.

По учебному плану школы содержание курса «Астрономия» реализуется за 35часов из расчёта1 ч в неделю: 0,25 ч.- аудиторные часы и 0,75 ч. – самообразование. Аудиторные часы распределены по учебному году следующим образом: 0,5ч. во втором полугодии. В течение года учителями проводятся индивидуальные консультации.

В 2017-2018 учебном году школой выбран модульный принцип изучения учебного предмета «Астрономия». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, с учётом календарного учебного графика школы. Четвертый модуль предполагает проведение групповых консультаций по основным темам учебного предмета, которые выносятся на зачёт. Прохождение 3 и 4 модулей пересекается во времени.

Первое полугодие

по четным неделям – самообразование

Второе полугодие

Модуль 1



Часы

Модуль 2

Часы

Модуль 3

по четным неделям - самообразование

по нечетным неделям –индивид. консультация

Часы

Модуль 4

по нечетным неделям – групповая консультация (0,5 ч.) по расписанию

Часы

Введение


Астрометрия


Небесная механика

1


4


2

Строение Солнечной системы


Астрофизика и звездная астрономия (часть 1)

6




4

Астрофизика и звездная астрономия (часть 2)


Млечный путь – наша Галактика


Галактики


Строение и эволюция Вселенной


Современные проблемы астрономии


2




2




2




2




1

Астрометрия

1

Небесная механика

1

Строение Солнечной системы

1

Астрофизика и звездная астрономия

1

Млечный путь – наша Галактика

1

Галактики

1

Строение и эволюция Вселенной. Итоговое тестирование

1

Современные проблемы астрономии. Подготовка к зачету

2

Всего за 1-е полугодие: 17 часов

Всего за 2-е полугодие: 18 часов



Содержание и объем курса



Изучаемые темы

Количество часов по программе

Количество часов по рабочей программе


1

12 класс

Введение в астрономию


1


1

2

Астрометрия

5

5

3

Небесная механика

3

3

4

Строение Солнечной системы

7

7

5

Астрофизика и звездная астрономия

7

7

6

Млечный путь – наша Галактика

3

3

7

Галактики

3

3

8

Строение и эволюция Вселенной

3

3

9

Современные проблемы астрономии

3

3


Всего часов за 12 класс:

35 +1 час резерв


35


Введение в астрономию

Строение и масштабы Вселенной, современные наблюдения. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселеннаярасширяется.Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.

Астрометрия

Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.

Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца поэклиптике.

Движение Луны и затмения. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений

Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного солнечногокалендаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианскийкалендари.Небесная механика

Гелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы вантичные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них,парсек.

Законы Кеплера. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.

Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.

Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.

Строение Солнечной системы

Современные представления о Солнечной системе.Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты- гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.

Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.

Планеты земной группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса иДеймоса.

Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.

Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.


Астрофизика и звездная астрономия

Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.

Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю ибиосферу.

Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.

Основные характеристики звёзд.Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.

Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.

Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры.Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и ихпараметры.

Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.

Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновыхзвёзд.

Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.

Млечный Путь–наша Галактика. Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему светятсядиффузныетуманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновыхзвёзд.


Галактики.Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.

Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них.

Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр вних.

Скопления галактик. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скопленийгалактик.

Строение и эволюция Вселенной. Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.

Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи вней.

Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемыесвойствареликтовогоизлучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.

Современные проблемы астрономии. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.

Обнаружение планет возле других звёзд.Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни наних.

Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.

Программно-методическое обеспечение

Учебные пособия

Методическое обеспечение

  1. «Астрономия». 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017г. -144с: ил. – (Сферы 1-11).

  2. Тетрадь-практикум (Готовится к выпуску.Октябрь 2017 г.)

  3. Задачник (Готовится к выпуску.Октябрь 2017 г.)

  4. Тетрадь-экзаменатор (Готовится к выпуску.Iквартал 2018)




Примерная рабочая программа «Астрономия». Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. 32 с. — (Сферы 1-11), (под редакцией В.М. Чаругина).

Учебно-методические пособия


Технологические карты урока (Готовится к выпуску.I квартал 2018)







Тематическое планирование по предмету: астрономия

Класс: _______________ Форма обучения: очно-заочная

Количество часов:

по программе _____

по учебному плану______

ИК-6

ИК-9

Всего часов

I

II

Всего часов

I

II







по тематическому планированию




Часов в неделю _______

Плановых контрольных работ:

1

2

3

4

Дата





Дата





Зачетов:

1

Дата


Полугодие

1

11

Дата




Административных контрольных работ:



Полугодие

1

11

Дата



Контрольных работ по линии МО:




Тематическое планирование составила: __________




Темы

Основное содержание

Специальные ЗУН


Знать/понимать:

Уметь:

Введение (1 ч)

1.1.Введение в астрономию

Введение в астрономию

Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной


Ресурсы : Учебник, § 1, 2

  • Что изучает астрономия;

  • Роль наблюдений в астрономии;

  • Значение астрономии;

  • Что такое Вселенная;

  • Структура и масштабы Вселенной


Астрометрия (5 ч)

2.1. Звёздное небо

Звёздное небо

Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария


Ресурсы:Учебник, § 3

  • что такое созвездие;

  • названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфукаждого из этих созвездий;

  • основные точки, линии икруги на небеснойсфере:

    • горизонт,

    • полуденная линия,

    • небесный меридиан,

    • небесный экватор,

    • эклиптика,

    • зенит,

    • полюс мира,

    • ось мира,

    • точки равноденствий и солнцестояний;

  • теорему о высоте полюса мира над горизонтом;

  • основные понятия сферической и практической астрономии:

- использовать подвижную

звёздную карту для решения следующих задач:

а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту;

в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и

определять условия видимости светил.

  • решать задачи на связь высоты светила в кульминации с географической широтой места наблюдения;

  • определять высоту светила в

3.2. Небесные координаты

Небесные координаты Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил.

Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат


Ресурсы : Учебник, § 4

4.3. Видимое движение планет и Солнца

Видимое движение планет и Солнца Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное


движение Солнца по эклиптике


Ресурсы: Учебник, § 5

  • кульминация и высота

светила над горизонтом;

-прямое восхождение и склонение;

  • сутки;

  • отличие между новым и старым стилями;

  • величины:

    • угловые размеры Луны и Солнца;

    • даты равноденствий и солнцестояний;

    • угол наклона эклиптики к экватору;

    • соотношения между мерами и мерами времени для измерения углов;

    • продолжительность года;

    • число звёзд, видимых невооружённымвзглядом;

  • принципы определения географической широты и

долготы по астрономическим наблюдениям;

  • причины и характер видимого движения звезд и Солнца, а также годичного движения Солнца

кульминации и его склонение;

  • географическую высоту места наблюдения;

  • рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи;

  • осуществлять переход к разным системам счетавремени.

  • находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу;

  • отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие

звёзды в них:

    • Большую Медведицу,

    • Малую Медведицу (с Полярной звездой),

    • Кассиопею,

    • Лиру (с Вегой),

    • Орёл (с Альтаиром),

    • Лебедь (с Денебом),

    • Возничий (с Капеллой),

    • Волопас (с Арктуром),

    • Северную корону,

    • Орион (с Бетельгейзе),

    • Телец (с Альдебараном),

    • Большой Пёс (с Сириусом)

5.4. Движение Луны и затмения

Движение Луны и

затмения

Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений


Ресурсы : Учебник, § 6

6.5. Время и календарь

Время и календарь

Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь


Ресурсы : Учебник, § 7

Небеснаямеханика (3 ч)

7.1. Система мира

Система мира

Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного

движения планет; доказательства

  • понятия:

    • гелиоцентрическая система мира;

    • геоцентрическая система мира;

  • применять законы Кеплера и

закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

  • решать задачи на расчёт


Движения Земли вокруг Солнца;

Годичный параллакс звёзд

Ресурсы : Учебник, § 8

  • синодический период;

  • звёздный период;

  • горизонтальный параллакс;

  • угловые размеры светил;

  • первая космическая скорость;

  • вторая космическая скорость;

  • способы определения размеров и массы Земли;

  • способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера;

  • законы Кеплера и их связь с законом тяготения

расстояний по известному

параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера

8.2. Законы Кеплера движения планет

Законы Кеплера

движения планет

Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел

Ресурсы: Учебник, § 9

9.3. Космические скорости и

межпланетные перелёты

Космические скорости

и межпланетные перелёты Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита К.А. к планетам, время полёта к планете

Ресурсы: Учебник, § 10, 11

СтроениеСолнечнойсистемы (7 ч)

10.1. Современные представления остроении и составе Солнечной системы

Современные

представления о строении и составе Солнечной системы Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта

Ресурсы : Учебник, § 12

  • происхождениеСолнечной

системы;

  • основные закономерности в Солнечнойсистеме;

  • космогоническиегипотезы;

  • системаЗемля–Луна;

  • основныедвиженияЗемли;

  • формаЗемли;

  • природаЛуны;

  • общая характеристикапланет земной группы (атмосфера, поверхность);

  • общая характеристика планет- гигантов(атмосфера;

  • пользоваться планом

Солнечной системы и справочными данными;

  • определять по астрономическому календарю, какие планеты и в каких созвездиях видны на небев

данное время;

-находить планеты на небе, отличая их от звёзд;

  • применять законы Кеплера и закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов;

11.2. Планета Земля

Планета Земля

Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли

Ресурсы: Учебник, § 13



поверхность);

  • спутники и кольца планет- гигантов;

  • астероидыиметеориты;

  • поясастероидов;

  • кометыиметеоры



12.3.Луна и её влияние на Землю

Луна и её влияние на

Землю

Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и

Движение точки весеннего равноденствия


Ресурсы : Учебник, § 14

13.4.Планеты земной группы

Планеты земной

группы

Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами


Ресурсы: Учебник, § 15

14.5. Планеты-гиганты. Планеты-

карлики

Планеты-гиганты.

Планеты-карлики Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики


Ресурсы: Учебник, § 16

15.6.Малые тела Солнечной системы

Малые тела

Солнечной системы


Физическая природа астероидов

и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов


Ресурсы: Учебник, § 17



16.7.Современные представления опроисхождении Солнечной системы

Современные

представления о происхождении Солнечной системы

Современные представления о происхождении Солнечной системы


Ресурсы: Учебник, § 18

Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч)

17.1. Методы астрофизических

Исследований. Тестирование за 1-е полугодие.

Методы

астрофизических исследований Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и

рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры


Ресурсы: Учебник, § 19

  • основныефизические

характеристикиСолнца:

    • масса,

    • размеры,

    • температура;

  • схему строения Солнцаи физическиепроцессы,

происходящие в его недрах и атмосфере;

  • основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние наЗемлю;

  • основные характеристики звёзд в сравнении сСолнцем:

    • спектры,

    • температуры,

    • светимости;

  • применятьосновныеположения

ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и

звёзд;

  • анализироватьдиаграммы

«спектр–светимость» и «масса– светимость»;

  • находитьнанебезвёзды:

    • альфыМалойМедведицы,

    • альфыЛиры,

    • альфыЛебедя,

18.2. Солнце

Солнце

Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли


Ресурсы: Учебник, § 20

  • пульсирующиеивзрывающиеся

звезд;

  • порядок расстояния до звёзд, способы определения иразмеров звёзд;

  • единицыизмерениярасстояний:

    • парсек,

    • световойгод;

  • важнейшиезакономерностимиразвёзд;

  • диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»;

  • способ определениямасс двойныхзвёзд;

  • основные параметрысостояния звёздноговещества:

    • плотность,

    • температура,

    • химическийсостав,

    • физическоесостояние;

  • важнейшиепонятия:

    • годичныйпараллакс,

    • светимость,

    • абсолютнаязвёзднаявеличина;

  • устройствоиназначениетелескопа;

  • устройство и назначение рефракторов ирефлекторов

  • альфыОрла,

  • альфыОриона,

  • альфыБлизнецов,

  • альфыВозничего,

  • альфыМалогоПса,

  • альфыБольшогоПса,

  • альфыТельца

19.3. Внутреннее строение и источник энергии Солнца

Внутреннее строение и

источник энергии Солнца Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца;

наблюдения солнечных нейтрино


Ресурсы: Учебник, § 21


20.4. Основные характеристики звёзд

Основные

характеристики звёзд Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды,

красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики



Ресурсы: Учебник, § 22–23


21.5. Белые карлики, нейтронные

звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды

Белые карлики,

нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения

двойных звёзд и определение их



масс; пульсирующие переменные

звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них


Ресурсы: Учебник, § 24–25



22.6. Новые и сверхновые звёзды

Новые и сверхновые

звёзды

Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд


Ресурсы: Учебник, § 26

23.7.Эволюция звёзд

Эволюция звёзд

Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме

«спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений


Ресурсы: Учебник, § 27

Млечныйпуть (3 ч)

24.1. Газ и пыль в Галактике

Газ и пыль в

Галактике

Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики;

  • понятиетуманности;

  • основные физические параметры, химический состави распределение межзвёздного вещества вГалактике;

  • примерныезначения

  • объяснятьпричиныразличия

видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе;

  • находитьрасстояниямежду


спиральная структура Галактики

Ресурсы: Учебник, § 28

следующих величин:

- расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры,

  • инфракрасныйтелескоп;

  • оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд.

звёздами в окрестности Солнца,

их число в Галактике, её размеры;

- оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд

25.2. Рассеянные и шаровые звёздныескопления

Рассеянные и

шаровые звёздные скопления Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике

Ресурсы: Учебник, § 29

26.3.Сверхмассивная чёрная дыра вцентре Млечного Пути

Сверхмассивная

чёрная дыра в центре Млечного Пути

Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в

инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд

Ресурсы: Учебник, § 30

Галактики (3 ч)

27.1. Классификация галактик

Классификация

галактик

Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них

Ресурсы: Учебник, § 31

  • основныефизические

параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике;

  • примерныезначенияследующихвеличин:

  • основные типы галактик, различия междуними;

  • примерноезначениеи

физическийсмыслпостояннойХаббла;

  • возрастнаблюдаемыхнебесныхтел

- объяснятьпричиныразличия

видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе

28.2. Активные галактики и квазары

Активные галактики

и квазары

Природа активности галактик;

природа квазаров

Ресурсы: Учебник, § 32






29.3. Скопления галактик

Скопления галактик

Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и

рентгеновское излучение от него; ячеистая структура

распределения Галактик и скоплений во Вселенной

Ресурсы: Учебник, § 33

Строение и эволюция Вселенной (3 ч)

30.1. Конечность и бесконечность

Вселенной.

Конечность и

бесконечность Вселенной

Связь закона всемирного

тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной

Ресурсы: Учебник, § 34, 35


  • связьзаконавсемирного

тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной;

  • чтотакоефотометрическийпарадокс;

  • необходимость общей теории относительности дляпостроения модели Вселенной;

  • понятие «горячаяВселенная»;

  • крупномасштабнуюструктуруВселенной;

  • чтотакоеметагалактика;

  • космологическиемоделиВселенной

- использоватьзнанияпофизике

и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира

31.2.Расширяющаяся Вселенная

Расширяющаяся Вселенная

Космологическая модель Вселенной. Возраст Вселенной

32.3. Модель «горячей Вселенной» иреликтовое излучение

Модель «горячей

Вселенной»

Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной

Ресурсы: Учебник, § 36


Современныепроблемыастрономии (3 ч)

33.1. Ускоренное расширение

Вселенной и тёмная энергия

Ускоренное

расширение Вселенной и тёмная энергия

Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания

  • какиенаблюденияподтвердили

теориюускоренногорасширенияВселенной;

  • что исследователи понимают под тёмнойэнергией;

  • зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная;

  • условия возникновенияпланет околозвёзд;

  • методы обнаружения экзопланет около другихзвёзд;

  • об эволюции Вселенной и жизни воВселенной;

  • проблемыпоискавнеземныхцивилизаций;

  • формулаДрейка

  • использоватьзнания,

полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира;

  • обосновывать свою точку зрения о возможности существованиявнеземных

цивилизаций и их контактов с нами


Ресурсы: Учебник, § 37


34.2. Обнаружение планет возле

других звёзд. Итоговое тестирование «Основы астрономии»

Обнаружение планет

возле других звёзд

Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями

благоприятными для жизни



Ресурсы: Учебник, § 38


35.3. Поиск жизни и разума во

Вселенной. Подготовка к зачёту.

Поиск жизни и разума

во Вселенной

Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им



Ресурсы: Учебник, § 39


Зачет по астрономии (по билетам)


Планирование групповой консультации


Темы


Дата

Дата

По плану

Фактически

По плану

Фактически


Введение (1 ч.)






1.1

Введение в астрономию







Астрометрия (5 ч.)






2.1

Звёздноенебо






3.2

Небесныекоординаты





4.3

Видимое движение планет и Солнца





5.4

ДвижениеЛуны и затмения





6.5

Время и календарь






Небесная механика (3 ч.)






7.1

Система мира






8.2

ЗаконыКеплерадвиженияпланет






9.3

Космические скорости и

межпланетные перелёты






СтроениеСолнечнойсистемы (7 ч.)





10.1

Современные представления о

строении и составе Солнечной системы





11.2

ПланетаЗемля





12.3

Луна и её влияние на Землю






13.4

Планетыземнойгруппы





14.5

Планеты-гиганты. Планеты-карлики





15.6

МалыетелаСолнечнойсистемы





16.7

Современные представления опроисхождении Солнечной системы






Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч.)





17.1

Методы астрофизическихисследований. Тестирование за 1-е полугодие.





18.2

Солнце





19.3

Внутреннее строение и источникэнергии Солнца





20.4

Основные характеристики звёзд





21.5

Белые карлики, нейтронныезвёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды





22.6

Новые и сверхновыезвёзды





23.7

Эволюциязвёзд






Млечный путь – наша Галактика (3 ч.)





24.1

Газ и пыль в Галактике





25.2

Рассеянные и шаровые звёздные

скопления





26.3

Сверхмассивная чёрная дыра в

центре Млечного Пути







Галактики (3ч.)





27.1

Классификациягалактик





28.2

Активныегалактики и квазары





29.3

Скоплениягалактик






Строение и эволюция Вселенной (3 ч.)





30.1

Конечность и бесконечностьВселенной.





31.2

Расширяющаяся Вселенная






32.3

Модель «горячей Вселенной» иреликтовое излучение






Современныепроблемыастрономии (3 ч.)





33.1

Ускоренное расширениеВселенной и тёмная энергия





34.2

Обнаружение планет возледругих звёзд. Итоговое тестирование «Основы астрономии»





35.3

Поиск жизни и разума воВселенной. Подготовка к зачету









Планирование групповой консультации на 2017-2018 учебный год


Темы групповой консультации


Дата

Дата

Дата

По плану

Фактически

По плану

Фактически

По плану

Фактически

1

Астрометрия.

Тестирование за 1-е полугодие.








2

Небесная механика







3

Современные представления о строении, составе и происхождении Солнечной системы







4

Астрофизика и звёздная астрономия







5

Млечный путь – наша Галактика







6

Галактики







7

Строение и эволюция Вселенной. Итоговое тестирование «Основы астрономии»







8

Современныепроблемыастрономии







9

Подготовка к зачету














Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

смысл физического закона Хаббла;

основные этапы освоения космического пространства;

гипотезы происхождения Солнечной системы;

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;

уметь:

приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях.











45