Казенное общеобразовательное учреждение Омской области«Средняя школа № 1 (очно-заочная)»
«Рассмотрено» Руководитель МО _______/_________ Протокол № от « »_________20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора ________/_________ « »___________20___г | «Утверждено» Директор школы ________/_________ Приказ №_____ от « »________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Астрономия»
_____________________________________
12 класс
_________________________
на 2017 – 2018 учебный год
Составители программы:
учитель физики высшей категории Деменкова Н.В.
учитель физики высшей категории Шабалина Л.Н.
г. Омск –2017
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Астрономия - одна из древнейших естественных наук - относится к областям человеческих знаний, получившим динамичное развитие в XXI веке. Изучение астрономии влияет на формирование и расширение представлений человека о мире и Вселенной.Астрономия - введен как отдельный учебный предмет, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом. Наряду с другими учебными предметами её изучение будет способствовать формированию естественнонаучной грамотности и развитию познавательных способностей обучающихся.
Всё современное естествознание: физика, математика, география и другие науки — питалось и развивалось благодаря развитию астрономии. Механика, математический анализ развиты Ньютоном и его последователями в основном для объяснения движения небесных тел. Современные идеи и теории: общая теория относительности, физика элементарных частиц — во многом строятся на достижениях современной астрономии, таких её разделов, как астрофизика и космология. Астрономия пронизывает и лежать в основе современного естествознания.
Цели изучения астрономии
Изучение астрономии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:
осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественно-научной картины мира;
- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
- формирование научного мировоззрения;
- формирование навыков использования естественно-научных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Рабочая программа по астрономии составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” с изменениями и дополнениями).Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 июня 2017 г. № 506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования России 5 марта 2004 г. №1089».
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 года № ТС-194/08. «Методические рекомендации по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования».
Учебного плана КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» на 2017-2018 учебный год, разработанного на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного Министерством образования Российской федерации (приказ № 1312 от 09. 03. 2004г.).
Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014г. №253 с изменениями). Приказа Министерства образования и науки РФ от 20 июня 2017 г. № 581 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Примерная рабочая программа «Астрономия». Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. 32 с. — (Сферы 1-11), (под редакцией В.М. Чаругина).
Место предмета в учебном плане и изменения, внесенные в авторскую программу
В связи с изменениями, внесенными в федеральный компонент государственного образовательного стандарта от 07 июня 2017г. № 506, вводится предмет «Астрономия». На основании письма Министерства образования и науки Российской Федерации «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 года № ТС-194/08 изучение учебного предмета "Астрономия" как обязательного в общеобразовательных организациях Российской Федерации вводится с 2017/18 учебного года по мере создания в образовательных организациях соответствующих условий.В учебный план КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» на 2017-2018 учебный год введен учебный предмет «Астрономия» в 12 классе. КОУ «Средняя школа №1 (очно-заочная)» перераспределила часы внутри учебного плана в рамках нормативов учебной нагрузки (с учётом утверждённых постановлением Главного санитарного врача от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"). Обучение в школе осуществляется в очно-заочной форме, которая предполагает сокращение аудиторных часов в учебном плане и изучение отдельных тем учебного предмета «Астрономия» самостоятельно. Контроль изученного материала выносится на зачет. Аудиторные часы реализуются за счет часов, отведенных на изучение темы «Строение и эволюция Вселенной» в учебном предмете «Физика».
Рабочая программа по астрономии составлена на уровень среднего общего образования на основании Примерной рабочей программы «Астрономия», опубликованной в методическом пособии под редакцией В.М. Чаругина. В пособии даны рекомендации по изучению тем, составляющих содержание курса астрономии базового уровня. Содержание курса реализуется за 36 часов из расчёта 1 ч в неделю.
По учебному плану школы содержание курса «Астрономия» реализуется за 35часов из расчёта1 ч в неделю: 0,25 ч.- аудиторные часы и 0,75 ч. – самообразование. Аудиторные часы распределены по учебному году следующим образом: 0,5ч. во втором полугодии. В течение года учителями проводятся индивидуальные консультации.
В 2017-2018 учебном году школой выбран модульный принцип изучения учебного предмета «Астрономия». Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершённую часть предмета, с учётом календарного учебного графика школы. Четвертый модуль предполагает проведение групповых консультаций по основным темам учебного предмета, которые выносятся на зачёт. Прохождение 3 и 4 модулей пересекается во времени.
Первое полугодие по четным неделям – самообразование | Второе полугодие |
Модуль 1 | Часы | Модуль 2 | Часы | Модуль 3 по четным неделям - самообразование по нечетным неделям –индивид. консультация | Часы | Модуль 4 по нечетным неделям – групповая консультация (0,5 ч.) по расписанию | Часы |
Введение Астрометрия Небесная механика | 1 4 2 | Строение Солнечной системы Астрофизика и звездная астрономия (часть 1) | 6 4 | Астрофизика и звездная астрономия (часть 2) Млечный путь – наша Галактика Галактики Строение и эволюция Вселенной Современные проблемы астрономии | 2 2 2 2 1 | Астрометрия | 1 |
Небесная механика | 1 |
Строение Солнечной системы | 1 |
Астрофизика и звездная астрономия | 1 |
Млечный путь – наша Галактика | 1 |
Галактики | 1 |
Строение и эволюция Вселенной. Итоговое тестирование | 1 |
Современные проблемы астрономии. Подготовка к зачету | 2 |
Всего за 1-е полугодие: 17 часов | Всего за 2-е полугодие: 18 часов |
Содержание и объем курса
№ | Изучаемые темы | Количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | 12 класс Введение в астрономию | 1 | 1 |
2 | Астрометрия | 5 | 5 |
3 | Небесная механика | 3 | 3 |
4 | Строение Солнечной системы | 7 | 7 |
5 | Астрофизика и звездная астрономия | 7 | 7 |
6 | Млечный путь – наша Галактика | 3 | 3 |
7 | Галактики | 3 | 3 |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 3 | 3 |
9 | Современные проблемы астрономии | 3 | 3 |
| Всего часов за 12 класс: | 35 +1 час резерв | 35 |
Введение в астрономию
Строение и масштабы Вселенной, современные наблюдения. Какие тела заполняют Вселенную. Каковы их характерные размеры и расстояния между ними. Какие физические условия встречаются в них. Вселеннаярасширяется.Где и как работают самые крупные оптические телескопы. Как астрономы исследуют гамма-излучение Вселенной. Что увидели гравитационно-волновые и нейтринные телескопы.
Астрометрия
Звёздное небо и видимое движение небесных светил. Какие звёзды входят в созвездия Ориона и Лебедя. Солнце движется по эклиптике. Планеты совершают петлеобразное движение.Небесные координаты. Что такое небесный экватор и небесный меридиан. Как строят экваториальную систему небесных координат. Как строят горизонтальную систему небесных координат.
Видимое движение планет и Солнца. Петлеобразное движение планет, попятное и прямое движение планет. Эклиптика, зодиакальные созвездия. Неравномерное движение Солнца поэклиптике.
Движение Луны и затмения. Фазы Луны и синодический месяц, условия наступления солнечного и лунного затмений. Почему происходят солнечные затмения. Сарос и предсказания затмений
Время и календарь. Звёздное и солнечное время, звёздный и тропический год. Устройство лунного солнечногокалендаря, проблемы их согласования Юлианский и григорианскийкалендари.Небесная механика
Гелиоцентрическая система мира. Представления о строении Солнечной системы вантичные времена и в средневековье. Гелиоцентрическая система мира, доказательство вращения Земли вокруг Солнца. Параллакс звёзд и определение расстояния до них,парсек.
Законы Кеплера. Открытие И.Кеплером законов движения планет. Открытие закона Всемирного тяготения и обобщённые законы Кеплера. Определение масс небесных тел.
Космические скорости. Расчёты первой и второй космической скорости и их физический смысл. Полёт Ю.А. Гагарина вокруг Земли по круговой орбите.Межпланетные перелёты. Понятие оптимальной траектории полёта к планете. Время полёта к планете и даты стартов.
Луна и её влияние на Землю. Лунный рельеф и его природа. Приливное взаимодействие между Луной и Землёй. Удаление Луны от Земли и замедление вращения Земли. Прецессия земной оси и предварение равноденствий.
Строение Солнечной системы
Современные представления о Солнечной системе.Состав Солнечной системы. Планеты земной группы и планеты- гиганты, их принципиальные различия. Облако комет Оорта и Пояс Койпера. Размеры тел солнечной системы.
Планета Земля. Форма и размеры Земли. Внутреннее строение Земли. Роль парникового эффекта в формировании климата Земли.
Планеты земной группы. Исследования Меркурия, Венеры и Марса, их схожесть с Землёй. Как парниковый эффект греет поверхность Земли и перегревает атмосферу Венеры. Есть ли жизнь на Марсе. Эволюция орбит спутников Марса Фобоса иДеймоса.
Планеты-гиганты. Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна. Вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Природа колец вокруг планет-гигантов.
Планеты-карлики и их свойства. Малые тела Солнечной системы. Природа и движение астероидов. Специфика движения групп астероидов Троянцев и Греков. Природа и движение комет. Пояс Койпера и Облако комет Оорта. Природа метеоров и метеоритов.Метеоры и метеориты. Природа падающих звёзд, метеорные потоки и их радианты. Связь между метеорными потоками и кометами. Природа каменных и железных метеоритов. Природа метеоритных кратеров.
Астрофизика и звездная астрономия
Методы астрофизических исследований. Устройство и характеристики телескопов рефракторов и рефлекторов. Устройство радиотелескопов, радиоинтерферометры.
Солнце. Основные характеристики Солнца. Определение массы, температуры и химического состава Солнца. Строение солнечной атмосферы. Солнечная активность и её влияние на Землю ибиосферу.
Внутреннее строение Солнца. Теоретический расчёт температуры в центре Солнца. Ядерный источник энергии и термоядерные реакции синтеза гелия из водорода, перенос энергии из центра Солнца наружу, конвективная зона. Нейтринный телескоп и наблюдения потока нейтрино от Солнца.
Основные характеристики звёзд.Определение основных характеристик звёзд: массы, светимости, температуры и химического состава. Спектральная классификация звёзд и её физические основы. Диаграмма «спектральный класс» — светимость звёзд, связь между массой и светимостью звёзд.
Внутреннее строение звёзд. Строение звезды главной последовательности. Строение звёзд красных гигантов и сверхгигантов.
Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры.Строение звёзд белых карликов и предел на их массу — предел Чандрасекара. Пульсары и нейтронные звёзды. Природа чёрных дыр и ихпараметры.
Двойные, кратные и переменные звёзды. Наблюдения двойных и кратных звёзд. Затменно-переменные звёзды. Определение масс двойных звёзд. Пульсирующие переменные звёзды, кривые изменения блеска цефеид. Зависимость между светимостью и периодом пульсаций у цефеид. Цефеиды — маяки во Вселенной, по которым определяют расстояния до далёких скоплений и галактик.
Новые и сверхновые звёзды. Характеристики вспышек новых звёзд. Связь новых звёзд с тесными двойными системами, содержащими звезду белый карлик. Перетекание вещества и ядерный взрыв на поверхности белого карлика. Как взрываются сверхновые звёзды. Характеристики вспышек сверхновых звёзд. Гравитационный коллапс белого карлика с массой Чандрасекара в составе тесной двойной звезды — вспышка сверхновой первого типа. Взрыв массивной звезды в конце своей эволюции — взрыв сверхновой второго типа. Наблюдение остатков взрывов сверхновыхзвёзд.
Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Расчёт продолжительности жизни звёзд разной массы на главной последовательности. Переход в красные гиганты и сверхгиганты после исчерпания водорода. Спокойная эволюция маломассивных звёзд, и гравитационный коллапс и взрыв с образованием нейтронной звезды или чёрной дыры массивной звезды. Определение возраста звёздных скоплений и отдельных звёзд и проверка теории эволюции звёзд.
Млечный Путь–наша Галактика. Газ и пыль в Галактике. Как образуются отражательные туманности. Почему светятсядиффузныетуманности. Как концентрируются газовые и пылевые туманности в Галактике.Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Наблюдаемые свойства рассеянных звёздных скоплений. Наблюдаемые свойства шаровых звёздных скоплений. Распределение и характер движения скоплений в Галактике. Распределение звёзд, скоплений, газа и пыли в Галактике. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Галактики и космические лучи. Инфракрасные наблюдения движения звёзд в центре Галактики и обнаружение в центре Галактики сверхмассивной черной дыры. Расчёт параметров сверхмассивной чёрной дыры. Наблюдения космических лучей и их связь со взрывами сверхновыхзвёзд.
Галактики.Как классифицировали галактики по форме и камертонная диаграмма Хаббла. Свойства спиральных, эллиптических и неправильных галактик. Красное смещение в спектрах галактик и определение расстояния до них.
Закон Хаббла. Вращение галактик и тёмная материя в них.
Активные галактики и квазары. Природа активности галактик, радиогалактики и взаимодействующие галактики. Необычные свойства квазаров, их связь с ядрами галактик и активностью чёрных дыр вних.
Скопления галактик. Наблюдаемые свойства скоплений галактик, рентгеновское излучение, температура и масса межгалактического газа, необходимость существования тёмной материи в скоплениях галактик. Оценка массы тёмной материи в скоплениях. Ячеистая структура распределения галактики скопленийгалактик.
Строение и эволюция Вселенной. Конечность и бесконечность Вселенной — парадоксы классической космологии.
Закон всемирного тяготения и представления о конечности и бесконечности Вселенной. Фотометрический парадокс и противоречия между классическими представлениями о строении Вселенной и наблюдениями. Необходимость привлечения общей теории относительности для построения модели Вселенной. Связь между геометрических свойств пространства Вселенной с распределением и движением материи вней.
Расширяющаяся Вселенная. Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрическими свойствами Вселенной. Евклидова и неевклидова геометрия Вселенной. Определение радиуса и возраста Вселенной. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучения Образование химических элементов во Вселенной. Обилие гелия во Вселенной и необходимость образования его на ранних этапах эволюции Вселенной. Необходимость не только высокой плотности вещества, но и его высокой температуры на ранних этапах эволюции Вселенной. Реликтовое излучение — излучение, которое осталось во Вселенной от горячего и сверхплотного состояния материи на ранних этапах жизни Вселенной. Наблюдаемыесвойствареликтовогоизлучения. Почему необходимо привлечение общей теории относительности для построения модели Вселенной.
Современные проблемы астрономии. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Наблюдения сверхновых звёзд I типа в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной. Открытие силы всемирного отталкивания. Тёмная энергия увеличивает массу Вселенной по мере её расширения. Природа силы Всемирного отталкивания.
Обнаружение планет возле других звёзд.Наблюдения за движением звёзд и определения масс невидимых спутников звёзд, возмущающих их прямолинейное движение. Методы обнаружения экзопланет. Оценка условий на поверхностях экзопланет. Поиск экзопланет с комфортными условиями для жизни наних.
Поиски жизни и разума во Вселенной. Развитие представлений о возникновении и существовании жизни во Вселенной. Современные оценки количества высокоразвитых цивилизаций в Галактике. Попытки обнаружения и посылки сигналов внеземным цивилизациям.
Программно-методическое обеспечение
Учебные пособия | Методическое обеспечение |
«Астрономия». 10–11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень/ В.М. Чаругин. – М.: Просвещение, 2017г. -144с: ил. – (Сферы 1-11). Тетрадь-практикум (Готовится к выпуску.Октябрь 2017 г.) Задачник (Готовится к выпуску.Октябрь 2017 г.) Тетрадь-экзаменатор (Готовится к выпуску.Iквартал 2018) | Примерная рабочая программа «Астрономия». Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень: учебное пособие для учителей общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2017. 32 с. — (Сферы 1-11), (под редакцией В.М. Чаругина). Учебно-методические пособия Технологические карты урока (Готовится к выпуску.I квартал 2018) |
Тематическое планирование по предмету: астрономия
Класс: _______________ Форма обучения: очно-заочная
Количество часов:
по программе _____
по учебному плану______
ИК-6 | ИК-9 |
Всего часов | I | II | Всего часов | I | II |
| | | | | |
по тематическому планированию
Часов в неделю _______
Плановых контрольных работ:
Зачетов:
Административных контрольных работ:
Контрольных работ по линии МО:
Тематическое планирование составила: __________
Темы | Основное содержание | Специальные ЗУН |
Знать/понимать: | Уметь: |
Введение (1 ч) |
1.1.Введение в астрономию | Введение в астрономию Астрономия – наука о космосе. Понятие Вселенной. Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной Ресурсы : Учебник, § 1, 2 | | |
Астрометрия (5 ч) |
2.1. Звёздное небо | Звёздное небо Звездное небо. Что такое созвездие. Основные созвездия Северного полушария Ресурсы:Учебник, § 3 | что такое созвездие; названия некоторых созвездий, их конфигурацию, альфукаждого из этих созвездий; основные точки, линии икруги на небеснойсфере: теорему о высоте полюса мира над горизонтом; основные понятия сферической и практической астрономии: | - использовать подвижную звёздную карту для решения следующих задач: а) определять координаты звёзд, нанесённых на карту; б) по заданным координатам объектов (Солнце, Луна, планеты) наносить их положение на карту; в) устанавливать карту на любую дату и время суток, ориентировать её и определять условия видимости светил. |
3.2. Небесные координаты | Небесные координаты Небесный экватор и небесный меридиан; горизонтальные, экваториальные координаты; кульминации светил. Горизонтальная система координат. Экваториальная система координат Ресурсы : Учебник, § 4 |
4.3. Видимое движение планет и Солнца | Видимое движение планет и Солнца Эклиптика, точка весеннего равноденствия, неравномерное |
| движение Солнца по эклиптике Ресурсы: Учебник, § 5 | светила над горизонтом; -прямое восхождение и склонение; долготы по астрономическим наблюдениям; | кульминации и его склонение; географическую высоту места наблюдения; рисовать чертёж в соответствии с условиями задачи; осуществлять переход к разным системам счетавремени. находить стороны света по Полярной звезде и полуденному Солнцу; отыскивать на небе следующие созвездия и наиболее яркие звёзды в них: |
5.4. Движение Луны и затмения | Движение Луны и затмения Синодический месяц, узлы лунной орбиты, почему происходят затмения, Сарос и предсказания затмений Ресурсы : Учебник, § 6 |
6.5. Время и календарь | Время и календарь Солнечное и звёздное время, лунный и солнечный календарь, юлианский и григорианский календарь Ресурсы : Учебник, § 7 |
Небеснаямеханика (3 ч) |
7.1. Система мира | Система мира Геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира; объяснение петлеобразного движения планет; доказательства | | закон всемирного тяготения при объяснении движения планет и космических аппаратов; |
| Движения Земли вокруг Солнца; Годичный параллакс звёзд Ресурсы : Учебник, § 8 | синодический период; звёздный период; горизонтальный параллакс; угловые размеры светил; первая космическая скорость; вторая космическая скорость; способы определения размеров и массы Земли; способы определения расстояний до небесных тел и их масс по закону Кеплера; законы Кеплера и их связь с законом тяготения | расстояний по известному параллаксу (и наоборот), линейных и угловых размеров небесных тел, расстояний планет от Солнца и периодов их обращения по третьему закону Кеплера |
8.2. Законы Кеплера движения планет | Законы Кеплера движения планет Обобщённые законы Кеплера и определение масс небесных тел Ресурсы: Учебник, § 9 |
9.3. Космические скорости и межпланетные перелёты | Космические скорости и межпланетные перелёты Первая и вторая космические скорости; оптимальная полуэллиптическая орбита К.А. к планетам, время полёта к планете Ресурсы: Учебник, § 10, 11 |
СтроениеСолнечнойсистемы (7 ч) |
10.1. Современные представления остроении и составе Солнечной системы | Современные представления о строении и составе Солнечной системы Об отличиях планет земной группы и планет-гигантов; о планетах-карликах; малых телах; о поясе Койпера и облаке комет Оорта Ресурсы : Учебник, § 12 | системы; основные закономерности в Солнечнойсистеме; космогоническиегипотезы; системаЗемля–Луна; основныедвиженияЗемли; формаЗемли; природаЛуны; общая характеристикапланет земной группы (атмосфера, поверхность); общая характеристика планет- гигантов(атмосфера; | Солнечной системы и справочными данными; данное время; -находить планеты на небе, отличая их от звёзд; |
11.2. Планета Земля | Планета Земля Форма Земли, внутреннее строение, атмосфера и влияние парникового эффекта на климат Земли Ресурсы: Учебник, § 13 |
| | поверхность); | |
|
12.3.Луна и её влияние на Землю | Луна и её влияние на Землю Формирование поверхности Луны; природа приливов и отливов на Земле и их влияние на движение Земли и Луны; процессия земной оси и Движение точки весеннего равноденствия |
| Ресурсы : Учебник, § 14 |
13.4.Планеты земной группы | Планеты земной группы Физические свойства Меркурия, Марса и Венеры; исследования планет земной группы космическими аппаратами |
| Ресурсы: Учебник, § 15 |
14.5. Планеты-гиганты. Планеты- карлики | Планеты-гиганты. Планеты-карлики Физические свойства Юпитера, Сатурна, Урана и Нептуна; вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио; природа колец вокруг планет-гигантов; планеты-карлики |
| Ресурсы: Учебник, § 16 |
15.6.Малые тела Солнечной системы | Малые тела Солнечной системы |
| Физическая природа астероидов и комет; пояс Койпера и облако комет Оорта; природа метеоров и метеоритов Ресурсы: Учебник, § 17 | | |
16.7.Современные представления опроисхождении Солнечной системы | Современные представления о происхождении Солнечной системы Современные представления о происхождении Солнечной системы Ресурсы: Учебник, § 18 |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) |
17.1. Методы астрофизических Исследований. Тестирование за 1-е полугодие. | Методы астрофизических исследований Принцип действия и устройство телескопов, рефракторов и рефлекторов; радиотелескопы и радиоинтерферометры Ресурсы: Учебник, § 19 | характеристикиСолнца: происходящие в его недрах и атмосфере; основные проявления солнечной активности, их причины, периодичность и влияние наЗемлю; основные характеристики звёзд в сравнении сСолнцем: спектры, температуры, светимости; | ведущих физических теорий при объяснении природы Солнца и звёзд; «спектр–светимость» и «масса– светимость»; находитьнанебезвёзды: альфыМалойМедведицы, альфыЛиры, альфыЛебедя, |
18.2. Солнце | Солнце Определение основных характеристик Солнца; строение солнечной атмосферы; законы излучения абсолютно твёрдого тела и температура фотосферы и пятен; проявление солнечной активности и её влияние на климат и биосферу Земли |
| Ресурсы: Учебник, § 20 | звезд; порядок расстояния до звёзд, способы определения иразмеров звёзд; единицыизмерениярасстояний: важнейшиезакономерностимиразвёзд; диаграммы «спектр– светимость» и «масса– светимость»; способ определениямасс двойныхзвёзд; основные параметрысостояния звёздноговещества: плотность, температура, химическийсостав, физическоесостояние; важнейшиепонятия: устройствоиназначениетелескопа; устройство и назначение рефракторов ирефлекторов | альфыОрла, альфыОриона, альфыБлизнецов, альфыВозничего, альфыМалогоПса, альфыБольшогоПса, альфыТельца |
19.3. Внутреннее строение и источник энергии Солнца | Внутреннее строение и источник энергии Солнца Расчёт температуры внутри Солнца; термоядерный источник энергии Солнца и перенос энергии внутри Солнца; наблюдения солнечных нейтрино |
| Ресурсы: Учебник, § 21 | |
20.4. Основные характеристики звёзд | Основные характеристики звёзд Определение основных характеристик звёзд; спектральная классификация звёзд; диаграмма «спектр– светимость» и распределение звёзд на ней; связь массы со светимостью звёзд главной последовательности; звёзды, красные гиганты, сверхгиганты и белые карлики | |
| Ресурсы: Учебник, § 22–23 | |
21.5. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды Особенности строения белых карликов и предел Чандрасекара на их массу; пульсары и нейтронные звёзды; понятие чёрной дыры; наблюдения двойных звёзд и определение их | |
| масс; пульсирующие переменные звёзды; цефеиды и связь периода пульсаций со светимостью у них Ресурсы: Учебник, § 24–25 | | |
22.6. Новые и сверхновые звёзды | Новые и сверхновые звёзды Наблюдаемые проявления взрывов новых и сверхновых звёзд; свойства остатков взрывов сверхновых звёзд Ресурсы: Учебник, § 26 |
23.7.Эволюция звёзд | Эволюция звёзд Жизнь звёзд различной массы и её отражение на диаграмме «спектр–светимость»; гравитационный коллапс и взрыв белого карлика в двойной системе из-за перетекания на него вещества звезды- компаньона; гравитационный коллапс ядра массивной звезды в конце её жизни. Оценка возраста звёздных скоплений Ресурсы: Учебник, § 27 |
Млечныйпуть (3 ч) |
24.1. Газ и пыль в Галактике | Газ и пыль в Галактике Наблюдаемые характеристики отражательных и диффузных туманностей; распределение их вблизи плоскости Галактики; | | видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе; |
| спиральная структура Галактики Ресурсы: Учебник, § 28 | следующих величин: - расстояния между звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры, | звёздами в окрестности Солнца, их число в Галактике, её размеры; - оценивать массу и размер чёрной дыры по движению отдельных звёзд |
25.2. Рассеянные и шаровые звёздныескопления | Рассеянные и шаровые звёздные скопления Наблюдаемые свойства скоплений и их распределение в Галактике Ресурсы: Учебник, § 29 |
26.3.Сверхмассивная чёрная дыра вцентре Млечного Пути | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути Наблюдение за движением звёзд в центре Галактики в инфракрасный телескоп; оценка массы и размеров чёрной дыры по движению отдельных звёзд Ресурсы: Учебник, § 30 |
Галактики (3 ч) |
27.1. Классификация галактик | Классификация галактик Типы галактик и их свойства; красное смещение и определение расстояний до галактик; закон Хаббла; вращение галактик и содержание тёмной материи в них Ресурсы: Учебник, § 31 | параметры, химический состав и распределение межзвёздного вещества в Галактике; физическийсмыслпостояннойХаббла; | - объяснятьпричиныразличия видимого и истинного распределения звёзд, межзвёздного вещества и галактик на небе |
28.2. Активные галактики и квазары | Активные галактики и квазары Природа активности галактик; природа квазаров Ресурсы: Учебник, § 32 |
| | | |
29.3. Скопления галактик | Скопления галактик Природа скоплений и роль тёмной материи в них; межгалактический газ и рентгеновское излучение от него; ячеистая структура распределения Галактик и скоплений во Вселенной Ресурсы: Учебник, § 33 |
Строение и эволюция Вселенной (3 ч) |
30.1. Конечность и бесконечность Вселенной. | Конечность и бесконечность Вселенной Связь закона всемирного тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; фотометрический парадокс; необходимость общей теории относительности для построения модели Вселенной Ресурсы: Учебник, § 34, 35 | тяготения с представлениями о конечности и бесконечности Вселенной; чтотакоефотометрическийпарадокс; необходимость общей теории относительности дляпостроения модели Вселенной; понятие «горячаяВселенная»; крупномасштабнуюструктуруВселенной; чтотакоеметагалактика; космологическиемоделиВселенной | - использоватьзнанияпофизике и астрономии для описания и объяснения современной научной картины мира |
31.2.Расширяющаяся Вселенная | Расширяющаяся Вселенная Космологическая модель Вселенной. Возраст Вселенной |
32.3. Модель «горячей Вселенной» иреликтовое излучение | Модель «горячей Вселенной» Связь средней плотности материи с законом расширения и геометрией Вселенной; радиус и возраст Вселенной Ресурсы: Учебник, § 36 |
Современныепроблемыастрономии (3 ч) |
33.1. Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия Вклад тёмной материи в массу Вселенной; наблюдение сверхновых звёзд в далёких галактиках и открытие ускоренного расширения Вселенной; природы силы всемирного отталкивания | теориюускоренногорасширенияВселенной; что исследователи понимают под тёмнойэнергией; зачем в уравнение Эйнштейна была введена космологическая постоянная; условия возникновенияпланет околозвёзд; методы обнаружения экзопланет около другихзвёзд; об эволюции Вселенной и жизни воВселенной; проблемыпоискавнеземныхцивилизаций; формулаДрейка | полученные по физике и астрономии, для описания и объяснения современной научной картины мира; цивилизаций и их контактов с нами |
| Ресурсы: Учебник, § 37 | |
34.2. Обнаружение планет возле других звёзд. Итоговое тестирование «Основы астрономии» | Обнаружение планет возле других звёзд Невидимые спутники у звёзд; методы обнаружения экзопланет; экзопланеты с условиями благоприятными для жизни | |
| Ресурсы: Учебник, § 38 | |
35.3. Поиск жизни и разума во Вселенной. Подготовка к зачёту. | Поиск жизни и разума во Вселенной Развитие представлений о существовании жизни во Вселенной; формула Дрейка и число цивилизаций в Галактике; поиск сигналов от внеземных цивилизаций и подача сигналов им | |
| Ресурсы: Учебник, § 39 | |
Зачет по астрономии (по билетам) |
Планирование групповой консультации
№ | Темы | Дата | Дата |
По плану | Фактически | По плану | Фактически |
| Введение (1 ч.) | | | | |
1.1 | Введение в астрономию | | | | |
| Астрометрия (5 ч.) | | | | |
2.1 | Звёздноенебо | | | | |
3.2 | Небесныекоординаты | | | | |
4.3 | Видимое движение планет и Солнца | | | | |
5.4 | ДвижениеЛуны и затмения | | | | |
6.5 | Время и календарь | | | | |
| Небесная механика (3 ч.) | | | | |
7.1 | Система мира | | | | |
8.2 | ЗаконыКеплерадвиженияпланет | | | | |
9.3 | Космические скорости и межпланетные перелёты | | | | |
| СтроениеСолнечнойсистемы (7 ч.) | | | | |
10.1 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | | | | |
11.2 | ПланетаЗемля | | | | |
12.3 | Луна и её влияние на Землю | | | | |
13.4 | Планетыземнойгруппы | | | | |
14.5 | Планеты-гиганты. Планеты-карлики | | | | |
15.6 | МалыетелаСолнечнойсистемы | | | | |
16.7 | Современные представления опроисхождении Солнечной системы | | | | |
| Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч.) | | | | |
17.1 | Методы астрофизическихисследований. Тестирование за 1-е полугодие. | | | | |
18.2 | Солнце | | | | |
19.3 | Внутреннее строение и источникэнергии Солнца | | | | |
20.4 | Основные характеристики звёзд | | | | |
21.5 | Белые карлики, нейтронныезвёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | | | | |
22.6 | Новые и сверхновыезвёзды | | | | |
23.7 | Эволюциязвёзд | | | | |
| Млечный путь – наша Галактика (3 ч.) | | | | |
24.1 | Газ и пыль в Галактике | | | | |
25.2 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | | | | |
26.3 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | | | | |
| Галактики (3ч.) | | | | |
27.1 | Классификациягалактик | | | | |
28.2 | Активныегалактики и квазары | | | | |
29.3 | Скоплениягалактик | | | | |
| Строение и эволюция Вселенной (3 ч.) | | | | |
30.1 | Конечность и бесконечностьВселенной. | | | | |
31.2 | Расширяющаяся Вселенная | | | | |
32.3 | Модель «горячей Вселенной» иреликтовое излучение | | | | |
| Современныепроблемыастрономии (3 ч.) | | | | |
33.1 | Ускоренное расширениеВселенной и тёмная энергия | | | | |
34.2 | Обнаружение планет возледругих звёзд. Итоговое тестирование «Основы астрономии» | | | | |
35.3 | Поиск жизни и разума воВселенной. Подготовка к зачету | | | | |
Планирование групповой консультации на 2017-2018 учебный год
№ | Темы групповой консультации | Дата | Дата | Дата |
По плану | Фактически | По плану | Фактически | По плану | Фактически |
1 | Астрометрия. Тестирование за 1-е полугодие. | | | | | | |
2 | Небесная механика | | | | | | |
3 | Современные представления о строении, составе и происхождении Солнечной системы | | | | | | |
4 | Астрофизика и звёздная астрономия | | | | | | |
5 | Млечный путь – наша Галактика | | | | | | |
6 | Галактики | | | | | | |
7 | Строение и эволюция Вселенной. Итоговое тестирование «Основы астрономии» | | | | | | |
8 | Современныепроблемыастрономии | | | | | | |
9 | Подготовка к зачету | | | | | | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
уметь:
приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы "цвет-светимость", физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях.
45