Реализуется предметная линия учебников УМК «Сфера» под редакцией В.М. Чаругина.
Класс | Наименование учебника | Автор | Издательство |
11 | Астрономия. 10-11 классы. Базовый уровень | В.М. Чаругин | М.: Просвещение |
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
-осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
-овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
-использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;
-формирование научного мировоззрения;
-формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.
Предметные результаты
В результате изучения астрономии на базовом уровне выпускник должен:
знать/понимать:
- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;
- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
- смысл физического закона Хаббла;
- основные этапы освоения космического пространства;
- гипотезы происхождения Солнечной системы;
- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы; размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
- уметь: приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
- оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях».
Содержание учебного предмета
11 класс
Раздел учебной программы | Основное содержание раздела рабочей программы | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
Предмет астрономии | Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | 1 | | |
Основы практической астрономии | НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь. | 5 | | |
Законы движения небесных тел | Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. | 4 | 1 | |
Строение Солнечной системы | Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ. | 7 | | 1 |
Методы астрономических исследований | Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА. | 3 | | |
Звезды | Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ. Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи. | 5 | 1 | |
Наша Галактика-Млечный Путь | Состав и структура Галактики. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ. | 3 | | |
Галактики. Строение и эволюция Вселенной | Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. ТЕМНАЯ ЭНЕРГИЯ. | 6 | | 1 |
Итого | | 34 | 2 | 2 |
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема урока | Количество часов |
| | 1 четверть Предмет астрономии -1 ч.; Основы практической астрономии - 5 ч.; Законы движения небесных тел- 2 ч. | |
1 | Предмет астрономии | Структуры и масштабы Вселенной. Далёкие глубины Вселенной. Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю.А. Гагарина. Достижения современной космонавтики. | 1 |
2 | Основы практической астрономии | Звездное небо. НЕБЕСНАЯ СФЕРА. ОСОБЫЕ ТОЧКИ НЕБЕСНОЙ СФЕРЫ. НЕБЕСНЫЕ КООРДИНАТЫ. | 1 |
3 | Небесные координаты. Звездная карта, созвездия, использование компьютерных приложений для отображения звездного неба. СВЯЗЬ ВИДИМОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА НЕБЕ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ КООРДИНАТ НАБЛЮДАТЕЛЯ. | 1 |
4 | Видимое движение планет и Солнца Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Движение Земли вокруг Солнца. | 1 |
5 | Движение Луны и затмения . Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. | 1 |
6 | Время и календарь. | 1 |
7 | Законы движения небесных тел (4 часа) | Система мира. Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. | 1 |
8 | Методы определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.. Практическая работа №1 «Работа со звездной картой» | 1 |
| 2 четверть Законы движения небесных тел -2 ч; Строение Солнечной системы -5 ч | |
9 | Законы движения планет. НЕБЕСНАЯ МЕХАНИКА. ЗАКОНЫ КЕПЛЕРА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСС НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. | 1 |
10 | Космические скорости. Межпланетные полеты. ДВИЖЕНИЕ ИСКУССТВЕННЫХ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ. | 1 |
11 | Строение Солнечной системы (7 ч) | Современные представления о Солнечной системе. Происхождение Солнечной системы. | 1 |
12 | Планета Земля. | 1 |
13 | Луна и е влияние на Землю. Система Земля - Луна. | 1 |
14 | Планеты земной группы. Планеты-гиганты. | 1 |
15 | Контрольная работа №1 «Практические основы астрономии. Физическая природа тел Солнечной системы» | 1 |
| 3 четверть Строение Солнечной системы -2ч; Методы астрономических исследований -3 ч.; Звезды -5 ч.; Наша Галактика-Млечный Путь -1 ч. | |
16 | Планеты-карлики. Спутники и кольца планет | 1 |
17 | Малые тела Солнечной системы. АСТЕРОИДНАЯ ОПАСНОСТЬ. Современные представления о происхождении Солнечной системы | 1 |
18 | Методы астрономических исследований (3 часа) | Методы астрофизических исследований. Электромагнитное излучение, космические лучи и ГРАВИТАЦИОННЫЕ ВОЛНЫ как источник информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера | 1 |
19 | Солнце. ЗАКОН СМЕЩЕНИЯ ВИНА. ЗАКОН СТЕФАНА-БОЛЬЦМАНА. Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы | 1 |
20 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца.. Периодичность солнечной активности. РОЛЬ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА СОЛНЦЕ. Солнечно-земные связи. | 1 |
21 | Звезды (5 часов) | Основные характеристики звезд. Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности Внутреннее строение звезд. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. | 1 |
22 | Определение расстояния до звезд, параллакс. Практическая работа №2 «Наблюдение звездного неба» | 1 |
23 | Белые карлики. Нейтронные звезды. Пульсары и черные дыры. ДВОЙНЫЕ, КРАТНЫЕ и переменные звезды. ПЕРЕМЕННЫЕ И ВСПЫХИВАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ. КОРИЧНЕВЫЕ КАРЛИКИ. | 1 |
24 | Новые и сверхновые звезды. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии | 1 |
25 | Внесолнечные планеты. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ ЖИЗНИ ВО ВСЕЛЕННОЙ. | 1 |
26 | Наша Галактика-Млечный Путь (3 часа) | Газ и пыль в Галактике. Состав и структура Галактики. Межзвездный газ и пыль | 1 |
| 4 четверть Наша Галактика-Млечный Путь -2 ч.; Галактики. Строение и эволюция Вселенной -6 ч. | |
27 | Рассеянные и шаровые звездные скопления. ЗВЕЗДНЫЕ СКОПЛЕНИЯ | 1 |
28 | Сверхмассивная черная дыра в центре Галактики. Вращение Галактики. ТЕМНАЯ МАТЕРИЯ. | 1 |
29 | Галактики. Строение и эволюция Вселенной (6 ч) | Классификация галактик. Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. | 1 |
30 | Активные галактики и квазары. Скопление галактик Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. | 1 |
31 | Конечность и бесконечность Вселенной – парадоксы классической космологии. Расширяющаяся Вселенная. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла | 1 |
32 | Контрольная работа №2 «Солнце и звезды. Галактики» | 1 |
33 | Ускоренное расширение Вселенной и темная энергия. ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. | 1 |
34 | Обнаружение планет около других звезд. Поиск жизни и разума во Вселенной. | 1 |