СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Астрономии

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Астрономии»


МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОРТА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«САРАТОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»





УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБПОУ «СОУОР»

___________ Быстров Н. А.

«_____»____________ 2019 г.







Рабочая программа учебной дисциплины


ОУД.13 Астрономия

по специальности

49.02.01 «Физическая культура» углубленный уровень подготовки

код и наименование




















Саратов 2019г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего общего образования и предназначена для специальности 49.02.01 Физическая культура, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 49.00.00 Физическая культура и спорт.



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Саратовское областное училище (техникум) олимпийского резерва» (далее ГБПОУ «СОУОР»).


Разработчики:


Дудинская Марина Львовна, преподаватель

Кайдаш Юлия Александровна, методист





Рекомендована методическим советом ГБПОУ «СОУОР» для использования в учебном процессе (протокол №__ от «__»____________2019 г.)






СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ РабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Астрономия»


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 49.02.01 Физическая культура, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 49.00.00 Физическая культура и спорт.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для реализации программ дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов в сфере физической культуры и спорта.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина включена в цикл общеобразовательных дисциплин

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели учебной дисциплины:

- осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования естественнонаучной картины мира;

- приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

- овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

- формирование научного мировоззрения;

- формирование навыков использования естественнонаучных и физико-математических знаний для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

Задачи учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен знать:

- смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

- смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

- смысл физического закона Хаббла;

- основные этапы освоения космического пространства;

- гипотезы происхождения Солнечной системы;

- основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

- размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся

должен уметь:

-приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

- описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико – химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет – светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

- характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы. Методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

- находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

- использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

а) понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

б) оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно – популярных статьях.

Освоение дисциплины направлено на формирование общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов;

самостоятельной работы обучающегося 19 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:


практические работы

19

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:


индивидуальное проектное задание

10

внеаудиторная самостоятельная работа:

9


Итоговая аттестация в форме зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Астрономия»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3


Введение

Содержание учебного материала

3


1

Содержание учебной дисциплины «Астрономия» и ее задачи при освоении специальности СПО. Связь с другими учебными дисциплинами

2

2

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка сообщения «Астрономия – древнейшая из наук»

1


Раздел 1. История развития астрономии


9

Тема 1.1. Астрономия в древности. Звездное небо.

Содержание учебного материала

9


1

Предмет астрономии. Изменение вида звездного неба в течение года. Звездное небо. Блеск светил.

4

2

2

Изменение вида звездного неба в течение суток. Способы определения географической широты. Основы измерения времени

2

Практическая работа

4


1

Изменение звездного неба в течение суток

2

Ознакомление с инструментами оптической (наблюдательной) Астрономии

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка реферата: «История календаря»

1


Раздел 2. Строение солнечной системы


10

Тема 2.1. Строение солнечной системы

Содержание учебного материала

10

1

Видимое движение планет. Развитие представлений о Солнечной системе.

4

2

2

Законы Кеплера - законы движения небесных тел, обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера. Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел.

2

Практическая работа

4


3

Природа Луны.

4

Планеты земной группы

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка презентации «Современные обсерватории»

2



Раздел 3. Физическая природа тел солнечной системы


10


Тема 3.1. Физическая природа тел солнечной системы

Содержание учебного материала

10

1

Планеты Система "Земля - Луна". Природа Луны земной группы

4

2

2

Планеты-гиганты. Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры.

2

Практическая работа

4


5

Планеты – Гиганты (выступления с сообщениями)


6

Малые тела Солнечной системы (выступления с сообщениями)


Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка реферата «История происхождения названий ярчайших объектов неба»

2

Раздел 4. Солнце и звезды


11

Тема 4.1.Солнце и звезды


Содержание учебного материала

11

1

Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. Источники энергии и внутреннее строение Солнца. Солнце и жизнь Земли. Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. Двойные звезды. Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

2

22

Практическая работа

7


7

Солнце – ближайшая звезда (выступления с сообщениями)

8

Наша Галактика – Млечный путь (выступления с сообщениями)

9

Поиски жизни на других планетах. Человечество заявляет о себе (выступления с сообщениями)


10

Решение проблемных заданий


Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка презентации «Античные представления философов о строении мира»

2

Раздел 5. Строение и эволюция Вселенной


5


Тема 5.1. Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

5

1

Наша Галактика. Другие галактики. Метагалактика. Происхождение и эволюция звезд.

4

2

2

Происхождение планет.

2

Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Подготовка презентации «Самые высокие горы планет земной группы»

1


Проектная деятельность

Содержание

10


Исследовательская деятельность - проведение исследования по выбранной тематике, фиксация результатов, составление отчета; реферативная деятельность – анализ литературы в соответствии с темой, разработка реферата; моделирование – разработка модели, лабораторного стенда или макета с описанием действия и применения, составление отчета


Примерная тематика проектов:

1. Полярные сияния.

2. Самая тяжелая и яркая звезда во Вселенной.

3. Экзопланеты.

4. Правда и вымысел: белые и серые дыры.

5. История открытия и изучения черных дыр.

6. Методы поиска экзопланет.

7. История радиопосланий землян другим цивилизациям.

8. История поиска радиосигналов разумных цивилизаций.

9. Идеи множественности миров в работах Дж. Бруно.

10. Проекты переселения на другие планеты: фантазия или осуществимая реальность.


Всего:

58

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • специализированная мебель.

Технические средства обучения:

  • компьютер для оснащения рабочего места преподавателя;

  • мультимедиа-проектор.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Чаругин В.М. Астрономия. Учебник для 10-11 классов/В.М.Чаругин.- М.: Просвещение, 2018.

Дополнительные источники:


1. Астрономия. Базовый уровень. 11 класс Б.А. Воронцов – Вельяминов, Е.К.Страут –М.: Дрофа, 2017

2. Галактики / ред.-сост. В. Г. Сурдин. — М.: Физматлит, 2013.

3. Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Вып. 127. Приложение к журналу «Квант», № 3. — М.: Изд-во МЦНМО, 2013. — (Квант).

4. Сурдин В. Г. Галактики. — М.: Физматлит, 2013.

5. Сурдин В. Г. Разведка далеких планет. — М.: Физматлит, 2013.


Интернет ресурсы:

1. Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu. su/EAAS

2. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm

3. Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai.msu.ru

4. Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн им. Н.В.Пушкова РАН. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. izmiran.ru

5. Компетентностный подход в обучении астрономии по УМК В.М.Чаругина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=TKNGOhR3 w1s&feature=youtu. be

6. Корпорация Российский учебник. Астрономия для учителей физики. Серия вебинаров. Часть 1. Преподавание астрономии как отдельного предмета. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=YmE4YLArZb0

Часть 2. Роль астрономии в достижении учащимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=gClRXQ-qjaI

Часть 3. Методические особенности реализации курса астрономии в урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС СОО. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www. youtube.com/watch?v=Eaw979Ow_c0

7. Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. astronews.ru/

8. Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/

9. Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet.ru

10. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru

11. Энциклопедия «Космонавтика». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia


http://www.astro.websib.ru/

http://www.myastronomy.ru

http://class-fizika.narod.ru

https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty

http://earth-and-universe.narod.ru/index.html

http://catalog.prosv.ru/item/28633

http://www.planetarium-moscow.ru/

https://sites.google.com/site/auastro2/levitan

http://www.gomulina.orc.ru/

http://www.myastronomy.ru


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:


  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико – химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет – светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы. Методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

а) понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

б) оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно – популярных статьях.

-защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера;







- проверка практических заданий:

традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка;








- наблюдение за ростом творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;




- анализ проблемных ситуаций и ситуационных задач.





- наблюдение за ростом творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.

Знания:


  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой Взрыв, черная дыра;

  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

  • смысл физического закона Хаббла;

  • основные этапы освоения космического пространства;

  • гипотезы происхождения Солнечной системы,

основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики.



-проверка заданий по работе с информацией, документами, литературой;







-проверка практических заданий;


-оценка и анализ результатов тестирования;



-защита докладов, рефератов, презентаций, проекта;


-защита докладов, рефератов, презентаций, проекта.



Преподаватель: __________________________/_____________________/

Методист: ________________________/_____________________/








ОДОБРЕНА

цикловой комиссией

общеобразовательных дисциплин


Протокол №_____

от « » __________________ 2019г.


Председатель цикловой комиссии


_______________ / ________________



7