I Планируемые результаты
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:
смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояние и соединение планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеорит, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь:
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу, Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе Полярную звезда, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время сток для данного населённого пункта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;
для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
IIСодержание учебного предмета
Введение (1 час)
Введение в астрономию
Астрометрия (5 час)_
Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь.
Небесная механика (3 час)
Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение солнечной системы(7 час)
Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.
Астрофизика и звездная астрономия (7 час)
Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.
Млечный Путь (3 час.)
Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути.
Галактики (3 час)
Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (2 час)
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.
Современные проблемы астрономии (3 час)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе |
лаб. работы | зачет |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Астрометрия | 5 | | 1 |
3 | Небесная механика | 3 | | 1 |
4 | Строение солнечной системы | 7 | | 1 |
5 | Астрофизика и звездная астрономия | 7 | | 1 |
6 | Млечный путь | 3 | | 1 |
7 | Галактика | 3 | | 1 |
8 | Строение и эволюция Вселенной | 2 | | 1 |
9 | Современные проблемы астрономии | 3 | | |
| Итого: | 34 | | |
Календарно - тематический план
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение (1 ч) |
1 | 1 | Введение в астрономию | 1.09 | |
Астрометрия (5 ч) |
2 | 1 | Звёздное небо | 8.09 | |
3 | 2 | Небесные координаты | 15.09 | |
4 | 3 | Видимое движение планет и Солнца | 22.09 | |
5 | 4 | Движение Луны и затмения | 29.09 | |
6 | 5 | Время и календарь | 6.10 | |
Небесная механика (3 ч) |
7 | 1 | Система мира | 13.10 | |
8 | 2 | Законы Кеплера движения планет | 20.10 | |
9 | 3 | Космические скорости и межпланетные перелёты | 27.10 | |
Строение Солнечной системы (7 ч) |
10 | 1 | Современные представления о строении и составе Солнечной системы | | |
11 | 2 | Планета Земля | | |
12 | 3 | Луна и её влияние на Землю | | |
13 | 4 | Планеты земной группы | | |
14 | 5 | Планеты-гиганты. Планеты- карлики | | |
15 | 6 | Малые тела Солнечной системы | | |
16 | 7 | Современные представления о происхождении Солнечной системы | | |
Астрофизика и звёздная астрономия (7 ч) |
17 | 1 | Методы астрофизических исследований | | |
18 | 2 | Солнце | | |
19 | 3 | Внутреннее строение и источник энергии Солнца | | |
20 | 4 | Основные характеристики звёзд | | |
21 | 5 | Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды | | |
22 | 6 | Новые и сверхновые звёзды | | |
23 | 7 | Эволюция звёзд | | |
Млечный путь (3 ч) |
24 | 1 | Газ и пыль в Галактике | | |
25 | 2 | Рассеянные и шаровые звёздные скопления | | |
26 | 3 | Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути | | |
Галактики (3 ч) |
27 | 1 | Классификация галактик | | |
28 | 2 | Активные галактики и квазары | | |
29 | 3 | Скопления галактик | | |
Строение и эволюция Вселенной (2 ч) |
30 | 1 | Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная | | |
31 | 2 | Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение | | |
Современные проблемы астрономии (3 ч) |
32 | 1 | Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия | | |
33 | 2 | Обнаружение планет возле других звёзд | | |
34 | 3 | Поиск жизни и разума во Вселенной | | |
8