Пояснительная записка
Рабочая программа по астрономии разработана на основе учебной программы по
астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11 класс», Е.П. Левитана.
Рабочая программа по астрономии ориентирована на использование базового учебника
«Астрономия 11 класс» , Б.А.Воронцов-Вельяминов, Е.П. Левитан. ,предусматривающим
изучение астрономии в объеме 18 часов (0,5 часа в неделю).
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в
содержании рабочей программа по астрономии предполагается реализовать актуальные в
настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный
подходы, которые определяют задачи обучения:
- Приобретение знаний и умений для использования в практической
деятельности и повседневной жизни;
- Овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и
рефлексивной деятельностей;
- Освоение познавательной, информационной, коммуникативной,
рефлексивной компетенций.
Компетентностный подход определяет следующие особенности предъявления
содержания образования: оно представлено в виде трех тематических блоков,
обеспечивающих формирование компетенций. В первом блоке представлены дидактические
единицы, обеспечивающие совершенствование навыков научного познания. Во втором —
дидактические единицы, которые содержат сведения по теории физики. Это содержание
обучения является базой для развития познавательной компетенции учащихся. В третьем
блоке представлены дидактические единицы, отражающие историю развития физики и
обеспечивающие развитие учебно-познавательной и рефлексивной компетенции. Таким
образом, календарно-тематическое планирование обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет
воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана
способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры
школьников, их приобщению к современной физической науке и технике, усилению
мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно
востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной
политики. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний»,
сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,
обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному
поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику
адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где
социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять
творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
3.Учебно-тематический план.
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение в астрономию. | 5 |
2 | Строение солнечной системы. | 3 |
3 | Физическая природа тел Солнечной системы. | 3 |
4 | Солнце и звезды. | 5 |
5 | Строение и эволюция вселенной. | 2 |
| Итого | 18 |
4.Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока, раздел | Дата |
| Введение в астрономию. | |
1 | Предмет астрономии. | 15.09.17 |
2 | Звездное небо. Изменение звездного неба в течение суток. | 29.09.17 |
3 | Изменение звездного неба в течение года. Способы определения географической широты. | 13.10.17 |
4 | Основы измерения времени. | 27.10.17 |
5 | Видимое движение планет. | 10.11.17 |
| Строение солнечной системы. | |
6 | Развитие представлений о Солнечной системе. | 24.11.17 |
7 | Законы Кеплера. | 08.12.17 |
8 | Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. | 22.12.17 |
| Физическая природа тел Солнечной системы. | |
9 | Система «Земля-Луна». Планеты земной группы. | 19.01.18 |
10 | Планеты-гиганты. | 02.02.18 |
11 | Астероиды и метеориты. Кометы и метеоры. | 16.02.18 |
| Солнце и звезды. | |
12 | Общие сведения о Солнце. Строение атмосферы Солнца. | 02.03.18 |
13 | Источники энергии и внутреннее строение Солнца. | 16.03.18 |
14 | Расстояние до звезд. Пространственные скорости звезд. | 13.04.18 |
15 | Физическая природа звезд. Связь между физическими характеристиками звезд. | 27.04.18 |
16 | Двойные звезды, новые и сверхновые звезды. Физические переменные. | 11.05.18 |
| Строение и эволюция вселенной. | |
17 | Наша галактика. Другие галактики. | 25.05.18 |
18 | Метагалактика. Происхождение и эволюция галактик, звезд. Жизнь и разум во Вселенной. | 31.05.18 |
5.Содержание тем учебного курса
I. Введение в астрономию (5ч)
Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь
астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).
II. Строение солнечной системы (3 ч)
Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет,
сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о
Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцен-
трическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения).
Законы Кеплера -
законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном
законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы
Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и
размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный
III. Физическая природа тел солнечной системы (3ч)
Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли,
солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность
Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы,
поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники,
кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс
астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты).
Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и
болиды, метеорные потоки).
IV. Солнце и звезды (5ч)
Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость,
температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, понятие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и тангенциальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).
V. Строение и эволюция вселенной (2 ч)
Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ,
космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).
6.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика,
атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная,
вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь,
космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер,
кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря,
Метагалактика, метеор, метеорит, метеорные тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и
материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их
систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия
6
и их классификация, солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп,
терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра,
Эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды,
возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики
планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила,
космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и
сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел
Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника,
Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея,
Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, , Хаббла, Доплера, Фридмана,
Эйнштейна;
должны уметь:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о
небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания
с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, личностного
саморазвития, ценностно-ориентационной, смылопоисковой, и профессионально-трудового
выбора.
Перечень основных понятий астрономии
Астероид ,астрология, астрономическая единица , астрономическая картина мира,
астрономия, атмосфера(Земли, Солнца, других планет) ,афелий (апогей) ,блеск звезды,
возраст (Земли, планет, Солнца, Галактики), вращение планет, звезд ,вспышки солнечные,
Галактика, гелиоцентрическая система мира, геоцентрическая система мира, горизонт,
космогония, кульминация ,линия отвесная, полуденная, магнитная буря, меридиан,
метагалактика, метеор, метеорит ,метеорное тело, метеорный дождь, метеорный поток,
Млечный путь, обсерватория ,орбита планеты, спутника, ось мира, планеты, полюс мира,
сфера ,телескоп, туманность ,фазы Луны ,затмение, заход светил, звезда (двойная, гигант,
карлик, нейтронная, незаходящая, переменная, сверхновая) ,зенит, зодиак, календарь, кольца
(Сатурна, Юпитера, Урана), световой год, сидерический год ,склонение, созвездие
(незаходящее, восходящее и заходящее, зодиакальное), солнцестояние (зимнее, летнее),
солнечная активность ,солнечная система ,черная дыра, экватор (географический, небесный),
эллипс (центр, фокусы, эксцентриситет, радиус – векторы) ,ядро (Земли, Луны, планет,
комет, галактики).
7. Перечень учебно-методического обеспечения.
1.Е.П.Левитан.Астрономия 11класс . Москва. «Просвещение» 2002.
2.Александрович Н. "Основы астрономии": Учебный курс на базе основ физики и
математики. - М.:Белонучкин В.Е. "Кеплер, Ньютон и все, все, все". - М.: Наука, 1986.
3.Воронцов-Вельяминов Б.А., Страут Е.К. "Астрономия": Учебник для общеобразовательных
учреждений - 11 класс. - М.: Дрофа, 2004.
4.Левитан Е.П. "Книга для учителя. Астрономия-11". - М.: Просвещение, 2005.
5.Журналы "Земля и вселенная".
6.Левитан Е.П. "Астрономия от А до Я: Малая детская энциклопедия". - М.: Аргументы
7
факты, 1999.
7.Левитан Е.П. " Астрономия": Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. -
М.: Просвещение, 2005.
8.Школьная энциклопедия "Естественные науки", - М.: Росмэн, 2005.
9.Энциклопедия для детей. Т.8. Астрономия. - М.: Аванта +, 2003.
10.Энциклопедический словарь юного астронома. - М.: Педагогика, 1986г__