Министерство образования Московской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Подмосковный колледж «Энергия»
СОГЛАСОВАНО Заведующий СП Балашиха ______________В. И. Назаров « » 2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР ____________ А.В. Куликова « » 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
АСТРОНОМИЯ
основной образовательной программы
по профессии (специальности)
среднего профессионального образования
25.02.06 Производство и обслуживание авиационной техники
25.02.07 Техническое обслуживание авиационных двигателей
25.02.08 Эксплуатация беспилотных авиационных систем
Базовой подготовки
Форма обучения очная
Балашиха
2021
Рабочая программа учебной дисциплины «Астрономия» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №1645, от 31.12.2015 №1578)
Разработчик программы: ____Ильина Татьяна Васильевна
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании предметной (цикловой) комиссии
Протокол № 8 от «24» мая 2021 г.
Председатель предметной (цикловой) комиссии
Программа согласована с методистом
«__» ____________ 2021 г.
___________
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании Методического Совета
Протокол №__ от ________ 20__ г.
Председатель_________ Е.А. Андрошина
СОДЕРЖАНИЕ
| |
1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины………………………………………………………… 4 2. Содержание учебной дисциплины………………………………. 5 3. Тематическое планирование……………………………………………………… 13 4. Условия реализации программы дисциплины………………………………………………………… 17 5. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов…………………………………………………………… 18 | |
| |
| |
| |
1. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
- личностные: осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формировании современной естественнонаучной картины мира; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий; — использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни; самостоятельно добывать новые для себя знания, используя для этого доступные источники информации; управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня
- метапредметные: овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного неба в конкретном пункте для заданного времени; приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- предметные: представлять роль и место астрономии в современной научной картине мира; физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
владеть основополагающими астрономическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенно использовать терминологию и символику;
обнаруживать зависимость между астрономическими физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; иметь собственную позицию по отношению к информации, получаемой из разных источников.
2. Содержание учебной дисциплины
2.1. Разделы дисциплины и виды учебной работы
№ | Разделы | Лекции Трудоемкость (час.) | Практические занятия Трудоемкость (час.) | Семинарские занятия Трудоемкость (час.) | С применением ЭО и ДОТ |
| Введение | 1 | 1 | - | |
| Раздел I. История развития астрономии | 5 | 3 | - | http://www.astrotime.ru/ |
| Раздел II. Солнечная система | 7 | 3 | - | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377 |
Промежуточная аттестация в форме Контрольной работы (1ч) |
| Раздел III. Строение и эволюция Вселенной | 3 | 14 | - | http://shkolo.ru/vidimyie-dvizheniya-planet-ikonfiguratsii-planet/ |
| Контрольная работа | 1 | 1 | - | |
| Итого: | 17 | 22 | - | |
2.2. Содержание учебной дисциплины
№п/п | Название темы, раздела | Содержание | С использованием ЭО и ДОТ |
Введение | 1 | |
1 | Астрономия, ее значение и связь с другими науками | Астрономия - наука о Вселенной. Этапы развития астрономии. Взаимосвязь и взаимовлияние астрономии и других наук. Роль астрономии в развитии цивилизации | http://galaxy-science.ru/flash/SHkala_masshtabov_ Vselennoy_v.2.swf http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ |
Раздел I. История развития Астрономии |
2 | История развития Астрономии | Этапы развития Астрономии, основные компоненты звёздного неба, роль астрономии в летоисчислении и создании календарей. Способы астрономических наблюдений в древности и в настоящее время | http://astronom-us.ru http://www.astrotime.ru |
3 | Звёздное небо. Летоисчисление и его точность | Основные элементы небесной сферы. Навигационные звёзды. Созвездия. Зодиакальные созвездия. Знаки зодиака. Астеризм. Календарь. Типы календарей. Лунный календарь. Календарь в древнем Риме. Внедрение летоисчисления от Рождества Христова. Григорианский солнечный календарь нового стиля. Календари в России | http://www.nebulacast.com/2012/04/blog-post_ 05.html http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b 74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ |
4 | Оптическая астрономия. Телескопы | Наблюдательная астрономия инструментами являются телескопы, способные воспринимать видимый свет. Космические объекты изучаются путём анализа их оптического излучения. История развития астрономических наблюдений. Астролябия. Оптические телескопы. Рефрактор. Рефлектор. Крупнейшие телескопы. Телескопы ближайшего будущего. | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ |
5 | Изучение ближнего космоса | Околоземное космическое пространство -верхний слой атмосферы, вращающийся вместе с Землёй. Ближний космос. Секретные слова. Этапы освоения ближнего космоса. Этапы исследования Солнечной системы | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfa |
6 | Астрономия дальнего космоса | Методы изучения дальнего космоса. Современные наземные телескопы. Радиотелескопы. Современные космические телескопы. Космические обсерватории | http://www.nebulacast.com/2012/04/blog-post_ 05.html |
Раздел 2. Солнечная система |
7 | Происхождение Солнечной системы | Гипотезы происхождения Солнечной системы. Этапы формирования Солнечной системы. Основные закономерности движения планет Солнечной системы | http://universetoday-rus.com/blog/2013-11-01- 1538 |
8 | Видимое движение планет | Конфигурация планет. Блуждающие светила. Сидерические и синодические периоды обращения планет. | http://in-space.info/dictionary/konfiguratsiyaplanet http://shkolo.ru/vidimyie-dvizheniya-planet-ikonfiguratsii- planet/ |
9 | Система Земля - Луна | Место Земли в Солнечной системе. Примерная дата образования Земли. Образование Луны. Фазы Луны. Синодический месяц. Сидерический месяц. Солнечные и лунные затмения. Приливы и отливы – «Дыхание Земли». | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b 74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ http://galspace.spb.ru/index27.html https://www.youtube.com/watch?v=ZPNnA7XeG |
10 | Планеты земной группы | Общая характеристика планет земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс. Сравнительные характеристики планет земной группы. Какая планета наиболее перспективна для колонизации. Возможна ли жизнь на Марсе. | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ |
11 | Планеты – гиганты. Карликовые планеты и малые тела | Общая характеристика планет – гигантов. Трудности при колонизации планет – гигантов и их спутников. Самая большая планета в Солнечной системе. Классификация объектов Солнечной системы Международного астрономического союза. Карликовые планеты. Малые тела Солнечной системы | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfa cecatalog&class47&subject=39 |
12 | Солнце. Солнце и жизнь на Земле | Основные сведения о Солнце. Строение Солнца. Наблюдения за Солнцем. Солнечные пятна. Протуберанцы. Энергия Солнца. Земля и солнечный ветер. Магнитные бури. Солнечная активность. | http://www.afportal.ru/astro/model |
13 | Небесная механика. Законы Кеплера. Искусственные тела Солнечной системы | Законы Кеплера. Границы применимости. Уточнение третьего закона Кеплера Ньютоном. Закон Всемирного тяготения. Открытие Нептуна и Плутона. Искусственные тела Солнечной системы. Космически скорости. Значения первой и второй космических скоростей для небесных тел Солнечной системы. Объекты в Солнечной системе наиболее перспективны для колонизации | http://www.youtube.com/watch?v=azYacU6u 3Io http://ukhtoma.ru/universe8.htm |
Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной |
14 | Расстояние до звёзд. Физическая природа звёзд. Виды звёзд. Звёздные системы. Наша Галактика – Млечный путь | Определение расстояний по годичным параллаксам. Понятия параллакс, видимая звёздная величина, абсолютная звёздная величина, парсек. Диаграмма Герцшпрунга Рассела. Виды звёзд – жёлтые карлики, чёрные карлики, красный карлик, белый карлик, красные гиганты. Сверхновые и нейтронные звёзды. Чёрные дыры. Двойные и кратные звёздные системы. Новая звезда. Цефеиды. Млечный путь. Звёздные скопления | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfa ce=catalog&class=47&subject=39 http://www.youtube.com/watch?v=_sQD0Fbr FCw |
15 | Другие Галактики. Метагалактика. Эволюция Галактик и звёзд | Типы Галактик. Эллиптические галактики, спиральные галактики, линзообразные и спиральные галактики, галактики с активными ядрами. Квазары. Взаимодействующие галактики. Классификация космических систем по основным физическим характеристикам. Метагалактика и её строение. Скопления галактик. Закон Хаббла | http://ria.ru/science/20090720/177936175. html http://ria.ru/spravka/20140104/986305409. html |
16 | Жизнь и разум во Вселенной | Единство природы. Гипотезы о существовании и разума во Вселенной. Жизнь. Антропный принцип. Гипотезы жизни о происхождении жизни на Земле. Внеземные цивилизации. Контакт космических цивилизаций | http://lar.org.ua/id0391.htm |
17 | Контрольная работа | | |
18 | Практическое занятие № 1 «Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты» | Изучить звёздное небо в ночные часы для выполнения упражнений на уроках астрономии. Познакомиться со звёздным небом, решить задачи на условия видимости созвездий и определить их координаты | http://videouroki.net |
19 | Практическое занятие № 2 «Изучение небесного глобуса» | Познакомиться с устройством небесного глобуса, представляющим собой модель небесной сферы и приближённо решить задачи изучения звёздного неба и движения светил. | http://compedu.ru |
20 | Практическое занятие № 3 «Оценивание расстояний и размеров объектов во Вселенной | Идентифицировать космические объекты по снимкам или по иллюстрациям, систематизировать объекты по их удалённости от поверхности Земли по их размерам | http://galaxy-science.ru/flash/SHkala ё_masshtabov_Vselennoy_v.2.swf |
21 | Практическое занятие № 4 «Построение графических моделей небесной сферы» | Построение графических моделей небесной сферы для заданного пункта наблюдения | http://videouroki.net |
22 | Практическое занятие № 5 «Способ отыскания Полярной звезды и определение расстояний на небе» | Полярная звезда используется для навигации. Отыскать её можно с помощью двух «указательных» звёзд Дубхе и Мерак в Ковше Большой Медведицы | http://compedu.ru |
23 | Практическое занятие № 6 «Определение положения Солнца на каждый день на звёздном глобусе | По фотографиям суточного движения Солнца определить широту места, где производилась съёмка | http://videouroki.net |
24 | Практическое занятие № 7 «Исследование суточного видимого движения Солнца» | По фотографиям суточного движения Солнца определить широту места, где производилась съёмка | http://compedu.ru |
25 | Практическое занятие № 8 «Исследование движения искусственных спутников Земли | Рассчитать скорости движения спутников по круговым орбитам, определить условия, при которых спутники могут столкнуться, оценить последствия возможного столкновения | http://videouroki.net |
26 | Практическое занятие № 9 «Астрономические наблюдения солнечных пятен» | Опираясь на известные элементы геометрической оптики, характеристик тонких линз и хода лучей в них. Выполнить задание | http://compedu.ru |
27 | Практическое занятие № 10 «Астрономические наблюдения поверхности Луны» | Наблюдать в телескоп поверхность Луны. Рассмотреть на полученном изображении лунного диска пятна -моря Луны и кольцевые овалы – кратеры. Зарисовать наблюдаемое изображение Луны | http://videouroki.net http://www.astronet.ru/db/msg/1188683 |
28 | Практическое занятие №11 «Астрономические наблюдения двойных звёзд и туманностей» | Наблюдать в телескоп поверхность Луны. Рассмотреть на полученном изображении лунного диска пятна -моря Луны и кольцевые овалы – кратеры. Зарисовать наблюдаемое изображение Луны | http://compedu.ru |
29 | Практическое занятие № 12 «Изучение вулканической активности на спутнике Юпитера ИО» | Определить высоту выброса вещества из жерла вулкана на спутнике Юпитера Ио по фотографии Ио с извергающимся вулканом, линейкой | https://ru-seti.livejournal.com/ |
30 | Практическое занятие № 13 «Построение диаграммы Герцшпрунга – Рессела и её анализ | Построить диаграмму температура – светимость и установить взаимосвязь между характеристиками звёзд | https://iz.ru/1075105/2020-10-18/v-nasa -zaiaviliorastushchikh-shansakh-naitizhizn-namarse |
31 | Практическое занятие № 14 «Оценивание формы Галактики методом звёздных черпаков» | Познакомиться с методом «звёздных черпаков» и, используя его, оценить форму Галактики. Комплекты карт с сайта | http://spheres.prosv.ru/physics/ method/met_rek_astro_10-11.pdf |
32 | Практическое занятие № 15 «Определение скорости удаления Галактик по их спектрам» | Определить скорости удаления Галактик по красному смещению линии H в их спектрах, построить график зависимости скорости удаления от расстояния до галактики и проанализировать его | https://ru-seti.livejournal.com/ |
33 | Практическое занятие № 16 «Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах» | По снимкам экзопланет определить радиусы их орбит, вычислить температуру поверхности экзопланет и оценить возможность наличия жизни земного типа на них | https://astrogalaxy.ru/788.html http://naukarus.com/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-astronomii-novogo-pokoleniya |
34 | Практическое занятие № 17 «Межпланетные станции «Викинг» | Знакомство с программой НАСА историей и конструкцией космических аппаратов «Викинг» которые должны были провести исследования с около марсианской орбиты | 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ http://aboutspacejornal.net/космические-аппара- ты/ |
35 | Практическое занятие № 18 «Программа (SETI) – поиск внеземного разума» | Знакомство с проектом SETI направленным на поиски звездных сообщений с помощью радиотелескопов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ |
36 | Практическое занятие №19 «Поиски жизни на планете Марс» | Какие наблюдательные факта дают возможность предположить, что жизнь может развиваться на Марсе. Почему первый поиск жизни на других планетах был проведён на Марсе? | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ |
37 | Практическое занятие №20 «Звезда Тау Кита – кандидат на пристанище внеземной жизни» | Факты о созвездии Тау Кита и её планетах. Четыре экзопланеты, вращающихся вокруг Тау Кита — одной из ближайших к нашей Солнечной системе, температура и светимость которой, почти соответствуют Солнечным | http://www.afportal.ru/astro/model |
38 | Практическое занятие №21 «Философские проблемы современной астрономии» | Методы современной астрономии проникают в глубь Вселенной. Астрономы имеют возможность изучать объекты, находящиеся на различных этапах своего развития. Мир един: в нем нет ничего кроме движущейся материи неисчерпаемой | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interfa ce=catalog&class=47&subject=39 |
39 | Контрольная работа | | |
3. Тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов | С использованием ЭО и ДОТ |
Введение | 1 | 1 |
1 | Астрономия - наука о Вселенной | 1 | http://videouroki.net |
| Раздел I. История развития астрономии | 4 | OOO КОМПЭДУ, http://compedu.ru |
2 | История развития астрономии. Астрономия древности | 1 | http://videouroki.net |
3 | Звёздное небо. Летоисчисление и его точность | 1 | http://compedu.ru http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ |
4 | Оптическая астрономия. Телескопы | | http://videouroki.net http://www.astrotime.ru |
5 | Изучение ближнего космоса | 1 | http://videouroki.net |
6 | Астрономия дальнего космоса | 1 | http://videouroki.net |
Раздел 2. Солнечная система | 5 | OOO КОМПЭДУ, http://compedu.ru |
7 | Происхождение Солнечной системы | 1 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b |
8 | Видимое движение планет | 1 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b 74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377 |
9 | Система Земля-Луна | 1 | http://videouroki.net http://galspace.spb.ru/index27.html |
10 | Планеты земной группы | | http://galspace.spb.ru/index27.html |
11 | Планеты – гиганты. Карликовые планеты и малые тела | 1 | http://videouroki.net http://school-collection.lyceum62.ru/ecor/sto rage/ |
12 | Солнце. Солнце и жизнь на Земле | | http://videouroki.net |
13 | Небесная механика. Законы Кеплера. Искусственные тела Солнечной системы | 1 | http://universetoday-rus.com/blog/2013-11-01- 1538 |
| Раздел 3. Строение и эволюция Вселенной | 7 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ |
14 | Расстояние до звёзд. Физическая природа звёзд. Виды звёзд. Звёздные системы | 1 | http://compedu.ru |
15 | Другие Галактики. Метагалактики. Эволюция Галактик и звёзд | 1 | http://spacegid.com/zakon-habbla.html |
16 | Жизнь и разум во Вселенной | 1 | http://compedu.ruhttp:/ /www.e-reading.club/bookreader.php/ |
17 | Контрольная работа | 1 | |
18 | Практическое занятие №1 «Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты» | 1 | https://multiurok.ru/files/laboratornaia-rabota-izuchieniie-zviozdnogho-nieba.html |
19 | Практическое занятие №2 «Изучение небесного глобуса» | 1 | http://www.astromyth.ru/Astronomy/Globes.htm |
20 | Практическое занятие №3 «Оценивание расстояний и размеров объектов во Вселенной | 1 | 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ |
21 | Практическое занятие №4 «Построение графических моделей небесной сферы» | 1 | http://spheres.prosv.ru/physics/method/met_rek_astro_10-11.pdf |
22 | Практическое занятие № 5 «Способ отыскания Полярной Звезды» | 1 | http://spheres.prosv.ru/physics/method/met_rek_astro_10-11.pdf |
23 | Практическое занятие № 6 «Определение положения Солнца на каждый день на звёздном глобусе» | 1 | http://spheres.prosv.ru/physics/method/met_rek_astro_10-11.pdf |
24 | Практическое занятие № 7 «Исследование суточного видимого движения Солнца» | 1 | http://spheres.prosv.ru/physics/method/met_rek_astro_10-11.pdf |
25 | Практическое занятие№8 «Исследование движения искусственных спутников Земли» | 1 | https://www.google.com/search?q |
26 | Практическое занятие № 9 «Астрономические наблюдения солнечных пятен» | 1 | https://multiurok.ru/files/laboratornaia-rabota-astronomicheskie-nabliudeniia.html |
27 | Практическое занятие № 10 «Астрономические наблюдения поверхности Луны» | 1 | https://multiurok.ru/files/laboratornaia-rabota-nabliudene-poverkhnosti-luny.html |
28 | Практическое занятие №11 «Астрономические наблюдения двойных звёзд и туманностей» | 1 | https://multiurok.ru/files/laboratornaia-rabota-astronomicheskie-nabliudeniia.html |
29 | Практическое занятие № 12 «Изучение вулканической активности на спутнике Юпитера ИО» | 1 | http://spheres.prosv.ru/physics/method/met_rek_astro_10-11.pd |
30 | Практическое занятие № 13 «Построение диаграммы Герцшпрунга – Рессела и её анализ « | 1 | https://multiurok.ru/files/prakticheskaia-rabota-3-po-astronomii-postroenie-1.html |
31 | Практическое занятие №14 «Оценивание формы Галактики методом звёздных черпаков» | 1 | http://spheres.prosv.ru/physics/method/met_rek_astro_10-11.pdf |
32 | Практическое занятие № 15 «Определение скорости удаления Галактик по их спектрам» | 1 | https://infourok.ru/urok-28-laboratornaya-rabota-opredelenie-skorosti-udaleniya-galaktik-po-ih-spektram-5019378.html |
33 | Практическое занятие № 16 «Оценивание возможности наличия жизни на экзопланетах» | 1 | https://astrogalaxy.ru/788.html http://naukarus.com/elektronnye-obrazovatelnye-resursy-po-astronomii-novogo-pokoleniya |
34 | Практическое занятие № 17 «Межпланетные станции «Викинг» | 1 | 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ http://aboutspacejornal.net/космические-аппара- ты/ |
35 | Практическое занятие № 18 «Программа (SETI) – поиск внеземного разума» | 1 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ |
36 | Практическое занятие №19 «Поиски жизни на планете Марс» | 1 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ 8b74c9c3-9aad-4ae4-abf9-e8229c87b786/110377/ |
37 | Практическое занятие№20 «Звезда Тау Кита – кандидат на пристанище внеземной жизни» (1ч) | 1 | http://www.afportal.ru/astro/model |
38 | Практическое занятие №21 «Философские проблемы современной астрономии» | 1 | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 |
39 | Контрольная работа | 1 | |
4.1. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
1. Астрономия: учебник для студентов учреждеий сред. проф. образования /Е.В. Алексеева, М.П. Скворцов, Т. С. Фещенко,
Л.А. Шестакова ; под редакцией Т.С. Фещенко. 3 изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2019
2. Астрономия: Тетрадь-практикум 10 -11 класс Е. В. Кондакова,
В. М. Чаругин «Сферы», 2020
Дополнительная литература для обучающихся:
Чаругин В. М. Астрономия: учебник -М: «Просвещение», 2019
2 Сурдин В. Г. Астрономические задачи с решениями: Издательство ЛКИ,2019
4.2. Электронно-информационные ресурсы (ДОТ, ЭОР, ссылка):
1.https://multiring.ru/course/astronomy/content/chapter7/section3/paragraph1/theory.html#.YB2W5egzaf
2.https://astrogalaxy.ru/816.html
3. http://eor.edu.ru
4.https://us02web.zoom.us/j/5303453999?
pwd=cEY5U25lcGc2OGI0SFI3TnpIdUN1dz09
5. https://us02web.zoom.us/j/5303453999?
pwd=cEY5U25lcGc2OGI0SFI3TnpIdUN1dz09
Интернет-ресурсы:
1. www.nehudlit.ru - электронная библиотека учебных материалов
2. www.newlibrary.ru - новая электронная библиотека
3. http://school-collection.edu.ru/collection - единая коллекция ЦОР
4.http://mytest.klyaksa.net/wiki/
5.http://galaxy-science.ru/flash/SHkala_masshtabov_Vselennoy_v.2.
6.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c670 3457-4971-944b-5e84-05dc4d96d915/45363/?interface=catalog&class=47&subject=39 — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
7.http://ria.ru/science/20090720/177936175. html — РИА-Новости
8. http://www.sai.msu.su/ng/solar/solar_sostav. html — Планеты Солнечной системы
9.http://www.youtube.com/watch?v=QxzConPeC 2k — Космос. Тела Солнечной системы
10. http://www.borshec.ru/pages-view-195.html — Парниковый эффект
11.OOO КОМПЭДУ, http://compedu.ru
Материально-техническая база:
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета по
Астрономии
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя;
Посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
Раздаточный материал;
Учебники;
Планисфера для средних северных широт – подвижная карта
звёздного неба
Технические средства обучения:
персональный компьютер в сборе, интерактивная доска
5. Примерные темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Древнейшие культовые обсерватории доисторической астрономии.
Прогресс наблюдательной и измерительной астрономии на основе геометрии и сферической тригонометрии в эпоху эллинизма.
Зарождение наблюдательной астрономии в Египте, Китае, Индии, Древнем Вавилоне, Древней Греции, Риме.
Связь астрономии и химии (физики, биологии).
Первые звездные каталоги Древнего мира.
Крупнейшие обсерватории Востока.
До телескопическая наблюдательная астрономия Тихо Браге.
Создание первых государственных обсерваторий в Европе
Устройство, принцип действия и применение теодолитов.
Угломерные инструменты древних вавилонян — секстанты и октант
Современные космические обсерватории
Современные наземные обсерватории
История происхождения названий ярчайших объектов неба.
Звездные каталоги: от древности до наших дней.
Понятие «сумерки» в астрономии.
Четыре «пояса» света и тьмы на Земле.
Астрономические и календарные времена года.
«Белые ночи» — астрономическая эстетика в литературе.
Рефракция света в земной атмосфере.
О чем может рассказать цвет лунного диска.
Описания солнечных и лунных затмений в литературных и музыкальных произведениях.
Хранение и передача точного времени.
Атомный эталон времени.
Истинное и среднее солнечное время.
Измерение коротких промежутков времени.
Лунные календари на Востоке.
Солнечные календари в Европе.
Лунно-солнечные календари
Обсерватория Улугбека.
Система мира Аристотеля.
Античные представления философов о строении мира.
Закон Тициуса—Боде.
Точки Лагранжа
Научная деятельность Тихо Браге
Современные методы геодезических измерений.
Изучение формы Земли
Юбилейные события истории астрономии текущего учебного года.
Значимые астрономические события текущего учебного года.
К. Э. Циолковский. Первые пилотируемые полеты — животные в космосе.
С. П. Королев. Достижения СССР в освоении космоса.
Первая женщина-космонавт В. В. Терешкова.
Загрязнение космического пространства.
Динамика космического полета.
Проекты будущих межпланетных перелетов.
Конструктивные особенности советских и американских космических аппаратов.
Современные космические спутники связи и спутниковые системы.
24