ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Баскетбол» составлена в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.»)
Рекомендуется применить в общеобразовательных учреждениях, где используется «Комплексная программа физического воспитания уч-ся 1 – 11 кл.» В. И. Ляха, А. А. Зданевича, вариативная часть: баскетбол, а также самостоятельно.
Направленность: спортивно-оздоровительная.
Актуальность: обучение и воспитание в процессе занятий.
Адресат программы:13-17 лет
Объем и срок реализации: 68 часов, 1 год обучения.
Цели и задачи
Игра в баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Цель программы – углублѐнное изучение спортивной игры баскетбол. Основны ми задачами программы являются: укрепление здоровья; содействие правильному физическому развитию; приобретение необходимых теоретических знаний; овладение основными приемами техники и тактики игры; воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы; привитие ученикам организаторских навыков; повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по баскетболу; подготовка учащихся к соревнованиям по баскетболу; отбор лучших учащихся для формирования сборной команды школы.
Формы проведения занятий.
- Групповые учебно-тренировочные занятия.
- Групповые и индивидуальные теоретические занятия.
- Восстановительные мероприятия.
- Участие в матчевых встречах.
- Участие в соревнованиях.
- Зачеты, тестирования.
Планируемые результаты:
К моменту завершения программы обучающиеся должны
научиться:
Основам знаний о здоровом образе жизни.
Историю развития вида спорта «баскетбол» в школе, стране.
Правилам игры в баскетбол.
Тактическим приемам в баскетболе.
Техническим приёмам в баскетболе.
Получат возможность научиться:
Выполнять основные технические приемы баскетболиста.
Проводить судейство матча.
Проводить разминку баскетболиста, организовать проведение подвижных игр.
Истории развития вида спорта «баскетбол» в школе, стране.
Развить качества личности:
Воспитать стремление к здоровому образу жизни.
Повысить общую и специальную выносливость обучающихся.
Развить коммуникабельность обучающихся, умение работать и жить в коллективе.
Развить чувство патриотизма к своему виду спорта, к родной школе, городу, стране.
Ожидаемые результаты: освоения обучающимися программы оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами:
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Содержание программы
Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 40 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне её. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической. Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния баскетбола, правил соревнований по баскетболу, техники безопасности, а также вопросы, связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите. В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях. Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки. Методы и формы обучения Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных. Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей. Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом; по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся. Формы обучения : индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Тематическое планирование
Раздел программы | Тема | Количество часов |
Баскетбол | 1. Теоретическая подготовка | 5 |
2. ОФП | 5 |
3. СФП | 7 |
4. Техническая подготовка | 7 |
5. Тактическая подготовка | 10 |
6. Игровая подготовка | 8 |
7. Контрольные испытания | 2 |
8. Соревнования | 10 |
9. Подвижные игры | 14 |
Итого | | 68 |
Календарно – тематический план секционной работы.
№ п/п | Наименование тем | По плану | По факту |
1 | Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока | 06.09 | |
2 | Варианты ведения мяча с сопротивлением защитника. Броски, передачи. | 08.09 | |
3 | Учебная игра в баскетбол. | 13.09 | |
4 | Стойка игрока, перемещения в стойке. Двухсторонняя игра. | 15.09 | |
5 | Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 20.09 | |
6 | Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 22.09 | |
7 | Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 27.09 | |
8 | Перехват мяча. Двухсторонняя игра. | 29.09 | |
9 | Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски | 04.10 | |
10 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину | 06.10 | |
11 | Штрафной бросок | 11.10 | |
12 | Взаимодействие игроков в нападении и защите через «заслон» | 13.10 | |
13 | Ведение мяча на месте и в движении с изменением высоты отскока. Броски в движении. | 18.10 | |
14 | Передачи мяча в тройках с перемещением | 20.10 | |
15 | Броски после ведения | 25.10 | |
16 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 | 27.10 | |
17 | Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон» | 02.11 | |
18 | Штрафной бросок | 04.11 | |
19 | Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника. | 09.11 | |
20 | Варианты ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника | 11.11 | |
21 | Варианты бросков без сопротивления и с сопротивлением защитника | 16.11 | |
22 | Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват) | 18.11 | |
23 | Комбинации из изученных элементов техники перемещений и владений мячом | 23.11 | |
24 | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите | 25.11 | |
25 | Учебная игра в баскетбол | 27.11 | |
25-26 | Игра в баскетбол по правилам. Индивидуальные действия в нападении и защите. | 02.12, 04.12 | |
27 | Варианты ловли и передач с сопротивлением защитника | 09.12 | |
28 | Варианты ведения мяча с сопротивлением защитника | 11.12 | |
29 | Варианты бросков мяча с сопротивлением защитника | 16.12 | |
30 | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите | 18.12 | |
31 | Учебная игра в баскетбол | 23.12 | |
32 | Учебная игра в баскетбол | 25.12 | |
33 | Тестирование. Двухсторонняя игра | 30.12 | |
34 | Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 10.01 | |
35 | Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 12.01 | |
36 | Броски одной и двумя руками с места и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 17.01 | |
37 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину | 19.01 | |
38 | Взаимодействие 3х игроков (тройка и малая восьмерка) | 24.01 | |
39 | Игра по упрощенным правилам | 26.01 | |
40 | Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Мониторинг | 01.02 | |
41 | Броски одной и двумя руками в прыжке | 03.02 | |
42 | Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4 на одну корзину | 08.02 | |
43 | Взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка) | 10.02 | |
44 | Штрафной бросок | 15.02 | |
45 | Игра по упрощенным правилам | 17.02 | |
45-46 | Учебная игра в баскетбол | 22.02, 24.02 | |
47 | Варианты ловли и передач мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника | 01.03 | |
48 | Варианты ведения без сопротивления и с сопротивлением защитника | 03.03 | |
49 | Варианты бросков без сопротивления и с сопротивлением защитника | 08.03 | |
50 | Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват) | 10.03 | |
51 | Комбинации из изученных элементов техники перемещений и владений мячом | 15.03 | |
52 | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите | 17.03 | |
53 | Учебная игра в баскетбол | 22.03,28.05 | |
54 | Игра в баскетбол по правилам | 24.03 | |
55 | Техника безопасности во время занятий спортивными играми. Варианты ловли и передач с сопротивлением защитника | 29.03 | |
56 | Варианты ведения мяча с сопротивлением защитника | 31.03 | |
57 | Варианты бросков мяча с сопротивлением защитника | 03.04 | |
58 | Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите | 05.04 | |
59 | Учебная игра в баскетбол | 10.04,21.05 | |
60-61 | Игра в баскетбол по правилам | 12.04,19.05 | |
62 | Ведение мяча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 17.04 | |
63 | Передачи мяча двумя руками от груди на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника | 19.04 | |
64 | Остановка с мячом в прыжке и в шаге | 24.04 | |
65 | Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски | 26.05 | |
66 | Комбинации из изученных элементов; ловля, передача, броски | 03.05 | |
67 | Ловля и передача мяча одной рукой от плеча на месте и в движении | 08.05, 10.05 | |
68 | Учебная игра в баскетбол | 12.05,15.05 | |
Материально-техническое обеспечение занятий.
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1. Щиты с кольцами – 2 комплекта.
2. Стойки для обводки – 6 шт.
3. Гимнастическая стенка – 6 пролетов.
4. Гимнастические скамейки – 6 шт.
5. Гимнастические маты – 5 шт.
6. Скакалки – 15 шт.
10. Мячи набивные различной массы – 3 шт.
12. Мячи баскетбольные – 10 шт.
13. Насос ручной со штуцером – 1 шт.
Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции по баскетболу для учащихся 5-6х классов представлено в примерном учебном плане.
Литература: В.А.Гомельский «Юный баскетболист», Москва,2010г. С.Е.Голомидова «Нестандартные уроки физкультуры», 5 класс Волгоград, 2004г.