СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10-11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10-11 класс»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОРОНЕЖ

Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано Утверждаю

естественно-математического цикла

Протокол № от: с Зам директора по УВР Директор МБОУ СОШ №4

_______ _______Севостьянова Т.В. _______ Черняева В.А.


«------»-------------- 20 г. «-------» --------------20 г. «------»----------- 20 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 10-11 классов

Перевозчиковой Екатерины Геннадьевны,

учителя биологии высшей квалификационной категории









Воронеж 2020



Рабочая программа разработана на основе

- Требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №4;

- примерной образовательной программы по учебному предмету биология;

- требований действующего СанПиНа 2.4.2.2821-10 для школ;

- учебного плана МБОУ СОШ №4 на текущий учебный год;

- годового учебного календарного графика на текущий учебный год;

- действующего Приказа Минпросвещения Российской Федерации №345 от 28.12.2018 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- авторской программы по предмету Биология: 5-11 классы: программа./[ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]— М.: Вентана - Граф, 2016.-400с.;

- УМК по предмету биология 5-11кл. системы «Алгоритм успеха» издательского центра «Ветана-Граф»: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, В.Н. Константинов, В.Г. Бабенко, Р.Д. Маш, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова и др;

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ».

В результате изучения учебного предмета «Биология» выпускник на базовом уровне научится:

– раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

– понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

– понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

– использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

– формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;

– сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

– обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

– распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

– распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

– описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

– объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

– классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

– объяснять причины наследственных заболеваний;

– выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

– выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

– приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

– оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

– оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

– объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

– объяснять последствия влияния мутагенов;

– объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

– давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

– характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

– решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

– решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

– оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.

Выпускник на углубленном уровне научится:

– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и иРНК (мРНК), антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

– сравнивать разные способы размножения организмов;

– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

– обосновывать причины изменяемости и многообразия видов, применяя синтетическую теорию эволюции;

– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

– прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований;

– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

– аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

– использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»

Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. На базовом уровне изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и гуманитарных наук.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного принципа построения учебного материала.

Базовый уровень

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.

Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Организм

Организм — единое целое.

Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.

Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.

Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.

Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции.

Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле

Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле.

Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Приспособления организмов к действию экологических факторов.

Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.

Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере.

Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук.

Углубленный уровень

Биология как комплекс наук о живой природе

Биология как комплексная наука. Современные направления в биологии. Связь биологии с другими науками. Выполнение законов физики и химии в живой природе. Синтез естественно-научного и социогуманитарного знания на современном этапе развития цивилизации. Практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии. Основные принципы организации и функционирования биологических систем. Биологические системы разных уровней организации.

Гипотезы и теории, их роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Методы научного познания органического мира. Экспериментальные методы в биологии, статистическая обработка данных.

Структурные и функциональные основы жизни

Молекулярные основы жизни. Макроэлементы и микроэлементы. Неорганические вещества. Вода, ее роль в живой природе. Гидрофильность и гидрофобность. Роль минеральных солей в клетке. Органические вещества, понятие о регулярных и нерегулярных биополимерах. Углеводы. Моносахариды, олигосахариды и полисахариды. Функции углеводов. Липиды. Функции липидов. Белки. Функции белков. Механизм действия ферментов. Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, свойства, местоположение, функции. РНК: строение, виды, функции. АТФ: строение, функции. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.

Клетка – структурная и функциональная единица организма. Развитие цитологии. Современные методы изучения клетки. Клеточная теория в свете современных данных о строении и функциях клетки. Теория симбиогенеза. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Включения. Основные отличительные особенности клеток прокариот. Отличительные особенности клеток эукариот.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Способы передачи вирусных инфекций и меры профилактики вирусных заболеваний. Вирусология, ее практическое значение.

Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Фазы фотосинтеза. Хемосинтез.

Наследственная информация и ее реализация в клетке. Генетический код, его свойства. Эволюция представлений о гене. Современные представления о гене и геноме. Биосинтез белка, реакции матричного синтеза. Регуляция работы генов и процессов обмена веществ в клетке. Генная инженерия, геномика, протеомика. Нарушение биохимических процессов в клетке под влиянием мутагенов и наркогенных веществ.

Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз, значение митоза, фазы митоза. Соматические и половые клетки. Мейоз, значение мейоза, фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Регуляция деления клеток, нарушения регуляции как причина заболеваний. Стволовые клетки.

Организм

Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Взаимосвязь тканей, органов, систем органов как основа целостности организма.

Основные процессы, происходящие в организме: питание и пищеварение, движение, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция у организмов. Поддержание гомеостаза, принцип обратной связи.

Размножение организмов. Бесполое и половое размножение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Онтогенез. Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие. Прямое и непрямое развитие. Жизненные циклы разных групп организмов. Регуляция индивидуального развития. Причины нарушений развития организмов.

История возникновения и развития генетики, методы генетики. Генетические терминология и символика. Генотип и фенотип. Вероятностный характер законов генетики. Законы наследственности Г. Менделя и условия их выполнения. Цитологические основы закономерностей наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование, кроссинговер. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Генетические основы индивидуального развития. Генетическое картирование.

Генетика человека, методы изучения генетики человека. Репродуктивное здоровье человека. Наследственные заболевания человека, их предупреждение. Значение генетики для медицины, этические аспекты в области медицинской генетики.

Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Наследственная изменчивость. Виды наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость, ее источники. Мутации, виды мутаций. Мутагены, их влияние на организмы. Мутации как причина онкологических заболеваний. Внеядерная наследственность и изменчивость. Эпигенетика.

Доместикация и селекция. Центры одомашнивания животных и центры происхождения культурных растений. Методы селекции, их генетические основы. Искусственный отбор. Ускорение и повышение точности отбора с помощью современных методов генетики и биотехнологии. Гетерозис и его использование в селекции. Расширение генетического разнообразия селекционного материала: полиплоидия, отдаленная гибридизация, экспериментальный мутагенез, клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биобезопасность.

Теория эволюции

Развитие эволюционных идей. Научные взгляды К. Линнея и Ж.Б. Ламарка. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Свидетельства эволюции живой природы: палеонтологические, сравнительно-анатомические, эмбриологические, биогеографические, молекулярно-генетические. Развитие представлений о виде. Вид, его критерии. Популяция как форма существования вида и как элементарная единица эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция и макроэволюция. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Дрейф генов и случайные ненаправленные изменения генофонда популяции. Уравнение Харди–Вайнберга. Молекулярно-генетические механизмы эволюции. Формы естественного отбора: движущая, стабилизирующая, дизруптивная. Экологическое и географическое видообразование. Направления и пути эволюции. Формы эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Механизмы адаптаций. Коэволюция. Роль эволюционной теории в формировании естественно-научной картины мира.

Многообразие организмов и приспособленность организмов к среде обитания как результат эволюции. Принципы классификации, систематика. Основные систематические группы органического мира. Современные подходы к классификации организмов.

Развитие жизни на Земле

Методы датировки событий прошлого, геохронологическая шкала. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции биосферы Земли. Ключевые события в эволюции растений и животных. Вымирание видов и его причины.

Современные представления о происхождении человека. Систематическое положение человека. Эволюция человека. Факторы эволюции человека. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда

Экологические факторы и закономерности их влияния на организмы (принцип толерантности, лимитирующие факторы). Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биологические ритмы. Взаимодействие экологических факторов. Экологическая ниша.

Биогеоценоз. Экосистема. Компоненты экосистемы. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пищевая сеть. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме. Свойства экосистем. Продуктивность и биомасса экосистем разных типов. Сукцессия. Саморегуляция экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Необходимость сохранения биоразнообразия экосистемы. Агроценозы, их особенности.

Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфера. Закономерности существования биосферы. Компоненты биосферы и их роль. Круговороты веществ в биосфере. Биогенная миграция атомов. Основные биомы Земли.

Роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Природные ресурсы и рациональное природопользование. Загрязнение биосферы. Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы. Восстановительная экология. Проблемы устойчивого развития.

Перспективы развития биологических наук, актуальные проблемы биологии.









Лабораторные работы

10 класс

1.Лабораторная работа №1 «Приспособленность растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе».

2.Лабораторная работа №2 «Морфологические критерии, используемые при определении видов»

3.Лабораторная работа №3 «Наблюдение признаков ароморфоза у растений и животных».

Экскурсия Сезонные изменения (ритмы) в живой природе.

11 класс

1.Лабораторная работа №1 «Модификационная изменчивость»

2.Лабораторная работа №2 «Исследование фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тематическое планирование составлено на основе авторской программы по предмету Биология: 5-11 классы: программа. /[ И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др.]



Биология. Базовый уровень. 10 класс (35 часов, 3 часа — резерв)

Тема

Основное содержание

по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема1. Введение в курс общей

биологии

(5 ч)

Содержание и структура курса

общей биологии.

Основные свойства живого.

Уровни организации живой

материи.

Значение практической биологии

Характеризовать «Общую биологию» как учебный предмет об основных законах жизни на всех уровнях ее организации;

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения и

вклад биологических теорий в формирование современной естествен-

но научной картины мира; называть науки, пограничные с биологией;

формулировать задачи общей биологии; характеризовать различные виды живых организмов; обосновывать значение биологического разнообразия для устойчивого развития природы и общества на Земле;

определять основные свойства живого; определять универсальные признаки живых объектов, отличать их от тел неживой природы;

называть отличительные признаки живых объектов от неживых;

определять существенные признаки природных биологических систем,

их процессы, зависимость от внешней среды, способность к эволюции;

определять и сравнивать между собой существенные признаки биоло-

гических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на

разных уровнях организации жизни; умение характеризовать биосистемы разных структурных уровней организации жизни;

Биосферный уровень жизни

(8 ч)

Учение о биосфере.

Происхождение живого вещества. Биологическая эволюция в развитии биосферы.

Условия жизни на Земле. Биосфера как глобальная экосистема. Круговорот веществ в природе.

Особенности биосферного уровня

организации живой материи. Взаимоотношения человека

и природы как фактор развития биосферы.

Характеризовать биосферу как биосистему и экосистему;

рассматривать биосферу как особый структурный уровень организации

жизни;

называть этапы становления и развития биосферы в истории Земли;

раскрывать особенности учения В. И. Вернадского о биосфере;

объяснять происхождение и роль живого вещества в существовании

биосферы;

объяснять сущность круговорота веществ и потока энергии в биосфере;

характеризовать и сравнивать гипотезы происхождения жизни на

Земле;

раскрывать сущность эволюции биосферы и называть её этапы;

анализировать и объяснять роль человека как фактора развития биос-

феры;

называть и характеризовать среды жизни на Земле как условия обита-

ния организмов;

определять и классифицировать экологические факторы среды обита-

ния живых организмов;

анализировать и оценивать вклад В.И. Вернадского в развитие науки

о Земле и в естественнонаучную картину мира;

применять метапредметные умения анализировать, сравнивать, обоб-

щать, делать выводы и заключения, пользоваться аппаратом ориенти-

ровки учебника;

применять умения самостоятельно находить биологическую информа-

цию в разных источниках (тексте учебника, дополнительной литературе,

интернет-ресурсах);

приводить доказательства (аргументация) единства живой и неживой

природы, взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимо-

сти сохранения многообразия видов и экосистем для устойчивости

биосферы;

характеризовать признаки устойчивости биосферы, объяснять механиз-

мы устойчивости биосферы;

выявлять приспособительные признаки организмов, обитающих в усло-

виях определённой среды жизни, и объяснять их значение;

сравнивать различные объекты и явления природы, находить их

общие свойства, закономерности развития, формулировать выводы;

находить биологическую информацию в различных источниках

(тексте учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях,

интернет-ресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразо-

вывать ее из одной формы в другую;

проводить анализ и оценку глобальных экологических проблем и путей их

решения;

последствий антропогенной деятельности в окружающей среде

Биогеоценотический уровень

жизни (6 ч)

Биогеоценоз как особый уровень

организации жизни. Учение о биогеоценозе и экосистеме.

Строение и свойства биогеоценоза.

Совместная жизнь видов в биогеоценозе.

Причины устойчивости биогеоценозов.

Зарождение и смена биогеоценозов

Характеризовать строение и свойства биогеоценоза как природного

явления; определять биогеоценоз как биосистему и экосистему;

раскрывать учение о биогеоценозе и об экосистеме;

называть основные свойства и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи в природе;

раскрывать структуру и строение биогеоценоза;

характеризовать значение ярусного строения биогеоценоза;

объяснять основные механизмы устойчивости биогеоценоза;

сравнивать устойчивость естественных экосистем с агроэкосистемами;

объяснять роль биогеоценозов в эволюции живых организмов;

составлять схемы цепей питания в экосистемах;

описывать процесс смены биогеоценозов;

приводить примеры сукцессий;

выявлять антропогенные изменения в биогеоценозах;

называть пути сохранения устойчивости биогеоценозов;

решать практические задачи;

характеризовать сущность экологических законов, оценивать противоречие, возникающее между потребностями человека и ресурсами природы.

Популяционно-видовой уровень

жизни (13 ч)

Вид, его критерии и структура.

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система.

Популяция как основная единица

эволюции. Видообразование — процесс возникновения новых видов на Земле. Система живых организмов на Земле. Этапы антропогенеза.

Человек как уникальный вид живой

природы. История развития эволюционных

идей. Естественный отбор и его формы.

Современное учение об эволюции. Основные направления эволюции. Особенности популяционно-видового уровня жизни. Всемирная стратегия охраны природных видов

Определять понятие «вид»;

характеризовать критерии вида и его свойства как биосистемы;

выявлять и сравнивать свойства разных видов одного рода на примерах

организмов своей местности объяснять значение репродуктивного критерия в сохранении генетических свойств вида;

характеризовать популяцию как структурную единицу вида;

определять понятие «популяция»;

объяснять понятия «жизненное пространство популяции», «численность популяции», «плотность популяции»;

раскрывать особенности популяции как генетической системы; объяснять термины «особь», «генотип», «генофонд»;

сравнивать формы естественного отбора, способы видообразования;

объяснять процесс появления новых видов (видообразование);

характеризовать вид и популяцию как биосистемы;

определять популяцию как генетическую систему;

анализировать и оценивать роль популяции в процессе эволюции;

характеризовать особенности и этапы происхождения уникального вида на Земле — Человек разумный;

определять место человека в системе живого мира;

анализировать и сравнивать гипотезы о происхождении человека современного вида;

называть ранних предков человека; выявлять сходство и различия человека и животных;

называть основные стадии процесса становления человека современного типа;

называть прогрессивные особенности представителей вида Человек

разумный по сравнению с другими представителями рода Человек;

характеризовать общую закономерность эволюции человека;

объяснять единство человеческих рас;

характеризовать основные идеи эволюционной теории Ж. Б. Ламарка,

выявлять ошибочные представления данного ученого и объяснять причины их возникновения;

характеризовать эволюционную теорию Ч. Дарвина;

излагать историю развития эволюционных идей;

объяснять сущность современной теории эволюции;

устанавливать движущие силы эволюции, ее пути и направления;

называть основные закономерности и результаты эволюции;

характеризовать систему живых организмов как результат эволюции на

Земле; характеризовать закономерности эволюции, объяснять роль естественного отбора в процессах эволюции, приводить примеры прогрессивного усложнения форм жизни;

характеризовать крупные группы (таксоны) эукариот;

определять существенные признаки популяционно-видового уровня организации жизни, характеризовать компоненты, процессы, организацию и значение данного структурного уровня жизни, сравнивать между собой различные структурные уровни организации жизни;

решать задачи охраны природы при общении с окружающей средой;

характеризовать понятие «устойчивое развитие», сравнивать понятия

«редкие виды» и «исчезающие виды».

Резерв — 3 часа





Биология. Базовый уровень. 11 класс (35часов, 2 часа — резерв)

Тема

Основное содержание

по темам рабочей программы

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Тема1. Организменный уровень жизни

(16 ч)


Организменный уровень организации жизни и его роль в природе. Организм как биосистема.

Процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов. Размножение организмов.

Оплодотворение и его значение.

Развитие организма от зарождения

до смерти (онтогенез). Изменчивость признаков организма и ее типы. Генетические закономерности, от-

крытые Г. Менделем. Наследование признаков при дигибридном скрещивании.

Генетические основы селекции. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные

болезни человека. Достижения биотехнологии и этические аспекты ее исследований.

Факторы, определяющие здоровье

человека.

Характеризовать структурные элементы и основные процессы организменного уровня жизни;

приводить конкретные примеры проявления свойств жизни на организменном уровне; сравнивать особенности организменного уровня жизни с особенностями биосферного и биогеоценотического уровней;

определять понятие «организм»; характеризовать организм как биосистему; называть существенные признаки биосистемы «организм»;

характеризовать процессы регуляции растительного и животного организма;

определять понятие «ткань»; различать типы тканей растений и животных; приводить примеры специализации тканей и органов у растений,

грибов и животных; характеризовать значение обмена веществ;

сравнивать результаты процессов ассимиляции и диссимиляции;

называть и кратко характеризовать системы органов животного организма;

аргументировать необходимость питания для организмов; называть типы питания организмов и иллюстрировать их примерами; характеризовать размножение организмов как их самовоспроизведение;

называть основные типы размножения;

приводить конкретные примеры разных форм бесполого размножения у растений и животных;

оценивать значение бесполого размножения для природы и для

человека;

характеризовать биологическое значение полового размножения и оплодотворения; объяснять свойства зиготы

Характеризовать особенности наследования признаков, сцепленных с

полом, приводить примеры; определять понятие «кариотип»;

оценивать роль изучения кариотипа человека в медицинских исследованиях;

характеризовать причины наследственных болезней и мультифакторных

заболеваний, приводить их примеры; аргументировать необходимость

профилактики наследственных заболеваний как основного средства их

предупреждения;

называть меры профилактики наследственных заболеваний человека;

обосновывать необходимость медико-генетического консультирования;

характеризовать роль генотипа в поддержании физического и психического здоровья человека;

раскрывать сущность современных методов гибридизации: молекулярной гибридизации (in vitro), мутагенеза и полиплоидии;

характеризовать явление гетерозиса и приводить его примеры;

аргументировать причины отнесения вирусов к живым организмам;



Царство Вирусы: разнообразие

и значение. Вирусные заболевания

характеризовать отличительные особенности строения и размножения

вирусов;

объяснять механизм проникновения вируса в клетку;

использовать информационные ресурсы для подготовки докладов, рефератов, сообщений о вирусах — возбудителях заболеваний растений, животных, человека;

приводить конкретные примеры вирусных эпидемий в истории человечества; называть вирусные заболевания животных и растений, оценивать приносимый ими ущерб сельскому хозяйству;

определять понятия «бактериофаг», «эпидемия», «пандемия», «ВИЧ»,

ТЕМА 2.

Клеточный уровень жизни (9 ч)


Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого

в истории Земли. Строение клетки эукариот.

Органоиды как структурные компоненты цитоплазмы.

Клеточный цикл. Деление клетки — митоз и мейоз.

Особенности образования половых

клеток. Структура и функции хромосом.

История развития науки о клетке

Определять понятие «клетка»; характеризовать особенности клеточного уровня организации жизни, объяснять его взаимосвязь с молекулярным и организменным уровнями;

называть структурные компоненты клетки; приводить доказательства

того, что клетка является живой системой — биосистемой;

характеризовать важнейшие события, предшествующие появлению жизни на Земле;

характеризовать свойства первичных клеток; называть этапы эволюции

клетки;

аргументировать преимущества эукариотической клетки в эволюции

жизни; характеризовать многообразие клеток в живом мире; называть

основное отличие клетки эукариот от клетки прокариот;

называть отличительные признаки растительной и животной клеток;

называть и характеризовать части клетки; различать постоянные и непостоянные компоненты клетки; различать понятия «части клетки» и «органоиды клетки»;

характеризовать строение и значение клеточного ядра;

раскрывать значение хроматина в ядре клетки;

объяснять взаимосвязь между понятиями «хроматин» и «хромосома»;

характеризовать строение и свойства цитоплазмы

называть органоиды и включения цитоплазмы; характеризовать значение размножения клетки;

определять понятия «клеточный цикл», «митоз», «интерфаза»; называть и характеризовать этапы клеточного цикла;

характеризовать основной признак интерфазной клетки. объяснять биологическое значение интерфазы;

определять понятия «кариокинез» и «цитокинез»;

характеризовать стадии клеточного деления (фазы М);

объяснять биологическое значение митоза; определять понятие «мейоз»; различать понятия «сперматогенез» и «оогенез»;

называть и характеризовать женские и мужские половые клетки, диплоидные и гаплоидные клетки организмов;

характеризовать периоды формирования женских и мужских половых

клеток;

описывать этапы формирования сперматозоидов;

называть основное различие процессов сперматогенеза и оогенеза;

объяснять структуру и свойства хроматина;

характеризовать роль ДНК и белков в составе хроматина;

объяснять значение компактизации (спирализации) хромосом;

обсуждать способность хромосом к удвоению (самовоспроизведению);

называть главную функцию хромосом

Тема 3.

Молекулярный уровень жизни (8 ч)

Молекулярный уровень организации

живой материи и его роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Структура и функции нуклеиновых

кислот. Процессы синтеза в живых клетках.

Процессы биосинтеза белка.

Молекулярные процессы расщепления.

Регуляторы молекулярных процессов.

Заключение: структурные уровни

организации живой природы

Характеризовать особенности молекулярного уровня организации

жизни; называть структурные элементы молекулярного уровня

жизни;

характеризовать биологические функции важнейших макромолекул; называть основные процессы молекулярного уровня жизни.

Оценивать взаимосвязь биосистем молекулярного и клеточного уровней жизни; на конкретных примерах; характеризовать значение молекулярного уровня жизни в биосфере

характеризовать значение воды в живой клетке; называть органические

вещества клетки;

раскрывать значение углеводов в живой клетке;

характеризовать многообразие липидов и их значение в клетке;

объяснять строение молекул белка как полимерных соединений, состоящих из аминокислот; характеризовать структуру молекулы ДНК;

называть имена ученых, установивших ее;

обсуждать механизм и биологическое значение репликации ДНК; объяснять значение матричной функции цепей ДНК; характеризовать структуру

молекул РНК; определять понятие «биосинтез»; характеризовать общую

схему фотосинтеза и его результат; называть условия протекания и локализацию световой фазы фотосинтеза, объяснять ее значение;

называть условия протекания и локализацию темновой фазы фотосинтеза, объяснять ее значение; характеризовать фотосинтез как пластическую составляющую обмена веществ в хлорофиллоносной клетке;

объяснять понятие «генетический код», называть свойства генетического кода;

характеризовать процесс транскрипции генетической информации;

характеризовать процесс трансляции и особенности его протекания;

объяснять роль рибосом в биосинтезе белка;

называть формы молекул РНК, участвующих в биосинтезе белка;

объяснять понятия «кодон», «антикодон»;

давать общую характеристику синтеза белковой молекулы на рибосоме;

моделировать состав белковых молекул по кодонам;

определять понятие «биологическое окисление»


Резерв — 2 часа