Рабочая учебная программа
по биологии (34 ч.)
для 11а класса
Составил:
учитель биологии
Шепелева С.В.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В.В. Пасечника. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки.
Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология». Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в классах среднего звена, а также приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по каждому разделу. В конце каждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другими изучаемыми предметами.
В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтоге6нгза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
• овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ №108 на изучение биологии в 11 классе отводится 1 часа в неделю, 34 часа в год соответственно.
Данная программа реализуется с помощью учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. –М. : Дрофа, 2005.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); использование для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм и правил поведения в кабинете биологии, в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы);
- аттестация по итогам года;
- формы учета достижений (урочная деятельность, анализ текущей успеваемости, внеурочная деятельность – участие в олимпиадах, творческих отчетах, выставках, конкурсах и т.д.)
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
В основе осуществления целей образовательной программы гимназического обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.
Содержание программы.
Эволюционное учение
Развитие Дарвинизма. Вид, его критерии. Популяции. Генетический состав популяции. Борьба за существование. Естественный отбор. Видообразование. Макроэволюция. Главные направления эволюции.
Обучающиеся должны знать: что такое биологический вид, популяция; как полезные изменения закрепляются в популяции под действием естественного отбора, как происходит накопление различий между популяциями одного вида и их изоляция друг от друга; как происходит образование новых видов; что такое микро- и макроэволюция, каковы основные закономерности этих процессов.
Обучающиеся должны уметь: объяснять роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, общность происхождения и эволюцию растений и животных; выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания; сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения; классифицировать биологические объекты.
Основы селекции и биотехнологии
Основные методы селекции и биотехнологии. Селекция растений, животных, микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.
Обучающиеся должны знать: о задачах селекции и биотехнологии; о методах, применяемых в селекции и биотехнологии; о достижениях селекции; о перспективах развития селекции и биотехнологии.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов и биотехнологии; проводить самостоятельный поиск биологической информации.
Антропогенез
Положение человека в системе животного мира. Стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы.
Обучающиеся должны знать: систематическое положение человека; основные этапы антропогенеза; о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека; о человеческих расах.
Обучающиеся должны уметь: определять принадлежность человека к определённым систематическим группам, родство человека с млекопитающими животными; характеризовать стадии и движущие силы антропогенеза; сравнивать расы человека.
Основы экологии
Экология как наука. Среда обитания организмов и её факторы. Основные типы экологических взаимодействий. Экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Загрязнения окружающей среды. Основы рационального природопользования.
Обучающиеся должны знать: что изучает экология; в чём значение факторов среды; какую роль играют условия внешней среды и внутренние свойства популяционной группы; о различных типах взаимодействия организмов; о составе и свойствах экосистемы; о потоках энергии и круговороте веществ.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать взаимосвязи организмов и окружающей среды; выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; анализировать воздействие факторов окружающей среды, пищевые цепи и экологические пирамиды; оценивать последствия деятельности человека на окружающую среду.
Эволюция биосферы и человек
Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.
Обучающиеся должны знать: об основных гипотезах происхождения жизни; об основных этапах эволюции биосферы; о месте и роли человека в биосфере.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать биологическое разнообразие биосферы; анализировать гипотезы и представления о происхождении жизни, этапы развития жизни; оценивать антропогенное воздействие на биосферу.
Повторение
Эволюционное учение. Селекция. Антропогенез. Экология.
Учебно-тематический план
тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Эволюционное учение | 9 | Текущий контроль |
Основы селекции и биотехнологии | 4 | Текущий контроль |
Антропогенез | 4 | Текущий контроль |
Основы экологии | 8 | Текущий контроль |
Эволюция биосферы и человек | 5 | Текущий контроль |
Повторение | 4 | |
| | |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии выпускник должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
• описывать особей видов по морфологическому критерию;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
• изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
• находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Тематическое планирование по__биологии__
в _11_классе из расчета __1__часа в неделю
№№ пп | Тема урока | Кол-во часов | Сроки проведения |
| 1 полугодие | 16 | |
| I. Основы учения об эволюции | 10 | |
1. | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | 1-я неделя сентября |
2. | Чарльз Дарвин и основные положения его теории. | 1 | 2-я неделя |
3. | Вид, его критерии. Лабораторная работа №1. «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» | 1 | 3-я неделя |
4. | Популяции. Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяций. | 1 | 4-я неделя |
5. | Борьба за существование и её формы. | 1 | 1-я неделя октября |
6 | Естественный отбор и его формы. Практическая работа 1. «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора. | 1 | 2-я неделя |
7. | Видообразование. Изолирующий механизм. | 1 | 3-я неделя |
8 | Макроэволюция, её доказательства. | 1 | 4-я неделя |
9. | Система растений и животных – отображение эволюции. | 1 | 2-я неделя ноября |
10. | Главные направления эволюции органического мира. | 1 | 3-я неделя |
| II. Основы селекции и биотехнологии. | 4 ч | |
11. | Основные методы селекции и биотехнологии. | 1 | 4-я неделя |
12. | Методы селекции растений. | 1 | 5-я неделя |
13 | Методы селекции животных. | 1 | 1-я неделя |
14. | Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии | 1 | 2-я неделя |
| III. Антропогенез. | 7 ч | |
15. | Положение человека в системе органического мира. | 1 | 3-я неделя |
16. | Основные стадии антропогенеза. | 1 | 4- неделя |
| II полугодие | 18 | |
17. | Движущие стадии антропогенеза. | 1 | 15 неделя |
18. | Прародина человека. Расы и их происхождение. | 1 | 15 неделя |
| IV. Основы экологии. | 12 ч. | |
19 | Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. | 1 | 17 неделя |
20. | Местообитание и экологические ниши. | 1 | 1-я неделя |
38. | Основные типы экологических взаимодействий. | 1 | 2-я неделя |
39. | Основные типы экологических взаимодействий. | 1 | 2-я неделя |
40. | Конкурентные взаимодействия. | 1 | 3-я неделя |
41. | Основные экологические характеристики популяции. | 1 | 3-я неделя |
42. | Динамика популяции. | 1 | 4-я неделя |
43. | Экологические сообщества. | 1 | 4-я неделя |
44. | Экологические сообщества. | 1 | 5-я неделя |
45. | Структура сообщества. | 1 | 5-я неделя |
46. | Взаимосвязь организмов в сообществах. | 1 | 6-я неделя |
47. | Пищевые цепи. Практическая работа №2 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания) | 1 | 6-я неделя |
48. | Экологические пирамиды. | 1 | 7-я неделя |
49. | Экологические сукцессии. | 1 | 7-я неделя |
50. | Влияние загрязнений на живые организмы. | 1 | 8-я неделя |
51. | Основы рационального природопользования. | 1 | 8-я неделя |
52. | Обобщающий урок по теме «Основы экологии». Практическая работа №3 «Решение экологических задач» | 1 | 9-я неделя |
| V. Эволюция биосферы и человек | 9 ч. | |
53. | Гипотезы о происхождении жизни. | 1 | 9-я неделя |
54. | Современные представления о происхождении жизни. | 1 | 10 неделя |
55. | Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | 10 неделя |
56 | Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | 11 неделя |
57. | Эволюция биосферы. | 1 | 11 неделя |
58. | Эволюция биосферы. Геохронологическая таблица развития жизни на Земле. | 1 | 12 неделя |
59. | Антропогенное воздействие на биосферу | 1 | 12 неделя |
60. | Обобщающий урок по теме «Эволюция биосферы и человек». | 1 | 13 неделя |
61. | Итоговый урок «Роль биологии в будущем». | 1 | 13неделя |
62. | Повторение темы «Основы цитологии». | 1 | 14 неделя |
63. | Повторение темы «Размножение, индивидуальное развитие». | 1 | 14 неделя |
64. | Повторение темы «Основы генетики». | 1 | 15 неделя |
65. | Повторение темы «Генетика человека». | 1 | 15 неделя |
66. | Повторение темы « Основы учения об эволюции». | 1 | 16 неделя |
67. | Повторение темы «Основы селекции и биотехнологии». | 1 | 16 неделя |
68. | Повторение темы «Антропогенез». | 1 | 17 неделя |
Список литературы.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.
Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2006.
Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2006.