СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биология 10 класс: учебник  для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, П. М. Бородин и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица.  – М.: Просвещение, 2016.  

Биология 11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л. Р. Кузнецова и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица.  – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 - 11 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для 10-11 классов (базовый уровень), утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016). Составители: Анисимов В.С., Бершадский А.Н., Володина И.В., Коваленко С.И., Конотоп Л.И., Приемец Е.А., Ткачева Л.И..

В работе используются учебники:

Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, П. М. Бородин и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.

Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л. Р. Кузнецова и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.

Изучение биологии на старшей ступени образования направлено на достижение следующих целей:

- ориентация в системе этических норм и ценностей относительно

методов, результатов и достижений современной биологической науки;

- развитие познавательных интересов к изучению общих биологических

закономерностей и самому процессу научного познания;

- овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

- формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку;

- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных

(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Основные задачи программы:

- изучение общих свойств живого, законов его существования и развития,

- формирование у школьников системы общебиологических знаний для осуществления интеллектуальной и практической деятельности,

- воспитание познавательного интереса путем вовлечения учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия» новых знаний,

- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях,

- овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,

- использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической грамотности.

Место предмета в учебном плане

Согласно утвержденному учебному плану курс биология в 10-11 классе рассчитан на 68 часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа(1 час в неделю).


Планируемые результаты

личностные результаты:

– ориентация учащихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;

– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного

природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;

– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.

метапредметные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия

ученик научится:

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

познавательные универсальные учебные действия

ученик научится:

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.

коммуникативные универсальные учебные действия

ученик научится:

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

предметные для 10 класса:

В результате изучения биологии ученик 10 класса должен:

- знать/понимать:

основные положения биологических теорий; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;

-сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- единство живой и неживой природы, родство живых организмов;

- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

-влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,

- биологическую терминологию и символику;

уметь:

  – сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

– решать генетические задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, составлять схемы, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

предметные результаты для 11 класса:

В результате изучения биологии ученик 11 класса должен:

знать/понимать:

- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;

- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

- роль биологии в формировании научного мировоззрения;

- причины эволюции;

- взаимосвязи организмов и окружающей среды;

- влияние мутагенов на организм человека.

уметь:

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;

- описывать особей вида по морфологическому критерию;

- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

- сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

- оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.


Содержание программы

по биологии

Класс: 10

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы

Контр.

работы

Л.р.


П.р.


1

Введение. Биология как наука. Методы научного познания.


1 ч.




2

Раздел 1. Клетка – единица живого.

15 ч.




3

Тема 1. Химический состав клетки.

4 ч.


1


4

Тема 2. Структура и функции клетки.


3 ч.


2


5

Тема 3. Обеспечение клеток энергией .

3 ч.




6

Тема 4. Реализация наследственной информации в клетке.


5 ч.

1


1

7

Раздел 2. Размножение и развитие организма

6 ч.




8

Тема 5. Размножение организмов.

3 ч.




9

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов.

3 ч.


1


10

Раздел 3. Основы генетики и селекции

12 ч.




11

Тема 7. Наследственность и изменчивость.

9 ч.

1


3

12

Тема 8. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология.


3 ч.



1


Всего

34

2

4

5





Содержание программы

по биологии

Класс: 11

Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы

Контр.

работы

Л.р.


П.р.


1.

Раздел I. Эволюция


21




2.

Тема 1. Свидетельства эволюции


4




3.

Тема 2. Популяционная структура вида.

8

1

3


4.

Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле


5




5.

Тема 4. Происхождение человека

4




6.

Раздел II. Экосистемы


13




7

Тема 5. Организмы и окружающая среда.


6



3

8

Тема 6. Биосфера

4

1


1

9

Тема 7. Биологические основы охраны природы.


3



1




Всего

34

2

3

5


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Класс 10


п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Приме-

чание




по плану

по факту

10-А

10-Б

10-А

10-Б

Введение. Биология как наука. Методы научного познания. ( 1 час)


1

1

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни.


03.09

04.09




Химический состав клетки.(4 часа)

2

1

Методы цитологии. Клеточная теория. Вода, минеральные вещества и их роль в клетке.


10.09


11.09




3

2

Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.


17.09

18.09




4

3

Строение и функции белков. Л.р. №1. Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях


24.09

25.09




5

4

Нуклеиновые кислоты, АТФ. Диагностическое тестирование.


01.10

02.10




Структура и функции клетки. (3 часа)


6

1

Строение клетки. Клеточная мембрана.

Ядро. Цитоплазма Л.р. №2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука

08.10

09.10




7

2

Органоиды клетки.

15.10

16.10




8

3

Сравнение прокариот и эукариот. Л.р. №3. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клетки клеток (на готовых микропрепаратах)

22.10

23.10




Обеспечение клеток энергией .(3 часа)

9

1

Обмен веществ в клетке.

12.11

06.11




10

2

Фотосинтез.

13.11




11

3

Энергетический обмен в клетке.

19.11

20.11




Реализация наследственной информации в клетке.(5 часов)


12

1

ДНК. Ген. Генетический код.

26.11

27.11




13

2

Биосинтез белков.

03.12

04.12




14

3

П.р. № 1 Решение элементарных задач по молекулярной биологии.

10.12

11.12




15

4

Контрольная работа №1

17.12

18.12




16

5

Вирусы.

24.12

25.12




Размножение организмов.(3 часа)


17

1


Размножение – свойство организмов. Бесполое и половое размножение.

14.01

15.01




18

2

Деление клетки. Митоз

21.01

22.01




19

3

Деление клетки. Мейоз. Оплодотворение.

28.01

29.01




Индивидуальное развитие организмов.(3 часа)

20

1


Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие организмов Л.р. №4. Выявление сходства зародышей человека и млекопитающих.

04.02

05.02




21

2

Дифференцировка клеток. Определение пола. Постэмбриональное развитие

11.02

12.02




22

3

Развитие взрослого организма. Репродуктивное здоровье.

18.02

19.02





Наследственность и изменчивость. (9 часов)

23

1.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.

04.03

26.02




24

2

Первый и второй законы Менделя.

П.р. № 2 «Составление простейших схем скрещивания»

---

05.03




25

3

Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание.

П.р. № 3. «Решение элементарных генетических задач»

11.03

12.03




26

4

Решение задач.

18.03

19.03




27

5

Сцепленное наследование генов. Наследование сцепленное с полом.

01.04

02.04




28

6

Хромосомная теория наследственности.

08.04

09.04




29

7


Наследственная и ненаследственная изменчивость.

---

16.04




30

8

Генетика человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. П.р. № 4 «Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий»

15.04

23.04




31

9

Контрольная работа № 2.

22.04

30.04




Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. (3 часа)

32

1

Генетика – основа селекции.

06.05

07.05




33

2

Основные методы селекции.

---

14.05




34

3.

Биотехнология, ее достижения и перспективы.

П.р.№ 5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»

20.05

21.05






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Класс 11


п/п

№ урока

в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание




по плану

по факту

Свидетельства эволюции (4 часа)

1

1

Возникновение и развитие эволюционной биологии. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.


03.09



2

2

Молекулярные свидетельства эволюции. Филогенез.


10.09



3

3

Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Гомологические органы.

17.09



4

4

Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции. Диагностическое тестирование.


24.09



Популяционная структура вида. (8 часов).

5

1

Вид, его критерии.

Л.р. №1. Морфологические особенности растений различных видов



01.10



6

2

Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции.

Л.р. №2. Изменчивость организмов


08.10



7

3

Популяции.

Изменение генофонда популяций.

15.10



8

4

Формы естественного отбора.




9

5

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора

Л.р. №3. Приспособление организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений.


22.10



10

6

Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции.


12.11



11

7

Макроэволюция, ее доказательства.

Главные направления макроэволюции

19.11



12

8

Контрольная работа.

26.11



Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов)

13

1

Современные представления о возникновении жизни

03.12



14

2

Основные этапы развития жизни

10.12



15

3

Развитие жизни в криптозое и палеозое

17.12



16

4

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

24.12



17

5

Результаты эволюции.

Многообразие видов – основа устойчивого развития биосферы.

14.01



Происхождение человека (4 часа)

18

1

Положение человека в системе живого мира

21.01



19

2

Гипотезы происхождения человека. Предки человека.

28.01



20

3

Основные стадии антропогенеза.


04.02



21

4

Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека. Расы.



Организмы и окружающая среда. (6 часов)

22

1

Взаимоотношение организма и окружающей среды. Экологические факторы. Биологические ритмы.

П.Р. №1. Оценка влияния температуры воздуха на человека


11.02



23

2

Популяция в экосистеме. Структура и динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения.


18.02



24

3

Экологическая ниша и межвидовые отношения.




25

4

Экологические сообщества. Экологическая пирамида.

П.Р. №2. «Составление схем передачи вещества и энергии в цепи питания

04.03



26

5

Структура и динамика экосистем.

П.Р. №3. «Решение экологических задач»

11.03



27

6

Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы

18.03



Биосфера (4 часа)

28

1

Биосфера и биомы.


01.04



29

2

Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме.



30

3

Биосфера и человек. Антропогенное воздействие на биосферу.

П.Р. №4. «Сравнение природных экосистем и агроэкосистем своей местности»



08.04



31

4

Контрольная работа №2

15.04



Биологические основы охраны природы. (3 часа)

32

1

Охрана видов и популяций. Охрана экосистем.


22.04



33

2

Биологический мониторинг


06.05



34

3

Экологические проблемы и пути их решения. П.Р. №5. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения

20.05