ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по биологии для 10-11 классов (базовый уровень), утвержденной МОН ЛНР (приказ №483 от 27.12.2016). Составители: Анисимов В.С., Бершадский А.Н., Володина И.В., Коваленко С.И., Конотоп Л.И., Приемец Е.А., Ткачева Л.И..
В работе используются учебники:
Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, П. М. Бородин и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил.
Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д. К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л. Р. Кузнецова и др.]; под ред. Д. К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 224 с.: ил.
Изучение биологии на старшей ступени образования направлено на достижение следующих целей:
- ориентация в системе этических норм и ценностей относительно
методов, результатов и достижений современной биологической науки;
- развитие познавательных интересов к изучению общих биологических
закономерностей и самому процессу научного познания;
- овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;
- формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных
(научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Основные задачи программы:
- изучение общих свойств живого, законов его существования и развития,
- формирование у школьников системы общебиологических знаний для осуществления интеллектуальной и практической деятельности,
- воспитание познавательного интереса путем вовлечения учащихся в процесс самостоятельного поиска, «открытия» новых знаний,
- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях,
- овладение умениями: применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы,
- использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды; воспитание экологической грамотности.
Место предмета в учебном плане
Согласно утвержденному учебному плану курс биология в 10-11 классе рассчитан на 68 часов, в том числе: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа(1 час в неделю).
Планируемые результаты
личностные результаты:
– ориентация учащихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного
природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
метапредметные результаты:
регулятивные универсальные учебные действия
ученик научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
познавательные универсальные учебные действия
ученик научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения.
коммуникативные универсальные учебные действия
ученик научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
предметные для 10 класса:
В результате изучения биологии ученик 10 класса должен:
- знать/понимать:
основные положения биологических теорий; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира;
-сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
- отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
-влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
– сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
- решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
– решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
– решать генетические задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, составлять схемы, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
– устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
– приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
предметные результаты для 11 класса:
В результате изучения биологии ученик 11 класса должен:
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учения В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
- роль биологии в формировании научного мировоззрения;
- причины эволюции;
- взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- влияние мутагенов на организм человека.
уметь:
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистеме;
- описывать особей вида по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и практически их использовать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правил поведения в природной среде;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценки этических аспектов исследований в области биотехнологии.
Содержание программы
по биологии
Класс: 10
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы | Контр. работы | Л.р. | П.р. |
1 | Введение. Биология как наука. Методы научного познания. | 1 ч. | | | |
2 | Раздел 1. Клетка – единица живого. | 15 ч. | | | |
3 | Тема 1. Химический состав клетки. | 4 ч. | | 1 | |
4 | Тема 2. Структура и функции клетки. | 3 ч. | | 2 | |
5 | Тема 3. Обеспечение клеток энергией . | 3 ч. | | | |
6 | Тема 4. Реализация наследственной информации в клетке. | 5 ч. | 1 | | 1 |
7 | Раздел 2. Размножение и развитие организма | 6 ч. | | | |
8 | Тема 5. Размножение организмов. | 3 ч. | | | |
9 | Тема 6. Индивидуальное развитие организмов. | 3 ч. | | 1 | |
10 | Раздел 3. Основы генетики и селекции | 12 ч. | | | |
11 | Тема 7. Наследственность и изменчивость. | 9 ч. | 1 | | 3 |
12 | Тема 8. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. | 3 ч. | | | 1 |
| Всего | 34 | 2 | 4 | 5 |
Содержание программы
по биологии
Класс: 11
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы | Контр. работы | Л.р. | П.р. |
1. | Раздел I. Эволюция | 21 | | | |
2. | Тема 1. Свидетельства эволюции | 4 | | | |
3. | Тема 2. Популяционная структура вида. | 8 | 1 | 3 | |
4. | Тема 3. Возникновение и развитие жизни на Земле | 5 | | | |
5. | Тема 4. Происхождение человека | 4 | | | |
6. | Раздел II. Экосистемы | 13 | | | |
7 | Тема 5. Организмы и окружающая среда. | 6 | | | 3 |
8 | Тема 6. Биосфера | 4 | 1 | | 1 |
9 | Тема 7. Биологические основы охраны природы. | 3 | | | 1 |
| Всего | 34 | 2 | 3 | 5 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 10
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Приме- чание |
| по плану | по факту |
10-А | 10-Б | 10-А | 10-Б |
Введение. Биология как наука. Методы научного познания. ( 1 час) |
1 | 1 | Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации жизни. | 03.09 | 04.09 | | | |
Химический состав клетки.(4 часа) |
2 | 1 | Методы цитологии. Клеточная теория. Вода, минеральные вещества и их роль в клетке. | 10.09 | 11.09 | | | |
3 | 2 | Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 17.09 | 18.09 | | | |
4 | 3 | Строение и функции белков. Л.р. №1. Активность фермента каталазы в животных и растительных тканях | 24.09 | 25.09 | | | |
5 | 4 | Нуклеиновые кислоты, АТФ. Диагностическое тестирование. | 01.10 | 02.10 | | | |
Структура и функции клетки. (3 часа) |
6 | 1 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма Л.р. №2. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука | 08.10 | 09.10 | | | |
7 | 2 | Органоиды клетки. | 15.10 | 16.10 | | | |
8 | 3 | Сравнение прокариот и эукариот. Л.р. №3. Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клетки клеток (на готовых микропрепаратах) | 22.10 | 23.10 | | | |
Обеспечение клеток энергией .(3 часа) |
9 | 1 | Обмен веществ в клетке. | 12.11 | 06.11 | | | |
10 | 2 | Фотосинтез. | 13.11 | | | |
11 | 3 | Энергетический обмен в клетке. | 19.11 | 20.11 | | | |
Реализация наследственной информации в клетке.(5 часов) | |
12 | 1 | ДНК. Ген. Генетический код. | 26.11 | 27.11 | | | |
13 | 2 | Биосинтез белков. | 03.12 | 04.12 | | | |
14 | 3 | П.р. № 1 Решение элементарных задач по молекулярной биологии. | 10.12 | 11.12 | | | |
15 | 4 | Контрольная работа №1 | 17.12 | 18.12 | | | |
16 | 5 | Вирусы. | 24.12 | 25.12 | | | |
Размножение организмов.(3 часа) | |
17 | 1 | Размножение – свойство организмов. Бесполое и половое размножение. | 14.01 | 15.01 | | | |
18 | 2 | Деление клетки. Митоз | 21.01 | 22.01 | | | |
19 | 3 | Деление клетки. Мейоз. Оплодотворение. | 28.01 | 29.01 | | | |
Индивидуальное развитие организмов.(3 часа) |
20 | 1 | Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Эмбриональное развитие организмов Л.р. №4. Выявление сходства зародышей человека и млекопитающих. | 04.02 | 05.02 | | | |
21 | 2 | Дифференцировка клеток. Определение пола. Постэмбриональное развитие | 11.02 | 12.02 | | | |
22 | 3 | Развитие взрослого организма. Репродуктивное здоровье. | 18.02 | 19.02 | | | |
Наследственность и изменчивость. (9 часов) |
23 | 1. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. | 04.03 | 26.02 | | | |
24 | 2 | Первый и второй законы Менделя. П.р. № 2 «Составление простейших схем скрещивания» | --- | 05.03 | | | |
25 | 3 | Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. П.р. № 3. «Решение элементарных генетических задач» | 11.03 | 12.03 | | | |
26 | 4 | Решение задач. | 18.03 | 19.03 | | | |
27 | 5 | Сцепленное наследование генов. Наследование сцепленное с полом. | 01.04 | 02.04 | | | |
28 | 6 | Хромосомная теория наследственности. | 08.04 | 09.04 | | | |
29 | 7 | Наследственная и ненаследственная изменчивость. | --- | 16.04 | | | |
30 | 8 | Генетика человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. П.р. № 4 «Выявление мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий» | 15.04 | 23.04 | | | |
31 | 9 | Контрольная работа № 2. | 22.04 | 30.04 | | | |
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Биотехнология. (3 часа) |
32 | 1 | Генетика – основа селекции. | 06.05 | 07.05 | | | |
33 | 2 | Основные методы селекции. | --- | 14.05 | | | |
34 | 3. | Биотехнология, ее достижения и перспективы. П.р.№ 5 «Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии» | 20.05 | 21.05 | | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс 11
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
| по плану | по факту |
Свидетельства эволюции (4 часа) |
1 | 1 | Возникновение и развитие эволюционной биологии. История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 03.09 | | |
2 | 2 | Молекулярные свидетельства эволюции. Филогенез. | 10.09 | | |
3 | 3 | Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции. Гомологические органы. | 17.09 | | |
4 | 4 | Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции. Диагностическое тестирование. | 24.09 | | |
Популяционная структура вида. (8 часов). |
5 | 1 | Вид, его критерии. Л.р. №1. Морфологические особенности растений различных видов | 01.10 | | |
6 | 2 | Наследственная изменчивость – исходный материал для эволюции. Л.р. №2. Изменчивость организмов | 08.10 | | |
7 | 3 | Популяции. Изменение генофонда популяций. | 15.10 | | |
8 | 4 | Формы естественного отбора. | | |
9 | 5 | Возникновение адаптаций в результате естественного отбора Л.р. №3. Приспособление организмов к среде обитания. Ароморфозы у растений. | 22.10 | | |
10 | 6 | Видообразование. Прямые наблюдения процесса эволюции. | 12.11 | | |
11 | 7 | Макроэволюция, ее доказательства. Главные направления макроэволюции | 19.11 | | |
12 | 8 | Контрольная работа. | 26.11 | | |
Возникновение и развитие жизни на Земле (5 часов) |
13 | 1 | Современные представления о возникновении жизни | 03.12 | | |
14 | 2 | Основные этапы развития жизни | 10.12 | | |
15 | 3 | Развитие жизни в криптозое и палеозое | 17.12 | | |
16 | 4 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое | 24.12 | | |
17 | 5 | Результаты эволюции. Многообразие видов – основа устойчивого развития биосферы. | 14.01 | | |
Происхождение человека (4 часа) |
18 | 1 | Положение человека в системе живого мира | 21.01 | | |
19 | 2 | Гипотезы происхождения человека. Предки человека. | 28.01 | | |
20 | 3 | Основные стадии антропогенеза. | 04.02 | | |
21 | 4 | Факторы эволюции человека. Эволюция современного человека. Расы. | | |
Организмы и окружающая среда. (6 часов) |
22 | 1 | Взаимоотношение организма и окружающей среды. Экологические факторы. Биологические ритмы. П.Р. №1. Оценка влияния температуры воздуха на человека | 11.02 | | |
23 | 2 | Популяция в экосистеме. Структура и динамика популяции. Популяционные волны. Внутривидовые отношения. | 18.02 | | |
24 | 3 | Экологическая ниша и межвидовые отношения. | | |
25 | 4 | Экологические сообщества. Экологическая пирамида. П.Р. №2. «Составление схем передачи вещества и энергии в цепи питания | 04.03 | | |
26 | 5 | Структура и динамика экосистем. П.Р. №3. «Решение экологических задач» | 11.03 | | |
27 | 6 | Биоценоз и биогеоценоз. Влияние человека на экосистемы | 18.03 | | |
Биосфера (4 часа) |
28 | 1 | Биосфера и биомы. | 01.04 | | |
29 | 2 | Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. | | |
30 | 3 | Биосфера и человек. Антропогенное воздействие на биосферу. П.Р. №4. «Сравнение природных экосистем и агроэкосистем своей местности» | 08.04 | | |
31 | 4 | Контрольная работа №2 | 15.04 | | |
Биологические основы охраны природы. (3 часа) |
32 | 1 | Охрана видов и популяций. Охрана экосистем. | 22.04 | | |
33 | 2 | Биологический мониторинг | 06.05 | | |
34 | 3 | Экологические проблемы и пути их решения. П.Р. №5. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения | 20.05 | | |