СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по биологии 10 – 11 класс базовый уровень

105 часов (2009 г.).


Авторы: И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов.

Пояснительная записка.


Программа составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразоват. учреждений к комплекту учебников,

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в окружающей среде, помочь в реальной жизни.

Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естветсвеннонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового обрила жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование; влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в природной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся после соответствующего инструктажа и ознакомления учащихся с правилами техники безопасности.

Представленная программа рассчитана на изучение предмета в течение двух лет (10 и 11 классы) при наличии 105 учебных часов. В ряде регионов для изучения биологии на базовом уровне к федеральному компоненту (70 часов) дополнительно выделяют 35 часов из регионального компонента, общее число часов становится 105. В этом случае предмет изучают в течение двух лет, и число часов, отводимое на каждую тему, увеличивается. Наличие дополнительных часов дает возможность уделить больше внимания сложным темам, подготовить контрольно-обобщающие уроки, организовать экскурсии, провести больше лабораторных и практических работ.

Заявленное в программе разнообразие работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных работ и форм их проведения с учетом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. По сравнению с 70-часовой программой, в которой обязательными являются пять работ, в данной 105-часовой программе их число увеличено до восьми.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. В основу структурирования курса положена уровневая организация живой природы. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.

Программой предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов), который может быть использован по усмотрению учителя.

При составлении учебных планов образовательных учреждений возможны два варианта распределения часов между 10 и 11 классами.

I вариант:

в 10 классе — 2 часа в неделю (70 часов) в 11 классе — 1 час в неделю (35 часов);

II вариант:

в 10 классе — 1 час в неделю (35 часов) в 11 классе — 2 часа в неделю (70 часов).

I Вариант

Если в школе предусмотрен I вариант распределения часов, тогда рекомендуется в течение 10 класса изучить материал глав «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм» и две темы из главы «Вид» («Современное эволюционное учение», «История эволюционных идей»), которые логично связаны с последними темами раздела «Организм» («Наследственность и изменчивость», «Основы селекции. Биотехнология»). Темы «Происхождение жизни на Земле» и «Происхождение человека» из главы «Вид» и материал главы «Экосистема» изучают в 11 классе

10 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название темы

Количество часов


Введение

1


Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания


Тема 1.1. Краткая история развития био­логии. Система биологических наук

1


Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

2


Всего

3


Раздел 2. Клетка


Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория

1


Тема 2.2. Химический состав клетки

5


Название темы

Количество часов


Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток

4


Тема 2.4. Реализация наследственной ин­формации в клетке

2


Тема 2.5. Вирусы

2


Всего

14


Раздел 3. Организм

Тема 3.1. Организм — единое целое. Мно­гообразие живых организмов

1


Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии

4


Тема 3.3. Размножение

6


Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов

3


Тема 3.5. Наследственность и из­менчивость

13


Тема 3.6. Основы селекции. Биотех­нология.

4


Всего

31


Раздел 4. Вид

Тема 4.1. История эволюционных идей

5


Тема 4.2. Современное эволюционное уче­ние

9


Всего

14


Заключение

2


ИТОГО

65 + 5 резерв


1 1 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

Введение

1

Раздел 4. Вид

Тема 4.3. Происхождение жизни на Зем­ле

5

Тема 4.4. Происхождение человека

5

Всего

10

Раздел 5. Экосистемы

Тема 5.1. Экологические факторы

5

Тема 5.2. Структура экосистем

5

Тема 5.3. Биосфера — глобальная экосистема

4

Тема 5.4. Биосфера и человек

4

Всего

18

Заключение

2

ИТОГО

31 + 4 резерв

II Вариант

При наличии II варианта распределения часов и 10 классе изучают материал глав «Биология как наука. Методы научного познания» и «Клетка», л также четыре первые темы из главы «Организм» («Организм — единое целое. Многообразие живых организмов», «Обмен веществ и превращение энер­гии», «Размножение», «Индивидуальное развитие организмов»). В 11 классе изучение биологии начи­нают с темы «Наследственность и изменчивость».



10 КЛАСС



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название темы

Количество часов

Введение


1




Тема 1.1. Краткая история развития био­логии. Система биологических наук

1


Тема 1.2.Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

2


Всего

3