СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

Филиал «Морд.Коломасовская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Кочелаевская средняя общеобразовательная школа»
Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия





Рассмотрено:

Заседание МО

__________/Рогачева Н.М.

Протокол №____ от «___»______2019г.


Утверждаю:

Директор школы

___________/Силантьев А.Н.

Приказ №____ от «___» ______2019 г.







Составила:
учитель биологии
Рогачева Наталья Михайловна









2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

Характеристика особенностей программы

Данная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, а также логике учебного процесса.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы».

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

В программе дается распределение материала по разделам и темам. К каждой теме приведены основные понятия и перечень демонстраций, допускающих использование различных средств обучения с учетом специфики образовательного учреждения и его материальной базы.

Цель и задачи курса:

Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.


Задачи:

Образовательные: овладение системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации.

Развивающие: развивать умение ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы, тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Воспитательные: воспитание любви к природе, экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде. Формирование активной жизненной позиции путём включения учащихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.

Практическая деятельность. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

Основные методы работы на уроке: словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, самостоятельная работа.

Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, тестирование, лабораторные работы, зачет, лекции, беседы, экскурсии.


Место предмета в базисном учебном плане

Программа разработана на основе федерального базисного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе выделено 34 часа, то есть 1 час в неделю.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.



В примерную учебную программу внесены следующие изменения и дополнения:

- в распределение количества часов на изучение отдельно взятых тем (увеличено количество часов на изучение тем раздела «Организм» на 5 часов за счет сокращения количества часов на изучение тем раздела «Экосистемы», что объясняется разной степенью сложности учебного материал и значимости его для итоговой аттестации обучающихся.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

  1. знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;

  1. уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • описывать особей видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, интернет - ресурсах) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

  • оказание первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

  • оценки эстетических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).


































Тематический план по биологии
на 2016-2017 учебный год


п/п

Наименование раздела

Количество
часов

В т.ч. лабораторных работ

10 класс

Раздел 1. Биология как наука- 5 часов

1

Биология как наука. Методы научного познания

5

-

Раздел 2. Клетка -15 часов

2

Основы цитологии

15

2

2.1

Химическая организация клетки

9

-

2.2

Строение клетки

4

2

2.3

Вирусы

2

-

Раздел 3. Организм – 14 часов

3

Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клетки

8


4

Размножение. Индивидуальное развитие организма

6

-


итого

34

2














Содержание курса 10 класса, 34 часа


Раздел 1 Биология как наука.
Методы научного познания (5 часа)
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (2 часа).

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 1.2. Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи (3 часа).

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Биологические системы. Методы познания живой природы.

Демонстрация. Портреты ученых. Схемы: «Связь биологии с другими науками», «Система биологических наук», «Биологические системы», «Уровни организации живой природы», «Свойства живой материи», «Методы познания живой природы».

Раздел 2

Клетка (15 часов)

Тема 2.1. Методы цитологии. Клеточная теория (1 час)

Развитие знаний о клетке (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден и Т. Шванн). Клеточная теория и ее основные положения. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Методы цитологии.

Тема 2.2. Химический состав клетки (9 часов)

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества и их роль в клетке.

Тема 2.3. Строение клетки (4 часа)

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; эукариотические и прокариотические клетки. Строение и функции хромосом.

Тема 2.4. Вирусы (2 час)

Вирусы. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА.


Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ: «Строение молекулы белка», «Строение молекулы ДНК», «Строение молекулы РНК», «Строение клетки», «Строение клеток прокариот и эукариот», «Строение вируса», «Хромосомы», «Характеристика гена», «Удвоение молекулы ДНК».

Лабораторные и практические работы. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. Сравнение строения клеток растений и животных.

Раздел 3

Организм (14 часов)

Тема 3.1. Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов (4 часа)

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Тема 3.2. Реализация наследственной информации в клетке (4 часа)

ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекул ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль кодов в биосинтезе белка.

Тема 3.3. Размножение (4 часа)

Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организма (онтогенез) (2 часа)

Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Демонстрация. Схемы, таблицы, фрагменты компьютерных программ.

Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Составление простейших схем скрещивания. Решение элементарных генетических задач.





































Календарно – тематический план по биологии
для 10 класса на 2019 – 2020
учебный год

№ урока



Тема занятия

Дата проведения



Примеч.

п/п

В теме

План.

Факт.

Раздел 1. Биология как наука- 5 часов

1

1

Введение. Краткая история развития биологии. Техника безопасности на уроках биологии




2

2

Методы исследования в биологии




3

3

Сущность жизни и свойства живого




4

4

Уровни организации живой природы




5

5

Обобщающий урок. Общая биология –наука об изучении общебиологических закономерностей




Раздел 2. Клетка -15 часов

2.1. Химическая организация клетки -9 часов

6

1

Методы цитологии. Клеточная теория




7

2

Особенности химического состава клетки




8

3

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки




9

4

Минеральные вещества и их роль в клетке




10

5

Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клеток




11

6

Строение и функции белков




12

7

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки




13

8

АТФ и другие соединения клетки, биологические катализаторы




14

9

Зачетно-обобщающий урок «Химическая организация клетки». Тестирование




2.2. Строение клетки – 4 часа

15

1

Основные сведения о клетках. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр.Рибосомы.




16

2

Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения




17

3

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.




18

4

Клеточные разновидности. Различия в строении эукариот и прокариот. Различив в строении клеток растений, животных и грибов Л/р «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»





    1. Вирусы – 2 часа

19

1

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги




20

2

Зачетно-обобщающий урок «Строение клетки». Тестирование




3.Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клетки – 8 часов

21

1

Обмен веществ и энергии в клетке




22

2

Энергетический обмен в клетке.




23

3

Питание клетки. Автотрофное питание. Световая фаза фотосинтеза




24

4

Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Гетеротрофы




25

5

Генетический код. Транскрипция




26

6

Трансляция. Синтез белка в клетке




27

7

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме




28

8

Контрольно-обобщающий урок по теме «Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клетки»




4.Размножение. Индивидуальное развитие организма-6 часов

29

1

Жизненный цикл клетки. Митоз и амитоз




30

2

Мейоз. Фазы мейоза




31

3

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение




32

4

Развитие половых клеток. Оплодотворение




33

5

Эмбриональный и постэмбриональный период развития организма




34

6

Зачетно-обобщающий урок «размножение и индивидуальное развитие организма».Тест





Техническое оснащение учебного процесса 10 класса

  1. Персональный компьютер

  2. Медиапроектор

  3. Таблицы, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др.

  4. Презентации к урокам


Учебно-методические средства обучения 10 кл

1. Федеральный Государственный стандарт.

2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).

3. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. -сост. Г. М. Пальдяева. М.: Дрофа, 2009.

4.Биология. Общая биология. Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник-М.: Дрофа.2009.

5. А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Общая биология.: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Общая биология» 9 класс. — М.: Дрофа, 2011. —96 с.

6. Поурочные разработки по общей биологии 9 кл. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова

7.Настольная книга учителя биологии.Учебное издание./Г.С.Калинова, В.С.Кучменко.-М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО « Издательство Астрель», 2003.


Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1.Маш Р. Д., Драгомилов А. Г.: Биология. Человек: 8 класс: Методическое пособие.- М.: Вента-Граф, 2005.

2. Берилло Т.А.Тесты по биологии. К учебнику Д,В.Колесова, Р.Д.Маша, И.Н.Беляева «Биология.Человек. 8 класс» - М.Издат. «Экзамен» - 2008.

3. Зверев И.Д. «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся» - М. «Просвещение»,1983.

4.Биология. Пособие для поступающих в вузы./А.Г.мустафин, Ф.К.Лагкуев,
Н.Г.Быстренина и др.; Под редакцией В.Н.Ярыгина-М.: Высш. Школа, 2001 г.

5. Биология. 6-11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.-сост. О.П.Дудкина –Волгоград: Учитель, 2011г.

6. Биология. 6-11 классы: секреты эффективности современного урока/ авт.-сост. Н.В.Ляшенко – Волгоград: Учитель, 2011г.

7. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд.2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008.

8.Открытые уроки по биологии. 7-9 классы- Волгоград, учитель, 2002.

9.Биология. 7-8 классы: тесты/ авт.-сост. М.В.Оданович – Волгоград :Учитель, 2007.

10. Журналы «Древо познания», «GEO», «Биология в школе» за 2002г.

11. Внеклассная работа по биологии. 3-8 классы. Н.А.Касаткина-Волгоград: Учитель, 2002г.

12.Тесты по биологии. 6-11 кл.: Сухова Т.С.Учебно-метод. пособие.-4-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2000г.

13. Контрольные и проверочные работы по биологии. 9-11 классы. Сухова Т.С.-.: Метод. Пособие.-М.: Дрофа,1997.

14. Генетика. Задачи. / Гончаров О.В. – Саратов: Лицей, 2008.

15. Тесты, блицопросы по общей биологии: 10-11 классы.-М.: ВАКО, 2007.

16. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост.М.М.Бондарук, Н.В.Ковылина.- Волгоград: Учитель, 2007.


Интернет-ресурсы



1. http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];

2. http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];

3. http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];

4. http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];

5. http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];

6. www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];

7. http://www.uchportal.ru [Учительский портал];

8. http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];

9. http://www.proshkolu.ru [];

10. http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];

11. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

12. http://biouroki.ruонлайн кроссворды, тесты, ребусы по всем разделам биологии

13. http://unk.future4you.ru -Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся