СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 10 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта среднего общего  образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).

Программы по биологии. Рабочие программы. Биология. Базовый уровень. 10—11 классы : рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник. — М. : Дрофа, 2017.  — 25 с. Предметная линия учебников под редакцией Каменского А.А., Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, изд.Дрофа 2020 г 10-11 класс, на основе Основной Образовательной Программы среднего общего образования МБОУ СОШ №2 им. В. Н. Михайлова.


Уровень изучения предмета – базовый


Цель изучения предмета:




    • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях

  • биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.


Задачи:


      • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;


    • находить и анализировать информацию о живых объектах;

    • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

  • процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

      • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

      • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.






Место курса в учебном плане:


Класс

Кол-во часов



10

34 часа в год (1 час в неделю)





Планируемые результаты


Личностные результаты:


У обучающихся будут сформированы:



  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;

  • принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;

  • неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;


  • готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;


  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям

  • способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;

  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего

возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности.

  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

  • экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;


Обучающиеся получат возможность для формирования:


    • Развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

    • Коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

    • Основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

    • Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;

    • Эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.


Метапредметные результаты:


Регулятивные УУД


  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;


  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;


  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;


  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;


  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;


  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.


Познавательные УУД


  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;


  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;


  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;


  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;


  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;


  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;


  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.


Коммуникативные УУД


  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.


Предметные результаты


Обучающиеся научатся:


  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;

  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;

  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;

  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;

  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации

  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;

  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);

  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;

  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;

  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;

  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;

  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);

  • объяснять причины наследственных заболеваний;

  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,

используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;

  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;

  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);

  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;

  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;

  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;

  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;

  • объяснять последствия влияния мутагенов;

  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.


Обучающиеся получат возможность научиться:


  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;

  • характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;

  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);

  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;

  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);

  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;

  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;

  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
























Содержание программы




Раздел №1. Введение. Биология как комплекс наук о живой природе.


Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.

Биологические системы как предмет изучения биологии.

Вклад отечественных ученых в развитие биологии


Раздел №2. Структурные и функциональные основы жизни.


Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.


Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.


Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.

Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.


Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.


Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.


Лабораторная работа №1 « Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений»


Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»


Раздел №3. Размножение и индивидуальное развитие организмов


Организм — единое целое.


Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений


  • животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.



Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.


Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Практическая работа №2 . Решение элементарных генетических задач.



Раздел №4 Основы генетики

Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.


Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.

Достижения отечественных ученных в области Генетики




Тематическое планирование




Раздел


Кол-во часов

Лабораторные

Практические






работы

работы


Введение.

Вклад отечественных ученых в развитие биологии

4









Клетка

17

1

1





Размножение и индивидуальное развитие организмов

4






Основы генетики

Достижения отечественных ученных в области Генетики

9


1



Итого


34

1

2





Авторская программа предполагает на изучения курса 31 час, в связи с годовым календарным графиком на изучение предмета отводится 34 часа.

На тему «Клетка» выделено 2 часа, 1 час выделен на повторение курса 10 класса.






























Учебно методический комплект для учителя




  1. Рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник. — М.: Дрофа, 2017.  — 25 с.

  2. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Учебник Биология .Общая биология. 10-11 класс( базовый уровень), 2020г. Вертикаль, «Дрофа». ФГОС.

  3. Методическое пособие к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,


В.В.Пасечник. Учебник Биология .Общая биология. 10-11 класс ( базовый уровень) ФГОС.



Учебно методический комплект для ученика


  1. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Учебник Биология .Общая биология. 10-11 класс ( базовый уровень), 2020г. Вертикаль, «Дрофа» ФГОС.



































Материально – техническое обеспечение


Лабораторный инструментарий

Посуда и принадлежности для опытов

Лабораторные

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных

работ по биологии

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Раздаточные

Микроскопы

Демонстрационные

Комплект таблиц «Биология. Ботаника»

Комплект таблиц «Общая биология»

Портреты биологов

Экранно-звуковые средства обучения

Учебные видеофильмы

Мультимедиапроекция

Проектор

Компакт-диск «Уроки биологии»

















Календарно - тематическое планирование


10 А класс.

Дата

Тема урока

Кол-во


По плану

По факту


часов

Раздел. 1 Введение (4ч)

1.



Краткая история развития биологии.

Вклад отечественных ученых в развитие биологии

1

2.



Методы исследования в биологии

1

3.



Сущность жизни и свойства живого

1

4.



Уровни организации живой материи.

1


Раздел 2. Клетка (17ч)


5



Методы цитологии. Клеточная теория.

1

6



Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

1

7



Минеральные вещества и их роль в клетке.


1


8



Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков.


1



9



Нуклеиновые кислоты и их роль жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки.

1





10



Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

1










11



ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения . Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

Лабораторная работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений»

1

12



Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток.

1

13



Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов. Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

1

14



Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

1

15



Обмен веществ и энергии клетки. Энергетический обмен в клетке.

1

16



Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.

1

17



Генетический код. Транскрипция.

Синтез белков в клетке

1

18



Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

1

19



Жизненный цикл клетки

1

20



Митоз. Амитоз. Мейоз.

1

21



Контрольно – обобщающий урок

1

Раздел 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (4 ч)

22



Формы размножения организмов. Бесполое размножение

1

23



Формы размножения организмов. Половое размножение

1

24



Развитие половых клеток. Оплодотворение.

1

25



Онтогенез-индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный период.


Раздел 4 Основы генетики (9 ч)

26



История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования.

Моногибридное скрещивание.

Достижения отечественных ученных в области Генетики

1

27



Множественные аллели. Анализирующее

скрещивание.

1

28



Дигибридное скрещивание. Закон

независимого наследования признаков. Практическая работа №2 . Решение элементарных генетических задач.

1

29



Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов.

Цитоплазматическая наследственность

1

30



Генетическое определение пола. Изменчивость.

1

31



Виды мутаций. Причины мутаций

1

32



Методы исследования генетики человека

1

33



Генетика и здоровье. Проблема генетической безопасности

1

34



Итоговое диагностическое тестирование

1

Итого-34 часа, 1 лабораторная работа, 2 практические работы