Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480).
Программы по биологии. Рабочие программы. Биология. Базовый уровень. 10—11 классы : рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника : учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник. — М. : Дрофа, 2017. — 25 с. Предметная линия учебников под редакцией Каменского А.А., Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника, изд.Дрофа 2020 г 10-11 класс, на основе Основной Образовательной Программы среднего общего образования МБОУ СОШ №2 им. В. Н. Михайлова.
Уровень изучения предмета – базовый
Цель изучения предмета:
освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.
Задачи:
находить и анализировать информацию о живых объектах;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Место курса в учебном плане:
Класс | Кол-во часов |
| |
10 | 34 часа в год (1 час в неделю) |
| |
Планируемые результаты
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и других видах деятельности.
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Обучающиеся получат возможность для формирования:
Развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценностей семейной жизни, уважительного и заботливого отношение к членам своей семьи;
Эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
Познавательные УУД
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
Коммуникативные УУД
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости,
используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ.
Содержание программы
Раздел №1. Введение. Биология как комплекс наук о живой природе.
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Вклад отечественных ученых в развитие биологии
Раздел №2. Структурные и функциональные основы жизни.
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез.
Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.
Лабораторная работа №1 « Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений»
Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»
Раздел №3. Размножение и индивидуальное развитие организмов
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений
животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы развития. Биобезопасность.
Практическая работа №2 . Решение элементарных генетических задач.
Раздел №4 Основы генетики
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики.
Достижения отечественных ученных в области Генетики
Тематическое планирование
| Раздел | | Кол-во часов | Лабораторные | Практические | |
| | | | работы | работы | |
Введение. Вклад отечественных ученых в развитие биологии | 4 | | | |
|
| | | |
Клетка | 17 | 1 | 1 | |
|
| |
Размножение и индивидуальное развитие организмов | 4 | | | |
|
|
Основы генетики Достижения отечественных ученных в области Генетики | 9 | | 1 | |
| Итого | | 34 | 1 | 2 | |
Авторская программа предполагает на изучения курса 31 час, в связи с годовым календарным графиком на изучение предмета отводится 34 часа.
На тему «Клетка» выделено 2 часа, 1 час выделен на повторение курса 10 класса.
Учебно методический комплект для учителя
Рабочая программа к линии УМК В. В. Пасечника: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник. — М.: Дрофа, 2017. — 25 с.
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Учебник Биология .Общая биология. 10-11 класс( базовый уровень), 2020г. Вертикаль, «Дрофа». ФГОС.
Методическое пособие к учебнику А.А. Каменский, Е.А. Криксунов,
В.В.Пасечник. Учебник Биология .Общая биология. 10-11 класс ( базовый уровень) ФГОС.
Учебно методический комплект для ученика
А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Учебник Биология .Общая биология. 10-11 класс ( базовый уровень), 2020г. Вертикаль, «Дрофа» ФГОС.
Материально – техническое обеспечение
Лабораторный инструментарий
Посуда и принадлежности для опытов
Лабораторные
Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных
работ по биологии
Гербарии
Основные группы растений
Сельскохозяйственные растения
Растительные сообщества
Раздаточные
Микроскопы
Демонстрационные
Комплект таблиц «Биология. Ботаника»
Комплект таблиц «Общая биология»
Портреты биологов
Экранно-звуковые средства обучения
Учебные видеофильмы
Мультимедиапроекция
Проектор
Компакт-диск «Уроки биологии»
Календарно - тематическое планирование
10 А класс.
№ | Дата | Тема урока | Кол-во |
| По плану | По факту | | часов |
Раздел. 1 Введение (4ч) |
1. | | | Краткая история развития биологии. Вклад отечественных ученых в развитие биологии | 1 |
2. | | | Методы исследования в биологии | 1 |
3. | | | Сущность жизни и свойства живого | 1 |
4. | | | Уровни организации живой материи. | 1 |
| Раздел 2. Клетка (17ч) | |
5 | | | Методы цитологии. Клеточная теория. | 1 |
6 | | | Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. | 1 |
7 | | | Минеральные вещества и их роль в клетке. | 1 |
|
8 | | | Углеводы, липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков. | 1 |
|
|
9 | | | Нуклеиновые кислоты и их роль жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 |
| | | |
10 | | | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | 1 |
| | | |
| | | | |
11 | | | ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения . Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Лабораторная работа №1 «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений» | 1 |
12 | | | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. | 1 |
13 | | | Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов. Практическая работа №1 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» | 1 |
14 | | | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | 1 |
15 | | | Обмен веществ и энергии клетки. Энергетический обмен в клетке. | 1 |
16 | | | Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 |
17 | | | Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке | 1 |
18 | | | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме. | 1 |
19 | | | Жизненный цикл клетки | 1 |
20 | | | Митоз. Амитоз. Мейоз. | 1 |
21 | | | Контрольно – обобщающий урок | 1 |
Раздел 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (4 ч) |
22 | | | Формы размножения организмов. Бесполое размножение | 1 |
23 | | | Формы размножения организмов. Половое размножение | 1 |
24 | | | Развитие половых клеток. Оплодотворение. | 1 |
25 | | | Онтогенез-индивидуальное развитие организма. Эмбриональный и постэмбриональный период. | |
Раздел 4 Основы генетики (9 ч) |
26 | | | История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Достижения отечественных ученных в области Генетики | 1 |
27 | | | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | 1 |
28 | | | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Практическая работа №2 . Решение элементарных генетических задач. | 1 |
29 | | | Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие неаллельных генов. Цитоплазматическая наследственность | 1 |
30 | | | Генетическое определение пола. Изменчивость. | 1 |
31 | | | Виды мутаций. Причины мутаций | 1 |
32 | | | Методы исследования генетики человека | 1 |
33 | | | Генетика и здоровье. Проблема генетической безопасности | 1 |
34 | | | Итоговое диагностическое тестирование | 1 |
Итого-34 часа, 1 лабораторная работа, 2 практические работы |