Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004г. об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования с изм. на 23.06.2015г.;
За основу взята «Программа по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника», М.: «Дрофа», 2011г. Программы соответствуют требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Учебник: Учебник: Каменский А.А. Общая биология 10-11 классы: – учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Дрофа», 2012г.
Программа рассчитана на изучение биологии в 10 классе на базовом уровне в течение 34 часов учебного времени, но из компонента образовательного учреждения дополнительно выделяется 1 час, таким образом - 2 урока в неделю (68 часов в год).
Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
· овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
· воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Распределение учебных часов по разделам курса
№ | Разделы учебной программы | Кол-во часов (всего) | НРК | Лабораторные, практические работы | Контроль |
1. | Введение | 5 | | | 1 |
2. | Основы цитологии | 31 | 2 | л.р. - 3 | 3 |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов | 11 | 1 | | 1 |
4. | Основы генетики | 16 | 4 | пр.р. - 2 л.р. - 2 | 1 |
5. | Генетика человека | 4 | 3 | Л.р. – 1 | |
| Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях | 1 | | | |
| Итого: | 68 | 10 | 8 | 6 |
Национально-региональный компонент
Раздел учебной программы | № урока | Тема НРК |
1.Основы цитологии | 15 | 1.Витамины в питании учащихся ОУ |
| 26 | 2.Профилактика вирусных заболеваний в ОУ |
2.Размножение и индивидуальное развитие организмов | 38 | 3.Митоз и амитоз. Статистика онкологических заболеваний в УР |
3.Основы генетики | 57 | 4.Практическая работа «Решение генетических задач». |
| 58 | 5. Изменчивость. Модификационная изменчивость на примере местных видов растений. |
| 59 | 6.Лабораторная работа № 4 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений». |
| 60 | 7. Лабораторная работа № 5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой». |
4.Генетика человека | 65 | 8. Виды мутаций. Основные мутагены УР |
| 66 | 9.Лабораторная работа № 6 «Составление родословных». |
| 67 | 10.Проблемы генетической безопасности. |
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Общеучебные умения, навыки и способы деятельности |
1. Введение (5ч.) |
1 | Краткая история развития биологии. | Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы. | Знать/понимать: краткую историю развития биологии, ее значение в современном мире Уметь: доказать, что современная биология – комплексная наука | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу |
2 | Методы исследования в биологии. | Знать/понимать: основные методы изучения природы Уметь: проводить сравнение гипотезы и закона или теории | Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. |
3 | Сущность жизни и свойства живого. | Знать/понимать: свойства живого организма (на конкретных примерах) Уметь: доказать что живая природа это сложно организованная иерархическая система; уметь сравнивать живую и неживую природу |
4 | Уровни организации живой материи. | Знать/понимать: уровневую организацию живых систем Уметь: перечислить элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение |
5 | Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы (обобщающий урок) | | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
2. Основы цитологии (30ч.) |
6 | Методы цитологии. Клеточная теория. | Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. | Знать/понимать: методы цитологии; основные положения и авторов клеточной теории Уметь: объяснять роль клеточной теории в формировании современной картины мира | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу |
7 | Особенности химического состава клетки. | Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека. | Знать/понимать: Особенности химического состава клетки Уметь: показать отличие химического состава живых организмов от объектов неживой природы | Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. Умение работать в группе. Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. |
8 | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки. | Знать/понимать: основные особенности химического состава воды и ее значение в живых организмах; Уметь: показать виды и роль минеральных веществ в клетке и в организме |
9 | Минеральные вещества и их роль в жизнедеятельности клетки. |
10 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | Знать/понимать: называть вещества, входящие в состав углеводов и липидов; классификацию липидов и углеводов Уметь: показать взаимосвязь между строением углеводов и липидов и выполняемыми ими функциями в организме |
11 | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. |
12 | Строение белков. | Знать/понимать: значение белков, нуклеиновых кислот, АТФ в организме Уметь: показать связь строения биополимеров с выполняемыми функциями в организме |
13 | Функции белков. |
14 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. |
15 | НРК АТФ и другие органические соединения клетки. Витамины в питании учащихся ОУ |
16 | Итоговое повторение по теме: «Химическая организация клетки». | Неорганические вещества их роль в клетке. Органические вещества их роль в клетке. | Знать /понимать: химическую организацию клетки: элементы и вещества, содержащиеся в ней Уметь: выявлять и объяснять взаимосвязь строения и функций химических веществ живой природы | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
17 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. | Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. | Знать/понимать: основные элементы строения клеточной мембраны, ядра, рибосомы, цитоплазмы; давать определения терминам Уметь: объяснять роль ядра, хромосом для организма; роль рибосом в биосинтезе белка | Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Умение работать в группе. Осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. |
18 | Лабораторная работа № 1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках эпидермиса лука». | |
19 | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции |
20 | Строение клетки. Комплекс Гольджи. Эндоплазматическая сеть. Лизосомы. Клеточные включения. | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции | Знать/понимать: основные элементы строения ЭПС, комплекса Гольджи, лизосом, пластид, митохондрий; значение и функции органелл в жизнедеятельности клетки Уметь: наблюдать и описывать клетки растений и животных; раскрыть связь строения клеточных органелл в связи с выполняемыми ими функциями |
21 | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции |
22 | Сходства и различия в строении эукариотических и прокариотических клеток. | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. | Знать/понимать: строение эукариотической и прокариотической клетки Уметь: находить черты сходства и отличия между клетками эукариот и прокариот |
23 | Лабораторная работа № 2 «Строение эукариотических и прокариотических клеток». | Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. |
24 | Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. | Сравнение строения клеток растений, животных и грибов | Знать/ понимать: основные отличительные особенности клеток растений, животных, грибов Уметь: выявлять отличительные особенности растительной и животной клеток, клеток грибов |
25 | Лабораторная работа № 3 «Наблюдение за движением цитоплазмы в растительных клетках». | Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений. |
26 | НРК Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. Профилактика вирусных заболеваний в ОУ | Вирусы – неклеточные формы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. | Знать/понимать: особенности строения, размножения и значения вирусов в природе и жизни человека Уметь: ориентироваться в многообразии вирусов, специфике вызываемых ими заболеваний, мерах профилактики и лечения вирусных инфекций |
27 | Строение клетки (обобщающий урок). | Основные части и органоиды клетки (растений, животных грибов, бактерий и синезеленых) и их функции. Строение и функции хромосом. Особенности строения и размножения вирусов | Знать /понимать: строение клеток эукариот и прокариот; строение и роль неклеточных форм жизни Уметь: выявлять и объяснять взаимосвязь строения и функций основных частей и органоидов клетки; сходства и отличия растительной, животной, грибной и бактериальной клеток | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
28 | Обмен веществ и энергии в клетке. | Организм – единое целое. МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ. Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов | Знать/понимать: понятия метаболизм, ассимиляция, диссимиляция: значение ферментов в метаболизме Уметь: обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации. |
29 | Энергетический обмен в клетке. | Химический состав клетки. Роль органических веществ в клетке и организме человека. |
30 | Питание клетки. | Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | Знать/понимать: типы и особенности питания; обеспечение клеток энергией; Уметь: объяснять планетарную роль растений |
31 | Автотрофное питание. Фотосинтез. |
32 | Автотрофное питание. Хемосинтез. | Знать/понимать: типы и особенности питания; обеспечение клеток энергией; Уметь: объяснять значение хемосинтеза в природе и жизни человека |
33 | Генетический код. Транскрипция. | Роль органических веществ в клетке и организме человека. Ген. Генетический код. | Знать/понимать: свойства генетического кода; роль генов в биосинтезе белка Уметь: объяснять каким образом зашифрована генетическая информация в ДНК; объяснять роль репликации Знать /понимать: особенности регуляции трансляции и транскрипции в клетке Уметь: показать строение и работу оперона; значение особенности работы оперона для человека |
34 | Генетический код. Трансляция. |
35 | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке. | Оперон Структурные гены. Оператор. Репрессор
|
36 | Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клеток (обобщающий урок) | Энергетический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Синтез белка в клетке | Знать/ понимать: сущность и особенности процессов метаболизма Уметь: выявлять значение процессов метаболизма в жизнедеятельности организмов | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (11ч.) |
37 | Жизненный цикл клетки. | Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. | Знать/понимать: особенности жизненного цикла клетки и этапы протекания митоза в клетке; биологическое значение митоза Уметь: показать последовательность протекания процесса деления клетки по фазам, роль клеточного центра в делении клетки; значение митоза | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации. |
38 | НРК Митоз и амитоз. Статистика онкологических заболеваний в УР |
39 | Мейоз. | Знать/понимать: особенности и этапы протекания мейоза в клетке; значение мейоза для организма Уметь: показать последовательность протекания мейоза по этапам и значение каждого этапа; уметь объяснять биологическое значение кроссинговера |
40 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Половое и бесполое размножение. | Знать/понимать: основные формы размножения организмов, особенности и отличия полового и бесполого размножения Уметь: раскрыть значение полового и бесполого размножения в природе | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. |
41 | Формы размножения организмов. Половое размножение. |
42 | Развитие половых клеток. | Гаметогенез. Сперматогенез. Оогенез | Знать/ понимать: знать основные этапы гаметогенеза, особенности и отличия овогенеза и сперматогенеза Уметь: показать биологическое значение гаметогенеза для живых организмов |
43 | Оплодотворение. | Оплодотворение, его значение. ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ. | Знать/понимать: типы оплодотворения растений и животных Уметь: обосновывать биологическое значение оплодотворения | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Умение сравнивать, классифицировать и «сворачивать» информацию в таблицу. Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации. |
44 | Онтогенез – индивидуальное развитие организма. | | Знать/понимать: основные этапы и особенности протекания эмбриогенеза; типы постэмбрионального развития; причины нарушения развития Уметь: выявлять признаки сходства зародышей человека и млекопитающих и делать выводы о их родстве |
45 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство Индивидуальное развитие человека. Причины нарушений развития организмов. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. | Знать/понимать: понятие – репродуктивное здоровье Уметь: спрогнозировать последствия влияния негативных внешних факторов на развитие зародыша человека |
46 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. |
47 | Закономерности размножения и развития организмов (обобщающий урок) | Деление клетки – основа роста, развития, размножения организмов. Половое и бесполое размножение. Оплодотворение, его значение. Онтогенез. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье | Знать/ понимать: сущность размножения, его биологическая роль; формы размножения, цитологические основы полового и бесполого размножения Уметь: характеризовать организм как систему, реализующую в процессе онтогенеза генетическую программу | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
4. Основы генетики (16ч.) |
48 | История развития генетики. Гибридологический метод. | Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Современные представления о гене и геноме. | Знать/понимать: основные понятия темы; правило единообразия, правило расщепления; закон чистоты гамет Уметь: объяснять особенности моногибридного скрещивания на примере гороха | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу |
49 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Генетическая терминология и символика. Составление простейших схем скрещивания. | Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Использование практических работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. |
50 | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | Множественный аллелизм. Кодоминирование. Сверхдоминирование | Знать/ понимать: владеть генетическими терминами и понятиями, знать правила составления схем скрещивания Уметь: решать задачи на наследование групп крови |
51 | Практическая работа «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». | | Знать/ понимать: владеть генетическими терминами и понятиями, знать правила составления схем скрещивания Уметь: решать задачи на моногибридное скрещивание |
52 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Дигибридное скрещивание. Третьий закон Г.Менделя. Закон чистоты гамет Доминантные и рецессивные гены. Решетка Пеннета | Знать/понимать: особенности дигибридного скрещивания на примере гороха; знать закон независимого наследования признаков Уметь: составлять схема моногибридного и дигибридного скрещивания |
53 | Хромосомная теория наследственности. | ХРОМОСОМНАЯ ТЕОРИЯ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ. Генетическая терминология и символика. Решение элементарных генетических задач. | Знать/понимать: основные положения хромосомной теории наследственности Уметь: раскрыть значение работ Т. Моргана для генетики, кроссинговера для живых организмов |
54 | Взаимодействие неаллельных генов. | Генетическая терминология и символика. | Знать/ понимать: основные типы и особенности взаимодействия генов Уметь: объяснять значение новых терминов |
55 | Цитоплазматическая наследственность. | Цитоплазматическая наследственность. | Знать/ понимать: значение цитоплазматической наследственности Уметь: объяснять значение новых терминов |
56 | Генетическое определение пола. | Генетическая терминология и символика. Сцепленное с полом наследование. | Знать/понимать: особенности генетики пола человека Уметь: решать разные типы задач, опираясь на изученный теоретический материал |
57 | НРК Практическая работа «Решение генетических задач». | Решение элементарных генетических задач. | Знать/понимать: особенности законов наследственности Уметь: решать разные типы задач, опираясь на изученный теоретический материал |
58 | НРК Изменчивость. Модификационная изменчивость на примере местных видов растений. | Изменчивость, ее виды. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм. | Знать/понимать: знать типы изменчивости, их особенности и значение Уметь: показать отличия и особенности наследственной и ненаследственной изменчивости | Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. Уметь проводить самостоятельный поиск биологической информации. |
59 | НРК Лабораторная работа № 4 «Описание фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений». |
60 | НРК Лабораторная работа № 5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой». |
61 | НРК Виды мутаций. Основные мутагены УР | Знать/понимать: виды мутационной изменчивости Уметь: раскрывать причины и последствия мутаций для организма, роль и виды мутагенов, меры профилактики мутационной изменчивости |
62 | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. |
63 | Закономерности наследственности и изменчивости (обобщающий урок) | | Знать/ понимать: важнейшие свойства живого – наследственность и изменчивость, цитологические основы этих закономерностей и законов; виды изменчивости, их роль в эволюции и практической жизни Уметь: пользоваться генетическими терминами и символикой; решать задачи по генетике | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
4. Генетика человека (4ч.) |
64 | Методы исследования генетики человека. | Генеологический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический | Знать/ понимать: основные методы исследования генетики человека, особенности каждого метода Уметь: раскрыть значение генетики для человеческого общества; на практике применять знания законов генетики | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей. Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации Использование лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ. |
65 | НРК Генетика и здоровье человека. Медико-генетические консультации в УР | Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. | Знать/понимать: причины и последствия генных заболеваний; меры профилактики Уметь: прогнозировать влияние негативных факторов на здоровье человека, меры профилактики |
66 | НРК Лабораторная работа № 6 «Составление родословных». |
67 | НРК Проблемы генетической безопасности. |
68 | Общебиологические закономерности, проявляющиеся на клеточном и организменном уровнях | | | Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций; необходимости сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);
сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, процессы, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Список литературы
Список для обучающихся:
Рекомендуемая литература (основная).
1 Учебник: Каменский А.А. Общая биология 10-11 классы: – учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Дрофа», 2012г.
Рекомендуемая литература (дополнительная).
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Список для учителя:
Учебник: Каменский А.А. Общая биология 10-11 классы: – учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Дрофа», 2012г.
Тематического и поурочного планирования по биологии к учебнику А.А .Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
Контрольно-измерительные материалы. Биология. 10 класс/Сост. Н.А.Богданов.-М.: ВАКО, 2015
Рекомендуемая литература (дополнительная).
П.Кемп, К.Армс «Введение в биологию», М., «Мир», 1988г.
Б.И. Барабанщиков, «Хрестоматия по генетике», изд. Казанский университет, 1988г.
В.В.Гриценко «Гены и хромосомы», М., ОЛ ВЗМШ, 1997г.
М.Б. Беркинблит «Законы Менделя», М., ОЛ ВЗМШ, 1997г.
С.М. Глаголев «Эволюционная теория: адаптация и отбор», М., Диалог – МГУ, 1998г.
Петросова Р.А. Темы школьного курса. Размножение организмов. - М.: Дрофа, 2004.
А.О. Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М. Глаголев «Общая биология», учебник для 10-11 кл. с углубленным изучением биологии, М., Просвещение, 1993г.
Электронная версия энциклопедии Кирилла и Мефодия
Контрольно-измерительные материалы
Тема «Общая биология – наука об изучении общебиологических закономерностей живой природы».
Часть 1. Выберите один правильный ответ.
Наука о взаимоотношениях организмов со средой обитания -
эмбриология;
зоология;
ботаника;
экология.
Предмет изучения общей биологии:
1) природные явления;
2) жизнедеятельность микроорганизмов;
3) закономерности развития и функционирования живых систем;
4) строение и функции растений, грибов, животных.
3. Наука, изучающая живые клетки
1) анатомия;
2) цитология;
3) гистология;
4) физиология.
4. Наука об организмах прошлых геологических эпох –
1) палеонтология;
2) морфология;
3) антропология;
4) микробиология.
5. Способность организмов отвечать на воздействия окружающей среды называют
1) воспроизведением;
2) эволюцией;
3) раздражимостью;
4) нормой реакции.
6. Главный признак живого
1) движение;
2) увеличение массы;
3) обмен веществ;
4) распад на молекулы.
7. Способность живых организмов поддерживать на определённом уровне постоянство
своего строения и функциональных возможностей называется
обмен веществ;
раздражимость;
изменчивость;
гомеостаз.
8. Живые системы считаются открытыми, так как они
1) могут адаптироваться к изменениям условий внешней среды;
2) образованы теми же химическими элементами, что и неживые системы;
3) обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой;
4) обладают способностью к самовоспроизведению.
9. На каком уровне организации происходит передача наследственной информации?
1) биосферном;
2) биогеоценотическом;
3) популяционно-видовом;
4) организменном.
10. Высший уровень организации живой материи
1) клеточный;
2) биосферный;
3) молекулярный;
4) биогеоценотический.
11. Межвидовые отношения начинают проявляться на следующем уровне организации жизни
1) биосферном;
2) организменном;
3) клеточном;
4) популяционно-видовом.
12. Направление биотехнологии, в котором используются микроорганизмы для получения антибиотиков и витаминов называют
биохимический синтез;
генная инженерия;
клеточная инженерия;
микробиологический синтез.
13. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода
1) палеонтологического;
2) экспериментального;
3) наблюдения;
4) постановки опыта.
14. Изучение закономерностей появления и развития организмов проводится с помощью метода
исторического;
наблюдения;
моделирования;
центрифугирования.
15. Метод, с помощью которого были открыты ядро, большинство органоидов, хромосомы и деление клеток
изучение в рентгеновских лучах;
метод меченых атомов;
световая микроскопия;
электронная микроскопия.
16. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
1) бактериофагов;
2) простейших;
3) вирусов;
4) многоклеточных.
Часть 2
17. Установите правильную последовательность биологического исследования.
А) описание;
Б) наблюдение;
В) сравнение;
Г) эксперимент.
18. Установите правильную последовательность структурных уровней организации жизни от низшего к высшему.
А) биосферный;
Б) клеточный;
В) организменный;
Г) биогеоценотический;
Д) молекулярный;
Е) популяционно-видовой.
19. Установите соответствие между наукой и объектом изучения.
А) Зоология 1) грибы
Б) Вирусология 2) вирусы
В) Ботаника 3) бактерии
Г) Микология 4) животные
Д) Микробиология 5) растения.
20. Выберите научные области, для которых основным методом изучения является микроскопический
цитология;
гистология;
палеонтология;
микробиология;
биохимия.
21. Какие свойства относятся к общим свойствам живых систем?
1) фотосинтез;
2) раздражимость;
3) наследственность;
4) обмен веществ;
5) теплокровность.
Часть 3.
21. По каким признакам живые организмы отличаются от тел неживой природы?
Ответы:
Часть 1
1-4, 2-3, 3-2, 4-1, 5-3,6-3, 7-4, 8-3, 9-4, 10-2, 11-4, 12-4, 13-3, 14-1, 15-3, 16-2
Часть 2
17-БАВГ
18-ДБВЕГА
19-1Г2Б3Д4А5В
20-124
21-234
Часть 3: 22. Обмен веществ и превращение энергии, наследственность и изменчивость, адаптация к условиям среды, раздражимость, размножение, рост, развитие, саморегуляция и т.д.
Теме « Химическая организация клетки»
1 задание: тест (выбрать один правильный ответ)
1.Какой из химических элементов содержится одновременно в костной ткани и нуклеиновых кислотах: 1) кальций; 2) фосфор; 3) калий;
4) магний.
2.Из перечисленных элементов в молекуле хлорофилла содержится: 1) натрий; 2) фосфор; 3) калий; 4) магний.
3.Из перечисленных веществ гидрофобны: 1) спирты; 2) сахара; 3) ДНК; 4) хлористый калий.
4.Основной источник энергии для новорождённых млекопитающих: 1) глюкоза; 2) гликоген; 3) крахмал; 4) лактоза.
5.Связи, которые удерживают первичную структуру белка, называются: 1) водородными; 2) гидрофобными; 3) пептидными;
4) дисульфидными.
6. Отторжению органов при их пересадке от одного организма другому способствуют: 1) транспортные белки; 2) ферменты;
3) иммуноглобулины; 4) строительные белки.
7.В каком случае правильно указан состав нуклеотида ДНК: 1) рибоза, остаток фосфорной кислоты, тимин; 2) фосфорная кислота, урацил, дезоксирибоза; 3) остаток фосфорной кислоты, дезоксирибоза, аденин; 4) остаток фосфорной кислоты, рибоза, гуанин.
8.Если цепь содержит 28% нуклеотида А, то каково количество нуклеотида Г: 1) 28%; 2) 14%; 3) 22%; 4) 44%.
9.Среда, в которой перевариваются белки пищи: 1) нейтральная; 2) слабощелочная; 3) кислая; 4) щелочная.
10.Какое значение имеют жиры у животных? 1) структура мембран; 2) теплорегуляция;
3) источник энергии; 4) источник воды; 5) все перечисленное
11.Какая часть молекул аминокислот отличает их друг от друга? 1) радикал; 2) аминогруппа; 3) карбоксильная группа.
2 задание: решить задачи
1. Две цепи ДНК удерживаются водородными связями. Определите число водородных связей в этой цепи ДНК, если известно, что нуклеотидов с аденином 12, с гуанином 20.
2.Длина участка молекулы ДНК составляет 510нм. Определите число пар нуклеотидов в этом участке.
3.В одной молекуле ДНК нуклеотидов с тимином Т -22% . Определите процентное содержание нуклеотидов А, Г, Ц в этой молекуле ДНК.
Ответы: 1). 1-2, 2-4, 3-3, 4-4, 5-3, 6-3, 7-3, 8-3, 9-3, 10-5,11-1
2) 1. Две цепи ДНК удерживаются водородными связями. Определите число водородных связей в этой цепи ДНК, если известно, что нуклеотидов с аденином 12, с гуанином 20. Решение: Между аденином и тимином 2 водородные связи, а между цитозином и гуанином – 3, таким образом: 12×2=24, 20×3=60, 24+60=84
2.Длина участка молекулы ДНК составляет 510нм. Определите число пар нуклеотидов в этом участке. Решение: Длина одного нуклеотида – 0,34 нм. 510:0,34=1500 пар нуклеотидов
3.В одной молекуле ДНК нуклеотидов с тимином Т -22% . Определите процентное содержание нуклеотидов А, Г, Ц в этой молекуле ДНК.
Решение: По 1 правилу Чаргаффа (Количество аденина равно количеству тимина, а гуанина — цитозину: А=Т, Г=Ц); по 2 правилу сумма всех оснований равна 100%. Т=А, Т+А=22+22=44%, Г+Ц=100-44=56, Г=Ц, 56:2=28%. Ответ: А,Т по 22%, Г,Ц по 28%
Тема «Строение клетки»
Задание 1. Выберите в тесте один правильный ответ.
1. Главная заслуга Р. Гука в биологии заключается в том, что он:
а) сконструировал первый микроскоп; б) открыл микроорганизмы;
в) открыл клетку; г) сформулировал положения клеточной теории.
2. Клеточная стенка грибов содержит:
а) хитин; в) целлюлозу; б) муреин; г) гликоген.
3. На мембранах ЭПС располагаются:
а) митохондрии; в) рибосомы; б) хлоропласты; г) лизосомы.
4. Клетки растений отличаются от клеток животных:
а) многоядерностью; в) отсутствием клеточной стенки; б) наличием жгутиков; г) наличием клеточной стенки.
5. Как называются внутренние структуры митохондрий:
а) граны; в) кристы; б) матрикс; г) строма.
6. Какой из органоидов клетки участвует в формировании лизосом и транспорте продуктов биосинтеза? а) рибосомы;
в) эндоплазматическая сеть; б) комплекс Гольджи; г)митохондрии.
7. От чего зависит число митохондрий в клетке?
а) от размеров клетки; б) от уровня развития организма;
в) от функциональной активности клетки; г) от всех указанных условий.
8. Какой из названных функций митохондрии не обладают?
а) синтез белков; в) фотосинтез; б) способность размножаться; г) синтез АТФ.
9. В чем проявляется сходство митохондрий и хлоропластов?
а) в двумембранном принципе строения; б) в наличии ДНК и РНК;
в) в способности к размножению; г) во всех указанных особенностях.
10. Какие структуры образованы внутренней мембраной хлоропласта?
а) тилакоиды гран; в) матрикс; б)строма; г) кристы.
11. Какие из органоидов клетки относятся к немембранным органоидам?
а) ядро и лизосомы; в) ЭПС; б) аппарат Гольджи; г) рибосомы.
12. Какая из названных структур образована микротрубочками?
а) ложноножка амебы; б) сократительные волокна мышцы; в) жгутик инфузории; г) граны хлоропластов.
13. В каком случае правильно перечислены функции рибосом клетки?
а) хранение и передача наследственной информации;
б) синтез белка на мембранах ЭПС;
в) образование всех видов РНК;
г) синтез белка в цитоплазме, митохондриях, хлоропластах.
14. В какой из ядерных структур идет сборка субъединиц рибосом?
а) ядерный сок; в) ядрышко;
б) ядерная оболочка; г) ядерная пора.
15. Клеточный центр отвечает за: а) образование веретена деления;
б) спирализацию хромосом; в) биосинтез белков; г) перемещение цитоплазмы.
16. Хромосомы - это: а) структуры, состоящие из белка; б) структуры, состоящие из ДНК; в) структуры, состоящие из РНК;
г) структуры, состоящие из белка и ДНК.
17. Центромера - это участок: а) бактериальной молекулы ДНК; б) хромосомы эукариот; в) молекулы ДНК эукариот;
г) хромосомы прокариот.
18. Наследственная информация в половых клетках паука-крестовика расположена в:
а) рибосомах; б) хромосомах; в) митохондриях; г) лизосомах.
19. Все растения от водорослей до покрытосеменных - имеют:
а) клеточное строение; в)ткани; б) стебель с листьями; г) проводящую систему.
20. Гликокаликс представляет собой:
а) клеточную стенку растений: б) мембрану клеток животных;
в) поверхностный слой мембраны растительных клеток;
г) поверхностный слой мембраны животных клеток.
Задание 2. Дайте ответ на следующие вопросы:
Оцените высказывание ученых о том, что вирусы - это «плохие новости в упаковке из белка».
2. Прокомментируйте тот факт, что клетки ситовидных трубок и эритроцитов в зрелом состоянии не имеют ядер.
Ответы: 1. 1-в, 2-а, 3-в, 4-г, 5-в, 6-б, 7-г, 8-в, 9-г, 10-а, 11-г, 12-в, 13-г, 14-в, 15-а, 16-г, 17-б, 18-б, 19-а, 20-г
1.Вирусы - внутриклеточные паразиты всех организмов, которые могут быстро мутировать сами и вызывать мутации у других организмов.
2.Ситовидные трубки и эритроциты выполняют транспортную функцию. Ситовидные трубки образуют систему, по которой передвигаются органические вещества в растениях, а эритроциты транспортируют гемоглобин. Отсутствие ядер делают данную функцию более эффективной.
Тема «Закономерности размножения и развития организмов»
Задание 1. Выберите один правильный ответ:
1. Сущность оплодотворения заключается в:
1) слиянии ядер гамет
2) восстановлении диплоидного набора хромосом
3) соединении наследственной информации родителей
4) осуществлении связи между поколениями
5) все перечисленные процессы
2. Для каких организмов характерно почкование
1) пеницилла
2) сине-зелёных водорослей
3) дрожжей
4) одноклеточных зелёных водорослей
3. Преимущество полового размножения над бесполым заключается в:
1) большой плодовитости
2) большем разнообразии генотипов потомков
3) распространении потомков на большей территории
4) более низкой чувствительности особей к воздействию внешней среды
4. Процесс образования женских половых клеток:
1) овогенез
2) сперматогенез
3) партеногенез
5. Открытие двойного оплодотворения принадлежит:
1) Б.Л. Астаурову
2) Н.К. Кольцову
3) С. Г. Навашину
6. В результате сперматогенеза из одной диплоидной клетки образуется:
1) две диплоидные
2) четыре диплоидные
3) четыре гаплоидные
4) две гаплоидные
Задание 2.
1.Установите соответствие между формой размножения и его типом
ФОРМА ТИП
РАЗМНОЖЕНИЯ РАЗМНОЖЕНИЯ
А) почкование 1) бесполое
Б) партеногенез 2) половое
В) вегетативное размножение
Г) фрагментация
Д) размножение с образование зиготы
2. Выберите 3 правильных ответа. Для мейоза характерно:
А) образование диплоидных клеток
Б) два последовательных деления
В) конъюгация хромосом в профазе 1
Г) образование гамет
Д) интерфаза перед каждым делением
3. Выберите 3 правильных ответа. Характерные черты бесполого размножения:
А) потомки идентичны родителям
Б) потомки генетически уникальны
В) в размножении участвует одна родительская особь
Г) основной клеточный механизм - мейоз
Д) образующиеся клетки гаплоидные
Е) основной клеточный механизм – митоз
Задание 3. Решите задачи.
1.У кролика и крольчихи в каждой соматической клетке содержится по 44 хромосомы. Сколько хромосом, по вашему мнению, содержится у кроликов: а) в одной яйцеклетке; б) в одной сперматозоиде; в) в одной зиготе (оплодотворённой яйцеклетке); г) в одной соматической клетке детей (один крольчонок развивается из одной зиготы); д) в одной соматической клетке внуков?
Ответы: 1. 1-5, 2-3, 3-2, 4-1, 5-3, 6-3
2.1) 1-а, в, г; 2-б, д; 2) б, в, г; 3) а, в, е
3.а) 22; б) 22, в) 44; г) 44; д) 44
Тема «Взаимосвязь строения и жизнедеятельности клетки»
Задание 2. Выбрать один правильный ответ:
1. Совокупность реакций биосинтеза, протекающих в организме:
Ассимиляция.
Диссимиляция.
Катаболизм.
Метаболизм.
2. Совокупность реакций распада и окисления, протекающих в организме:
Ассимиляция.
Диссимиляция.
Анаболизм.
Метаболизм.
3. Образуют органические вещества из неорганических, используя неорганический источник углерода и энергию света:
Гетеротрофы.
Фотоавтотрофы.
Хемоавтотрофы.
Все живые организмы.
4. Что происходит в темновую фазу фотосинтеза?
Образование АТФ.
Образование НАДФ·Н2.
Выделение О2.
Образование углеводов.
5. При фотосинтезе происходит выделение О2, откуда он?
Из СО2.
Из Н2О.
Из СО2 и Н2О.
Из С6Н12О6.
6. Где происходят реакции световой и темновой фазы фотосинтеза?
И световой и темновой фазы — в тилакоидах.
Световой фазы — в строме, темновой — в тилакоидах.
Световой фазы — в тилакоидах, темновой — в строме.
И световой и темновой фазы — в строме.
7. Окислительным фосфорилированием называется процесс:
1. расщепления глюкозы
2. синтеза АТФ из АДФ и ФК в митохондриях
3. анаэробный гликолиз
4. присоединения фосфорной кислоты к глюкозе
8. Каковы конечные продукты подготовительного этапа энергетического обмена:
1. углекислый газ и вода
2. мочевина и молочная кислота
3. триглицериды и аммиак
4. аминокислоты и глюкоза
9. На каком этапе энергетического обмена глюкоза расщепляется до ПВК?
1. кислородном
2. фотолиза
3. гликолиза
4. подготовительном
10. В каких органоидах клеток человека происходит окисление ПВК с освобождением энергии?
1. рибосомах
2. ядрышке
3. хромосомах
4. митохондриях
11. Верны ли следующие суждения об обмене веществ?
А. Пластический обмен представляет собой совокупность реакций расщепления органических веществ в клетке, сопровождающихся выделением энергии в клетке
Б. Хлорофилл растительных клеток улавливает солнечную энергию, которая аккумулируетеся в молекулах АТФ
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
Задание 2. Выберите три верных ответа из шести.
1. Для реакций световой фазы фотосинтеза характерно:
происходят в мембранах тилакоидов.
происходят в строме хлоропластов.
образуются АТФ и НАДФ·Н2.
происходит фотолиз воды и выделяется О2.
образуются углеводы.
связывается углекислый газ.
2. Реакции подготовительного этапа энергетического обмена происходят в:
хлоропластах растений
каналах ЭПС
лизосомах клеток животных
органах пищеварения человека
рибосомах
пищеварительных вакуолях простейших
Задание 3. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент второго
1. Установите соответствие между процессами, протекающими в световую и темновую фазу фотосинтеза.
ПРОЦЕСС ФАЗА
А.Выделяется кислород. 1. Световая фаза
Б. Фиксируется углекислый газ. 2. Темновая фаза
В. Образуются углеводы.
Г. Используется НАДФ·Н2, АТФ.
Д.Происходит в строме.
Е. Энергия протонов используется для синтеза АТФ.
2. Установите соответствие между характеристикой и типом обмена веществ в клетке, к которому её относят.
ХАРАКТЕРИСТИКА ТИП ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
А) осуществляется в рибосомах 1. пластический
Б) обеспечивает синтез органических веществ 2. энергетический
В) осуществляется в митохондриях
Г) связан с расщеплением органических веществ
Д) используется энергия, запасённая в молекулах АТФ
Е) освобождается энергия и запасается в молекулах АТФ
3. Установите правильную последовательность этапов энергетического обмена:
А) расщепление биополимеров до мономеров
Б) синтез двух молекул АТФ
В) окисление пировиноградной кислоты до СО2 и Н2О
Г) синтез 36 молей АТФ
Д) поступление органических веществ в клетку
Е) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
Ответы: 1. 1-1, 2-2, 3-2, 4-4, 5-2, 6-3, 7-2, 8-4, 9-3, 10-4,11-2.
2.1) 1,3,4; 2) 3, 4, 6
3.1)
2)
3) а,д,е,б,в,г
Тема «Закономерности наследственности и изменчивости»
Задание 1. Выбери правильный ответ.
Совокупность всех генов организма называют:
А - фенотипом Б - генотипом В - геномом Г - генофондом
Проявление обоих состояний признаков в фенотипе гибридов второго поколения называют:
А – рекомбинацией Б – модификацией В – расщеплением Г – мутацией
Сцепленное наследование нарушается в результате:
А – рекомбинаций Б – кроссинговера В – мутаций Г – модификаций
Гомозиготной особью можно назвать:
А – ААВВ Б – ааВВ В – АА Г - АаВв
Ген чёрного окраса крупного рогатого скота доминирует над геном красной окраски. Скрестили чёрного гомозиготного быка с красными коровами. Определите, какое потомство возникнет от скрещивания гибридов первого поколения между собой:
А – 100% - чёрные телята Б – 100% - красные телята В – 75% - чёрные телята, 25% - красные Г – 50% - чёрные телята, 50% - красные
Количество групп сцеплений у организмов определённого вида равно:
А – количеству хромосом в гаплоидном наборе Б – количеству хромосом в диплоидном наборе В – количеству половых хромосом
Г – количеству аутосом
Пределы модификационной изменчивости признака называют:
А – вариационным рядом Б – вариационной кривой В – модификациями Г – нормой реакции
Выбери из предложенных ответов один или несколько правильных.
Наследственная изменчивость бывает:
А – модификационной Б – комбинативной В – возрастной Г - мутационной
Геномные мутации связаны с:
А – кратным увеличением наборов хромосом Б – кратным уменьшением наборов хромосом В – изменением количества отдельных гомологичных хромосом Г – изменением строения отдельных гомологичных хромосом Д – изменением структуры отдельных генов
Установи соответствие.
Определи типы моногибридного скрещивания, при которых в случае промежуточного характера наследования наблюдают такие варианты расщепления по фенотипу:
АА х аа | А 1:1 |
А а х аа | Б 1:2:1 |
А а х Аа | В Расщепление не наблюдают |
| Г 3:1 |
Соотнесите виды мутаций с характером изменений.
ИЗМЕНЕНИЯ | ВИДЫ МУТАЦИЙ |
А) У дрозофилы появились укороченные крылья Б) У ребенка болезнь Дауна В) После обработки колхицином картофель стал давать значительно больший урожай Г) Шестипалость у человека Д) Альбинизм у тигра Е) Синдром Клайнфельтера у человека | 1) Генные 2) Геномные |
Ответы: 1.1-б, 2-в, 3-б, 4-а, 5-а, 6-а, 7-г, 8-б, 9-а,в; 10-1-в, 2-а, 3-б; 11: а-1, б-2, в-2, г-1, д-1, е-2