СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА



«Рассмотрено»

на заседании МО

Руководитель МО

______/___________________ Протокол № ____

от «___» ___________2017 г..


«Согласовано»


Зам. директора по УР

________ /Уросова В. В. ./


«___»___________2017 г.

«Утверждаю»


Директор школы

_________ /Левченков В. Е. _/

Приказ № ___

от «___»___________2017 г.








Рабочая программа

по биологии

для 10 класса










Составитель:

учитель Столярова И. С.











2017/2018 учебный год





развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие умений проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач;

- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры.

Задачи курса биологии:

- продолжать развивать знания о живой природе, решать элементарные биологические задачи;

- научить анализировать, сравнивать, изучать, находить, выявлять ответы на интересующие вопросы;

- воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в природе.

Содержание курса биологии (35 часов, 1 час в неделю)



Раздел1.

Биология как наука. Методы научного познания – 4 часа.

Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук – 2 часа.

Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль

биологических теорий, идей , гипотез в формировании современной естественнонаучной

системы мира. Система биологических наук.

Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы –2 часа.

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложноорганизованная иерархичная система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Раздел 2.

Клетка – 10 часов

Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория – 1 час.

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Тема 2.2 .Химический состав клетки – 4 часа

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки.

Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.

Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения .Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества.

Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.

Удвоение молекулы ДНК в клетке.

Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток - 3 часа

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.

Л. Р. 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах»

Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.

Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.

Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке–1 час

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.

Тема2 .5 -1 час.

Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА.

Раздел 3.

Организм – 20 часов

Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов – 1 час.

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы

одноклеточных организмов.

Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии – 2 часа.

Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных и растений, бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.

Тема 3.3 Размножение - 4 часа.

Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерация, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз.

Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения.

Тема3.4 Индивидуальное развитие организмов – 2 часа

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные типы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей.

Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.

Тема 3.5 Наследственность и изменчивость – 8 часов

Наследственность и изменчивость – свойства организма. Г. Мендель – основоположник генетики. Моногибридное скрещивание. Первый закон

скрещивания – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание.

Л. Р. 2 «Составление простейших схем скрещивания». Третий закон Менделя – закон независимого наследования.

Л. Р. 3 «Решение элементарных генетических задач».

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость.

Л. Р. 4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда »

Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология. – 2 часа.

Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции. Основные достижения и направления развития современной селекции.

Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.

Обобщение и систематизация знаний по теме: «Организм»

Обобщение и систематизация знаний по темам: «Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм» - 1час.

Планируемые результаты обучения.

Предметные.

В результате изучения предмета учащиеся 10 класса должны:

знать/понимать:

- особенности жизни как формы существования материи;

- фундаментальные понятия биологии;

- сущность законов Менделя, закономерностей изменчивости;

- строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом;

- сущность биологических процессов: размножение. оплодотворение, роста и развития;

- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

- биологическую терминологию и символику;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при сохранении здоровья человека.

уметь:

- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и объяснять генетические закономерности;

- выявлять источники мутагенов в окружающей среде;

- сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;

- анализировать и оценивать различные гипотезы;

- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически оценивать ее;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правила поведения в природе;

- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.


Метапредметные :


  • сравнивать и сопоставлять этапы развития животных изученных таксономических групп:

  • составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний, обобщать и делать выводы по изученному материалу,

  • работать с учебником и дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала,

  • представлять изученный материал используя возможности компьютерных технологий:

  • объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике:

  • самостоятельно составлять схемы процессов,
    иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками:

  • работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования:

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу:

  • составлять конспект параграфа учебника:

  • разрабатывать план – конспект темы, используя разные источники информации:

  • готовит устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы:

  • избирательно относится к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.





Личностные:


  • формировать чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину;

  • осознание учащимися ответственности и долга перед Родиной;

  • ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;

  • формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;

  • умение реализовывать теоретические познания на практике;

  • способность проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые

знания;

  • прививать любовь к природе, чувство уважения к ученым, развивать эстетическое восприятие общения с живыми организмами;

  • готовить учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранном поприще;

  • умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;

  • критически относится к своим поступкам, осознавать ответственность за их результаты;

умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения

















Календарно – тематическое планирование уроков биологии в 10 классе к УМК Сонина Н. И. (1 час в неделю).



Календарно – тематическое планирование уроков биологии в 10 классе к УМК Сонина Н. И. (1 час в неделю).

№ уро- ка

Название темы.

Дата проведения

Дом. задания.

1.

Введение. Правила по ТБ. Биология как наука.

4.09

Конспект

2.

Краткая история развития биологии.

11.09

С. 8 - 10

3.

Сущность жизни и свойства живого.

18.09

С. 11 - 15

4.

Уровни организации и методы познания живой природы.

25.09

С. 15 -21

5.

Клетка.

История изучения клетки. Клеточная теория.


2.10

С. 24 -28

6.

Химический состав живой природы.

Неорганические вещества.

9.10

С. 28-33

7.

Органические вещества.

Липиды.


16.10

С. 37-41

8.

Органические вещества.

Углеводы. Белки.

23.10

С.41-47

9.

Органические вещества.

Нуклеиновые кислоты

13.11

С.47-53

10.

Эукариотическая клетка.

Цитоплазма.

Лабораторная работа№ 1. «Наблюдение клеток животных, растений под микроскопом.»а. Органоиды.

20.11

С. 53-63

11.

Клеточное ядро.

Хромосомы.

27.11

С. 63-68

12.

Прокариотическая клетка

4.12

С. 68-73

13.

Реализация наследственной информации в клетке

11.12

С. 73-79

14.

Неклеточные формы жизни: вирусы.

18.12

С. 79-87

сообщение

15.

Организм.

Организм – единое целое. Многообразие живых организмов

25.12

С. 88-90


16.

Обмен веществ.

Превращение энергии. Энергетический обмен


С. 91-94

17.

Пластический обмен. Фотосинтез


С. 96-101

18.

Деление клетки. Митоз.


С. 102-108

19.

Размножение половое и бесполое.


С. 110-112

20.

Образование половых клеток. Мейоз.


С. 113-120

21.

Оплодотворение


С. 120-124

22.

Индивидуальное развитие организма.


С. 124-130

23.

Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье человека.


С. 130-136

24.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики.


С. 136-140, задачи


25.

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

Лабораторная работа№2. «Составление простейших схем скрещивания»


С. 140-146

26.

Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание.


С. 146-150

27.

Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование.


С. 150-154

28.

Современное представление о гене и геноме.

Лабораторная работа№3

«Решение генетических задач»


С.154-158

29.

Генетика пола.


С. 158-164

30.

Изменчивость наследственная и ненаследственная.

Лабораторная работа №4

«Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда»


С. 164-170

31.

Генетика и здоровье человека.


С. 170-176

32.

Селекция: основные методы и достижения.


С. 176-183

33.

Биотехнология: достижения и перспективы развития.


С. 183-193

34.

Общебиологические закономерности, проявляющиеся на молекулярно-генетическом, клеточном и организменных уровнях.



35.

Итоговое тестирование.

















































о