МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО ______/___________________ Протокол № ____ от «___» ___________2017 г.. | «Согласовано» Зам. директора по УР ________ /Уросова В. В. ./ «___»___________2017 г. | «Утверждаю» Директор школы _________ /Левченков В. Е. _/ Приказ № ___ от «___»___________2017 г. |
Рабочая программа
по биологии
для 10 класса
Составитель:
учитель Столярова И. С.
2017/2018 учебный год
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие умений проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработке навыков экологической культуры.
Задачи курса биологии:
- продолжать развивать знания о живой природе, решать элементарные биологические задачи;
- научить анализировать, сравнивать, изучать, находить, выявлять ответы на интересующие вопросы;
- воспитывать позитивное ценностное отношение к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуре поведения в природе.
Содержание курса биологии (35 часов, 1 час в неделю)
Раздел1.
Биология как наука. Методы научного познания – 4 часа.
Тема 1.1 Краткая история развития биологии. Система биологических наук – 2 часа.
Объект изучения биологии – живая природа. Краткая история развития биологии. Роль
биологических теорий, идей , гипотез в формировании современной естественнонаучной
системы мира. Система биологических наук.
Тема 1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы –2 часа.
Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложноорганизованная иерархичная система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.
Раздел 2.
Клетка – 10 часов
Тема 2.1 История изучения клетки. Клеточная теория – 1 час.
Развитие знаний о клетке. Клеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Тема 2.2 .Химический состав клетки – 4 часа
Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки.
Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма.
Органические вещества – сложные углеродсодержащие соединения .Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества.
Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК.
Удвоение молекулы ДНК в клетке.
Тема 2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток - 3 часа
Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток.
Л. Р. 1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах»
Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках.
Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки.
Тема 2.4 Реализация наследственной информации в клетке–1 час
ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка.
Тема2 .5 -1 час.
Вирусы – неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики вирусных заболеваний. Профилактика СПИДА.
Раздел 3.
Организм – 20 часов
Тема 3.1 Организм – единое целое. Многообразие живых организмов – 1 час.
Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы
одноклеточных организмов.
Тема 3.2 Обмен веществ и превращение энергии – 2 часа.
Энергетический обмен – совокупность реакций расщепления сложных органических веществ. Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных и растений, бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез.
Тема 3.3 Размножение - 4 часа.
Деление клетки. Митоз – основа роста, регенерация, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения. Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз.
Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения.
Тема3.4 Индивидуальное развитие организмов – 2 часа
Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. Основные типы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития.
Тема 3.5 Наследственность и изменчивость – 8 часов
Наследственность и изменчивость – свойства организма. Г. Мендель – основоположник генетики. Моногибридное скрещивание. Первый закон
скрещивания – закон доминирования. Второй закон Менделя – закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание.
Л. Р. 2 «Составление простейших схем скрещивания». Третий закон Менделя – закон независимого наследования.
Л. Р. 3 «Решение элементарных генетических задач».
Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость.
Л. Р. 4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда »
Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Тема 3.6 Основы селекции. Биотехнология. – 2 часа.
Основы селекции: методы и достижения. Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Основные методы селекции. Основные достижения и направления развития современной селекции.
Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Организм»
Обобщение и систематизация знаний по темам: «Биология как наука. Методы научного познания. Клетка. Организм» - 1час.
Планируемые результаты обучения.
Предметные.
В результате изучения предмета учащиеся 10 класса должны:
знать/понимать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- сущность законов Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки, генов, хромосом;
- сущность биологических процессов: размножение. оплодотворение, роста и развития;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при сохранении здоровья человека.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения, единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и объяснять генетические закономерности;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде;
- сравнивать: биологические объекты, процессы и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках и критически оценивать ее;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек; правила поведения в природе;
- оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии.
Метапредметные :
сравнивать и сопоставлять этапы развития животных изученных таксономических групп:
составлять схемы и таблицы для интеграции полученных знаний, обобщать и делать выводы по изученному материалу,
работать с учебником и дополнительными источниками информации и использовать их для поиска необходимого материала,
представлять изученный материал используя возможности компьютерных технологий:
объяснять рисунки, схемы, представленные в учебнике:
самостоятельно составлять схемы процессов,
иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками:
работать с микроскопом и изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования:
обобщать и делать выводы по изученному материалу:
составлять конспект параграфа учебника:
разрабатывать план – конспект темы, используя разные источники информации:
готовит устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы:
избирательно относится к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации.
Личностные:
формировать чувства российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину;
осознание учащимися ответственности и долга перед Родиной;
ответственное отношение к обучению, готовность и способность к самообразованию;
формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору будущей профессии;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
соблюдение и пропаганда учащимися правил поведения в природе, их участие в природоохранной деятельности;
умение реализовывать теоретические познания на практике;
способность проводить работу над ошибками для внесения корректив в усваиваемые
знания;
прививать любовь к природе, чувство уважения к ученым, развивать эстетическое восприятие общения с живыми организмами;
готовить учащихся к самостоятельным поступкам и активным действиям на природоохранном поприще;
умение аргументировано и обоснованно отстаивать свою точку зрения;
критически относится к своим поступкам, осознавать ответственность за их результаты;
умение слушать и слышать другое мнение, вести дискуссию, умение оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения
Календарно – тематическое планирование уроков биологии в 10 классе к УМК Сонина Н. И. (1 час в неделю).
Календарно – тематическое планирование уроков биологии в 10 классе к УМК Сонина Н. И. (1 час в неделю).
№ уро- ка | Название темы. | Дата проведения | Дом. задания. |
1. | Введение. Правила по ТБ. Биология как наука. | 4.09 | Конспект |
2. | Краткая история развития биологии. | 11.09 | С. 8 - 10 |
3. | Сущность жизни и свойства живого. | 18.09 | С. 11 - 15 |
4. | Уровни организации и методы познания живой природы. | 25.09 | С. 15 -21 |
5. | Клетка. История изучения клетки. Клеточная теория. | 2.10 | С. 24 -28 |
6. | Химический состав живой природы. Неорганические вещества. | 9.10 | С. 28-33 |
7. | Органические вещества. Липиды. | 16.10 | С. 37-41 |
8. | Органические вещества. Углеводы. Белки. | 23.10 | С.41-47 |
9. | Органические вещества. Нуклеиновые кислоты | 13.11 | С.47-53 |
10. | Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Лабораторная работа№ 1. «Наблюдение клеток животных, растений под микроскопом.»а. Органоиды. | 20.11 | С. 53-63 |
11. | Клеточное ядро. Хромосомы. | 27.11 | С. 63-68 |
12. | Прокариотическая клетка | 4.12 | С. 68-73 |
13. | Реализация наследственной информации в клетке | 11.12 | С. 73-79 |
14. | Неклеточные формы жизни: вирусы. | 18.12 | С. 79-87 сообщение |
15. | Организм. Организм – единое целое. Многообразие живых организмов | 25.12 | С. 88-90 |
16. | Обмен веществ. Превращение энергии. Энергетический обмен | | С. 91-94 |
17. | Пластический обмен. Фотосинтез | | С. 96-101 |
18. | Деление клетки. Митоз. | | С. 102-108 |
19. | Размножение половое и бесполое. | | С. 110-112 |
20. | Образование половых клеток. Мейоз. | | С. 113-120 |
21. | Оплодотворение | | С. 120-124 |
22. | Индивидуальное развитие организма. | | С. 124-130 |
23. | Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье человека. | | С. 130-136 |
24. | Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель – основоположник генетики. | | С. 136-140, задачи |
25. | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Лабораторная работа№2. «Составление простейших схем скрещивания» | | С. 140-146 |
26. | Закономерности наследования. Дигибридное скрещивание. | | С. 146-150 |
27. | Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование. | | С. 150-154 |
28. | Современное представление о гене и геноме. Лабораторная работа№3 «Решение генетических задач» | | С.154-158 |
29. | Генетика пола. | | С. 158-164 |
30. | Изменчивость наследственная и ненаследственная. Лабораторная работа №4 «Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда» | | С. 164-170 |
31. | Генетика и здоровье человека. | | С. 170-176 |
32. | Селекция: основные методы и достижения. | | С. 176-183 |
33. | Биотехнология: достижения и перспективы развития. | | С. 183-193 |
34. | Общебиологические закономерности, проявляющиеся на молекулярно-генетическом, клеточном и организменных уровнях. | | |
35. | Итоговое тестирование. | | |
о