СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Н.Д.Андреевой 35 ч.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 10 класс к учебнику Н.Д.Андреевой 35 ч.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13

имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска



Обсуждено на заседании ШМО

учителей естественно-математического цикла

Протокол №1 от 29 августа 2019г.

Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./


Согласовано с зам. директора

по УВР

Протокол МС №1

От 29 августа 2019г.

Председатель МС

________/ Кудрявцева В.В./



Утверждаю

директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска

_____________ Новикова О.Е.

Приказ №282 от 30.08.19г.










Рабочая программа

по БИОЛОГИИ

10 класс


Форма обучения – очная

Уровень образования – основное общее образование


на 2019---2020--- учебный год















Составитель:

учитель биологии

без квалификационной категории

Завалеева Марина Владимировна











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • ФГОС основного общего образования;

  • Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;

  • Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;

  • Федерального перечня учебников, допущенных Минпрсвещением РФ

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д.Андреевой /авторы – составители: А.Е.Андреева, Н.Д. Андреева, Т.М. Ефимова, В.С. Рохлов, С.В. Суматохин, Д.И, Д.И. Трайтак, С.Б. Трофимов, Р.Н. Хрыпова/, Издательство – М.: Мнемозина, 2008г.

  • Положения о порядке разработки рабочих программ.


ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК


Программа

Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д.Андреевой /авторы – составители: А.Е.Андреева, Н.Д. Андреева, Т.М. Ефимова, В.С. Рохлов, С.В. Суматохин, Д.И, Д.И. Трайтак, С.Б. Трофимов, Р.Н. Хрыпова/, Издательство – М.: Мнемозина, 2008г.


Учебник

Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/Н.Д.Андреева, Издательство – М.: Мнемозина, 2010г. – 327 с.



МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

На изучение биологии в 10 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов

Класс

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

Всего

10

1



1


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

  • осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;

  • постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;

  • учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.

  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.

  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.

  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

  • Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника


Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.

  • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).

  • Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  • Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).

  • Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам.

  • Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.

  • Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

  • Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;

  • обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

  • Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.

  • Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.

  • Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

  • Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.

Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.

Коммуникативные УУД:

  • Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

  • В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).

  • Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Введение – 1 час

Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования; сохранение окружающей среды; интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.


РАЗДЕЛ I . УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ (34 часа)

Молекулярный уровень - 7 часов

Основные свойства живой материи: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, целостность и дискретность.

Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клетки, их роль в клетке. Органические вещества клетки: углеводы, липиды, белки; их значение в жизни клетки.

Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), их свойства и биологическое значение. Репликация ДНК. АТФ, ее свойства и биологическое значение.

Клеточный уровень – 17 часов

Молекулярная биология, ее становление и развитие. Значение молекулярной биологии.

Цитология как наука, ее становление и развитие. Клеточная теория. Методы современной цитологии.

Клетка — структурная и функциональная единица жизни.

Поверхностный аппарат клетки, его значение. Цитоплазматическая мембрана, ее строение и основные функции.

Цитоплазма (клеточный матрикс, органоиды, включения). Синтетический аппарат клетки: рибосомы, эндоплазматическая сеть (ЭПС), комплекс Гольджи, пластиды (хлоропласты). Энергетический аппарат клетки: митохондрии, пластиды. Аппарат внутриклеточного переваривания: лизосомы. Опорно-сократи- тельный аппарат клетки: микротрубочки, микрофиламенты. Жгутики. Клеточный центр. Включения цитоплазмы.

Ядерный аппарат клетки. Ядерная оболочка и ее значение. Ядерный матрикс.Хромотин и хромосомы. Строение хромосом. Ядрышко. Значение ядерного аппарата в жизнедеятельности клетки.

Прокариоты и эукариоты. Бактерии, особенности их строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.

Неклеточная форма жизни — вирусы. Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика.

Процессы жизнедеятельности клетки

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен и его значение. Фотосинтез, его значение. Хемосинтез.

Понятие «ген». Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Транскрипция и трансляция. Понятие о реакциях матричного синтеза.

Клеточный цикл, его периоды. Митоз и его фазы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его фазы. Биологическое значение мейоза.

Лабораторные работы

№1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».

№2 «Клеточные включения растительной клетки» (на примере крахмальных зерен картофеля»

№3«Строенрастительной, животной и грибной клеток» (работа с микроскопом, моделью (аппликацией) строения клетки).

Организменный уровень – 4 часа

Организм как биологическая система.

Питание организмов. Автотрофное и гетеротрофное питание. Автотрофы и гетеротрофы. Минеральное питание растений и животных.

Дыхание организмов. Понятия «дыхание» и «газообмен».

Экскреция и ее значение. Экскреция у животных и растений.

Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы: деление клеток, размножение спорообразованием, почкованием, фрагментами тела; вегетативное размножение. Половое размножение. Особые случаи полового размножения (партеногенез, гермафродитизм). Гаметогенез. Оплодотворение у животных и растений.

Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.

Онтогенез и его периоды: эмбриональный, постэмбриональный, период взрослого организма, старение.

Организм и среда. Факторы среды. Среды жизни: водная, назёмно -воздушная, почвенная, организм как среда обитания. Влияние живых организмов на среду.

Популяционно-видовой уровень – 2 часа

Развитие представлений о виде. Понятие «вид». Критерии вида.

Популяция — структурная единица вида. Основные характеристики популяции.

Динамика численности популяций. Человек и природные популяции.

Разнообразие биологических видов. Понятие «биоразнообразие». Значение разнообразия биологических видов. Угроза сокращения разнообразия видов. Сохранение разнообразия видов растений и животных.

Биогеоценотический уровень – 2 часа

Понятия «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз», «экосистема».

Биогеоценоз и его состав: абиотические компоненты и биотические компоненты (продуценты, консументы, редуценты). Структура биогеоценоза. Цепи питания. Трофические уровни.

Закономерности функционирования биогеоценозов. Поток энергии в биогеоценозе.

Биологический круговорот веществ. Гомеостаз биогеоценоза. Развитие биогеоценозов.

Антропогенные экосистемы: агроценозы, урбоценозы. Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия.

Биосферный уровень – 2 часа

Понятие «биосфера». Биосфера как уровень организации живой природы. Границы биосферы. Расселение организмов в биосфере. Вещественный состав биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биосферные функции живого вещества. Гомеостаз биосферы. Особенности биологического круговорота. Круговороты углерода, азота, фосфора, серы.






УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


В связи с тем, что на изучение биологии в 10 классе выделено 35 часов некоторые темы в разделах «Биогеоценотический уровень» и «Биосферный уровень» были объединены, а добавлены часы в разделы «Молекулярный уровень» и «Клеточный уровень», так как по авторской программе часов на освоение данного объёма материала недостаточно.


п/п


Тема

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе


Введение


1

Раздел 1 Уровни организации живых систем

35

33

Молекулярный уровень

6(в т.ч. 1ч. введения)

7

Клеточный уровень

14

17

Организменный уровень

4

4

Популяционно-видовой уровень

2

2


Биогеоценотический уровень

5

2


Биосферный уровень

3

2


Резервное время

1


Всего


35

35































КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Урока п/п

Урока в теме

Тема урока

Дата проведения

Примечание

Планир.

Фактич.

ВВЕДЕНИЕ – 1 час

1

1

Биология как часть культуры. Становление и развитие биологии. Методы биологической науки. Система биологических наук. Значение биологии в жизни общества и каждого человека




РАЗДЕЛ 1. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ – 32 ч

ТЕМА 1.1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ – 7 часов

2

1

Основные свойства живой природы. Уровни организации живого.




3

2

Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клеток




4

3

Органические вещества клетки: углеводы и липиды




5

4

Органические вещества клетки: белки, состав и структура. Свойства и функции белков




6

5

Органические вещества клетки:

ДНК, строение и функции




7


6

Органические вещества клетки: РНК Строение и функции. АТФ




8

7

Контрольно - обобщающий урок по

теме «Молекулярный уровень»




ТЕМА 1.2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ – 17 часов

9

1

Клеточная теория. Методы цитологии




10

2

Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат клетки.




11

3

Цитоплазма: синтетический аппарат клетки





4

Лабораторная работа №1«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».




12


5

Цитоплазма: аппарат внутриклеточного переваривания. Включения цитоплазмы.




13

6

Цитоплазма: энергетический опорно-сократительный аппараты клетки. Лабораторная работа № 2 «Клеточные включения растительной клетки»




14

7

Строение клетки: ядерный аппарат. Хромосомы.




15

8

Лабораторная работа №3«Строение растительной, животной и грибной клеток»




16

9

Прокариоты – доядерные организмы




17


10

Вирусы – неклеточная форма жизни Вирусы человека, животных и растений. ВИЧ.




18

11

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен




19

12

Фотосинтез – процесс пластического и энергетического обмена. Значение фотосинтеза. Хемосинтез




20

13

Ген и генетический код.




21

14

Биосинтез белков.




22

15

Клеточный цикл и его периоды. Митоз.




23

16

Мейоз




24

17

Контрольно - обобщающий урок по

теме «Клеточный уровень»




ТЕМА 1.3. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ – 4 часа

25

1

Организм как биологическая система. Типы питания организмов. Минеральное питание




26

2


Дыхание организмов. Газообмен. Экскреция как процесс саморегуляции организмов.




27

3


Размножение организмов. Гаметогенез и оплодотворение




28

4

Индивидуальное развитие организмов - онтогенез




ТЕМА 1.4. ПОПУЛЯЦИОННО – ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ - 2 часа.

29

1

Вид и его критерии.




30

2

Популяция - элементарная единица вида.




ТЕМА 1.5. БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - 2 часа

32

1

Биоценоз его состав и структура.




33

2

Развитие биоценозов. Антропогенные экосистемы.





ТЕМА 1.6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ - 1 час

34

1

Биосфера, как глобальная экосистема. Биосферные функции живого вещества.




35

1

Обобщающий урок по курсу биологии 10 класса






УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ


  1. Андреева Н.Д. «Биология» 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) – М.: «Мнемозина» 2010г. – 327с.

  2. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы./Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова. – 3-е изд. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 816 с.

  3. Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы: Серия «Единый госэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.- 432 с.

  4. Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие / МН.: Юнипресс, 2010.- 674 с.

  5. Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.- 320 с.

  6. Программа для общеобразовательных учреждений – Биология. 5 -11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г.

  7. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразовательных учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002. – 187 с.

  8. Федеральный государственный стандарт.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!