Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13
имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина» г. Брянска
Обсуждено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №1 от 29 августа 2019г. Руководитель ШМО________/Филатова О.Г./ | Согласовано с зам. директора по УВР Протокол МС №1 От 29 августа 2019г. Председатель МС ________/ Кудрявцева В.В./ | Утверждаю директор МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза. И.Б.Катунина г. Брянска _____________ Новикова О.Е. Приказ №282 от 30.08.19г. |
Рабочая программа
по БИОЛОГИИ
10 класс
Форма обучения – очная
Уровень образования – основное общее образование
на 2019---2020--- учебный год
Составитель:
учитель биологии
без квалификационной категории
Завалеева Марина Владимировна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
ФГОС основного общего образования;
Базисного учебного плана на 2019-2020 учебный год;
Учебного (образовательного) плана МБОУ СОШ №13 имени Героя Советского Союза И. Б. Катунина г. Брянска;
Федерального перечня учебников, допущенных Минпрсвещением РФ
Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д.Андреевой /авторы – составители: А.Е.Андреева, Н.Д. Андреева, Т.М. Ефимова, В.С. Рохлов, С.В. Суматохин, Д.И, Д.И. Трайтак, С.Б. Трофимов, Р.Н. Хрыпова/, Издательство – М.: Мнемозина, 2008г.
Положения о порядке разработки рабочих программ.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. Под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д.Андреевой /авторы – составители: А.Е.Андреева, Н.Д. Андреева, Т.М. Ефимова, В.С. Рохлов, С.В. Суматохин, Д.И, Д.И. Трайтак, С.Б. Трофимов, Р.Н. Хрыпова/, Издательство – М.: Мнемозина, 2008г. |
Учебник | Биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразовательных учреждений (базовый уровень)/Н.Д.Андреева, Издательство – М.: Мнемозина, 2010г. – 327 с. |
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
На изучение биологии в 10 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов
Класс | Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | Всего |
10 | 1 | | | 1 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов: личностные, метапредметные и предметные результаты освоения.
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений;
обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации.
Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал.
Коммуникативные УУД:
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично, относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Результаты изучения курса «Общая биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Введение – 1 час
Место курса «Общая биология» в системе естественно-научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Биология как наука; предмет и методы изучения в биологии. Общая биология — дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Общая биология как один из источников формирования диалектико-материалистического мировоззрения. Общебиологические закономерности — основа рационального природопользования; сохранение окружающей среды; интенсификации сельскохозяйственного производства и сохранения здоровья человека. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, географией, астрономией, историей и др.). Роль биологии в формировании научных представлений о мире.
РАЗДЕЛ I . УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ (34 часа)
Молекулярный уровень - 7 часов
Основные свойства живой материи: единство химического состава, обмен веществ, самовоспроизведение, саморегуляция, наследственность и изменчивость, рост и развитие, раздражимость, целостность и дискретность.
Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клетки, их роль в клетке. Органические вещества клетки: углеводы, липиды, белки; их значение в жизни клетки.
Нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК), их свойства и биологическое значение. Репликация ДНК. АТФ, ее свойства и биологическое значение.
Клеточный уровень – 17 часов
Молекулярная биология, ее становление и развитие. Значение молекулярной биологии.
Цитология как наука, ее становление и развитие. Клеточная теория. Методы современной цитологии.
Клетка — структурная и функциональная единица жизни.
Поверхностный аппарат клетки, его значение. Цитоплазматическая мембрана, ее строение и основные функции.
Цитоплазма (клеточный матрикс, органоиды, включения). Синтетический аппарат клетки: рибосомы, эндоплазматическая сеть (ЭПС), комплекс Гольджи, пластиды (хлоропласты). Энергетический аппарат клетки: митохондрии, пластиды. Аппарат внутриклеточного переваривания: лизосомы. Опорно-сократи- тельный аппарат клетки: микротрубочки, микрофиламенты. Жгутики. Клеточный центр. Включения цитоплазмы.
Ядерный аппарат клетки. Ядерная оболочка и ее значение. Ядерный матрикс.Хромотин и хромосомы. Строение хромосом. Ядрышко. Значение ядерного аппарата в жизнедеятельности клетки.
Прокариоты и эукариоты. Бактерии, особенности их строения и жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.
Неклеточная форма жизни — вирусы. Вирусные заболевания человека. СПИД и его профилактика.
Процессы жизнедеятельности клетки
Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен и его значение. Фотосинтез, его значение. Хемосинтез.
Понятие «ген». Генетический код. Свойства генетического кода. Биосинтез белков. Транскрипция и трансляция. Понятие о реакциях матричного синтеза.
Клеточный цикл, его периоды. Митоз и его фазы. Биологическое значение митоза. Мейоз и его фазы. Биологическое значение мейоза.
Лабораторные работы
№1 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках».
№2 «Клеточные включения растительной клетки» (на примере крахмальных зерен картофеля»
№3«Строенрастительной, животной и грибной клеток» (работа с микроскопом, моделью (аппликацией) строения клетки).
Организменный уровень – 4 часа
Организм как биологическая система.
Питание организмов. Автотрофное и гетеротрофное питание. Автотрофы и гетеротрофы. Минеральное питание растений и животных.
Дыхание организмов. Понятия «дыхание» и «газообмен».
Экскреция и ее значение. Экскреция у животных и растений.
Размножение организмов. Бесполое размножение и его способы: деление клеток, размножение спорообразованием, почкованием, фрагментами тела; вегетативное размножение. Половое размножение. Особые случаи полового размножения (партеногенез, гермафродитизм). Гаметогенез. Оплодотворение у животных и растений.
Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений.
Онтогенез и его периоды: эмбриональный, постэмбриональный, период взрослого организма, старение.
Организм и среда. Факторы среды. Среды жизни: водная, назёмно -воздушная, почвенная, организм как среда обитания. Влияние живых организмов на среду.
Популяционно-видовой уровень – 2 часа
Развитие представлений о виде. Понятие «вид». Критерии вида.
Популяция — структурная единица вида. Основные характеристики популяции.
Динамика численности популяций. Человек и природные популяции.
Разнообразие биологических видов. Понятие «биоразнообразие». Значение разнообразия биологических видов. Угроза сокращения разнообразия видов. Сохранение разнообразия видов растений и животных.
Биогеоценотический уровень – 2 часа
Понятия «биоценоз», «биотоп», «биогеоценоз», «экосистема».
Биогеоценоз и его состав: абиотические компоненты и биотические компоненты (продуценты, консументы, редуценты). Структура биогеоценоза. Цепи питания. Трофические уровни.
Закономерности функционирования биогеоценозов. Поток энергии в биогеоценозе.
Биологический круговорот веществ. Гомеостаз биогеоценоза. Развитие биогеоценозов.
Антропогенные экосистемы: агроценозы, урбоценозы. Охрана биогеоценозов как путь сохранения биоразнообразия.
Биосферный уровень – 2 часа
Понятие «биосфера». Биосфера как уровень организации живой природы. Границы биосферы. Расселение организмов в биосфере. Вещественный состав биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биосферные функции живого вещества. Гомеостаз биосферы. Особенности биологического круговорота. Круговороты углерода, азота, фосфора, серы.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
В связи с тем, что на изучение биологии в 10 классе выделено 35 часов некоторые темы в разделах «Биогеоценотический уровень» и «Биосферный уровень» были объединены, а добавлены часы в разделы «Молекулярный уровень» и «Клеточный уровень», так как по авторской программе часов на освоение данного объёма материала недостаточно.
№ п/п | Тема | Количество часов по авторской программе | Количество часов по рабочей программе |
| Введение | | 1 |
Раздел 1 Уровни организации живых систем | 35 | 33 |
| Молекулярный уровень | 6(в т.ч. 1ч. введения) | 7 |
| Клеточный уровень | 14 | 17 |
| Организменный уровень | 4 | 4 |
| Популяционно-видовой уровень | 2 | 2 |
| Биогеоценотический уровень | 5 | 2 |
| Биосферный уровень | 3 | 2 |
| Резервное время | 1 | |
Всего | | 35 | 35 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Урока п/п | № Урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание |
Планир. | Фактич. |
ВВЕДЕНИЕ – 1 час |
1 | 1 | Биология как часть культуры. Становление и развитие биологии. Методы биологической науки. Система биологических наук. Значение биологии в жизни общества и каждого человека | | | |
РАЗДЕЛ 1. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВЫХ СИСТЕМ – 32 ч |
ТЕМА 1.1. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ УРОВЕНЬ – 7 часов |
2 | 1 | Основные свойства живой природы. Уровни организации живого. | | | |
3 | 2 | Химические элементы и неорганические вещества, входящие в состав клеток | | | |
4 | 3 | Органические вещества клетки: углеводы и липиды | | | |
5 | 4 | Органические вещества клетки: белки, состав и структура. Свойства и функции белков | | | |
6 | 5 | Органические вещества клетки: ДНК, строение и функции | | | |
7 | 6 | Органические вещества клетки: РНК Строение и функции. АТФ | | | |
8 | 7 | Контрольно - обобщающий урок по теме «Молекулярный уровень» | | | |
ТЕМА 1.2. КЛЕТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ – 17 часов |
9 | 1 | Клеточная теория. Методы цитологии | | | |
10 | 2 | Строение клеток эукариот: поверхностный аппарат клетки. | | | |
11 | 3 | Цитоплазма: синтетический аппарат клетки | | | |
| 4 | Лабораторная работа №1«Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в живых растительных клетках». | | | |
12 | 5 | Цитоплазма: аппарат внутриклеточного переваривания. Включения цитоплазмы. | | | |
13 | 6 | Цитоплазма: энергетический опорно-сократительный аппараты клетки. Лабораторная работа № 2 «Клеточные включения растительной клетки» | | | |
14 | 7 | Строение клетки: ядерный аппарат. Хромосомы. | | | |
15 | 8 | Лабораторная работа №3«Строение растительной, животной и грибной клеток» | | | |
16 | 9 | Прокариоты – доядерные организмы | | | |
17 | 10 | Вирусы – неклеточная форма жизни Вирусы человека, животных и растений. ВИЧ. | | | |
18 | 11 | Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен | | | |
19 | 12 | Фотосинтез – процесс пластического и энергетического обмена. Значение фотосинтеза. Хемосинтез | | | |
20 | 13 | Ген и генетический код. | | | |
21 | 14 | Биосинтез белков. | | | |
22 | 15 | Клеточный цикл и его периоды. Митоз. | | | |
23 | 16 | Мейоз | | | |
24 | 17 | Контрольно - обобщающий урок по теме «Клеточный уровень» | | | |
ТЕМА 1.3. ОРГАНИЗМЕННЫЙ УРОВЕНЬ – 4 часа |
25 | 1 | Организм как биологическая система. Типы питания организмов. Минеральное питание | | | |
26 | 2 | Дыхание организмов. Газообмен. Экскреция как процесс саморегуляции организмов. | | | |
27 | 3 | Размножение организмов. Гаметогенез и оплодотворение | | | |
28 | 4 | Индивидуальное развитие организмов - онтогенез | | | |
ТЕМА 1.4. ПОПУЛЯЦИОННО – ВИДОВОЙ УРОВЕНЬ - 2 часа. |
29 | 1 | Вид и его критерии. | | | |
30 | 2 | Популяция - элементарная единица вида. | | | |
ТЕМА 1.5. БИОГЕОЦЕНОТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ - 2 часа |
32 | 1 | Биоценоз его состав и структура. | | | |
33 | 2 | Развитие биоценозов. Антропогенные экосистемы. | | | |
| ТЕМА 1.6. БИОСФЕРНЫЙ УРОВЕНЬ - 1 час |
34 | 1 | Биосфера, как глобальная экосистема. Биосферные функции живого вещества. | | | |
35 | 1 | Обобщающий урок по курсу биологии 10 класса | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Андреева Н.Д. «Биология» 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) – М.: «Мнемозина» 2010г. – 327с.
Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы./Т.Л.Богданова, Е.А. Солодова. – 3-е изд. М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 816 с.
Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы: Серия «Единый госэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.- 432 с.
Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие / МН.: Юнипресс, 2010.- 674 с.
Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.- 320 с.
Программа для общеобразовательных учреждений – Биология. 5 -11 классы / автор-составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина, 2008 г.
Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразовательных учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002. – 187 с.
Федеральный государственный стандарт.