Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Леонтьевская средняя общеобразовательная школа»
городского округа Ступино Московской области
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО. УТВЕРЖДАЮ.
на ШМО протокол № 1 Зам. директора по УВР Директор МБОУ
от «___»_______2018 г. «Леонтьевская СОШ»
Руководитель ШМО _________/Карасёва О. В. ______/Алексеев Д. А.
________/Карасёва О. В. «___»____________2018 г. «___»________2018 г.
Рабочая программа
среднего общего образования
по биологии в 10 классе
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Составила: учитель биологии Карасёва Оксана Владимировна
(первая категория)
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования и Программы курса «Биология. 10-11 классы» авторов Г.М.Дымшиц, О.В. Саблина // Биология. 10-11 классы: программы общеобразовательных учреждений/Дымшиц Г.М., Саблина О.В.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г. и основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Леонтьевская СОШ».
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего 34 часа за учебный год.
В состав учебно-методического комплекта по биологии входят:
Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2015.
Рабочая тетрадь для 10-11 классов к учебнику Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица.
Содержание учебного предмета
Введение.
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Раздел 1. Клетка – единица живого.
Глава 1. Химический состав клетки.
Неорганические соединения. Биополимеры. Углеводы. Липиды. Биополимеры. Белки и их функции. Функции белков. Ферменты. Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.
Глава 2. Структура и функции клетки.
Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Прокариоты и эукариоты. Вирусы.
Глава 3. Обеспечение клеток энергией.
Фотосинтез. Анаэробный гликолиз. Аэробный гликолиз.
Глава 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.
Генетическая информация. Удвоение ДНК. Образование и-РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции у бактерий. Регуляция транскрипции и трансляции у высших организмов. Генная и клеточная инженерия. Биотехнология.
Раздел 2. Размножение и развитие организмов.
Глава 5. Размножение организмов.
Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток. Оплодотворение.
Глава 6. Индивидуальное развитие организмов.
Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Организм как единое целое.
Раздел 3. Основы генетики и селекции.
Глава 7. Основные закономерности явлений наследственности.
Генетическая символика. Задачи и методы генетики. Первый и второй законы Менделя. Анализирующее скрещивание. Неполное доминирование. Третий закон Менделя. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Взаимодействие генов. Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака.
Глава 8. Закономерности изменчивости.
Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.
Глава 9. Генетика и селекция.
Наследственная изменчивость человека. Значение генетики для медицины и здравоохранения.
Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез. Успехи селекции.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Клетка – единица живого. | 17 |
3 | Размножение и развитие организмов. | 5 |
4 | Основы генетики и селекции | 11 |
| Всего: | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Содержание учебного материала | Дата план. | Дата факт. |
Введение. |
1 | Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Введение. | | |
Химический состав клетки. |
2 | Неорганические соединения. | | |
3 | Углеводы. Липиды. | | |
4 | Белки. Строение и функции белков. | | |
5 | Нуклеиновые кислоты. | | |
6 | АТФ и другие органические соединения клетки. | | |
| Структура и функции клетки. | | |
7 | Клетка – элементарная единица живого. | | |
8 | Плазматическая мембрана. Цитоплазма и ее органоиды. | | |
9 | Мембранные органоиды клетки. | | |
10 | Ядро. Прокариоты и эукариоты. | | |
| Обеспечение клеток энергией. |
11 | Фотосинтез. | | |
12 | Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. | | |
13 | Биологическое окисление при участии кислорода. | | |
Наследственная информация и реализация её в клетке. |
14 | Генетическая информация. Удвоение ДНК | | |
15 | Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. | | |
16 | Биосинтез белков. Регуляция транскрипции и трансляции. | | |
17 | Вирусы. Генная и клеточная инженерия. | | |
18 | Обобщение по темам: «Обеспечение клеток энергией», «Наследственная информация и реализация ее в клетке». | | |
Размножение организмов. |
19 | Деление клетки. Митоз. | | |
20 | Мейоз. | | |
21 | Образование половых клеток. Оплодотворение. | | |
Индивидуальное развитие организмов. |
22 | Зародышевое и постэмбриональное развитие организма. | | |
23 | Организм как единое целое. Обобщение по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов». | | |
Основные закономерности наследственности. |
24 | Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. | | |
25 | Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | | |
26 | Сцепленное наследование генов. | | |
27 | Генетика пола. | | |
28 | Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | | |
29 | Обобщение по теме: «Генетика». | | |
Основные закономерности изменчивости. |
30 | Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. | | |
31 | Мутационная изменчивость. Наследственная изменчивость человека. | | |
32 | Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Обобщение темы: «Изменчивость». | | |
Генетика и селекция. |
33 | Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы селекции. | | |
34 | успехи селекции. Обобщение материала. | | |
| Всего: | 34 | |
Планируемые результаты
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10-11 классе ученик должен
знать /понимать
основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).