СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11»

Пояснительная записка

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;

  • Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 №1089;

  • Учебным планом Школы;

  • Примерной программой дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации (или авторской программе, прошедшей экспертизу и апробацию;

  • Федеральным перечнем учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

  • Локальные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность: Устава МКОУ «Краснознаменская СОШ»;

Учебного плана на 2019-2020 год;

ООП СОО МКОУ «Краснознаменская СОШ»;


Предлагаемая программа является логическим продолжением программы по биологии основной школы (5–9 классы), разработанной В. В. Пасечником, В. М. Пакуловой, В. В. Латюшиным, Р. Д. Машем.  Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения обучающихся. Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях. Она призвана обобщить биологические знания, имеющиеся у учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать прикладное значение биологии.

        Рабочая программа сохраняет традиции учебного предмета и вместе с тем полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта   образования по биологии, представляя его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень лабораторных и практических работ.

        Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.

            В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьёзное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.

            Программа включает все основные разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, предусматривает изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и здоровья человека.

            Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10-11 класс» Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2018-368с.;

а также методического пособия для учителя:

В.В. Пасечник « Рабочие программы. М: Дрофа,2015

В учебном плане МКОУ Краснознаменская СОШ» на 2019-2020 учебный год  отведено для обязательного изучения предмета биология в 11 классе 68 часов (из расчета 2 часа в неделю).

Цель обучения биологии

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.


Задачи обучения

приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;

Общая характеристика содержания учебного предмета


В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

   Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

   Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

   Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены две лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

   Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков с ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

   Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с технологическими картами- модулями. Работая в индивидуальном темпе, учащиеся устно сдают материал учителю и выполняют зачётное тестирование

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса преду­сматривает обучение биологии в объеме 68 часов в год (2 часа в неделю), количество лабораторных работ –8, практических работ -5

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Биология» входит в инвариантную часть учебного плана .

Количество учебных часов, определенных учебным планом для изучения предмета биология в 10 классе на базовом уровне составляет 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса и тестирования. Изучение каждого раздела курса заканчивается итоговым повторением.



Ценностные ориентиры содержания курса биологии

Понятия «ценности» и «культура» соотносятся между со­бой, но не тождественны друг другу, поскольку культура вклю­чает лишь ценности, созданные человеком. Личность в процес­се деятельности овладевает системой ценностей, являющихся элементом культуры и соотносящихся с базовыми элементами культуры: познавательной, труда и быта, коммуникативной, этической, эстетической.

Поскольку само понятие ценности предполагает наличие
ценностного отношения к предмету, включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта
к объекту), в качестве ценностных ориентиров биологического
образования как в основной, так и в старшей школе выступают
объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. По сути, ориентиры представляют собой то, чего мы стремимся достичь. При
этом ведущую роль в курсе биологии играют познавательные
ценности, так как данный учебный предмет входит в группу
предметов познавательного цикла, главная цель которых — изучение природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания. Познавательные ценност­ные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изу­чения биологии, проявляются в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности, ценно­сти биологических методов исследования объектов живой при­роды, понимании сложности и противоречивости самого про­цесса познания как извечного стремления к истине.

Развитие познавательных ценностных ориентации содер­жания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; пони­мание необходимости вести здоровый образ жизни, потреб­ность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознатель- ный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирова­ния коммуникативных ценностей, основу которых составля­ют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориента­ции направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и симво­ликой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участво­вать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологии, в наибольшей мере по сравнению с други­ми школьными курсами, направлен на формирование нравст­венных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповтори­мости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все вышеобозначенные ценности и ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценност­ного отношения к природе, обществу, человеку в контексте об­щечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате изучения биологии учащиеся должны

знать:

основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза); теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере);

сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Хайди-Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);

имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение)» генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирование приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;

использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);

современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний , генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать биологические задачи разной сложности;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде; антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы возникновения жизни человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет - ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

































Содержание учебного предмета« Биология 11 класс»


Раздел № 1 Основы учения об эволюции. (18 ч)


Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.

Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторная работа №1 « Описание особей по морфологическому критерию»

Лабораторная работа 2«Выявление изменчивости у особей одного вида»

Лабораторная работа №3 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания.»

Лабораторная работа №4 «Изучение ароморфозов и идиоадаптации у растений и животных

Экскурсия №1 «Многообразие видов. Сезонные изменения.»


Раздел № 2 Основы селекции и биотехнологии (8 ч)


Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Практическая работа № 1» Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии»


Раздел № 3 Антропогенез (6ч)


Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homosapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека»

Л.р.№5 Изучение палеонтологических доказательств эволюции


Раздел № 4 Основы экологии (20 ч)


Что изучает экология. Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования .


Лабораторная работа №6 Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях.

Лабораторная работа №7 Составление схем переноса веществ и энергии .»

Лабораторная работа.№8 «Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности.»

Практическая работа № 3 Составление сравнительной характеристики природных и искусственных экосистем своей местности.

Практическая работа № 4 Решение экологических задач


Раздел № 5 Биосфера, ее состояние и эволюция (11ч)


Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных. Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны. окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.


Лабораторная работа № 8 Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Практическая работа № 4»Анализ оценки различных гипотез происхождения человека.»

Практическая работа № 5 Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде и глобальных экологических проблем и путей решения.


Повторение ( 5 часов )




Тематическое планирование



№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Практическая часть


1

Раздел № 1 Основы учения об эволюции

18

Л.р.№1, 2,3,4

Экскурсия №1

2

Раздел №2 Основы селекции и биотехнологии

8

П.р.№1

3

Раздел № 3 Антропогенез

6

Л.Р..№5

4

Раздел№ 4 Основы экологии

20

Л.р.№.6,7,8

П.р.№ 2,3

Экскурсия №2

5

Раздел № 5 Биосфера, ее состояние и эволюция

11

П.Р.№4,5

3

Повторение

6



Итого:

68

Л.Р.-8

П.Р.-5

Экскурсий 2





Календарно – тематическое планирование

п/п


Тема урока

Кол-во часов


Д.з.

Дата

по плану

Дата

по факту



Раздел № 1 Основы учения об эволюции (18 часов )

Эволюция. История эволюционного учения.

1

§52



Эволюционное учение Ч. Дарвина

1

§52 весь



Вид. Критерии вида.Л.р.№1»Описание особей по морфологическому критерию»

1

§53



Популяции.

1

§54



Генетический состав популяций.

1

§55



Л.р.№2 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

1




Изменения генофонда популяций.

1

§56



Экскурсия №1 «Многообразие видов. Сезонные изменения.»





Борьба за существование и ее формы.

1

§57



Естественный отбор и его формы.

1

§58



Изолирующие механизмы.

1

§59



Видообразование.

1

§60



Приспособленность видов как результат естественного отбора. Л.р.№3 Выявление приспособлений организмов к среде обитания

1




Макроэволюция.

1

§61



Система растений и животных - отображение эволюции.

1

§62



Главные направления эволюции органического мира.

1

§63



Л.р.№4 «Изучение ароморфозов и идиоадаптации у растений и животных»

1

§записи



Обобщение знаний по теме: "Основы учения об эволюции".

1

§52-63



Раздел № 2 «Основы селекции и биотехнологии (8 ч)

Основные методы селекции и биотехнологии

1

§64



Генетика как научная основа селекции

1




Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

1




Методы селекции растений

1

§65



Методы селекции животных.

1

§66



Методы селекции микроорганизмов

1

§67



Современное состояние и перспективы биотехнологии. Практическая работа № 1» Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии».

1

§68



Повторение по теме «основы селекции и биотехнологии





Раздел №3 Антропогенез (6 часов )


Положение человека в системе животного мира

1

§69



Доказательства происхождения человека от животных. Л.р.№5 Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

1




Основные стадии антропогенеза

1

§70



Движущие силы антропогенеза

1

§71



Прародина человека

1

§72



Расы и их происхождение .

1

§73



Раздел № 4 Основы экологии (20 часов )

Что изучает экология?

1

§74



Среда обитания организмов и их факторы

1

§75



Местообитание и экологические ниши.

1

§76



Основные типы экологических взаимодействий

1

§77



Конкурентные взаимодействия

1

§78



Основные экологические характеристики популяции

1

§79



Динамика популяции

1

§80



Экологические сообщества.

1

§81



П.р.№2 Составление сравнительной характеристики природных и искусственных экосистем своей местности.






Структура сообщества

1

§82



Л.р.№6 «Исследование изменений в экосистеме на биологических моделях.





Взаимосвязь организмов в сообществах

1

§83



Пищевые цепи. Л.Р.№7 «Составление схем передачи веществ и энергии»

1

§84



Экологические пирамиды.

1

§85



Экологическая сукцессия.

1

§86



Влияние загрязнений на живые организмы.Л.р.№8 «Выявление антропогенных изменений в экосистеме своей местности.»

1

§87



Основы рационального природоиспользования.

1

§88



П.р.№ 3 Решение экологических задач

1

записи



Экскурсия. №2 Изучение биогеоценоза.

1

отчет



Обобщение знаний по теме: "Основы экологии".

1

§74-88



Раздел №.5 Эволюция биосферы и человек (11 часов )

Гипотезы о происхождении жизни.

1

§89



Гипотезы о происхождении жизни. П.р.№ 4 Анализ оценки различных гипотез происхождения человека.»

1

§89



Современные представления о происхождении жизни.

1

§90



Основные этапы развития жизни на Земле

1

§91



Основные этапы развития жизни на Земле

1

§91



Эволюция биосферы

1

§92



Антропогенное воздействие на биосферу

1

§93



П.р.№5 Анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде и глобальных экологических проблем и путей решения.





Повторение по теме «Эволюция биосферы и человек»

1

Стр.365



Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление

1

записи



Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

1

записи



Повторение 5часов

64

Повторение по теме « Основы учения об эволюции»

1

§52-63



65

Повторение по теме «Основы селекции и биотехнологии»

1

§64-68



66

Повторение по теме «Антропогенез»

1

§69-73



67

Повторение по теме «Основы экологии»

1

§74-88



68

Итоговое повторение

1