Календарно-тематическое планирование 11 класс.
Тема, кол-во часов | Тема урока | Дата проведения | Планируемые результаты освоения обучающимися программы | Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей | Корректировка |
План | Факт |
Учение об эволюции органического мира (40 ч.) | 1 Развитие биологии в додарвиновский период. | | | Личностные: сформировать познавательный интерес к познанию эволюционных процессов; научного мировоззрения к изучению эволюционных теорий, духовного восприятия природы. Метапредметные: объяснять значимость выводов учёных, участвовать в дискуссиях; уметь отстаивать свою точку зрения. Предметные: объяснять значимость различных эволюционных теорий, характеризовать вид и определять его критерии, объяснять приспособленность организмов. | | |
| 2. Система органической природы К.Линнея. | | | | |
| 3. Труды Ж. Кювье и Ж. де Сент- Илера. | | | | |
| 4-5. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | | | | |
| 6-7. Первые русские эволюционисты. Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы» | | | | |
| 8.Естественнонаучные предпосылки теории Ч.Дарвина, экспедиционный материал | | | | |
| 9. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.Л.Р.№1: Рез-ты искусственного отбора на сортах культурных растений. | | | | | |
| 10. Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | | | | | |
| 11. Вид-элементарная эволюционная единица. Л.Р. №2:Вид и его критерии. | | | | | |
| 12.Материал для естественного отбора. Эволюционная роль мутаций. | | | | | |
| 13.Генетические процессы в популяциях. | | | | | |
| 14. Генофонд популяции. Идеальные и реальные популяции (закон Харди-Вайнберга). | | | | | |
| 15. Формы естественного отбора. | | | | | |
| 16.Приспособленность организмов к условиям среды. Л.Р.№3:Изучение приспособленности организмов к среде обитания. | | | | Приспособленность живых организмов к местным природным факторам. | |
| 17.Приспособленность организмов к условиям среды | | | | | |
| 18.Забота о потомстве; физиологические адаптации. | | | | Физиологические адаптации у зимующих птиц и животных. | |
| 19. Относительный характер приспособленности организмов. | | | | | |
| 20. Современные представления о видообразовании. | | | | Видовое разнообразие живого мира Южного Урала. | |
| 21.Видообразование как результат эволюции: географическое и экологическое. | | | | | |
| 22. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. | | | | Примеры физиологических адаптаций во время сезонных изменений. | |
| 23. Обобщение по теме: «Закономерности развития живой природы». | | | | | |
| 24.Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и регресс | | | | | |
| 25. Пути достижения биологического прогресса. | | | | | |
| 26.Семинар: «Результаты эволюции: многообразие видов». | | | | | |
| 27. Результаты эволюции: усложнение организации. | | | | | |
| 28. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Макроэволюция | | | | | |
| 29. Аллогенез-прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. | | | | | |
| 30. Аллогенез-прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. | | | | | |
| 31. Основные закономерности эволюционного процесса: дивергенция. | | | | | |
| 32.Конвергенция и параллелизм. | | | | | |
| 33.Правила эволюции. | | | | | |
| 34. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. | | | | | |
| 35. Правила эволюции групп организмов. | | | | | |
| 36. Правила эволюции групп организмов. | | | | | |
| 37. Значение работ А.Н.Северцова. | | | | | |
| 38. Значение работ А.Н.Северцова. | | | | | |
| 39.Основные закономерности эволюционного процесса. | | | | | |
| 40.Обобщение по теме: «Макроэволюция». | | | | | |
Развитие органического мира (17 часов) | 41. Развитие жизни в архейской и протерозойской эрах | | | Личностные: развивать познавательные потребности, формировать ценностно-смысловые установки к попыткам теоретического разрешения вопроса о развитии живых организмов. Метапредметные: учатся сравнивать условия жизни в разных периодах и обобщать выводы разных палеонтологов, выявляя их положительные моменты и недостатки; работать с разными источниками информации. Предметные: показывать изменения организмов в процессе эволюции, объяснять причины вымирания видов, характеризовать человека как представителя царства живой природы. | | |
| 42. Развитие жизни в раннем палеозое. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений | | | | |
| 43. Развитие жизни в позднем палеозое. Первые хордовые. Возникновение позвоночных. | | | | |
| 44. Развитие жизни в мезозое. Появление и распространение покрытосеменных. Эволюция наземных позвоночных. | | | | |
| 45. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных | | | | | |
| 46. Развитие жизни в кайнозое. Развитие цветковых, многообразие насекомых. Развитие плацентарных, хищных. | | | | | |
| 47. Возникновение приматов, появление первых людей. Эволюция млекопитающих | | | | | |
| 48-49. Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира» | | | | | |
| 50.Тест по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира» | | | | | |
| 51. Положение человека в системе животного мира | | | | | |
| 52. Эволюция приматов. | | | | | |
| 53. Стадии эволюции человека. Древнейшие люди. | | | | | |
| 54. Стадии эволюции человека. Древние люди | | | | | |
| 55. Стадии эволюции человека. Первые современные люди | | | | | |
| 56. Факторы эволюции современного человека. | | | | | |
| 57. Человеческие расы и их происхождение | | | | | |
Взаимоотношения организма и среды. (31 час) | 58. Структура биосферы | | | Личностные: развивать познавательные потребности, формировать представление о единстве живой и неживой природы, построение экологической культуры поведения. Метапредметные: умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую. Предметные: расширять сведения о химических соединениях живой материи, показывать значение абиотических и биотических факторов на организмы, составлять цепи питания. | | |
| 59.Круговорот веществ в природе. | | | | |
| 60.Лабораторная работа: «Составление схем круговорота углерода, кислорода, азота» | | | | |
| 61. История формирования сообществ живых организмов. | | | | | |
| 62. Основные биомы суши: Неарктическая, Палеарктическая, Восточная области. | | | | | |
| 63.Неотропическая, Эфиопская, Австралийская области. | | | | | |
| 64. Естественные сообщества и их структура. | | | | | |
| 65. Абиотические факторы. Температура. | | | | | |
| 66. Абиотические факторы. Свет. | | | | | |
| 67. Абиотические факторы. Влажность. Ионизирующее излучение. | | | | | |
| 68. Загрязняющие вещества, Интенсивность действия факторов среды. | | | | | |
| 69. Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. | | | | Влияние экологических факторов на распространение организмов по территории Южного Урала. | |
| 70. Биотические факторы среды. | | | | | |
| 71.Цепи питания. Экологическая пирамида. | | | | | |
| 72. Лабораторная работа «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)» | | | | | |
| 73.Саморегуляция экосистем. | | | | | |
| 74.Смена биогеоценозов. | | | | | |
| 75. Лабораторная работа «Решение экологических задач» | | | | | |
| 76. Агроэкосистемы. | | | | | |
| 77. Обобщение по теме: абиотические и биотические факторы. | | | | | |
| 78.Позитивные отношения: симбиоз и кооперация. | | | | | |
| 79.Комменсализм. | | | | | |
| 80.Антибиотические отношения: конкуренция. | | | | | |
| 81.Антибиотические отношения: хищничество. | | | | | |
| 82. Антибиотические отношения: паразитизм. | | | | | |
| 83. Антибиотические отношения: паразитизм | | | | | |
| 84.Собственно антибиоз. | | | | | |
| 85.Нейтрализм. | | | | | |
| 86. Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами» | | | | Типы биотических отношений между организмами на территории Челябинской области. | |
| 87.Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами» | | | | | |
| 88.Обобщение по теме: «Взаимоотношения организмов и среды». | | | | | |
Биосфера и человек (12 часов) | 89.Воздействие человека на природу. | | | Личностные: осознания достижения личного успеха в трудовой деятельности за счет собственной компетентности в соответствии с социальными стандартами и последующим социальным одобрением достижений науки биологии и биологического производства для развития современного общества. Метапредметные: формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии. Предметные: объяснять усиление влияния человека на природу, характеризовать исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы, показывать перспективы рационального природопользования. | | |
| 90.Природные ресурсы и их использование. | | | | |
| 91.Последствия хозяйственной деятельности человека. | | | | |
| 92.Загрязнение Мирового океана и антропогенное изменение почвы. | | | Изменение растительного и животного мира Челябинской области. | |
| 93. Влияние человека на растительный и животный мир | | | | |
| 94.Радиоактивное загрязнение биосферы. | | | Радиоактивное заражение при взрыве комбината «Маяк». | |
| 95.Охрана природы и перспективы рационального природопользования. | | | | |
| 96.Семинар: «Антропогенные изменения территории Южного Урала». | | | | | |
| 97. Семинар: «Антропогенные изменения территории Южного Урала». | | | | | |
| 98. Итоговое тестирование по теме: «Человек и биосфера». | | | | | |
| 99.Бионика. Использование человеком принципов организации растений и животных. | | | | | |
| 100.Бионика. Формы живого в природе и их промышленные аналоги в строительстве. | | | | | |
| 101.Итоговое тестирование по теме: «Бионика». | | | | | |
| 102.Обобщение по теме: Взаимоотношения организма и среды. | | | | | |