СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс 2018-2019 уч. год

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  составлена на основании следующих документов:

- федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»

-федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- образовательная программа общего образования МБОУ Купавинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

Просмотр содержимого документа
«Календ-темат план»

Календарно- тематическое планирование

Рабочих недель-34

Часов-34 ( 1 час в неделю)

№ урока

Дата

Тема урока

По плану

Корректировка(если необходима)

Глава 5 Основы учения об эволюции

1

10.09


Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

2

17.09


Вид. Критерии вида

3

24.09


Популяции.Генетический состав популяций,Изменение генофонда популяций

4

01.10


Борьба за существование и ее формы

5

08.10


Естественный отбор и его формы

6

15.10


Изолирующие механизмы.

7

22.10


Видообразование

8

12.11


Макроэволюция, ее доказательства

9

19.11


Система растений и животных-отображение эволюции

10

26.11


Главные направления эволюции органического мира

Глава 6 Основы селекции и биотехнологии

11

03.12


Основные методы селекции

12

10.12


Методы селекции растений

13

17.12


Методы селекции животных

14

24.12


Методы микроорганизмов

15

14.01


Современное состояние и перспективы биотехнологии

Глава 7 Антропогенез

16

21.01


Положение человека в системе животного мира

17

28.01


Основные стадии антропогенеза

18

04.02


Движущиеся силы антропогенеза .

19

11.02


Расы

Глава 8 Основы экологии

20

18.02


Экология. Среда обитания и ее факторы

21

25.02


Местообитание и экологические ниши

22

04.03


Основные типы экологических взаимодействий

23

11.03


Основные экологические характеристики популяций

24

18.03


Динамика популяций

25

01.04


Структура сообщества

26

08.04


Взаимосвязь организмов в сообществах

27

15.04


Пищевые цепи

28

22.04


Зкологические пирамиды,Сукцессия

29

29.04


Влияние загрязнений на живые организмы

Глава 9 Эволюция биосферы и человека

30

06.05


Гипотезы происхождения жизни

31

13.05


Основные этапы развития жизни на Земле

32

20.05


Антропогенное воздействие на биосферу

33




34










Просмотр содержимого документа
«информац-метод обеспеч»

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

1 Учебник: Биология: Общая биология.10-11 класс: учебник/А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник,-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2015..

Методические пособия для учителя:

1. Т.А.Козлова «Общая биология. Базовый уровень» 10-11 классы: методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) «Общая биология. Базовый уровень»: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013.- 368с.;

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

Дополнительная литература:

1) Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

2)  Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

3) Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

4) Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

5) Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.

6) Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

7) Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.

8) Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.

Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.



Просмотр содержимого документа
«пояснит паписка»

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

- федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»

-федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- образовательная программа общего образования МБОУ Купавинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- учебный план МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- календарно- учебный график МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- авторской программы В.В. Пасечника Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 10-11 класс М. Просвещение, 2014г.

- фе6деральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.

Учебник: Биология: Общая биология.10-11 класс: учебник/А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник,-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2015.

Программа рассчитана на 1 час в неделю ( 34 часа в год).

Просмотр содержимого документа
«раб пр 11кл биология»

МБОУ Купавинская средняя общеобразовательная школа №22

г. Старая Купавна, Ногинского района, Московской области





«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №22

Руководитель ШМО _______/___________________/ _________/________________/

_______/__________/ «______» августа 2018 год «______» августа 2018 год

«_____» августа 2018 год









Рабочая программа

и календарно - тематическое планирование


Биология. Общая биология

( на основе примерной программы)


11 класс

( базовый уровень)




учитель биологии

Крючева Зоя Николаевна











2018- 2019 учебный год







Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

- федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации»

-федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

- образовательная программа общего образования МБОУ Купавинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- учебный план МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- календарно- учебный график МБОУ Купавнинской СОШ №22 на 2018-2019 учебный год;

- авторской программы В.В. Пасечника Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Линия жизни» 10-11 класс М. Просвещение, 2014г.

- фе6деральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2018-2019 учебный год.

Учебник: Биология: Общая биология.10-11 класс: учебник/А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник,-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2015.

Программа рассчитана на 1 час в неделю ( 34 часа в год).





Краткое содержание тем учебного курса «Общая биология» 11 класс

Раздел IV. Вид. (21 ч)

Тема 4.1. История эволюционных идей (4 часа)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная идея Ч.Дарвина.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Демонстрации. Карта-схема маршрута путешествия Ч.Дарвина. Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение. (10 часов)

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрации.

Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов»,  «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы. Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрации. окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Тема 4.4. Происхождение человека (4 часа)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Раздел V. Экосистемы. (12 ч)

Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа)

Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Влияние человека на экосистемы.

Демонстрации. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологические факторы. Примеры симбиоза в природе.

Тема 5.2. Структура экосистем. (4часа)

Структура экосистем. Биогеоценозы леса, водоема. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Влияние человека на экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.

Демонстрации. Схема «Пространственная структура экосистема». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Тема 5.4. Биосфера и человек (4 часа).

Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующих структуру биосферы;

схемы круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

влияние хозяйственной деятельности человека на природу;

модели-аппликации «Биосфера и человек»;

карты заповедников нашей страны, заказники, национальные парки. Красная книга.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать



  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека); 


  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);


  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;


  • современную биологическую терминологию и символику;


уметь


  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;


  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;


  • решать задачи разной сложности по биологии; 


  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);


  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты; 


  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;


  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);


  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;


  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;


  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  • грамотного оформления результатов биологических исследований;


  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);


  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;


  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;


  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).





Учебно-тематический план курса «Общая биология» 11 класс

№ главы,

раздела

Наименование раздла,темы

Число часов

Лабораторные,

практические работы и самонаблюдения

1

Раздел IV. Вид.

21

2

Тема 4.1. История эволюционных идей

4

3

Тема 4.2. Современное эволюционное учение.

10

Л/р Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

4

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

3


5

Тема 4.4. Происхождение человека

4

П/р Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

6

Раздел V. Экосистемы.

12

7

Тема 5.1. Экологические факторы

3

8

Тема 5.2. Структура экосистем.

4

П/р«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

9

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема

2

10

Тема 5.4. Биосфера и человек

3


Заключительный урок

1


Резерв

1






Информационно-методическое обеспечение учебного процесса

1 Учебник: Биология: Общая биология.10-11 класс: учебник/А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник,-3-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2015..

Методические пособия для учителя:

1. Т.А.Козлова «Общая биология. Базовый уровень» 10-11 классы: методическое пособие к учебнику В.Б.Захарова, И.Б.Агафонова, В.И.Сивоглазова (линия Н.И.Сонина) «Общая биология. Базовый уровень»: Учебник для общеобраз. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2013.- 368с.;

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006;

Дополнительная литература:

1) Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

2)  Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

3) Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с.

4) Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

5) Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с.

6) Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с.

7) Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.

8) Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с.

Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.





Календарно- тематическое планирование

Рабочих недель-34

Часов-34 ( 1 час в неделю)

№ урока

Дата

Тема урока

По плану

Корректировка(если необходима)

Глава 5 Основы учения об эволюции

1

10.09


Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина

2

17.09


Вид. Критерии вида

3

24.09


Популяции.Генетический состав популяций,Изменение генофонда популяций

4

01.10


Борьба за существование и ее формы

5

08.10


Естественный отбор и его формы

6

15.10


Изолирующие механизмы.

7

22.10


Видообразование

8

12.11


Макроэволюция, ее доказательства

9

19.11


Система растений и животных-отображение эволюции

10

26.11


Главные направления эволюции органического мира

Глава 6 Основы селекции и биотехнологии

11

03.12


Основные методы селекции

12

10.12


Методы селекции растений

13

17.12


Методы селекции животных

14

24.12


Методы микроорганизмов

15

14.01


Современное состояние и перспективы биотехнологии

Глава 7 Антропогенез

16

21.01


Положение человека в системе животного мира

17

28.01


Основные стадии антропогенеза

18

04.02


Движущиеся силы антропогенеза .

19

11.02


Расы

Глава 8 Основы экологии

20

18.02


Экология. Среда обитания и ее факторы

21

25.02


Местообитание и экологические ниши

22

04.03


Основные типы экологических взаимодействий

23

11.03


Основные экологические характеристики популяций

24

18.03


Динамика популяций

25

01.04


Структура сообщества

26

08.04


Взаимосвязь организмов в сообществах

27

15.04


Пищевые цепи

28

22.04


Зкологические пирамиды,Сукцессия

29

29.04


Влияние загрязнений на живые организмы

Глава 9 Эволюция биосферы и человека

30

06.05


Гипотезы происхождения жизни

31

13.05


Основные этапы развития жизни на Земле

32

20.05


Антропогенное воздействие на биосферу



Просмотр содержимого документа
«содержание»

Краткое содержание тем учебного курса «Общая биология» 11 класс

Раздел IV. Вид. (21 ч)

Тема 4.1. История эволюционных идей (4 часа)

Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.Б. Ламарка, теории Ж.Кювье. Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина. Эволюционная идея Ч.Дарвина.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Демонстрации. Карта-схема маршрута путешествия Ч.Дарвина. Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.

Тема 4.2. Современное эволюционное учение. (10 часов)

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптации и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез.

Дифференциация организмов в ходе филогенеза как выражение прогрессивной эволюции. Основные принципы преобразования органов в связи с их функцией. Закономерности филогенеза.

Главные направления эволюционного процесса.

Доказательства эволюции органического мира.

Демонстрации.

Схема, иллюстрирующая критерии вида. Таблицы и схемы: «Движущие силы эволюции», «Образование новых видов»,  «Сходство начальных стадий эмбрионального развития позвоночных». Гербарные материалы, фотографии, коллекции, другие материалы, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы. Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле (3 часа)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрации. окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Лабораторные и практические работы. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Тема 4.4. Происхождение человека (4 часа)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Лабораторные и практические работы. Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

Раздел V. Экосистемы. (12 ч)

Тема 5.1. Экологические факторы (3 часа)

Организм и среда. Экологические факторы. Абиотические факторы. Биотические факторы. Влияние человека на экосистемы.

Демонстрации. Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологические факторы. Примеры симбиоза в природе.

Тема 5.2. Структура экосистем. (4часа)

Структура экосистем. Биогеоценозы леса, водоема. Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. Влияние человека на экосистемы. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроценозы.

Демонстрации. Схема «Пространственная структура экосистема». Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии в экосистеме.

Лабораторные и практические работы. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум).

Решение экологических задач.

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема (2 часа)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса Земли. Биологический круговорот (на примере круговорота воды и углерода).

Демонстрация. Таблицы и схемы: «Структура биосферы», «Круговорот воды в биосфере», «Круговорот углерода в биосфере». Наглядный материал, отражающий видовое разнообразие живых организмов биосферы.

Тема 5.4. Биосфера и человек (4 часа).

Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Правила поведения в природной среде. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов.

Демонстрация. Таблицы, иллюстрирующих структуру биосферы;

схемы круговорота веществ и превращения энергии в биосфере;

влияние хозяйственной деятельности человека на природу;

модели-аппликации «Биосфера и человек»;

карты заповедников нашей страны, заказники, национальные парки. Красная книга.

Резервное время – 1 ч.



Просмотр содержимого документа
«тит лист»

МБОУ Купавинская средняя общеобразовательная школа №22

г. Старая Купавна, Ногинского района, Московской области





«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ СОШ №22

Руководитель ШМО _______/___________________/ _________/________________/

_______/__________/ «______» августа 2018 год «______» августа 2018 год

«_____» августа 2018 год









Рабочая программа

и календарно - тематическое планирование


Биология. Общая биология

( на основе примерной программы)


11 класс

( базовый уровень)




учитель биологии

Крючева Зоя Николаевна











2018- 2019 учебный год



Просмотр содержимого документа
«учебно-темат план»

Учебно-тематический план курса «Общая биология» 11 класс

№ главы,

раздела

Наименование раздла,темы

Число часов

Лабораторные,

практические работы и самонаблюдения

1

Раздел IV. Вид.

21

2

Тема 4.1. История эволюционных идей

4

3

Тема 4.2. Современное эволюционное учение.

10

Л/р Описание особей вида по морфологическому критерию. Выявление изменчивости у особей одного вида. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

4

Тема 4.3. Происхождение жизни на Земле

3


5

Тема 4.4. Происхождение человека

4

П/р Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

6

Раздел V. Экосистемы.

12

7

Тема 5.1. Экологические факторы

3

8

Тема 5.2. Структура экосистем.

4

П/р«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

9

Тема 5.3. Биосфера - глобальная экосистема

2

10

Тема 5.4. Биосфера и человек

3


Заключительный урок

1


Резерв

1