
КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20
____________________________________________________________________________
143441 , Московская область, Красногорский район с.п. Отрадненское, д. Путилково Спасо-Тушинский бульвар , д.4
Эл. почта sc20.putilkovo@mail.ru
| УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ №20 _____________ Т.В. Борисова Приказ №8/2 от « » 201 г. |
Рабочая программа
по Биологии
(базовый уровень)
11 класс
Составитель: Батова Александра Сергеевна
учитель биологии
______ квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей № от « » 201 г. Руководитель МО ___________ | |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _____________ « » 201 г. | |
2017
Основное содержание курса биологии 11 класс
Глава 1. Свидетельства эволюции (4 ч)
Основные этапы развития эволюционных идей. Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса. Отличительные признаки живого.
Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение.
Глава 2. Факторы эволюции (7 ч)
Вид. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Факторы эволюции и их характеристика. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Роль изменчивости в
эволюционном процессе. Формы естественного отбора в популяциях. Борьба за существование и ее формы как основы естественного отбора.
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 ч)
Развитие представлений о возникновении жизни. Теория биогенеза и абиогенеза. Развитие жизни в криптозое: архейская и протерозойская эра. Развитие жизни в раннем и позднем палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое (палеоген, неоген и антропоген). Многообразие органического мира.
Глава 4. Происхождение человека (4 ч)
Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства происхождения человека от животных. Основные этапы эволюции приматов. Движущие силы антропогенеза. Этапы и направления эволюции человека.
Глава 5.Организмы и окружающая среда (7 ч)
Понятие о сообществе и экосистеме. Функциональные группы организмов в сообществе. Поток энергии и цепи питания. Правило экологической пирамиды. Продукция экосистем. Свойства экосистем: устойчивость, саморегуляция, самовоспроизведение. Видовая и пространственная структура экосистем.
Глава 6. Биосфера (3 ч)
Состав и функции биосферы. Функции живого вещества. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Круговорот углерода и азота в биосфере. Роль живых организмов в биосфере
Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 ч)
Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Охрана экосистем. Глобальные экологические проблемы. Биологический мониторинг.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения биологии в 11 классе, ученик должен
знать /понимать:
основные положения биологических теорий(эволюционная теория Дарвина); учений В,И. Вернадского о биосфере;
строение биологических объектов: вида и экосистем (структура);
сущность биологических процессов и явлений: действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять: взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темповых реакций фотосинтеза;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
описывать особей видов по морфологическому критерию;
сравнивать биологические объекты, процессы (естественный и искусственный отбор) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для грамотного оформления результатов биологических исследований;
обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Место курса в учебном плане школы: Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 20 на изучение биологии в 11 классе выделяется 1 час в неделю. Нагрузка по учебному плану 35 часов в год.
Учебник: Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, П.М.Бородин, Г.М.Дымшиц и др.]; под ред. Д.К. Беляева, Г.М.Дымшица; - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 224 с.: ил.– ISBN 978-5-09-046530-4.
Биология 11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Приблизительные сроки прохождения |
Раздел 1. Эволюция |
Глава 1. Свидетельства эволюции (4 часа) |
1 | Возникновение и развитие эволюционной биологии | 1 час | 05.09.2017 |
2 | Молекулярные свидетельства эволюции | 1 час | 12.09.2017 |
3 | Морфологические и эмбриологические свидетельства эволюции | 1 час | 19.09.2017 |
4 | Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции | 1 час | 26.09.2017 |
Глава 2. Факторы эволюции (7 часов) |
5 | Популяционная структура вида. Лабораторная работа «Морфологические особенности растений различных видов» | 1 час | 03.10.2017 |
6 | Наследственная изменчивость — исходный материал для эволюции | 1 час | 17.10.2017 |
7 | Направленные и случайные изменения генофондов в ряду поколений | 1 час | 24.10.2017 |
8 | Формы естественного отбора | 1 час | 31.10.2017 |
9 | Возникновение адаптаций в результате естественного отбора | 1 час | 07.11.2017 |
10 | Видообразование Прямые наблюдения процесса эволюции. | 1 час | 14.11.2017 |
11 | Макроэволюция | 1 час | 28.11.2017 |
Глава 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (7 часов) |
12 | Современные представления о возникновении жизни | 1 час | 05.12.2017 |
13 | Основные этапы развития жизни | 1 час | 12.12.2017 |
14 | Развитие жизни в криптозое | 1 час | 19.12.2017 |
15 | Развитие жизни в палеозое | 1 час | 26.12.2017 |
16 | Развитие жизни в мезозое | 1 час | 09.01.2018 |
17 | Развитие жизни в кайнозое | 1 час | 16.01.2018 |
18 | Многообразие органического мира | 1 час | 23.01.2018 |
Глава 4. Происхождение человека (4 часа) |
19 | Положение человека в системы живого мира | 1 час | 30.01.2018 |
20 | Предки человека. Первые представители Hоmо | 1 час | 06.02.2018 |
21 | Появление человека разумного | 1 час | 13.02.2018 |
22 | Факторы эволюции человека Эволюция современного человека | 1 час | 27.02.2018 |
Раздел 2. Экосистема |
Глава 5.Организмы и окружающая среда (7 часов) |
23 | Взаимоотношения организма и среды. Практическая работа «Оценка влияния температуры воздуха на человека» | 1 час | 06.03.2018 |
24 | Популяция в экосистеме | 1 час | 13.03.2018 |
25 | Экологическая ниша и межвидовые отношения | 1 час | 20.03.2018 |
26 | Сообщества и экосистема | 1 час | 27.03.2018 |
27 | Экосистема : Устройство и динамика | 1 час | 03.04.2018 |
28 | Биоценоз и биогеоценоз | 1 час | 17.04.2018 |
29 | Влияния человека на экосистему | 1 час | 24.04.2018 |
Глава 6. Биосфера (3 часа) |
30 | Биосфера и биомы | 1 час | 01.05.2018 |
31 | Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере | 1 час | 08.05.2018 |
32 | Биосфера и человек | 1 час | 15.05.2018 |
Глава 7. Биологические основы охраны природы (2 часа) |
33 | Охрана видов и популяций | 1 час | 22.05.2018 |
34 | Охрана экосистем Биологический мониторинг | 1 час | 29.05.2018 |
| Резерв | 1 час | |
| Итого | 35 часов | |
Коррекция планирования
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
план | факт |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |