РАССМОТРЕНО на заседании МО УТВЕРЖДАЮ ПРОВЕРЕНО
Протокол № __1__ от Директор МБОУ «Гимназия №6 г. Брянска Зам директора по УВР
Руководитель МО __________ ____________В.А. Корнеенков ------------------А.В. Магон
Приказ №_______ от
СОГЛАСОВАНО на заседании ЭМС
Протокол №__1___от 31.08.2018
Председатель ЭМС
_____________В.А. Корнеенков
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
11 класс__
Год реализации: 2019 – 2020 учебный год
Составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования
Биология. Рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Г. М. Дымшиц, О. В.
Саблина. — М. : Просвещение, 2017. — 60 с. .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус рабочей программы
Рабочая программа по общей биологии 11 класс составлена в соответствии с требованиями:
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта
- примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (профильный уровень), авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2017. – 60 с.
Рабочая программа опирается на УМК:
учебник – Бородин П.М., Л.В.Высоцкая Л.В., Г.М.Дымшиц, А.О. Рувинский и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: Просвещение, 2014 .- 303 с.: ил. – (Академический школьный учебник).
Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум по общей биологии для 10—11 классов профильного уровня. М.: Просвещение, 2014.
Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Рабочая тетрадь. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2012. 64 с.
Место учебной дисциплины учебном плане образовательного учреждения:
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета общая биология отведены 3 час в неделю, 102 часа в год.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 3часа в неделю.
Срок реализации программы – 1 год.
I ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
В результате изучения общей биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен
знать /понимать
• основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
• строение биологических объектов: популяции, вида, биогеоценоза, экосистему, биосферы;
• сущность биологических процессов: наследственности, изменчивости, адаптивности,
• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
• биологическую терминологию и символику;
уметь
•объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций.
• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
• сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
• анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
выявлять приспособления биосистем на уровне экосистемы, вида, популяций к среде обитания, антропогенные изменения в различных уровнях организации живого;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
Предметно-информационная составляющая образованности:
знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;
умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;
умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;
владение навыками самообразования и саморазвития;
использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;
владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;
отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);
проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.
II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
Содержание программы учебного предмета базируется на содержании авторской программы. Однако в программу внесены изменения в связи с количеством часом учебного плана образовательного учреждения.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса, характеристика которых дана ниже:
Раздел III ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (67 ч)
Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 ч)
Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Тема 11. Механизмы эволюции (27 ч)
Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни – результат эволюции.
Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (12 ч)
Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни. Основы современной систематики.
Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Тема 13. Возникновение и развитие человека — антропогенез (10 ч)
Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
Тема 14. Селекция и биотехнология (8 ч)
Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции. Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции. Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции.
Раздел IV ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (35 ч)
Тема 15. Организмы и окружающая среда (13 ч)
Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Тема 16. Сообщества и экосистемы (12 ч)
Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Тема 17. Биосфера (6 ч)
Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Тема 18. Биологические основы охраны природы (4 ч)
Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
При составлении программы имеет место перераспределение часов между темами с соблюдением их логического выстраивания.
В раздел Эволюция органического мира добавлено 5 часов. В тему «Механизмы эволюции» добавлено 3 часа из темы «Возникновение и развитие человека — антропогенез» и резервного времени. В связи с этим в разделе «Организмы в экологических системах» уменьшено количество часов на 2 (итого 35 часов). В IV разделе «Организмы в экологических системах» перераспределение часов в темах: тема 15 «Организмы и окружающая среда» увеличено число часов на 5, в теме 16 «Сообщества и экосистемы» уменьшено число часов на 2, в теме 18 «Биологические основы охраны природы» уменьшено число часов на 2. Использовано 3 часа резервного времени.
III Тематическое планирование
№ | Название темы | Число часов |
10 | Возникновение и развитие эволюционной биологии | 10 |
11 | Механизмы эволюции | 27 |
12 | Возникновение и развитие жизни на Земле | 12 |
13 | Возникновение и развитие человека — антропогенез | 10 |
14 | Селекция и биотехнология | 8 |
15 | Организмы и окружающая среда | 13 |
16 | Сообщества и экосистемы | 12 |
17 | Биосфера | 6 |
18 | Биологические основы охраны природы | 4 |
| Итого | 102 |
В 11 классе лабораторных работ – 7, практических – 4..
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема и тип урока | Кол-во часов | |
| |
Раздел III ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 67 часов Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии. Свидетельства эволюции. 10 часов |
1 | Зарождение эволюционных представлений. | 1 | | |
2 | Возникновение и развитие эволюционной биологии. | 1 | | |
3 | Чарльз Дарвин и его теория эволюции. | 1 | | |
4 | Эволюция видов в природе по Дарвину | 1 | | |
5 | Синтетическая теория эволюции. | 1 | | |
6 | Палеонтологические свидетельства эволюции | 1 | | |
7 | Биогеографические свидетельства эволюции | 1 | | |
8 | Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции | 1 | | |
9 | Молекулярные свидетельства эволюции | 1 | | |
10 | Обобщение материала по теме, решение задач по материалам ЕГЭ, линии 26 | 1 | | |
Тема 11 Механизмы эволюции. 27 часов |
11 | Изменчивость природных популяций | 1 | | |
12 | Фенотипическая изменчивость. Изменчивость организмов. ЛР Выявление изменчивости у особей одного вида | 1 | | |
13 | Генетическая структура популяций Лабораторная работа (ЛР) Анализ генетической изменчивости в популяции домашних кошек | 1 | | |
14 | Решение задач на закон Харди-Вайнберга. Варианты ЕГЭ | | | |
15 | Мутации – источник генетической изменчивости популяций | 1 | | |
16 | Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов. | 1 | | |
17 | Дрейф генов как фактор эволюции | 1 | | |
18 | Борьба за существование | 1 | | |
19 | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции | 1 | | |
20 | «Моделирование ЕО» | 1 | | |
21 | Формы ЕО | 1 | | |
22 | Половой отбор | 1 | | |
23 | Возникновение адаптаций в результате естественного отбора | 1 | | |
24 | Виды приспособленности, относительная целесообразность приспособлений | 1 | | |
25 | Миграции как фактор эволюции | 1 | | |
26 | Биологические виды | 1 | | |
27 | Зачётно - обобщающий урок по теме «Движущие силы эволюции» | 1 | | |
28 | ЛР «Наблюдение и описание вида по морфологическому критерию». Анализ заданий ЕГЭ по теме | 1 | | |
29 | Изоляция и видообразование | 1 | | |
30 | Аллопатрическое и симпатрическое видообразование | 1 | | |
31 | Зачетно-обобщающий урок по теме «Микроэволюция» | 1 | | |
32 | Механизмы эволюции | 1 | | |
33 | Направления макроэволюции: конвергенция, дивергенция, параллелизм, филетическая эволюция. | 1 | | |
34 | Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации | 1 | | |
35 | Единое древо жизни. Общие правила эволюции | 1 | | |
36 | Зачетно - обобщающий урок по теме «Макроэволюция» | 1 | | |
37 | Зачетно-обобщающий урок по теме Механизмы эволюции» (или экскурсия в краеведческий музей г. Брянска) | 1 | | |
Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле. 12 часов |
38 | Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле. | 1 | | |
39 | Гипотезы происхождения жизни ПР Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни | 1 | | |
40 | Образование биологических мономеров и полимеров | 1 | | |
41 | Формирование и эволюция пробионтов | 1 | | |
42 | Начало органической эволюции | 1 | | |
43 | Формирование надцарств организмов. Основные этапы эволюции растительного мира | 1 | | |
44 | Изучение истории земли. Палеонтология. | 1 | | |
45 | Развитие жизни в криптозое | 1 | | |
46 | Развитие жизни на Земле в фанерозое | 1 | | |
47 | Развитие жизни на Земле в фанерозое (Мезозойская эра и Кайнозойская эра) | 1 | | |
48 | Зачетно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле» | 1 | | |
49 | Современная система органического мира | 1 | | |
Тема 13. Возникновение и развитие человека — антропогенез. 10 часов |
50 | §82 Место человека в системе живого мира – морфологические и физиологические данные. | 1 | | |
51 | §83 Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития | 1 | | |
52 | §84 Происхождение человека. Палеонтологические данные. | 1 | | |
53 | ЛР Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | 1 | | |
54 | §85 Первые представители рода Homo | 1 | | |
55 | Древнейшие люди | 1 | | |
56 | §86 Появление человека разумного | 1 | | |
57 | §87 Факторы эволюции человека | 1 | | |
58 | Расизм, расогенез, адаптивные типы людей. | 1 | | |
59 | Зачетно-обобщающий урок по теме «Антропогенез» | 1 | | |
Глава 14. Селекция и биотехнология. 8 часов |
60 | §88Селекция как процесс и как наука | 1 | | |
61 | §88 Центры происхождения культурных растений. | 1 | | |
62 | §89 Искусственный отбор | 1 | | |
63 | Фенотипы местных сортов растений | 1 | 1 | |
64 | §90 Классические методы селекции | 1 | | |
65 | §91 Использование новейших методов биологии в селекции | 2 | | |
66 | §91 Методы селекции животных | 1 | | |
67 | Зачетно-обобщающий урок по теме «Селекция и биотехнология» | 1 | | |
Раздел IV ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 35 часов Тема 15. Организмы и окружающая среда. 13 часов |
68 | §92 Взаимодействие организма и среды (Зарождение и развитие экологии. Методы экологии) | 1 | | |
69 | §92 Взаимодействие организма и среды (Экологические факторы.Закон толерантности) | 1 | | |
70 | Абиотические факторы среды и организмы | 1 | | |
71 | §93 Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение | 1 | | |
72 | Биоритмы. | 1 | | |
73 | §94 Популяция как природная система | 1 | | |
74 | §95Устройство популяции | 1 | | |
74 | §96Динамика популяции, ее типы и регуляция. Жизненные стратегии | 1 | | |
76 | Биотические взаимодействия (Конкуренция, хищничество, паразитизм) | 1 | | |
77 | Биотические взаимодействия (Комменсализм, аменсализм, нейтрализм, виды симбиоза) | 1 | | |
78 | Зачетно-обобщающий урок по теме «Динамика популяции. Биотические взаимодействия» | 1 | | |
79 | Вид как система популяций | 1 | | |
80 | Вид и его экологическая ниша | 1 | | |
Тема 16. Сообщества и экосистемы. 12 часов |
81 | Сообщества и экосистемы. ПР: Решение экологических задач. | 1 | | |
82 | Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи и трофические сети | 1 | | |
83 | Цепи разложения и выедания. ЛР: Составление схем передачи веществ и энергии | 1 | | |
84 | Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах. | 1 | | |
85 | Пространственное устройство сообществ. Связи между организмами в биоценозе. | 1 | | |
86 | Динамика сообществ и свойства биогеоценозов | 1 | | |
87 | Как формируются сообщества. ПР: Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях | 1 | | |
88 | Видовое разнообразие и устойчивость сообществ | 1 | | |
89 | Природные экосистемы. ЛР: Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности | 1 | | |
90 | ЛР: Описание экосистем своей местности | 1 | | |
91 | Агроценозы ПР: Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности | 1 | | |
92 | Зачетно-обобщающее занятие по теме «Сообщества и экосистемы» | 1 | | |
Тема 7. Биосфера. 6 часов |
93 | Биосфера и биомы | 1 | | |
94 | Основные биомы и закономерности существования биосферы | 1 | | |
95, 96 | Живое вещество и бихимические круговороты в биосфере. | 2 | | |
97 | Биосфера и человек | 1 | | |
98 | Зачетно-обобщающий урок по теме «Биосфера» | 1 | | |
Тема 18. Биологические основы охраны природы. 4 часа |
99 | Сохранение и поддержание биологического разнообразия на популяционно0видовом и генетическом уровнях | 1 | | |
100 | Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне. Биологический мониторинг и биоиндикация | 1 | | |
101 | Биологический мониторинг и биоиндикация | 1 | | |
102 | Обобщение знаний по теме «Биологические основы охраны природы» | 1 | | |
| | | | |
Информационно-методическое обеспечение для учителя:
Бородин П.М., Высоцкая Л.В, Дымшиц Г.Н, Рувинский А.О. и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица. Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: «Просвещение,. 2014 .-303 с.: ил. – (Академический школьный учебник)
Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум.
Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый и углубленный уровени: Учебник навигатор, 10 класс, 11 класс для общеобразовательных учреждений с СД-дисками. - М.: Дрофа, 2014.
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2010. -368 с
II Дополнительная литература для учителя
Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.
Биология: тематические и итоговые контрольные работы. 10-11 классы. Дидактические материалы. М., «Вентана-Граф», 2017.
Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Кулев А.В. Общая биология.10-11 классы. Метод. Пособие. – СПб.: ПАРИТЕТ, 2002.
Петунин О.В. Уроки биологии. 11 класс. Развернутое планирование.- Ярославль, 2003.
Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.- М.: Аквариум. ГИППВ, 1998.
Фнусбаев Б.Х. Биология. Общая биология. - М, 2001
Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002.
Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. - 96с.
Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11'кл.: рабочая тетрадь к учебнику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с.;
Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2010.- 462 с.
Калинова Г.С. Биология: Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. М., «Просвещение», 2016.
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных материалов
8. Информационное обеспечение для ученика:
Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009;
Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.
Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;
Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2012-2015.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 томах. М.:, «Мир», 1996.
Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.
Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.
Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.
Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2008- 2013(Проверь свои знания);
Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2009;
Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону:Легион, 2009.
Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: ФИПИ, 2008-2014;
Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2009;
Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.
Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;
Фросин В., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;
Электронное сопровождение:
Биология. Общая биология 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.
Биология. Общая биология 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.
Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал.
Биология 6-11 (Часть 1,2).
Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.
Биология в школе. Электронные уроки и тесты.
Биология абитуриенту. ЕГЭ.
Биология. Готовимся к ЕГЭ.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).
Биология. 1С: Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.
Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.Лабораторный практикум.
Открытая биология. Версия 2,5. Автор курса Д.И.Мамонтов.
Интернет-ресурсы:
http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))
http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)
http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)
http://festival.1september.ru/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)
http://www.chemistry48.ru (Личный сайт)
http://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)
http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)
http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass (Видеоуроки. Биология 10 кл)
http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass (Видеоуроки. Биология 11 кл)
http://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)
http://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109 (Занимательная биология)
http://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)
http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj= (Открытый банк заданий ЕГЭ)
http://ege.yandex.ru/ (ЕГЭ и ГИА на Яндексе)
http://bio.reshuege.ru/ (Решу ЕГЭ по биологии. Тематические тесты)
http://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии)
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.
http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.
http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.
http://www.biodan.narod.ru/ "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.
http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.http://bio.1september.ru/ - газета "Биология"
http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции. (Переход по ссылке внизу "Далее...".)
http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.
http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.