СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по БИОЛОГИИ 11 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  БИОЛОГИИ

 

  11 класс__

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по БИОЛОГИИ 11 класс»

РАССМОТРЕНО на заседании МО УТВЕРЖДАЮ ПРОВЕРЕНО

Протокол № __1__ от Директор МБОУ «Гимназия №6 г. Брянска Зам директора по УВР

Руководитель МО __________ ____________В.А. Корнеенков ------------------А.В. Магон

Приказ №_______ от



СОГЛАСОВАНО на заседании ЭМС

Протокол №__1___от 31.08.2018

Председатель ЭМС

_____________В.А. Корнеенков


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по БИОЛОГИИ


11 класс__


Год реализации: 2019 – 2020 учебный год




Составлена на основе авторской программы среднего (полного) общего образования

Биология. Рабочие программы. 10-11 классы: учеб. пособие для

общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Г. М. Дымшиц, О. В.

Саблина. — М. : Просвещение, 2017. — 60 с. .

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус рабочей программы

Рабочая программа по общей биологии 11 класс составлена в соответствии с требованиями:

- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта

- примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) и авторской программы среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы (профильный уровень), авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. М.: Просвещение, 2017. – 60 с.

Рабочая программа опирается на УМК:

учебник – Бородин П.М., Л.В.Высоцкая Л.В., Г.М.Дымшиц, А.О. Рувинский и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: Просвещение, 2014 .- 303 с.: ил. – (Академический школьный учебник).

Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум по общей биологии для 10—11 классов профильного уровня. М.: Просвещение, 2014.

Дымшиц Г.М., Саблина О.В. Рабочая тетрадь. Биология. Общая биология. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2012. 64 с.

Место учебной дисциплины учебном плане образовательного учреждения:

Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета общая биология отведены 3 час в неделю, 102 часа в год.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 11-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 3часа в неделю.

Срок реализации программы – 1 год.

I ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА

В результате изучения общей биологии на базовом уровне в 11 классе ученик должен

знать /понимать

• основные положения биологических теорий (клеточная); сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: популяции, вида, биогеоценоза, экосистему, биосферы;

• сущность биологических процессов: наследственности, изменчивости, адаптивности,

• вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

• биологическую терминологию и символику;

уметь

•объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций.

• решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

• сравнивать: биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

• анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

• оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

  • выявлять приспособления биосистем на уровне экосистемы, вида, популяций к среде обитания, антропогенные изменения в различных уровнях организации живого;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание (понимание) основных положений биологических теорий; строения биологических объектов: клеток, генов и хромосом, видов и экосистем (структура); сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращение энергии в экосистемах; вклада выдающихся ученых в развитие биологии и экологии; биологической терминологии и символики;

  • умение объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; описывать особей видов по морфологическому критерию;

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • умение решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

  • умение выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • умение сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;

  • умение осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, анализировать и оценивать получаемую информацию и собственные действия;

  • владение навыками самообразования и саморазвития;

  • использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;

  • представление о возможности личного участия в решении экологических проблем;

  • владение практическими навыками получения и умелого использования информации о конкретных экологических ситуациях в области, муниципальном образовании и своем населенном пункте;

  • отрабатывание навыков постоянной самостоятельной заботы о сохранении благоприятной природной среды в месте своего проживания.

Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • соблюдение основных нравственных норм и правил, обеспечивающих сохранение и укрепление психофизического и социального здоровья (своего и окружающих);

  • проявление активной позиции в решении вопросов экологической безопасности.


II СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:

Содержание программы учебного предмета базируется на содержании авторской программы. Однако в программу внесены изменения в связи с количеством часом учебного плана образовательного учреждения.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса, характеристика которых дана ниже:

Раздел III ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (67 ч)

Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии (10 ч)

Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюции (27 ч)

Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование. Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни – результат эволюции.

Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле (12 ч)

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни. Основы современной систематики.

Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

Тема 13. Возникновение и развитие человека — антропогенез (10 ч)

Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян. Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы. Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека. Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.

Тема 14. Селекция и биотехнология (8 ч)

Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания. Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор. Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции. Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции. Крупномасштабная селекция животных. Успехи селекции.


Раздел IV ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ (35 ч)

Тема 15. Организмы и окружающая среда (13 ч)

Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.

Тема 16. Сообщества и экосистемы (12 ч)

Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм. Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.

Тема 17. Биосфера (6 ч)

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Тема 18. Биологические основы охраны природы (4 ч)

Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.

При составлении программы имеет место перераспределение часов между темами с соблюдением их логического выстраивания.

В раздел Эволюция органического мира добавлено 5 часов. В тему «Механизмы эволюции» добавлено 3 часа из темы «Возникновение и развитие человека — антропогенез» и резервного времени. В связи с этим в разделе «Организмы в экологических системах» уменьшено количество часов на 2 (итого 35 часов). В IV разделе «Организмы в экологических системах» перераспределение часов в темах: тема 15 «Организмы и окружающая среда» увеличено число часов на 5, в теме 16 «Сообщества и экосистемы» уменьшено число часов на 2, в теме 18 «Биологические основы охраны природы» уменьшено число часов на 2. Использовано 3 часа резервного времени.

III Тематическое планирование

Название темы

Число часов

10

Возникновение и развитие эволюционной биологии

10

11

Механизмы эволюции

27

12

Возникновение и развитие жизни на Земле

12

13

Возникновение и развитие человека — антропогенез

10

14

Селекция и биотехнология

8

15

Организмы и окружающая среда

13

16

Сообщества и экосистемы

12

17

Биосфера

6

18

Биологические основы охраны природы

4


Итого

102

В 11 классе лабораторных работ – 7, практических – 4..


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема и тип урока

Кол-во часов





Раздел III ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА 67 часов

Тема 10. Возникновение и развитие эволюционной биологии. Свидетельства эволюции. 10 часов

1

Зарождение эволюционных представлений.

1



2

Возникновение и развитие эволюционной биологии.

1



3

Чарльз Дарвин и его теория эволюции.

1



4

Эволюция видов в природе по Дарвину

1



5

Синтетическая теория эволюции.

1



6

Палеонтологические свидетельства эволюции

1



7

Биогеографические свидетельства эволюции

1



8

Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции

1



9

Молекулярные свидетельства эволюции

1



10

Обобщение материала по теме, решение задач по материалам ЕГЭ, линии 26

1



Тема 11 Механизмы эволюции. 27 часов

11

Изменчивость природных популяций

1



12

Фенотипическая изменчивость. Изменчивость организмов.

ЛР Выявление изменчивости у особей одного вида

1



13

Генетическая структура популяций

Лабораторная работа (ЛР) Анализ генетической изменчивости в популяции домашних кошек

1



14

Решение задач на закон Харди-Вайнберга. Варианты ЕГЭ




15

Мутации – источник генетической изменчивости популяций

1



16

Случайные изменения частот аллелей в популяциях. Дрейф генов.

1



17

Дрейф генов как фактор эволюции

1



18

Борьба за существование

1



19

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции

1



20

«Моделирование ЕО»

1



21

Формы ЕО

1



22

Половой отбор

1



23

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора

1



24

Виды приспособленности, относительная целесообразность приспособлений

1



25

Миграции как фактор эволюции

1



26

Биологические виды

1



27

Зачётно - обобщающий урок по теме «Движущие силы эволюции»

1



28

ЛР «Наблюдение и описание вида по морфологическому критерию». Анализ заданий ЕГЭ по теме

1



29

Изоляция и видообразование

1



30

Аллопатрическое и симпатрическое видообразование

1



31

Зачетно-обобщающий урок по теме «Микроэволюция»

1



32

Механизмы эволюции

1



33

Направления макроэволюции: конвергенция, дивергенция, параллелизм, филетическая эволюция.

1



34

Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации

1



35

Единое древо жизни. Общие правила эволюции

1



36

Зачетно - обобщающий урок по теме «Макроэволюция»

1



37

Зачетно-обобщающий урок по теме Механизмы эволюции» (или экскурсия в краеведческий музей г. Брянска)

1



Тема 12. Возникновение и развитие жизни на Земле. 12 часов

38

Сущность жизни. Представления о возникновении жизни на Земле.

1



39

Гипотезы происхождения жизни

ПР Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни

1



40

Образование биологических мономеров и полимеров

1



41

Формирование и эволюция пробионтов

1



42

Начало органической эволюции

1



43

Формирование надцарств организмов. Основные этапы эволюции растительного мира

1



44

Изучение истории земли. Палеонтология.

1



45

Развитие жизни в криптозое

1



46

Развитие жизни на Земле в фанерозое

1



47

Развитие жизни на Земле в фанерозое (Мезозойская эра и Кайнозойская эра)

1



48

Зачетно-обобщающий урок по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1



49

Современная система органического мира

1



Тема 13. Возникновение и развитие человека — антропогенез. 10 часов

50

§82 Место человека в системе живого мира – морфологические и физиологические данные.

1



51

§83 Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития

1



52

§84 Происхождение человека. Палеонтологические данные.

1



53

ЛР Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

1



54

§85 Первые представители рода Homo

1



55

Древнейшие люди

1



56

§86 Появление человека разумного

1



57

§87 Факторы эволюции человека

1



58

Расизм, расогенез, адаптивные типы людей.

1



59

Зачетно-обобщающий урок по теме «Антропогенез»

1



Глава 14. Селекция и биотехнология. 8 часов

60

§88Селекция как процесс и как наука

1



61

§88 Центры происхождения культурных растений.

1



62

§89 Искусственный отбор

1



63

Фенотипы местных сортов растений

1

1


64

§90 Классические методы селекции

1



65

§91 Использование новейших методов биологии в селекции

2



66

§91 Методы селекции животных

1



67

Зачетно-обобщающий урок по теме «Селекция и биотехнология»

1



Раздел IV ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ 35 часов

Тема 15. Организмы и окружающая среда. 13 часов

68

§92 Взаимодействие организма и среды (Зарождение и развитие экологии. Методы экологии)

1



69

§92 Взаимодействие организма и среды (Экологические факторы.Закон толерантности)

1



70

Абиотические факторы среды и организмы

1



71

§93 Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение

1



72

Биоритмы.

1



73

§94 Популяция как природная система

1



74

§95Устройство популяции

1



74

§96Динамика популяции, ее типы и регуляция. Жизненные стратегии

1



76

Биотические взаимодействия (Конкуренция, хищничество, паразитизм)

1



77

Биотические взаимодействия (Комменсализм, аменсализм, нейтрализм, виды симбиоза)

1



78

Зачетно-обобщающий урок по теме «Динамика популяции. Биотические взаимодействия»

1



79

Вид как система популяций

1



80

Вид и его экологическая ниша

1



Тема 16. Сообщества и экосистемы. 12 часов

81

Сообщества и экосистемы.

ПР: Решение экологических задач.

1



82

Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи и трофические сети

1



83

Цепи разложения и выедания.

ЛР: Составление схем передачи веществ и энергии

1



84

Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах.

1



85

Пространственное устройство сообществ. Связи между организмами в биоценозе.

1



86

Динамика сообществ и свойства биогеоценозов

1



87

Как формируются сообщества.

ПР: Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях

1



88

Видовое разнообразие и устойчивость сообществ

1



89

Природные экосистемы.

ЛР: Сравнительная характеристика природных экосистем и агросистем своей местности

1



90

ЛР: Описание экосистем своей местности

1



91

Агроценозы

ПР: Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

1



92

Зачетно-обобщающее занятие по теме «Сообщества и экосистемы»

1



Тема 7. Биосфера. 6 часов


93

Биосфера и биомы

1



94

Основные биомы и закономерности существования биосферы

1



95, 96

Живое вещество и бихимические круговороты в биосфере.

2



97

Биосфера и человек

1



98

Зачетно-обобщающий урок по теме «Биосфера»

1



Тема 18. Биологические основы охраны природы. 4 часа

99

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на популяционно0видовом и генетическом уровнях

1



100

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне. Биологический мониторинг и биоиндикация

1



101

Биологический мониторинг и биоиндикация

1



102

Обобщение знаний по теме «Биологические основы охраны природы»

1









Информационно-методическое обеспечение для учителя:

    1. Бородин П.М., Высоцкая Л.В, Дымшиц Г.Н, Рувинский А.О. и др.; под ред. В.К.Шумного и Г.М. Дымшица. Учебник Биология. Общая биология 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях. М.: «Просвещение,. 2014 .-303 с.: ил. – (Академический школьный учебник)

    2. Дымшиц Г.М., Саблина О.В., Высоцкая Л.В. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы. Практикум.

    3. Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И. Общая биология. Базовый и углубленный уровени: Учебник навигатор, 10 класс, 11 класс для общеобразовательных учреждений с СД-дисками. - М.: Дрофа, 2014.

    4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений / - М.: Дрофа, 2010. -368 с


II Дополнительная литература для учителя

Болгова И.В. Сборник задач по Общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005.

Биология: тематические и итоговые контрольные работы. 10-11 классы. Дидактические материалы. М., «Вентана-Граф», 2017.

Козлова Т.А., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.:Дрофа, 2002;

Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.

Кулев А.В. Общая биология.10-11 классы. Метод. Пособие. – СПб.: ПАРИТЕТ, 2002.

Петунин О.В. Уроки биологии. 11 класс. Развернутое планирование.- Ярославль, 2003.

Лернер Г.И. Биология. Тесты и задания для поступающих в ВУЗы.- М.: Аквариум. ГИППВ, 1998.

Фнусбаев Б.Х. Биология. Общая биология. - М, 2001

Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/Т. В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2002.

Козлова Т.А., Колосов С.Н. Дидактические карточки-задания по общей биологии. - М.: Из­дательский Дом «Генджер», 1997. - 96с.

Сухова Т. С., Козлова Т. А., Сонин Н. И. Общая биология. 10-11'кл.: рабочая тетрадь к учеб­нику. - М.: Дрофа, 2005. - 171с.;

Общая биология. Учеб. для 10-11 кл. с углубл. изучением биологии в шк./Л. В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г. М. Дымшиц и др.; под ред. В. К. Шумного и др. - М.: Просвещение, 2010.- 462 с.

Калинова Г.С. Биология: Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена. М., «Просвещение», 2016.

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных материалов


8. Информационное обеспечение для ученика:

  1. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2009;

  2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-пресс, 2006.

  3. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии для поступающих в вузы. - М.: «Оникс 21 век» «Мир и образование», 2005;

  4. Бондарук М.М., Ковылина Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии. 10-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Биология. Сборник заданий для подготовки к ГИА. Лернер Г.И, Кирилленко А.А, Колесников С.И, 2012-2015.

  6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3 томах. М.:, «Мир», 1996.

  7. Гончаров О.В. Генетика. Задачи. – Саратов: Лицей, 2005.

  8. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2002.

  9. Ерыгин В.Н. Биология для выпускников и поступающих в ВУЗы. УМ.: КноРус, 2014.

  10. Иванова Т. В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/J.B. Иванова, ГС. Калинова, А.Н.Мягкова. - М.: Просвещение, 2008- 2013(Проверь свои знания);

  11. Козлова ТА., Кучменко B.C. Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2009;

  12. Кириленко А.А. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону:Легион, 2009.

  13. Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. - М.: ФИПИ, 2008-2014;

  14. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». - М.: «Издательство НЦЭНАС», 2009;

  15. Пименов И.Н. Лекции по общей биологии. – Саратов: Лицей, 2003.

  16. Реброва Л.В., Прохорова Е.В. Активные формы и методы обучения биологии.- М.: Просвещение, 1997;

  17. Фросин В., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. - М.: Дрофа, 2004. - 216с;


Электронное сопровождение:

  1. Биология. Общая биология 10 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

  2. Биология. Общая биология 11 класс. Базовый и углубленный уровни. Навигатор. Мультимедийное учебное пособие. И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов.

  3. Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал.

  4. Биология 6-11 (Часть 1,2).

  5. Биология. Мультимедийное сопровождение уроков 7-11 классы.

  6. Биология в школе. Электронные уроки и тесты.

  7. Биология абитуриенту. ЕГЭ.

  8. Биология. Готовимся к ЕГЭ.

  9. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 диска).

  10. Биология. 1С: Репетитор. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей.

  11. Биология, 6 – 11 класс. Часть 1,2.Лабораторный практикум.

  12. Открытая биология. Версия 2,5. Автор курса Д.И.Мамонтов.

Интернет-ресурсы:

  1. http://old.fipi.ru/ (Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ))

  2. http://www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, ФЦИОР)

  3. http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ЕК ЦОР)

  4. http://festival.1september.ru/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»)

  5. http://www.chemistry48.ru (Личный сайт)

  6. http://www.uroki.net/docxim.htm (Для учителя химии и биологии)

  7. http://www.krugosvet.ru/taxonomy/term/46 (Энциклопедия Кругосвет)

  8. http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass (Видеоуроки. Биология 10 кл)

  9. http://interneturok.ru/ru/school/biology/11-klass (Видеоуроки. Биология 11 кл)

  10. http://biology-online.ru/ (Современные уроки биологии. Биология онлайн)

  11. http://luts.ucoz.ru/load/27-1-0-109 (Занимательная биология)

  12. http://multiring.ru/course/biology/content/index.html#.VDoJ3FfgX5Q (Открытая биология)

  13. http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx (Тесты онлайн)

  14. http://85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/afrms.php?proj= (Открытый банк заданий ЕГЭ)

  15. http://ege.yandex.ru/ (ЕГЭ и ГИА на Яндексе)

  16. http://bio.reshuege.ru/ (Решу ЕГЭ по биологии. Тематические тесты)

  17. http://bio-faq.ru/map3.html (Тесты, задачи по биологии)

  18. http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

  19. http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.

  20. http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

  21. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  22. http://www.biolog188.narod.ru/ В помощь моим ученикам: сайт учителя биологии А.П. Позднякова. Ботаника, Зоология, Анатомия, Общая биология - конспекты уроков, лабораторные, контрольные работы, интересные статьи, методические разработки.

  23. http://biology.ru/раздел "Открытого колледжа" по Биологии. Учебник, модели, On-line тесты, учителю.

  24. http://www.skeletos.zharko.ru/ "Опорно-двигательная система человека". Образовательный сайт по предмету Биология, курс Человек. Строение скелета. Мышечная система. Как это работает. Приложения: 2 скелетных энциклопедии; для учителя - уроки, лабораторные, 6 тестов с ответами.

  25. http://www.biodan.narod.ru/   "БиоДан" - Биология от Даны. Новости и обзоры по биологии, экологии. Проблемы и теории. Есть тематические выпуски, фотогалереи, биографии великих ученых, спецсловарь.

  26. http://bio.1september.ru/urok/ - для учителей "Я иду на урок Биологии". Статьи по: Ботанике, Зоологии, Биологии - Человек, Общей биологии, Экологии.http://bio.1september.ru/ - газета "Биология" 

  27. http://nrc.edu.ru - "Биологическая картина мира" - раздел электронного учебника "Концепции современного естествознания". Концепции происхождения жизни и теории эволюции.  (Переход по ссылке внизу "Далее...".)

  28. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования

  29. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  30. http://school-collection.edu.ru/catalog/search - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  31. http://window.edu.ru/window/ - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.

  32. http://www.5ballov.ru/test - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.

  33. http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.

  34. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".

  35. http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html -тесты по биологии.

  36. http://www.kokch.kts.ru/cdo/ - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.